Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСоюз автостраховщиков по решению Верховного суда обновил справочники с ценами на запчасти для ремонта по ОСАГО, они в среднем вырастут на 6,5%. Это приведет к росту страховых выплат, но не решит проблему с занижением цен на детали.

Стоимость запчастей для ремонта машин по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) с 1 декабря будет рассчитываться по новым справочникам. Составитель справочников — Российский союз автостраховщиков (РСА) — обновил среднюю стоимость запчастей для натурального возмещения по ОСАГО в соответствии с предписанием антимонопольной службы Татарстана, которая еще в 2016 году выявила занижение цен в справочниках. После актуализации справочника цены на запчасти в среднем вырастут на 6,5%.

Об этом говорится в письме, которое РСА направил в управление ФАС по Республике Татарстан (УФАС) в рамках исполнения предписания. Факт направления такого письма и утверждения новых справочников РБК подтвердил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По закону страховщики оплачивают ремонт пострадавшего автомобиля или же возмещают ущерб деньгами застрахованному лицу на основании цен на запчасти из справочников РСА. Союз обновляет их каждые полгода — последний раз они были обновлены в июне. При занижении цен на автозапчасти либо застрахованное лицо получает меньше, чем нанесенный ущерб, либо автосервис недополучает средства от страховой компании.

Согласно вступившим в силу в апреле 2017 года поправкам в закон об ОСАГО, ремонт или «натуральное возмещение» — в приоритете над денежной выплатой. Клиенту предоставляется список автосервисов, при этом станция техобслуживания не должна находиться дальше 50 км от места ДТП или места проживания автовладельца. На ремонт дается не больше месяца. Если одно из условий не выполняется, то ущерб возмещается деньгами.

История вопроса

Существенное влияние на итоговую сумму выплат по ОСАГО оказывают расценки на ремонт автомобилей, установленные в справочниках средней стоимости запасных частей РСА, говорили в татарстанской ФАС. Однако антимонопольщики обнаружили, что цены в справочнике ниже реальных. Кроме того, в справочниках не учитывались цены на запчасти и ремонт автомобилей в некоторых регионах. Например, казанские автостраховщики производили выплаты по ценам Самары. А несоответствие цен составляло от 10 до 40%.

После того как в 2016 году УФАС Республики Татарстан вынесло РСА предписание, союз обжаловал его в суде, однако первая инстанция отказала РСА в иске. Тогда союз обратился в апелляцию — она отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила требования РСА. Кассация поддержала это решение, но Верховный суд встал на сторону татарстанского УФАС и в июле постановил в течение трех месяцев привести справочники РСА в соответствие с рыночными ценами на ремонт и запчасти в конкретном регионе.

Заниженные цены были давней проблемой по большей части для станций техобслуживания, так как по закону именно автосервис несет ответственность за надлежащий ремонт, объясняет ситуацию руководитель комитета по контролю качества страховых продуктов Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Сумма, которую им выплачивают страховщики за ремонт, рассчитывается по справочникам. При этом по закону ремонт должен производиться только новыми запчастями и с гарантией качества. «Справочники писались еще под «старый» порядок возмещения, где платили деньгами с учетом износа, и цены в нем действительно сильно занижены относительно стоимости новых», — отмечает эксперт. Во многих случаях невозможно найти даже неоригинальные запчасти по тем ценам, которые прописывались в справочниках.

При денежном возмещении ремонта на основании цен за запчасти в справочнике ранее страдали и обычные клиенты — они получали выплату, которой им в итоге не хватало на нормальный ремонт, и им приходилось доплачивать за него из собственного кармана, напоминает Крупнов.​

Как изменятся выплаты по ОСАГО?

По предварительным оценкам РСА, совокупный средний рост стоимости запасных частей после введения в действие новых справочников составит 6,5%, а значит, увеличит примерно на столько же среднюю выплату по ОСАГО, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Это не означает роста цен на запчасти для абсолютно всех машин — на какие-то запчасти цены могли не измениться, на какие-то вырасти на 10%, поясняет он. На цены повлияли и изменения курса рубля.

РСА впервые провел исследование по ценам в каждом субъекте России и городах-миллионниках в соответствии с предписанием УФАС Татарстана, говорит Уфимцев, хотя в этом не было особой необходимости — заказывать запчасти можно и через интернет, из Москвы в Хабаровск или Самару. Разница будет лишь в стоимости доставки, отмечает он.

Исследование РСА проводилось с августа по октябрь по 57 маркам транспортных средств. Были собраны 155 млн цен на оригинальные запчасти и 40 млн цен на неоригинальные запчасти. В итоге в новом справочнике РСА содержатся полмиллиарда позиций по 13 экономическим регионам на 40 млн деталей.

За десять месяцев 2018 года средняя выплата по ОСАГО оказалась равна 66,257 тыс. руб. — это на 14% меньше, чем годом ранее, следует из статистики РСА. В соответствии с ростом цен на запчасти она может вырасти в среднем на 4,3 тыс. — до 70,5 тыс. руб.

