Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Представители российских страховых компаний неоднозначно относятся к инициативе ограничить в правах неопытных водителей, хотя именно эта категория клиентов является для них наиболее проблемной, свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Прайм Страхование».

Общественный совет при МВД России в конце сентября предложил ограничить возможности водителей-новичков по управлению автомобилями. Такая система действовала в СССР: первый год после получения прав автомобилисту не разрешалось ездить быстрее 70 км/ч, управлять машиной ночью и возить больше одного пассажира.

«Несмотря на то, что молодые водители действительно являются одним из основных «источников» аварий, отношение к предложенным инициативам у меня сложилось неоднозначное», — говорит руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Предлагаемые меры представляются сложнореализуемыми и в данном виде малоэффективными, поскольку все упирается в вопрос контроля. «Куда более действенной мерой может стать улучшение системы контроля в процессе выдачи водительских прав или финансовые меры. Могут быть увеличены коэффициенты по ОСАГО, увеличен размер штрафов за нарушения, совершенные молодыми водителями, введен дополнительный налог для молодых водителей. Наказание рублем — достаточно действенная мера», — уверен Макаров.

Проблема должна решаться в комплексе — через улучшение обучающих программ, более жесткий контроль обучающих организаций, увеличение обязательных часов, пропаганду и мотивацию дополнительных курсов вождения (скидки, преференции для неопытных водителей на курсах водительского мастерства), считает заместитель руководителя департамента автострахования компании «Росгосстрах» Павел Бородин.

По его словам, если общество или государство намерены делать шаги в этом направлении, необходимо создавать новую технологию, новый подход к работе сотрудников ДПС и тех структур, органов, организаций, в чьем ведении находится прямая или косвенная ответственность за безопасность на дороге.

«Чисто административные меры однобоки и, скорее всего, вызовут волну недовольства, а также, вполне вероятно, приведут к росту мздоимства на дорогах вместо мер, направленных на увеличение водительского мастерства», — говорит Бородин.

Существенного улучшения безопасности на дорогах такое нововведение не вызовет, т.к. самые «отчаянные» водители, которые и сейчас являются виновниками многих аварий, все равно не будут соблюдать новых законодательных норм, уверен руководитель отдела страхования автотранспорта СК «Чартис» Роман Тихоненко.

Подобные меры, вероятнее всего, приведут лишь к тому, что ГИБДД просто-напросто будет чаще останавливать автомобили из потока, далеко не всегда правильно идентифицируя возраст водителя. А это, в свою очередь, снизит общую скорость движения потока в больших городах и вызовет дополнительное недовольство водителей, прогнозирует эксперт.

Другая точка зрения

Ряд страховщиков придерживается противоположной точки зрения, и считает, что «поражение» в правах водителей только что севших за руль автомобиля пойдет на пользу, как безопасности дорожного движения, так и самим водителям, поскольку приведет к снижению для них тарифов.

«Думаю, что все страховщики поддержат любые ограничения в отношении этой категории. Более того, если таковые будут, включат в правила исключения по выплатам в случаях нарушений молодыми водителями ограничений. При этом, возможно, пересмотрят размер повышающих коэффициентов к тарифам. Например, снизят с реально существующих сегодня с 1,8-2,0 до 1,3-1,5», — говорит административный директор компании МАКС Виктор Алексеев.

«С точки зрения безопасности, предлагаемые изменения однозначно приведут к сокращению количества ДТП с представителями данной целевой аудитории, и, соответственно, понизится количество страховых событий», — считает директор департамента маркетинга и коммуникаций Первой страховой компании Андрей Коженков.

Бьются чаще, но «по мелочи»

Повышающие коэффициенты для новичков применяются как в ОСАГО, так и в страховании автокаско. При этом, если договор ОСАГО является публичным и страховщик не может отказать в его заключении, то в добровольном страховании автокаско компании часто выставляют заградительные тарифы для тех, кто сел за руль автомобиля сразу после получения прав.

«Неопытные водители, действительно, попадают в аварии на 20-30% чаще более опытных. При этом, как правило, они сами являются виновниками таких аварий», — говорит Тихоненко. По его словам, по автокаско «Чартис» не берет на страхование водителей с опытом менее одного года, так как это почти наверняка означает один или более убытков за год.

