Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

В многолетних спорах потребителей и страховых компаний о размере выплат по ОСАГО может быть поставлена точка. Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен взяться за разработку правил единой техэкспертизы, которая унифицирует подход к оценке последствий ДТП. Это позволит избежать до 95% судебных разбирательств по автострахованию, утверждают участники союза в письме к депутатам Госдумы. В нем они просят полномочий для утверждения техрегламента.

Отсутствие единой методики при оценке суммы ущерба после ДТП вызывает большое количество разногласий между страхователями и страховщиками, которые зачастую приходится решать в судебном порядке. Выборочный анализ выплат по судам в крупнейших компаниях за четвертый квартал 2012 года в сравнении с четвертым кварталом 2011 года показал рост в диапазоне 50–70%. Более релевантные данные члены союза намерены получить после анализа судебной статистики за первое полугодие 2013 года.

Как стало известно РБК daily, чтобы решить эту проблему, Российский союз автостраховщиков намерен получить полномочия по написанию стандартов единой техэкспертизы для автомобилей, попавших в аварию. Такое предложение содержится в письме, которое члены правления РСА утвердили и уже направили в Госдуму (копия есть в распоряжении РБК daily). «Одна эта мера способна снять все разговоры о том, много платят страховщики или мало», — рассказал РБК daily автор письма, зампредседателя комитета методологии РСА Михаил Порватов.

По словам президента РСА Павла Бунина, при наличии единой методики сразу будет решено 70–80% возникающих споров при урегулировании убытков, а в дальнейшем этот показатель составит 90–95%. Если инициатива будет утверждена вместе с еще одним предложением РСА — союз хочет обязать клиентов обращаться сначала к страховщику и только затем в суд, — страховщики смогут обезопасить себя от непрогнозируемых судебных издержек.

Когда дело доходит до суда, из-за отсутствия единых правил техэкспертизы страховщики имеют дело с дополнительными проблемами. Как рассказал РБК daily председатель комитета методологии РСА Евгений Уфимцев, сейчас страховщики работают с разными зарубежными методиками оценки последствий ДТП. Разница в подсчетах финансового возмещения при одном убытке может превышать 30%, и при возникновении споров все варианты страховщики приносят в суд. «В такой ситуации суд выбирает максимальную сумму, чтобы не обидеть страхователя», — отметил г-н Уфимцев. Экспертиза, существующая при судах, обычно ориентируется на советскую методику оценок.

Проблемы не было бы, если бы Министерство транспорта вовремя разработало единый документ. С появлением закона об ОСАГО в 2003 году было принято постановление правительства, которое обязало Минтранс организовать техэкспертизу. Участвовать в разработке стандартов также должны чиновники из Минюста, МВД. По словам представителя министерства транспорта, сейчас существует несколько редакций документа: из-за большого круга уполномоченных лиц «получить согласованный документ непросто». В ближайшее время в ведомстве намерены принять еще один вариант, который будет направлен на согласование.

За время работы над проектом произошли изменения в транспортном парке страны. По словам членов комитетов РСА, прошлая разработка министерства не учитывала стандарты современных иномарок и современное состояние автопарка. Переговоры с Минтрансом длятся уже десять лет. «На всех совещаниях только и говорили о том, как необходимо методику эту разработать», — возмущается один из участников рынка.

Союз автостраховщиков в этой ситуации не может принимать правила, действие которых распространяется не только на членов РСА, но и на третьих лиц, и хочет внести поправку в законодательство об ОСАГО. РСА предлагает ввести в него отдельный пункт, в соответствии с которым полномочия по написанию документа для отрасли будут переданы из Минтранса в РСА. Если изменения будут одобрены, союз готов по конкурсу за свой счет нанять стороннюю организацию, которая напишет правила.

