Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Минздрав России надеется, что законопроект «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи» будет направлен в Госдуму осенью.

«Мы хотели бы летом завершить общественные обсуждения и согласования и осенью внести законопроект в Госдуму», — заявил пресс-секретарь министра здравоохранения России Олег Салагай журналистам в понедельник.

Он подчеркнул, что в любом случае законопроект будет внесен в Госдуму в этом году.

Законопроект предусматривает страховую выплату в размере 2 млн рублей в случае смерти пациента. «Размеры страховых выплат в случает смерти пациента составят 2 млн рублей. При наступлении инвалидности первой группы — 1,5 млн рублей, второй группы — 1 млн рублей, третьей группы — 500 тыс. рублей», — сообщил Салагай.

Салагай сообщил, что законопроект «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи» устанавливает принцип всеобщности и обязательности страхования пациентов. «Медицинские организации будут обязаны осуществлять страхование пациентов. Это будет непременным условием оказания медицинской помощи», — сказал он.

Между тем, законопроект о врачебных ошибках многие эксперты считают нежизнеспособным.

Как заявил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников, предложенная в документе система абсолютно не жизнеспособна в современных российских условиях.

Законопроект предполагает, что все лечебно-профилактические учреждения страны (включая частные) будут обязаны страховать свою ответственность перед пациентами за возможное нанесение ущерба в процессе медицинского вмешательства или невмешательства. Причем государственным учреждениям деньги на страховку будут выделяться из Фонда обязательного медицинского страхования, из которого, к слову, финансируется львиная доля всей бесплатной медпомощи россиянам. Частным же медклиникам придется покупать страховку за свой счет. Тем временем, выплаты пациентам за врачебные ошибки предполагаются весьма существенные: два миллиона рублей за смертельный исход, полтора — за инвалидность 1 группы, и 1 миллион — за инвалидность 2 группы. Кстати, если инвалидность не установлена, но пациент все же пострадал — он не получит ничего. Тем временем, о ситуации с врачебными ошибками сегодня можно судить по отчетам Фонда ОМС. Согласно их данным, каждая десятое медицинское вмешательство в стране выполняется с теми или иными нарушениями.

Кто же будет определять, а был ли ущерб? Согласно документу, этим должны заниматься некие общественные комиссии, которые будут работать при региональных минздравах. Иными словами, вдова должна будет сечь себя сама. «А кто в таком случае будет заинтересован в том, чтобы не было ошибок, — задается резонным вопросом депутата Калашников. — Врачу все будет по барабану — за него страховку выплатит страховая компания. И никакого стимула работать без ошибок у него не появится. С больницей — та же история. Ну, а этим общественным комиссиям, в предложенном виде вообще невыгодно будет бороться с врачебным произволом».

Калашников признает, что мириться с безответственностью врачей нельзя: «В наш комитет поступает очень много жалоб от пострадавших пациентов, но решение в их пользу принимаются крайне редко. У нас действует жесткая корпоративная защита со стороны медицинского сообщества». По мнению депутата, ответственность должна быть предусмотрена для тех, кто совершает ошибки — но при этом наши врачи, конечно, не смогут выплачивать пациентам миллионные ущербы.

«На качество медицинской помощи в стране этот законопроект никак не повлияет, — уверен замдиректора НИИ Общественного здоровья РАМН Александр Линденбратен. — Качество зависит совсем от других вещей: материально-технической базы, квалификации врачей. Более того — с принятием документа врачи смогут совершать сколь угодно много ошибок: они ведь будут застрахованы. И еще один важный момент: откуда Фонд ОМС возьмет дополнительные средства на страховки при общем недофинансировании здравоохранения и перспективах по его сокращению к 2015 году?»

Депутат Калашников полагает, что проблему можно будет решить посредством создания саморегулирующих врачебных организаций — тогда медицинское сообщество само сможет судить своих коллег и принимать стандарты их работы.

15.04.13 Интерфакс interfax.ru ; Московский комсомолец mk.ru

Министерство финансов опубликовало на своем сайте проект закона «О деятельности финансовых организаций по формированию и реализации стандартных пенсионных схем в РФ». Документом предусматривается внесение изменений в ряд нормативных актов, в том числе в закон «Об организации страхового дела в России».

В частности, авторы законопроекта предлагают предоставить возможность страховым компаниям (за исключением обществ взаимного страхования) работать на рынке пенсионного обеспечения на условиях, сопоставимых с теми, в которых действуют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для этого страховые компании, имеющие лицензию на осуществление подобной деятельности, получат статус финансовой организации. После этого они смогут формировать и реализовывать стандартные пенсионные схемы, включающие аккумулирование денежных средств физических и юридических лиц, инвестирование их и осуществление за счет указанных средств пенсионных выплат физическим лицам.

Законопроектом установлен заявительный принцип участия в данной деятельности. Так, если финансовые организации намерены осуществлять работу на пенсионном рынке, они должны на основе типовых договоров и правил разработать документы для конкретной стандартной пенсионной схемы и зарегистрировать эту схему в ЦБ. Стандартные пенсионные схемы, прошедшие регистрацию, включаются в реестр пенсионных схем.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, его разработка связана с необходимостью повышения уровня пенсионного обеспечения и страхования при условии обеспечения защиты прав физических лиц на пенсионные выплаты, путем предложения стандартных пенсионных схем с одновременной унификацией требований к финансовым организациям, их осуществляющим.

