Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieОтмечается, что 57% водителей довольны системой ОСАГО в нынешнем виде, однако только 42% устраивают действующие тарифы.

Более 80% автовладельцев поддерживают идею либерализации тарифов на страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Об этом свидетельствуют результаты опроса, обнародованные в четверг Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

«83% респондентов поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, предусматривающую введение более гибкой системы расчета цены полиса, учитывающей данные каждого водителя», — говорится в материалах ВЦИОМ. За установление повышенного тарифа для тех, кто регулярно попадает в аварии и пониженного для тех, кто водит аккуратно, высказались 88% автомобилистов. Кроме того, абсолютное большинство респондентов (90%) согласны с тем, что каждый водитель должен платить за ОСАГО в соответствии со своей страховой историей и со своими рисками.

Согласно результатам опроса, 57% автолюбителей довольны системой ОСАГО в нынешнем виде, однако лишь 42% устраивают действующие тарифы. Две трети (67%) респондентов высказались за необходимость менять действующие тарифы ОСАГО.

«Опрос проведен в декабре 2018 года по заказу Института региональных проблем. В опросе приняли участие владельцы собственного автомобиля, заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности, проживающие в городах РФ с населением более 100 тыс. человек. Метод опроса — телефонное интервью представителей целевой аудитории с объемом выборки 1 тыс. респондентов», — говорится в материалах ВЦИОМ.

Либерализация ОСАГО

Под либерализацией ОСАГО подразумевается реформа тарифообразования полисов, которая должна привести к более справедливым тарифам. 15 мая ЦБ РФ анонсировал реформу тарифообразования в ОСАГО, первым этапом которой должно стать расширение тарифного коридора на 20%: диапазон составит 2 746 — 4 942 рубля вместо нынешних 3 432 — 4 118 рублей. Кроме того, изменится система коэффициентов для водителей по возрасту и стажу: водители будут разделены на 58 категорий по возрасту и стажу вместо действующих четырех.

Второй этап реформы, который потребует законодательных изменений, запланирован на лето 2019 года. Эти изменения предполагают использование более индивидуального тарифа ОСАГО, а также новые полномочия ЦБ, который сможет контролировать, чтобы страховщики не зарабатывали сверхприбылей для завышения тарифа.

В перспективе ЦБ предлагает обсудить возможность учитывать в тарифе ОСАГО дополнительные факторы — возраст транспортного средства, модель ТС, экологические характеристики, говорил ранее зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Целью реформы должен стать расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя, а в перспективе 2023-2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

Сейчас базовый тариф ОСАГО и коэффициенты для расчета цены полиса устанавливает Банк России.

27.12.18 ТАСС tass.ru

Укрупнение страхового рынка, развитие технологий и реформа ОСАГО меняют соотношение сил в отрасли, что, безусловно, ощущают на себе и страхователи.

2018 год едва ли можно назвать неудачным для страховых компаний: громких уходов с рынка не было, премии растут, выплаты уменьшаются. При этом количество страховщиков продолжает сокращаться как по инициативе регулятора, так и в результате добровольного отказа от деятельности.

Вносят свою лепту и сделки по слиянию и поглощению. Если раньше они касались в основном мелких страховщиков, то сейчас объединяются и компании из ТОП-20: ВТБ Страхование присоединяется к СОГАЗ, «Капитал Страхование» и «Капитал Перестрахование» — к ПАО «Росгосстрах». К концу года на рынке осталось 35 страховщиков жизни, 36 медицинских страховщиков и 124 универсальные компании.

В фокусе внимания в 2018 году были мисселинг в страховании жизни, принятие закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций и ОСАГО. Самой крупной выплатой стало возмещение убытков в размере 10,5 млрд рублей по аварии на шахте «Мир», произошедшей в августе прошлого года (страховщик — СОГАЗ). На рынке появились новые продукты, в числе которых — страхование ответственности владельцев дронов и страхование пассажиров от задержки авиарейса с моментальным урегулированием убытков.

Лидеры и аутсайдеры

Лучше всего себя чувствуют страховщики жизни. Темп прироста премий хоть и замедлился, но остается одним из самых высоких на рынке. Страхование жизни по-прежнему выступает драйвером рынка и, скорее всего, сохранит эту роль и в будущем году. Но большинство страхователей с закончившимися договорами инвестиционного страхования жизни остались недовольны доходностью. Страховые компании стали активно предлагать продукты накопительного страхования жизни, и в 2019 году ожидается рост доли этого продукта.