«Росгосстрах» оценивает потенциал роста средней выплаты в 2–2,3%. Сейчас средняя выплата по ОСАГО (если брать и ремонт, и денежные выплаты) в компании составляет около 57 тыс. руб., то есть вырастет она до 58,3 тыс. руб. Глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев считает, что рост цен на запчасти увеличит среднюю выплату по ОСАГО на 4%.

Предыдущие справочники в целом объективно отражали картину цен рынка запасных частей с незначительными недооценками и переоценками по некоторым позициям, считает руководитель Центра урегулирования претензий ВСК Олег Шумилин. Предстоящее повышение является прогнозируемым следствием инфляционных процессов, отмечает он, объясняя рост цен в справочнике влиянием ослабления курса рубля к иностранной валюте, так как большинство запасных частей — зарубежного производства.

Рост съела инфляция и курс

Представители автовладельцев и автосервисов сходятся в одном — новые справочники РСА существенно проблему с заниженными выплатами не решат.

Повышение цены на 6,5% — это издевательство над решением Верховного суда, так как это «повышение» уже съедено инфляцией и изменением курса, считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он предрекает, что автосервисы будут теперь экономить на ремонте. «Если раньше они могли при сломанном внутри бампере и починить его, и покрасить, то теперь будут оплачивать только покраску», — говорит он.

Что касается денежной компенсации, то застрахованные автомобилисты не почувствуют разницы вообще, считает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Основная проблема с компенсациями деньгами сейчас — это так называемая амортизация. Это означает, что выплата делается с учетом износа, а он может доходить до 50%, отмечает он, напоминая, что в ходе текущей реформы ОСАГО ЦБ предложил вообще отменить амортизацию при денежных выплатах. «Это было бы лучшим вариантом», — говорит Шкуматов.

Рост на 6,5% — непонятная и нефактурная цифра, считает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Наталья Жильцова. В РСА всегда говорят о средних ценах на сотни тысяч деталей, что не отражает реального роста. По ее словам, заложенный в справочники рост достаточно низкий по сравнению с разницей между ценами в справочниках и реальными ценами на рынке. Более конкретно комментировать повышение она готова после изучения новых справочников.

Существуют актуальные регулярно обновляемые справочники автозапчастей, которыми руководствуются страховщики в отношениях с сервисными центрами по автокаско, предлагает решение Андрей Крупнов из Общества потребителей. Учитывая, что сам по себе ремонт никак не зависит от того, по какому виду застрахован автомобиль (и даже застрахован ли он вообще), логично использовать один и тот же источник информации во всех случаях. «Это снимет вопросы об объективности оценки стоимости ремонта и позволит клиентам получать «натуральное возмещение» надлежащего качества», уверен эксперт.

28.11.18 РБК rbc.ru

Страховщики сформировали пул территорий, которые первыми могут запустить у себя программы добровольного страхования жилья от чрезвычайных ситуаций в рамках принятого в этом году закона.

В их числе Тюменская, Свердловская, Новосибирская, Ленинградская области, Тверь и Санкт-Петербург, рассказал директор департамента развития имущественного страхования физических лиц Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Знаменский.

Новый закон о страховании жилья вступит в силу в августе 2019 года. Он предполагает, что страховые программы будут разрабатывать и утверждать регионы, а граждане смогут сами решать, участвовать в них или нет. Для этого субъект РФ должен предусмотреть соответствующую статью в своем бюджете, обсчитать все имеющееся жилье, заключить договоры на продвижение и дистрибуцию, разработать тарифы.

«В числе регионов с наименьшей долей застрахованного жилья есть те, где чаще всего и происходят стихийные бедствия».

По словам Знаменского, сейчас страховщики ведут переговоры с региональными властями по запуску тестовых проектов, которые можно запустить на основе уже принятых норм, не дожидаясь принятия подзаконных актов. Пока инициаторами таких проектов являются сами страховщики.

Впрочем, есть и обращения со стороны регионов, которые хотели бы включиться в эксперимент.

«Речь идет в первую очередь о дотационных территориях и тех, где есть подверженные регулярным чрезвычайным ситуациям населенные пункты. Интерес у них как финансовый, так и социальный», — поясняет Андрей Знаменский.

Сейчас в случае катаклизмов таким территориям приходится просить помощи из федерального бюджета. Но на то, чтобы ее получить, требуется немало времени. Если у региона нет резервных фондов и подходящего жилья — а это не редкость, требуется сначала собрать всю информацию от пострадавших и обработать ее, потом обратиться в минфин для выделения денег на строительство жилья и размещение людей.

При наличии региональной программы страхования власти будут стимулировать граждан защищать свое имущество и, что главное, смогут заранее прогнозировать все организационные моменты, полагает Знаменский.

Чаще всего жилье в России страдает от пожаров и стихийных бедствий. При этом на данный момент охват страхованием частных домов почти в половине регионов страны не превышает 10 процентов. Наименьшая доля застрахованного частного жилья в основном там, где как раз чаще всего происходят стихийные бедствия, выяснил в ходе исследования Сбербанк. В целом по России страховой защитой обеспечено не больше 15 процентов частных жилых домов.

