Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Правительство предложило ужесточить техосмотр

Правительство России подготовило законопроект, ужесточающий процедуру прохождения техосмотра автомобилей. В первую очередь, законопроект предлагает отказывать в выдаче диагностической карты на транспортное средство, не соответствующее хотя бы одному требованию безопасности. Согласно действующим правилам, без диагностической карты нельзя получить полис ОСАГО и, следовательно, нельзя управлять автомобилем. Зато теперь весь груз ответственности за техническую исправность машин предлагается возложить на сотрудников техцентров.

Как пишет «Российская газета», предложенный правительством законопроект обязывает пункты техосмотра иметь хотя бы одного технического эксперта и вводит ответственность для таких экспертов за недобросовестно проведенный осмотр. Наказывать техцентры за некачественную диагностику будет Российский союз автостраховщиков (РСА), которому ранее поручили курировать пункты техосмотра.

Кроме того, разработанный кабинетом министров законопроект наделяет федеральные органы исполнительной власти правом утверждать требования к техническому оснащению пунктов технического осмотра и порядку использования передвижных диагностических линий. Одновременно документом предусмотрено введение методики расчета максимальной стоимости проведения техосмотра (в том числе повторного) с учетом трудоемкости.

Однако обо всем по порядку. Новые правила прохождения техосмотра вступили в силу с 1 января 2012 года и законодательно ограничили время прохождения ТО 30 минутами. Помимо этого, был скорректирован перечень узлов и компонентов автомобиля, подлежащих обязательной проверке на соответствие требованиям безопасности. Теперь для прохождения техосмотра в надлежащем состоянии, в частности, должны находиться двигатель, рулевое управление, тормозная система, ремни безопасности, шины и колеса, замки дверей, фаркоп, клаксон, внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели, а также зеркала и стекла (лобовое должно пропускать не менее 75 процентов света, а передние боковые — не менее 70 процентов).

30 июля 2012 года в России решили отказаться от привычного талона техосмотра и заменить его диагностической картой, которую разрешили выдавать не только в пунктах государственного техосмотра, но также в автосервисах и сертифицированных дилерских центрах. Таким образом, новые правила освободили владельцев автомобилей, обслуживающихся у официальных дилеров, от необходимости повторно проходить диагностику.

Диагностическая карта представляет собой бланк формата А4, в который вносятся сведения о соответствии (или несоответствии) основных узлов и компонентов автомобиля требованиям безопасности. Карта выпускается в трех экземплярах (двух бумажных и в электронном виде), действует один год и является основанием для получения полиса ОСАГО. Причем легковым автомобилям возрастом до трех лет карта не требуется. Для коммерческих автомобилей и общественного транспорта льготный период составляет шесть месяцев. Но самое главное: диагностическую карту (в отличие от отмененного техталона) не надо возить с собой и показывать дорожным инспекторам; об исправности автомобиля должно говорить наличие полиса ОСАГО.

В новых правилах также решили отказаться от нормы, согласно которой полис ОСАГО можно получить, только если до окончания срока действия техосмотра осталось не менее полугода. Сейчас страховка выдается, даже если действие диагностической карты истекает на следующий день. Причем, согласно статье 10 закона «Об ОСАГО», можно получить краткосрочный полис на 20 дней без диагностической карты, чтобы в этот срок пройти техосмотр и купить полноценную страховку.

Если же по каким-либо причинам автомобиль не соответствует требованиям безопасности, в диагностическую карту вносятся необходимые пометки, а автовладельцу дают 20 дней на устранение неисправностей. При этом формально получается, что при действующем полисе ОСАГО проходить техосмотр в срок (или устранять дефекты) не обязательно. Более того, как утверждают автомобильные юристы, в случае ДТП страховщики обязаны выплатить компенсацию даже при не пройденном техосмотре. Впрочем, эта норма касается только легковых автомобилей.