«Наша статистика свидетельствует, что убыточность у неопытных водителей в разы выше, чем у опытных. Однако, здесь есть свои нюансы. Молодой водитель на Opel, Ford, BMW, категорически отличается от водителей такого же возраста на Corolla, Chevrolet и Hyundai. Вторые значительно осторожнее, поэтому некоторые компании уже дифференцированно подходят к повышающим коэффициентам», — отмечает Алексеев.

Как правило, молодые водители, плохо зная габариты своего автомобиля, совершают незначительные, мелкие ДТП — повреждение краски при парковке, фронтальные удары в пробках, на перекрестках или столкновения при перестроении, в узких проездах, — сказывается недостаточный опыт, отмечает Бородин.

По его словам, это характерно и для городов с высокой плотностью движения, и для других. Можно предположить, что это следствие недостаточной подготовки водителей на этапе обучения вождению.

Молодые водители очень быстро проходят от стадии неопытного, всего опасающегося, водителя к осознанию себя водителем-профессионалом. Проблема в том, что подобное ощущение часто необоснованно и, как показывает практика, такие водители иногда не учитывают внешние факторы, которые случаются на дороге, констатирует Коженков.

«Нельзя говорить, что все водители в молодой возрастной категории лихачи, но среди страховщиков не случайно ходят грустные шутки про страхование водителей Mazda молодежного возраста, для которых слоган бренда «Зум..Зум..» — призыв к действию, и по которым убыточность зашкаливает все мыслимые пределы», — говорит Коженков.

Стоит отметить, что помимо стажа вождения страховщики при расчете стоимости страховки учитывают также и возраст водителя.

«Обычной для страхования является практика использования понижающих и повышающих тарифов в автостраховании в соответствии с возрастом водителя и стажем вождения. Не секрет, что наиболее «беспроблемной» для страховщиков являются водители старше 26 лет и с опытом вождения свыше пяти лет. С увеличением стажа и возраста начинают применяться понижающие коэффициенты», — сообщил руководитель розничного блока СГ МСК Сергей Ефремов.

Зарубежный опыт

Рассуждая на тему введения ограничения для молодых, стоит посмотреть на американский опыт, ограничения действуют в отношении лиц, чей возраст не превышает 18 лет, отмечает Бородин. При этом, по его словам, следует обратить внимание на требования к количеству часов вождения и введенной пропорции по дневному и ночному вождению.

«Скажем, для штата Нью-Йорк водитель должен иметь 50 часов практического вождения, из которых 15 — в ночное время, а для ряда штатов США ночное вождение дополнено требованием вождения в условиях недостаточной видимости, плохую погоду, что отражает специфику погоды в конкретном месте», — говорит он.

Как и в России, страховщики применяют за рубежом повышающие тарифы для молодых водителей.

В регионе Центральной и Восточной Европы начинающими являются, как правило, молодые по возрасту водители. В Европе признается тот факт, что наибольшее число ДТП приходится на долю молодых водителей, возраст которых не превышает 25 лет, отмечает директор по коммуникациям страхового холдинга Generali PPF Рихард Капса.

«Например, в Чешской Республике молодые водители попадают в ДТП на 90% чаще, чем «среднестатистический водитель». В целом, неопытные водители составляют одну из наиболее высоко рискованных категорий. Самый высокий риск представляют водители, на счету которых несколько совершенных ДТП, при этом начинающие водители относятся ко второму по степени риска сегменту», — говорит он.

В Чехии молодым водителям, возраст которых не превышает 22 лет, при приобретении страховки, аналогичной российскому ОСАГО, обычно приходится платить на 80-100% больше. Однако если в течение двух лет они демонстрируют безаварийное вождение, то могут рассчитывать на снижение цены страховки, благодаря системе бонусов, заключает эксперт.

04.10.12 РИА Новости ria.ru

Эксперты и игроки рынка ожидают «смены ветра».

Корпоративное страхование в России давно перестало быть флагманом страхового рынка. И хотя ежегодный прирост в данном сегменте составляет порядка 10—15%, в последние несколько лет, по оценкам экспертов, его доля в общей страховой премии не превышает 40%. Впрочем, эксперты и игроки рынка ожидают «смены ветра». Пока же в общем и целом ситуацию в этой отрасли можно назвать стабильной, если не считать нескольких событий, которые сегодня активно обсуждают игроки рынка.

