Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЭвакуаторы, принадлежащие ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), будут застрахованы на случай причинения вреда перевозимым машинам, сообщил M24.ru генеральный директор учреждения Игорь Кузнецов. Этот вид страхования дополнят уже имеющиеся у городских машин КАСКО и ОСАГО. «В ближайшее время на новую услугу будет объявлен конкурс»,– заявил он. По словам Кузнецова, застрахованы будут основные риски, связанные с профессиональной деятельностью эвакуаторов. Кроме того, планируется застраховать машины, хранящиеся на штрафстоянках, и паркоматы — на случай вандализма.

Напомним, с 15 сентября в Москве введена платная эвакуация. В городе работает около 300 эвакуаторов, из них более 150 принадлежат городу на условиях лизинга, остальные являются собственностью частных компаний ООО «Сервис-Интегратор» и ООО «МосГорЛогистик». Деньги водителям будут возвращать вне зависимости от собственника машин эвакуации. «Коммерческим организациям в случае причинения ими вреда автомобилям будет выставлен регресс по взысканным суммам»,– пояснила M24.ru пресс-секретарь АМПП Ксения Бродуленко. Она пояснила, что обращаться за компенсацией ущерба водители должны будут в АМПП.

По словам председателя московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, чтобы власти избежали обвинений в повреждении авто, процедура эвакуации должна выглядеть следующим образом: «Должен быть составлен протокол о задержании транспортного средства, сделаны фотографии автомобиля до погрузки, а после нее составлен акт. Его подписывает служба, эвакуирующая автомобиль, и должностное лицо, присутствующее при задержании машины». По словам Дозорова, желательно погрузку проводить в присутствии понятых, чтобы служба эвакуации не могла скрыть нанесенные автомобилю повреждения.

В случае, автомобилист обнаружил на штрафстоянке разбитую или поцарапанную машину, он должен получить копии документов, составленные при задержании машины, плюс акт о выдачи авто с повреждениями, прокомментировал эксперт. Дозоров пояснил, что этих документов должно быть достаточно для запроса компенсации в АМПП. Оценку ущерба будет проводить страховая компания службы эвакуации, она же определит размер компенсации.

Какие суммы будут покрывать страховщики, зависит от договора страхования, который они заключат с АМПП, пояснил адвокат Антон Басин. По его словам, страховыми случаями могут признать как только незначительные повреждения, так и крупные. По словам Басина, при эвакуации обязательно должны присутствовать представители независимой стороны, возможно это будет отдельная служба от страховой компании.

Что касается стоимости услуги, Басин ответил, что подобный сервис еще не просчитан страховыми компаниями, и методов оценки может быть два. «Первый – это фиксированная сумма в год, предположительно, она будет находиться в интервале от 15 до 30 тысяч рублей за каждый эвакуатор. Второй метод – это выплата ежемесячных премий страховой компании, которые будут составлять определенный процент от количества оказанных услуг. Под услугой мы понимаем факт эвакуации – машину погрузили и отвезли на штрафстоянку»,– пояснил эксперт.

Страховые компании, которые будут выполнять госконтракт, рискуют выплачивать деньги за повреждения которые получили автомобили еще до эвакуации, полагает директор по развитию страхования СК «МАКС» Алексей Володяев. «Большая доля автомобилей имеет незначительные повреждения: сколы лакокрасочного покрытия, царапины, трещины на стеклах, и столь же значительная часть машин большую часть года существенно загрязнена», – отметил специалист. По мнению Володяева, некоторые из таких повреждений могут быть не замечены при эвакуации и составлении протокола.

Чтобы не требовать от страховых компаний выплаты компенсаций за ущерб, полученный до эвакуации, столичные власти могут обязать сотрудников службы фотографировать машины до погрузки, рассказал партнер компании «Юристократ» Сергей Приходин. «Это вполне действенный механизм защиты, но всех рисков двойного страхования это безусловно не снимает»,– заявил юрист. По его словам, более половины автомобилей в городе уже застрахованы от всевозможных повреждений, поскольку они покупаются в кредит. «В этом случае некоторые водители могут попытаться получить двойную компенсацию у города, и у своей страховой компании», – пояснил Приходин. Юрист полагает, что случаи фальсификации чиновниками или эвакуаторщиками документов могут быть скорее исключением, чем правилом.

По словам Сергея Приходина, сейчас, чтобы получить компенсацию, водители должны подавать в суд. В среднем, от момента предъявления претензий до решения суда и получения компенсации, проходит 8-10 месяцев, отметил он. При этом случаи повреждения машин эвакуаторами не редкость. Юрист добавил, что власти должны застраховать ответственность не только в случае повреждения машины, которую эвакуируют, но и когда под удар попадают соседние припаркованные авто.