Почти в двадцати регионах, например в Дагестане и Калининградской области, застраховано не более одного процента частных домов. Немногим больше (два процента) в Ростовской области, Ставропольском крае и Якутии, по три процента — в Белгородской, Омской, Амурской областях, Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Самую большую долю застрахованного жилья имеют Мордовия, где такой защитой обеспечено почти 60 процентов домов, а также Вологодская, Костромская и Ивановская области — там застраховано больше половины частного жилья.

«90 процентов страховых случаев происходит из-за пожаров и природных катаклизмов».

«Большинство людей не задумываются о страховании до тех пор, пока у них не произойдут неприятные события, связанные с утратой или серьезным повреждением имущества, — говорит Валерия Юрова, руководитель направления по страхованию имущества «Сбербанк страхование». — Мы надеемся, что вступление в силу закона о страховании жилья от ЧС будет способствовать изменению ситуации и постепенному приближению уровня охвата имущества страхованием в России к европейским показателям. В отдельных странах ЕС они практически достигают 80 процентов».

26.11.18 Российская газета rg.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности «ВТБ Страхование» на уровне «ruAAA» со «стабильным» прогнозом.

Агентство высоко оценивает финансовый потенциал АО «Согаз» и отмечает, что поддержка собственника оказывает существенное положительное влияние на рейтинг, говорится в сообщении «Эксперт РА». Кроме того, в качестве существенного положительного фактора эксперты агентства отмечают высокую долю компании на страховом рынке (за 2017 год она составила 6,2%).

В ноябре 2018 года в компании произошла смена собственника в результате продажи 100% СК «ВТБ Страхование» страховой компании «Согаз» (ранее принадлежали ПАО «Банк ВТБ»).

Агентство отмечает слишком высокие темпы прироста страховой премии. За девять месяцев 2018 года компания собрала на 34,4% страховой премии больше, чем за тот же период 2017 года. Однако, по оценке агентства, высокие темпы прироста взносов не создают рисков ухудшения платежеспособности. Коэффициент убыточности нетто находится на низком уровне (за девять месяцев 2018 года составил 19,1%), как и комбинированный коэффициент убыточности нетто (58,3% за девять месяцев 2018 года). Доля расходов на ведение дела также находится на невысоком уровне (23,8% за девять месяцев 2018 года), что положительно влияет на рейтинг.

Финансовый результат компании за девять месяцев 2018 года характеризуется высокими показателями рентабельности продаж (31,7%), капитала (110,9% в годовом выражении) и инвестированного капитала (6,5% в годовом выражении). Качество активов компании оценивается как высокое. Доля высоколиквидных вложений в объекты с рейтингами «Эксперт РА» уровня «ruA» и выше либо сопоставимыми рейтингами других агентств на 30 июня 2018-го и 30 сентября 2018-го составила более 75%. Активы компании высоко диверсифицированы (на крупнейшего контрагента на 30 сентября 2018-го приходится 21,7% активов). В качестве сдерживающего фактора рассматривается умеренно высокая доля связанных сторон в активах (27,8% на 30 сентября).

22.11.18 Банки.ру banki.ru

dtpРиск попасть в аварию у молодых водителей почти в шесть раз выше, чем у тех, кто в возрасте.

Молодые, а также неопытные водители в шесть раз чаще попадают в аварии. Стоимость полиса ОСАГО сейчас для водителей легковых автомобилей почти соответствует действительности. Но мотоциклисты и владельцы тракторов явно переплачивают. А владельцы автобусов, грузовиков и такси наоборот, сильно не доплачивают. В том смысле, что их аварии оплачиваются за счет владельцев легковушек, мотоциклов и тракторов.

Такой вывод можно сделать на основе глобального исследования рынка ОСАГО, которое провел Финансовый университет при правительстве РФ. Он не только проанализировал сегодняшнюю ситуацию, но и предложил варианты для установления справедливых тарифов на ОСАГО. По данным этого исследования, действующие цены на полис ОСАГО для владельцев легковушек недооценены всего на полтора процента. При этом такие страхователи составляют 86 процентов рынка. А вот владельцы такси недоплачивают за риски почти в два раза. Примерно на том же уровне автобусы до 16 мест. Причем не маршрутки, а работающие по заказу. Больше всего переплачивают за страховку владельцы мотоциклов и мотороллеров: почти 45 процентов. Около 40 процентов стоимости переплачивают владельцы корпоративного транспорта. Их машины попадают в аварии так же редко, как и мотоциклисты. Трактористы переплачивают около 8 процентов.

Предложенное Центробанком расширение тарифного коридора полностью обеспечит интересы владельцев легковушек, а также трактористов. Для мотоциклистов также полис значительно подешевеет. Но для перевозчиков грузов или пассажиров он по-прежнему останется недооцененным. Не соответствующим реальным убыткам от их аварий. Напомним, второй шаг в либерализации ОСАГО — отмена коэффициентов по территориальному использованию транспорта, а также по мощности двигателя. При нынешнем коридоре тарифов 60 процентов регионов приносят убытки страховщикам, потому что для некоторых регионов предоставляются льготы, неподтвержденные актуарными расчетами. За них платят другие.

Например, Москва, Московская область и Санкт-Петербург к убыточным регионам не относятся. То есть они спонсоры тех регионов, в которых автомобилисты за страховку платят меньше.

