Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieБанк России уведомит правительство о необходимом росте тарифов на четверть

Независимые актуарии по заказу ЦБ рассчитали необходимую величину роста тарифов ОСАГО — базовые ставки надо поднять на 18,9-23,6%. Повышение стоимости обязательных автостраховок Центробанк намерен вводить двумя этапами: до 1 июня текущего года и до 1 июля 2015 года — об этом уже сегодня представители ЦБ намерены доложить на закрытом совещании у первого-вице премьера Игоря Шувалова. Величина роста тарифов меньше ожиданий рынка — страховщики говорили о необходимости поднять цены в ОСАГО на 40%.

В распоряжении «Ъ» оказались материалы к закрытому совещанию по вопросам совершенствования регулирования страхового рынка, которое намечено на сегодня у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В тексте документа ситуация с ОСАГО стоит первой в разделе «Первоочередные проблемы страхового рынка, решение которых требует участия правительства». Напомним, в настоящее время в Госдуме ожидает второго чтения масштабный блок поправок к закону об ОСАГО, из которого следует, что лимиты выплат увеличатся, возмещение ущерба можно будет получить ремонтом, для оформления большинства аварий сотрудник ГИБДД не потребуется и т. п.

Глава банковского комитета Госдумы Наталья Бурыкина неоднократно заявляла, что не пропустит проект на процедуру второго чтения без ясности от ЦБ по вопросу увеличения тарифов. Необходимая ясность в документе ЦБ есть: «Согласно актуарной оценке, проведенной независимым консалтингово-актуарным агентством по заказу Банка России, базовые ставки страховых тарифов должны быть повышены на 18,9-23,6%». Для стабилизации ситуации в ОСАГО ЦБ считает необходимым принять поправки в профильный закон до 1 июня текущего года, повысить выплаты по имуществу до 400 тыс. руб. одновременно с первым этапом корректировки тарифов — до 1 июля 2014. Второй этап — повышение выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП до 500 тыс. руб. с очередным ростом тарифов следует, по мнению мегарегулятора, провести до 1 июля 2015 года. К этому же сроку следует запустить продажи ОСАГО в электронном виде.

Как уже писал «Ъ», исследование по тарифам подготовили для ЦБ специалисты из Towers Watson в конце марта. До сих пор оценку независимых аналитиков ЦБ не разглашал. Тем временем, по расчетам Российского союза страховщиков, нынешние базовые тарифы (для физлица—владельца легкового автомобиля 1980 руб., для юрлица — 2375 руб.) следует поднять на 40%. В марте же ЦБ подготовил проект повышения территориальных коэффициентов ОСАГО в 31 субъекте РФ: Москву и Санкт-Петербург изменения не затронули, зато для водителей Дальнего Востока был приготовлен рост цен по ОСАГО более чем в 1,5 раза (см «Ъ» от 20 марта). Однако, как предполагает один из экспертов страхового рынка, этот проект были припасен ЦБ в качестве страховочного по стабилизации ситуации на рынке — на случай, если Госдума не пропустит поправки ОСАГО. «В противном случае ЦБ этот проект бы давно принял»,— рассуждает собеседник «Ъ».

По оценке рынка сейчас каждый третий регион в стране убыточен по ОСАГО. «Повышения тарифов на 23,6% явно не достаточно,— заявил «Ъ» глава ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров,— эта мнимая забота о гражданах, которые там что-то сэкономят на ОСАГО, в итоге обернется крахом сегмента». По его словам, в перспективе рынок ОСАГО продолжит перераспределяться от крупных устойчивых страховщиков к мелким проблемным. «Затем короткая агония и конец системы,— предупреждает господин Маркаров.— Крупные компании не вернутся в те регионы, из которых ушли».

«Если торговец что-то прячет под прилавком — значит, нарушено равновесие спроса и предложения»,— констатирует президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он надеется, что корректировка ставки на 23,6% не окончательный вариант повышения тарифов ОСАГО.

