Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова разработаны поправки к закону об ОСАГО, снимающие ограничение суммы возмещения ущерба при упрощенном способе оформления ДТП (европротокол). По замыслу авторов это позволит ликвидировать пробки в крупных городах, образующиеся из-за ДТП, участники которых часами ждут гаишников. Первыми воспользоваться новшеством смогут жители Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, но при условии, что автомобили оборудованы системой спутникового слежения, а в салоне установлен видеорегистратор.

«Мы предлагаем для Москвы и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в качестве эксперимента ввести меру, при которой в случае происшествия ДТП не вызываются сотрудники ДПС»,— заявил в субботу первый вице-премьер Игорь Шувалов. Сейчас участники большинства мелких аварий (без пострадавших) ждут инспектора ГИБДД, который должен составить схему ДТП и выдать справку для страховой компании. До его прибытия поврежденные машины перемещать нельзя, из-за чего образуются серьезные пробки, при этом ожидание нередко составляет три-пять часов. Особенно остро проблема стоит в Москве, где ежедневно случается до 1,5-2 тыс. небольших ДТП, и в других крупных городах.

Мера, о которой говорит господин Шувалов,— упрощенный порядок оформления ДТП, так называемый европротокол. Он позволяет водителям без участия полиции определять виновника аварии и составлять схему происшествия. Заполненные извещения о ДТП направляются страховщику, который принимает решение о выплате. В РФ европротокол так и не стал популярным: им пользуется только 4% автовладельцев. Водители боятся не угадать с суммой возмещения ущерба, которая может быть компенсирована при таком порядке оформления аварии,— не более 25 тыс. руб.

«Для укрупненных регионов России не будет такой потолочной величины,— пояснил Игорь Шувалов.— Уже потом можно будет разбираться со страховой компанией. Я считаю, что этот эксперимент будет успешным и по прошествии определенного времени будет распространен на всю страну. Но для остальной части страны мы должны повысить порог, который сейчас установлен, до 50 тыс. руб.».

Как сообщили «Ъ» несколько источников, близких к правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, поручение снять ограничение с суммы возмещения ущерба для европротокола Игорь Шувалов дал еще год назад. Минфин уже подготовил пакет поправок к закону об ОСАГО, который, по информации «Ъ», был одобрен на совещании у господина Шувалова. Помимо снятия лимита ущерба в проекте предусмотрено безальтернативное прямое возмещение убытка при аварии (после ДТП нужно будет обращаться только в свою страховую компанию, а не в компанию другого участника аварии).

Тем временем пользоваться экспериментальной схемой смогут далеко не все автовладельцы: в машине должны быть установлены видеорегистратор и система спутникового слежения. Как пояснил «Ъ» президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин, это нужно, чтобы «избежать роста страхового мошенничества». «Скорее всего, речь будет идти о регистраторах с функцией передачи данных по GSM на сервер, такой стоит около $200,— предположил директор по развитию ГК «Цезарь Сателлит» Игорь Хереш.— Что касается спутниковой системы, самый простой комплект, способный определять GPS-координаты, стоит около 10 тыс. руб. плюс 500 руб. в месяц абонентской платы. Смысла в нем особого нет, вероятно, понадобится система с датчиком удара — акселерометром. Его стоимость с установкой, калибровкой и годовой абонентской платой уже ближе к 20 тыс. руб.». Господин Хереш отметил, что в Европе системы с акселерометром ставятся за счет страховых компаний.

Несмотря на заявления господина Шувалова, лимит возмещения ущерба все-таки будет. Речь идет о максимальном ущербе имуществу, который может быть оплачен по ОСАГО. Сейчас предел этой суммы — 160 тыс. руб., но в подготовленных Минфином поправках — 400 тыс. руб., что и станет фактическим порогом.

По информации «Ъ», Игорь Шувалов поручил внести законопроект в Думу уже этой осенью, но рассмотрен он может быть весной. В РСА инициативу уже поддерживают. К тому же еще в ноябре 2011 года «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, увеличивающий порог суммы возмещения ущерба по европротоколу до 50 тыс., однако он до сих пор не был принят.

