Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

2019

Главные события 2018 года для обязательного автострахования и его страхователей

Европротокол стал удобнее

Участники мелких аварий теперь могут спокойнее оформлять ДТП самостоятельно и не беспокоиться, хватит ли страхового покрытия на ремонт. С 1 июня 2018 года лимит выплаты по европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД) вырос с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Кроме того, европротокол теперь можно оформить даже при наличии разногласий о том, кто виновник ДТП — но только если обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального мобильного приложения или устройств ГЛОНАСС (хотя страховщики все равно рекомендуют договариваться кто прав, кто виноват «на берегу»). Для Москвы, Подмосковья, Петербурга и Ленобласти продолжает действовать безлимитный европротокол — до 400 тыс. руб. тоже при условии фиксации обстоятельств ДТП.

ОСАГО перестает быть убыточным: мошенники проигрывают битву

2018 год перевернул многолетний тренд на рост убыточности ОСАГО — впервые за несколько лет она стала снижаться. В ряде регионов ситуация остается напряженной, но в целом по стране кризис в ОСАГО стихает — по данным ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО (убыточность плюс расходы) по итогам 3 квартала 2018 года составил 79,2% против 119,9% годом ранее (коэффициент выше 100% означает убыток).

Этому есть несколько объяснений: во-первых, сработало введенное в 2017 году натуральное возмещение, которое ограничивает возможности автоюристов обогащаться за счет «накруток» на судебные выплаты. А во-вторых (и в главных), борьба с мошенничеством в регионах начала приносить плоды. Страховщики создали более 60 межведомственных рабочих групп по борьбе со страховыми мошенниками и недобросовестными автоюристами в регионах. В этих группах участвуют представители компаний, страховых союзов, Банка России, правоохранительных органов — МВД, ГИБДД, администраций субъектов РФ. Были проведены десятки совещаний. Такой «десант» признан эффективным инструментом по борьбе с мошенничеством, это отмечали и представители ЦБ.

Половину полисов «автогражданки» начали покупать в интернете

Продажи электронного ОСАГО бурно росли с начала 2017 года, когда е-ОСАГО стало обязательным для всех страховщиков «автогражданки». В 2018 году доля электронных продаж с середины года стабилизировалось на уровне 50%. По состоянию на 23 декабря россияне купили 18,959 млн электронных полисов ОСАГО, их число приблизительно сравнялось с бумажными. Это говорит о том, что с появлением электронной услуги, а также с уменьшением убыточности ОСАГО во многом удалось решить проблему доступности полисов в проблемных регионах. Прекращение бурного роста е-ОСАГО и стабилизация доли электронных продаж показывает, что в целом спрос на сервис достиг своего насыщения: большинство покупателей выбирает электронный полис из-за его удобства, и небольшая часть — как единственно возможный вариант купить обязательный полис.

ЦБ дал старт либерализации ОСАГО

Весной 2018 года разрешилась главная интрига нескольких лет — Банк России обнародовал план конкретных шагов по либерализации тарифа ОСАГО, цель которой — перейти от уравнительной системы платы за ОСАГО к индивидуальной, то есть более справедливой. Такое глобальное изменение всей системы обязательного автострахования будет плавным. Первый этап не меняет существующей системы ценообразования в ОСАГО: ЦБ в рамках своих полномочий планирует лишь расширить диапазон ставок базового тарифа и уточнить систему коэффициентов по возрасту и стажу. На втором этапе уже изменится система расчета цены полиса: предлагается, что цена не будет зависеть от региона проживания автовладельца и мощности автомобиля, а страховщики получат больше свободы в формировании цены для каждого конкретного водителя. На третьем этапе, сроки и параметры которого пока не определены, цена ОСАГО должна стать полностью индивидуальной, и хорошие водители не будут переплачивать за страховку из-за рисков, которые создают в экономике ОСАГО лихачи.

Планировалось, что первый этап реформы стартует летом, затем ЦБ решил отложить первые шаги, обсудив реформу на публичных слушаниях. Парламентские слушания по реформе прошли в Госдуме 13 сентября, в Совете Федерации 24 сентября, дополнительно реформа обсуждалась 7 ноября на совместном заседании комитетов Госдумы по транспорту и строительству и финансовому рынку. В слушаниях участвовали представители страховщиков, ФАС, ГИБДД, Минфина, ЦБ, эксперты, представители движений автомобилистов и научного сообщества. В ходе слушаний звучали различные предложения, но большинство участников поддержали идею индивидуализации тарифа ОСАГО.

