Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieДо введения в силу поправок в закон об ОСАГО экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, существенно различались

Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт (поврежденного в ДТП автомобиля — прим. ред.) в ОСАГО вступает в силу с 17 октября. Однако полноценно применять методику на практике страховщики и их эксперты смогут не раньше декабря, когда получат в своих базах доступ к новым ценовым справочникам, сообщил журналистам президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.

«Сегодня на президиуме союза страховщики ОСАГО договорились, что единообразный подход к расчету стоимости убытка с использованием новых ценовых справочников будет применяться с 1 декабря», — сказал он.

Использование подготовленных РСА ценовых справочников при расчете стоимости ремонта требует положение ЦБ о единой методике определения расходов на восстановительный ремонт.

Как сообщил глава РСА, президиум союза только сегодня утвердил последние, необходимые для полной работы методики документы — справочники, устанавливающие среднюю стоимость запчастей, нормо-часов ремонтных работ, лакокрасочных материалов.

«Теперь РСА должен зарегистрировать справочники в Роспатенте, на что потребуется 20-30 дней. После этого союз передаст документы поставщикам программного обеспечения для обновления информации в их базах данных», — сказал он. При этом Бунин назвал «очень сжатыми сроками» ориентир начала работы с применением справочников с 1 декабря.

Новый закон об ОСАГО

Закон об ОСАГО с 2003 года действовал в отсутствие единой методики оценки ущерба, утвержденной на уровне нормативного документа. Это приводило к тому, что экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, существенно различались и недовольные размером выплаты автовладельцы обращались в суд.

Согласно принятым этим летом поправкам в закон об ОСАГО, страховщиков и экспертов-техников при проведении независимой экспертизы автомобилей обязаны применять единую методику и использовать данные из ценовых справочников, подготовленных РСА. При этом показатели в справочниках будут определяться с учетом данных регионов по укрупненному методу, и обновляться один раз в полгода.
Они будут доступны в интернете, в частности, на сайте РСА, чтобы любой автомобилист мог проверить стоимость запчастей и норму часов.

Как отметил председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев, введение единой методики приведет к повышению средней выплаты по ОСАГО. Кроме того, в конечном итоге, должен произойти «передел рынка экспертных услуг в страховании». «Страховщикам не будет никакого смысла держать свои партнерские экспертные организации, потому что всем нужно считать по единым правилам, на коленке уже не получится. Кроме того, страховые компании по инерции осознают, что скрывать калькуляцию себе дороже и нет повода», — считает он.

Тем не менее, панацеей от всех споров единая методика и ценовые справочники не станут. «Ценовые справочники содержат 80 млн позиций, но только по наиболее распространенным маркам и моделям автомобилей не старше 2002 года», — напомнил Дорофеев. А для «достаточно большого модельного ряда автомобилей» расчет стоимости восстановительного ремонта по-прежнему будет производиться по среднерыночной стоимости методом статистического наблюдения экспертом, добавил он.

16.10.14 ТАСС tass.ru

Компания «Авеста», которая должна выплатить 120 млн рублей обманутым клиентам турфирм «Атлас» и «Солвекс-турне», пытается через суд признать страховые договоры незаключенными

В ситуации с банкротствами российских туристических фирм появился неприятный прецедент. Страховая компания «Авеста», которая застраховала гражданскую ответственность перед туристами петербургских турфирм ЗАО «Атлас» и ООО «Солвекс-турне» на 120 млн рублей, теперь просит Арбитражный суд признать страховые договоры незаключенными. Эксперты считают, что таким образом страховщики пытаются избежать многомиллионных выплат. Они также опасаются, что в случае успеха «Авесты» ее примеру могут последовать и другие страховые компании, которые сейчас столкнулись с необходимостью возмещать ущерб клиентам лопнувших турфирм.

