Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

alfaСовладельцы «Альфа-Групп» намерены создать онлайн-страховщика Mango. Они инвестировали в стартап несколько миллионов долларов, говорят источники РБК. В мире инвестиции в Insurtech-стартапы за пять лет превысили $9 млрд.

Акционеры «Альфа-Групп» намерены создать страховую компанию, работающую только в режиме онлайн, и уже инвестировали в стартап, рассказали РБК два источника на страховом рынке и подтвердили управляющий директор (СЕО) новой компании Виктор Лавренко и представитель акционеров «Альфа-Групп».

Новая компания будет называться Mango, рассказал РБК Виктор Лавренко. По его словам, акционеры «Альфа-Групп» хотят отойти от модели традиционной страховой компании и создать страховщика, который будет работать только онлайн — без офисов. Помимо продаж собственных продуктов Mango сможет выступать и в качестве высокотехнологичного маркетплейса для других компаний, добавил Лавренко.

На первоначальном этапе «Альфа-Групп» обеспечивает финансирование стартапа, подтвердил представитель акционеров. «Идея новой страховой компании — предложить по-новому смотреть на привычные вещи, используя мировой опыт и привлекая людей с технологическим образованием, — сказал он. — Мы планируем изменить текущий и создать новые рынки диджитал-страхования, в которых будем безусловными лидерами».

Объем инвестиций и структуру владения компанией ни Лавренко, ни акционеры «Альфа-Групп» не комментируют. По словам одного из собеседников РБК, знакомого с проектом, «Альфа-Групп» инвестировала около $10 млн. «Речь идет о нескольких миллионах долларов инвестиций», — знает другой источник. Новая компания не будет входить в структуру страхового бизнеса «Альфа-Групп» — «АльфаСтрахование», а будет работать отдельно, утверждают источники РБК.

Сроки запуска нового проекта акционеры «Альфа-Групп» не назвали, отметив, что он пока находится на ранней стадии. О раннем этапе развития сказал и Лавренко. По его словам, целевая аудитория компании — молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет, для которых важны продвинутые технологии и доверие. Mango «намерена выходить на новые рынки, которые еще не охвачены традиционными страховыми компаниями в силу того, что они не развивают и не внедряют технологии так быстро, как это может сделать технологическая компания», добавил Лавренко, не уточнив, какие новые рынки он имеет в виду.

Руководитель для Mango

Виктор Лавренко в 2000-х годах основал поисковик Nigma.ru (в него инвестировал $3,4 млн фонд Юрия Мильнера Digital Sky Technologies), но не смог привлечь пользователей. В начале 2010-х годов он уехал во Вьетнам, где создал компанию Coc Coc — разработчика собственного браузера и поисковой системы. Coc Coc стал крупным игроком на вьетнамском интернет-рынке: по данным StatCounter на август 2018 года, это второй по популярности браузер в стране после Google Chrome с долей рынка 15,61% и второй поисковик (4,09%). В 2015 году в Coc Coc $14 млн инвестировал немецкий издательский дом Hubert Burda Media. В августе стало известно, что Лавренко возвращается из Вьетнама в Москву, чтобы заняться запуском страховой компании Mango.​

В зачаточном состоянии

Сейчас в России рынок Insurtech-стартапов, к числу которых относится проект Mango, находится в зачаточном состоянии по сравнению с международными рынками, говорит директор практики по работе со страховыми компаниями КПМГ Дмитрий Долгих. «Наиболее активны сейчас в этом направлении страховые компании, входящие в банковские холдинги и имеющие доступ к наработкам материнских компаний в области финансовых технологий (финтеха)», — отмечает он.

На мировом рынке в стартапы, развивающие цифровые технологии на страховом рынке (так называемый Insurtech), инвестируют достаточно активно. Согласно исследованию страхового брокера Willis Towers Watson, в мире с 2013 года по конец второго квартала 2018 года в Insurtech-стартапы, связанные со страхованием жизни и здоровья, было инвестировано $5,1 млрд (380 раундов инвестиций), а со страхованием от несчастных случаев и имущественным страхованием — $4,2 млрд (460 раундов). 58% всех вложений приходится на США, 7% инвестиций досталось британским стартапам, по 5% — германским и китайским, 4% — индийским, 3% — французским. На остальные страны приходятся оставшиеся 18% инвестиций.

На фоне неразвитого состояния Insurtech-рынка в России создать большую компанию можно, но для этого надо будет не только разработать продукт, который сложно скопировать, но и изменить отношение жителей страны к самой идее страхования, говорит генеральный директор и основатель Insurtech-компании Adaperio Алексей Данилов. «В России культура страхования пока находится в зачаточном состоянии, и уровень доверия к страховым компаниям — один из самых низких в сегменте потребительского взаимодействия», — отмечает он. Кроме того, не стоит забывать про саму суть страхования — принятие на себя рисков, а следовательно, необходимость борьбы с мошенничеством со стороны недобросовестных клиентов, добавляет Данилов.