30 ноября совет директоров Банка России утвердил указание о расширении тарифного коридора, а 7 декабря направил документ на регистрацию в Минюст. Ведомство должно зарегистрировать указание в течение 30 дней, а через 10 дней после официального опубликования оно вступит в силу. Этот день — планируется, что это произойдет уже в январе — станет официальной датой начала либерализации рынка ОСАГО в России.

28.12.18

Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»,

strahovanieОтмечается, что 57% водителей довольны системой ОСАГО в нынешнем виде, однако только 42% устраивают действующие тарифы.

Более 80% автовладельцев поддерживают идею либерализации тарифов на страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Об этом свидетельствуют результаты опроса, обнародованные в четверг Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

«83% респондентов поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, предусматривающую введение более гибкой системы расчета цены полиса, учитывающей данные каждого водителя», — говорится в материалах ВЦИОМ. За установление повышенного тарифа для тех, кто регулярно попадает в аварии и пониженного для тех, кто водит аккуратно, высказались 88% автомобилистов. Кроме того, абсолютное большинство респондентов (90%) согласны с тем, что каждый водитель должен платить за ОСАГО в соответствии со своей страховой историей и со своими рисками.

Согласно результатам опроса, 57% автолюбителей довольны системой ОСАГО в нынешнем виде, однако лишь 42% устраивают действующие тарифы. Две трети (67%) респондентов высказались за необходимость менять действующие тарифы ОСАГО.

«Опрос проведен в декабре 2018 года по заказу Института региональных проблем. В опросе приняли участие владельцы собственного автомобиля, заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности, проживающие в городах РФ с населением более 100 тыс. человек. Метод опроса — телефонное интервью представителей целевой аудитории с объемом выборки 1 тыс. респондентов», — говорится в материалах ВЦИОМ.

Либерализация ОСАГО

Под либерализацией ОСАГО подразумевается реформа тарифообразования полисов, которая должна привести к более справедливым тарифам. 15 мая ЦБ РФ анонсировал реформу тарифообразования в ОСАГО, первым этапом которой должно стать расширение тарифного коридора на 20%: диапазон составит 2 746 — 4 942 рубля вместо нынешних 3 432 — 4 118 рублей. Кроме того, изменится система коэффициентов для водителей по возрасту и стажу: водители будут разделены на 58 категорий по возрасту и стажу вместо действующих четырех.

Второй этап реформы, который потребует законодательных изменений, запланирован на лето 2019 года. Эти изменения предполагают использование более индивидуального тарифа ОСАГО, а также новые полномочия ЦБ, который сможет контролировать, чтобы страховщики не зарабатывали сверхприбылей для завышения тарифа.

В перспективе ЦБ предлагает обсудить возможность учитывать в тарифе ОСАГО дополнительные факторы — возраст транспортного средства, модель ТС, экологические характеристики, говорил ранее зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Целью реформы должен стать расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя, а в перспективе 2023-2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

Сейчас базовый тариф ОСАГО и коэффициенты для расчета цены полиса устанавливает Банк России.

27.12.18 ТАСС tass.ru

Укрупнение страхового рынка, развитие технологий и реформа ОСАГО меняют соотношение сил в отрасли, что, безусловно, ощущают на себе и страхователи.

2018 год едва ли можно назвать неудачным для страховых компаний: громких уходов с рынка не было, премии растут, выплаты уменьшаются. При этом количество страховщиков продолжает сокращаться как по инициативе регулятора, так и в результате добровольного отказа от деятельности.

Вносят свою лепту и сделки по слиянию и поглощению. Если раньше они касались в основном мелких страховщиков, то сейчас объединяются и компании из ТОП-20: ВТБ Страхование присоединяется к СОГАЗ, «Капитал Страхование» и «Капитал Перестрахование» — к ПАО «Росгосстрах». К концу года на рынке осталось 35 страховщиков жизни, 36 медицинских страховщиков и 124 универсальные компании.

В фокусе внимания в 2018 году были мисселинг в страховании жизни, принятие закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций и ОСАГО. Самой крупной выплатой стало возмещение убытков в размере 10,5 млрд рублей по аварии на шахте «Мир», произошедшей в августе прошлого года (страховщик — СОГАЗ). На рынке появились новые продукты, в числе которых — страхование ответственности владельцев дронов и страхование пассажиров от задержки авиарейса с моментальным урегулированием убытков.

Лидеры и аутсайдеры

Лучше всего себя чувствуют страховщики жизни. Темп прироста премий хоть и замедлился, но остается одним из самых высоких на рынке. Страхование жизни по-прежнему выступает драйвером рынка и, скорее всего, сохранит эту роль и в будущем году. Но большинство страхователей с закончившимися договорами инвестиционного страхования жизни остались недовольны доходностью. Страховые компании стали активно предлагать продукты накопительного страхования жизни, и в 2019 году ожидается рост доли этого продукта.

