Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieФедеральный закон принят Государственной Думой 23 мая 2014 года и одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года.

Федеральным законом в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» вносятся изменения, касающиеся особенностей реализации страховых услуг в электронном виде при осуществлении добровольного страхования.

Федеральным законом устанавливается, что обмен информацией между страхователем и страховщиком в электронной форме будет осуществляться на официальном сайте страховщика в случаях и порядке, предусмотренных правилами страхования.

Кроме того, правилами страхования или иным соглашением будут устанавливаться (с соблюдением норм федеральных законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и «Об электронной подписи») требования к использованию электронных документов, а также порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем и страховщиком.

Процедура применения электронной подписи при обмене информацией между страхователем и страховщиком будет соответствовать нормам Федерального закона «Об электронной подписи».

С учётом требований Гражданского кодекса Российской Федерации договор добровольного страхования, заключённый в виде электронного документа, будет считаться заключённым на предложенных страховщиком условиях с момента уплаты страхователем страховой премии (страхового взноса), а уплачивать эту премию страхователь будет после ознакомления с условиями, содержащимися в договоре страхования и правилах страхования, подтверждая тем самым своё согласие на заключение договора.

Во избежание риска подписания договора страхования лицом, не имеющим на то полномочий, и в целях соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации об обеспечении возможности достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования в виде электронных документов, не допускается.

Федеральным законом ограничено число видов страхования, по которым возможно заключение договоров страхования в виде электронных документов. Помимо этого, специально оговорено, что такие договоры не заключаются в случае, если договор или правила страхования предусматривают проведение осмотра страхуемого имущества, обследование страхуемого лица или содержат условия, которые отличаются от установленных минимальных (стандартных) требований к условиям и порядку осуществления соответствующего вида добровольного страхования.

Федеральным законом устанавливается, что заключение договоров обязательного страхования будет возможно только в случае, если это предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.

04.06.14 kremlin.ru

АСВ готовится банкротить страховщиков без участия в их фондах выплат

Минфин заканчивает работу над созданием мегаликвидатора — Агентство по страхованию вкладов (АСВ) получит полномочия по банкротству страховщиков. Но держателем гарантийной системы выплат на страховом рынке АСВ не станет, в отличие от банковского и пенсионного. Механизмы получения компенсаций при банкротстве участников рынка обязательных видов страхования, в том числе ОСАГО, останутся прежними.

Минфин опубликовал поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)», которые наделяют госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций. Сейчас «назначение временной администрации в страховую организацию с неустойчивым финансовым положением осуществляется на этапе, когда уже практически невозможно осуществить восстановление ее платежеспособности и удовлетворить требования кредиторов», объясняют необходимость поправок их авторы. Минфин приводит в пример банкротство таких страховщиков, как РОСТРА (входила в топ-30 в 2011 году по сборам) и «Россия» (участник топ-35 по сборам в 2013 году). В результате их банкротства «требования абсолютного большинства конкурсных кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей по добровольным видам страхования, остались неудовлетворенными», говорится в документе Минфина.

За исполнение новых обязанностей вознаграждения для АСВ не предусмотрено, расходы по осуществлению полномочий конкурсного управляющего возмещаются за счет имущества страховой организации. По словам первого замглавы АСВ Валерия Мирошникова, за десять лет работы агентством накоплен значительный опыт ведения процедур банкротства кредитных организаций и АСВ располагает всеми необходимыми ресурсами, чтобы взять на себя дополнительные функции по конкурсному управлению и ликвидации страховых компаний. «Очевидно, что в каждой отрасли финансового рынка есть свои особенности, но общая линия осуществления ликвидационных процедур будет унифицирована»,— говорит он.

Однако создания на базе АСВ гарантийных фондов для клиентов страховщиков, как это предусмотрено в банковском и пенсионном секторе, поправки не предполагают. Страховые профобъединения сохраняют гарантийные фонды у себя (в Российском союзе автостраховщиков (РСА) и Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО) накоплено порядка 8,7 млрд руб. для выплат по обязательным автомобильным и промышленным страховкам). «По итогам первого квартала топ-10 страховщиков собирают 65% премии на рынке, топ-20 — 85% сборов, стоит ли ради этой двадцатки, которая и так под пристальным наблюдением кураторов ЦБ, переводить гарантийные фонды в АСВ?» — разделяет логику Минфина президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Как заявил «Ъ» гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков, «кризис на страховом рынке в активной стадии, поэтому идея появления главного ликвидатора очень своевременна». РСА и НССО занимаются компенсациями лишь по отдельным обязательным видам. «Но важно, чтобы были качественно проработаны детали и налажено сотрудничество с ЦБ. Страхование — один из самых сложных с точки зрения финансового устройства сегментов, и нельзя сравнивать урегулирование выплат по портфелю страховщика-банкрота и выплаты вкладчику несостоятельного банка»,— предупреждает он. «Страховая выплата — это оценка ущерба, урегулирование, наем дополнительных специалистов — от оценщиков до трассологов,— перечисляет президент НССО Андрей Юрьев.— Это гораздо сложнее компенсации, за которой приходит вкладчик обанкротившегося банка».

04.06.14 Коммерсант kommersant.ru

Законодатели планируют повысить тарифы по ОСАГО, но люди, пострадавшие в ДТП, все равно могут остаться без страховой защиты. Почему?

Закон об ОСАГО появился десять лет назад, и за это время он стал символом неуважения к главным ценностям нашего общества — жизни и здоровью участников дорожного движения. Он защищает человека лишь де-юре. Де-факто люди, пострадавшие в ДТП, получают жалкие крохи в качестве страхового возмещения. Сегодня процедура получения возмещения вреда жизни и здоровью пострадавшими в ДТП настолько сложна, что выплат добиваются лишь 12—15 тыс. пострадавших в год, из них пешеходов — максимум 3 тыс. человек.