Предложенный правительством законопроект, запрещающий выдавать диагностическую карту неисправным автомобилям, таким образом, касается в большей степени сотрудников техцентров и страховщиков. Ведь формально страховщик и так должен отказать в выдаче полиса ОСАГО на автомобиль, не прошедший ТО, но получивший «неудовлетворительную» диагностическую карту. Тем не менее, не все страховщики чисты на руку и могут выдать полис ОСАГО «авансом» (в надежде на то, что автомобилист все-таки пройдет техосмотр). Теперь же страховые агенты не смогут выдать полис ОСАГО без пройденного техосмотра, не нарушив при этом закон.

Для водителей же легковушек, по сути, все останется по-прежнему. Если автомобилист уже получил ОСАГО с действующей диагностической картой (ее срок может истекать хоть на следующий день), то предстоящая процедура техосмотра его особо волновать не должна. Тем более что штраф за отсутствие техосмотра для легковых машин отменили (владельцам коммерческого и общественного транспорта за не пройденный техосмотр полагается штраф от 500 до 800 рублей). Исключением станут лишь владельцы автомобилей, стоящих на гарантии у официальных дилеров. Чтобы эта гарантия не сгорела, плановую диагностику придется проходить в срок.

Таким образом, с помощью уже утвержденных законодательных преобразований российские власти фактически вывели водителей легковушек из круга ответственных за техническое состояние их автомобилей. Крайними теперь стали эксперты центров технического осмотра. И в случае одобрения нового правительственного законопроекта парламентом ответственность технических специалистов лишь вырастет. На вершине же «пищевой» «финансовой» цепи еще прочнее закрепятся страховщики, которые будут строго — за счет денег автолюбителей — спрашивать с «технарей» за безопасность машин.

В нынешнем виде предложенные правительством поправки в законодательство вроде бы должны облегчить жизнь автомобилистам и в перспективе повысить безопасность на дорогах. Члены РСА, в свою очередь, получат формальную гарантию того, что застрахованные ими машины технически исправны. Однако повысится ли качество техосмотра после ужесточение требований к автоцентрам, пока не ясно. Тем более сомнительно, что новое законодательство поборет привычную коррупцию при прохождении ТО. Что касается автомобилистов, то их ответственность за отказ от своевременного прохождения техосмотра в законе так и не прописана.

14.05.13 Лента.ру lenta.ru

Интервью с Генеральным директором ОСАО «Ингосстрах» Александром Григорьевым

— Каковы ожидания страховщиков от передачи функций страхового надзора Центробанку?

— Ничего в этом плохого или хорошего нет. Важно, что и как мегарегулятор будет делать — первое. Второе — важен переходный период, то есть сколько времени займет эта реструктуризация; третье — какой путь надзора и регулирования мегарегулятор изберет. Известный путь, по которому банки идут, это пруденциальный ежедневный надзор. Банки делают ежедневный баланс, отчетные формы у них ежедневно возникают по всему миру, и у них не предполагает какой-то сложности сдача этого ежедневного баланса. По финансовым рынкам у нас ситуация выглядит совершенно по-другому. Если говорить о пенсионных фондах или о страховых компаниях, нигде в мире ежедневный баланс просто не применяется, это не требуется. С точки зрения смысла пенсионных фондов и страховых компаний, главное, что требуется для выполнения функций, это наличие резервов для выплат. А наличие резервов и пересчет их ежедневно не имеет под собой никакого экономического и надзорного смысла. Если вдруг мегарегулятор Российской Федерации пойдет по пути пруденциального ежедневного надзора, то это будет очень сложный, в моем понимании, 3-5-летний период, когда рынок сумеет приспособиться к данному методу надзора.

— Нужна ли к этому мегарегулятору некая саморегулируемая организация на страховом рынке?

