Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил схему вывода ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей» (ОЗПП). Это позволит снизить размер выплат по решению судов.

На прошлой неделе правление РСА утвердило свои предложения по изменению законов об ОСАГО и об организации страхового дела. Суть предложения в том, чтобы в законе об ОСАГО появилась строка о том, что этот вид страхования выводится из-под действия закона «О защите прав потребителей». Госдума уже рассматривает похожую новацию, но она, по мнению страховщиков, может не пройти — депутаты могут не поддержать «прямолинейные» поправки.

Претензии к защите прав потребителей у страховых компаний появились в июне 2012 года. Тогда пленум Верховного суда принял постановление, которое распространило на «автогражданку» правила ОЗПП по делам, касающимся споров о размере суммы страхового возмещения. В ряде регионов суды посчитали его руководством к действию и взыскивают со страховщиков неустойку 3% за каждый день просрочки (согласно закону об ОСАГО) и штраф в размере 50% невыплаченной по страховке суммы (согласно ОЗПП).

В РСА считают, что наказание по двум законам сразу — чрезмерно, и предлагают штрафовать тех, кто задерживает выплаты на 50% суммы, присужденной судом, но с условием: санкции не должны налагаться судом, когда «выплата была осуществлена в неоспариваемой части в установленные сроки». Иными словами, если страховая компания в течение 30 дней после ДТП выплатит даже небольшую сумму, например 2 тыс. руб., то ей уже удастся избежать взысканий.

Депутаты могут поддержать РСА, поскольку в постановлении пленума ВС сделана оговорка, по которой закон «О защите прав потребителей» должен применяться только в части, не урегулированной специальными законами. Комитет Госдумы по финансовым рынкам готов рассмотреть предложения страховщиков.

«Если такая практика (наказания по двум законам. — РБК daily) не будет отменена, это приведет к обвалу рынка ОСАГО», — полагает член правления и первый замес­титель гендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. По его оценкам, выплаты, произведенные по судам, в среднем по рынку достигают 30% общего объема выплат. Более того, они не отражаются в статистике убыточности страховщиков, поскольку проходят по другой статье отчетности. В результате, на взгляд непосвященного наблюдателя, убыточность ОСАГО не так уж и высока, отметил г-н Маркаров.

03.04.13 РБК daily rbcdaily.ru

Чистая прибыль страховой компании «РЕСО-гарантия» в 2012 г. по МСФО выросла на 40,6% до 5,05 млрд руб., сообщила компания в презентации к выпуску облигаций (документ есть у «Ведомостей»). Это рекордная чистая прибыль «РЕСО-гарантии» за год, большую прибыль на страховом рынке заработал в 2012 г. лишь «Согаз» (11 млрд руб. по МСФО), который, в отличие от РЕСО, делает ставку на корпоративное страхование.

Какого-то одного фактора, который позволил РЕСО заработать больше 5 млрд руб., нет, отмечает гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик. Компания, по его словам, достигла хорошего роста страховых сборов, что при стабильном уровне маржи привело к росту объема прибыли от страховой деятельности. Также хорошо работало инвестиционное подразделение, в результате чего был достигнут существенно более высокий инвестдоход, говорит Раковщик. По данным компании, он составил почти 4,8 млрд руб.

Валовые премии «РЕСО-гарантии» составили 57,1 млрд руб. (в 2011 г. — 49,7 млрд руб.), комбинированный коэффициент (отношение страховых выплат и затрат к чистой заработанной премии) — 95,2% (годом ранее — 95,7%), доходность на капитал за год выросла с 25,3% до 32,7%, говорится в презентации. Активы страховой компании в 2012 г. — 95,7 млрд руб. (83,9 млрд руб. в 2011 г.), 69% активов приходится на инвестиционный портфель.

В структуре премий РЕСО 63% пришлось на автострахование, 14% — на добровольное медицинское страхование, 10% — на страхование имущества физлиц, 7% — на страхование имущества юрлиц.

«РЕСО-гарантия» — вторая в России страховая компания по числу агентов (после «Росгосстраха»). Число агентов, по данным компании, выросло с 17 076 человек в 2011 г. до 19 696 человек в 2012 г. Агентские продажи приносят РЕСО 65% всех продаж, отмечает компания.

Основные владельцы страховщика — братья Сергей и Николай Саркисовы, которые владеют более 60% акций, и французская страховая группа Axa, ей принадлежит 37% «РЕСО-гарантии».

