Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСтраховщики, ЦБ и Минфин после долгих споров в уходящем году все-таки смогли согласовать новый этап либерализации в ОСАГО, поэтому 2019 год начнется с долгожданной реформы в автогражданке. Страховые тарифы, по задумке ее авторов, должны стать более справедливыми: законопослушные и аккуратные водители станут платить за страховку меньше, а виновники аварий – больше, обещают разработчики.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ожидают, что в выигрыше окажутся 83% водителей. Однако себе в убыток работать никто не станет: автомобилистам-штрафникам придется раскошелиться за всех. Средняя стоимость полиса ОСАГО в итоге вырастет, но не более чем на 1,5%, уверены в ЦБ.

«Изменения не будут резкими – потребуется как минимум месяц для стабилизации всех изменений, после чего можно будет делать выводы. Помимо показателей убыточности и рентабельности, на рынке есть еще и борьба за клиента, которая с либерализации начинает играть значимую роль», — сказал агентству «Прайм» директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

Наибольшую выгоду получат безаварийные водители в регионах РФ, относящихся к так называемой «зеленой зоне». По версии РСА, это Псковская, Рязанская, Орловская, Брянская, Новгородская, Калининградская, Сахалинская, Костромская, Курская, Кировская, Томская, Саратовская и Калужская области, Забайкальский край, Ненецкий автономный округ, Удмуртия, Чувашия, Карелия, Мордовия, а также Якутия.

В высококонкурентных регионах, таких как ЦФО, где убыточность хорошо контролируется – изменения тарифов будут минимальными. Высока вероятность роста тарифов в регионах с высокой убыточностью, прежде всего это касается ЮФО.

ПОДАРОК ОПЫТНЫМ И ВЗРОСЛЫМ

Первый этап реформы начнется в январе с самого ожидаемого страховщиками изменения: расширения тарифного коридора на 20% вверх и вниз от базовой цены, установленной ЦБ. Так, если сейчас базовая ставка варьируется в коридоре 3,432–4,118 тысячи рублей, то после Нового года стоимость полиса будет колебаться от 2,746 тысячи до 4,942 тысячи рублей.

Конечная цена для каждого водителя зависит от расчетных коэффициентов, которые тоже существенно изменятся. Первый этап затронет коэффициенты возраст-стаж (КВС) и бонус-малус (КБМ). Так, если раньше КВС предполагал лишь четыре градации: две по возрасту (до 23 лет и после) и две по стажу (до трех лет опыта вождения и больше) – то теперь число ступеней увеличится до 58.

Расширение сетки позволит максимально снизить коэффициент для опытных и взрослых водителей, а для молодых автолюбителей, которые, как правило, более аварийны, наоборот, увеличить. Например, КБМ для самых молодых, только получивших права водителей, составит 1,87, а для наименее рисковой группы — старше 59 лет и с опытом вождения более трех лет, он будет вдвое меньше — 0,93.

Также изменится система присвоения КБМ, основанного на страховой истории водителя, а именно на выплатах по предыдущим полисам ОСАГО в случае ДТП. Согласно указанию Банка России, КБМ будет присваиваться водителю раз в год — 1 апреля. Если по состоянию на 1 апреля 2019 года у автолюбителя будет уже несколько рассчитанных КБМ, то присвоен будет самый низкий из имеющихся.

«Коэффициент бонус-малус – это вообще почти подарок нашим автовладельцам. Мне кажется, в большинстве случаев он будет обеспечивать скидку», — уверен руководитель управления «Альфастрахования» Денис Макаров.

МАЛОВАТО БУДЕТ!

Коэффициент возраст-стаж, несмотря на изменения, все еще не до конца справедлив: дальнейшее расширение матрицы позволило бы опытным водителям получать еще больше скидок, уверены в РСА. Но никакие уточнения первого этапа реформы не должны помешать началу второго, который также планируется в следующем году, признают в союзе.

Следующий шаг реформы, которого так ждут участники рынка — это дальнейшее расширение тарифного коридора: до 30% осенью 2019 года, а затем — до 40% осенью 2020 года. Одновременно будет продолжена реформа над оставшимися коэффициентами: мощности (КМ) и территории (КТ).

Власти РФ обсуждали полную отмену КМ и КТ, но страховщики были против, заявив, что страховые компании должны иметь возможность не только использовать существующие коэффициенты по своему усмотрению, но и устанавливать собственные.

«Отмена данных коэффициентов, приведет к росту тарифов для большинства регионов, что ляжет непомерным бременем на потребителя», — предупреждает Печников из СК «МАКС».

Страховые компании, по его словам, хотят иметь достаточный набор инструментов и простор для действий – ведь в конечном итоге, по завершении всей реформы, предполагается полный отказ от регулирования тарифов ОСАГО, а значит придется рассчитывать индивидуальный тариф для каждого водителя.

