Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieБольших доходов этот бизнес страховщикам не приносит, но позволяет заполучить клиентов для комплексного обслуживания

Вы замечали, наверное, что компании по доставке пиццы и суши обычно используют самые дешевые машины? И дело тут не только в экономии на бензине. Оказывается, службы доставки блюд и продуктов питания, такси, маршрутки, прокатные компании и курьерские службы являются, мягко говоря, не самыми любимыми клиентами страховщиков. «Наименее привлекателен для страхования тот вид бизнеса, в котором низкое качество управления автохозяйством и невысокий уровень мастерства водителей», — объясняет замгендиректора компании «Либерти Страхование» Александр Потитов. Страхование автотранспорта, принадлежащего таким организациям, связано с очень высокой убыточностью, поэтому страховщики повышают тарифы для «невыгодных» партнеров. Вот тем и приходится приобретать для работы автомобили самой низкой ценовой категории.

В первой половине 2000-х годов доля корпоративного автострахования превышала долю розничного, но со временем ситуация изменилась. Рост числа автомашин у населения привел к тому, что страховщики значительно расширили работу с физическими лицами, и сегодня, по экспертным данным, доля юрлиц составляет около 20% в общем портфеле страхования автотранспорта. При этом доля корпоративных клиентов в общем объеме премий по каско, по мнению Александра Потитова, составит в этом году всего 15%. Доля по ОСАГО у юрлиц чуть выше — на уровне 18—20%. «Ситуация близка к критической, так как из-за высокой конкуренции, роста стоимости запасных частей и работ убыточность по многим клиентам уже зашкаливает», — говорит замгендиректора — главный андеррайтер САК «Энергогарант» Антон Легчилин. Кроме того, по словам экспертов, автопарки юрлиц стареют, что ведет к росту числа страховых случаев.

В целом рынок автострахования — как розничного, так и корпоративного — переживает не лучшие времена. По мнению заместителя гендиректора САО «Гефест» Николая Николенко, по итогам девяти месяцев в целом сегмент автострахования покажет рост максимум на 15; таким же он будет и по итогам года. В прошлом году рынок автострахования вырос на 32%. «Замедление темпов роста связано со стагнацией в экономике страны, падением покупательной способности и кредитования населения», — считает Николенко. При этом в общем объеме автострахования наименьший рост показывает именно корпоративный сектор. «Основу сборов в этом году составит работа с физическими лицами, — прогнозирует Антон Легчилин. — По юридическим лицам сборы будут расти незначительно, на 3—5%, так как конкуренция в этом сегменте наиболее острая».

Стагнация наблюдается, прежде всего, в сфере обслуживания крупных компаний. «В этом сегменте рынок практически не растет, портфель страховщиков изменяется в основном за счет перетекания одних и тех же клиентов», — отмечает начальник управления дирекции розничных продаж ОСАО «Ингосстрах» Михаил Заводнов. И поясняет: в связи с активной деятельностью компаний, предоставляющих услуги оперативного лизинга, и появлением на этом рынке новых игроков многие клиенты, в основном подразделения западных компаний, стали отказываться от собственного автопарка и переводить его в оперлизинг. Страхование при этом также предоставляется лизинговой компанией в составе комплексного продукта, говорит эксперт. Поэтому страховщики сейчас в основном фокусируют свой взгляд на представителях малого и среднего бизнеса и по большей части в регионах. «В условиях снижения продаж автомобилей и жесткой конкуренции на страховом рынке каждый клиент, сотрудничество с которым экономически выгодно, привлекателен», — заявляет представитель автодилера — гендиректор бизнес-направления «Независимость—INFIN» группы компаний «Независимость» Наталья Жильцова. При этом особо лакомым куском являются компании, использующие свой автопарк в представительских целях, а не для получения дохода.

Но если самый мелкий бизнес, по словам Антона Легчилина, страхует автомобили только в случае, когда этого требует банк, выдавший кредит на покупку машин, то для большинства других клиентов такая защита действительно выгодна. Она страхует от непредвиденных расходов, значительно облегчает управление автопарком и позволяет упростить решение большинства проблем, связанных с ремонтом, восстановлением машин после ДТП или выплатой компенсаций пострадавшей стороне.

Страховщики, как правило, предоставляют помощь в оформлении документов (в том числе в получении справок из ГИБДД), обеспечивают юридическую помощь и помощь на дороге, включая предоставление эвакуатора. К клиенту обычно прикрепляется персональный менеджер, который оперативно решает все вопросы и обладает определенными полномочиями в части принятия решений по урегулированию убытков. По словам Натальи Карповой, исполнительного вице-президента «Группы Ренессанс Страхование», особенность корпоративного страхования заключается еще и в том, что разрешено допускать к управлению автомобилем любых штатных сотрудников без ограничения стажа. «Для частного же клиента отсутствие стажа может сильно увеличить стоимость полиса», — добавляет эксперт.