01.04.13 Ведомости vedomosti.ru

Пострадавший в аварии должен сначала обратиться в страховую компанию за выплатой, и только потом в суд, если получил отказ или мало денег. А не наоборот. Во всяком случае, так считают страховщики. Именно поэтому они предлагают поправить закон об ОСАГО и ввести обязательный претензионный порядок.

Напомним, что сейчас автовладелец пострадавшей в аварии машины может потребовать компенсации у своего страховщика или у компании, застраховавшей ответственность виновника ДТП. Так прописано в законе. На самом деле список его возможностей гораздо шире. Например, он может обратиться непосредственно к виновнику ДТП, и тот, чтобы избежать потом роста стоимости полиса, заплатит за ремонт сам. Также автовладелец может не обращаться в страховую компанию, а сразу направить претензии на возмещение ущерба в суд как на виновника, так и на страховщика. И вот эта возможность страховые компании не устраивает.

Действительно, если в договоре или соответствующем законе не оговорен порядок обжалования, значит, решать вопрос о назначении выплат может суд. И в него можно подавать претензии. На этой возможности строят бизнес некоторые компании, которые буквально занимаются скупкой долгов, хотя называется это юридическими услугами.

Некоторые автовладельцы, у которых доходы позволяют не ввязываться самим в разборки между страховыми компаниями, в случае аварии сразу передают все дела этим юридическим посредникам. Это называется уступки права требования. Посредники выплачивают некую сумму пострадавшему. Она будет заведомо меньше, чем та, на которую он мог рассчитывать. А потом, получив эту уступку, начинают требовать деньги за аварию со страховщика. Но уже через суд. Суды, как правило, в такой ситуации встают на сторону пострадавших, а в данном случае на сторону их представителей. Таким образом страховщикам приходится оплачивать не только расходы на ремонт автомобиля, но и судебные издержки, а также юридические услуги посредников.

Зачастую услуги таких посредников не улучшают состояние потерпевшего, а лишь дают дополнительный способ заработка сторонним организациям и приносят дополнительный убыток страховщикам. Например, в КАСКО подобные судебные издержки страховщики закладывают в тариф. В обязательном страховании сделать это невозможно — тариф и все коэффициенты на него установлены государством. По словам главы Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, страховщик на этот тариф никак не может повлиять. Единственное, что возможно, — установить четкие правила порядка обращения. Поэтому РСА разработал поправки в закон об ОСАГО, по которым автовладелец сможет обратиться в суд лишь в том случае, если ему не удалось решить вопрос со страховой компанией.

Как сообщил глава РСА Павел Бунин, по состоянию на 18 марта общий объем компенсационных выплат (платы за тех страховщиков, которые ушли с рынка) составил 18 миллиардов рублей. Из них на выплаты по решению суда пришлось 2,5 миллиарда рублей — это 13,7 процента.

В тоже время количество компенсационных выплат составило 384 тысячи. Из них по решению суда — 49 тысяч. При этом по решению суда в 90 процентах случаев было выплачено тем пострадавшим, которые в страховую компанию не обращались.

Стоит, однако, напомнить, что согласно Конституции, человек имеет право предъявлять претензии кому угодно. И не обязан придерживаться строгого порядка. Например, гаишник на дороге обвинил меня в том, чего я не совершал. Я могу обжаловать его решение у его непосредственного начальника, могу у главы ГИБДД региона, могу в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения. Но также я могу направить свою претензию в прокуратуру или сразу в суд. Почему в случае со страховыми компаниями я буду лишен выбора?

02.04.13 Российская газета rg.ru

По состоянию на 1 апреля 2013 г. подразделениями страховой компании «МАКС» заключено 211 договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

ЗАО «МАКС» в феврале этого года одним из первых среди страховых компаний получило лицензию ФСФР на осуществление ОСГОП.

Осуществление этого вида страхования стало возможным 14 марта 2013 г. после образования профессионального объединения, созданного на базе Национального союза страховщиков ответственности (НССО).

Федеральный закон № 67-ФЗ от 14.06.2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» вступил в силу 1 января 2013 года.

Лимиты ответственности страховщика в соответствии с законом составляют 2,025 млн руб. на случай гибели пассажира, 2 млн рублей на случай причинения вреда здоровью пассажира и 23 тыс. руб. на случай причинения вреда его имуществу.