Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieДо 1 сентября правительство должно разработать концепцию обязательного страхования рисков в космической отрасли. Это должно сократить потери федерального бюджета и позволит страховщикам увеличить вдвое объем рынка, который оценивается сейчас в 5,6 млрд руб.

Страхование в космической отрасли сейчас является добровольным. За последние три года федеральный бюджет потерял более 20 млрд руб. из-за аварий незастрахованных объектов, подсчитали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Сейчас застраховано менее 50% всех объектов.

В январе президент Владимир Путин поручил правительству разработать концепцию страхования космических объектов (поручение есть в распоряжении РБК). Правительство подключило к ее подготовке экспертное сообщество. В частности, соответствующий законопроект разрабатывает Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС). Там полагают, что страхование техники следует оставить добровольным (как и все страхование имущества), а обязательным сделать только несколько видов ответственности за причинение ущерба при запуске ракет-носителей или на иных этапах космической деятельности. «Целесообразно ввести обязательность страхования стартовых комплексов и персонала космодрома», — полагает вице-президент РААКС Павел Шутов.

Объем рынка космического страхования сегодня достигает 5,6 млрд руб. (включая страхование ракет, космических аппаратов и иных элементов на этапе запуска — до 800 млн руб., страхование ответственности при запуске — до 2,5 млрд руб., страхование инфраструктуры — до 1,5 млрд руб. и др.). Такие данные приводятся экспертами РААКС в аналитической справке, подготовленной по запросу Контрольного управления президента РФ (есть в распоряжении РБК).

Принятие закона увеличит объем рынка страхования в космической отрасли как минимум в два раза. Риски в данном виде страхования значительны, но при этом понятны и поддаются расчету. Кроме того, в отличие от некоторых новых видов обязательного страхования (например, ответственности застройщиков перед дольщиками) данные риски возможно перестраховать в зарубежных компаниях. «На сегодняшний день доступная емкость международного перестраховочного рынка составляет более 750 млн долл., что, в свою очередь, более чем достаточно для российских проектов», — говорит исполнительный директор департамента по работе с предприятиями гражданской авиации и авиационно-космической промышленности «АльфаСтрахование» Дмитрий Рынкевич.

Дороже всего стоит страховка запуска космического аппарата (КА). По оценке страховщиков, ставка премии иногда достигает 25% от выплаты. При этом диапазон тарифов при страховании КА на этапе орбитальной эксплуатации составляет 1,5—5%, а ответственности перед третьими лицами — всего 0,1—0,35%. «Каждый проект индивидуален, как и каждый космический аппарат. Поэтому и оценка риска, а как следствие, и тарифы для каждого проекта индивидуальны, и их разброс достаточно широк», — рассказывает Дмитрий Рынкевич.

Введению обязательного космического страхования может помешать существование секретных военных космических аппаратов. Однако участники рынка полагают, что проблему можно решить. «Если спутник представляет собой изделие для военных или разведывательных целей, то можно его страховать только от рисков полной гибели на этапе запуска. Для этого ни страховщикам, ни перестраховщикам не нужна информация о техническом устройстве», — поясняет первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.

Оперативный комментарий Роскосмоса получить не удалось. Источники в Минфине подтвердили РБК, что разработка предложений по введению обязательного страхования в космической отрасли идет совместно с участниками рынка.

12.03.14 РБК Daily rbcdaily.ru

Страховщики не понимают, на основе каких законов будут работать кураторы, которых ЦБ собирается направить в 100 крупнейших компаний отрасли

Экспертный совет комитета Госдумы по страховому рынку просит Центробанк объяснить правовой статус кураторов от регулятора в крупнейших компаниях (копия письма от 28 февраля есть у «Ведомостей»). Институт кураторов не предусмотрен действующим законодательством, их цель непонятна большинству участников рынка, пишет председатель экспертного совета Александр Коваль первому зампреду ЦБ Сергею Швецову. Он добавляет, что в глазах страховщиков это выглядит как «формальный шаг для создания видимости реформ».