Вообще, тарифы для корпоративного транспорта, безусловно, отличаются от тарифов для частников. Логика в этом проста: оптом всегда дешевле. «Страховщик может предложить скидки для автопарков корпоративных клиентов», — говорит замгендиректора СК «Транснефть» Сергей Митин. Но в любом случае при определении тарифа учитываются такие факторы, как режим и география эксплуатации транспортного средства, размер автопарка, страховая история клиента. Александр Потитов добавляет: если говорить о похожих по характеру использования и составу автопарках, то итоговая стоимость страховки будет зависеть от качества управления автопарком и от мастерства водителей. Так, на стоимость страховки влияет качественное и регулярное техобслуживание автомобилей. «В некоторых компаниях для водителей проводятся регулярные тренинги в целях повышения профессионального уровня, — рассказывает Сергей Митин. — Иногда водители несут персональную ответственность за сохранность транспортного средства и материальную ответственность в случае попадания в ДТП по своей вине. Все это, безусловно, снижает вероятность наступления страхового случая». Некоторые страховщики при использовании компаниями водителей-профессионалов предоставляют скидку к базовым тарифам, которая может доходить до 25%.

По словам Натальи Карповой, сэкономить на страховании поможет включение в полис франшизы, которая устанавливается либо в процентном отношении, либо в денежной сумме — на выбор клиента. «Корпоративные клиенты не склонны заявлять мелкие повреждения, так как зачастую «простой» автомобиля на станции техобслуживания стоит дороже, чем стоимость восстановительного ремонта», — поясняет эксперт.

Цена полиса также снижается при индивидуальном подборе сервисных опций. Так, по грузовым автопаркам наиболее популярны страховые продукты, исключающие все дополнительные опции и по минимальной цене. По легковым автопаркам наибольший интерес вызывают программы с выплатами без справок и с услугами аварийного комиссара. Крупные федеральные компании предпочитают работать со страховщиками, имеющими большую филиальную сеть, — это позволяет страховать все региональные парки в одной компании и тем самым добиваться существенных скидок. Компаниям, которые осуществляют международные перевозки, необходимо расширение территории действия страхового полиса — это повышает стоимость страховки. И так далее. Каждый клиент требует индивидуального подхода и индивидуальных расчетов тарифов в зависимости от его потребностей.

Но ситуация усугубляется тем, что зачастую путь к сердцу корпоративных клиентов лежит через тендер. И хотя критерии отбора страховщика могут быть разные, чаще всего решающее значение имеет именно размер страховой премии. В итоге такой подход может выйти компании боком: победителем тендера становятся демпингующие компании, вне зависимости от их финансового положения, устойчивости и качества предоставляемых услуг. «К сожалению, цена продолжает играть одну из ключевых ролей, — возмущается Сергей Митин. — При этом, например, при выборе ресторана потребитель вряд ли пойдет в привокзальную закусочную, потому что там дешевле. Он скорее выберет достойное заведение, и его выбор будет основываться на том, что он хочет получить на ужин качественное блюдо, которым не только не отравится, но от которого получит и максимальное удовольствие».

Однако есть причины, по которым страховщики не могут отказаться от страхования корпоративных автопарков. Зачастую такие договоры идут в комплексе с другими, более интересными для страховщиков услугами. «Каско может являться своего рода входным билетом, и дальше уже с клиентом можно обсуждать и страхование самого предприятия и сопутствующих рисков, и страхование сотрудников», — делится секретами директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Компании получают возможность предложить своим клиентам страхование имущества и ответственности и добровольное медицинское страхование. Кроме того, как правило, сотрудники компании-клиента начинают проявлять интерес к услугам страховщиков как частные лица и приобретают полисы автострахования, ОСАГО, страховки для квартир, дач и т.д. А это уже открывает новые горизонты для роста бизнеса страховщиков.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Дмитрий Кузнецов, директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие»:

«Корпоративное страхование является одним из наших целевых направлений развития. Мы предлагаем самые широкие модели страхового покрытия, которое мы готовы адаптировать под каждого клиента. Это могут быть условия по сервисной составляющей и набору рисков (в т.ч. минимизация исключений из страхового покрытия), а также специальные условия по урегулированию убытков. При этом большой опыт и наличие достаточной статистки позволяют нам предлагать одни из самых конкурентоспособных тарифов на наших целевых сегментах. Но, наверное, самым основным и важным является быстрое и качественное урегулирование убытков, наличие сотрудника (персонального менеджера) в страховой компании, который оперативно решает все вопросы и обладает определенными полномочиями в части принятия решений по урегулированию убытков».

