Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Департамент экономической и информационной защиты бизнеса компании «Росгосстрах» выявил за 9 месяцев 2012 года 542 случая страхового мошенничества, в том числе с участием преступных групп. Предотвращено убытков в результате мошенничества и возвращено в компанию 633,9 млн рублей, говорится в сообщении страховщика.

«К сожалению, мы наблюдаем тенденцию к увеличению мошенничества в страховании, — говорит вице-президент, руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса компании «Росгосстрах» Александр Мозалев. — Число преступных групп в этом бизнесе растет, преступники находят новые способы мошенничества, в ход идут любые доступные им методы от банального криминала, до серьезно разработанных операций с привлечением не только экспертных организаций, но и представителей государственных структур. И на сегодня мы пока в этой борьбе часто запаздываем, однако, уверен, что в ближайшее время совместно с правоохранительными органами нам удастся переломить ситуацию. Это подтверждает и опыт нашей совместной работы в вышеупомянутых регионах».

По материалам о противоправной деятельности в отношении компании, подготовленным и переданным службой безопасности в правоохранительные органы, возбуждено 219 уголовных дел, привлечено к административной ответственности 189 человек. В ходе расследования данных дел специалисты службы безопасности оказывали всестороннюю квалифицированную помощь сотрудникам правоохранительных органов по вопросам организации страховой деятельности компании.

В рамках профилактики страхового мошенничества в течение 9 месяцев 2012 года проведено 924 предстраховых проверки, выявлено и предотвращено 100 фактов подготовки мошеннических действий, по результатам которых возбуждено 30 уголовных дел. Сумма предотвращенного в результате предстраховых проверок ущерба составила 113 млн рублей.

Благодаря совместным действиям работников компании, сотрудников полиции и частных детективов обнаружено и возвращено 167 транспортных средств из ранее угнанных у клиентов.

Большая часть попыток страхового мошенничества была предпринята в автостраховании, страховании имущества, страховании от несчастных случаев, а также ипотечном страховании. В частности, 11 уголовных дел, возбужденных на основании подготовленных службой безопасности компании материалов, рассматривается в настоящее время в Пермском крае. Дела возбуждены в отношении членов организованной преступной группы, занимавшейся инсценировкой ДТП, а впоследствии представлявшей в страховые компании подложные документы о повреждениях ТС с целью получения страховых выплат. В группу входило около 30 человек, из них трое — сотрудники ДПС ГИБДД. На этапе предследственной проверки находятся аналогичные материалы в таких регионах как Самара, Краснодарский край, Саратовская и Ростовская область.

10.10.12 Бизнес-Тасс biztass.ru

Банки активно наращивают кредитные портфели. Но, чтобы уберечь себя от рисков, настаивают на всевозможных страховках заемщиков. При этом некоторые игроки успевают заработать не только на банковском бизнесе, но и на страховках. Портал Банки.ру выяснял, почему львиную долю стоимости страховки составляет комиссия банку, а кредитные организации не хотят, чтобы полисы для их клиентов были дешевле.

Кредит с нагрузкой

Вы приходите в банк за автокредитом или ипотекой. От вас требуют страховку — страхование имущества, жизни и здоровья, ответственности. Банк предлагает: вот вам список аккредитованных страховщиков, выбирайте. Лишь раз в год, продлевая страховку по КАСКО или ипотеке, вы думаете, как оно все-таки дорого. Но в итоге закладываете эту дороговизну на страховку в общую цену кредита. Действительно, снизить цену страховки у клиента не получится, но банки вполне могут повлиять на это. Только не хотят.

Понятно, что страховщики, использующие банки как канал продаж, должны платить за это комиссию кредитной организации. По словам Павла Самиева, заместителя генерального директора «Эксперт РА», сегодня более 80% полисов по околобанковским страховым продуктам (КАСКО, страхование имущества (квартиры), титула, жизни и здоровья заемщика, ответственности заемщика) оформляется именно в банках, при непосредственном участии сотрудников кредитных организаций. При этом доля в совокупных взносах страховых компаний, которая приходится на продажи через банки, уже приближается к 25%. Это делает банковское страхование ключевым драйвером роста рынка и важнейшим каналом дистрибуции для страховщиков. Видимо, поэтому размер вознаграждения устанавливается именно банком и зачастую достигает 80% от стоимости полиса. Естественно, часть этих расходов ложится на клиентов — физических лиц.

