Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieМедицинские и образовательные учреждения смогут транспортировать учащихся и пациентов только при наличии полиса

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) обратился в Центробанк, Минфин и Минтранс с предложением внести изменения в закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Речь идет о том, чтобы распространить его действие на организации, осуществляющие некоммерческие перевозки.

Под действие закона об ОСГОП сейчас не подпадают, например, медицинские учреждения, которые осуществляют перевозку пациентов и сопровождающего их медперсонала, а также образовательные структуры, которые осуществляют перевозку учащихся. К ним же относятся спортшколы, которые отправляют детей на транспорте на соревнования. Если в результате происшествия будет причинен вред жизни и здоровью их пассажиров, они не смогут получить страховое возмещение.

Такой подход, как подчеркивает НССО в письмах, направленных в госведомства, носит дискриминационный характер.

Согласно закону об ОСГОП, вступившему в силу с начала года, страховое возмещение полагается пострадавшим пассажирам практически всех видов общественного транспорта, включая железнодорожные перевозки, воздушные (самолеты, вертолеты), морские, автобусные, а также городской электрический транспорт (троллейбусы, трамваи). Исключение составляет лишь метрополитен, но в настоящее время обсуждается вопрос о распространении действия закона и на него.

Закон гарантирует, что в случае смерти потерпевшего его родственникам будет выплачено возмещение в размере 2 млн рублей плюс 25 тыс. рублей на организацию похорон. В случае причинения вреда здоровью пассажира размер полагающихся ему выплат зависит от характера и степени тяжести повреждения. Лимит страховой суммы в этом случае составляет 2 млн рублей. Наконец, за ущерб, нанесенный имуществу пассажира, предусмотрено возмещение в размере 600 рублей за каждый килограмм веса багажа и 11 тыс. рублей — за иную собственность.

В настоящее время статистики, отражающей масштаб рынка некоммерческих перевозок, нет. По оценке аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, с учетом того, что к некоммерческим можно отнести в числе прочего перевозки сотрудников служебными транспортными средствами, находящимися на балансе предприятий, предлагаемые изменения приведут к увеличению объема собираемых страховщиками премий в рамках ОСГОП на 5–10%.

По словам президента НССО Андрея Юрьева, по состоянию на конец октября 2013 года на рынке ОСГОП заключено 35,2 тыс. договоров. По ним страховыми компаниями получено премий в размере 3,3 млрд рублей. По прогнозу Юрьева, на конец года размер сборов достигнет 3,5 млрд рублей.

Первый зампредседателя правления СОГАЗа Николай Галушин напомнил, что цель введения обязательного страхования заключается как раз в том, чтобы создать равные гарантии получения возмещения всеми пассажирами вне зависимости от вида транспорта или характера перевозки.

Замдиректора департамента развития страховых продуктов ООО «БИН Страхование» Майя Карабанова добавила, что риск причинения вреда жизни и здоровью пассажиров при некоммерческих перевозках аналогичен риску причинения вреда при коммерческих перевозках.

В то же время случаи, когда при некоммерческой перевозке пассажиров, зачастую детей, происходят аварии не редки. Вот только последние серьезные происшествия.

3 ноября в Ставропольском крае микроавтобус Renault столкнулся с пассажирским автобусом, который следовал по маршруту Хасавюрт–Дагомыс. В салоне находилась детская футбольная команда (34 ребенка). В результате аварии погибли три человека, два — были госпитализированы.

23 октября в Архангельской области школьный автобус, в салоне которого находились 22 ребенка, попал в ДТП, в больницу было доставлено пять пассажиров.

13 июля в Новотроицком округе столкнулся автобус, перевозивший детей, и грузовик, в ДТП погибли 12 человек, 15 — пострадали.

И это только единичные случаи, произошедшие за последние месяцы, которые были приданы огласке, масштаб же проблемы необъятен.

