Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Минпромторг разработал антикризисные меры поддержки автопрома, но не факт, что отечественного.

Минпромторг предлагает повысить ставки транспортного налога и тарифы ОСАГО для старых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам. Об этом «Известиям» сообщил источник в правительстве. По его словам, такие предложения Минпромторг в конце сентября направил в кабинет министров — пакет мер разработан для повышения устойчивости российской экономики и поддержки уязвимых секторов в условиях ВТО. Эксперты скептически оценивают подобное предложение: рост ставок заодно снизит рентабельность автоперевозчиков. В выигрыше, впрочем, останутся страховые компании.

Сегодня базовые ставки ОСАГО и формулу расчета, предусматривающую различные повышающие коэффициенты, утверждает правительство. Транспортный налог находится в ведении регионов, их ставки устанавливаются региональными законодательными собраниями. Наибольшее влияние на итоговую стоимость полиса ОСАГО оказывает мощность двигателя. Возраст транспортного средства при расчете страхового взноса не учитывается.

В Министерстве сельского хозяйства заявили, что не комментируют эту инициативу. Кроме сельхозпроизводителей, которые должны оформлять ОСАГО на комбайны и тракторы, инициатива Минпромторга затронет автоперевозчиков. Глава правления региональной Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев напомнил, что, по данным Минтранса, около 60% автобусов в России эксплуатируются выше 25–30 лет.

— Количество таких автобусов будет только расти. Новая дифференциация ОСАГО не станет основой для пополнения парков новыми машинами, потому что они стоят дорого, — отмечает Киселев. Он считает, что многие региональные перевозчики и сейчас находятся на грани рентабельности, так как расходы растут каждый год, а тарифы на многие перевозки зафиксированы — эта мера может ударить по ним. При этом, по его словам, выплаты по ОСАГО получить довольно сложно и часто они компенсируют только половину ущерба.

Сейчас, по словам Киселева, траты на ОСАГО для автобусов сопоставимы с расходами на уплату транспортного налога. К примеру, в Петербурге налог и ставка ОСАГО составляют примерно 16–18 тыс. рублей в год — на каждую машину свыше 200 л.с. На автобусы свыше 150 л.с. это 12–15 тыс. рублей.

Фактически в России всего два крупных производителя автобусов, которые могут выиграть от удорожания ОСАГО для старой техники: «Русские автобусы — Группа ГАЗ» и Нефтекамский автозавод (принадлежит КамАЗу). Но Киселев подчеркивает, что российские производители особо не нуждаются в такой помощи, так как, например, ПАЗ (входит в группу ГАЗ) успешно конкурирует по цене даже с китайскими производителями.

Аналитик ИК «Финам» Алексей Захаров напомнил, что у страховых компаний есть сложные расчеты баланса выплат и ставок страхования, поэтому и эта мера будет неудобна самим страховщикам.

— Это просто приведет к сокращению парков, потому что автоперевозчики отнюдь не купаются в деньгах. У них нет свободных денег, чтобы добавить и купить
новый автобус, — поясняет Захаров. — Что касается грузовой техники, правильно отремонтированная старая машина в эксплуатации может быть не хуже относительно новой. У «Камаза» есть база данных по эксплуатантам. У них в базе данных автомобили, которые были выпущены 30 лет назад: от оригинальной машины осталась только рама с серийным номером, но это означает, что машина постоянно поддерживается в эксплуатационном состоянии путем ремонта. И этот автомобиль, прошедший квалифицированный капитальный ремонт на КамАЗе, может быть по своим характеристикам лучше, чем выпущенный на КамАЗе четыре года назад.

Источник «Известий» в Минфине сообщил, что в ведомстве знакомы с предложениями Минпромторга. Тем не менее финансовое министерство выступает против предложенной дифференциации транспортного налога и ОСАГО по возрасту транспортного средства. Окончательное решение предстоит принять правительству.

08.10.12 Известия izvestia.ru

Годовой рынок сборов по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов оказался скромнее ожидаемого — 15 млрд руб. В расчетах Минфина при разработке тарифов на разных этапах фигурировали цифры от 23,5 млрд руб. до 32,1 млрд руб. Впрочем, и эти 15 млрд руб. страховщикам могут достаться только при условии полного охвата страхованием 350 тыс. опасных объектов. Пока же страховку удалось продать только 60% владельцев таких объектов. По крайней мере, часть остальных ссылается на то, что проверки Ростехнадзор проводит раз в три года — за отсутствие страховки их пока никто не оштрафует.