Комиссия сверх меры

Банки отлично понимают: для страховых компаний банковский канал продаж — ключевой, желанный и перспективный. «В этом случае логичным для банков — партнеров страховых компаний является установить свои правила игры (величину комиссии за продажу продукта) и увеличивать свою прибыль, — рассказывает Карина Артемьева, начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства. — При этом надо четко понимать, что в итоге большую комиссию оплачивает не страховая компания, а, конечно же, клиент». Эту острую тему кредитные организации стараются обходить стороной, не называя имен и не приводя никаких цифр, только уверяют: дескать, страховщики сами устанавливают стоимость услуги, банки принимают все полисы, ничего не получая от компаний, не заключивших с нами агентское соглашение. Только данных по поводу того, какую долю занимают такие не оплаченные компаниями полисы в портфеле банка, никто не приводит. Скорее всего, эта цифра стремится к нулю.

Наиболее показательно и наиболее странно выглядят в данной ситуации некоторые аффилированные с банками страховые компании. Казалось бы, они и есть самый выгодный выбор, цена там будет ниже, чем у страховщиков «с улицы». Банк заинтересован в наращивании кредитного портфеля, а значит, его страховщик застрахует заемщика по самой выгодной цене. Но не тут-то было. Схема совсем иная. Банк берет заемщиков различной степени риска в свой замечательный портфель, страхует их в своей «карманной» страховой компании, которая затем перестраховывает свои риски. Если разложить стоимость полиса по полочкам, выходит, что даже у дочернего страховщика 30—80% от стоимости страховки уходит банку. Доли, которые аффилированные страховщики «отстегивают» материнским банкам, похожи на дань: уровень комиссионных колеблется от 31,92% у «Алико» до 77,5% у СК «Дженерали ППФ Общее страхование», или от 1,130 млрд до 1,596 млрд рублей соответственно.

Согласно оценкам «Эксперт РА», по итогам 2011 года доля продаж через банковский канал у компаний группы «Дженерали ППФ» (ООО «Дженерали ППФ Страхование жизни» и ООО «Дженерали ППФ Общее страхование») составляла 85,5%, у «Сосьете Женераль Страхование» (ООО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование Жизни» и ЗАО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование») — 100%, у группы «АльфаСтрахование» — 14,6% (данных отдельно по страховщику жизни нет), у «Русский Стандарт Страхование» — 83,6% (ЗАО «Русский Стандарт Страхование» и ООО «Компания банковского страхования»). «В топ-15 шесть компаний напрямую принадлежат банкам, а доля продаж через банковский канал у них превышает 83%», — отмечают в «Эксперт РА».

Две схемы

В самих банках, удачно связанных со страховыми компаниями, уверяют, что дают клиенту свободу выбора. «В любом случае банк предоставляет своим клиентам выбор либо страховой компании, либо необходимости страховать свои риски вообще, — рассказывает Надежда Куликова, начальник управления депозитных, страховых и расчетных продуктов банка «Хоум Кредит». — В рамках предложений, где наличие страховки обязательно и банк предоставляет перечень страховых компаний, с которыми сотрудничает по данному продукту, полисы сторонних компаний не рассматриваются». Как пояснил представитель «Дженерали ППФ» в России, «банк «Хоум Кредит» исторически является одним из ключевых партнеров и обеспечивает существенную часть продаж». При этом в компании уверены, что размер вознаграждения, который уплачивается страховой компанией банкам, находится на рыночном уровне.

Страховые компании и банки могут работать по двум схемам: на индивидуальном договоре, когда кредитная организация заключает со страховщиком агентский договор, и на коллективном. По первой схеме таких агентов у банка может быть много. К примеру, в Абсолют Банке нам привели список из 12 компаний. А заемщик в этом случае заключает договор со страховой компанией напрямую. Вторая схема предполагает заключение единого договора страхования с одним (двумя, тремя) страховщиками. К ним заемщик присоединяется, заключая договор с банком. Например, банк «Ренессанс Кредит» работает с несколькими партнерами: ООО «Группа Ренессанс Страхование», ОАО «СК Альянс», ООО «СК Ренессанс Жизнь». «Эти компании входят в аккредитованный список, и с ними мы работаем по коллективной схеме страхования, — рассказывает Мария Тимошенко, начальник управления по взаимодействию со страховыми компаниями банка «Ренессанс Кредит». — Специфика данного вида подключения такова: клиенту не оформляется отдельный полис, по своему желанию он может присоединиться к программе страхования, которая существует в банке».

Как пояснили Банки.ру в «Дженерали ППФ», у страховщиков, которые работают с банками по коллективному договору, комиссия не будет отражаться в отчетности. Это значит, что при покупке заемщиком КАСКО или ипотечной страховки по коллективной схеме комиссию из стоимости полиса банк сразу оставляет себе. И заемщик даже не может посчитать, какова реальная стоимость договора страхования.

Индивидуальная схема страхования пугает комиссиями, но зато она позволяет работать непосредственно с клиентом банка, а значит, обеспечивает большую прозрачность всего процесса: заемщик покупает полис, а страховая компания сама оплачивает банку услугу за привлечение клиента. В «Дженерали ППФ» используется именно индивидуальная схема, отсюда в отчетности такой уровень комиссий.