19.04.13 РБК daily rbcdaily.ru

Госдума приняла скандальный законопроект, реформирующий ОСАГО. Выплаты за ДТП для водителей повысятся, однако автогражданка выводится из-под действия закона о защите прав потребителей. После вступления закона в силу власти обещают отложить повышение тарифов на полисы на 15 месяцев, а чтобы стимулировать конкуренцию между участниками рынка, могут ввести понятия ценового коридора. Из-за несовершенства законопроекта следующее чтение пройдет не раньше осенней сессии.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении скандальный законопроект о реформе закона об ОСАГО. Его обсуждение откладывалось трижды и сопровождалось многочисленными скандалами. Дело в том, что сначала планировалось поднять лимиты выплаты для автовладельцев, но одновременно на 25% должны были вырасти тарифы на полисы. Однако Минфин счел, что можно обойтись без подорожания услуги. Кроме того, с июня прошлого года Верховный суд своим постановлением распространил на ОСАГО действие закона «О защите прав потребителей». Это привело к тому, что автовладельцы стали заваливать страховщиков судебными исками и выигрывать их. Участники же рынка указывали на то, что на ОСАГО не может распространяться потребительский закон.

Крупнейшие российские страховщики заявили, что рынок ОСАГО в России находится на пороге крупнейшего за историю своего существования кризиса: якобы автогражданка становится убыточной. Власти согласились с требованиями страховщиков, но призвали их повысить качество услуг.

В пятницу в Госдуме правительственный законопроект представлял замглавы Минфина Алексей Моисеев.

Согласно документу, подготовленному к первому чтению, законопроект выводит ОСАГО из сферы действия закона «О защите прав потребителей».

Кроме того, лимит выплат по компенсации ущерба имуществу будет увеличен со 120 тысяч рублей до 400 через три месяца после принятия закона, а за вред здоровью — со 160 до 500 тысяч рублей спустя 15 месяцев после принятия. Кроме того, страхователь сможет выбирать между денежной компенсацией и непосредственным ремонтом автомобиля.

Поправки также увеличат лимит выплат по европротоколу (самостоятельное оформление аварии участниками без вызова ДПС) с 25 до 400 тысяч рублей в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. При этом в страховую компанию должны быть предоставлены данные о ДТП, включая фото- или видеоматериалы с фиксацией местоположения транспортных средств.

Представитель Минфина заявил, что для обеспечения этого прироста нужно будет повысить тарифы примерно на 25%.

Ориентировочно это произойдет также через 15 месяцев после принятия закона. Кроме того, Моисеев предложил дать страховщикам возможность конкурировать в цене (сейчас тариф фиксированный для всех участников рынка). По идее Минфина, именно в пределах этого 25-процентного удорожания страховые компании будут предлагать более дорогой или дешевой полис. В остальных регионах лимит будет повышен до 50 тысяч рублей.

После принятия законопроекта единороссы в лице депутата Вячеслава Лысакова поспешили заявить, что они не позволят страховым компаниям «залезать в карман автомобилистам». Выражая объединенную позицию всей фракции, он признал, что законопроект нуждается в серьезной доработке, а его дальнейшая судьба будет зависеть от того, насколько его удастся доработать ко второму чтению. Суть поправок, по его словам, должна свестись к тому, чтобы закон защищал интересы автомобилистов, а не страховщиков. Депутат отметил необходимость гарантирования качественного обслуживания клиентов страховых компаний, а также обязательность своевременных и полноценных выплат по страховым случаям.

Глава комитета Госдумы по транспорту единоросс Евгений Москвичев также признал, что к принятым поправкам есть немало замечаний. По его мнению, минимум 80% всех средств должно идти на выплаты автомобилистам и только 20% — в страховые компании. Москвичев подчеркнул, что страховые выплаты нужно увеличивать без увеличения тарифов, то есть оставить базовую стоимость полиса ОСАГО неизменной.

Глава комитета считает, что вместо четырех действующих сейчас в стране законов об автостраховании нужно оставить один универсальный закон — как для автомобилистов, так и для страховых компаний.

Его заместить Виталий Ефимов после голосования отметил, что в 2011 году на каждый автомобиль было выплачено 19 тысяч рублей компенсаций, а в 2012-м – всего 17 тысяч. Таким образом, он отметил увеличение общих страховых сборов страховщиками за счет роста числа машин, но при этом сокращение реальных выплат автомобилистам.