Антон Легчилин, заместитель генерального директора, главный андеррайтер САК «Энергогарант»:

«Наша компания специализируется на работе с юридическими лицами, в частности, это касается автострахования, поэтому для каждого клиента мы, как правило, разрабатываем уникальные индивидуальные страховые продукты. Понятно, что наш клиент, осуществляющий работы в тайге и тундре, потребует совершенно другого подхода и алгоритма работы, чем клиент, работающий только в Москве или другом крупном мегаполисе. Это относится не только к условиям страхования, но и к подходу по урегулированию убытков (последний вопрос на самом деле основной, но о нем многие клиенты почему-то забывают при заключении договоров страхования, обращая внимание только на цену полиса и/или бренд страховщика). Опять-таки и потребности у клиентов разные — кто-то ремонтирует свои машины на своей базе, кто-то только в дилерском автоцентре; определенным клиентам важно минимизировать стоимость страхования, другие же заинтересованы в максимально широком страховом покрытии и полном наборе дополнительных опций и услуг. Нельзя всех клиентов стричь под одну гребенку, предлагая им стандартный набор страховых продуктов. Это просто неуважение к страхователю. Настоящий корпоративный страховщик всегда предлагает клиенту тот продукт, который интересует именно его, не заставляя дополнительно платить за красивый набор никому не нужных дополнительных опций и услуг. А главный вопрос — это качественное исполнение договора, а значит, оперативное урегулирование убытков, без него никакие программы страхования нашему клиенту будут не нужны».

18.11.13 Профиль profile.ru

В правительстве одобрили концепцию законопроекта о поддержке граждан, потерявших жилье при чрезвычайных ситуациях

Власти все-таки решили отказаться от обязательного страхования жилья гражданами на случай его повреждения в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, предложив взамен механизм стимулирования добровольного страхования с господдержкой. Хотя ранее обсуждался именно обязательный вид. «Известиям» удалось ознакомиться с деталями механизма, предложенного Минфином. Концепция законопроекта (имеется в распоряжении «Известий») об изменении схемы поддержки людей, утративших часть или всё имущество из-за стихийных бедствий, была в целом одобрена на прошедшем в минувшую пятницу совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.

Правда, на правительственном совещании было решено, что работа над документом будет продолжена. Повторно доработанный проект будет представлен на заседании у главы правительства через месяц. В случае его одобрения там Минфин планирует внести проект в правительство уже до конца года. Как отметил один из источников, в основном будет проводиться работа по детализации механизмов, а сама концепция не изменится. Страхование не будет обязательным для граждан, но при этом государство постепенно станет сокращать финансирование компенсаций потерявшим жилье, стимулируя их страховать имущество в добровольном порядке.

В соответствии с проектом планируется создание специальной программы добровольного страхования при участии государства. Одним из основных элементов такой системы, как отмечается в документе, является «софинансирование за счет бюджетных средств части выплат при наступлении страхового случая в результате чрезвычайной ситуации». Средства из бюджетов всех уровней (федерального, межрегионального и регионального) станут выделяться на пропорциональной основе со страховой организацией. Последняя, в свою очередь, будет собирать взносы с граждан. Регионы вправе софинансировать договоры по более широкому набору рисков, в том числе по повреждению жилья в результате аварий систем отопления, водоснабжения, канализации и пр.

В программе смогут принять участие не все страховщики, а только соответствующие требованиям, которые будут установлены. Государство намерено провести отбор. Кроме того, в законопроекте отмечается, что система заключения договора должна быть максимально проста для граждан. Предполагается, что страховщик будет направлять оферту, включив ее в единый платежный документ или счет на оплату энергии. Если гражданин заплатит, то становится застрахованным.

Как будет работать новый механизм помощи пострадавшим от стихийных бедствий? Если человек, потерявший жилье во время стихийного бедствия, не застраховался, то ему не будут компенсировать стоимость утраченного жилища или предоставлять новое. Пострадавшему государство предоставит лишь жилье по социальной норме для временного проживания без права оформления его в собственность.

Если гражданин имеет договор страхования по специальной программе и его имущество полностью утрачено, то региональные или муниципальные власти должны будут предоставить ему аналогичное утраченному. А потом компенсировать часть расходов за счет страховых выплат. Похожая по механизму программа есть в Москве. Ответственность страховщиков по договорам страхования достигает 70%, города — до 30%. Взносы граждан в 6–8 раз ниже, чем в коммерческом страховании.

