Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieБольшинство автовладельцев спустя 10 лет после введения ОСАГО считают этот вид страхования полезным и удобным, говорится в исследовании холдинга «Ромир» «Люди и ОСАГО», результаты которого были представлены на пресс-конференции в РИА Новости.

Почти три четверти респондентов — 74% — согласны с утверждением, что «обязательный характер ОСАГО — это гарантия, что другие водители в случае ДТП не будут уклоняться от выплат, так как их будет производить страховая компания». Семь из десяти опрошенных считают, что полис ОСАГО должны оформлять все водители в обязательном порядке, а 64% участников опроса уверены, что ОСАГО упрощает получение выплат за ущерб при ДТП.

Исследование показало, что при выборе страховой компании ключевыми критериями являются рекомендации знакомых, друзей, коллег (17%), предыдущий опыт использования (15%), близость от дома или работы (14%), репутация страховой компании (10%). Среди других причин — длительность работы страховщика на рынке, надежность, безопасность компании, наличие скидок и системы льгот, качество обслуживания, вежливость агентов.

ОЦЕНКА СТРАХОВЩИКА

Качеством обслуживания своего страховщика довольны 79% опрошенных, стоимостью услуг — 68%, удобством процедур урегулирования убытков — 57%, расчетом размера ущерба, оперативностью выплат — 51%, размером выплат — 49%, взаимодействием с компанией в целом — 74%.

Анализ покупательского поведения при оформлении ОСАГО показал, что 62% опрошенных сравнивали условия в разных компаниях. Чаще всего респонденты оформляли полис в офисе страховщика (58%), 18% делали это у страхового агента и лишь 9% — в автосалоне. При этом большинство опрошенных не сталкивалось с проблемами при покупке полиса (90%).

Более половины респондентов имеют опыт покупки ОСАГО в нескольких компаниях. Почти столько же отметили, что, вероятно, сменят страховую компанию в следующем году. В качестве мотива они назвали более выгодное предложение по цене (36%) и более привлекательные условия страхования (33%).

В качестве причин, которые могли бы подтолкнуть к смене страховой компании, респонденты назвали повышение страховых взносов (52%), неудовлетворительный уровень выплат (41%), низкий уровень обслуживания (34%) и плохие отзывы о страховой компании (30%).

Половина опрошенных ответила, что проблем при взаимодействии со страховыми компаниями у них не было. Оставшиеся респонденты жаловались на неудовлетворенность размером страхового возмещения (16%) и медленную работу сотрудников (11%).

ОТНОШЕНИЕ К ОСАГО

По данным исследования, 68% автовладельцев удовлетворены ОСАГО в его нынешнем виде. Среди изменений, которые бы одобрили респонденты, — упрощение получения выплат (95%), повышение качества обслуживания (91%), оформление полиса через интернет (76%).

Увеличение сумм выплат указали в качестве необходимой поправки 23% респондентов.

В то же время лишь 47% опрошенных заявили, что знают о готовящихся изменениях в ОСАГО, а 64% — что информированы о возможном повышении цен на полисы по этому виду страхования.

В рамках исследования методом личных формализованных интервью было опрошено 4 тысячи мужчин и женщин в возрасте старше 18 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек. Опрос проводился в восьми федеральных округах, в 48 субъектах РФ. Выборка репрезентирует городское население, владеющее автомобилями и пользующееся услугой ОСАГО.

28.11.13 РИА Новости ria.ru

Мать Андрея Васюнова, хоккеиста «Локомотива», погибшего в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, подала иск в суд на ЗАО «Як-Сервис» и страховые компании. Любовь Васюнова требует взыскать с них 9 млн руб., еще 5 млн истец рассчитывает получить в качестве компенсации за моральный ущерб.

Адвокат матери погибшего хоккеиста Игорь Трунов объяснил, что по правилам европейского страхования семья Васюнова должна была получить 11 млн руб. компенсации, но на деле страховые компании выплатили матери хоккеиста лишь 2 млн. Еще 5 млн мать погибшего спортсмена надеется получить за моральный ущерб.