Иски в Арбитражный суд от СК «Авеста» поданы к туристическим компаниям из Санкт-Петербурга — ЗАО «Атлас» и ООО «Солвекс-турне», у которых число пострадавших клиентов оценивается более чем в 5 тыс. человек. В исках значатся разные формулировки: «Иск о признании недействительным и расторжении договора»; «Иск о признании договоров страхования незаключенными». Четыре из них адресованы «Солвекс-турне» и два — «Атласу».

Первым стал иск «Авесты» к «Атласу» от 15 сентября 2014 года, в котором требуется расторгнуть договор страхования и признать его недействительным. Два других иска к «Атласу» и «Солвекс-турне» были поданы одновременно — 17 сентября. Еще три поданы с 22 по 24 сентября.

Гражданская ответственность туроператора «Солвекс-турне» перед своими клиентами была застрахована на 450 млн рублей тремя компаниями: «Авеста» — 120 млн, «Восхождение» — 300 млн и ВСК — 30 млн рублей. Однако в августе у «Восхождения» отозвали лицензию.

Представители «Авесты» не смогли пояснить, по какой причине было принято решение считать страховые договоры с «Атласом» и «Солвекс-турне» незаключенными. Что касается выплат пострадавшим туристам, то страховщики пояснили, что принимают решение в каждом случае индивидуально.

По мнению экспертов, страховщики пытаются дистанцироваться от проблемных клиентов, чтобы избежать многомиллионных выплат.

— Нам известна эта ситуация — это попытки компании-страховщика избежать выплат, которые ей предстоят по заключенным договорам. Насколько мы знаем, все договоры были легитимными, подписаны они были еще в апреле 2014 года гендиректором «Солвекс-турне», — рассказала «Известиям» официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Похоже, что это очередная страховая компания, которая собрала страховую премию и решила, что будет теперь почивать на лаврах. А вскоре выяснилось, что по этим договорам нужно выполнять обязательства.

С ней согласен и адвокат Кирилл Бельский, защищающий представителей турбизнеса.

— Существует куча формальных условий, при которых можно потребовать признать договор страхования не заключенными — например, если в договоре не раскрываются его существенные условия, — рассказал «Известиям» Бельский. — В целом схема не новая, страховщики хотят таким образом избежать выплаты страхового возмещения. Смысл этой операции состоит в том, что если договор не заключен, он не порождает и никаких правовых последствий.

Аналогичной точки зрения придерживается и адвокат коллегии «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов, практикующий в арбитражах.

— Если суд встанет на сторону истца и признает договор страхования незаключенным, то все туристы, страховавшиеся там, лишатся возможности получить свои деньги, — рассказал «Известиям» адвокат Вячеслав Ушкалов. — Именно эту цель страховщики и преследуют, пытаясь оспорить договоры. Они хотят уйти от ответственности.

Юрист считает, что страховщикам будет непросто выиграть суд, потому что постановление Высшего арбитражного суда от февраля 2014 года рекомендует судьям выносить как можно меньше решений о признании такого типа договоров незаключенными.

Эксперты также опасаются, что примеру «Авесты» могут последовать и другие страховщики. С начала года в России произошла целая серия банкротств туроператоров. О невозможности выполнить свои обязательства заявили петербургские туроператоры «Фирма Нева», «Атлас» и туроператор «Солвекс-турне», московская компания «Роза ветров Мир», туроператоры «Экспо-Тур», «Идеал-Тур», «Лабиринт», группа компаний «ИнтАэр», туроператор «Нордик Стар», турагентство «Сургуткурорт», туроператор «Ветер странствий», турагентство «Формула хорошего отдыха», туроператор «Этюд», брянский «Милана тур», туроператор «Южный Крест» и турагентства «Море Солнце» и «Скай-тур». Общий ущерб оценивается в несколько миллиардов рублей.

По фактам афер в некоторых из этих компаний были возбуждены уголовные дела по статье 159 УК («Мошенничество»).