— Это вечная дискуссия о путях надзора и контроля за финансовыми рынками. Большинство цивилизованных стран пошло по пути комбинации, причем единого рецепта, где что больше — регулятора государственного или саморегулирования — нет. В разных странах совершенно разные модели, достаточно сказать, что в Германии: и регулятор сильнейший — федеральное агентство по контролю за финансовыми рынками, и саморегулируемая организация, которую страховщики боятся, как огня. Там еще омбудсмен есть, в Германии. Поэтому это выработка оптимального решения для данной страны. Если мегарегулятор пойти по пути актуарного аудита, МСФО, контроля и проверок, то для саморегулирования останется отличная сфера — допуск на рынок, лицензирование, выработка стандартных правил, изгон с рынка плохих страховщиков. И эти две функции будут блестяще уживаться между собой.

— Каждый год весной происходит одно и то же: наводнения и паводки. Там власти какие-то компенсации собираются выделять, здесь собираются выделять. Получается, Крымск наших граждан ничему не научил, и отношение к страхованию имущества осталось прежним.

— В 2010 году президент Медведев на многих совещаниях сказал: «Пора покончить с патернализмом, — я там был, цитирую. — Надо прекратить за счет государственных денег потворствовать иждивенчеству, надо приучать граждан к ответственному отношению к своей собственности». Что сделано с 2010 года в этом направлении? Ничего. Ухудшилась ли ситуация после пожаров с 2010 года? Ухудшилась, потому что был Крымск, потому что были еще аварии, взрывы газовых баллонов и так далее. Государство в своей болезненной тяге к социальной справедливости, которая является, по сути, социальной несправедливостью, я приведу доказательства этого, не создает стимулов для ответственного отношения граждан к своему имуществу. Я могу подчеркнуть, что это беда не только российского государства. Но есть и цивилизованные страны, где проникновение страхования своего имущества и ответственности перед третьими лицами, как в Германии, превышает 96%, там пособие выдавать практически не нужно. Вот Крымск: государство абсолютно не выполнило свою контрольную функцию, когда люди настроили самострой. Практически до конца 19 века в Крымске ничего не строилось, потому что церковь не одобряла строительство именно из-за географического, геодезического строения, из-за того, что смоет, потом это куда-то делось, забылось, церковь у нас слегка в советское время отодвинули, и люди начали строить без разрешения, самозахваты и так далее. Я читал это в прессе, не знаю, насколько это правда, но, скорее всего, это очень высокий процент правды, более 85% всех строений в Крымске построены без регистрации, незаконно. Как вы считаете, человек, который первое — незаконно построил, у него все это снеслось, ему государство дало еще три миллиона, чтобы он еще где-нибудь незаконно построил, он вообще какую-то цивилизованную форму своих отношений с государством будет избирать после этого? Нет, конечно. Несправедливость выглядит еще хуже, когда к нам обратились из правящей партии, чтобы мы выплатили, так как ОСАГО здесь не применимо, за ущерб по автомобилям по КАСКО. В Крымске 75% не имели полиса КАСКО. То есть те люди, которые ответственно относились к своему автомобилю, ну, условно, понимая, что он незаконно построил дом, что сели и наводнения здесь сходят, и уж машину он застрахует сам. Они получили от страховой компании, а вот за счет 100 млн, которые выделило РСА, по КАСКО выплаты и возмещения получили люди, которые ответственно к своему имуществу не относились. Где здесь социальная справедливость? Люди, которые не страховали КАСКО, у которых разрушило и так далее, которые построили дом незаконно, которые получили это, как вы считаете, будут дальше соблюдать закон и вести свое имущество в направлении цивилизованных отношений с государством? Не будут. Как рыбаки: пока МЧС не начнет при спасении каждого заполнять квитанцию, что спасенный в Финском заливе должен заплатить 50 тыс. руб. за свое спасение. Ему повестку, он отказывается, в суд… Пока этого не будет, мы будем как налогоплательщики продолжать платить за этих рыбаков. Власть создает стимулы для нецивилизованного отношения и к ней, и с ней. И в результате, как только любой губернатор объявляет о том, что сгоревшие получат от губернии 2 млн, это значит, что он берет из кармана одних людей, которые цивилизованно относились к своему имуществу, и отдает в карманы других людей. Есть функция СОБЕСа — перераспределение в пользу неимущих, слабых, инвалидов и так далее. Но это ничего общего не имеет с тем, когда воспитывается безответственность и демотивируется слово «гражданин». Когда вы почитаете многие законы о страховании, суждения экспертов столетних страховых компаний, везде рядом со словом «страхование» звучит слово «гражданин» — тот, кто ответственно относится к своему статусу в государстве. Это проблема, с которой власть должна у себя разобраться. Ведь пока бюджет большой нет проблемы лишний миллиард направить, а если бюджет будет маленький? Посмотрите на Грецию, Кипр, это социальное выравнивание там сейчас очень жестко режется, миллионы людей находятся на площадях. У нас замечательная ситуация с бюджетом, так именно это период, когда нужно воспитывать граждан. Гражданин, который платит налоги в белую, который ответственно относится к своим обязанностям перед государством, то есть страхует свое имущество, ответственность за вред, причиненный третьим лицам и так далее.

