Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Новый лимит выплаты по ОСАГО в части причинения вреда имуществу пострадавших в ДТП может начать действовать в России уже с 2013 года. Минфин РФ предлагает повысить планку до 400 тысяч рублей с нынешних 120 тысяч рублей.

По оценкам страховщиков, это приведет к росту тарифов на ОСАГО примерно на 30%. Минфин свои расчеты еще не провел, но считает, что роста тарифов на треть автовладельцам ждать не стоит.

Портал «Прайм Страхование», на основе данных по добровольному страхованию автогражданской ответственности (ДС АГО или расширение ОСАГО), со своей стороны, попробовал оценить, во сколько могут обойтись автолюбителям новые лимиты, и пришел к выводу, что оценки страховщиков имеют право на существование, но все-таки завышены.

Как расширить ОСАГО

Для начала, напомним, как работает полис добровольного страхования автогражданской ответственности. Он имеет франшизу (неоплачиваемый страховщиком убыток) в размере лимита ОСАГО. Таким образом, если ущерб от ДТП превышает лимит ОСАГО, то пострадавший получает выплату по двум страховкам, 120 тысяч рублей по ОСАГО и оставшуюся часть убытка по ДС АГО.

Прежде всего, пока только 14% всех полисов ОСАГО имеют расширение, при этом граждане проявляют более высокую сознательность (уровень проникновения 15%), чем предприятия и организации (уровень проникновения только 9%). При этом год назад, лишь 9% полисов ОСАГО продавалось с расширением. Можно констатировать, что добровольное страхование автогражданской ответственности становится более популярным.

«Постепенно популярность ДС АГО возрастает, так как текущий лимит по ОСАГО, сохраняя номинальный размер, корректируется инфляцией, а ДС АГО имеет вполне доступный для подавляющей части населения и юридических лиц размер премии», — говорит руководитель департамента розничного страхования «Чартис» Роман Тихоненко.

Лидеры рынка

Ситуация с популярностью ДС АГО меняется от одной компании к другой. Так, почти самая высокая доля полисов с расширением в СК «Альянс» — 45% от полисов ОСАГО. Отметим, что «Альянс» (ранее «РОСНО») еще на заре ОСАГО предложил программу расширения до 1 миллиона рублей за 1 доллар. Сначала она действовала только для мощных машин, потом распространилась на все автомобили. Сейчас полис с лимитом 3 миллиона рублей стоит 300 рублей. Средняя цена ДС АГО в «Альянсе» самая низкая среди топ-25 страховщиков по этому виду страхования и составляет 342 рубля или всего 8% от средней стоимости полиса ОСАГО в компании.

Стоимость полисов ДС АГО в «Альянсе» наиболее часто приводится в качестве аргумента, что увеличение лимита ОСАГО не должно привести к значительному росту тарифов. Этот аргумент действительно можно было бы использовать, если бы не одно «но» — выплаты «Альянса» по ДС АГО превышают взносы, то есть этот вид является убыточным для компании. Так по итогам первого полугодия 2012 года, уровень выплат «Альянса» по этому виду страхования составил 115%. Примерно такая же картина была и по итогам 2011 года. Кроме того, почти половина всех отказов в выплате по этому виду страхования по всему рынку пришлась на «Альянс», возможно, таким способом, страховщик пытается снизить убыточность операций.

Впрочем, директор по страхованию автогражданской ответственности центра управления обязательными видами автострахования СК «Альянс» Андрей Антохонов связывает высокий уровень отказов компании в выплате с высоким уровнем проникновения ДС АГО. «Такая ситуация складывается в связи с тем, что уровень мошенничества в страховании все еще очень высок, причем очень часто этим грешат простые автовладельцы, которые считают, что в том, чтобы «заработать» немного денег на страховой компании, нет ничего зазорного. В СК «Альянс» очень высок уровень проникновения расширения по ОСАГО…, поэтому количество обращений значительно больше, чем в других компаниях, в том числе обращений по случаям, которые однозначно не должны оплачиваться», — говорит он.