Похоже, закону об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) слава «автогражданки» совсем не светит. После ОСАГО с годовыми сборами в 103,43 млрд руб. (данные ФСФР за 2011 год) закон ОПО был самым ожидаемым на страховом рынке. Но, как заявила вчера на тематическом мероприятии вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар, «если мы предположим, что все 350 тыс. объектов выполнят обязанность по заключению договоров страхования, то общая величина премии не превысит 15 млрд руб.».

Тарифы по ОПО были подписаны председателем правительства 1 октября 2011 года — в зависимости от опасности объекта тарифы составляют 0,1-4,9%. Минэкономики предложило базовые ставки по ряду опасных объектов снизить на 99%. В итоге подсчеты министерств на основные показатели ОПО существенно разошлись. Объем совокупной годовой страховой премии Минэкономики насчитало в размере 8,75 млрд руб. (Минфин — 32,1 млрд руб.); доля ожидаемых выплат к сборам — 49,5% (Минфин — 13,5%); выплаты — 79,2% (20,1% у Минфина).

Очевидное расхождение даже с меньшей оценкой, которая была у Минфина,— 23,5 млрд руб. годовых сборов, по словам госпожи Гусар, ни в коем случае не связано с ошибкой при расчете тарифов. Причина в том, что «законодательство у нас подвижное и с момента принятия постановления по тарифам часть объектов была выведена из-под страхования, часть объектов была укрупнена, какие-то объекты выводятся из эксплуатации, появляются новые, это процесс живой», говорит вице-президент НССО. Пока же, по оценкам главы страховой группы «Уралсиб» Сирмы Готовац, застраховано чуть более 200 тыс. объектов (см. подробнее «Онлайн»), собрано 8,5 млрд руб. премии. До конца года страховщики планируют довести количество договоров до 215 тыс., а объем премии — до 10 млрд руб. Отсутствие полного охвата страхованием ОПО объясняется поэтапностью введения закона — государственные ОПО подлежат страхованию только с 1 января 2013 года, в отличие от частных ОПО, для которых обязанность страховаться наступила 1 января текущего года.

За уклонение от страхования предприятиям грозит штраф от 300 до 500 тыс. руб. применительно к юрлицам и до 20 тыс. руб. для должностных лиц. Штрафы действуют с 1 апреля, их выставлением занимается Ростехнадзор. Однако представители службы уже заявляли, что не планируют увеличение проверок в связи с действием закона об ОПО. Сейчас Ростехнадзор проводит плановые проверки подопечных раз в три года. По свидетельству страховщиков, самой распространенной реакцией не желающего страховаться является ответ: «У нас проверка не скоро, сейчас покупать ничего не будем». Поэтому Ростехнадзор совместно со страховым сообществом сейчас занят разработкой норм, позволяющих штрафовать за отсутствие страховки без проведения соответствующей проверки на объекте.

09.10.12 Коммерсант kommersant.ru

Специалисты направления сельскохозяйственного страхования компании «АльфаСтрахование» провели исследование, основанное на данных рынка агрострахования по итогам первого полугодия 2012 года, и сравнили текущую динамику с показателями аналогичного периода прошлого года. Картина получилась не слишком радостная.

Российский рынок страхования сельскохозяйственных рисков в первом полугодии 2012 года снизился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 7,041 млрд рублей. Наибольшее сокращение объемов страхования зафиксировано в Центральном и Приволжском федеральных округах — минус 37,1 и 30,5% соответственно. Общее снижение объемов агрострахования характеризует российский рынок и в большинстве остальных регионов страны. Позитивная динамика наблюдается лишь в двух федеральных округах: Уральском (+133,5%) и Северо-Кавказском (+5,6%).

Объем выплат в целом по российскому рынку агрострахования также показал падение на 24,8%, составив 2,64 млрд рублей. Наибольшее снижение наблюдалось в Дальневосточном (64,2%) и Приволжском (54,4%) округах. Наилучшие показатели достигнуты в Северо-Западном федеральном округе (+103,4%) и в Сибирском (+96,3%).