— О необходимости страхования ответственности владельцев опасных промышленных объектов заговорили после Саяно-Шушенской ГЭС, да?

— До Саяно-Шушенской битва за этот закон продолжалась шесть лет, я непосредственный участник битвы. И нам все говорили, что это не нужно, что промышленники сами сделают, что тарифы плохие. Когда случилась Саяно-Шушенская, там 86 человек погибли, огромная трагедия, и президент, и премьер, в этот момент просто стукнули по столу кулаком и сказали: закону об ОПО быть. Закон был принят моментально. Дальше можно дискутировать о тарифе в законе, об объеме выплат, пожалуйста, но закон есть. И сейчас авария была на шахте, «СОГАЗ» практически через час после извещения сказал: «Коллеги, не волнуйтесь. Всем семьям погибших выплата 2 млн по закону». И не надо тратить государственные средства.

— Закон есть. Закон работает. Каковы результаты, каково проникновение этого вида страхования?

— Заключены десятки тысяч, если не сотни тысяч договоров. Проникновение нормальное. Конечно, есть, как всегда, на стадии запуска закона перегибы, неточности и хулиганства, но закон есть. Нам предстоит пройти этап взросления по этому закону. Например, один из моментов, когда промышленники ждут пока не оштрафуют, страховаться не будут; либо момента, когда занижается стоимость, то есть не та категория применяется; либо сейчас есть такая ситуация, когда примерно 36% объектов по последнему закону о технадзоре исключены из контроля Ростехнадзора, и у них обязанность страховаться по ОПО есть, а органа контроля за ними нет. Мы посмотрим, как это «взросление» будет происходить. Есть болячки со стороны страховых компаний, но самая главная болячка — выплата совершенно необоснованных комиссий, то есть уменьшение резервов. Если придутся большие выплаты, этих резервов должно хватать, которые компании создали за предыдущие годы. Если они навыплачивали комиссии, резервов может быть недостаточно. С этим баловством, достаточно злобным нарушением закона тоже страховому сообществу предстоит повзрослеть и выработать. Но важно, что бы сейчас ни происходило в качестве ситуации с опасным производством, у нас уже несколько убытков есть, страховщик встает пообъектно, и говорит: «Застраховано. Выплаты начинаю». Вот уже год закону, ни одного скандала еще не было, что страховщик говорит: «Нет, не буду платить». Потому что закон прописан достаточно хорошо. Нет судов, нет криков, есть выплаты. Меня, как участника рынка, больше всего интересует и беспокоит эта гонка комиссий, которая ни к чему хорошему не приведет, и, очевидно, через какой-то а-ля кризисный момент, когда у какой-то компании не хватит резервов, наверно, мы пройдем за 2-3 года, я не исключаю, но это абсолютно нормальное взросление общества и отрасли по отношению к новому обязательному виду.

— Ответственность перевозчиков — здесь какая ситуация?