22.10.12 Коммерсант kommersant.ru

Порядка 30% договоров страхования квартир частными лицами приходится на новостройки. Сказывается наглядность риска: в новых домах даже вероятность протечки выше в силу неустраненных недоделок монтажа.

Многие собственники включают в покрытие и страхование гражданской ответственности, чтобы избежать конфликтов с соседями. «Чаще всего квартиры начинают страховать через 1,5-2 года после сдачи дома, к этому времени новоселы обычно завершают ремонт и хотят защитить себя от дополнительных непредвиденных затрат в случае, к примеру, банальной протечки воды», — отмечает директор филиала «Ингосстрах» в Петербурге Владимир Храбрых. «Протечки — причина страхового случая в новых домах примерно в 80% случаев», — добавляет Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования». Некачественный монтаж и плохая сантехника, установленная при типовой отделке, — эти недостатки проявляются в первые годы эксплуатации, и в этот период страхование особенно необходимо.

При этом не берется в расчет страхование в рамках ипотеки, так как продукты комплексного ипотечного страхования направлены на защиту от таких рисков, как смерть, утрата трудоспособности и как следствие невозможность погашения кредита, титульное страхование, страхование квартиры от полной гибели. А риски повреждения отделки квартиры, имущества, хранящегося в ней, и гражданская ответственность владельца квартиры редко или не полностью покрываются страховкой.

По словам Татьяны Бирюковой, начальника управления агентских продаж Северо-Западной дирекции СК «Альянс», из общей массы заключаемых договоров с частными лицами на страхование новых квартир приходится 30-40%, основная доля страховок все же связана со вторичным жильем. Вероятно, причина в том, что после покупки нового жилья у владельцев очень много хлопот с оформлением собственности, ремонтом и покупкой мебели, — до страхования просто не доходят руки, считает она.

В «Ингосстрахе» на страхование квартир в новостройках приходится порядка 30% запросов, а в «Ренессанс страховании» такие договоры составляют порядка 15% портфеля. «Культура населения, к сожалению, такова, что к страхованию оно прибегает либо в случае его обязательности, либо в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций. Если говорить о статистике, то в новостройках застраховано 10-15% квартир», — считает генеральный директор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев.

Работая с новостройками, страховые компании предлагают коробочное страхование и классический договор. Первое проще в оформлении: агент может выписать такой полис на месте, и даже осмотр квартиры экспертом необязателен. «Но и цена коробок выше примерно на 10-30%, так как компания закладывает риск, связанный с отсутствием осмотра», — поясняет Виталий Овсянников. Коробочное страхование невозможно для квартир в домах до 1970 года постройки. В классике же есть возможность учесть единовременную оплату, наличие других полисов в компании, нюансы охранной безопасности, ввести франшизу, что может удешевить полис. С другой стороны, здесь можно дополнительно застраховать расходы по найму, досрочному возвращению, замене дверных замков. Как правило, в случае с классикой эксперт выезжает с осмотром. Он необходим для квартир с дорогостоящей отделкой и ценным имуществом, квартир, где уже были страховые случаи, старого фонда, а также если у компании возникли вопросы при рассмотрении документов. «Коробочные продукты пользуются наибольшей популярностью, — говорит Владимир Храбрых. — Разброс цен в данном случае большой и зависит от выбранной программы страхования и лимита покрытия. Например, один из самых востребованных вариантов страхования отделки квартиры и движимого имущества на сумму 1 млн рублей составит 6000 рублей (меньше 17 рублей в день)».

«Чаще всего новоселы страхуют отделку новой квартиры, включая при этом в страховой полис дополнительные риски: противоправные и неосторожные действия третьих лиц при проведении строительных, монтажных или ремонтных работ, — говорит Татьяна Бирюкова. — Конструктивные элементы страхуют значительно реже, так как такая страховка существенно дороже».

Тарифы по страхованию квартир в новостройках составляют по конструктиву в пределах 0,1-0,17%, отделке — 0,3-0,7%, движимому имуществу — 0,3-0,7%, гражданской ответственности при эксплуатации квартиры — 0,4-1,3%.