«Минимальный размер компенсации на каждого пассажира составляет 250 тыс. SDR — специальных прав заимствования. По тогдашнему курсу компенсация должна была составить более 11 млн руб.», — передает слова Трунова агентство РАПСИ.

Также адвокат заявил, что родственникам российских хоккеистов и родственникам легионеров были выплачены разные компенсации. «Мы просим суд истребовать эту информацию», — поведал Трунов.

Это первый иск, который решили подать к страховой компании родственники погибших в страшной авиакатастрофе.

Сразу после трагедии было объявлено, что семьи погибших получат по 2 млн руб. от страховых компаний. То есть фигурировала именно та сумма, которую пытается оспорить Васюнова. Страховая компания «Лексгарант» тогда обещала выплатить компенсацию вовремя.

«Лексгарант» подтверждает, что выплаты страхового возмещения в соответствии с условиями договора страхования будут осуществлены в полном объеме. Размер страхового возмещения на каждого погибшего пассажира составляет 2 025 000 руб.», — гласило объявление на сайте компании.

Еще 300 тыс. руб. компенсации родственникам выплачивалось из бюджета Ярославской области, а 150 тыс. — из бюджета самого Ярославля.

Известный российский адвокат Дмитрий Аграновский считает, что Васюновой будет очень сложно получить деньги за моральный ущерб, но при этом отмечает, что есть шанс оспорить сумму страховых выплат.

«Перспективы неплохие. Если в договоре были прописаны такие условия, то их удовлетворят. По крайней мере, здесь есть позиция, а что касается морального вреда — в таких объемах его вряд ли выплатят. В нашей стране такие нематериальные издержки — редкое явление», — уточнил юрист.

Также Аграновский отметил, что подобные тяжбы возникают довольно часто, но страховые компании хорошо к ним готовы:

«Споры о суммах выплат с подобными компаниями идут часто. Они считают, что должны выплатить одну сумму, а застрахованные претендуют на большую сумму».

Специалист подчеркнул, что известность дела поможет матери погибшего хоккеиста в суде. «Это обеспечит более тщательное рассмотрение судом всех обстоятельств, — сказал Аграновский. — Если страховая компания — крупная, то обычному человеку судиться с ней сложно. Как правило, компании гораздо лучше подготовлены к такого рода искам. У них есть юристы с богатой практикой, потому что претензии к ним предъявляют нередко.

Но если дело громкое, то это пойдет на пользу истцу. За Васюнову может вступиться и прокуратура».

Трагедия произошла 7 сентября 2011 года неподалеку от ярославского аэропорта Туношна. Самолет с командой в полном составе на борту должен был приземлиться в Минске, где у «Локомотива» была запланирована встреча КХЛ против местного «Динамо».

Самолет Як-42 не смог набрать необходимую высоту после взлета, зацепил радиомаяк, светосигнальные огни, деревья и в результате врезался в землю прямо у берега реки Туношны. Машина загорелась. Шансов выжить у людей, находящихся внутри, практически не было.

Андрею Васюнову, чья мать теперь вынуждена ходить по судам, было всего 23 года. Молодой нападающий являлся воспитанником «Локо», где и начинал профессиональную карьеру. В 2008 году он перебрался в США, где выступал сначала за фарм-клубы «Нью-Джерси», а позже дебютировал за «дьяволов» в НХЛ. Летом 2011 года вернулся в родной «Локомотив», но не успел сыграть за него ни одного матча.

В результате авиакатастрофы погибло 44 человека, среди них 26 хоккеистов «Локомотива», четыре тренера, семь человек персонала команды и восемь членов экипажа. Выжил лишь один — бортмеханик Александр Сизов. Хоккеист Александр Галимов был госпитализирован с тяжелейшими ожогами. Спасти его жизнь не удалось.

Причиной катастрофы были названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разгона самолета. В результате борт взлетел позже необходимого момента, выкатившись за пределы взлетной полосы. Пилоты не решились прервать полет, а машине так и не удалось набрать необходимую высоту.