Наиболее высокий уровень продаж ДС АГО по отношению к портфелю ОСАГО — у страховой компании «Интач Страхование», которая специализируется на прямых продажах полисов автострахования, он составляет 64%, при этом средняя стоимость страховки составляет 990 рублей.

Тройка лидеров по ДС АГО полностью повторяет тройку лидеров по ОСАГО. Это «Росгосстрах» , «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» . Из этой тройки самая дешевая стоимость полиса у «Росгосстраха» — всего 612 рублей, это второй после «Альянса» самый низкий показатель стоимости страховки из топ-25. Вместе с тем, необходимо отметить, что в отличие от «Альянса», где расширение ОСАГО стоит всего лишь 8% от полиса ОСАГО, в «Росгосстрахе» этот показатель составляет 24%. Таким образом, низкая стоимость полиса ДС АГО «Росгосстраха» явно связана со структурой портфеля страховщика, в которой значительная часть продаж приходится на регионы. В регионах автопарк не такой дорогой, как в столице и крупных городах, а значит лимиты ДС АГО явно ниже московских, как и стоимость расширения.

В Москве, по опросу «Прайм Страхования» среди страховщиков, самым востребованными лимитами ДС АГО являются лимиты, от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, а в регионах речь идет о существенно более низких лимитах.

Средний лимит по ДС АГО в компании «АльфаСтрахование» составляет 600 тысяч рублей. «Естественно, что в Москве более популярен лимит до 1 миллиона рублей, а в маленьких городах вовсе не пользуется спросом, либо лимит до 300 тысяч рублей», — говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

В «РЕСО-Гарантии» самые популярные лимиты ответственности 300 тысяч и 600 тысяч рублей. По словам заместителя гендиректора компании Игоря Иванова, 78% портфеля ДС АГО составляют именно такие договоры.

В настоящее время средняя выплата по добровольной автогражданке составляет по полисам физических лиц около 75 тысяч рублей и в среднем по всем полисам около 73 тысяч рублей. При этом, самая высокая средняя выплата — более 231 тысячи рублей — у «Ренессанс Страхования». У лидеров рынка ОСАГО и ДС АГО «Росгосстраха» и «Ингосстраха» — в районе 110 тысяч рублей.

Таким образом, с учетом наиболее популярных лимитов ДС АГО и размеров средней выплаты в целом по рынку и компаниям лидерам, можно констатировать, что предлагаемый Минфином лимит по ОСАГО в 400 тысяч рублей является достаточным.

Бояться ли роста тарифов?

С учетом того, что средний лимит выплат по ДС АГО превышает 400 тысяч рублей, то для оценки возможного роста тарифов на ОСАГО при увеличения лимита выплат можно использовать стоимость расширения ОСАГО.

В среднем по рынку цена полиса ДС АГО составляет 902 рубля или 30% от стоимости полиса ОСАГО, для физических лиц цифры еще ниже — 721 рубль, или 26% от стоимости ОСАГО. Совсем другая картина для предприятий и организаций. Для них средняя стоимость ДС АГО составляет 3252 рубля или 73% от стоимости ОСАГО. Но предприятия часто покупают более высокие лимиты, нежели, чем простые автолюбители.

Подводя итог, можно отметить следующее: оценка страховщиков о примерно 30% росте тарифов на ОСАГО при увеличении лимита до 400 тысяч рублей в целом по рынку действительно имеет под собой некие основания, но важно отметить, что рост тарифов для автолюбителей, а также предприятий и организаций должен будет существенно различаться.

Кроме того, ОСАГО с новым лимитом в 400 тысяч будут покупать не 14% сознательных автовладельцев, которые сейчас покупают расширение, а все 100%, и этот фактор должен будет также внести существенную роль и привести к снижению роста стоимости ОСАГО.

18.10.12 РИА Новости ria.ru ; Прайм-Тасс prime-tass.ru

Билеты для морских и авиапассажиров подорожают больше других

Минфин РФ внес в правительство один из ключевых документов, необходимых для начала работы рынка обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) – проект тарифов на все виды пассажирского транспорта. Новый вид обязательного страхования грозит ростом цен на билеты. А приведет ли это к повышению безопасности – пока непонятно.

