Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieИ кто теперь сумеет на этом сэкономить.

Тарифный коридор по ОСАГО расширится на 20% вверх и вниз, изменятся и коэффициенты, учитываемые при расчете полиса. Указание, утвержденное Советом директоров Банка России, станет первым шагом в либерализации обязательного автострахования и призвано сделать цену полиса индивидуальной и более справедливой. Для кого ОСАГО подорожает, а для кого упадет в цене — разбирались «Известия».

О намерении изменить тарифный коридор и коэффициенты ЦБ сообщал еще в мае, но утверждение соответствующего документа затянулось до 30 ноября. В настоящее время его текст находится в процессе окончательного формирования. Указание вступит в силу через 10 дней после опубликования. Скорее всего, уже в следующем году.

Новые тарифы и коэффициенты

Согласно указанию Банка России, вилка базового тарифа для легковых автомобилей в собственности у физлиц или индивидуальных предпринимателей будет расширена с 10 до 20% в обе стороны. Таким образом, минимальная ставка упадет с 3432 до 2746, а максимальная вырастет с 4118 до 4942 рублей. Для владельцев мотоциклов верхняя граница снизится на 10,9%, для машин юридических лиц — на 5,7%. Для них базовый тариф будет 694–1407 и 2058–2911 рублей соответственно. Для автомобилей такси — от 4110 до 7399 рублей.

Изменится и расчет коэффициентов, прежде всего возраста-стажа (КВС). Если раньше его рассчитывали по четырем ступеням градации, то теперь их будет 58. Молодым и неопытным водителям возрастом до 21 года и со стажем до двух лет присвоен самый высокий коэффициент — 1,87. Для автолюбителей возрастом 35–59 лет со стажем более пяти лет КВС будет равен 0,96, а для тех, кто старше 59 лет и имеет большой опыт, — вообще 0,93.

У новой методики расчета КВС есть обоснование. Анализ рынка ОСАГО, проведенный Финансовым университетом РФ показал, что уровень риска между категориями водителей «молодой» и «пожилой» отличается в 5,9 раза. Причем он разнится вдвое даже в первый год вождения автомобилистов каждой из групп. Это свидетельствует о том, что стаж не компенсируется возрастом. В то же время уровень риска между «новичками» и опытными водителями различается в 6,3 раза.

Страховые истории не пропадут

Коэффициент бонус-малус (КБМ) — он зависит от наличия или отсутствия страховых случаев — тоже будут считать по-новому. Система АИС ОСАГО сама будет пересчитывать его раз в год 1 апреля. Это позволит сделать применение КБМ более простым и снизить риск ошибок и злоупотреблений. Фактически страховую историю закрепят за каждым водителем, и теперь при перерыве в вождении она не обнулится.

Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. При этом система станет учитывать в расчете КБМ убытки, допущенные водителем по полисам без ограничений. Что касается юридических лиц, то им присвоят единый КБМ для всех машин в автопарке.

Страховщикам теперь будет проще отслеживать аварийных водителей и мошенников — с начала декабря заработало Бюро страховых историй, база, в которой собрана информация о договорах и страховых случаях. К сожалению, практика показала, что не все приобретенные автовладельцами договоры попадают в базу.

Конкурентные цены

Решение по тарифному коридору будут принимать сами страховщики в зависимости от убыточности региона. В настоящее время, по данным Финансового университета РФ, около 60% регионов формируют убытки для страховщиков, так как их значения по тарифу находятся выше верхней границы. При расширении тарифов до 20% лишь пять регионов ненамного будут выходить за пределы нижней границы и столько же — верхней.

Таким образом, есть риск, что большинство страховщиков поднимут тариф до верхней границы. Ведущий юрист фирмы «Европейская Юридическая Служба» Орест Мацала в разговоре с «Известиями» отметил, что страховые компании попросту не мотивированы на применение более лояльной для водителя базовой ставки. В условиях искусственного «ОСАГО-дефицита» спрос на этот вид страхования очень высок. В то же время расширение вилки тарифа до 20% позволит страховщикам действовать более гибко.

— После старта коридора, когда у страховых компаний появится возможность варьировать в рамках тарифного коридора, появится реальная конкуренция, потому что сейчас конкуренция в рамках текущего незначительного тарифного коридора в принципе не очень дифференцирует страховые компании между собой, — рассказал «Известиям» гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов. По его словам, расширение коридора будет стимулировать водителей искать более выгодную цену и может привести в итоге к снижению средней цены полиса.

Подорожает или подешевеет?

Опираясь на собственные расчеты убыточности рынка ОСАГО в «АльфаСтраховании» отметили, что смогут снизить тарифы для трети всех водителей. Для половины всех покупателей ОСАГО в стране тарифы останутся на прежнем уровне и в неизменном виде. И лишь небольшая часть аварийных водителей — это около 15% — почувствуют повышение стоимости ОСАГО.

— Безаварийные водители станут меньше платить, а автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять, — отметил президент РСА Игорь Юргенс.

В свою очередь исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев заявил «Коммерсанту», что по итогам реформы средняя цена полиса не должна вырасти более чем на 5%. Таким образом, прибавка в среднем составит не более 300 рублей.