Планы Mango по созданию маркетплейса с продуктами других страховщиков — вещь логичная, так как это позволяет тестировать спрос клиентов на продукты, говорит генеральный директор медицинского Insurtech-проекта BestDoctor Марк Саневич. ​Компания, по его мнению, затем может использовать полученные данные для создания собственного продукта. Есть страховые рынки, которые в России пока не созданы, — это, например, страхование гаджетов на выходные или на время отпусков. «Сейчас самое горячее время, чтобы создать свой рынок и в скором времени занять там лидирующую позицию», — отмечает Саневич.

Что такое «Альфа-Групп»

«Альфа-Групп» управляет различными бизнесами в сфере финансовых услуг (ABH Holdings S.A., «АльфаСтрахование», УК «Альфа-Капитал», Alfa Asset Management S.A.), инвестиций (инвестиционная А1), розничной торговли (X5 Retail Group), а также водоснабжения («Росводоканал»), производства минеральной воды (IDS Borjomi Inte​rnational) и др. Группа не имеет единого юридического оформления. Альфа-банк через несколько компаний контролируется зарегистрированной в Люксембурге ABH Holdings S.A., которая принадлежит Михаилу Фридману (32,8632%), Герману Хану (20,9659%), Алексею Кузьмичеву (16,3239%), Петру Авену (12,4018%), Андрею Косогову (3,6716%), а также UniCredit S.p.A. (9,9%) и фонду исследования онкологических заболеваний Mark Foundation for Cancer Research, зарегистрированному на Каймановых островах (3,8736%). АО «АльфаСтрахование» принадлежит ООО «ЮНС Холдинг» (99,9%) и миноритарным акционерам, а ее конечным владельцем является люксембургская CTF Holdings S.A. ООО «УК «Альфа-Капитал» принадлежит в равных долях двум российским компаниям, которые, в свою очередь, учреждены иностранными юрлицами — люксембургской Alfa Capital Investments Holdings S.A. и Alfa Asset Management Holdings Limited с Британских Виргинских островов. Из отчетности компании следует, что конечными ее бенефициарами с долей владения более 15% являются Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев. X5 Retail Group по состоянию на конец 2017 года на 47,86% принадлежала CTF Holdings S.A., а также Intertrust Trustees Ltd (11,43%) и миноритарным акционерам с владением менее 3%. Инвестиционная компания A1, по данным СПАРК, принадлежит гибралтарской Logford Investments Company Limited (99,99%), а также Александру Файну.

01.10.18 РБК rbc.ru

Камеры всё же заработали, новые тарифы скоро примут. Что дальше?

Проверка полисов ОСАГО с помощью дорожных камер может стартовать уже с первой недели октября. Кроме того, в ноябре планируют расширить тарифный коридор. По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, это крайний срок для вступления в силу указаний Банка России. На очереди еще несколько предложений, способных серьезно изменить рынок автострахования. Когда всё это начнет работать — разбирались «Известия».

Камеры следят за полисами.

Тестирование системы, проверяющей ОСАГО, уже началось. РСА отчитался: из 4,5 млн автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер в течение дня, только у 6% не было полиса. В союзе признают, что в переданной МВД базе может быть небольшой процент «грязи» — ошибок. В то же время исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, основываясь на московских результатах, поспешил сделать глобальный вывод: 4–5 млн водителей по всей России ездят без полисов ОСАГО.

Запуск системы должен был стартовать 1 сентября, но в последний момент был отложен. Анонимный источник сообщил Autonews.ru, что уже на следующей неделе глава столичного Дептранса Максим Ликсутов может объявить о начале проверки полисов. Скорее всего, система первое время будет работать в тестовом режиме и нарушители вместо штрафа в 800 рублей получат по почте предупреждения. Кроме того, нет ясности, как будут штрафовать — один раз в сутки или столько раз, сколько автомобиль попадет в объективы дорожных камер. Да и по сумме штрафа ясности нет — о необходимости ее повышения говорят в Минфине.

Тарифы пересмотрят

Участники слушаний 24 сентября в Совете Федерации, посвященных совершенствованию добровольного автострахования, высказались за либерализацию ОСАГО. По словам представителей РСА, которые цитирует «Российская газета», указание ЦБ об изменении тарифов добровольного автострахования должно выйти до ноября.

