Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВозможность введения системы лекарственного страхования, или возмещения, рассматривается в Стратегии лекарственного обеспечения населения России до 2025 года. Какова позиция страховых организаций по этой проблеме, «РГ» рассказал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

Мировой страховой бизнес активно участвует в системах лекарственного страхования. Модель какой страны представляется вам наиболее успешной?

Игорь Юргенс: Обеспечение доступности лекарств для населения является важной задачей государства, которая во многих странах решается в рамках социального страхования. При ее реализации необходимо решить комплекс проблем. В частности, определить способы регулирования цен на лекарства для льготных категорий потребителей, формирования ограничительных перечней лекарств, подлежащих компенсации за счет государственных или общественных источников, способы и объемы компенсации затрат льготных категорий населения на лекарства, а также обеспечить управление назначением лекарств. В различных странах эти вопросы решаются по-разному. Определить наиболее предпочтительную модель невозможно, поскольку каждая страна строила ее с учетом своей специфики, уровня социально-экономического развития, структуры населения, доли расходов государства в общих расходах на здравоохранение.

Приведите несколько удачных примеров.

Игорь Юргенс: В Швеции, например, в рамках системы медицинского страхования предусматривается ряд компенсаций, в том числе компенсация расходов на покупку лекарств свыше определенной суммы. Во Франции действует принцип оплаты и возврата части личных средств пациента на его личный счет при покупке лекарств по рецепту, выписанному врачом. В Израиле все пациенты больничных касс оплачивают 15% стоимости лекарств, а остальное — страховая компания, но нет категорий населения, получающих лекарства бесплатно. А в Республике Молдова, к примеру, Национальная медицинская компания компенсирует стоимость 82 международных непатентованных наименований лекарств, или примерно 900 зарегистрированных торговых наименований. Их стоимость покрывается из фондов обязательного медицинского страхования. Полностью оплачиваются лекарства детям до 5 лет, беременным, а также пациентам с хроническими заболеваниями — эпилепсией, болезнью Паркинсона, психическими заболеваниями, сахарным диабетом II типа. В России, по-видимому, предстоит создать свою модель, с учетом международного опыта.

Насколько реальны предложения по введению всеобщего лекарственного страхования в нашей стране?

Игорь Юргенс: В Стратегии развития лекарственного обеспечения населения РФ сказано, что в рамках ее реализации «предусматриваются мероприятия по совершенствованию лекарственного обеспечения населения трудоспособного возраста, не имеющего права на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой, в целях формирования подходов к лекарственному страхованию населения РФ». В 2015-2016 годах планируется реализация пилотных проектов по совершенствованию лекарственного обеспечения населения в субъектах РФ, где сделан акцент на финансовую составляющую. Предполагается внедрение системы референтных цен и оптимальной модели системы лекарственного обеспечения бесплатно или со скидкой для отдельных категорий граждан за счет средств федерального и региональных бюджетов. Таким образом, говорить о наличии страхового принципа в лекарственном обеспечении в рамках этой стратегии вряд ли уместно.

Какой, на ваш взгляд, могла бы быть модель лекарственного страхования в России?

Игорь Юргенс: По нашему убеждению модель лекарственного страхования должна быть погружена в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Дифференцированные подушевые нормативы, по которым осуществляется финансирование страховых медицинских организаций для оплаты медицинской помощи, должны включать и составляющую для оплаты (полной или частичной) лекарственных препаратов, отпущенных застрахованным по рецептам врачей при амбулаторном лечении. Такая модель органично вписывается в технологию работы страховой медицинской организации в системе ОМС, позволяя использовать систему экспертного контроля объемов и качества медицинской помощи, включая медикаментозное лечение. При ее реализации была бы минимизирована мотивация к «экономии» медицинской организацией средств за счет этой статьи.

Модель лекарственного страхования должна быть погружена в систему ОМС

Существуют ли альтернативные предложения по проектам лекарственного страхования у страховщиков?

Игорь Юргенс: Предложения по моделям лекарственного страхования представителями страховых медицинских организаций высказывались как в публикациях, так и на различных конференциях. По нашему убеждению предпочтительным должно быть именно страхование соответствующих расходов граждан в форме предоставления медикаментов с частичной оплатой. Причем реализация этой модели возможна и в варианте ОМС, и в варианте добровольного медицинского страхования (ДМС). Готовность к такой работе у страховых организаций есть. Еще в 1995-1997 годах в рамках эксперимента, проведенного в Москве при участии двух страховых компаний, были отработаны все основные технологические моменты, в том числе — персонифицированный учет 3,5 млн застрахованных лиц, автоматизированный учет отпущенных лекарственных средств, экспертиза счетов и реестров на отпущенные лекарственные средства.

Возможно ли введение добровольного лекарственного страхования в число услуг, которые сегодня оказывают страховые организации в области здравоохранения?