Особо опасен

Речь в первую очередь идет о новом виде обязательного страхования, так называемом ОПО — страховании опасных производственных объектов, то есть объектов, при эксплуатации которых могут возникать различного рода аварии и происшествия. Это нефтепроводы, накопители промышленных стоков и отходов, водохранилища и т.п. Всего подобных объектов различного типа и формы собственности на территории страны насчитывается более 330 тыс.

Для осуществления данного вида страхования нужна лицензия, которая в том числе является свидетельством высокой квалификации компании, ее получившей, поскольку считается, что страхование ОПО достаточно сложное и требует глубокого знания вопроса. На сегодня соответствующее разрешение есть у 52 российских компаний—членов Национального союза страховщиков ответственности (НССО). Казалось бы, в условиях жесткой конкуренции появление новой ниши должно заметно оживить рынок, но многие аналитики относятся к новшеству довольно спокойно. По их мнению, это такой же вид страхования, как и любой другой. И в случае с ОПО, как и в случае с ОСАГО, всегда будут недовольные страховщики, которым по тем или иным причинам не удастся поддержать контакт с клиентом при работе именно в данном направлении. Конкуренция и в этой сфере будет развиваться по тем же правилам, что и во всех остальных, и с большой вероятностью останется на прежнем уровне. Единственное, что вселяет оптимизм, — прогнозируемый рост прибылей. Ожидается, что по итогам 2012 года ОПО даст не менее 10 млрд рублей прибыли. Впрочем, пока о значительных результатах говорить рано. Безусловно, принятие закона об ОПО — это значительный шаг вперед не только в плане развития корпоративного сегмента страхового рынка, но и в плане обеспечения социальных гарантий людей, работающих на опасном производстве.

В общем и в целом

Еще одним знаковым событием прошедшего года стало повышение требований к уставным капиталам страховых компаний в несколько раз. Так, согласно новым правилам Федеральной службы по финансовым рынкам, минимальный размер уставного капитала медицинских страховщиков теперь составляет 60 млн рублей, для универсальных страховых компаний нижняя планка установлена на уровне 120 млн рублей, для страховщиков жизни — 240 млн рублей, а для компаний, специализирующихся на перестраховании, — 480 млн рублей. Все это привело к тому, что ряд слабых игроков покинул рынок. Однако какого-либо значительного влияния на корпоративный сектор это не оказало, поскольку специфика развития российской экономики сегодня такова, что заниматься страхованием бизнеса могут себе позволить только крупные компании. Их позиции на рынке из года в год остаются весьма стабильными или незначительно меняются, они составляют основную и практически непреодолимую конкуренцию для новичков, они же вынуждены искать новые пути, чтобы приспособиться и выиграть в условиях меняющегося рынка.

В последнее время появилась заметная тенденция к росту и укреплению финансового сектора. Банки снова выходят на первые позиции по темпам увеличения прибылей и укрупнению бизнеса. Все это, конечно же, привлекает страховщиков. Но работа с финансово-кредитными учреждениями весьма специфична, их требования и уровень ожиданий высоки, поэтому основная тенденция, которая отмечается в этой отрасли, — появление большого количества сильных страховщиков при госбанках.

Увеличение доли государства в ключевых отраслях экономики — тенденция последних лет, которая оказывает существенное влияние на развитие современного рынка корпоративного страхования. По мнению специалистов, высокий уровень конкуренции во многом связан именно с этим фактором. Как отмечает директор департамента развития корпоративного бизнеса СГ МСК Наталья Вараксина, «рыночного бизнеса становится все меньше и меньше. Государственные предприятия и частные компании, обслуживающие государственные интересы, концентрируют центры принятия решений на уровне холдингов и корпораций. Возрастает роль и возможности крупных кэптивных страховщиков, появляются сильные игроки при государственных банках, активно участвующие в перераспределении страховых премий в свою пользу. При этом по-настоящему рыночный бизнес в России вообще развивается слабо, и, следовательно, поле для реальной конкуренции сокращается».

Вместо P.S.