07.10.13 Москва 24, m24.ru

По статистике последних лет страховщики ежегодно получают по одному новому виду обязательного страхования. Однако все эти виды не смогли повторить успех ОСАГО — сборы на новых рынках сказываются на приросте премий не сильно. Какие точки роста находят страховщики для своих стратегий, корреспонденту «Денег» Татьяне Гришиной рассказал замглавы компании «ВТБ Страхование» Алексей Володин.

В конце сентября Дмитрий Медведев потребовал от Минфина представить в двухнедельный срок проект введения обязательного страхования жилья. Насколько реалистичен этот проект?

— Действительно, за последние два года в корпоративном сегменте появилось два новых обязательных вида — страхование ответственности владельцев опасных объектов и ответственности перевозчиков. И разбавить этот ряд страхованием для физлиц — серьезная и ответственная тема. К сожалению, мы приходим к этому только после трагических событий, это лесные пожары 2010 года, наводнение в Крымске, текущая ситуация на Дальнем Востоке. Но то, что глава правительства поручил разработать этот проект, установил жесткие сроки по нему — это позитивная для рынка вещь. Введение обязательного страхования жилья — это очень серьезная и непростая работа, важно, чтобы она была доведена до конца.

Придется менять ряд базовых законов страны — Конституцию, Гражданский кодекс. На рынке уже предлагают запустить другие механизмы — софинансирование государством взносов или выплат.

— Любой обязательный вид сложно укладывался в наше законодательство. Но не делать этот вид обязательным, полагаясь на то, что граждане будут самостоятельно страховать свое имущество, не приходится. И каждый раз при возникновении стихийных бедствий государство сталкивается с необходимостью выделять средства на восстановление жилья. Варианты с софинансированием взносов малоимущим гражданам мне кажутся разумными. Тарифы по этому виду тоже должны быть диверсифицированы в зависимости от того, подвержена та или иная местность катастрофическим событиям или нет.

А если анализировать уже работающие обязательные виды, какие из них оказались привлекательными в этом году?

— Несмотря на то что с начала года страхование ответственности владельцев опасных объектов распространилось и на гособъекты, мы в нашей компании, да и рынок в целом практически не почувствовали подключения этих объемов. По итогам полугодия приходится говорить даже не о приросте, а о некотором снижении — премия по рынку уменьшилась на 0,5%.Тем не менее мы по-прежнему оцениваем годовые сборы в этом сегменте в 9 млрд руб. и каких-либо кардинальных изменений на нем не ждем. Однако в настоящее время чиновники обсуждают варианты корректировки коэффициентов по этому виду, так что по итогам 2014 года объемы могут быть даже меньше, чем в 2013-м, вплоть до 20% снижения.

А как, на ваш взгляд, реализуется закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков?

— Тоже в общем вполне ограниченный с точки зрения объемных показателей рынок, его изначально оценивали в 5-6 млрд руб. сборов. Это весьма узкий сегмент, мы заключили такие договоры с теми перевозчиками, с которыми взаимодействовали и раньше. Это некое дополнение к уже существующему бизнесу, особой ставки на него нет.

Выходит, ни один из двух последних обязательных видов существенно рынок не изменил.

— Это так. Эти обязательные виды не стали драйверами роста. Если говорить о точках роста, стоит обратить внимание на розницу, страхование физлиц. По-прежнему достаточно высоки темпы роста кредитования населения, объемные показатели в этом направлении увеличиваются. Это драйвер на ближайшие три-четыре года.

Рассчитываете на поддержку государства в развитии отрасли?

— Что касается государственного участия — субсидирования и дотаций,— то следует говорить об отдельных видах — о сельхозстраховании, например. Если будет реализовано обязательное страхование жилья, тут механизм господдержки тоже может быть применим. На наш взгляд, никаких других форм включения государства в процесс, которым занята отрасль, не требуется. Страхование — это нормальный рыночный механизм.

Депутаты предлагают закрепить в законодательстве ипотечное страхование — по риску недостаточности средств при продаже залога в случае дефолта заемщика. Что думаете об этом?

— Подобное страхование — это все-таки нишевое направление. В борьбе за долю рынка ипотечного кредитования банки снижают требования по первоначальному взносу. При этом растет риск невозможности быстро и выгодно продать залоговую недвижимость в случае дефолта по кредиту. Страхование в данном случае решает проблему доступности ипотечных кредитов, позволяя снижать первоначальный взнос. Данный вид уже занимает свое место в продуктовом предложении ведущих страховщиков, объемы пока невелики, но направление перспективно.

Сотрудничество с банками составляет существенную часть страхового бизнеса, при этом страховщики жалуются на диктат со стороны банков-партнеров в части условий сотрудничества. Разделяете тревоги коллег?