Принятие и реализация законопроекта позволит обеспечить переход на новый качественный уровень функционирования пенсионного рынка, ставящего на первое место защиту прав граждан на устойчивое и достаточное финансирование пенсионных выплат и обеспечивающего понятный, прозрачный, контролируемый механизм формирования и реализации пенсионных прав через стандартные схемы, отмечается в пояснительной записке. При этом подготовка к новым условиям формирования пенсионного обеспечения и страхования потребует определенного переходного периода, полагают авторы законопроекта. В этой связи вступить в силу изменения должны с 1 января 2014 года.

Такие изменения законодательства связаны с необходимостью более скорого развития пенсионной сферы, просьбами страховых компаний, развития сектора страховых услуг, объясняет ведущий инвестиционный консультант УК «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский. Пенсионная система будет развиваться быстрее, приход новых участников должен повысить качество работы, ПФР сможет «избавиться» от еще большего количества обслуживаемых счетов граждан и улучшить свою работу.

Закон лоббировался страховщиками (АСЖ и ВСС), и с его принятием рынок пенсионного обеспечения помимо действующих игроков — ПФР и НПФ — пополнится новыми участниками — страховыми компаниями, говорит управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. По идее, это должно способствовать росту конкуренции и повышению качества услуг. Но требования к страховщикам установлены довольно жесткие — это и специальные лицензии, и обособленный учет пенсионных средств в управлении, и повышенные требования по надзору и отчетности в отношении этих средств. «Полагаю, — говорит эксперт, — принятие закона положительно скажется на рынке в средне- и долгосрочной перспективе, поскольку способствует развитию и такого важного направления, как страхование жизни. Данная услуга очень мало распространена в России (около 5% населения пользуются данным видом страхования, в отличие от почти 50% в странах с развитыми экономиками)».

Теоретически эта интересная возможность для расширения рынка пенсионного страхования, соглашается директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Включение страховщиков в обслуживание пенсионных счетов давало бы гражданам более широкий выбор схем формирования пенсионного обеспечения и одновременно частично снимало бы нагрузку с государственных структур.

Однако, указывает она, остается ряд проблем, аналогичных тем, которые связаны и с присутствием банков на рынке пенсионных услуг. У правительства были идеи расширить работу банковских организаций в данной отрасли. Например, предоставить гражданам возможность делать пенсионные вклады, но не в рамках одного-трех лет (такую услугу уже сейчас предлагают некоторые банки), а полноценные пенсионные взносы на сроки от 10 до 40 лет. Причем вклады должны были бы быть безотзывными до наступления пенсионного возраста. Это могло бы позволить наиболее экономически активным гражданам заранее самостоятельно откладывать себе на пенсию, а государство увеличивало бы данные вклады или могло бы обеспечить дополнительные взносы. При этом остро встает вопрос о гарантиях данных вкладов, как и со страховщиками. Под столь долгосрочные проекты АСВ может не сработать. Страховые компании вообще не имеют общей системы гарантий. И до создания такой системы, имеющей четкую поддержку государства, вопрос о присутствии страховщиков на рынке имеет очень спорный характер.

Поэтому цель, поставленная авторами законопроекта, в результате может быть и не достигнута, заключает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. Вероятность банкротства страховых компаний очень высока, что показал экономический кризис 2008–2009 годов. И даже при условии введения раздельного учета обязательств страховых компаний по обеспечению пенсиями и страховыми возмещениями страховщик вполне рискует закрыться при наличии трудностей в работе. В таких случаях никто не сможет гарантировать пенсионеру высокий уровень пенсионного возмещения.

К тому же пока неизвестно, чем принципы управления страховых компаний отличаются от принципов НПФ. У граждан просто будет больше выбора из частных структур, не более. Также стоит помнить, что фактически у многих страховых компаний есть аффилированные пенсионные фонды. Например, у РГС и ЖАСО. Поэтому юридически нововведение позволит страховым холдингам установить правовое поле для более свободного функционирования страховщиков в качестве НПФ.

15.04.13 Эксперт expert.ru

«Росгосстрах» в 2013 г. рассчитывает увеличить продажи на 15%. Это позволит крупнейшему страховщику сохранить отрыв от конкурентов и остаться единственным в стране, собирающим в год более 100 млрд руб.

«В этом году соберем 120 млрд или 130 млрд руб. премий. Из них около 12 млрд руб. — по страхованию жизни. Рассчитываем на рост в 15-17%, если ничего не изменится», — сказал президент «Росгосстраха» Данил Хачатуров (цитата по «Интерфаксу»). «Росгосстрах» в прошлом году собрал 97,4 млрд руб., а с учетом всех компаний группы (без обязательного медстрахования) — 116,6 млрд руб.

«Все будет радикально зависеть от того, что будет происходить с ОСАГО. Скорее рост будет на 15%, потому что страховой бизнес наполняется», — уточнил Хачатуров. Он предупредил, что в убыточных по ОСАГО регионах компания будет снижать долю. «Условно говоря, откатившись где-то по ОСАГО, мы постараемся заместить его каско или добровольным расширением ОСАГО. Мы постараемся сохранить свой автопортфель в целом», — говорит Хачатуров. Основными флагманами роста для «Росгосстраха» в текущем году он назвал страхование жизни, страхование от несчастного случая и каско.

15.04.13 Ведомости vedomosti.ru