Страхование имущества физических лиц демонстрирует лучшие темпы роста среди имущественных видов: количество договоров выросло более чем на 6 миллионов. В 2019 году вступит в силу закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, но для страховщиков он интересен больше не с финансовой точки зрения, а в качестве возможности наращивания клиентской базы.

Страхование деятельности бизнеса также оказывалось в центре внимания, чаще с негативным оттенком. 12 банкротств туроператоров, уход с рынка 4 страховщиков, занимавшихся страхованием ответственности туроператоров (в том числе АО СО «Якорь», в котором было застраховано около 450 компаний), говорят о продолжающемся кризисе в сегменте. Обязательное страхование профессиональной ответственности рано или поздно будет заменено добровольным.

Практически потеряно для рынка и страхование ответственности застройщиков, так как функции защиты прав дольщиков со следующего года перейдут к публично-правовым компаниям. После исключения из списка страховщиков строительных компаний двух лидеров сегмента — СК «Респект» и «Проминстрах» —в самый высокий сезон на первичном рынке жилья пришлось приостановить продажи не менее 20% новостроек.

Страхование космических рисков стало одним из самых убыточных сегментов рынка. При объеме премий около 1 млрд рублей сумма потенциальных выплат составляет около 15 млрд рублей. С 2019 года РНПК отказалась принимать в перестрахование эти риски, и увеличение тарифов в этом сегменте рынка становится неизбежным.

Каско и ОСАГО

Автокаско уже давно не является драйвером страхового рынка. Средняя стоимость полиса опустилась до минимальных значений, но рентабельность сегмента довольно высокая. Изменение подхода к страхованию автомобилей выразилось в сокращении перечня рисков. Крупные риски урегулирует страховщик, мелкие остаются в зоне финансовой ответственности автовладельца. Этот сегмент доказал эффективность регулирования рыночными методами, в отличие от ОСАГО.

ОСАГО было болевой точкой рынка несколько лет, и в 2018 году в этом секторе, наконец, произошли изменения к лучшему — он уже не такой убыточный. Объем выплат сокращается как за счет натурального возмещения ущерба, так и благодаря борьбе с мошенничеством. Хотя в 7 регионах выплаты превышают премии, в целом ситуация перестала быть катастрофической.

Тарифная реформа ОСАГО, первый этап которой намечен на 2019 год, ставит своей целью индивидуализацию тарифа, что соответствует лучшим мировым практикам. Тем не менее стоит ожидать увеличения стоимости продукта в тех регионах, где убыточность выше 77%.

ОСАГО стало драйвером развития интернет-канала продаж. Только 7% премий, полученных страховщиками в режиме онлайн, не относятся к ОСАГО. В целом, страховые технологии развиваются очень быстрыми темпами: телемедицина, покупка полиса онлайн, удаленное урегулирование убытков — все это востребовано клиентами. Но здесь кроется и опасность — рост кибермошенничества.

Укрупнение и дигитализация

В 2019 году страховой рынок будет продолжать движение в сторону укрупнения бизнеса, поэтому мелким страховщикам предстоит либо найти свою нишу, либо присоединиться к более крупной компании. Универсальные страховщики должны будут повысить уставный капитал минимум до 180 млн рублей, и справиться с этим смогут далеко не все участники отрасли.

Темп роста премий останется на уровне этого года, не изменится и драйвер рынка. Быстрее, чем другие сегменты, будут расти страхование имущества граждан и страхование от несчастных случаев. В сегменте ДМС ожидается рост количества договоров за счет индивидуального страхования физических лиц.

Продолжится усиление и ценовой, и неценовой конкуренции. В стадии разработки находится финансовый маркетплейс Центробанка, который задумывался как эффективный и недорогой канал продаж. Он сможет стать альтернативой банковскому каналу, зависимость от которого у страховщиков сейчас только усиливается. В высококонкурентных сегментах страховщики, развивающие онлайн-взаимодействие с клиентами (не только заключение договора, но и урегулирование убытков, а также дополнительные сервисы), будут иметь серьезное преимущество.

28.12.18 Forbes | Forbes.ru

Финансовым уполномоченным по правам потребителей в сфере страхования назначен глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, сообщает пресс-служба Центробанка.

Господин Климов должен вступить в должность 9 января 2019 года. Согласно российскому законодательству, он должен уйти со всех других оплачиваемых должностей в течение месяца.

Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 3 сентября. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд будут рассматриваться финомбудсменом, рассмотрение будет для физлиц бесплатным. С 2020 года омбудсмен начнет работать с претензиями к микрофинансовым организациям, а с 2021 года — с банками.

26.12.18 Коммерсант kommersant.ru