— По поводу диктата — нет. Когда канал продаж не наш, с клиентом взаимодействует посредник (в данном случае банк), а мы получаем запрос на продуктовую линейку — все это формирует определенные нюансы. Возможно, страховщикам где-то хотелось бы поменять правила игры, но это не страховые клиенты приобретают продукт, это клиенты банка за ним приходят. Можно, конечно, сетовать на банки, как на любой посреднический канал, но в этом виде так устроен процесс: банки продают основную услугу и параллельно предлагают страхование. Тут жесткая конкуренция у страховщиков, могут возникнуть дополнительные обязательства по взаимному бизнесу, размещению депозитов и проч., но это нормальная практика. И никаких кабальных и ужасающих условий мы не наблюдаем. Банки вносят значительный вклад в развитие страховой розницы.

А что двигает корпоративные виды?

— Я бы назвал строительно-монтажные риски. Для примера можно привести один из наших крупных проектов в этом году: мы застраховали строительство западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (лимит ответственности по договору — 106 млрд руб., доля «ВТБ Страхования» в лимите — 58%, остальное у «Согаза».— «Деньги»). В принципе на страхование строймонтажа мы делаем особую ставку, ожидания в этом сегменте даже выше, чем в страховании имущества юрлиц. По мере того как будут развиваться дорожное строительство, инфраструктурное строительство, коммерческая недвижимость, будет развиваться и страхование. Можно смотреть на все проекты федерального бюджета по строительству дорог, мостов, тоннелей, что запланировано и уже анонсировано. Смета на страхование может составлять до 1% стоимости проекта. Это интересный рентабельный бизнес.

Крупные выплаты в этом сегменте у вас были?

— Последнее время нет.

А в каких видах в последнее время были крупные выплаты?

— Как ни странно, в сегменте физлиц. Были достаточно серьезные убытки в страховании дорогостоящей недвижимости. В корпоративном блоке практика крупных выплат приходится на индустриальный портфель: были выплаты представителями химической отрасли и деревообрабатывающей промышленности. Клиенты не любят распространяться о крупных убытках, но мы говорим о суммах, исчисляемых десятками и сотнями миллионов рублей.

Какие ожидания у компании по сборам в этом году?

— Мы планируем сборы на уровне 30 млрд руб., в прошлом году было 23 млрд руб. В текущем году мы росли не только за счет розницы, корпоративный сегмент у нас увеличился на 25%. С учетом того что совокупные сборы на страховом рынке за первое полугодие выросли на 13%, показатели у нас вдохновляющие. У нас есть в портфеле достаточно крупный контракт с МВД по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих. Но он не дает нам ежегодного прироста: сумма контракта относительно стабильна.

С сентября страховщиков контролирует ЦБ. Как скажется на рынке реформа регулятора?

— Думаю, мониторинг и контроль ужесточатся в хорошем смысле этого слова. Банковский бизнес с точки зрения отчетности перешел на структурно высокий уровень давно. В страховании такая практика, как консолидация отчетности одного дня, еще не нужна. Страховая экономика существенно отличается от банковской. Но очевидно, что мы будем плавно идти к стандартам, которые ЦБ устанавливает банкам. Кроме того, уйдут недобросовестные игроки, все требования ЦБ к прозрачности рынка так или иначе к этому приведут. Для себя в этом видим положительный аспект. Чем прозрачнее рынок, тем проще продавать страхование, по крайнее мере не надо будет объяснять, что это не обман и что страховщики не жулики.

Тему мошенничества страховщики часто связывают с розницей, а насколько развито мошенничество в корпоративном блоке?

— Мошенники есть и в корпоративном страховании. В корпоративных договорах, например, каско. Каско в целом — номер один на рынке по степени проникновения мошенников. Но в мелком бизнесе, если что-то у предпринимателей не идет, тоже есть попытки взвалить проблемы на страховщика. От этого, кстати, избавлены крупные договоры. Если говорить о проблемах, которые возникают при урегулировании крупных убытков, то тут страховщики сталкиваются не с мошенничеством, а с завышенным ожиданием того, сколько можно получить денег. Допустим, при урегулировании убытка по алюминию цены, которые использовались по расчетным показателям, не соответствуют мировым биржевым ценам на алюминий. Но это не мошенничество, это бизнес-процесс.

Сейчас страховая розница в судах страдает от так называемого потребительского терроризма: юристы помогают гражданам получить со страховщика увеличенную выплату. В корпоративном сегменте такое возможно?

— Все те проблемы, которые есть в автостраховании, в теории могли бы перенестись в корпоративный блок. Но этого не случилось. С корпоративными клиентами все-таки строятся достаточно долгосрочные взаимоотношения. Каждое возобновление договора — переговорный процесс. Если клиент переходит к другому страховщику, тот не закроет глаза, а будет смотреть на статистику выплат. Если видно, что клиент чрезмерно склонен к судебным тяжбам, он просто не пройдет андеррайтинг — в том числе у нас у него мало шансов получить страховой полис.