Против руководителей «Атласа» и «Солвекс-турне» также возбуждены уголовные дела о мошенничестве. По «Атласу» дело по ст. 159 УК РФ было заведено 15 сентября 2014 года. Директор «Атласа» 69-летний Дмитрий Смирнов был помещен под домашний арест 23 сентября. Как полагает следствие, в результате его действий пострадали 150 человек, был нанесен ущерб в размере 10 млн рублей. Дело о мошенничестве в отношении руководства «Солвекс-турне» возбудили чуть раньше — 12 сентября, а 9 октября домашний арест как меру пресечения избрали для гендиректора «Солвекс-турне» 60-летней Тамары Халецкой.

16.10.14 Известия izvestia.ru

Окт 172014

После трех убыточных лет страховая компания «Югория» готовится стать прибыльной. Цель — 600 млн руб. в 2020 г.

Государственная страховая компания (ГСК) «Югория» утвердила шестилетнюю (до 2020 г.) стратегию развития как розничного страховщика, рассказал ее гендиректор Алексей Охлопков. Сборы страховщика должны вырасти за шесть лет в 3,5 раза до 16,8 млрд руб. (в 2013 г. — 4,6 млрд). Помочь в этом должны «доступные продукты для большей части населения», вроде страхования имущества, а также ставка на автострахование, которое, впрочем, сейчас приносит 65% сборов. Также акцент будет сделан на удаленные продажи и сокращение расходов на посредников.

Медицинское страхование «Югорию» не прельщает. «ДМС сейчас страшней «мотора», — объясняет Охлопков. Он не ждет, что в автокаско удастся быстро заработать: «Если ранее оно было доступно 15-20% населения, то теперь из-за роста цен это число сократится до 10%».

«Моторный» портфель приносит убытки практически всем компаниям, и делать на него ставку спорно, сомневаюсь что в ближайшие год-два «мотор» сможет генерировать высокую рентабельность, тем более на фоне стагнирующих продаж, в том числе кредитных», — считает исполнительный директор СК «МАКС» Андрей Мартьянов.

Новая стратегия должна дать «резкий старт продаж в 2014-м и следующем году», рассчитывает Охлопков. Он ждет роста сборов после прошлогоднего провала, когда компания расчищала портфель договоров и собрала 5,5 млрд руб. против 8,3 млрд в 2012 г. «Только за III квартал премия выросла на 46%», — радуется Охлопков, замечая, что «пока это лишь возобновление старых объемов».

Рост выручки должен исправить ситуацию с убытками, которые преследовали компанию последние три года: 360 млн руб. в 2011 г., 2,8 млрд в 2012 г. и 0,9 млрд в 2013 г. (все по РСБУ).

Первую прибыль «Югория» получила в первом полугодии — 39 млн руб. — и намерена закончить год с результатом 100-150 млн руб. «От этого и будем расти. Мы поставили себе цель: рентабельность бизнеса — 4%», — говорит Охлопков. В 2016-2017 гг. прибыль должна достичь 400 млн руб., в 2020 г. — 600 млн, ожидает он.

«В текущих условиях со среднерыночной системой дистрибуции получить 4% прибыли от “моторного” портфеля практически невозможно. Если доля “мотора” — 65%, то “ответ” зависит от структуры и доходности оставшихся 35% портфеля», — сомневается в реалистичности планов «Югории» директор финансового департамента «Альфастрахования» Лев Греченков. Если брать за основу результаты участников рынка за 2013 г. по МСФО, то прибыль в 4% от премии немного выше средней по рынку, достичь этого показателя для универсального страховщика с присутствием во всех сегментах реально.

Большая прибыль сейчас у двух-трех страховщиков, а 2020 год — слишком дальний срок, отмечает Мартьянов, рентабельных видов на рынке не осталось, все, что рентабельно страховать, разделено между кэптивными компаниями, и если «Югория» найдет свою нишу, где сможет получить 4%-ную рентабельность, — это очень хорошо».

16.10.14 Ведомости vedomosti.ru