Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Президент группы «Ренессанс Страхование» БОРИС ЙОРДАН теперь редко смотрит на два больших монитора, на которые выводится информация Bloomberg. Инвестбанкир со стажем редко играет на фондовом рынке, все его внимание поглощает ситуация на рынке ОСАГО, точнее, кризис, который предвещают последние поправки в законодательство. О том, что сулят рынку автострахования последние законодательные инициативы, что упускают из виду чиновники и в чем виноваты страховые компании, он рассказал корреспонденту РБК daily ОЛЬГЕ АДАМЧУК.

Совет аудитора

— У меня есть один откровенный вопрос. Нас удивило, что вы так быстро дали согласие на интервью. Этому есть какое-то объяснение?

— Я крайне взволнован тем, что сейчас происходит на российском страховом рынке. Я владею инвестиционной группой «Спутник», которая в том числе объединяет три бизнеса: рисковое страхование, страхование жизни и пенсионный фонд. У меня практически нет вопросов к развитию этих бизнесов, за исключением рискового страхования. Сейчас наступил момент, из-за которого я согласился на интервью: ситуация на рынке страхования критическая. Она складывается из двух составляющих.

— Каких?

— Первое — множественные по­правки в закон об ОСАГО, в том числе предусматривающие увеличение лимитов выплат без повышения тарифов. А тарифы с момента принятия закона по ОСАГО ни разу за десять лет не увеличивались.

Второе — новые решения Верховного суда России, которые прошли в два этапа. Первый — это распространение действия закона о защите прав потребителей на все страховые услуги, включая ОСАГО, с вытекающими отсюда последствиями в виде огромных штрафов, компенсаций морального вреда и т.д. И второй этап — январ­ские решения по каско, запрещающие отказ в выплате, в случае если за рулем был нетрезвый или недопущенный к управлению водитель и т.п.

По мнению одного уважаемого между­народного аудитора, государственные инициативы по ОСАГО и эти решения Верховного суда приведут к тому, что компании будут вынуждены поднять свои страховые резервы в разы. А они этого сделать не смогут, что приведет страховую отрасль в России к состоянию банкротства по международным стандартам к концу этого — началу следующего года.

— А вы можете объяснить, что за экспертная группа или ведомство, которое представляет помощнику президента эти данные?

— Дайте я вам главную проб­лему расскажу. Они (те, кто докладывал Набиуллиной. — РБК daily) смотрят на страховой рынок через статистику продаж и выплат и закрывают глаза на расходы, которые связаны с ведением страховой деятельности. А страхование имеет очень высокий уровень затрат на ведение дел — в этом его отличие от многих других бизнесов, ориентированных на потребителя. Возьмем, например, «Яндекс» или «ВымпелКом». У них маржа составляет 30%, иногда 40%. В потребительском кредитовании — 25—30%. В страховании маржа при самом эффективном управлении — максимум 5%. Малейшее законодательное решение в неправильную сторону может привести к глубокой убыточности. Оставляю за скобками то, что российская страховая отрасль недоразвита и не обладает объемами, которые имеет западный рынок.

— Что вы имеете в виду под объемами?

— Страхование — это бизнес объемов. Чем большим портфелем ты владеешь, тем легче управлять и зарабатывать. Для того чтобы с нуля построить инфраструктуру, необходимы серьезные инвестиции. Ведь страхование — это сотни процессов. Представьте себе количество документов, которые мы перерабатываем ежедневно. Мне непонятно, почему в России ОСАГО нельзя продавать в электронном виде. Почему обязательно на бланках БСО? Ведь ОСАГО — это абсолютный кандидат на электронный полис. Во всех развитых странах полис автострахования давно продается онлайн, а мы все на бумаге печатаем. Из-за этого у нас большие расходы. Прибавьте к этому зарплату сотрудников, которые должны вводить все договоры ОСАГО в систему каждый день, затраты на урегулирование страховых случаев, автоматизацию внутренних процессов, поддержание функций бэк-офиса, отчисления в компенсационный фонд РСА и т.д.

В страховании, как вы знаете, есть понятие комбинированного показателя. В его 100% входят: выплаты, комиссия и расходы. На Западе убыток плюс комиссия находятся на уровне 80—85%, на расходы приходится около 10%, маржа — максимум 10%. В России большинство страховщиков работают на уровне от 95 до 100%, то есть либо в ноль, либо на 5% прибыли.