Страхование имущества физических лиц демонстрирует лучшие темпы роста среди имущественных видов: количество договоров выросло более чем на 6 миллионов. В 2019 году вступит в силу закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, но для страховщиков он интересен больше не с финансовой точки зрения, а в качестве возможности наращивания клиентской базы.

Страхование деятельности бизнеса также оказывалось в центре внимания, чаще с негативным оттенком. 12 банкротств туроператоров, уход с рынка 4 страховщиков, занимавшихся страхованием ответственности туроператоров (в том числе АО СО «Якорь», в котором было застраховано около 450 компаний), говорят о продолжающемся кризисе в сегменте. Обязательное страхование профессиональной ответственности рано или поздно будет заменено добровольным.

Практически потеряно для рынка и страхование ответственности застройщиков, так как функции защиты прав дольщиков со следующего года перейдут к публично-правовым компаниям. После исключения из списка страховщиков строительных компаний двух лидеров сегмента — СК «Респект» и «Проминстрах» —в самый высокий сезон на первичном рынке жилья пришлось приостановить продажи не менее 20% новостроек.

Страхование космических рисков стало одним из самых убыточных сегментов рынка. При объеме премий около 1 млрд рублей сумма потенциальных выплат составляет около 15 млрд рублей. С 2019 года РНПК отказалась принимать в перестрахование эти риски, и увеличение тарифов в этом сегменте рынка становится неизбежным.

Каско и ОСАГО

Автокаско уже давно не является драйвером страхового рынка. Средняя стоимость полиса опустилась до минимальных значений, но рентабельность сегмента довольно высокая. Изменение подхода к страхованию автомобилей выразилось в сокращении перечня рисков. Крупные риски урегулирует страховщик, мелкие остаются в зоне финансовой ответственности автовладельца. Этот сегмент доказал эффективность регулирования рыночными методами, в отличие от ОСАГО.

ОСАГО было болевой точкой рынка несколько лет, и в 2018 году в этом секторе, наконец, произошли изменения к лучшему — он уже не такой убыточный. Объем выплат сокращается как за счет натурального возмещения ущерба, так и благодаря борьбе с мошенничеством. Хотя в 7 регионах выплаты превышают премии, в целом ситуация перестала быть катастрофической.

Тарифная реформа ОСАГО, первый этап которой намечен на 2019 год, ставит своей целью индивидуализацию тарифа, что соответствует лучшим мировым практикам. Тем не менее стоит ожидать увеличения стоимости продукта в тех регионах, где убыточность выше 77%.

ОСАГО стало драйвером развития интернет-канала продаж. Только 7% премий, полученных страховщиками в режиме онлайн, не относятся к ОСАГО. В целом, страховые технологии развиваются очень быстрыми темпами: телемедицина, покупка полиса онлайн, удаленное урегулирование убытков — все это востребовано клиентами. Но здесь кроется и опасность — рост кибермошенничества.

Укрупнение и дигитализация

В 2019 году страховой рынок будет продолжать движение в сторону укрупнения бизнеса, поэтому мелким страховщикам предстоит либо найти свою нишу, либо присоединиться к более крупной компании. Универсальные страховщики должны будут повысить уставный капитал минимум до 180 млн рублей, и справиться с этим смогут далеко не все участники отрасли.

Темп роста премий останется на уровне этого года, не изменится и драйвер рынка. Быстрее, чем другие сегменты, будут расти страхование имущества граждан и страхование от несчастных случаев. В сегменте ДМС ожидается рост количества договоров за счет индивидуального страхования физических лиц.

Продолжится усиление и ценовой, и неценовой конкуренции. В стадии разработки находится финансовый маркетплейс Центробанка, который задумывался как эффективный и недорогой канал продаж. Он сможет стать альтернативой банковскому каналу, зависимость от которого у страховщиков сейчас только усиливается. В высококонкурентных сегментах страховщики, развивающие онлайн-взаимодействие с клиентами (не только заключение договора, но и урегулирование убытков, а также дополнительные сервисы), будут иметь серьезное преимущество.

28.12.18 Forbes | Forbes.ru

Финансовым уполномоченным по правам потребителей в сфере страхования назначен глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, сообщает пресс-служба Центробанка.

Господин Климов должен вступить в должность 9 января 2019 года. Согласно российскому законодательству, он должен уйти со всех других оплачиваемых должностей в течение месяца.

Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 3 сентября. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд будут рассматриваться финомбудсменом, рассмотрение будет для физлиц бесплатным. С 2020 года омбудсмен начнет работать с претензиями к микрофинансовым организациям, а с 2021 года — с банками.

26.12.18 Коммерсант kommersant.ru

strahovanieСбербанк стал первым российским банком, запустившим продукт по страхованию карт от киберинцидентов. Об этом сообщается 25 декабря в пресс-релизе, поступившем «Известиям».

Новый продукт по защите включен в пакет «Защита карты +» и уже доступен для покупки во всех отделениях банка. Приобрести его можно за 1290 рублей в год. Страховая сумма, в пределах которой Сбербанк готов возместить ущерб, составляет до 350 тыс. рублей.

Также клиенты, оплатившие новый пакет, могут установить на свои смартфоны бесплатный сервис в виде приложения от «Лаборатории Касперского». Программа обезопасит деньги клиентов на случай несанкционированных бесконтактных платежей со смартфонов или их заражения вирусами.

Помимо этого, банковские карты будут застрахованы от хищений, повреждений, размагничивания, утраты из-за неисправной работы банкомата и несанкционированного списания денег по разным причинам.

Владельцы смартфонов на платформе iOS могут получить страховую защиту автоматически, а для гаджетов на платформе Android необходимо специальное решение. Отмечается, что за первую неделю после старта продаж в отделениях Сбербанка было оформлено около 170 тыс. пакетов «Защита карты +».

По данным «Лаборатории Касперского», ежедневно в мире возникает 360 тыс. новых образцов вредоносного ПО. Только в 2018 году в России компания отразила 404 млн атак, в том числе почти 5 млн вредоносных установочных пакетов на мобильных устройствах. Отмечается, что благодаря установке специального защитного решения на смартфон, где хранится информация о банковских картах, вероятность пострадать от кибератак можно минимизировать. Но, если мошенники все равно снимут деньги с карты, используя информацию на мобильном устройстве, клиент получит страховое возмещение в пределах установленного лимита.

25.12.18 Известия iz.ru

Ассоциация туроператоров России (АТОР) сообщила, что Ростуризм исключил из Единого реестра туроператоров 57 турфирм. Они не предоставили в Ростуризм подтверждения наличия фингарантии, посл отзыва лицензии на страхование у компании «Якорь».

«С момента исключения туроператора из реестра он лишается права формировать новый турпродукт. При этом сохраняется ответственность перед потребителем по уже сформированному и реализованному продукту»,— уточнили в ассоциации.

При этом четыре туроператора, которые также были клиентами «Якоря» частично сохранили место в реестре. (бывших клиента «Якоря») смогли сохранить место в реестре, но только частично. У ООО «Вояж», ООО «Мусульманский туризм», ООО «ФораФарм Трэвел» и ООО «Юниверсал Турс» из реестра исключена сфера деятельности «международный туризм».

Центробанк отозвал лицензии на осуществление страхования у компании «Якорь» 2 ноября. Лицензии была отозвана из-за того, что компания не исполнила предписания регулятора.

26.12.18 Коммерсант kommersant.ru

В следующем году драйвером страхового рынка останется страхование жизни, но темп его роста уменьшится. Продолжится сокращение доли агентского канала с одновременным ростом доли продаж через банковский и интернет-каналы. А необходимость повышения уставного капитала приведет к уходу с рынка в будущем году не менее 20 компаний, прогнозируют аналитики Национального рейтингового агентства (НРА).

Темп роста премий по итогам девяти месяцев 2018 года достиг 13,7 процента. Рынок рос и продолжает расти в основном за счет личного страхования. Из 131 миллиарда рублей прироста премий 94 миллиарда приходится на страхование жизни, 26,5 миллиарда — на страхование от несчастных случаев, 8,9 миллиарда — на добровольное медицинское страхование (ДМС).

За счет роста доли страхования жизни (+29,7%) меняется структура рынка. Падают доли добровольного личного страхования (-22,3%) и обязательных видов (-16,7%). Одновременно изменяется и структура каналов продаж. Сокращается доля прямых продаж на фоне усиления зависимости страховщиков от кредитных организаций. Почти половина премий, полученных через посредников, приходится на банковский канал, который вытесняет агентский.

«За год объем премий, полученный страховщиками через кредитные организации, вырос почти на 100 миллиардов рублей с одновременным сокращением продаж через физических лиц с 242 до 199 миллиардов рублей. Банки стали основным каналом не только в страховании жизни и страховании от несчастных случаев, но и в страховании имущества граждан», — отмечает руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина. Цифровизация страхового рынка также растет, но только 7 процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО.