Игорь Юргенс: Такие программы существуют и сейчас. Ряд крупнейших страховых компаний многие годы успешно реализует комплексные программы добровольного медицинского страхования с участием компонента лекарственного обеспечения. Существуют и отдельные программы полного медикаментозного обеспечения, типа «бесплатные медикаменты по рецептам». В них застрахованный гражданин по предъявлению рецепта, выписанного в медицинской организации, в которой он обслуживается, и полиса ДМС может получить лекарства бесплатно в определенных аптеках.

29.10.14 Российская газета rg.ru

Убыток страховой компании за III квартал может превысить 7 млрд рублей

О том, что убыток «Альянса» по итогам III квартала 2014 г. может превысить 7 млрд руб., «Ведомостям» рассказал сотрудник компании. Человек, видевший управленческую отчетность, указывает, что размер убытка может составить от 7 млрд до 9 млрд руб., однако отчетность еще не подписана.

В компании результаты III квартала не комментируют. Отчетность головной структуры — публичного европейского страховщика Allianz — должна будет появиться в начале ноября, результаты российской «дочки» будут опубликованы после. По итогам 2013 г. компания получала убыток в 3,4 млрд руб., следует из ее международной отчетности.

Причина удвоения убытков в досоздании резервов и выплатах, объясняет сотрудник компании. Компания в прошлом году активно наращивала автопортфель, делая ставку на продажу автокаско и ОСАГО. «Условия на этом рынке изменились, и компания несет новые убытки по старым договорам», — объясняет топ-менеджер крупной страховой компании.

Еще в конце апреля источники «Ведомостей» рассказывали, что компания столкнулась с ростом выплат в автостраховании из-за судебной практики и может свернуть розничные продажи в России. «Компания сокращает свое присутствие на рынке автострахования и в некоторых других видах розничного страхования. При этом в тех сегментах, которые компания решила покинуть, СК «Альянс» гарантировала выполнение обязательств по всем действующим договорам, включая администрирование полисов и урегулирование убытков.

«Компания столкнулась с простой проблемой — она сократила размер поступающей премии, одновременно выплачивая по текущим договорам», — замечает руководитель крупной страховой компании. «Так сейчас делают все: с корпоративными портфелями это делать проще, тем, кто специализировался на розничном клиенте, сложнее», — уточняет он, приводя в пример компании «Оранта» и «Цюрих», перепроданные за последние полгода иностранными инвесторами российским.

«Убыток мог вырасти не столько от досоздания резервов из-за роста убыточности, сколько от роста выплат по убыткам в текущем периоде или переоценки ценных бумаг», — допускает заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев.

Дополнительные резервы создаются в случае, когда компания ожидает или ей заявлен убыток, объясняет аналитик одного из иностранных рейтинговых агентств. В начале октября ответственность Владимира Евтушенкова (находится под домашним арестом по уголовному делу, связанному с покупкой «Башнефти» АФК «Система») как председателя совета директоров «Системы» была застрахована, а его арест является страховым случаем. Лимит выплаты по этому договору достигает $130 млн, доля «Альянса» меньше, но все равно значительна, рассуждает аналитик.

«Проблема может быть в слабом IT-решении, которое не позволило отслеживать поток договоров и обязательств из филиалов. Сейчас, при закрытии продаж, все эти убытки их догнали. Здесь вопрос к качеству менеджмента», — говорит заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Он заверяет, что РЕСО «крайне редко приходится досоздавать резервы и обычно это незначительные суммы — из-за технических ошибок либо из-за квалификации отдельных сотрудников».

30.10.14 Ведомости vedomosti.ru

Депутаты Госдумы направят в Генпрокуратуру и Центробанк обращения с требованием проверить, почему у автомобилистов возникают сложности при оформлении европротокола в страховых компаниях. Об этом M24.ru сообщил руководитель межфракционной депутатской группы нижней палаты парламента по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов.

По словам Старшинова, в думу поступает огромное количество обращений от граждан по поводу того, что после повышения суммы выплаты по европротоколу до 400 тысяч рублей оформить ДТП в упрощенном режиме стало фактически невозможно. «Автомобилисты жалуются, что оформить Европротокол в страховых компаниях нереально», — отметил депутат.

Он пояснил, что разногласия между автомобилистами и страховщиками возникают из-за фото- и видеосъемки аварий. Дело в том, что, согласно поправкам в закон об ОСАГО, водители должны подтверждать ДТП для страховщиков данными системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Это навигационная система спутникового мониторинга транспорта, которая автоматически оповещает экстренные службы о ДТП, указывает место и время аварии. Однако требования к этой системе еще не разработаны, и правительство своим постановлением до 2016 года установило переходный период. Фактически это означает, что автомобилисты смогут снимать аварии на любой гаджет, который фиксирует координаты, дату и время съемки. Это может быть и видеокамера, и планшет, и смартфон.