Правда, это случится еще не скоро: по мнению Минфина, к полному освобождению тарифов получится прийти не раньше 2023 года.

20.12.18 Прайм 1prime.ru

Подобная норма позволит избежать остановки продаж накануне новогоднего пика активности, подчеркнул глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Пакет поправок в долевое законодательство, принятый во втором чтении Госдумой, учел ситуацию, связанную с отзывом лицензий у единственной на рынке компании — страховщика ответственности застройщика. Согласно документу, застройщики смогут страховать свои риски, не останавливая продажи. Об этом сообщил журналистам глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

«Вчера вечером Центробанк неожиданно исключил из перечня страховых компаний, которые имеют право страховать застройщиков, «Респект» — это была самая крупная компания, которая занимала более 80% рынка этого вида страхования. В этой связи нами срочно была подготовлена поправка, которая даст возможность застройщикам, не останавливая продажи, страховать свои риски не в страховой компании, а в публичной компании — Фонде защиты прав граждан — участников долевого строительства», — сказал он.

Подобная норма позволит избежать остановки продаж накануне новогоднего пика активности, подчеркнул парламентарий.

«Каким образом вообще было допущено, что у нас одна компания занимает такое положение, это отдельный разговор. Мы столкнулись вчера вечером с тем, что сегодня утром уже ни один застройщик, который реализует свой проект через старый механизм, который подразумевал страхование рисков страховой компании, не может продать ни одного договора долевого участия», — заключил он.

Госдума приняла во втором чтении законопроект, усиливающий контроль над использованием застройщиками денежных средств участников долевого строительства. Законопроект внесен правительством РФ.

18.12.18 ТАСС tass.ru

Минфин выступает за перевод обязательных полисов в добровольные.

Минфин отправил в Минэкономики, Минстрой и в ЦБ предложения по переводу обязательного страхования ответственности туроператоров, арбитражных управляющих, оценщиков и других профучастников рынка услуг на добровольную основу. Страховщики поддержали инициативу, поскольку эти виды обеспечивают им не более 1% совокупных сборов на рынке и в целом убыточны. Эксперты инициативу Минфина критикуют, отмечая, что она возвращает рынки в прошлое и оставляет без защиты пользователей услуг профучастников.

Министерство финансов предлагает отказаться от практики так называемого вмененного страхования ответственности, при которой наличие полиса является обязательным для профучастников ряда рынков — туроператоров, арбитражных управляющих, оценщиков и прочих. Поясним, что эти виды страхования не были введены отдельным законом (как ОСАГО) — обязательность страховки установлена отраслевым законодательством. Тарифы по ним не регулируются ЦБ, и для страховщика, получившего от регулятора право заниматься этим видом бизнеса, существует возможность отказаться от заключения потенциально убыточного договора с клиентом.

Как говорится в письме замглавы Минфина Алексея Моисеева в адрес Минэкономики, Минстроя и ЦБ (есть у “Ъ”), следует отказаться от конструкции, при которой полис необходим участнику рынка для вхождения в отраслевую СРО и является финансовым обеспечением исполнения его обязательств по договору — при этом страховая выплата должна быть осуществлена даже в случаях, когда застрахованное лицо причинило вред умышленно. Замминистра пишет, что страховщики отказываются страховать такие риски или требуют в судах признать договоры недействительными. В отдельных сегментах, например, в страховании ответственности застройщиков, выплаты практически не производятся, в случае банкротства туроператоров сумм выплат не хватает на компенсации пострадавшим. Минфин предлагает отраслевым СРО самостоятельно определять необходимость в страховании, что сделает вмененный порядок фактически добровольным.

Напомним, что механизм обязательного страхования рисков при заключении договора долевого участия (ДДУ) был признан неэффективным. Альтернативой ему стал фонд защиты прав дольщиков, в который девелоперы отчисляют 1,2% от суммы каждого ДДУ. У туроператоров, по оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС), полисом покрывается в среднем 5% от стоимости туров, убыточность страховщиков в этом сегменте в 2018 году достигала 400%. «ВСС поддерживает идеологию отмены вмененности страхования,— говорит президент союза Игорь Юргенс,— поскольку в текущей парадигме оно показало свою неработоспособность».

По оценке директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексея Бредихина, вмененные виды страхования приносят страховщикам до 1% совокупных премий на рынке. «Сборы по вмененным видам не являются грандиозной цифрой для страховщиков, и очевидно, что в случае отказа от принципа вмененного страхования заинтересованность в покупке полиса ответственности у профигроков снизится,— говорит он.— Но печально другое — Минфин фактически говорит, что механизм страхования не работает корректно, но вместо совершенствования ставит его под сомнение, не предлагая альтернативы».