Минфин отправил на ведомственные согласования проект постановления правительства по тарифам обязательного страхования пассажирских перевозок. Текст проекта в ближайшее время появится на официальном сайте – сообщила замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. По ее словам, основные подходы при формировании тарифов сохранились, но «немножечко снизились тарифы по водному транспорту, по автомобильному транспорту городского значения». Снижение произошло по разным видам перевозок в пределах от 2 копеек до 5 рублей с каждого пассажира, пояснила она. Кроме этого, Минфин с помощью предприятий-перевозчиков собрал более точную статистику по объемам перевозок, благодаря чему некоторые группы перевозчиков разделил на подгруппы. Такое уточнение коснулось перевозок внутренним водным транспортом. В этой области появилась подгруппа перевозок, укладывающихся в 24 часа и выходящих за пределы суток. «Для одних тарифы будут повыше, для других – пониже», – добавила Балакирева.

Минфин рассчитывает, что правительство одобрит тарифы до конца октября, а уже с 1 января 2013 года новый вид страхования будет введен полностью.

Напомним, что Минфин по поручению правительства еще в августе опубликовал на сайте проект тарифов для проведения экспертизы. Страховой тариф по каждому из рисков определялся в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта. В правительство проект должен был быть внесен до 1 октября, однако, как видим, сроки были сорваны.

Данный документ вызвал большую дискуссию среди игроков рынка. В частности, перевозчики резко раскритиковали документ, отмечая, что тарифы слишком высоки и они «убьют автомобильные перевозки».

Изначально самые высокие тарифы предполагались для морского транспорта – на уровне 22,48–45,25 руб. с каждого пассажира. За ним следовали воздушный транспорт (9,87–19,87 руб.), междугородные и международные автобусные перевозки (9,14–18,40 руб.). Премия на пассажира по внутреннему водному транспорту была определена на уровне 8,66–17,42 руб.; по пригородным автобусным перевозкам – 1,34–2,70 руб.; в рамках перевозок поездами дальнего следования – 1,05–2,11 руб. В остальных случаях премии на человека были определены из расчета менее 1 руб. и страховые тарифы оказались соответственно ниже. Так, страховые платежи при перевозках городским автобусом составят 0,43–0,87 руб., троллейбусом – 0,33–0,67 руб., трамваем – 0,15–0,31 руб. Впрочем, как отметила Балакирева, по итогам экспертизы тарифы по ряду социально значимых видов перевозок были снижены, однако насколько – пока непонятно.

Как отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев, больше всего для пассажиров могут подорожать билеты на водный транспорт и билеты на воздушные суда. «Перевозчики говорят о том, что тарифы, предлагаемые Минфином, завышены в несколько раз. На самом деле посчитать точно, в какую сумму должна перевозчикам обходиться страховка, очень сложно, – сетует он. – Здесь используется своя методология, рассчитываются премии и страховые резервы. Есть и еще один скользкий момент: пока непонятно, кто и в каком объеме будет обращаться за страховыми выплатами, а от этого очень сильно зависит сумма страховых взносов. У нас население практически не обращается за помощью по мелким травмам, да и ГИБДД их не фиксирует. Однако если введут новую систему, ситуация может измениться».

Вообще, по мнению Клюева, вводить систему страхования пассажиров необходимо – в конце концов такая система работает в пользу граждан, так как может повысить безопасность на транспорте. Особенно это касается автодорожного транспорта, пригородных автобусов и маршруток. «Но исходя из того, что перевозчики заявляют о том, что тарифы завышены в разы, то, видимо, подорожание билетов для пассажиров будет существенным и составит не несколько копеек или десятков копеек, как уверяет Минфин, а существенно больше», – считает он.

В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Андрей Шенк полагает, что минимальные изменения произойдут с авиаперевозками – из-за небольшой страховой суммы относительно цены на билет. Здесь удорожание будет менее 1%. «Более всего подорожают перевозки городским транспортом, однако стоит отметить, что этот вид перевозок зачастую производится госкомпаниями, поэтому удорожания может и не произойти, – размышляет он. – У частных перевозчиков цены возрастут на 2–3%. Цены на морские перевозки и перевозки дальнего следования также останутся практически без изменения».