Топ-5 субъектов Федерации, которые обеспечивают 32,6% всех сборов на российском рынке сельскохозяйственного страхования, возглавляет Республика Татарстан (746,7 млн руб., доля общего рынка — 10,6%), далее следуют Краснодарский край (481,6 млн руб., 6,8%) и Москва (373,1 млн руб., 5,3%). Замыкают первую пятерку Иркутская (355,5 млн руб., 5%) и Новосибирская (342,7 млн руб., 4,9%) области.

«Обеспечение устойчивого развития АПК объективно является важнейшим элементом стратегии экономического роста страны. При этом в России с ее сложными погодно-климатическими условиями эффективное развитие сельского хозяйства невозможно без использования системы управления рисками, — отмечает Александра Васильченко, андеррайтер по сельскохозяйственному страхованию управления страхования имущества юридических лиц компании, производившей исследование. — Несмотря на отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом, во втором квартале текущего года наметились позитивные изменения. Большее распространение получило страхование с господдержкой, на которое пришлось 82,5% всех сборов с начала года, сами аграрии проявили относительно большую активность. В результате этого снижение объемов по России составило 22%, в то время как после I кв. показатель был равен 30%, а в Сибири, например, достигал 92%, сейчас — «только» минус 16,4%».

Прошедшее лето было весьма неблагоприятным для многих российских регионов — восток страдал от засухи, а на юге потоки воды сметали посевы.

По словам президента Национального союза агростраховщиков Корнея Биждова, страховым организациям — членам НСА на начало сентября было заявлено убытков на сумму 1,1 млрд руб. «Говорить о доле урегулированных убытков на сегодняшний день неправомерно, пока не получены данные официальной статистической отчетности. Надо понимать, что таковы особенности технологии урегулирования убытков в этом виде страхования, — отмечает он. — Серьезное наводнение, произошедшее в июне этого года на Кубани, вызвало широкий общественный резонанс. Понимая значимость Краснодарского края в производстве сельскохозяйственной продукции, НСА создал комиссию по мониторингу чрезвычайной ситуации и открыл «горячую линию» для сельскохозяйственных товаропроизводителей. НСА оперативно взаимодействовал по данному вопросу с Всероссийским союзом страховщиков, ФСФР, минсельхозом. Однако, как показывают данные нашего еженедельного мониторинга, у страховых компаний — членов НСА убытков на подвергшейся стихийному бедствию территории заявлено не было. Только у одной страховой компании — члена НСА застраховано хозяйство, площади которого находятся на возвышенности, и они не пострадали».

Но на рынке присутствуют агростраховщики, основной смысл деятельности которых — освоение средств господдержки. И при том, что реальной страховой защиты там нет, получается, что «схемные» страховщики «платят» почти всегда, ведь такие выплаты не являются действительно страховыми, а являются частью схемы по незаконному присвоению бюджетных средств. В законе есть для них лазейка — там не определена профессиональная организация, которая бы следила за действиями страховщиков.

Участники встречи подняли вопрос о внесении законодательных изменений в действующий закон о господдержке в сельхозстраховании. В частности, возможно, будут корректироваться условия, при которых убыток признается страховым случаем. В настоящее время до 30% потери урожая таким случаем не признается. Порог может быть понижен до 20%.

Вопрос о промежуточных итогах страхования в 2012 году на встрече не поднимался. Однако, по словам генерального директора «Ингосстраха» Александра Григорьева, с момента вступления в силу нового закона о господдержке в сельском хозяйстве в агростраховании с использованием бюджетных средств ничего не изменилось. Как использовались бюджетные деньги не по назначению, так и используются теми же игроками. Как был этот сегмент непрозрачным и неконтролируемым, так и остается. Как не было выплат сельхозпредприятиям, так и нет. Да еще впереди рисуется перспектива увеличения бюджетных вливаний.

Григорьев считает, что давно назрела необходимость для госорганов проверить участников рынка на предмет применения различных «схемотехник», целью которых является присвоение средств госбюджета.

09.10.12 Российская газета rg.ru