— Задачей ОСГОП является формирование защищенности у пассажиров при перевозках, а такое возможно, только если все операторы рынка застрахуют свою ответственность у страховщиков, — говорит Антон Сороко.

По словам вице-президента «Опоры России» Николая Николаева, прежде чем принимать решение о распространении действия закона об ОСГОП на некоммерческий сектор, необходимо оценить эффективность данного вида обязательного страхования.

— Но поскольку закон об ОСГОП работает лишь с начала года, говорить об этом пока рано, — считает Николаев.

07.11.13 Известия izvestia.ru

Запуск ракеты-носителя с космическим аппаратом, который доставит Олимпийский факел на Международную космическую станцию (МКС) застрахованы ОСАО «Ингосстрах» совместно с пулом страховщиков более чем на 2 млрд рублей.

«Общая страховая сумма по ракете-носителю «Союз-ФГ» и космическому аппарату «Союз ТМА-11М N 711″ составила 2 млрд 121 млн 538 тыс. рублей», — сообщила в четверг пресс-служба ОСАО «Ингосстрах».

В сообщении уточняется, что также застрахована стыковка космического аппарата с МКС.

«По прибытию на МКС командир корабля Михаил Тюрин передаст факел «Сочи- 2014″ российским космонавтам Олегу Котову и Сергею Рязанскому, которые находятся на околоземной орбите уже более месяца. Совместно они проведут этап эстафеты на борту МКС — пронесут Олимпийский факел по всем сегментам станции и вынесут его в открытый космос», — подчеркивается в сообщении.

В соответствии с требованиями безопасности во время полета факел не будут зажигать.

Как сообщалось, пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-11М» с экипажем 38/39-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) и Олимпийским факелом в четверг вышел на околоземную орбиту.

Выход с Олимпийским факелом в открытый космос запланирован на 9 ноября. Как заявлял президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко, именно от этого факела будет зажжена чаша Олимпийского огня в Сочи.

ОСАО «Ингосстрах» — партнер и официальный страховщик XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.

Компания c 1989 года осуществляет страхование иностранных космических проектов в рамках международного страхового пула «La Reunion Spatiale». «Ингосстрах» принимал участие в страховании и перестраховании более 90 космических проектов. С 1999 года компания предоставляет страховую защиту ФГУП «Космическая связь».

07.11.13 Интерфакс interfax.ru

В настоящее время страховщики по закону отчисляют 3% от премий по ОСАГО в компенсационные фонды РСА. В дальнейшем средства идут на выплату компенсаций по обязательствам компаний, ушедших с рынка.

Экс-руководитель Росстрахнадзора, глава экспертного совета по страхованию финансового комитета Госдумы Александр Коваль предлагает для стабилизации ситуации на рынке ОСАГО освободить страховщиков от обязанности вносить средства в гарантийные фонды Российского союза автостраховщиков (РСА) и ввести на этом рынке субсидиарную ответственность участников. Такое мнение он высказал на круглом столе «Экономика ОСАГО: коллапс неизбежен?» в РИА Новости.

Крупнейшие страховщики неоднократно говорили о сложной ситуации в ОСАГО и росте убыточности этого бизнеса в связи с решением пленума Верховного суда распространить действие закона о защите прав потребителей на страхование. Кроме этого, весной Госдума приняла в первом чтении законопроект с поправками в закон об ОСАГО. Поправки, помимо прочего, увеличивают лимиты выплат за ущерб жизни и здоровью, а также имуществу. РСА считает, что тарифы в этом случае должны быть увеличены на 70%.

«Отрасль обязательного автострахования ждет неминуемый коллапс с серьезными социально-экономическими последствиями в том случае, если меры, направленные на обеспечение более справедливого размера выплат, а также кратное повышение лимита последних, не будут увязаны с адекватным пересмотром страховых тарифов», — считает Коваль.