Глава правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский считает, что следует сохранить в законе требование о страховании при утверждении управляющего на процедуру банкротства, «чтобы страховка покрывала реальные убытки, а не гипотетические». «Если сделать только добровольное страхование, оно не будет покрывать убытки, причиненные кредиторам, потому что они возникают в результате несоблюдения правил, нарушения требований закона, а страховщики это страховым случаем не считают. Минфин, по сути, предлагает вернуться в прошлое на десять лет назад, поскольку тогда была именно такая ситуация, и пока в закон эти страховые случаи не вписали, страхование не работало»,— отмечает эксперт. При этом он согласен с Минфином в том, что страховка не должна быть условием обязательного членства в СРО.

Нынешние пользователи таких полисов также делятся опасениями. «Если предложения будут приняты стремительно, то у туроператоров могут возникнуть проблемы: в марте-апреле они подтверждают свое присутствие в федеральном реестре, и наличие страховки — обязательное условие для попадания в него»,— рассуждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, аналог полиса ответственности — банковская гарантия дороже страховки, и ее сложнее получить. Поэтому 95% участников туррынка предпочитают покупку полиса.

В письме Минфин просит ведомства «согласовать предложения в возможно короткий срок». “Ъ” будет следить за развитием событий.

21.12.18 Коммерсант kommersant.ru

Страховое сообщество рассчитывает, что законопроект Минфина, который является началом второго этапа по либерализации ОСАГО, будет рассмотрен в весеннюю сессию Госдумы. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

По его словам, страховое сообщество ожидало рассмотрения изменений в осеннюю сессию, но этого сделать не удалось из-за сложности согласований.

«К сожалению, в осеннюю сессию мы не успели законодательно оформить большую реформу ОСАГО. Согласования были сложные, они утонули в целом ряде замечаний и контрзамечаний. Поэтому только на весеннюю сессию пойдет то, что надо сделать, то, что зависит от законодательства в плане индивидуализации тарифа по ОСАГО и потенциально его полной либерализации», — сказал И.Юргенс.

Реформа ценообразования в ОСАГО, цель которой — уход от уравнительной системы к индивидуальному справедливому тарифу, предполагает два этапа. Планируется, что первый этап стартует уже с начала 2019 года с вступлением в силу соответствующего указания ЦБ, которое предполагает расширение коридора базовой ставки тарифа для легковых автомобилей физлиц на 20% вниз и вверх: диапазон составит 2746-4942 руб. вместо текущего 3432-4118 руб. Также указание меняет систему коэффициентов для водителей по возрасту и стажу: водители будут разделены на 58 категорий по возрасту и стажу вместо действующих четырех; впервые по этому параметру появятся скидки.

Второй этап либерализации предполагает законодательные изменения, Минфин разработал соответствующий законопроект. Он предусматривает поэтапную отмену коэффициента мощности (с 1 сентября 2019 года) и территории (с 1 сентября 2020 года), и замену этих коэффициентов возможностью для страховщиков устанавливать базовый тариф с отклонением сначала на 30%, а затем на 40% вверх и вниз от границ коридора.

Проект предполагает введение трех видов полисов ОСАГО с разными вариантами лимитов: 500 тыс. руб. за вред жизни и здоровью и 500 тыс. за вред имуществу, по 1 млн и по 2 млн руб., а также вводит возможность купить полис ОСАГО на срок до трех лет (сейчас максимум — год). Минфин предполагает, что страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и сроком действия (500 тыс. руб. и один год), повышение лимита и сроков будет возможно по согласованию страхователя и страховщика. Последняя норма вызвала замечания со стороны Главного государственно-правового управления (ГПУ) при президенте РФ.

«Очевидно, что реформа требует серьезного обсуждения, которое будет происходить уже в следующем году», — сказал Юргенс.

По мнению президента РСА, поправки необходимо рассматривать в ближайшее время. С точки зрения жесткости тарифообразования в ОСАГО Россия отстает от стран с аналогичным уровнем автомобилизации, отметил он.

«Во всех странах с нашим уровнем проникновения автомобилей в жизнь людей уже давно ОСАГО — это базовое каско, цена которого не является фиксированной. Почти во всех странах есть нижняя граница цены, чтобы не было демпинга, и верхняя граница — чтобы не было завышения тарифа. Но такого жесткого тарифообразования, невозможности варьировать цену в зависимости от того, как водят люди — в развитых странах нет», — сказал он.

По словам Юргенса, принятие экономических решений — в частности, по реформе ОСАГО — не должно зависеть от политической конъюнктуры.

«Финансовые власти страны, банковские власти страны, думаю, что и политическое руководство, понимают, что зависеть в каком-то из видов страхования от электорального цикла неправильно», — заключил И.Юргенс.

20.12.18
Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»