— Здесь ситуация очень напоминает космические запуски. Здесь тариф, как в ОСАГО, на большом совещании было сказано: «Тариф сделайте такой, а свои актуарные расчеты выкиньте в пропасть». Законодатель утвердил тариф такой, как было указано пальцем. В связи с этим рынок будет небольшим. По моим прикидкам, рынок в районе 5 млрд всего лишь будет вообще весь, выплаты достаточно большие. Страховщикам в рамках закона не оставили возможность устанавливать свободный тариф. Просто одно дело — проверенное, большое, серьезное хозяйство с врачами, с персоналом, не важно какой национальности, но квалифицированным, подобранным, и другое дело — компания, у которой 3 «Газели», водители которой 2 дня как имеют права вообще, и, очевидно, очень хорошо зная Москву, шарашат с москвичами по этим пробкам и улицам. Здесь может получиться совершенно неприятная ситуация, когда «Газель» врежется, возникнет несколько смертей. Кто застраховал? Компания «Х» застраховала по минимальному тарифу, заплатила высокую комиссию, резервов нет, денег нет. Меня это очень беспокоит. Мне кажется, что как только вместо актуарного тарифа появляется социальный или политический тариф, страхование на этом может заканчиваться. И, конечно, страхование ответственности перевозчиков, в моем представлении, будет гораздо более болезненным взрослением, чем ОПО. В ОПО Саяно-Шушенские не встречаются каждый год. Шахты, к счастью, не горят каждый год и так далее. А вот ДТП с участием перевозчиков — более 400 ежедневно, убыточность возникнет с первого дня. У меня достаточно негативные впечатления о начале работы этого закона.

13.05.13 bfm.ru

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в первом квартале текущего года получила из администрации президента 173 жалобы, связанные со страхованием, что составляет 33,6% от общего количества жалоб, поступивших в службу через этот канал, следует из материалов ФСФР.

Надо отметить, что доля «страховых» жалоб стабильна. Так, по итогам 2012 года она составила 33%.

Как отмечается, из общего числа поступивших жалоб 173 касались невыполнения страховщиками обязательств по договорам добровольного страхования. Кроме этого, содержались жалобы на нарушения действующего законодательства в области ОСАГО, а именно — несоблюдение страховщиками сроков рассмотрения обращений, необоснованное затягивание сроков выплаты страхового возмещения, занижение компаниями размеров страховых выплат, отказ в выплате страхового возмещения и т.д.

ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

Всего в службу за январь-март текущего года из администрации президента поступило 515 обращений граждан, что составляет 19% от общего количества обращений, поступивших в ФСФР. На контроль было взято 514 обращений граждан.

Как отмечается, общее число обращений, пришедших из администрации президента, снизилось в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года на 17%. Так, в первом квартале 2012 года было зафиксировано 603 обращения, годом ранее — 258 обращений.

Всего в первом квартале 2013 года в ФСФР, в том числе и по другим каналам, поступило — 2745 обращений граждан.

ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ

За отчетный период на 44% сократилось количество обращений из администрации президента, не относящихся к компетенции центрального аппарата ФСФР и перенаправленных по принадлежности вопроса в установленном порядке в территориальные органы службы или другие организации.

Всего было перенаправлено 210 обращений из администрации президента, из них: 176 –в территориальные органы ФСФР; 19 – Банк России; 12 – Минфин; по одному – в Минэкономразвития; Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров и Роскомнадзор.

ОТВЕТЫ

По состоянию на 2 апреля 2013 года было рассмотрено 461 обращение из администрации президента, взятых на контроль, что составляет 90% от общего количества обращений, пришедших по этому каналу.

На 456 обращений были даны ответы заявителям, из них по шести обращениям информация была предоставлена в администрацию президента без направления ответов заявителям. По шести обращениям заявителям направлены мотивированные отказы в удовлетворении заявленных требований.

Как отмечается, в первом квартале 2013 года 35 обращений рассмотрены с нарушением установленного срока (из них 23 обращения — с нарушением семидневного срока перенаправления обращений в территориальные органы ФСФР, другие федеральные органы исполнительной власти и организации).

По состоянию на 2 апреля 2013 года на рассмотрении находится 53 обращения из администрации президента, взятых на контроль.

14.05.13 Прайм 1prime.ru