28.11.13 Газета.ру gazeta.ru

Второй год действия закона об обязательном страховании опасных объектов (ОПО) продолжает снижать аппетиты страховщиков по сборам в этом виде. Виной всему находчивость промышленников при перерегистрации ОПО и вступающие в силу скидки за безубыточность. Главная задача страхового рынка — удержать текущие объемы сборов.

Сборы по рынку ОПО кажутся страховщикам недостаточными. За девять месяцев 2013 года, по данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), компании собрали с промышленников 8,54 млрд руб. страховых премий (по итогам 2012 года — 9,2 млрд руб.), выплаты составили 261 млн руб. (по итогам 2012 года — 149 млн руб.). К концу сентября заключено 229,3 тыс. договоров (по итогам 2012 года — 222 тыс.).

При этом средняя премия по рынку снизилась до 37,3 тыс. руб. (по итогам восьми месяцев 2012 года — 41,5 тыс. руб.).

В целом в 2013 году обязательным страхованием охвачено 60,8% ОПО, 77,1% гидротехнических сооружений, 80,4% АЗС. По сравнению с показателями 2012 года выплаты за вред, причиненный жизни, снизились на 12%, за вред здоровью — выросли на 117%, за вред имуществу — выросли на 37,8%. По закону страховщики платят еще и по риску нарушения условий жизнедеятельности, такие выплаты в 2013 году снизились на 14%, а выплаты на погребение выросли на 11,4%.

Готовясь к итогам года, ряд компаний ожидает прирост премий на 15-20% по сравнению с показателями 2012 года. Как заявил «Ъ» глава страховщика «Помощь» Александр Локтаев, ожидаемый рост нельзя связывать только с подключением к обязательному страхованию госсобственников ОПО (их обязанность страховаться наступила 1 января 2013 года), поскольку их доля составляет порядка 15% от всех ОПО. «Прирост премий по новым объектам, находящимся в государственной и муниципальной собственности, был нивелирован применением коэффициента уровня безопасности»,— отмечает глава департамента развития корпоративного бизнеса СГ МСК Наталья Вараксина.

За год действия закона новые клиенты страховщиков научились экономить на обязательном полисе. «Опыт, полученный в прошлом году, позволил многим страхователям оптимизировать расходы на уровне перерегистрации объектов, снижения страховых сумм, дробления закупок и т. п.»,— говорит начальник управления андеррайтинга по страхованию имущества и ответственности МАКСа Сергей Печников. «Сказались процессы по укрупнению ОПО, вывод из эксплуатации и, следовательно, исключение из государственного реестра Ростехнадзора неиспользуемых, законсервированных объектов, исключение из категории ОПО в связи с изменением законодательства некоторых видов объектов»,— говорит заместитель главы управления страхования ответственности опасных объектов компании «Альянс» Сергей Дедов.

Мягкий надзор

По мнению страховщиков, Ростехнадзор недостаточно жестко осуществляет контроль над владельцами ОПО в части обязательности страхования. «Если бы контроль был жесткий, то уровень охвата страхования ОПО составлял 100%, сейчас же этот показатель около 60-65%»,— уверен заместитель главы компании «Гефест» Николай Николенко. «На наш взгляд, у регулятора пока физически не хватает рук для охвата всех владельцев ОПО,— говорит начальник управления страхования ответственности СОГАЗа Юлия Архангельская.— Информационным обменом НССО и Ростехнадзора мы помогаем выявлять уклонистов и бороться с уклонистами». На данный момент число выявленных нарушений и наложенных санкций неизвестно. Кроме того, до сих пор нет ответа на вопрос о точном количестве опасных объектов в России. Сейчас страховщики говорят о 300-330 тыс. таких объектов, из них застраховано всего 260 тыс. Получается, что остальные владельцы опасных объектов не выполнили свои обязанности по страхованию, а у части опасных объектов нет владельца. Согласно 22-ФЗ, все опасные производственные объекты должны пройти процедуру перерегистрации до 1 января 2014 года для того, чтобы регулятор присвоил им один из четырех классов опасности.