23.04.14 Коммерсант kommersant.ru

Через месяц депутаты должны утвердить реформу ОСАГО. Ее очертания уже видны: обязательное досудебное урегулирование споров, повышение лимитов ответственности и стоимости полиса, а также ремонт по направлению страховщика для тех, кого не устроила выплата.

До конца мая депутаты намерены принять в трех чтениях реформу законодательства об ОСАГО, обсуждаемую уже более трех лет. За это время ОСАГО, если пользоваться терминологией The Boston Consulting Group, превратилось из «дойной коровы» в «собаку», которую часть крупных страховщиков пытаются прогнать. За продажу только полисов ОСАГО без обременения, еще недавно приносивших львиную долю комиссии агентам в регионах, теперь наказывают, а не поощряют. Лидеры рынка гордо отчитываются о сокращении продаж и молча переносят центры возмещения в труднодоступные населенные пункты.

Страховщики жалуются на чиновников, которые не хотят повышать тарифы, судей, занимающих проклиентские позиции, а больше всего на юристов, которые помогают страхователям разбираться со страховщиками по закону о защите прав потребителей (его действие на автострахование распространил Верховный суд).

Правительственный законопроект, который в Госдуме готовят ко второму чтению, предлагает решения по каждому из этих направлений. Но насколько радикально меры повлияют на убыточность ОСАГО, страховщики пока затрудняются сказать.

Тарифы не останутся на месте

Ключевой момент реформы — согласие ЦБ на повышение тарифов. По новым правилам именно ЦБ сможет корректировать их, для этого больше не потребуются изменения в закон.

В марте зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что регулятор согласился, чтобы базовая ставка тарифа (сейчас это 1980 руб.) либо выросла на 25% с 1 января (до 2457 руб.), либо подверглась косметическим изменениям. Во втором случае речь идет о повышении цен в отдельных городах и регионах, наиболее убыточных в момент принятия поправок по реформе ОСАГО. ЦБ уже получил заключение консалтинговой компании Towers Watson c актуарной оценкой идей РСА по увеличению тарифов и обещает представить его до майских праздников.

Как рассказали «Ведомостям» несколько страховщиков, в конце недели руководство Центробанка проведет встречу с участниками рынка, на которой будут обсуждаться возможные варианты увеличения базового тарифа на ОСАГО. Мегарегулятор намерен обсудить предложения, которые он будет представлять в Госдуме. На представлении расчетов ранее настояла председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Он сказала «Ведомостям», что не намерена представлять поправки депутатам, пока не получит эти расчеты: ведь вопрос повышения цен на полисы в результате реформы в первую очередь волнует граждан.

Сейчас базовый тариф на ОСАГО установлен на уровне 1980 руб. и используется для расчета конечной цены полиса ОСАГО для каждого автовладельца. За последнее время было несколько разных вариантов его повышения, говорят собеседники «Ведомостей». На обсуждение могут вынести как минимум четыре варианта, серьезно — три, говорит топ-менеджер страховой компании. «Это вариант «нулевого повышения» от депутатов, т. е. оставить все как есть и посмотреть, что выйдет со страховщиками, два предложения от ЦБ — с повышением территориальных коэффициентов в 31 регионе или ростом базового тарифа до 23% (до 2435 руб.) либо вариант Российского союза автостраховщиков, предусматривающий рост на 40% только на первом этапе повышения лимитов выплат.

Согласно принятым в первом чтении поправкам в закон об ОСАГО предусмотрено двухэтапное повышение. Как рассказал «Интерфаксу» источник на финансовом рынке и подтвердил «Ведомостям» человек, знакомый с обсуждением вопроса, в варианте ЦБ идет речь о повышении базового тарифа на 18,9-23,6% уже с 1 июня.

«Надо понимать, что в прошлый раз подобные изменения коэффициентов дали страховщикам заработать в 2011-2012 гг., когда они показывали ранее невиданные прибыли», — говорит руководитель одной из компаний. «Для нормального функционирования системы ОСАГО необходимо пересматривать тарифы в целом, в том числе базовую ставку. Они не менялись 10 лет, инфляция выросла более чем вдвое, увеличился средний размер выплат из-за удорожания цен на запчасти и стоимость ремонта, — говорит начальник управления методологии “Либерти страхования” Елена Женихова. — Что касается потребителей, то существенно увеличатся лимиты выплат, в том числе по упрощенному оформлению ДТП».