Предполагается расширение тарифного коридора на 20% вверх и на 20% вниз и увеличение количества коэффициентов на возраст-стаж с 5 до 50. В ЦБ считают, что средняя стоимость полиса после всех нововведений «останется» на том же уровне. Этого же мнения придерживаются и в РСА. Президент союза Игорь Юргенс напомнил, когда доля рынка ОСАГО компании «Росгосстрах» сократилась с 40 до 9%, средняя стоимость полиса снизилась. Этому способствовало усиление конкуренции между другими страховщиками. Опасения, что после расширения тарифного коридора цены вырастут, беспочвенны, считает Юргенс.

Как изменится цена ОСАГО

По подсчетам РСА для 80% водителей полис подешевеет, рост его стоимости ощутят молодые и часто попадающие в аварии водители. Добропорядочные и опытные, наоборот, выиграют — количество значений коэффициента «возраст-стаж» увеличат с 5 до 50.

Кроме того, изменится расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ) за безаварийную езду. В новой системе его будут присваивать раз в год с годовым сроком действия. При задвоении коэффициентов будут выбирать наименьший. ЦБ планирует отменить КБМ для собственника автомобиля и присваивать его индивидуально каждому водителю. За водителем закрепят и страховую историю. Цель реформы сделать цену полиса индивидуальной и максимально справедливой.

Первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев вообще предложил привязать полис не к автомобилю, а к правам. То есть перейти от страхования автомобиля к страхованию риска каждого водителя. Эту идею уже поддержали ЦБ и Федеральная антимонопольная служба.

Меньше коэффициентов, больше выплаты

На 20% расширение тарифного коридора не остановится. По информации «Коммерсанта», с 1 сентября 2019 года страховщики получают возможность двигать минимальную ставку на 30% в обе стороны, а через два года — на 40%. Это позволит сгладить эффект от отмены мощностного и территориального коэффициента.

Коэффициент мощности планируют отменить 1 сентября 2019 года — в Минфине считают, что нет четкой связи большого количества лошадиных сил с аварийностью. В министерстве также сочли ненужным территориальный коэффициент. Несмотря на то что его отменой недовольны страховые, так как в регионах никто не будет покупать полис по московской цене, он перестанет действовать в сентябре 2020 года.

Кроме того, Минфин также предлагает увеличить лимиты выплат до 2 млн рублей и сроки действия полисов до трех лет. Еще одно радикальное предложение — предоставлять скидку на ОСАГО при установке телематических устройств, следящих за стилем вождения. Пока в России так рассчитывают только стоимость каско, для ОСАГО это новшество.

«В процессе эксплуатации авто определяется скоринговый балл страхователя, который, с одной стороны, мотивирует водителя ездить аккуратнее, что позволит ему получить еще большую скидку. С другой стороны, страховщик определяет индивидуальный профиль своего портфеля и назначает справедливые тарифы как для «отличников», так и для «токсичных» водителей», — рассказал «Известиям» руководитель департамента по работе со страховыми компаниями «Ю-Би-Ай Технологии» Андрей Горанов.

Страховка с камерами и микрофонами

Страховые компании обяжут вести видео- и аудиозапись при продаже полисов ОСАГО. Такой законопроект будет разработан и внесен в парламент в осеннюю сессию, сообщил «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, данные будут передаваться в специально созданную единую базу, а затраты страховщиков окажутся несущественными. Страховщики не согласны. По оценке зампреда рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по реформированию страхования Артура Мурадяна, расходы компаний на реализацию инициативы составят около 10 млрд рублей. Это может в конечном итоге привести к подорожанию полисов ОСАГО на 5%.

За отказ в полисе — штраф в 700 тыс.

Зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин считает, что необходимо увеличить штрафы для страховщиков за необоснованный отказ в продаже ОСАГО. Сейчас должностных лиц наказывают за это на 20–50 тыс. рублей, а юрлица — на 100–300 тыс. рублей. Чистюхин предлагает увеличить штрафы до 100 и 700 тыс. соответственно.

Выступая на парламентских слушаниях, он рассказал, что четверть всех жалоб, поступающих ЦБ, — это жалобы на недоступность полисов ОСАГО как в электронном, так и натуральном формате. Автовладельцы сталкиваются с очередями в регионах, отказами предоставить полис, навязыванием страховых услуг.

Запчасти второй свежести

Российский союз автостраховщиков до конца года направит в Банк России предложения по модернизации системы возмещения убытков по ОСАГО в натуральной форме. Помимо сроков ремонта и расстояния до сервисов, они разрешают использование при ремонте бывших в употреблении запчастей. В том случае если они хорошего качества и есть договоренность с владельцем машины. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, речь идет о ситуации, когда автомобиль снят с производства и запчасти к нему тоже не выпускаются. Он отметил, что такой подход зарекомендовал себя в каско и его нужно распространить на ОСАГО, причем на подобный ремонт будут давать гарантию.