«Де-факто объекты четвертой категории просто выводятся из-под контроля регулятора,— говорит глава департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахования» Зинаида Кузьмина.— Есть опасения, что большинство владельцев таких объектов просто не будут выполнять обязанность по страхованию».

К этой категории относятся объекты газового и котлового хозяйства, лифты, подъемные механизмы, то есть объекты, эксплуатируемые в сфере ЖКХ или строительстве. По статистике Ростехнадзора более 25% лифтов и более 60% подъемных механизмов исчерпали свой ресурс и подлежат выводу из эксплуатации. «Не хотелось бы рисовать печальный сценарий, но боюсь, что в отношении именно этих мелких объектов, которые, учитывая высокую степень их износа, будут представлять опасность, как раз и не будет застрахована ответственность»,— опасается госпожа Кузьмина. По словам главы департамента страхования промышленных предприятий, энергетики и технических рисков компании «Энергогарант» Ирины Тереховой, перерегистрация объектов приводит к расторжению договоров и возврату неизрасходованной части страховой премии, что отразится на снижении сборов по обязательному страхованию опасных объектов.

«Отдельной статистики по нарушениям, выявленным в результате проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в связи с отсутствием страховых полисов в Ростехнадзоре не ведется»,— пояснили «Ъ», в свою очередь, в пресс-службе ведомства. Напомним, что в случае отсутствия полиса ОС ОПО законодательством предусмотрены штрафы в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридического лица, для ответственных должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб. «Соответствие страховых полисов выявляется в ходе осуществления Ростехнадзором федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. План проверок Ростехнадзора размещен на официальном сайте»,— отметили в ведомстве. Если предприятие не выполнило обязанность по обязательному страхованию, но есть пострадавшие в результате аварии, бремя ответственности ляжет на компенсационный фонд, сформированный НССО. Между тем аварии на производстве происходят буквально каждый день, отмечает заместитель главы «Согласия» Елена Бочарова. Необходимо отметить, что наиболее высокую убыточность на рынке продемонстрировали шахты (аварии на шахте N7 в Прокопьевске, «Воркутинской», «Алардинской» и т. д., которые произошли в 2013 году).

«Жестко контролируются только те владельцы опасных владельцев, на которых предусмотрен режим постоянного присутствия инспекторов Ростехнадзора, а это объекты с самым высоким, первым классом опасности»,— говорит исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова. Таких объектов в России чуть более 1 тыс. Для ОПО второго класса опасности проверки проводятся один раз в год (около 27 тыс. объектов), третьего (около 105 тыс. объектов) — раз в три года, а четвертого (около 120 тыс. объектов) — проверки не проводятся. Даже с учетом того, что численность всех ОПО точно неизвестна, получается, что около 50% всех ОПО на плановой основе не контролируется, а еще 38% контролируется раз в три года.

«По субъективным впечатлениям при введении обязательного страхования ответственности перевозчиков пассажиров Ространснадзор и прокуратура с большей активностью принялись за проверку перевозчиков, в отличие от Ростехнадзора,— говорит Сергей Печников.— Однако угроза штрафов несомненно влияет на активность заключения договоров. Так, 84% клиентов заключили договоры со сроками начала страхования по конец апреля, что связано со штрафными санкциями, вступившими в действие с 1 апреля 2012 года».

Для исправления сложившейся ситуации НССО совместно с Ростехнадзором планируют реализовать систему применения штрафов за отсутствие полиса ОПО в полуавтоматическом режиме. Информационная база НССО будет фиксировать наличие или отсутствие заключенного договора обязательного страхования ответственности в отношении конкретного владельца ОПО. Ростехнадзор, в свою очередь, получая эти данные из НССО, составляет отчеты о состоянии текущих договоров ОПО. «Отсутствие информации о действующем договоре может служить основанием для направления соответствующего запроса в адрес организации—владельца ОПО и вынесения предписания о необходимости исполнить установленную законом обязанность по страхованию ответственности»,— поясняет Сергей Дедов.