Территориальный коэффициент все это урегулировал по мере своих возможностей. Но если его отменить, то при расширении тарифа на 20 процентов в ту и другую сторону справедливость почти наступит. Цену 88 процентов полисов можно будет назначать в пределах этого коридора без использования дополнительного коэффициента. А в оставшихся 12 регионах решать нетарифными методами. Например, каким образом вернуть в рамки закона Карачаево-Черкесию, если уже сейчас там можно устанавливать тариф в 19 тысяч в связи с частотой и стоимостью аварий?

Предложение об отказе от коэффициента по мощности двигателя вызывает довольно много споров. По данным исследования получается, что это исключительно социальный коэффициент. Однако, как показывает исследование, риск попадания в ДТП для владельцев мощных машин ниже, чем для владельцев автомобилей мощностью от 50 до 100 л. с. Отказ от этого коэффициента может повлечь за собой довольно серьезные последствия в виде увеличения стоимости страховки для владельцев малолитражек. Еще сложнее история с применением коэффициента возраст-стаж. Чаще всего попадает в ДТП молодежь в возрасте до 23 лет. И только после 40 лет, как показывает практика, наступает некая стабильность. Снижение аварийности наблюдается после 50 лет. Что касается стажа, то в первые три года уровень аварийности довольно высок. Далее он стабилизируется при достижении 20 лет стажа. На третий год стажа происходит всплеск страховых случаев. Кстати, такой же всплеск происходит у молодых водителей.

Примечательно, что водители в возрасте до 25 лет показывают более высокий уровень аварийности независимо от стажа. А например, 65-летние водители только в первый год показывают высокий уровень аварийности — на уровне 30-летних водителей. Далее их аварийность снижается до минимума. Центробанк предложил разнообразить расчет коэффициента возраст-стаж, применив вместо пяти значений коэффициента пятьдесят значений. Однако, как показывает исследование, это закроет лишь часть проблем.

Разбег значений коэффициента по возрасту, согласно предложению ЦБ, составит 13 процентов, а по стажу — 41 процент. Однако по факту разница в коэффициенте между теми, кому 18 лет, и теми, кто старше 49, должна быть 200 процентов. А по стажу между новичком и водителем со стажем более 14 лет должен быть 250 процентов.

Если судить по этим расчетам, то корреспондент «РГ» мог бы получить скидку на страховку по возрасту и стажу помимо той, что предоставляется по коэффициенту бонус-малус, еще почти 50 процентов. Нынешнее предложение ЦБ даст ему дополнительную скидку только в 4 процента. Именно по этой причине предложение Центробанка — это некий компромиссный вариант, который пока не достигает окончательной цели — справедливого тарифа. Однако стремится к нему. Чтобы не возникло шока на рынке, такие глобальные изменения надо вводить поэтапно. Примечательно, что, как показывает исследование, в ситуации, когда уберут коэффициент по территориальности и мощности, для установления справедливого тарифа потребуется расширить тарифный коридор до 80 процентов. А это уже вовсе не регулируемая государством схема. Это полностью свободный тариф. Так что лучше страховщикам потерпеть поэтапное усовершенствование системы страхования по ОСАГО, возможно, понеся убытки. Чем ожидать всплеска массового отказа от страховки из-за стоимости, которая попросту для многих окажется неподъемной. Если предложения Центробанка будут приняты, то стоимость страховки для 80 процентов автовладельцев не изменится. Для многих даже снизится. Картину снижения стоимости можно наблюдать уже сегодня в регионах, где нет проблем с мошенниками. Страховщики сами снижают тариф в рамках, установленных законом.

25.11.18 Российская газета rg.ru

Алена Солнцева про то, почему нам нельзя разъехаться после ДТП.

Предновогоднее время, Москва забита автомобилями, торговля, подарки, погода с метелями и первым снегом, шины не все поменяли, город стоит. Каждый из тех, кто пользуется наземным транспортом — общественным, грузовым или сидит за рулем личного автомобиля —, знает, как часто пробки возникают из-за аварий, зачастую совсем незначительных: более 500 мелких ДТП происходит в Москве за сутки. Стоит двум машинам «поцеловаться», они перегораживают одну, две, а то и три полосы, и намертво застывает вся улица, а там и треть города — в Москве ведь почти нет возможности объехать затор по параллельным улицам. Да и не только в Москве, пробка из-за ДТП в любом загруженном городе грозит потерями времени, нервов и денег.

ДТП неизбежны, автоматические водители с электронными мозгами пока не придут к нам на помощь, и мы будем продолжать сталкиваться. Спасибо, умные люди снабдили автомобили всякими прекрасными вещами, которые помогают избежать особо опасных травм. Городские ДТП, к счастью, по большей части обходятся без жертв, нанося ущерб только имуществу. Но и мелкие аварии становятся причиной больших пробок.

Нельзя сказать, чтобы эта проблема совсем не беспокоила государственную автоинспекцию. Не так давно, в 2014 году, в правила дорожного движения внесено было нововведение, согласно которому если автомобили, участвующие в аварии, затрудняют движение, то их нужно как можно быстрее убрать с дорожного полотна. Кто из вас, кстати, сказать, об этом знает? А ведь после введения так называемого европротокола, то есть возможности оформлять аварии без участия ГИБДД, было написано множество памяток, пошаговых инструкций!