Электромобилям — скидки

Мосгордума планирует обсудить льготы для владельцев электромобилей, чтобы сделать этот вид транспорта популярным. По словам председателя комиссии столичного парламента по экологической политике Зои Зотовой, речь идет о льготном проезде по платным участкам и скидках на покупку полиса ОСАГО.

«Повышение спроса на электрокары должно стать в России трендом. Для того чтобы ускорить развитие рынка электромобилей и соответствующей инфраструктуры, должна осуществляться поддержка со стороны правительства Москвы», — рассказала она агентству «Москва».

Страховая платит в любом случае

В Госдуму внесен законопроект, обязывающий страховую полностью выплачивать ущерб из-за ДТП даже в том случае, если у виновника аварии отсутствует полис. Депутат Ярослав Нилов, один из авторов документа, считает, что страховщики обладают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя данные действия.

Сейчас участник ДТП в этом случае вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, нести судебные расходы и тратить время.

Что думают автовладельцы?

Автовладельцы поддерживают либерализацию ОСАГО — это установило исследование холдинга «Ромир». Так, 69% опрошенных считают, что свободный тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей, 57% — что покупка полисов ОСАГО станет проще. Кроме того, 72% автовладельцев не устраивает, что добросовестные водители, имеющие настоящие полисы ОСАГО, но не пользующиеся выплатами, фактически платят за недобросовестных автолюбителей и мошенников.

01.10.18 Известия iz.ru

Страховая компания «Ингосстрах» за 6 месяцев 2018 года собрала в Петербурге и Ленобласти 2,4 млрд рублей премий. Об этом рассказал сегодня журналистам директор филиала «Ингосстраха» в Петербурге Владимир Храбрых. По его словам, в первом полугодии прошлого года объем собранных премий был примерно таким же.

Между тем по некоторым видам страхования «Ингосстраху» удалось увеличить сбор премий на 40% и более. В качестве примера Александр Крючков, заместитель директора филиала по розничному бизнесу, привел страхование имущества физических лиц (прирост 45% по отношению к первому полугодию 2017 года) и страхование имущества юридических лиц (43%).

В то же время в целом имущественное страхование, кроме страхования ответственности, показало увеличение премий лишь на 8%, до 1,6 млрд рублей. Как пояснил Александр Крючков, дело в том, что самый крупный сегмент имущественного страхования, каско, вырос лишь на 4%, до 1,2 млрд рублей. Тем не менее, по оценке компании, «Ингосстрах» увеличил долю на рынке каско в Петербурге и Ленобласти с 10% в прошлом году до 10,8% в нынешнем.

Сборы по двум самым динамичным видам гораздо ниже: по страхованию имущества физических лиц — 70 млн рублей, а по страхованию имущества юрлиц — 103 млн рублей. На рынке страхования имущества физлиц доля петербургского филиала «Ингосстраха» выросла за год с 3,3% до 4,4%.

«В следующем году мы планируем прирасти по страхованию имущества по отношению к текущему году в 1,5 раза как минимум», — заявил журналистам Александр Крючков. «В 2 раза», — поправил его Владимир Храбрых. Заместителю директора филиала ничего не оставалось, кроме как согласиться с прогнозом своего начальника.

Согласно данным Центробанка, по итогам первого полугодия 2018 года премии страховых компаний в страховании имущества физических лиц в Петербурге составили 1,25 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2017 года на 8,9%. Количество заключенных договоров также выросло, но рост здесь был не таким значительным — на 2%. Доля ипотечного страхования составляет примерно 40–45%, при этом в I квартале 2018 года темпы роста данного сегмента составили 63%, что связано с активизацией рынка жилищного кредитования.

Ранее страховщики предсказывали, что страховой рынок в 2018 году покинут более 20% действующих компаний. Такой прогноз дали эксперты, опрошенные аудиторско-консалтинговой компанией КПМГ. Из бизнеса уйдут почти 50 фирм — к концу года их останется 168 против 217, которые работали в конце 2017 года.

Для сравнения: количество российских страховых компаний в 2016 году сократилось на 23%, с 326 до 251. В 2017 году число игроков сократилось на 13,5% по отношению к предыдущему году, до 217.

Одна из основных причин ухода страховых компаний с рынка — усиление контроля ЦБ за соблюдением страховщиками регуляторных требований. Например, компаниям приходится постоянно внедрять все новые ИТ- и управленческие системы для перехода на все новые и новые формы отчетности, для выполнения постоянно усложняющихся регулятивных требований, констатируют в «Эксперте РА». Растут требования к качеству активов, к системам внутреннего контроля и т. д.

27.09.18 Деловой Петербург dp.ru