Тарифная битва

По мнению участников рынка, необходим хотя бы трехлетний период для накопления статистики по тарифам. «Сложно получить объективную информацию о размерах рынка. Нужно больше времени, чтобы все механизмы заработали»,— говорит глава компании «Цюрих» Николай Клековкин.

Среди основных проблем, не устраненных к настоящему времени, компании называют отсутствие единообразия в методиках расчета и несоответствия в документах страхователей. «В документах на регистрацию опасного объекта (карты учета, сведения, характеризующие ОПО) название ОПО не всегда соответствует действующим нормативным документам. Также могут быть неверно указаны типы и признаки вследствие разночтения/ошибки при определении страховых сумм и тарифов по отдельным ОПО»,— говорит Юлия Архангельская из СОГАЗа.

Страховщики считают, что в течение ближайших лет страхователи поймут специфику нового вида страхования и количество обратившихся будет гораздо больше, чем сейчас. «Мы ожидаем изменения тарифов и поправочных коэффициентов,— говорит Наталья Карпова.— Если в 2012-2013 годах размер скидки за высокий уровень безопасности был ограничен 10%, то с 2014 года его максимальное значение составит 30%, а еще через два года — 40%». Страховые тарифы были рассчитаны на базе статистических данных Минфином РФ на многолетний период. В итоге по прогнозам это сократит сборы компаний на 15%.

Все эти факторы будут способствовать повышению убыточности данного вида обязательного страхования. «По нашим прогнозам, сборы на рынке ОПО в 2013 году не превысят 9,7 млрд руб.,— говорит Елена Бочарова.— Единственный фактор роста рынка в 2013 году (страхование ОПО в госсобственности) не достиг прогнозных значений из-за проблем с госбюджетированием, а емкость сегмента коммерческих ОПО значительно сократилась из-за уклонения от страхования и переоформления собственниками ОПО в более низкие классы опасности».

Тем временем Минэкономразвития уже требует пересмотреть тарифы по виду. По подсчетам министерства, по 13 типам ОПО можно сократить тарифы, в ряде случаев — больше чем в 20 раз. Чиновники считают разрыв между сборами и выплатами достаточным основанием для пересмотра тарифов. Как следует из письма Минэкономразвития, отправленного в правительство, в случае полного удовлетворения заявленных убытков объем выплат не превысит 274 млн руб., или 3,19% от общего объема сборов.

«Реализация предложений по корректировке страховых тарифов, по оценкам Минэкономразвития России, обеспечит совокупную расчетную экономию промышленности (владельцев опасных объектов) от сокращения сборов страховых премий в размере 12 570,5 млн рублей, а также дополнительные поступления по налогу на прибыль в размере 2514 млн руб.»,— говорится в письме. Кроме того, при корректировке тарифов нагрузка на промышленников снизится на 7,3 млрд руб. По оценкам чиновников, правильное соотношение выплат к сборам начинается от 51%. Все эти расчеты Минэкономразвития нервируют страховщиков. Они уверяют, что рынок ОПО — это рынок катастроф, последствия от которых могут быстро опустошить накопления компаний.

27.11.13 Коммерсант kommersant.ru

Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) рассматривает возможность создания трех центров компетенции, которые будут заниматься надзором за страховыми компаниями, сказал на семинаре для страховщиков замглавы службы Игорь Жук.

В настоящий момент надзором за страховщиками занимается центральный аппарат и соответствующие территориальные управления службы. При этом центральный аппарат также следит за деятельностью топ-20 страховщиков.

«Рассматривается возможность появления трех центров компетенции – Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, которые будут работать с компаниями по теме надзора», — сказал Жук.

Он отметил, что Россия, таким образом, возможно, будет условно «разделена» на три части: за Сибирским регионом, Уралом и Дальним Востоком будет следить центр компетенции в Новосибирске, за Северо-Западным регионом, кроме Москвы, — центр в Санкт-Петербурге, а за столичным регионом – центр в Москве.

Москва при этом продолжит контролировать системообразующие страховые компании, в которые, скорее всего, войдут первые двадцать российских страховщиков, добавил Жук.

28.11.13 Прайм 1prime.ru