Еще одна важная деталь: на Западе резервы распространяются на десять лет, а у нас всего на один год. Поэтому каждый год мы должны заново прокачивать весь объем своих договоров. Большинство российских компаний продают автострахование в убыток, а зарабатывают на имущественном страховании. И поэтому наши оппоненты не должны смотреть на общий портфель страховщиков.

— А как с этим обстоит конкретно в вашей компании?

— Мы в основном автостраховая компания, у нас небольшой имущественный портфель, который дает нам 30% премий. «Ренессанс Страхование» занимает 7-е место в ренкинге автостраховщиков, 11-е место среди всех российских страховщиков. Полисы нашей компании можно купить и в офисе, и у дилера, и через Интернет. Мы активно развиваем розничный бизнес, поэтому для нас эти решения Верховного суда и поправки в закон об ОСАГО критичны.

— Резервы — это по тому положению, которое разрабатывает сейчас ФСФР?

— Да.

— Вы всегда выступали за то, чтобы компании увеличивали капитал за счет субординированных кредитов.

— Я всегда говорил про капитал. Ни одна страховая компания в России с 2007 года не привлекла ни одной копейки международного финансирования. Вы представьте, какие убытки были у страховых компаний во время кризиса, и никто из них не привлек внешних денег и не получил господдержки. Во всем мире страховые компании и банки во время кризиса подняли миллиарды долларов, чтобы закрыть убытки. В России только банки получили деньги…

Вина страховщиков

— И все-таки как возникает такая ситуация, когда весной 2013 года у вас ОСАГО, резервы и появляется мегарегулятор? Это совпадение?

— Я не лоббист и не олигарх, я профессионал. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что если России важно иметь страховую отрасль, то нужно резко менять проводимую политику. Иначе в России через несколько лет не будет страховой отрасли или останутся три страховщика: ВТБ, Сбербанк и СОГАЗ. Если чиновники хотят этого, то пусть идут по этому пути. Главный признак того, что страхование в России не процветает, таков: ни один иностранный инвестор не вложил ни одной копейки в индустрию за последние пять лет. Никто не пришел. Зачем вкладывать в отрасль, где законами абсолютно открыто давят на индустрию?

— Почему так случилось?

— Я считаю, есть вина страховых компаний, которые не обучили людей, принимающих решения по проблемам и вопросам отрасли. Во-вторых, страховой бизнес в России очень разобщенный. Банки давно объединились в разные организации, чтобы лоббировать свои интересы. В страховой отрасли, как только все договариваются, сразу кто-то ломает все договоренности.

Кроме того, многие страховщики злоупотребляли рассмотрением дел в судебном порядке. Таким способом они откладывали свои платежи клиентам. Но это не наша политика. «Ренессанс Страхование» входит в топ-3 компаний, которые меньше всего отказывают в выплатах своим клиентам, потому что мы клиентоориентированная компания. Но многие страховщики, даже из топ-10, специально доводили рассмотрение дел по выплатам до суда. В результате суды оказались завалены делами. До 85% всех дел в судах — это страховые! Но не глупость разве?

— Если страховому сообществу не удастся убедить чиновников и придется пойти по жесткому сценарию, вы лично сдаете лицензию ОСАГО в конце года или что?

— Мы будем рассматривать все варианты. Для нас данная ситуация критична, продавать полисы себе в убыток мы не будем. Я должен зарабатывать, а если я не вижу перспективы заработка… Конечно, я готов на несколько лет взять какие-то убытки, чтобы дойти до определенных объемов, чтобы окупать свои расходы. Но сейчас законодательные органы и суды вводят правила, которые приведут, по нашим прогнозам, к огромным убыткам в дальнейшем. Я это точно знаю.

— Есть расчеты Минфина, которые при минимальной корректировке увеличивают тарифы на 25%. В Госдуме представитель Минфина поднял этот вопрос, но там эти расчеты не приняты.

— Я слышал историю про компанию Allianz, одного из крупнейших страховщиков в мире. Они купили в свое время в Венгрии эквивалент Росгосстраха. Когда там было принято решение, похожее на то, которое принимается в части ОСАГО сегодня в России, президент Allianz прилетел в Будапешт и принес символические ключи от компании в Министерство финансов, сказав: «Берите ключи, мы уходим из страны».