Остановить конвейер

Для страховщиков главная цель — остановить «судебный конвейер убытков», говорит руководитель крупного страховщика. Поправки пытаются решить эту проблему, тем более что по ним ответственность страховщиков увеличивается в среднем втрое. С 1 июня 2014 г. размер оплачиваемого убытка по «железу» должен был вырасти со 120 000 до 400 000 руб. Максимальные выплаты по жизни и здоровью должны были вырасти со 180 000 до 500 000 руб. с 1 июля 2015 г. Также законодатели предусмотрели начало эксперимента по упрощению оформления небольших ДТП без участия полиции.

На настоящий момент Госдума поддержала идеи правительства и ЦБ, предусматривающие досудебную процедуру урегулирования споров, чтобы минимизировать судебные издержки и штрафы, которые приходится выплачивать страховщикам. Ведь суды благодаря позиции Верховного суда, распространившего на автострахование закон о защите прав потребителей, стали взыскивать с компаний кроме разницы в оценке убытка еще и 50%-ные штрафы от выигранной суммы. По оценкам экспертов, судебных споров по страхованию в 2013 г.было почти 600 000 — в 10 раз больше, чем в конце нулевых. По словам президента РСА Игоря Бунина, часть нагрузки с судов мог бы снять третейский суд. Вопрос о введении обязательной досудебной процедуры рассмотрения спора между страхователем и страховщиком по величине убытка актуален, считает Женихова, как и ограничение либо запрет передачи права требования страховой Выплаты третьей стороне.

Уже сейчас понятно, что ОСАГО выведут из-под действия закона о защите прав потребителей, говорят страховщики. Страховщикам, добросовестно исполняющим обязательства, не придется опасаться применения положений закона о защите прав потребителей, заявила Бурыкина. Поправки о финансовой ответственности страховщиков ОСАГО будут дорабатываться и подобная ответственность компаний, работающих на рынке ОСАГО, будет ощутимой, считает она.

Чистюхин в ходе обсуждения заявил, что вопрос получения потерпевшими в ДТП полноценного возмещения по ОСАГО надо решать, развивая рынок подержанных запчастей. Бурыкина считает, что проблему недовольства потерпевших размером выплаты по ОСАГО должно решить возмещение в натуральной форме, т. е. в виде направления на станцию техобслуживания.

Понервничали напоследок

Позиции страхователей уделялось не много внимания. Но на последнем этапе в игру на их стороне вступил Верховный суд. Внесенные им поправки шокировали страховщиков.

В числе предложений Верховного суда — обязать страховщиков платить за утрату товарной стоимости автомобиля (УТС) и не учитывать износ деталей при расчете возмещения.

Если учитывать утрату товарной стоимости, это приведет к росту выплат, изначально не заложенных в тарифе, говорит первый заместитель гендиректора «Альянса» Дмитрий Попов. Но это еще можно исправить повышением тарифа, продолжает он: если же начать платить за старые запчасти как за новые, это разрушит систему отношений в ОСАГО. Стоит отметить что депутаты уже отказались от этих предложений. Поправка об УТС была единогласно отклонена депутатами на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку 15 апреля. На заседании Чистюхин отметил, что УТС — это оценочная категория: «Нам [ЦБ] представляется, что это не вопрос ОСАГО».

Еще одна идея суда — снять ограничение по максимальному размеру неустойки, на которую вправе рассчитывать пострадавший, не получивший возмещения вовремя или в полном объеме. «Это окончательно убьет ОСАГО», — опасается один из страховщиков: проблему выплаты издержек по судам уже сейчас можно исчислять миллиардами рублей для каждой компании.

