Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Представители российских страховых компаний неоднозначно относятся к инициативе ограничить в правах неопытных водителей, хотя именно эта категория клиентов является для них наиболее проблемной, свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Прайм Страхование».

Общественный совет при МВД России в конце сентября предложил ограничить возможности водителей-новичков по управлению автомобилями. Такая система действовала в СССР: первый год после получения прав автомобилисту не разрешалось ездить быстрее 70 км/ч, управлять машиной ночью и возить больше одного пассажира.

«Несмотря на то, что молодые водители действительно являются одним из основных «источников» аварий, отношение к предложенным инициативам у меня сложилось неоднозначное», — говорит руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Предлагаемые меры представляются сложнореализуемыми и в данном виде малоэффективными, поскольку все упирается в вопрос контроля. «Куда более действенной мерой может стать улучшение системы контроля в процессе выдачи водительских прав или финансовые меры. Могут быть увеличены коэффициенты по ОСАГО, увеличен размер штрафов за нарушения, совершенные молодыми водителями, введен дополнительный налог для молодых водителей. Наказание рублем — достаточно действенная мера», — уверен Макаров.

Проблема должна решаться в комплексе — через улучшение обучающих программ, более жесткий контроль обучающих организаций, увеличение обязательных часов, пропаганду и мотивацию дополнительных курсов вождения (скидки, преференции для неопытных водителей на курсах водительского мастерства), считает заместитель руководителя департамента автострахования компании «Росгосстрах» Павел Бородин.

По его словам, если общество или государство намерены делать шаги в этом направлении, необходимо создавать новую технологию, новый подход к работе сотрудников ДПС и тех структур, органов, организаций, в чьем ведении находится прямая или косвенная ответственность за безопасность на дороге.

«Чисто административные меры однобоки и, скорее всего, вызовут волну недовольства, а также, вполне вероятно, приведут к росту мздоимства на дорогах вместо мер, направленных на увеличение водительского мастерства», — говорит Бородин.

Существенного улучшения безопасности на дорогах такое нововведение не вызовет, т.к. самые «отчаянные» водители, которые и сейчас являются виновниками многих аварий, все равно не будут соблюдать новых законодательных норм, уверен руководитель отдела страхования автотранспорта СК «Чартис» Роман Тихоненко.

Подобные меры, вероятнее всего, приведут лишь к тому, что ГИБДД просто-напросто будет чаще останавливать автомобили из потока, далеко не всегда правильно идентифицируя возраст водителя. А это, в свою очередь, снизит общую скорость движения потока в больших городах и вызовет дополнительное недовольство водителей, прогнозирует эксперт.

Другая точка зрения

Ряд страховщиков придерживается противоположной точки зрения, и считает, что «поражение» в правах водителей только что севших за руль автомобиля пойдет на пользу, как безопасности дорожного движения, так и самим водителям, поскольку приведет к снижению для них тарифов.

«Думаю, что все страховщики поддержат любые ограничения в отношении этой категории. Более того, если таковые будут, включат в правила исключения по выплатам в случаях нарушений молодыми водителями ограничений. При этом, возможно, пересмотрят размер повышающих коэффициентов к тарифам. Например, снизят с реально существующих сегодня с 1,8-2,0 до 1,3-1,5», — говорит административный директор компании МАКС Виктор Алексеев.

«С точки зрения безопасности, предлагаемые изменения однозначно приведут к сокращению количества ДТП с представителями данной целевой аудитории, и, соответственно, понизится количество страховых событий», — считает директор департамента маркетинга и коммуникаций Первой страховой компании Андрей Коженков.

Бьются чаще, но «по мелочи»

Повышающие коэффициенты для новичков применяются как в ОСАГО, так и в страховании автокаско. При этом, если договор ОСАГО является публичным и страховщик не может отказать в его заключении, то в добровольном страховании автокаско компании часто выставляют заградительные тарифы для тех, кто сел за руль автомобиля сразу после получения прав.

«Неопытные водители, действительно, попадают в аварии на 20-30% чаще более опытных. При этом, как правило, они сами являются виновниками таких аварий», — говорит Тихоненко. По его словам, по автокаско «Чартис» не берет на страхование водителей с опытом менее одного года, так как это почти наверняка означает один или более убытков за год.