— А почему страховщики не напишут коллективное письмо?

— Не умеют лоббировать свои интересы.

— Сергей Саркисов высказал мысль о том, что ситуация с ОСАГО повлияет на рынок каско.

— Согласен, особенно в регионах. Я вообще со многим согласен, что говорит г-н Саркисов. Добровольная автогражданка как продукт вообще исчезнет с рынка за один день, а мы серьезный игрок в этом сегменте в мегаполисах.

— Как вы считаете, при встрече с регулятором вы будете обсуждать принципы регулирования рынка после июля?

— Да, я за более жесткое и прозрачное регулирование рынка. Но регулирование должно быть в поддержку индустрии, а не чтобы ее задавить. Задача регулятора — развитие индустрии. Мне нравится г-н Панкин, он как чиновник очень продвинутый. У него хорошая команда, но у них небольшой бюджет и нет сильных полномочий. Именно поэтому я поддерживаю объединение с Центробанком: ЦБ исторически правильно регулировал индустрию.

— Ежедневная отчетность вас не пугает?

— Глупость, но не пугает. У нас нет депозита клиентов, это придуманная тема. На рынке появляются компании, которые за год оказываются в топ-20. Регулятор их старается закрыть, что правильно. Главным образом Илья Ломакин-Румянцев начал процесс очищения рынка от неблагонадежных компаний, потом Александр Коваль продолжил, и при нынешней власти процесс продолжается. Но сколько денег потеряли страховщики из-за компаний, которые исчезали! И главное — это деньги наших клиентов. Мы просто отдавали деньги за то, что никто не регулировал.

— Допустим, если появится мегарегулятор, но страховое сообщество не консолидировано для общения с ним, то странно, что в Думе лежит закон. Вы считаете, что изменится роль саморегулируемых организаций?

— Я считаю, что если будут приняты поправки в закон об ОСАГО в нынешнем виде, то сообщество вынуждено будет отреагировать. Аудиторы по МСФО заставят существенно поднять резервы, такой возможности у большинства страховых компаний нет. В результате это приведет к крайне негативному результату. Регулятор увидит, что страховая индустрия «под водой», и вынужден будет оперативно что-то решать.

— Вы чувствуете рецессию, которую прочат россий­ской экономике?

— Да, потому как ожидал, что рост рынка будет больше. Я всегда делаю консервативный бюджет, ожидая, что мы его перевыполним, но пока мы идем ровно в рамках бюджета. Это настораживает.

— И как вы будете следующий год выстраивать, если третий квартал действительно будет в минус?..

— Мировая экономика идет на поправку сейчас, и в следующем году все будет хорошо.

— России опять повезет.

— Да, я думаю.

21.05.13 РБК daily rbcdaily.ru

Как ни странно, страховки на новые машины ежегодно дешевеют. Во всяком случае, такой вывод сделал финансовый супермаркет Moneymatika.ru, который специально для нашего журнала исследовал стоимость полисов каско за последние два года.

Компания Moneymatika исследовала стоимость каско в Московском регионе на базе 200 тыс. расчетов, произведенных за два последних года. Речь идет о полисах восьми крупнейших страховщиков, на долю которых приходится около 65% рынка: «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Ренессанс», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», «Альянс» (бывшая РОСНО), «Согласие» и «Уралсиб».

Исследование выявило любопытную тенденцию: каско на новые автомобили дешевеет уже два года подряд и с одинаковой скоростью — на полпроцента. Если в 2011 году средняя стоимость каско на новый автомобиль составляла 7,6%, то в 2013-м страховка подешевела до 6,5% стоимости автомобиля. Причем цены меняются не только в относительном выражении, но и в абсолютном. «Мы знаем, что цены на автомобили растут примерно на 5% в год, и это могло бы стать возможной причиной снижения цен в процентах, но даже абсолютные цены на каско снижаются второй год подряд, с 61,3 тыс. руб. в 2011 году до 57,5 тыс. руб. в этом. Виною тому здоровая конкуренция на рынке»,— говорит директор по маркетингу Moneymatika Тимур Джуманиязов.