«Эти инициативы лишь усугубят ситуацию. Ряд компаний уже уходят с рынка, и, если мы будем принимать страховщиков за финансовых воротил, тенденция продолжится, — предупреждает гендиректор “Югории” Алексей Охлопков. — Все закончится разорением и отсутствием сервиса по ОСАГО». Тогда компании просто станут отказываться продавать полисы под разными предлогами, уверен он. На этот случай депутаты уже придумали решение. «Если страховые компании будут отказывать в выдаче полисов, то мы будем делать как в других странах — допустим, РСА поручим самому полисы выдавать. Сейчас такой механизм для Крыма ввели — если в Крыму не будет полисов, значит, РСА будет сам выдавать», — говорила Бурыкина.

23.04.14 Ведомости vedomosti.ru

Подключение с системе ЭРА-ГЛОНАСС будет бесплатным для любого автовладельца

Автовладельцы, установившие на свои машины оборудование системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, смогут оформить страховой полис КАСКО дешевле. Об этом сообщил президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» — НП «ГЛОНАСС» — Александр Гурко в интервью «Российской газете», которое будет опубликовано в среду.

«Страховая компания получит возможность определить, например, как часто и в какое время года вы садитесь за руль, какова ваша манера вождения, — рассказал Гурко. — На основании этой информации страховщик сможет выработать для вас индивидуальный страховой план с учетом рисков, которые наиболее вероятны именно для вас». В связи с этим, считает он, оформить полис добровольного страхования КАСКО станет значительно проще и дешевле.

По словам Гурко, в 2015 году любой автовладелец сможет купить и установить в сервисном центре оборудование ЭРА-ГЛОНАСС, а затем бесплатно подключиться к системе. «Важно, что базовая услуга бесплатна для всех владельцев и на весь срок пользования автомобилем. Платить придется только за само оборудование и его установку, — рассказал он — На выбор это может быть устройство, обеспечивающее передачу экстренного вызова. Или система с дополнительными функциями, например, позволяющими отыскать угнанный автомобиль при помощи спутниковой навигации».

Собеседник издания также подчеркнул, что установившие оборудование системы ЭРА-ГЛОНАСС автовладельцы смогут получать дополнительные услуги, например проводить дистанционную диагностику состояния автомобиля, получать самую полную информацию о дорожной ситуации и прокладывать оптимальный маршрут движения по России, Белоруссии и Казахстану и европейским странам.

Система ЭРА-ГЛОНАСС (ЭРА — экстренное реагирование при авариях) предназначена для оперативного получения информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в России, обработки этой информации и передачи ее в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб. Оборудование ЭРА-ГЛОНАСС при ДТП в автоматическом режиме по определенным характерным признакам (срабатывание подушек безопасности, профиль ускорения) фиксирует аварию, автоматически определяет координаты и время, используя постоянно работающий модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В момент аварии включается модуль, который также автоматически по каналам сотовой связи отправляет координаты и ряд других параметров, в ближайший узел системы ЭРА-ГЛОНАСС, откуда вызов переадресуется экстренным службам. Предусмотрен и ручной режим работы устройства в автомобиле. Водитель или пассажиры в случае нештатной ситуации на дороге могут нажать специальную кнопку и по голосовой связи сообщить подробности оператору.

22.04.14 ИТАР-ТАСС itar-tass.com

Оренбургская область инициирует прокурорские проверки действий страховых компаний в сфере страхования по ОСАГО.

Как сообщает пресс-служба губернатора Оренбургской области, по итогам совещания у министра экономического развития, промышленной политики и торговли региона Вячеслава Васина было принято решение обратиться в прокуратуру области и управление Роспотребнадзора с просьбой о проведении проверок страховых компаний, в отношении которых поступили жалобы от граждан.

На совещании, в котором приняли участие представители прокуратуры, управления ФАС, Роспотребнадзора, УМВД, ГУ Банка России по Оренбургской области и страховых компаний, отмечалось, что поводом для обсуждения стали многочисленные обращения граждан с жалобами на проблемы с получением полиса ОСАГО.

23.04.14 Интерфакс interfax.ru