В такой ситуации делать далеко идущие выводы непросто. Приведенное выше описание существующей системы, когда государство является основным акционером и инвестором многих отраслеобразующих предприятий, уже было признано несостоятельным на законодательном уровне. Поэтому власти предержащие предпринимают меры по улучшению экономического климата в стране. Вступление России в ВТО повлечет за собой ряд перемен, которые также окажут значительное влияние на состояние и развитие российского рынка в целом и каждой из его отраслей в частности. При этом эксперты весьма оптимистично ожидают положительных результатов по итогам текущего года. Предполагается, что источником нового 10—15-процентного роста прибылей (именно таковы прогнозы на 2012 год) в секторе корпоративного страхования, помимо ОПО, будет «продолжающееся динамичное развитие сегмента ДМС, а также расширение таких сегментов, как страхование строительно-монтажных рисков, ответственности перевозчиков и профессиональной ответственности в различных секторах рынка», — говорит аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина.

По ее мнению, в ближайшее время одним из основных векторов развития корпоративного страхования будет оставаться дальнейший рост конкуренции и консолидация рынка. Естественно, произойдет заметное сокращение количества операторов, а наиболее крупные компании усилят свои позиции. По мнению Анны Мишутиной, «подобные процессы будут актуальны и для розничного сектора. Если говорить о рынке страхования в целом, ключевым конкурентным преимуществом станет усложнение страховых продуктов и значительное расширение линейки предложения. Вступление России в ВТО станет сильным драйвером развития этих процессов, так как после переходного периода на рынок будет открыт доступ крупным западным игрокам».

05.10.12 Профиль profile.ru

Благодаря росту конкуренции на рынке труда, страхование все больше проникает в практику формирования соцпакетов компаний — а пока этот рынок растет только за счет корпоративного сегмента. За полгода объем премий петербургских страховщиков вырос на 8-9%, и по итогом года сборы удвоятся. Рост будет обеспечен в том числе за счет повышения стоимости медицинской помощи и, как следствие, роста тарифов по ДМС.

По итогам первого полугодия большинство страховых компаний нарастили портфели по ДМС. СК «Ренессанс-страхование» увеличила сборы по Петербургу на 55,4%, «Капитал-полис» — на 40%, филиал «Ингосстраха» — на 25%, «Альянс» — на 11%. Рост произошел как за счет привлечения новых клиентов, так и за счет увеличения тарифов, которое, в свою очередь, является следствием постоянного повышения цен на медицинские услуги, говорит Ифигения Майорова, заместитель директора по медицинскому страхованию Северо-Западной дирекции СК «Альянс» (товарный знак — РОСНО). Рост тарифов ЛПУ с начала года уже составил в среднем 6%, полагает управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс-страхование» Владимир Яковлев.

Цены и ценные кадры

В целом рынок ДМС в Петербурге за первое полугодие вырос на 8-9%, оценивают эксперты. Он стал развиваться экстенсивно: объем нового бизнеса очень мал, портфели страховщиков сохраняются за счет пролонгации существующих клиентов и расширения ими перечня услуг по программам, корпоративные клиенты перераспределяются между страховыми компаниями, лидерами в системе ДМС, отмечает Ифигения Майорова.

На развитие рынка большое влияние оказывает и ценовая политика страховых компаний. Сегодня она достаточно мягкая, что помогает росту, отмечает Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой группы «Капитал-полис». В то же время ценовая политика медицинских учреждений, будучи менее гибкой, будет по-прежнему приводить к тому, что прибыльность ДМС оставляет желать лучшего, продолжает он.

Другим позитивным фактором остается стабильность на российском рынке труда. Конкуренция за кадры повышает спрос на ДМС — активизировалось использование социальных пакетов, в составе которых ДМС занимает одну из наиболее значимых позиций.

Появившаяся для частных клиник (а многие из них принадлежат страховщикам) возможность участвовать в программах ОМС напротив пока не оказывает серьезного влияния как на рынок медицинских услуг в целом, так и на рынок ДМС, соглашаются эксперты. Работа в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), как правило, ведется по-старому, с четким делением потоков застрахованных по каждой системе, говорит исполнительный вице-президент ООО «1СК» по Северо-Западному федеральному округу Виталий Манкевич. Да и сами частные клиники страховщиков пока неохотно участвуют в системе ОМС, поскольку для большинства из них это попросту невыгодно, даже с точки зрения привлечения потенциальных клиентов, говорит директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых. Например, «Ингосстрах» пока участвует в этом проекте ресурсами только одной клиникой «Будь здоров» в тестовом режиме. «Если говорить о рынке в целом, то здесь пока не сформировано четкой картины, так как обновленное законодательство, разрешающее частным клиникам участвовать в системе ОМС, вступило в силу сравнительно недавно, и игроки рынка еще не успели накопить статистически значимый опыт работы в этом направлении», — добавляет господин Храбрых.