Попытавшись выяснить, как самой справится с ситуацией мелкого ДТП, я потратила несколько часов, прочла массу рекомендаций, но по-прежнему пребываю в недоумении. Вот что меня смущает.

Да, у меня есть право оставить место происшествия и не обращаться в ГАИ. Если мы с другим участником согласны друг с другом, то должны найти свидетелей и сами заполнить извещения для страховой компании или договориться о возмещении ущерба с виновником. Если не согласны или не справляемся с заполнением извещения, то отправляемся в ГИБДД для оформления ДТП. И там уж специалисты группы разбора проанализируют аварию. По фотодокументам и вмятинам…

Только кажется, что это просто.

Во-первых, речь идет о мелких, незначительных повреждениях, но как самой установить их степень,

если черным по белому в рекомендациях сказано: «вы вправе вызвать сотрудников Госавтоинспекции. Они не могут вам отказать на основании того, что в результате аварии автомобилям нанесен незначительный ущерб, так как они не являются экспертами и не могут определить стоимость повреждений на глаз. Нередки ситуации, когда, например, незначительная вмятина приводит к внутренним повреждениям и определить стоимость такого ущерба может только профессиональный оценщик». То есть я понимаю, что все-таки без справки о ДТП, на основании только мной заполненной схемы происшествия, страховая компания может меня завернуть? Если инспектор не может на глаз определить значительность ущерба, то как смогу я? В советах бывалых водителях все утверждают, что не надо двигаться с места до приезда даже не ГИБДД, а представителя страховщика, поскольку только его компетентное мнение будет иметь вес при определении ущерба.

Далее речь идет о «взаимном согласии сторон», и даже так: «убедитесь, что нет разногласий в оценке ситуации», что тоже весьма проблематично, так как люди разные и по-разному реагируют.

В памятках мне предлагают оценить адекватность второго участника, но это еще сложней, чем стоимость повреждений на глаз.

Но допустим, что мы оба адекватные и несклочные люди, а царапины и вмятины незначительны, что мы должны сделать? Ага, составить схему ДТП. А для этого нужна «привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)» — опа-на, а кто меня учил делать привязку на местности? Я могу сфотографировать свою и чужую машину и сделать это так, чтобы в объектив попали столбы и перекрестки, этого достаточно? И вообще, сколько времени займет фиксация и привязка? А еще надо указать длину тормозного пути, это как? И ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения.

Но это еще не все — нужно также зафиксировать положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам… И не забудьте — важно: направление движения участников ДТП до момента его наступления.

А если участник ДТП только один, то есть машина врезалась в столб, например, то все равно надо найти двух свидетелей, и это на трассе, в пробке, в темноте, в снегопад и ветер, записать их адреса, фамилии, телефоны.

Нет, я понимаю, почему до сих пор европротоколом пользуются не более 10% автовладельцев, остальные по старинке ждут инспектора. Вызвать ГАИ гораздо проще. Пусть приедет, сам все зарисует, запишет, увидит, шансы на возмещение расходов будут гораздо выше.

При этом время ожидания наряда никак не регламентировано, и хотя в 2012 году прокуратура «выдвигала предложения обязать сотрудников ГИБДД приезжать на место ДТП в определенный срок», все попытки обозначить время ожидания так и были отбиты. Сколько может, столько и едет. До сих пор встречаются случаи, когда время ожидания превышает всякие разумные пределы, вот совсем свежая жалоба: «сейчас 3:20 утра. дороги пустые, Москва (т.е. покрытие хорошее и пробок нет). стою и жду ГИБДД с 19:00 (!) часов. виновник аварии через 20 мин. просто свалил. европротокол, соответственно, не составишь. дежурный телефон московской ГИБДД молчит». Или вот: «Вчера 31.08.18 на пересечении проспекта Андропова и ул. Маршала Шестопалова попала в аварию в 15.42 не по своей вине, дороги пустые, пост был в 1 км от ДТП. Авария не подходила под европротокол, пострадавших нет, сильный Материальный ущерб. Ждала инспектора 9 часов!!!!!»

Такое, конечно, сейчас случается редко, я поискала по форумам и поняла, что на оживленной трассе и не ночью наряд в Москве приезжает в среднем через 15-20 минут. Но и за это время пробка уже вырастает на несколько километров.

Вообще-то с июля 2017 года наряд ГИБДД может даже оштрафовать водителей, если они после ДТП не убрали с дороги свои транспортные средства и создали помехи движению. Впрочем, не слышала я о случаях, когда водителям выписывали такие штрафы. Потому что в этих правилах не сказано, как быстро я должна убрать с дороги свою поврежденную собственность. Сколько времени у меня есть, чтобы оценить степень ущерба и наличие пострадавших? Могу ли я на глаз определить, является ли авария мелкой, или, быть может, кто-то из пассажиров получил сотрясение мозга от удара? И в любом случае уж лучше заплатить небольшой административный штраф, чем рисковать страховыми выплатами.