Сегодня страховой рынок показывает положительную динамику по количеству договоров практически во всех сегментах. На 1,2 миллиона выросло число договоров в сегменте страхования жизни, на 2,75 миллиона — в страховании от несчастных случаев, на 6,5 миллиона — в страховании имущества граждан. В сегменте ОСАГО количество договоров выросло на 820 тысяч.

При этом третий квартал подряд наблюдается уменьшение коэффициента выплат по ОСАГО. Основными факторами снижения объема выплат (на 45 миллиардов рублей) стали использование натурального возмещения ущерба и борьба с мошенничеством.

23.12.18 Российская газета rg.ru

Актуализация справочников стоимости запчастей и нормочаса работ для ремонта по ОСАГО свидетельствует о том, что ОСАГО стало более клиентоориентированным, и является дополнительным аргументом в пользу либерализации тарифов в обязательном автостраховании. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Он напомнил, что справочники пересматриваются раз полгода по методике, утвержденной Центробанком. Цены на запчасти проверяются во всех регионах РФ. Последний раз справочники были актуализированы 1 декабря по обновленной методике – не по 15 экономическим регионам, а по 86 субъектам. В итоге пересчета стоимость запчастей и нормочаса работ выросла в среднем на 6,5%. Исходя из цен в справочниках, страховщики рассчитываются с автосервисами при натуральном возмещении по ОСАГО и рассчитывают размер денежной выплаты потребителю.

«Увеличение стоимости запчастей и нормочаса работ в справочниках может привести к росту средней выплаты, начиная с декабря. Денежные выплаты увеличатся, а автосервисы будут более заинтересованы работать со страховщиками из-за выросших цен. Рост выплат даст дополнительные основания начать реформу по либерализации тарифа ОСАГО — чтобы были справедливыми не только выплаты, но и тарифы», — считает И.Юргенс.

В 2018 году выплаты по ОСАГО стали снижаться в связи с началом активной борьбы с мошенничеством, а до этого продолжительное время росли из-за неправомерных «накруток» недобросовестных автоюристов. Актуализация справочников позволит повысить выплаты по реальным экономическим основаниям — из-за инфляции стоимости запчастей.

Президент РСА сообщил, что из ряда проблемных регионов поступают единичные жалобы о том, что автосервисы отказываются делать ремонт по ОСАГО из-за якобы низких цен на запчасти, и поэтому автовладельцам, рассчитывающим на ремонт, страховщики выплачивают возмещение по ОСАГО в деньгах. О таких случаях рекомендуется сообщать в РСА, хотя союз и не является органом, регулирующим работу автосервисов.

«Методика расчета ущерба и составления справочников абсолютно прозрачна, расчеты по 50 тысячам позиций проверяет Центробанк. Утвержденные справочники рассылаются и страховым компаниям, и автосервисам. Нам известно, что у крупнейших 10-15 страховщиков есть устойчивые связи с автомастерскими, и налажен такой большой поток клиентов в автосервисы — как по ОСАГО, так и по каско — что мастерские даже дают им скидку. Если кто-то лицемерит — дайте знать, попробуем разобраться», — заключил И.Юргенс.

Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»

strahovanieГруппа «Ренессанс страхование» подвела итоги по статистике угонов застрахованных в компании автомобилей. В целом, частота угонов по Москве и Петербургу снизилась за три года в 1,5 раза и на 20% соответственно. В регионах РФ частота угонов остается на том же уровне, говорится в сообщении страховщика.

Компания ранжировала модели по частоте угонов, то есть по доле угнанных автомобилей от общего количества застрахованных (сопоставляется число угнанных автомобилей к общему числу застрахованных машин этой марки). Лидерами по частоте угонов за 9 месяцев 2018 года стали Hyundai Tucson, Kia Optima, Hyundai Santa Fe, Kia Ceed, Toyota Camry, Land Rover Freelander, Hyundai Solaris, Nissan Almera, Mazda CX 5 и Ford Explorer.

По Москве наибольшую частоту показали традиционно популярные у угонщиков внедорожники Toyota Land Cruiser200, BMW X6, Toyota RAV4. В Петербурге, постоянно находящемся на первом месте по стране по частоте угонов, лидируют автомобили среднего класса, максимальная частота угонов у Kia Optima, Hyundai Santa Fe и Mitsubishi Pajero. «Причины спроса на определенные марки традиционны, масс-маркет обычно угоняют для разбора на запчасти, автомобили представительского класса — для перепродажи в другие регионы и страны, с изменением вин-номеров», — прокомментировал результаты исследования управляющий директор группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов, слова которого приводятся в сообщении.

22.12.18 ФинМаркет finmarket.ru