При этом, по его словам, страхование ответственности является довольно важным шагом, учитывая частоту происшествий с участием пассажиров. Однако правительственные решения направлены скорее на сокращение бюджетных издержек на выплаты компенсаций, нежели чем на предотвращение происшествий. «Проблемы могут возникнуть, как всегда, из-за неосведомленности людей по поводу страхования, а также могут появляться недовольные удорожанием билетов на все виды транспорта, – предупреждает он. – С высокой долей вероятности проблемы появятся и с оформлением страховки, так как страховые компании могут не успеть подготовиться к работе в новых условиях».

19.10.12 Независимая газета ng.ru

Все мы сродни охотнику или рыболову, подстерегающему добычу, — испытываем удовольствие, если удается получить качественную вещь по выгодной цене. А уж когда дело касается не совсем однозначных для российского потребителя трат, желание сэкономить усиливается многократно. Несмотря на постепенно меняющееся сознание, экономия на страховке по-прежнему остается сильным мотиватором для клиента.

Вот тут и возникает главный вопрос, связанный с особенностью страхового продукта. Возможно ли получить качественную услугу по низкой цене и как определить ее качество на момент приобретения полиса? В странах с развитой законодательной базой ответ однозначен: качественная страховая услуга за приемлемую цену возможна. В российских же реалиях лучше разбираться в причинах дешевизны. Приходится отличать демпинг и просчитанную сегментацию рисков, что не всегда под силу даже профессионалам.

Как же отражается применение страховой компанией подобных методов на конечном потребителе?

В случае с демпингом снижение цен относительно уровня конкурентов производится искусственно, без просчета влияния на портфель и финансовый результат компании. Демпинг приводит к увеличению количества клиентов, но вместе с тем и к увеличению количества страховых случаев и всегда имеет отрицательный финансовый результат. Спустя полгода-год такой деятельности компания оказывается под валом убытков, в большинстве случаев непрогнозируемых, поскольку получает приток клиентов «нового типа», в то время как прогнозы строятся исходя из текущего стабильного страхового портфеля. Ситуация с покрытием убытков еще более усугубляется сниженными ценами. Из двух зол, как известно, выбирают меньшее. Невзирая на репутационные риски, компания становится на путь экономии. Чтобы хоть как-то приблизиться к запланированным показателям, она изменяет политику выплат: урезает нормативы расчета выплачиваемых сумм, внедряет дополнительные основания для отказов, в спорных случаях принимает решения о невыплатах.

Второй путь — ценовая сегментация. Будучи внешне схожа с демпингом, она дает абсолютно противоположные результаты. Суть заключается в выделении наиболее приоритетных сегментов, на которых планирует сосредоточиться компания, и снижении в них цены услуг в сочетании с одновременным повышением цены в других сегментах. Например, если компания видит, что семейные водители реже, чем несемейные, попадают в аварии, она может немного повысить цены для несемейных, но значительно опустить цены для семейных. При этом чем больше подобных групп выделено в компании, тем эффективнее работает эта методика. В мире предпринимаются попытки сегментировать клиентов даже по знакам зодиака.

За время работы мне довелось видеть применение на практике обеих таких методик. Очевидно, что методика с сегментированием намного более сложна и трудоемка, требует гораздо больше времени для воплощения ее в жизнь и большей квалификации от сотрудников, но в перспективе оказывается намного эффективней. Работая в соответствии с данным подходом, компания получает тех клиентов, с которыми она привыкла и умеет работать, умеет прогнозировать их убытки.

В завершение хотелось бы дать небольшую подсказку, как, ища для себя наиболее выгодное по цене предложение, вовремя распознать природу скидки и избежать дальнейших неприятностей. Увидеть, что называется, товар лицом на момент страхования достаточно сложно. Даже специалисты страховой области, приобретая полис для себя, не изучают детально правила страхования и условия полиса, так как это достаточно трудоемкий процесс. В этой связи простым и действенным методом может послужить изучение отзывов клиентов, воспользовавшихся услугами компании.

Мария Мальковская, гендиректор «Интач страхования».

16.10.12 Ведомости vedomosti.ru