По словам Старшинова, страховщики пользуются неоднозначностью ситуации. В итоге, с подачи страховых компаний, которые начинают трактовать нормы закона в свою пользу, автомобилисты боятся оформлять европротокол, так как у них нет данных системы «ЭРА-ГЛОНАСС» . «Мы хотим обратиться в Центральный банк как в надзорный орган. Пусть он даст комментарий, почему система не работает, — пояснил Старшинов. – Также направим обращение в Генпрокуратуру, чтобы понять, не ущемляются ли здесь права и интересы граждан, которые имеют право получить услугу, но по факту не получают». Если выяснится, что дело в неясных формулировках закона об ОСАГО, то депутатам будет предложено внести поправки в документ, заключил парламентарий.


НОВЫЕ ПРАВИЛА ЕВРОПРОТОКОЛА

Оформить по европротоколу, то есть без гаишников, можно аварии, в которых участвовало не более двух машин, водители и пассажиры живы и здоровы, а у автомобилистов нет разногласий по поводу причин ДТП.

С 1 октября 2014 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие до 400 тысяч рублей лимит выплат при оформлении мелких ДТП в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Но для того, чтобы получить право на повышенную выплату, водитель должен предоставить страховщикам в течение пяти дней после аварии данные фото- и видеосъемки машины и повреждений, а также данные спутниковой навигации. Закон об ОСАГО предполагал, что требования к техническим средствам контроля должны быть утверждены постановлением правительства РФ.

Согласно этому документу, в течение 60 минут после ДТП водители должны сфотографировать или снять на видео госномера и VIN-номера обеих машин, их расположение относительно друг друга, а также повреждения. Можно также указать номера машины свидетелей, если они были. Также необходимо заполнить извещение о ДТП и написать заявление о прямом возмещении убытков. К этим бумагам нужно приложить «электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля». Как ранее сообщали в Минтрансе, снимать можно на любой смартфон, или планшет, или камеру. Главное, чтобы четко была видна дата и координаты съемки. Что касается «ЭРА-ГЛОНАСС», то данные с этого устройства будут обязательными только с 1 января 2016 года.

В пресс-службе Центробанка M24.ru сообщили, что готовы рассмотреть обращение Госдумы. «Мы надзираем за исполнением законов страховыми компаниями. Если к нам поступит обращение с информацией о конкретных жалобах на конкретные компании, мы в рамках надзорной деятельности будем его проверять», — сообщили в пресс-службе.

Страховщики боятся мошенников

Директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Васильев сказал, что в постановлении правительства РФ есть аспекты, которые потенциально создают сложности для применения упрощенной процедуры оформления документов о ДТП. По его словам, предполагалось, что эксперимент в четырех регионах должен был проходить при условии объективности и «некорректируемости» данных о ДТП. То есть чтобы они автоматически фиксировались мониторинговыми системами. «В законе об ОСАГО это прямо предусмотрено», — подчеркнул Васильев. Однако отсрочка до 2016 года в постановлении правительства «делает фактически невозможным исполнение требований законодательства».

Васильев признал, что на сегодняшний день можно использовать простые технические средства для фиксации аварии, – в том числе, например, данные со смартфона. Однако их легко фальсифицировать. «При этом гарантией того, что данные не редактировались, служит только заявление пострадавшего, — пояснил Васильев. — Понятно, что честные страхователи и без заявления представят настоящие данные, а от мошенников такая примитивная мера как заявление не защитит». На сегодняшний день РСА формирует правовую позицию по этому вопросу и рассматривает варианты решения сложившейся ситуации, добавил Евгений Васильев

При этом он отметил, что пока РСА не получал информации о спорных случаях между автовладельцами и страховыми компаниями. «На сегодняшний день РСА собирает статистику, анализирует складывающуюся практику», — пояснил Васильев и добавил, что и страховым компаниям, и водителям будет гораздо проще, если некоторые пункты постановления будут дополнительно разъяснены и конкретизированы чиновниками.

Разработчики постановления в Минтрансе РФ не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Фотографий с айфона достаточно

Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский отметил, что разница в текстах федерального документа и постановления правительства РФ с юридической точки зрения не может стать причиной отказа в выплате по европротоколу или в отказе в его оформлении. «Если в федеральном законе указано, что правительство разрабатывает правила, то здесь нет противоречий. Так что спорный момент с доказательной базой, скорее всего, используется страховыми компаниями в своих интересах», — сказал Лелявский. Он пояснил, что, как показывает судебная практика, страховые компании в большинстве случаев просто не заинтересованы в выплате больших сумм. Причем это происходит не только и по европротоколу и ОСАГО, но и по КАСКО. «Вариант с фальсификацией может иметь место, но это редкость, к тому же у любой страховой компании есть специалисты, которые могут отличить поддельную запись от настоящей», — сказал Лелявский.

Напомним, что для борьбы с фальсификациями при подаче заявок на увеличенные выплаты европротоколу, предлагалось к 2015 году запустить мобильное приложение, с помощью которого можно будет оформить онлайн европротокол при мелких ДТП.

30.10.14 Москва 24 m24.ru