Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПрошло полгода, как на строительном рынке было введено обязательное страхование гражданской ответственности застройщиков. Самые страшные прогнозы, что новое требование вызовет коллапс на рынке недвижимости, взвинтив цены на новостройки, пока не оправдались. Однако и поправки в закон N 294-ФЗ, регламентирующие эти нововведения, на практике пробуксовывают. К такому выводу пришли участники II Всероссийского совещания по развитию жилищного строительства.

Напомним, закон дает возможность застройщику выбрать один из наиболее удобных для него вариантов страхования ответственности: коммерческое страхование, банковская гарантия и некоммерческое страхование через Общество взаимного страхования застройщиков (ОВС). Для регистрации договора о долевом строительстве необходимо представить в Росреестр свидетельство о страховании либо банковскую гарантию на сумму привлеченных денег. Как рассказала представитель Росреестра Ирина Домчева, основной проблемой при подаче документов является глубина проработки договора, реальный срок рассмотрения запроса страховой компании составляет в среднем один месяц, хотя он не должен превышать 5 дней.

Застройщики не спешат страховаться. По данным ОВС, за первый квартал этого года зарегистрировано более 168 тысяч договоров доверительного участия, из них чуть более 900 относятся к договорам страхования. Директор ОВС Сергей Пахомов объясняет такую статистику тем, что с этого года было запущено не так много новых проектов, в основном достраиваются объекты, которые были начаты раньше.

Банковское поручительство, по мнению ряда застройщиков, наименее удобный инструмент страхования ответственности. Для компаний он фактически является своего рода отложенным по времени кредитом, к тому же банк обязан выдавать поручительство под каждый договор долевого участия (ДДУ), а это очень трудоемкий и затратный по времени процесс. Банкиры тоже считают, что на практике не все так просто. «Конечно, кредитные учреждения охотно будут выдавать такие поручительства, кто ж откажется от лишних денег, — рассказал «РГБ» президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. — Такая бумага обойдется компании от 1 до 3% от общей суммы договора долевого строительства». Но этим дело не ограничится. За поручительство требуется предоставить залог, особенно охотно банк соглашается принять от застройщика земельный участок под строительство. Однако банков, активно работающих со стройкомплексом, по мнению Аксакова, наберется по всей стране не больше 10. В результате, как рассказал председатель правления ГК «Астон» из Екатеринбурга Вячеслав Трапезников, на Урале нет ни одного банка, кто бы смог выдать поручительства на долевое строительство.

В ряде регионов страховщики в тариф 0,75% порой закладывают 50% на комиссионные сборы — своеобразный коррупционный налог на дольщиков

ОВС, как предполагалось изначально, пока не стало основным регулятором на строительном рынке. Хотя еще в начале года автор закона об обязательном страховании гражданской ответственности застройщиков депутат Александр Хинштейн уверенно заявлял, что «механизм обязательного страхования ответственности застройщиков позволит убрать с рынка недобросовестных или откровенно слабых игроков и для строительной отрасли ОВС должно стать таким же органом, как АСВ для банковской отрасли». Но пока не стал. Строителей пугает солидарная ответственность по долгам. Да и, как признался Сергей Пахомов, выложить 500 тысяч рублей за членство в ОВС для некоторых компаний не по карману. Размер базового тарифа тоже устраивает немногих, сейчас он составляет 1,2% при страховании каждого ДДУ и 1,65%, если страхуется весь дом. Глава ОВС заверил участников «круглого стола», что «эти два тарифа впоследствии сблизят, и застройщики будут страховаться пообъектно». Сегодня через ОВС заключено 711 договоров страхования, объем принятых рисков составил 4,746 млрд рублей, сообщил Сергей Пахомов. Как считают эксперты, это капля в море, так как, по разным оценкам, в России заключается около 600 тысяч договоров долевого строительства ежегодно.

Застройщики, которым пришлось с этого года работать по новому закону, выбирают, как правило, коммерческое страхование. Тарифы у них более приемлемые, чем в ОВС, — 0,3-0,75%. «Крупным игрокам на рынке страховаться гораздо выгоднее, чем мелким, они получают в результате конкурентное преимущество», — уверен Вячеслав Трапезников. Считается, что страховщикам исчезнуть с рынка гораздо сложнее, чем застройщикам, так как первые находятся под присмотром ЦБ. Однако в действительности страховые компании неохотно работают с долевкой. Главная причина очевидна — слишком высоки риски. Другая проблема — отсутствие резервов. «Крупнейшие страховые компании не идут на этот рынок, так как у них нет необходимых перестраховочных емкостей», — уверена Анна Рыбина, замглавы «ВСК страховой дом». Страховщики ищут иностранных перестраховщиков в Европе, Америке, Азии. Но не факт, что зарубежные альянсы согласятся участвовать в наших долевых играх.

Страховые компании считают, что проблему перестраховочных резервов можно решить, если внести изменения в законодательство и позволить страховщикам после выплаты страхового возмещения стать наравне с дольщиками претендентами первой очереди на получение компенсации. Анна Рыбина уверена, что это серьезно мотивирует страховой рынок и, что не менее важно, не потребует дополнительных бюджетных расходов. Но не все застройщики поддержали эту идею, предложив усилить надзор за страховыми компаниями. И приводили примеры, что в ряде регионов страховщики в тариф 0,75% порой закладывают 50% на комиссионные сборы, назвав это коррупционным налогом на дольщиков.

Российская газета rg.ru

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует проверить банки на предмет возможных ограничений действий страховых компаний, сообщила на пресс-конференции «Банкострахование в России» замначальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ирина Смирнова.

По словам Смирновой, регулятор провел опрос 40 страховых компаний и 10 крупнейших банков, которые предлагают кредитные программы, предусматривающие обязательное страхование. «Опрос показал, что до 13% страховых полисов банки принимают от страховщиков, которые не включены в списки банков, а агентское вознаграждение достигает 80%», — сообщила замначальника управления ФАС.

В результате опроса также выяснилось, что комиссия банков за заключение договоров страхования колеблется от 0,01% до 83%, за оказание информационных услуг — от 5% до 60%. Кроме того, по словам Смирновой, 100% опрошенных страховщиков отметили существование практики открытия депозитов в банках. Еще 40% компаний жаловались на отказ банков в принятии страховых полисов даже при соответствии требованиям банка.

Как отметила Смирнова, ФАС не просила страховые компании называть конкретные банки, которые, по их мнению, нарушают законодательство. Поэтому антимонопольная служба планирует осуществить проверку крупнейших кредитных организаций, работающих с обязательным страхованием. В частности, есть ли в документах наличие обязательного открытия депозитов для страховых компаний, которые не предусмотрены в законодательстве.

«Мы проведем выборочную проверку. Будем проверять документы, порядок взаимодействия между банками и страховыми организациями. И если будут установлены нарушения, естественно, мы будем принимать меры антимонопольного реагирования», — пояснила Смирнова.

Банки.ру banki.ru

ОАО «СОГАЗ» заключил ряд договоров страхования с ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта» на общую сумму страхового покрытия 1,3 млрд руб. Компания обеспечит страховой защитой на случай гибели и повреждения 32 морских и речных судна, принадлежащих ОАО «Флот НМТП», сообщает пресс-служба страховщика.

В перечень застрахованных объектов вошли буксиры, нефтеналивные, лоцманские, швартовочные суда, предназначенные для рейдового, портового и прибрежного плавания в Черном и Азовском морях. Страховое покрытие будет действовать в течение одного года.

Напомним, ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта» входит в Группу НМТП (занимает третье место среди европейских портов по объему грузооборота).

РБК rbc.ru