Несмотря на разницу подходов банков, для клиента особых отличий нет. В любом случае он платит примерно одинаково. Однако при индивидуальной схеме он может подсчитать эту цифру. По сути, банки могут устанавливать любой уровень комиссий. Например, недавно глава дирекции банковского страхования Сбербанка Александр Газизов похвастался тем, что за первое полугодие 2012 года банк собрал 8,8 млрд рублей комиссии от продажи полисов, а по итогам года ожидается 16 млрд.

Лидеры отказов

Еще одна проблема — получить выплаты по страховке. В лидерах страховщиков по невыплатам — семь компаний, так или иначе связанных с банками. Например, на втором месте по соотношению отказов в выплате к числу заявлений о страховом случае находится СК «Сосьете Женераль Страхование», которая отказала в 80,8% (59 из 73) обращениях за выплатами в первом полугодии. На втором — «Авангард-Гарант», отказавший по 75,3% обращений (283 случая). Третье место занимает пока еще малоизвестная, но уже набирающая обороты компания «ЭчДиАй Страхование». Ее результат впечатляет — 75% отказов: в трех из четырех случаев обращений за выплатой. Она косвенно имеет отношение к Ситибанку (через HDI-Gerling, группа Talanx). Другой страховщик, связанный с Ситибанком, — «СиВ Лайф» занимает четвертое место, отказав по 66% обращений (177 случаев). Пятерку замыкает «Русский Стандарт Страхование», отказавший 54,1% клиентам, обратившимся за выплатой (3 413 из 6 303).

Как сэкономить?

При желании заемщика сэкономить на страховке и в итоге почти гарантированно получить выплату при наступлении страхового случая выход один — выбрать лучшую цену из приличных страховщиков, и совсем не обязательно, чтобы выбранная компания работала именно с вашим банком. В этом случае банк должен будет проверить страховую компанию, а последняя, в свою очередь, — предоставить необходимые для этого документы.

«Клиент может оформить договор страхования в компании, не учтенной в списке банка, но такая компания должна быть проверена банком в соответствии с требованиями, предъявляемыми кредитной организацией к страховщикам, — рассказывает Роман Карандин, начальник отдела банковского страхования Райффайзенбанка. — Если предложенная компания пройдет проверку, такой договор может быть принят банком». А требования, которые банк предъявляет к страховым организациям, должны соответствовать Постановлению № 386 правительства РФ и требованиям Федеральной антимонопольной службы.

Зато экономия налицо. Для сравнения: страхование имущества (квартиры) в компании «КИТ Финанс» (direct страхование) обошлось в 5 тыс. рублей против 16 тыс., которые озвучил менеджер Сбербанка за полис аккредитованных при нем страховщиков.

11.10.12 Банки.ру banki.ru

Самыми неблагополучными городами России по числу угонов являются Иркутск и Санкт-Петербург. Об этом сообщается в пресс-релизе страховой компании «Цюрих». В пятерку любимых городов автоугонщиков за период с января 2010 по август 2012 года также вошли Барнаул, Самара и Тольятти.

По оценкам страховой компании, частота угонов в Иркутске в 2010 году составила 1,22 процента от общего числа застрахованных компанией машин. В северной столице этот показатель составил 0,81 процента.

В 2012 году в лидеры по угонам вышла Самара с отметкой в 0,93 процента. Иркутск занимает вторую строчку — 0,75 процента. Следом идут Барнаул (0,59 процента), Тольятти (0,57 процента) и Санкт-Петербург (0,56 процента).

Из списка городов с наибольшим числом угонов в 2012 году, по данным страховщиков, вышли Иваново, Хабаровск и Томск. Самыми безопасными городами за период с января 2010 по август 2012 года стали Киров, Ростов-на-Дону и Тюмень. Данные по Москве, в которой зарегистрировано свыше четырех миллионов машин, компания не приводит.

Наиболее угоняемым автомобилем страховая компания, на которую ссылается «Российская газета», назвала Audi Allroad. В ГИБДД самыми угоняемыми называют автомобили «АвтоВАЗа».

Как отмечает «РГ», данные одной страховой компании нельзя считать объективной оценкой всего автомобильного рынка, так как разные компании по-разному представлены в российских регионах.

По данным компании «Автолокатор», специализирующейся на установке спутниковых охранных систем, в Москве и Подмосковье самыми угоняемыми машинами за последние три года стали Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. В июне 2012 года другая компания, занимающаяся спутниковыми охранными системами, «Цезарь Сателлит», также указала в числе наиболее угоняемых машин Mazda 6.

12.10.12 Лента.ру lenta.ru