Правда, это общая картина по рынку. Что касается отдельных страховщиков и марок автомобилей, тут посложнее. Заместитель начальника управления по автострахованию «РЕСО-Гарантия» Максим Гофман утверждает, что «стоимость полиса каско из года в год становится несколько выше». «На наш взгляд, связано это с несколькими основными факторами. Во-первых, с достаточно большой инфляцией в стране, что в свою очередь приводит как к увеличению стоимости самих автомобилей, так и запасных частей к ним, а также стоимости ремонтных работ. Во-вторых, наблюдается естественный рост стоимости автомобилей ввиду внедрения даже в относительно бюджетные транспортные средства новых технологий»,— добавляет Максим Гофман. А начальник управления по работе с агентской сетью и прямыми продажами СК «Альянс» Дмитрий Соколов уверен, что «средняя премия в целом по рынку не растет, но и не падает». «Мы уже в течение нескольких лет удерживаем среднюю премию на стабильном уровне с помощью сегментации»,— говорит он.

Компании, стремящиеся нарастить свою долю на рынке, опускают цены. Безоговорочным лидером в этой гонке, по оценкам Moneymatika, является «Ингосстрах». За два года страховщик снизил цены практически на процент и в 2013 году предлагает каско ниже 8% стоимости автомобиля. Кроме того, у «Ингосстраха» самая широкая продуктовая линейка, нацеленная на разные сегменты рынка (около 20 пакетов каско). Все это позволило страховщику только за последний год увеличить свою долю на рынке на 2,3%, до 16,5%. А вот «Росгосстрах», серьезно повысивший цены на свои продукты каско в 2011 году, в 2012-м потерял 0,8% рынка — его доля снизилась до 9,6%.

Но если в случае с новым автомобилем страховщики готовы умерить аппетиты, то со «стареющими» машинами ситуация иная. Аналитики отметили, что страховщики постепенно повышают тарифы каско на подержанные автомобили. По статистике, в первые три-четыре года каско на новый автомобиль обойдется примерно в одну и ту же сумму, даже если за это время машина теряет 30-50% стоимости. А на пятый год и дальше из-за непомерно высоких тарифов вы заплатите за каско больше, чем в первый год страхования. Потому-то пятилетние машины довольно редко страхуются. Интересных вариантов страховок для таких автомобилей нет. Но если пятилетний автомобиль еще можно застраховать, то раритет старше 10 лет — практически нереально. Сами страховщики объясняют свою незаинтересованность сегментом таких машин довольно просто. «От взросления и удешевления автомобиля стоимость его ремонта не меняется»,— говорит Дмитрий Соколов.

Кто ищет, тот найдет

Ценообразование на российском рынке каско своеобразно. Стоимость страховки в разных страховых компаниях на один и тот же автомобиль может различаться более чем в два раза. Довольно часто самую низкую стоимость каско на конкретный автомобиль может предложить компания с самыми высокими ценами на рынке, и наоборот, страховщик с самыми низкими ценами может удивить клиента самым дорогим на рынке полисом. При этом, как ни парадоксально, не помогают ни скидки за безубыточность, ни скидки за лояльность.

«С одной стороны, это нормально, когда цены на каско в разных страховых компаниях отличаются. На Западе это отличие может варьироваться в диапазоне 30-50%. Но у нас удивительный случай, когда цены могут расходиться более чем в два раза,— отмечает Тимур Джуманиязов.— Отчасти эта разница может объясняться недостаточной историей и недостаточной глубиной аналитики. В конце концов, западная история автострахования исчисляется с начала истории самой автоиндустрии, а в России этот рынок молод».

Парадоксальность ситуации признают и сами страховщики. «К сожалению, описанная ситуация действительно имеет место. Причин этому может быть несколько. Пожалуй, основной можно назвать разнородность портфеля в той или иной страховой компании, на основании которого назначается тариф по какой-либо марке/модели транспортного средства»,— рассуждает Максим Гофман. Например, если портфель компании А по выбранной модели автомобиля состоит из 100 машин и за рассматриваемый период происходит один случай тотального уничтожения (или хищение), а у компании Б в том же портфеле будет два таких случая, то очевидно, что ценообразование у компаний А и Б по данной модели будет сильно различаться. «И чем больше портфель, тем менее влиятельными становятся отдельные страховые случаи, т. е. портфель становится более стабильным. Как правило, по популярным транспортным средствам тарифы каско у разных компаний отличаются не в разы»,— отмечает Максим Гофман.