07.10.13 Коммерсант kommersant.ru

Татарстан станет пилотным регионом в России, где можно будет застраховать жизнь по законам шариата. Немецкая Allianz объявила о запуске такафул (исламского страхования) в сегменте страхования жизни в республике, который состоится до конца 2013 года. Представители компании говорят о социальной значимости проекта, а эксперты считают, что он будет коммерчески выгодным на фоне роста числа мусульман в России. В Духовном управлении мусульман РТ, впрочем, считают, что основная часть мусульман не считает необходимым для себя регламентировать по шариату коммерческую сферу.

На заключительном форуме международного экономического саммита России и стран ОИС KazanSummit 2013 3 ноября Агентство инвестиционного развития РТ (АИР) и немецкая страховая компания «Allianz Жизнь» подписали соглашение о запуске в Татарстане исламского страхования — такафул. Как рассказала на форуме заместитель генерального директора СК «Allianz Жизнь» в России Ольга Степанова, компания рассчитывает запустить проект уже в конце этого года.

Такафул – это халяльное страхование, основанное на принципах шариата – исламского права. В переводе с арабского языка означает «взаимное предоставление гарантии». Поскольку в исламе запрещено ростовщичество, страховые взносы в такафул-компаниях оформляются как добровольные пожертвования. В этом ключевое отличие такафула от обычного страхования. В основе такой системы лежит то, что клиенты за счет собственных взносов формируют страховой фонд для предоставления финансовой защиты в случае возникновения каких-либо затруднительных ситуаций у одного из них. В этом случае убытки распределяются также между всеми участниками. Таким образом, система основывается на принципах взаимопомощи участников.

Allianz занимается такафулом с 2006 года в 9 мусульманских странах мира. Первой из них стала Индонезия, где за первый год было раскуплено 10 тысяч страховых полисов.

«Татарстан станет пилотной площадкой для внедрения исламского страхования жизни на российский рынок. Продуктовая линейка определена, противоречивых моментов с российским законодательством практически нет», — рассказал журналистам Л. Якупов. По его словам, это будут страховые продукты и для населения, и для корпоративных клиентов. «Очень кстати будет для тех, кто на хадж ездит», — добавил он.

Как сообщила О. Степанова, в российское законодательстве внесены послабления, касающееся такафула, и это позволит выйти на рынок проекту, адаптированному под российские реалии. «Пока мы не смотрим на то, сколько и как будут покупать. Самое важное, что это стратегическое направление», — отметила она. «Это больше социальный проект, потому что много правоверных мусульман хотят его купить, но мы ничего не могли им предложить», — объясняет Степанова.

С 2012 года страхование имущества и страхования от несчастного случая по законам шариата в России предлагает компания ООО «ИСК Евро-Полис». Гендиректор компании Олег Тишкин не стал раскрывать общее количество клиентов, которые пользуются услугами исламского страхования, отметив лишь, что это «узкий сегмент рынка».

Первый заместитель муфтия, председателя ЦРО-ДУМ РТ Рустам хазрат Батров считает, что нововведение не будет пользоваться большой популярностью среди мусульман. «Настолько глубоко верующих людей мало. Основная масса – так называемые «номинальные» мусульмане. Они не соблюдают большинство норм. И даже среди религиозных верующих не все считают, что так глубоко нужно регламентировать коммерческую сферу жизни», — сказал он РБК-Татарстан. По мнению Р. Батрова, общемировая тенденция ведет к тому, что подобных услуг станет со временем больше, однако они нуждаются в продвижении.

Аналитик «Инвесткафе» Даниил Маркелов считает запуск исламского страхования жизни «весьма перспективной идеей». «Такафул наиболее распространен в странах Персидского залива, его доля в мировой исламской финансовой системе составляет всего 1% ($12 млрд). Потребителями такафула в России, как и во всем мире, являются правоверные мусульмане — таким образом, вводя в перечень своих услуг исламское страхование жизни, компания расширяет свою клиентскую базу. При этом ВРП Татарстана показывает стабильный рост, в среднем, 5% в год», — сказал он. По подсчетам аналитика, в 2012 году объем страхового рынка Татарстана составлял чуть больше 18 млрд рублей, большую часть традиционно составляет сегмент автострахования.

По словам эксперта, благоприятно на развитии такафул скажется и рост числа мусульман в России. По данным Левада-центра, с 2009 по 2012 год количество мусульман в России выросло с 4 до 7% населения — до 10 млн человек. По данным зарубежных экспертов, их число в два раза больше: в докладе национального совета по разведке США, который был представлен в 2012 году, в России уже насчитывается 14% мусульман (около 20 млн человек), а к 2030 году их доля вырастет до 19%.

04.10.13 РБК rbc.ru