«Наша статистика свидетельствует, что убыточность у неопытных водителей в разы выше, чем у опытных. Однако, здесь есть свои нюансы. Молодой водитель на Opel, Ford, BMW, категорически отличается от водителей такого же возраста на Corolla, Chevrolet и Hyundai. Вторые значительно осторожнее, поэтому некоторые компании уже дифференцированно подходят к повышающим коэффициентам», — отмечает Алексеев.

Как правило, молодые водители, плохо зная габариты своего автомобиля, совершают незначительные, мелкие ДТП — повреждение краски при парковке, фронтальные удары в пробках, на перекрестках или столкновения при перестроении, в узких проездах, — сказывается недостаточный опыт, отмечает Бородин.

По его словам, это характерно и для городов с высокой плотностью движения, и для других. Можно предположить, что это следствие недостаточной подготовки водителей на этапе обучения вождению.

Молодые водители очень быстро проходят от стадии неопытного, всего опасающегося, водителя к осознанию себя водителем-профессионалом. Проблема в том, что подобное ощущение часто необоснованно и, как показывает практика, такие водители иногда не учитывают внешние факторы, которые случаются на дороге, констатирует Коженков.

«Нельзя говорить, что все водители в молодой возрастной категории лихачи, но среди страховщиков не случайно ходят грустные шутки про страхование водителей Mazda молодежного возраста, для которых слоган бренда «Зум..Зум..» — призыв к действию, и по которым убыточность зашкаливает все мыслимые пределы», — говорит Коженков.

Стоит отметить, что помимо стажа вождения страховщики при расчете стоимости страховки учитывают также и возраст водителя.

«Обычной для страхования является практика использования понижающих и повышающих тарифов в автостраховании в соответствии с возрастом водителя и стажем вождения. Не секрет, что наиболее «беспроблемной» для страховщиков являются водители старше 26 лет и с опытом вождения свыше пяти лет. С увеличением стажа и возраста начинают применяться понижающие коэффициенты», — сообщил руководитель розничного блока СГ МСК Сергей Ефремов.

Зарубежный опыт

Рассуждая на тему введения ограничения для молодых, стоит посмотреть на американский опыт, ограничения действуют в отношении лиц, чей возраст не превышает 18 лет, отмечает Бородин. При этом, по его словам, следует обратить внимание на требования к количеству часов вождения и введенной пропорции по дневному и ночному вождению.

«Скажем, для штата Нью-Йорк водитель должен иметь 50 часов практического вождения, из которых 15 — в ночное время, а для ряда штатов США ночное вождение дополнено требованием вождения в условиях недостаточной видимости, плохую погоду, что отражает специфику погоды в конкретном месте», — говорит он.

Как и в России, страховщики применяют за рубежом повышающие тарифы для молодых водителей.

В регионе Центральной и Восточной Европы начинающими являются, как правило, молодые по возрасту водители. В Европе признается тот факт, что наибольшее число ДТП приходится на долю молодых водителей, возраст которых не превышает 25 лет, отмечает директор по коммуникациям страхового холдинга Generali PPF Рихард Капса.

«Например, в Чешской Республике молодые водители попадают в ДТП на 90% чаще, чем «среднестатистический водитель». В целом, неопытные водители составляют одну из наиболее высоко рискованных категорий. Самый высокий риск представляют водители, на счету которых несколько совершенных ДТП, при этом начинающие водители относятся ко второму по степени риска сегменту», — говорит он.

В Чехии молодым водителям, возраст которых не превышает 22 лет, при приобретении страховки, аналогичной российскому ОСАГО, обычно приходится платить на 80-100% больше. Однако если в течение двух лет они демонстрируют безаварийное вождение, то могут рассчитывать на снижение цены страховки, благодаря системе бонусов, заключает эксперт.

04.10.12 РИА Новости ria.ru

Один комментарий к “Водители-новички: проблем много, но в правах не урезать — страховщики”

  1. У нас по ОСАГО повышающие коэффициенты применяются для водителей со стажем менее 3-х лет или возрастом менее 22 лет. Но если человек получил права в 18 лет, то к 22 годам у него уже не будет никаких повышающих коэффициентов. Но в 22 года со стажем 3-4-е года он также может лихачить по дорогам, нарушая правила. Кроме того, все самые неприятные ДТП, мелкие царапины и вмятины, часто происходят на парковках, причем очень часто по вине неизвестного водителя, который скрылся с места ДТП. И как тут правильно просчитаешь тариф?

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 3 + 5