Но самое главное — какую доходность по каско изначально закладывает страховщик. «При ценообразовании страховщики могут придерживаться разной политики. Это может быть и прибыльный рост с актуарно обоснованными тарифами, это может быть и стратегия, направленная на захват рынка, и это может быть демпинг, в том числе с последующим банкротством компании»,— отмечает директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. В стремлении нарастить портфель страховщики могут вообще не закладывать в тариф доходность или даже осознанно назначать убыточную для себя цену. «Страховые компании определяют для себя целевые категории в зависимости как от марки автомобиля, так и от возраста и стажа водителя и пытаются предложить самую лучшую цену именно на эту категорию»,— говорит Тимур Джуманиязов. Базовый тариф самого дешевого предложения может оказаться меньше на 15 тыс. руб., и это без учета возможных скидок.

Поэтому единственно разумный выход при покупке каско на новый автомобиль — обращение к страховому брокеру, который сможет проанализировать сразу несколько вариантов. Либо можно провести собственный мониторинг. Кроме того, не надо стесняться просить скидку у брокеров и агентов. На новую машину можно выторговать как минимум 10-процентный дисконт.

Золотое правило

Несмотря на очевидную разношерстность рынка каско, несколько общих правил ценообразования у всех страховщиков все же есть. В частности, чем моложе водитель, тем дороже полис. Стоимость каско для водителя 20-25 лет будет вдвое выше, чем для 40-летнего. Многие страховщики требуют от молодых водителей обязательную франшизу в размере до 10 тыс. руб., что позволяет снизить стоимость страховки на 15-20%. Однако в целом, стоит признать, популярный на Западе механизм экономии на страховке — франшиза — так и не стал востребованным у россиян.

Впрочем, недавно Верховный суд вынес определение, что страховщики обязаны выплачивать убыток вне зависимости от того, был ли водитель, попавший в ДТП, вписан в полис или нет. Таким образом, надбавку за возраст можно обойти. То есть если вы готовы отстаивать свою правоту в суде, на страховке можно сэкономить, выписав ее на самого взрослого и опытного водителя. Сегодня страховщики прикладывают все усилия, чтобы оспорить это решение. В ближайшее время Верховный суд должен выпустить новые разъяснения по этому поводу. Если верить информации Агентства страховых новостей, данное требование будет отменено. Если же этого не случится, то, по всей видимости, многие страховщики пересмотрят свои тарифы в сторону удорожания.

Еще одно общее правило ценообразования на рынке каско сегодня связано со стоимостью автомобиля. Чем дороже машина, тем дешевле полис. Несмотря на низкую абсолютную стоимость автостраховки ценовой категории 200-500 тыс. руб., стоимость каско для них в процентном соотношении самая высокая и составляет почти 9%. На практике каско дешевле 30 тыс. руб. даже для самых дешевых автомобилей без франшизы — большая редкость. Зато каско на машины дороже 1,5 млн руб. составит около 5%, а на некоторые внедорожники — и до 3%.

Стоит также иметь в виду, что на рынке каско наблюдается явная сезонность. Пик продаж приходится на весну и осень, и именно в это время каско обычно дешевеет на полпроцента за счет агрессивных спецпредложений.

Кроме того, на стоимость страховки влияет страна происхождения автомобиля. В частности, китайское качество машин делает их абсолютными лидерами по дороговизне страховки: полис на эти транспортные средства обойдется примерно в 9% их стоимости. Французские автомобили, по мнению аналитиков Moneymatika, довольно дороги в кузовном ремонте, из-за этого и полисы каско на них в среднем стоят около 8%. Японские автомобили из-за высоких рисков угона имеют дорогую страховку в 8%. Самыми дешевыми оказались страховки для шведских, чешских и английских машин — 5-6% стоимости автомобиля. Немцы, итальянцы, испанцы и корейцы — середняки: каско для них в среднем составляет около 7%. Если брать конкретные марки, то в черном списке каско с тарифом выше 10% — Hyundai Getz, Chevrolet Spark, Mazda 3, Mazda 6, Mitsubishi Lancer, Honda Accord и Honda Civic.