Родственники невинно погибшего на дороге на компенсацию претендовать не могут, если только они не являются его иждивенцами. А ведь ежегодно на дорогах получает ранения и гибнет более 300 тыс. человек. При этом средняя выплата за вред здоровью и жизни составляет менее 22 тыс. рублей на человека. В ближайшее время Госдума должна рассмотреть во втором чтении поправки в Закон об ОСАГО. Предложенное Минфином увеличение суммы компенсаций за вред здоровью каждому пострадавшему до 500 тыс. рублей станет большим шагом вперед. С подачи «Союза пешеходов» в закон также внесена поправка, разрешающая предварительные выплаты пострадавшим, которые можно будет получить без предоставления подтверждающих затраты документов даже на этапе лечения, — раньше такой возможности пострадавшие не имели.

В случае принятия поправки открывают дорогу и для других изменений в Закон об ОСАГО. В частности, «Союз пешеходов» уже обратился к президенту России и Центральному банку с предложением увеличить сумму компенсации за вред здоровью в рамках страхования автогражданки до 2 млн рублей. Возможно, все эти меры потребуют изменения тарифа на ОСАГО, и мы находим это более чем оправданным. Но хватит ли собираемой по ОСАГО премии на то, чтобы выплатить возмещение по жизни и здоровью всем обратившимся? Уже сегодня понятно, что нет.

Страховщики утверждают, что ОСАГО хронически убыточно, и требуют повышения тарифов. Страхователи, со своей стороны, жалуются на низкие выплаты, которых не хватает не то что на лечение, но даже на ремонт автомобиля. Банк России подтверждает: тарифы действительно надо повышать, но на сколько? Актуарии в зависимости от интересантов исследования озвучивают разные уровни необходимого увеличения тарифов по ОСАГО: 23%, 28% и даже 41%. В этих расчетах учитывались инфляция, прогнозируемый рост страховых случаев и продаж полисов ОСАГО, коэффициент «бонус-малус», но не были учтены два важнейших фактора. Это планы РСА по созданию единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта и то, о чем мы говорим сегодня: изменение условий выплаты компенсаций за вред жизни и здоровью пострадавших, а также увеличение размера максимальной выплаты.

Упрощение процедуры возмещения вреда жизни и здоровью, а также увеличение порога выплат с 160 тыс. до 500 тыс. рублей приведут к резкому увеличению числа обращений участников ДТП в страховые компании за компенсацией. По нашим оценкам, число обращений к страховщикам по этому виду возмещения в рамках страхования автогражданки может вырасти более чем в 10 раз — до 140—180 тыс. в год. Высчитывая, насколько должен быть повышен тариф по ОСАГО, актуарии опирались на имеющуюся статистику. Задачи по оценке увеличения выплат за вред здоровью и жизни вообще не ставилось. Но даже если бы такая задача ставилась, на базе имеющейся у страховщиков статистики оценить будущие выплаты было бы просто невозможно. Ведь точных данных о том, сколько всего граждан получили легкий, средний или тяжкий вред здоровью, а сколько человек потеряли кормильцев, у страховщиков никогда не было, поскольку, как я уже говорил, пострадавшие почти не обращались за возмещением из-за громоздкой процедуры и мизерных выплат. Теперь все может измениться, и мы ожидаем, что суммарные выплаты в рассматриваемой редакции закона могут увеличиться многократно и составят от 11 до 15 млрд рублей ежегодно. Эту-то сумму как раз и не учли актуарии при расчете необходимого уровня повышения тарифа по ОСАГО.

Получается, что предлагаемые сейчас тарифы по-прежнему не смогут обеспечить всех пострадавших участников дорожного движения адекватными выплатами. Это означает, что и пешеходы, и водители рискуют остаться в том же незащищенном положении, в каком они находятся и сегодня, то есть им по-прежнему предлагается восстанавливать потерянное в авариях здоровье за свой счет. Для более точного расчета необходимого уровня повышения тарифов по ОСАГО нужна статистика медучреждений о тяжести вреда здоровью, получаемого участниками движения в ДТП, а также статистика ГИБДД о виновности/невиновности граждан, получивших вред здоровью различной тяжести. Нужно будет поднять и данные о числе погибших в авариях кормильцев — только их иждивенцы по действующему закону имеют право на получение возмещения за погибшего. Пока не поздно, давайте считать снова!

Владимир Соколов,
председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов»

02.06.14 Профиль profile.ru

Dai-ichi Life станет первой японской страховой компанией на американском рынке

Вторая по размеру японская страховая компания Dai-ichi Life Insurance Co. купит 100% акций американской компании Protective Life Corp., основной специализацией которой также является страхование жизни.

Как сообщило агентство «Киодо», сумма сделки составит 582 млрд иен ($5,7 млрд), что сделает ее самым крупным зарубежным приобретением среди всех японских страховых фирм.

Покупку акций планируется завершить к январю следующего года. Dai-ichi Life выпустит дополнительные акции на сумму 250 млрд иен ($2,4 млрд), чтобы собрать необходимые для совершения сделки средства.

Совместный доход двух компаний составляет около 4,6 трлн иен ($45 млрд), что всего на 0,2 трлн иен ($2 млрд) меньше дохода крупнейшей в Японии страховой компании Nippon Life Insurance Co.

Сделка примечательна также тем, что Dai-ichi Life станет первой японской страховой компанией на американском рынке.

04.06.14 ИТАР-ТАСС itar-tass.com