Многие клиенты включают в договор риск причинения вреда третьим лицам либо приобретают полис страхования ответственности отдельно. «Часто страхуется ответственность квартиросъемщика в новых элитных домах и домах бизнес-класса, особенно когда покупатель видит дорогой ремонт в исполнении соседей и боится потом его оплачивать в случае ущерба», — говорит Александр Локтаев.

22.10.12 Деловой Петербург dp.ru

Проблемы с работой пунктов технического осмотра автомобилей вызваны не их переходом под контроль страховщиков, а тем, что часть из них лишена возможности такого контроля, объясняют страховщики раскритиковавшему их первому вице-премьеру Игорю Шувалову

В распоряжении «Ведомостей» оказался ответ страховщиков на обращение профобъединений операторов технического осмотра (ТО) в адрес первого вице-премьера Игоря Шувалова. Операторы ТО раскритиковали нынешнюю систему ТО, отмечая в письме, что «более 90% автовладельцев приобретают талоны (сейчас — диагностические карты) ТО в обход установленного законом порядка, без фактического диагностирования автомобиля».

Операторы ТО обратили внимание Шувалова на то, что «недобросовестные участники рынка <...> вступают между собой в сговор» и «открыто продают» карты ТО. Они просят «принять меры по пресечению деятельности мошенников». В противном случае, по их мнению, дело обернется «коррупцией, банкротством реальных пунктов ТО» и «катастрофическим увеличением аварийности на дорогах».

Шувалов поручил руководителям ФСФР Дмитрию Панкину и МВД Владимиру Колокольцеву проверить соблюдение закона о ТО, доложить о результатах в правительство и по необходимости подготовить изменения в законодательство.

С 1 января 2012 г. аккредитует операторов ТО Российский союз автостраховщиков (РСА), который ответил Шувалову, Панкину и Колокольцеву. На 10 октября аккредитованы 1220 операторов ТО, а в результате создания механизма контроля и регулярных выездных проверок снизилось число жалоб граждан на нарушения в сфере ТО. На примере Москвы, ссылается РСА на «Интерфакс», заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов подчеркнул, что количество пунктов ТО в 2011-2012 гг. в Москве увеличилось втрое, а москвичи перестали жаловаться на очереди при прохождении ТО.

До 1 января по договорам с полицией ТО проводили операторы, которых РСА включил в свой реестр (всего 2041 организация) только по предоставленным МВД сведениям, без проверки, пишет союз. Многие из них и подписали письмо Шувалову. При этом если за нарушения аккредитованным операторам грозит наказание вплоть до лишения аккредитации, то включенных в реестр без нее нельзя не только наказать, но и проверить, говорится в письме РСА. Большинство жалоб граждан как раз связано с деятельностью неаккредитованных организаций, которые завышают стоимость услуг по ТО, навязывают дополнительные услуги либо предоставляют документы о соответствии транспортных средств требованиям безопасности (талоны ТО, диагностические карты), не проводя технического диагностирования.

Для повышения качества контроля за операторами ТО целесообразно наделить РСА полномочиями по проведению проверок организаций, ранее занимавшихся техосмотром и включенных в реестр автоматически, комментирует представитель союза. Кроме того, РСА готов к сокращению переходного периода, по истечении которого в сфере ТО могут работать только операторы, прошедшие аккредитацию в РСА. По закону этот период составляет два года, но союз готов до 1 января 2013 г. аккредитовать все организации, включенные в реестр (их около 1900). Также РСА готов технически взять на себя функции оператора единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО).

Полностью правых в этом конфликте нет, отмечает источник в правительстве. Часть операторов ТО, включенных в реестр без аккредитации, работают нормально, в то время как среди новых есть те, кто выдает талоны без диагностики. Есть и страховщики, которые продают талоны, говорит собеседник «Ведомостей». Если РСА наделить правом проверять всех операторов ТО, то за профанацию отдельных операторов надо наказывать союз, считает он.

ФСФР проверяет страховые компании на соблюдение ими законодательства о ТО, говорит представитель службы, чиновники проводят выездные мероприятия и анализируют представленные по запросам документы, ведется диалог с МВД и РСА.

22.10.12 Ведомости vedomosti.ru