Поручение разработать предложения по массовому страхованию жилья в сентябре было дано ряду ведомств (Минфину, Минэкономразвития и Банку России) премьером Дмитрием Медведевым. Изначально речь шла о том, чтобы сделать страхование жилых помещений обязательным.

Поручение было дано вскоре после наводнения на Дальнем Востоке, в результате которого в этом регионе оказался непригодным для жилья каждый пятый дом. Для строительства новых жилых помещений государству потребуется около 14 млрд рублей. С инициативой, касающейся обязательного страхования жилья, премьер выступал и ранее, после наводнения в Крымске. Тогда было затоплено более 7,2 тыс. жилых домов. И помощь пострадавшим также осуществлялась за счет бюджетных средств.

Однако уже тогда в ответ на поручение премьера экспертное сообщество указало, что введение обязательного страхования жилья противоречит Конституции, согласно которой никто не вправе обязать человека страховать собственное имущество.

Сейчас в России менее 6% населения имеют договоры страхования имущества, в основном они оформляется по требованию банка при ипотечном кредитовании. В развитых странах уровень проникновения в страховании имущества достигает 80%.

Первый зампредправления СОГАЗа Николай Галушин, говоря о предложенном механизме, отметил опыт реализации льготной программы страхования жилья в Москве. При невысокой стоимости и доступности полиса страхованием в зависимости от округа охвачено до 65% столичных квартир (около 2 млн).

— Если законопроект будет принят, стопроцентного проникновения, увы, обеспечить не удастся, ­ такого нет даже на Западе, — говорит Галушин. — Но достичь уровня, аналогичного московской муниципальной программе, вполне возможно.

Руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин считает, что эффективность механизма будет полностью зависеть от того, насколько жестко и последовательно государство будет выдерживать правила, определяемые законопроектом.

— Не произойдет ли так, что власти после очередной крупной катастрофы с масштабными социальными последствиями не выдержат давления со стороны пострадавших и всё же выплатят финансовые компенсации, — говорит Янин.

Как отмечают участники рынка, шансы на такой сценарий возрастают, если катастрофа произойдет накануне выборов или других важных политических событий.

Руководитель проекта «Рейтинги страховых компаний» в Национальном рейтинговом агентстве Татьяна Никитина указывает, что предлагаемый вариант удобен для государства, так как основная часть нагрузки по восстановлению жилого фонда, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций, ляжет на страховые компании.

18.11.13 Известия izvestia.ru

Страховая группа «СОГАЗ», в которой была застрахована ответственность авиакомпании «Татарстан», признала крушение самолета Boeing-737 в Казани страховым случаем и готова выплатить возмещение в течение пяти рабочих дней после получения документов от родственников пострадавших, сообщили агентству «Прайм» в страховой компании.

Самолет Boeing-737 авиакомпании «Татарстан» разбился в воскресенье в аэропорту Казани, по предварительным данным, погибли шесть членов экипажа и 44 пассажира. Ответственность авиакомпании застрахована в СОГАЗе в рамках Воздушного кодекса с лимитами на уровне 2 миллиона рублей на каждого пассажира.

«Данное решение (о признании случая страховым — ред.) принято на основании официального уведомления, поступившего в СОГАЗ от авиаперевозчика. Выплаты родственникам погибших будут осуществляться в максимально сжатые сроки», — сказали в компании.

Для получения компенсаций родные погибших должны предоставить в СОГАЗ заявление о страховой выплате, документ удостоверяющий личность выгодоприобретателя, документ о смерти пассажира, документ, подтверждающий родство (например, свидетельство о браке или рождении), а также документы, подтверждающие расходы на погребение. В случае, если дело о причинении вреда жизни пассажира, рассматривалось в суде, потребуется соответствующее судебное решение. Страховые выплаты могут получить также лица, состоявшие на иждивении у погибших пассажиров.

«После предоставления необходимых документов СОГАЗ выплатит страховое возмещение в течение пяти рабочих дней», — уточнили в компании.

На сайте СОГАЗа размещена памятка для родственников погибших, в которой приведена контактная информация и перечень необходимых для получения страховой выплаты документов. Страховщик уверяет, что любая помощь будет оказана как головным офисом компании (тел.: +7 (495) 780-78-80 и 8-800-333-0-888), так и филиалом компании в Казани (тел.: +7 (843) 222-00-49, 222-00-47).

18.11.13 Прайм 1prime.ru