Люди не заинтересованы в быстром разрешении дорожной ситуации, они заинтересованы в том, чтобы получить страховку, а для этого им гораздо важней дождаться инспектора.

Отсутствие простой и ясной схемы действий в мелком (без жертв) ДТП, недостаток навыков у автовладельца по анализу и классификации видов аварии, не отработанность основных понятий, да и просто постоянные изменения в правилах делают ситуацию с ДТП довольно загадочной. Я уже поняла, что если хочу ездить на автомобиле, то день свой должна начинать с чтения правил дорожного движения в разделе новости — вдруг примут опять что-то новое, а я и не узнаю. Потому что никто до меня это новое не донесет, никаких уведомлений владелец автомобиля не получает, хотя, казалось бы, общие базы есть, штрафы приходят: ну внесите в рассылку хотя бы тех честных плательщиков, что зарегистрировали свои электронные адреса. Сообщайте о нововведениях. Плохая информированность автовладельца не является смягчающим обстоятельством, но все же нельзя не учитывать, что отсутствие информации или ее туманная неясность приводят к последствиям, от которых страдает не только один несчастный собственник, но и весь город в целом.

Поэтому я абсолютно поддерживаю активистов, которые считают, что единственным решением этой проблемы является создание нарядов мобильного реагирования на дорогах, которые бы приезжали быстро, действовали четко, растаскивали бы автомобили участников, а потом снабжали бы их инструкциями по дальнейшим действиям. А участникам движения как «Отче наш» надо вызубрить алгоритм своего поведения в этой ситуации, но для этого действия должны быть описаны четко, понятно дураку, то есть однозначно и не давать повода для разных трактовок. Не кладите кошку в микроволновку, не вступайте в пререкания с другим участником, не определяйте, не дай господь, его адекватность, вы не психиатр.

Я не знаю, конечно, способны ли в автоинспекции на подвиг такого рода, но с другой стороны, неужели они сами заинтересованы в сохранении этого абсурда на дорогах. Впрочем, как говорится, возможны варианты…

25.11.18 Газета.ру gazeta.ru

ПАО «Страховая компания «Росгосстрах» подало иски к Роспатенту, признавшему недействительной предоставление правовой охраны ее товарных знаков «РГС» и «РГС Жизнь», говорится в материалах Суда по интеллектуальным правам.

Компания оспорила в суде решения патентного ведомства от 15 октября, когда по заявлениям ООО «СК «РГС-Жизнь» были признаны недействительными акты о предоставлении правовой охраны этим товарным знакам.

СК «РГС-Жизнь» сообщила Роспатенту, что именно ее сокращенное фирменное наименование указывалось на полисах страхования жизни, которых было выдано более 300 тысяч штук.

Компания считает, что оспариваемый товарный знак («РГС Жизнь») является тождественным части фирменного наименования ООО «СК «РГС-Жизнь», права на которое возникли у нее задолго до даты приоритета спорного товарного знака.

По мнению «Росгосстраха», у лица, подавшего возражения, на дату заседания коллегии Роспатента отсутствует заинтересованность в оспаривании товарных знаков «РГС» и «РГС Жизнь». Это связано с тем, что 3 сентября 2018 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что ООО «Страховая компания «Росгосстрах-Жизнь» переименовано в ООО «Капитал Лайф Страхование жизни». Теперь, как считает правообладатель, отсутствует объект смешения ввиду того, что оспариваемые товарные знаки не являются тождественными или сходными с фирменным наименованием ООО «Капитал Лайф Страхование жизни», а значит и отсутствует столкновение интересов.

Сокращенное фирменное наименование не способно индивидуализировать юридическое лицо, отметил «Росгосстрах». Под фирменным наименованием следует понимать полное наименование юрлица, под которым оно ведет производственную и иную деятельность.

Довод о том, что оспариваемые товарные знаки не обладают различительной способностью в отношении услуг 36-го класса МКТУ, является необоснованным, поскольку входящий в их состав элемент «РГС» приобрел различительную способность задолго до даты приоритета оспариваемых знаков, заметил страховщик.

Ранее генеральный директор «Росгосстраха» Николаус Фрай сообщил ТАСС, что компания не хочет, чтобы принадлежащий ей товарный знак использовали другие компании. «Вопрос не только в деньгах — мы вообще не хотим, чтобы кто-то чужой использовал наш бренд. Это нехорошо для рынка и путает клиентов», — отметил он.

«У нас есть жалобы от клиентов, связанные с тем, что ситуация со схожими наименованиями РГС (сокращенное наименование компании «Росгосстрах») и «РГС-Жизнь» вводит их в заблуждение о тождественности компаний, следовательно, уровня надежности и качества услуг», — сказал Фрай. Ущерб от договора об использовании товарного знака «РГС-Жизнью» может быть очень значительным, заметил гендиректор «Росгосстраха».

Роспатент нашел сходство

Сравнительный анализ показал, что оспариваемый товарный знак «РГС Жизнь» является сходным с частью сокращенного фирменного наименования «РГС-Жизнь», используемого лицом, подавшим возражение. Это обусловлено фонетическим тождеством входящих в них элементов «РГС Жизнь», говорится в решении ведомства.