Тем не менее в перспективе возможность входить в систему обязательного медицинского страхования в уведомительном порядке повлияет на рынок ДМС. По мнению директора департамента личного страхования ООО «1СК» Елены Диесперовой, до сегодняшнего момента отсутствие системы софинансирования существенным образом тормозило развитие добровольного медицинского страхования.

Комплекс защиты

Наибольшим спросом среди корпоративных клиентов по-прежнему пользуются комплексные предложения по ДМС, условия которых позволяют сконструировать индивидуальные программы страхования, учитывающие интересы любого предприятия малого, среднего и крупного бизнеса. Большинство клиентов отдает предпочтение защите от всех рисков, выбирая амбулаторно-поликлиническую помощь, плановую и экстренную госпитализации, стоматологию, вызов врача на дом, прием узких специалистов, диагностику и другие услуги, говорит Владимир Яковлев. Растет интерес к индивидуальным программам с ориентацией на профилактику и предотвращение возможных заболеваний. Есть спрос и на health management, то есть управление здоровьем персонала через институт врачей-кураторов (или личных врачей), которые координируют оказание медицинской помощи сотрудникам компаний-клиентов. Эту технологию в компании применяют в сотрудничестве с корпоративными клиентами, что повышает медицинскую эффективность ДМС, снижает заболеваемость персонала и улучшает бизнес-результаты компаний, отмечает Владимир Яковлев.

По словам Владимира Храбрых, часть постоянных клиентов, желающих расширить покрытие ДМС, включают в него стоматологические услуги, различные программы профилактики, а также приобретают специальные пакеты для топ-менеджмента. На первом месте программы амбулаторно-экстренной помощи (вызов скорой помощи и экстренная госпитализация, без стоматологии), затем амбулаторно-стационарные программы, которые включают также плановую госпитализацию, потом идут программы, включающие стоматологическую помощь, отмечает Алексей Кузнецов. Последние клиенты предпочитают программы, ориентированные на прикрепление к одному стоматологическому центру либо сети стоматологических центров, с оплатой по так называемому подушевому нормативу.

На сегодняшний день не более 10% сотрудников российских предприятий имеют полисы добровольного медицинского страхования, и дальнейшее развитие сегмента будет напрямую зависеть от темпов проникновения ДМС в практику формирования соцпакетов российских компаний, считает Виталий Манкевич.

Что касается розницы в портфелях страховщиков, то ее доля по-прежнему остается небольшой — на сегмент частных клиентов приходится не более 5%, оценивает Владимир Яковлев. Особый менталитет наших граждан и высокая стоимость полиса ДМС для большинства россиян пока мешают развитию, отмечает Ифигения Майорова. Впрочем, многие клиенты, впервые получив полис ДМС от работодателя, затем обращаются уже в индивидуальном порядке, приобретая программы ДМС для своих родственников, покупая детские полисы, полисы для будущих мам и прочее, отмечает господин Храбрых. Корпоративный сектор все же занимает в портфелях страховщиков около 80%.

Плановые премии

При сохранении стабильности экономической конъюнктуры рост объема страховых премий в сегменте ДМС продолжится и достигнет 10-15% по итогам года, считает господин Яковлев. На рынке продолжится концентрация клиентов в топ-10 страховщиков ДМС. Будет расти стоимость медицинской помощи, что повлияет на рост премий, говорит госпожа Майорова.

В пределах 10-15% оценивает рост рынка и Алексей Кузнецов. Спрос на квалифицированные кадры растет и не удовлетворяется в полной степени, есть тенденция к повышению зарплат. Все это будет приводить к необходимости расширять социальный пакет, основой которого является ДМС.

Если негативные тенденции в экономике будут развиваться активно, то корпоративный сектор начнет сокращать страховые бюджеты, как это было в период прошлого кризиса, соответственно, сектор ДМС потеряет в объемах, а страховщики столкнутся с ростом уровня убыточности, предупреждает Владимир Храбрых. Но добавляет, что пока таких факторов не наблюдается, а развитие сегмента добровольного медицинского страхования идет в планомерном режиме.

05.10.12 Коммерсант kommersant.ru