Так что, выбирая новый автомобиль, стоит к его цене сразу прибавлять стоимость каско как минимум на первые три года. С учетом того что страховка на машины с самым дешевым каско обойдется в два раза дешевле, чем на автомобили с самым дорогим каско, за три года страховая разница может составить весьма существенную сумму — более 100 тыс. руб.

Ценовая категория до 500 тыс. руб. (цена каско в %)
Chevrolet Niva 5,5
Chevrolet Aveo 8
Hyundai Accent 8,4
Renault Logan 8,4
Renault Sandero 8,7
Geely MK 9,3
Daewoo Matiz 10
Chevrolet Spark 10,1
Hyundai Getz 10,7
Lifan Solano 11,1

Ценовая категория от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.
(цена каско в %)

KIA Sportage 4,7
Skoda Yeti 4,7
Opel Zafira 5,1
Skoda Octavia 5,2
Ssangyong Kyron 5,4
Nissan Almera Classic 9,6
Mazda 6 9,9
Mitsubishi Lancer 10,8
Honda Civic 11 Mazda 3 11,3

Ценовая категория от 1 млн руб. до 1,5 млн руб.
(цена каско в %)

KIA Sorento 4
Hyundai Santa FE 4,2
Hyundai IX35 4,5 Volkswagen Tiguan 4,6
Skoda Superb 4,7
Toyota Camry 7,1
Mitsubishi Outlander 7,1
Subaru Impreza XV 7,5
Nissan Teana 7,9
Honda Accord 9,6

Ценовая категория от 1,5 млн руб. до 2 млн руб.
(цена каско в %)

Audi Q5 3,9
Volvo XC60 3,9
Volvo XC90 4,1
Mercedes GLK 4,3
Nissan Pathfinder 4,4
Audi 2679656E3B 5,5
BMW 5-Series 5,9
Mercedes C-Class 6,3
Infiniti EX25 6,5
BMW 3-Series 6,8

Ценовая категория от 2 млн руб. до 3 млн руб.
(цена каско в %)

Nissan Patrol 3,6
Land Rover Discovery 3,7
Volkswagen Touareg (Д) 3,7
Toyota Sequoia 3,7
Audi Q7 3,8
Toyota Land Cruiser 5,1
BMW M3 5,3
Lexus RX 5,9
Infiniti FX37 6
Lexus GS 6,7

Ценовая категория от 3 млн руб. до 5 млн руб.
(цена каско в %)

Chevrolet Corvette 3,2
Jaguar XJ 3,4
Mercedes GL 3,6
Audi S5 3,6
BMW 7-Series 3,7
Mercedes CLS 4,4
Lexus LS 4,8
Lexus LX 5
BMW X6 5,5
Lotus Elise 5,6

Елена Ковалева
20.05.13 Коммерсант kommersant.ru

Практика получения страховых выплат по ОСАГО через суды приобретает массовый характер и в настоящее время около 20% всех выплат происходит в судебном порядке, сообщил в интервью агентству «Прайм» президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.

«Уже порядка 20% выплат по ОСАГО урегулируется через суды. При этом, что характерно, зачастую страховые компании в этих судебных спорах не участвуют и узнают о страховом случае из исполнительного листа», — сказал Бунин.

«Сегодня с юридической точки зрения это законно. И распространение этой практики связано со становлением бизнеса автоюристов», — считает президент РСА.

«Сейчас рынок идет по неверной дороге, и нам надо делать поворот: надо убрать автоюристов, потому что они зарабатывают, но при этом этих денег не видят потерпевшие. А расходы страховщиков растут. К сожалению, чтобы сделать поворот, необходимо менять закон об ОСАГО», — отметил Бунин.

По его словам, РСА предлагает ввести в обязательном порядке претензионный порядок, чтобы пострадавший обязательно пришел в страховую компанию за страховой выплатой.

В качестве основной проблемы рынка ОСАГО Бунин выделяет отсутствие единой методики определения размера ущерба, причиненного в ДТП. По его мнению, следствием этой проблемы являются неоднозначные отношения, которые складываются между потерпевшим — получателем страхового возмещения и страховой компанией. «Именно эту неоднозначность и используют автоюристы, которые фактически начинают разграбление страховых компаний», — подчеркнул он.

17.05.13 Прайм 1prime.ru