Кроме того, лицо, подавшее возражение (СК «РГС-Жизнь»), осуществляло до даты приоритета оспариваемых знаков деятельность в области страхования жизни и здоровья, которая является однородной услугам 36-го класса МКТУ оспариваемой регистрации.

Исключительное право на фирменное наименование возникло у его обладателя (СК «РГС-Жизнь») ранее даты (14 ноября 2005 года и 2 февраля 2010 года) приоритета оспариваемых товарных знаков, указал Роспатент.

Коллегия напомнила, что сокращенные фирменные наименования защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ). Сокращенное фирменное наименование «СК «РГС Жизнь» было включено в ЕГРЮЛ до даты приоритета оспариваемого знака («РГС Жизнь»), поэтому, как отметил Роспатент, оно защищено исключительным правом.

В своих отзывах «Росгосстрах» указывает, что действия лица, подавшего возражения, являются злоупотреблением правом. Однако установление фактов злоупотребления правом и/или недобросовестной конкуренции не относится к компетенции Роспатента, отмечается в решениях.

26.11.18 РАПСИ rapsinews.ru

alfa«Альфастрахование» по итогам 10 месяцев обогнало «РЕСО-гарантию»

«Альфастрахование» за десять месяцев 2018 г. продало полисов ОСАГО на 29,3 млрд руб., следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Это больше 28,6 млрд руб., полученных «РЕСО-гарантией», до этого момента лидировавшей по сборам.

«РЕСО-гарантия» стала лидером рынка ОСАГО после того, как «Росгосстрах» стал сокращать этот бизнес, на котором потерял десятки миллиардов рублей. По итогам 2017 г. «РЕСО-гарантия» продала больше всех полисов и собрала больше всех премий. Доля «РЕСО-гарантии» в ОСАГО с начала 2016 г. только росла, но в первой половине 2018 г. начала немного снижаться, говорила «Ведомостям» директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова.

22.11.18 Ведомости vedomosti.ru

В нем отмечается, что страхование популярно не во всех регионах в одинаковой степени. Так, охват страхованием частных жилых домов почти в половине регионов не превышает 10%, а почти в 20 регионах составляет менее 1%.

Абсолютным лидером в рейтинге стала Республика Мордовия, где застраховано почти 60% частных жилых строений. Вологодская, Костромская и Ивановская области — территории, где застраховано более 50% жилых строений.

По статистике СК «Сбербанк страхование», около 90% страховых случаев по страхованию жилых строений — это пожары и стихийные бедствия.

В начале августа этого года в РФ был принят закон о добровольном страховании жилья для защиты населения и территорий от ЧС природного характера. Сообщалось, что через год Всероссийский союз страховщиков рассчитывает начать работу по региональным программам страхования жилья как минимум в шести субъектах РФ.

22.11.18 Интерфакс interfax.ru

Недобросовестные автоюристы-посредники за 9 месяцев 2018 года без ведома потерпевших получили 19,2 млрд рублей от автостраховщиков ОСАГО через суды, что составляет 80% от всех судебных выплат. Об этом сообщил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, выступая на расширенном совещании по противодействию страховому мошенничеству в ОСАГО.

«Основной ущерб для деятельности страховых компаний в сфере ОСАГО наносят криминальные и недобросовестные автоюристы, которые действуют от лица страхователей, но не в их интересах. Задача таких автоюриста состоит в том, чтобы довести дело до суда со страховщиком и заработать на его судебных расходах — это штрафы, неустойки, пени, возмещение морального вреда, оплата услуг юристов или посредников, государственных пошлин», — пояснил он.

Согласно рейтингу проблемных с точки зрения мошенничества и убыточности по ОСАГО регионов, за 9 месяцев 2018 года частота страховых случаев по России сократилась до 5,1% с 5,8% годом ранее.

Средняя выплата по ОСАГО в РФ уменьшилась на 10% до 71,26 тыс. рублей. Отношение судебных выплат к несудебным осталось на том же уровне — 14,1%, при этом отношение накладных расходов к сумме основного требования выросло со 108% до 121%. Уровень выплат с учётом расходов на ведение дел сократился со 103% до 82%.

Общая сумма взысканных по решению суда средств, включая сумму судебных расходов, за 9 месяцев 2018 года достигла 23,8 млрд рублей, причём 55% из них составляет сумма накладных расходов. В частности, 10,8 млрд рублей составляют страховые расходы (основное требование за ущерб от ДТП), а 13 млрд рублей — накладные расходы, которые не связаны со страховой деятельностью (штрафы, пени, неустойки, моральный ущерб, расходы на экспертизу и посредников). В сумму накладных расходов входят выплаты по закону о защите прав потребителей в размере 9 млрд рублей, а также прочие расходы — 4 млрд рублей.

«Мы видим активный рост обращений со стороны страховщиков по возбуждению уголовных дел в части страхового мошенничества: если по итогам всего прошлого года было 8 тыс. обращений, то только за девять месяцев нынешнего — уже 9,2 тыс. Это серьёзный толчок. Мы видим, что в регионах страховщики стали объединяться, обмениваться информацией, анализировать ситуацию, взаимодействовать непосредственно с правоохранительными органами — пошёл результат», — сказал он.