Депутаты признают, что законопроект несовершенен и требует еще радикальной доработки. Поэтому второе чтение состоится не раньше осенней сессии.

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников в разговоре с «Газетой.Ru» подчеркнул, что увеличение лимитов выплат по ОСАГО отзовется повышением стоимости полисов, тогда как эксперт считает, что стоимость обязательного страхования автогражданской ответственности не должна возрасти.

Тюрников с неодобрением отозвался о выводе сферы ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей». «На всю потребительскую сферу распространяется, а на ОСАГО – нет? Это означает, что страховщики смогут безнаказанно нарушать права своих клиентов», — заключил эксперт. Кроме того, Тюрников посетовал, что поправки к законопроекту не решили одну из основных проблем ОСАГО – учет износа. «Люди получают выплату, за которую невозможно отремонтировать их имущество. Это должно быть изменено», — считает эксперт.

«Я абсолютно уверен, что ко второму чтению из законопроекта уйдет исключение из-под действия ОЗПП. Еще у инициаторов этого документа должна быть полная определенность по поводу увеличения премии, поскольку даже те ведомства, которые утверждали, что цена полиса не должна увеличиваться, сейчас изменили свою позицию и говорят о 25-процентном повышении цены. ОСАГО должно быть лицом к потребителю, а не к страховщику», — сообщил Тюрников.

«Я думаю, что наша Госдума и депутаты должны принимать законопроекты, отвечающие интересам большинства, а в нашем случае это 65 миллионов автолюбителей против 450 страховых компаний, а именно тех фирм, которых это коснется, всего 100», — подытожил эксперт.

20.04.13 Газета.ру gazeta.ru

Через несколько месяцев в России может заработать мегарегулятор, который возьмет под свой контроль весь финансовый и страховой рынок.

«Мы надеемся, что уже во второй половине текущего года будет создан единый регулятор, и Центральный банк будет внедрять специальные процедуры надзора за страховыми организациями. В том числе — по тому, чтобы не нарушался порядок прохождения технического осмотра», — передают информагентства слова первого вице-премьера Игоря Шувалова, сказанные на съемках телепрограммы «Главная дорога».

О создании мегарегулятора речь идет уже давно. Сначала даже обсуждался вариант сделать это на базе Федеральной службы по финансовым рынкам. И многие эксперты считали его оптимальным, поскольку ФСФР сегодня уже охватывает своим оком фондовый и страховой рынки. Добавить сюда банковский сектор — и пазлы логически сложатся в единую картину. Но потом все-таки пересилили аргументы сторонников создания мегарегулятора на базе Центрального банка, у которого накоплен уникальный, а, главное, удачный опыт «присмотра за банками».

Среди экспертов существовала и третья точка зрения: ничего не надо создавать. А лучше — совершенствовать законодательство, чтобы раскрыть полнее возможности уже существующих регуляторов. И обойтись без монополизма в этой сфере. Приводили в пример мегарегулятор Великобритании, который в последний кризис показал себя не в лучшем свете, и было решено от него отказаться.

На мегарегулятор в России возлагают большие надежды и в плане создания Международного финансового центра в Москве, и улучшения инвестиционного климата в стране. «Конечно, есть опасения получить негативный опыт, — говорил в одном из интервью «РГ» ведущий аналитик Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. — Но и в России есть удачный вариант слияния контролирующих органов. Например, в 2011 году подведомственный Минфину Росстрахнадзор «влился» в ФСФР, которая превратилась фактически в модератора всего финансового рынка, за исключением банковского сектора. Кроме того, мегарегуляторы действуют в Дании, Исландии, Японии, Корее, Норвегии, Великобритании, Швеции, Канаде, Германии, Венгрии, Латвии и Эстонии. Поэтому имеет смысл изучить этот опыт в совокупности».

20.04.13 Российская газета rg.ru