По его словам, даже в случае принятия поправок в ОСАГО, одномоментно повысить тарифы не получится. В связи с этим, финансовые проблемы у страховщиков будут нарастать. «Что сделать сейчас? <…> Законодательно дать возможность страховщикам не вносить 3% в фонд гарантий компенсаций РСА, по году это примерно 4 миллиарда рублей получится, эти деньги компании могут направить на выплаты», — сказал Коваль.

В настоящее время страховщики по закону отчисляют 3% от премий по ОСАГО в компенсационные фонды РСА. В дальнейшем средства идут на выплату компенсаций по обязательствам компаний, ушедших с рынка.

«Убрав фонд гарантий и компенсаций, мы не можем граждан оставить без защиты на случай банкротства компаний. Тогда нужно вводить субсидиарную ответственность членов РСА, тогда компании будут скидываться не заранее в этот фонд, а в том случае, когда у игрока отозвали лицензию», — считает эксперт.

07.11.13 РИА Новости ria.ru

Эксперты обсудили будущее российской автогражданки

Поводом для проведения круглого стола стал постепенный уход с рынка автострахования ряда крупных игроков, а также приостановка и возможный отзыв лицензии ОСАО «Россия». В своих оценках относительно положения страховой отрасли эксперты сошлись в том, что она находится в предкризисном состоянии. Ухудшение же положения на рынке непременно скажется на рядовых автовладельцах.

Так, по мнению председателя Экспертного совета при комитете по финансовым рынкам Государственной Думы РФ Александра Коваля, ситуация на российском рынке автострахования становится все более серьезной. «Отрасль обязательного автострахования ждет неминуемый коллапс с серьезными социально-экономическими последствиями в том случае, если меры, направленные на обеспечение более справедливого размера выплат, а также кратное повышение лимита последних не будут увязаны с адекватным пересмотром страховых тарифов. Кризис уже есть, и он нарастает, коллапс, если не принять разумные меры – неизбежен, нравится это кому-то или нет. ФСФР больше года пыталась вывести компанию «Россия» из кризиса, итог известен всем. На этом примере мы можем видеть, что может случиться с остальным рынком. Негативная же ситуация, сложившаяся на рынке ОСАГО в части выплат, имеет серьезные объективные причины».

Об этих причинах говорил Президент Российского союза Автостраховщиков Павел Бунин. По его словам, тарифы по ОСАГО были утверждены 10 лет назад, после этого коэффициенты к базовому тарифу корректировались дважды, а сам базовый тариф не менялся ни разу. При этом средняя страховая премия по ОСАГО выросла с 1954 руб. в 2003 г. до 3092 руб. в 2013 г. (на 58%), в то же время рост инфляции в России за этот период превысил 130%. Особенно критичной ситуация становится в регионах. В ряде субъектов убыточность ОСАГО уже давно превысила предельный уровень в 77%, и крупнейшие страховщики резко сокращают свое присутствие в таких областях. На сегодняшний день надежные компании сокращают объемы продаж ОСАГО. «При сохранении этой тенденции в будущем мы столкнемся с ситуацией, когда в ряде регионах могут остаться компании, ориентированные сугубо на сбор премий, а не на обеспечение надежности выплат», — отметил Президент РСА.
В свою очередь директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что для социальной напряженности в субъектах страны уже имеются предпосылки. В России сформировался рынок юридических посреднических услуг, направленный на организацию исков к страховщикам. Право требования потерпевшего к страховщику выкупается по цене, которая ниже подлежащего выплате страхового возмещения. В этой ситуации, отметил г-н Журавлев, выигрывает не автовладелец и уж точно не автостраховщик, а только посредник.

Руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин привел данные относительно убыточности ОСАГО – по итогам 1-го полугодия 2013 года она достигла 72 %. При этом число регионов, где уровень выплат по ОСАГО превысил 77%, выросло с двух (по итогам 1-го полугодия 2012 года) до восьми (за 1-е полугодие 2013 года). В страховых компаниях, например, Камчатского края уровень страховых выплат составляет 97 %, что делает работу страховщиков по ОСАГО просто бессмысленной. В Амурской области этот показатель составляет 94 %, в Ивановской области – 88, в Мурманской – 85, в Ульяновской – 84 %, в республике Мордовия – 79 % и т.д. Именно в таких регионах лидеры рынка стараются снижать свою рыночную долю, а автовладельцы уже испытывают сложности с заключением договоров страхования. «Как видите, регионы разные, единой тенденции нет. Участники рынка не имеют права отказывать в страховке, поэтому страховщики стараются даже не рекламировать это направление, — прокомментировал Алексей Янин. — В рейтинговом агентстве – у нас стоит задача анализировать риски страховщиков, оценивать их надежность – мы рады за компанию, если она не предоставляет услугу по ОСАГО, это означает, что ее финансовые результаты намного лучше». По мнению господина Янина, будущее российского автострахования целиком и полностью зависит от обсуждаемых в настоящее время поправок к закону об ОСАГО. Полнота страховых выплат – как главный маркер удовлетворенности россиян автогражданкой — во многом связана с финансовым положением страховщиков. Если же тарифы в ОСАГО корректироваться не будут, то рынок страховой розницы ждет широкомасштабный кризис. Динамика рынка ОСАГО также замедлится, так как исчерпается эффект от повышения поправочных коэффициентов.

О проблеме замедления темпов роста российского рынка автострахования говорил и управляющий Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его данным, в течение первого полугодия 2013 г. рынок ОСАГО вырос на 10 %, а рынок Автокаско — на 12% по сравнению с аналогичным показателем минувшего года. При этом причин замедления роста несколько: это и своеобразное «насыщение» автомобильного рынка (замедление объемов продаж новых автомобилей в России), и замедление темпов экономического роста в России (которые, по оценкам господина Кинякина, скорее всего не превысят показателя 1,7-1,8%). Эти факторы, в свою очередь, способствуют снижению реальных доходов населения и, как следствие, сокращению расходов, и не только на покупку автомобиля, но и на оформление страхового полиса. Объем страховых выплат уже существенно превышает объем страховых премий. По итогам первого полугодия текущего года размер страховых премий упал на 16 %, а выплаты выросли на 44 %. В таких условиях компании вынуждены сокращать свою деятельность в этом сегменте. В целом рынок перемещается к компаниям, занимающим второй, третий и даже четвёртый десяток в рейтингах. Естественно, это часто другое качество работы, нередко компании работают, что называются, «с колес», без резервов, а это риски невыплат.

«Что касается прогнозов, то могу сказать, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации в российской экономике возможны серьезные проблемы в отрасли, связанные с заметным сокращением объема сборов. Рынок автострахования ждет дальнейшая консолидация (уменьшение количества страховщиков), а также усиление присутствия иностранных страховых компаний (особенно после истечения переходного периода при выступления в ВТО. Однако при повышении тарифов следует учитывать и социальную компоненту — в ряде российских регионов с низкой покупательной способностью население это может вызвать неприятие», — добавил Андрей Кинякин.

Говоря о социальной компоненте, ведущий мероприятия, заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто отметил, парк машин России увеличивается на 2 миллиона единиц в год, и уровень автомобилизация населения сопоставим со странами Европы. Средняя стоимость автомобиля составляет 900 миллионов рублей. «Полис ОСАГО в среднем составляет порядка 3 тысяч рублей. Бак можно заправить – 1 раз – на 1,5 тысячи рублей. Поэтому, когда говорим о размере тарифа, речь, по сути, идет о половине бака бензина».

Итог мероприятия подвел руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей, эксперт в области автострахования Максим Ханжин, который отметил, что «изменения в ОСАГО должны быть, но это все же должна быть не революция, а эволюция. Должны быть учтены интересов всех участников процесса: как автовладельцев, так и страховщиков».

Источник: «Эксперт РА»