Сергей Ефремов также сообщил, что в отчёте по страховому мошенничеству, который публикуется по итогам года, появится не только количество выявленных случаев страхового мошенничества, но и денежное выражение каждого из них.

«Нужно понимать, что ОСАГО — это социальный вид страхования. Сегодня в России 40 млн граждан имеют на руках полисы ОСАГО. К сожалению, некоторые воспринимают ОСАГО отрицательно, как налог. Но это неверно. ОСАГО — помощь потерпевшему. И наша задача сейчас сделать так, чтобы тарифы на ОСАГО зависели только от водителя, его манеры вождения, безаварийного стажа. То есть сделать стоимость ОСАГО справедливой, а не зависящей от внешних факторов, к числу которых можно отнести и страховое мошенничество», — сказал Сергей Ефремов.

Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»,

На граждан заведут страховые истории

У россиян могут появиться не только кредитные, но и страховые истории. Такой пункт есть в стратегии развития страховой отрасли до 2021 года, подготовленной Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) и агентством «RAEX-Аналитика».

Сейчас бюро страховых историй действует только в автостраховании. Авторы стратегии полагают, что систему нужно распространить на все сегменты рынка. Это, по их мнению, поможет эффективнее бороться с мошенничеством, уровень проникновения которого у нас заметно выше, чем в других странах.

Эту позицию разделяет регулятор страхового рынка — Банк России. В опубликованной ЦБ в октябре Концепции противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке отмечалась необходимость повышения эффективности и полезности использования автоматизированной системы Бюро страховых историй (сейчас охватывает только автострахование). В первую очередь система БСИ должна быть дополнена информацией в области личного и сельскохозяйственного страхования, заявили «Российской газете» в ЦБ.

Проблема мошенничества для российского страхового рынка действительно актуальна. Она тормозит его развитие, поскольку подрывает финансовую устойчивость компаний, снижает доверие страховщиков к клиентам и наоборот, затрудняет внедрение новых технологий, говорит Ольга Скуратова, директор по страховым и инвестиционным рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА»).

Злоупотребления стали одной из причин разбалансировки системы ОСАГО, напоминает она. Сейчас мошенники активно осваивают сегмент страхования жизни, где размер выплат значительно превышает средние возмещения по «автогражданке». В связи с этим вопрос однозначной идентификации клиентов стоит очень остро. «Внедрение бюро страховых историй по аналогии с тем, как это реализовано в банковской системе, с одной стороны, позволит улучшить процессы скоринга (оценки надежности) клиентов и в дальнейшем учитывать индивидуальные характеристики при предложении им страховых услуг, а с другой — снизить риски мошенничества и повысить качество клиентского сервиса», — считает Скуратова.

Три года назад в России появилась автоматизированная система Бюро страховых историй. Главной ее целью было как раз выявление мошенников, в первую очередь в автостраховании. Многие автовладельцы, попав в аварию, чтобы избежать повышенных выплат при следующем заключении договора, просто меняли компанию, а следующий страховщик о новом клиенте мало что знал. Немало было и тех, кто умудрялся приобретать несколько договоров страхования от разных компаний на одну машину и, подстроив аварию, получал выплаты «оптом».

После того как страховщики стали передавать в систему БСИ сведения о заключенных договорах по всем моторным видам страхования, а также сведения об урегулированных страховых случаях, процесс стал прозрачнее. Участники рынка наконец смогли получить достоверную информацию о каждом клиенте, независимо от того, в какой компании он был застрахован.

Полностью проблему обмана это, конечно, не решило. «Страховое мошенничество имеет очень много разных составляющих. Часто это сговор с участием представителей судебных органов и самих страховых компаний. Наличие информации о клиенте в Бюро кредитных историй такие вещи не отсекает», — объясняет генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. Но, безусловно, в части полноты информации о клиенте и ее использовании для оценки рисков бюро страховых историй очень важны, добавляет он.

По словам Самиева, сейчас еще остаются определенные разногласия между страховыми компаниями в том, что касается предоставления информации в автоматизированную систему Бюро страховых историй. «Смысл в том, чтобы все участники рынка передавали туда полный перечень сведений без всяких исключений, — уточняет он. — С другой стороны, много технических вопросов, касающихся процедуры попадания информации в эту систему. Тем не менее сейчас рынок уже подошел к той стадии, когда идея дополнения Бюро страховых историй данным не только по моторным, но и по всем остальным видам страхования, может быть реализована».

Кстати

Страховщики не оставляют планов создать в России службу страховых детективов, которые могли бы помогать правоохранительным органам в расследовании сомнительных ситуаций по страховым выплатам. Однако вопрос упирается в законодательство. Оно не предполагает делегирования каких-либо правоохранительных полномочий третьей стороне, уточнил глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Чтобы изменить ситуацию, требуется корректировка законодательства. После этого встанет вопрос либо о создании крупной структуры, которая будет проводить расследования по признакам мошенничества для всех страховщиков, либо каждая компания будет создавать службу страховых дознавателей самостоятельно, уточнил Юргенс.

19.11.18 Российская газета rg.ru