О том, что кураторы появятся в 100 крупнейших компаниях, 17 февраля сообщил руководитель департамента страхового надзора ЦБ Игорь Жук. По его словам, в первой десятке будет по одному куратору на компанию, во второй — либо по одному, либо один куратор будет отвечать за две компании, в оставшихся 80 компаниях будет по одному куратору на четыре компании (цитата по «Прайму»). Представитель ЦБ не ответил на запрос «Ведомостей» о статусе кураторов и сроках их введения. Собеседники «Ведомостей» в ЦБ и среди страховщиков говорят, что уже на этой неделе Швецов соберет участников рынка, «где им все и объяснят о кураторах».

Сами страховщики не против кураторов. Законодательно институт кураторов не прописан, их полномочия пока не определены, констатирует гендиректор «Либерти страхования» Сергей Ковальчук, добавляя, что считает кураторов на временной основе правильной идеей. Когда экономика нестабильна, институт кураторов оправдан, согласна гендиректор страховой группы «Уралсиб» Сирма Готовац. Куратор поможет оперативнее взаимодействовать с регулятором, ускорять решение вопросов, полагает гендиректор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев.

Президент «Ренессанс жизни» Олег Киселев ожидает назначения кураторов «в течение месяца, максимум двух». Кураторов в банки ЦБ назначает с 2007 г. (см. врез), замечает аналитик Standard & Poor’s Роман Рыбалкин: «Главный вопрос — как его присутствие скажется на оперативности работы компаний». «Пользу от этой новации можно оценить лишь тогда, когда она заработает. Мы готовы предоставлять любую информацию при соответствующем отношении к защите коммерческой тайны», — говорит первый заместитель предправления «Согаза» Николай Галушин. В Великобритании институт кураторства работает давно, но командами — одна команда может быть закреплена за одной крупной или несколькими средними компаниями, рассказывает директор страховых рейтингов Fitch Анастасия Литвинова: это позволяет минимизировать риски коррупции. К тому же там кураторы не принимают важных решений по своим подопечным, они обеспечивают обмен информацией и диалог с регулятором, добавляет она.

11.03.14 Ведомости vedomosti.ru

Ужесточение наказания за отказ в заключении договора ОСАГО или навязывание допуслуг не позволит существенно повлиять на складывающуюся в настоящее время ситуацию из-за отсутствия документального подтверждения допускаемых страховщиками нарушений, сообщили агентству «Прайм» в пресс-службе Банка России.

В конце февраля Движение автомобилистов России направило обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву о необходимости введения для страховых компаний и их руководства административной, а в случае неоднократного нарушения — уголовной ответственности за подобные нарушения.

«При отсутствии документального подтверждения отказа в заключении договора ОСАГО принятие к страховщикам каких-либо мер не представляется возможным. В связи с этим предлагаем автовладельцам, желающим заключить договор ОСАГО, обращаться к страховщику с письменным заявлением, в том числе, направляя его посредством почтовой связи», — говорится в комментарии пресс-службы ЦБ.

Начиная с четвертого квартала 2013 года, в ЦБ поступило порядка 450 жалоб на страховщиков, связанных с отказом в заключении договоров ОСАГО или навязыванием допуслуг.

Одной из возможных причин, побуждающих страховщиков сократить свое присутствие на рынке ОСАГО, является значительное увеличение убыточности в этом виде страхования. Другая причина, состоит в необходимости корректировки страховых тарифов по ОСАГО, базовые ставки которых не менялись с момента принятия, отмечают в ЦБ.

В настоящее время в Госдуме ко второму чтению готовятся поправки в закон об ОСАГО. Принятие законопроекта позволит в значительной мере нормализовать сложившуюся ситуацию, так как в нем содержаться положения об ответственности страховщика перед потерпевшим в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору ОСАГО, об обязательном досудебном урегулировании споров, о совершенствовании процедур получения выплат. Кроме того, ЦБ рассматривает вопрос о возможности корректировки страховых тарифов по ОСАГО, подчеркнули в пресс-службе регулятора.

11.03.14 Прайм 1prime.ru