По оценке Финансового университета после либерализации тарифов в ОСАГО стоимость полиса для автомобилей физических лиц, доля которых сейчас составляет 88% от всех автомобилей, повысится не более чем на 1,46%.

Ранее университет заявлял о несбалансированности тарифов в «автогражданке». Выяснилось, что владельцы мотоциклов переплачивают 40% стоимости полиса, а для легковых автомобилей юридических лиц переплата составляет 35%. При этом тариф для легковых такси, по мнению авторов исследования, недостаточен на 85%. Такая тенденция наблюдается у всех видов общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев.

Реформа без лимитов

В Банке России также понимают, что предлагаемые изменения не позволят в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальным тарифам. Для этого нужно дорабатывать законодательство. Тем не менее предложенные регулятором меры создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой.

Дальнейшими шагами в сторону либерализации ОСАГО станут еще большее расширение тарифного коридора, отмена территориального и мощностного коэффициентов, а также увеличенные лимиты и сроки действия полисов. Напомним, что Минфин предлагал полисы с максимальной выплатой 1 и 2 млн рублей, а также действующие до трех лет. Заключить подобный договор, по идее министерства, можно только в случае добровольного согласия страховщика и страхователя.

Однако законопроект вызвал замечание со стороны Главного государственно-правового управления (ГПУ) президента РФ. Дело в том, что договор ОСАГО является публичным, то есть страховщик не имеет права отказать в заключении договора. В то же время новые поправки предполагают продажу полиса по обоюдному согласию. Поэтому ГПУ попросило Минфин уточнить, отказывается ли ведомство от публичности договора в обязательном страховании.

Замминистра финансов Алексей Моисеев рассказал ТАСС, что это вопрос юридический и серьезного противоречия здесь нет. При этом он и зампред ЦБ Владимир Чистюхин допустили, что, если договоренности не будут достигнуты, повышенные лимиты и сроки действия полисов могут быть исключены из законопроекта. Разработчики надеются реализовать всё это в какой-то другой форме.

10.12.18 Известия izvestia.ru

Глава комитета по природным ресурсам Николай Николаев отметил необходимость механизма, который гарантировал бы продолжение строительства, вне зависимости от ситуации на рынке.

Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям обсуждает с Банком России и Минстроем возможность передачи портфелей страховщиков по страхованию ответственности застройщиков в фонд защиты прав дольщиков. Об этом сообщил журналистам в пятницу глава комитета Николай Николаев.

По его мнению, передача портфелей необходима, так как после того, как в конце 2017 года механизм страхования как способ обеспечения прав дольщиков был заменен фондом, остался «огромный шлейф» объектов, где ряд договоров долевого участия уже застрахованы, и поэтому на новые договора на этом объекте гарантии фонда не распространяются. Число таких объектов исчисляется «не десятками и даже не сотнями», при этом только одна компания страхует риски застройщиков.

«Где есть гарантии, что еще появятся страховщики и существующий страховщик захочет продолжать страховать — он же не обязан это делать… Законодательство построено так, что без страхования, без банковской гарантии, которую никто по факту не получает, нельзя продолжать строиться. Каким образом мы будем держать все эти проекты под высоким риском того, что в любой момент из-за отказа страховщика [страховать договор долевого участия] у нас остановится строительство?», — сказал Николаев.

В 2018 году рынок страхования застройщиков покинули как минимум две компании, страховавшие риски Urban Group — ВСК (добровольно вышла из этого бизнеса) и «Проминстрах» (была исключена из списка страховщиков застройщиков Центробанком). При этом они продолжают нести обязательства по действующим договорам. Активно страхует риски застройщиков только компания «Респект» (не страховала риски Urban Group).

«Нам нужен механизм, который гарантировал бы, независимо от желания тех или иных компаний или ситуации на рынке, продолжение строительства. Единственная структура, которая сейчас является таким гарантом, — это Фонд защиты прав участников долевого строительства. Я считаю, необходимо достаточно оперативно рассматривать механизм передачи портфеля от страховых компаний, которые остались, в Фонд защиты прав участников долевого строительства. Это нужно делать в ближайшее время», — заявил Николаев.

Соответствующая возможность обсуждается с Центробанком и Минстроем, уточнил он. «По идее, это было бы правильно — чтобы весь портфель, который существует, с премиями и резервами, был передан в фонд, и поставить точку с механизмом страхования», — добавил парламентарий.

Позиция Банка России

Технически передача портфелей — задача непростая, практики подобного рода не было, заявил начальник управления страхового надзора департамента страхового рынка ЦБ РФ Иван Давыдов на заседании рабочей группы комитета по защите прав дольщиков.

Сложность может возникнуть с гарантиями перестраховщиков, которые страховые компании уже оплатили, отметил он. По мнению Николаева, гарантии не могут перейти в фонд — может перейти портфель с не заработанной премией.

ЦБ ранее обращался в Минстрой с просьбой дать возможность застройщикам в рамках одного объекта использовать разные механизмы обеспечения прав дольщиков — гарантийный фонд застройщиков, страхование ответственности и банковское поручительство, говорил в мае зампред Банка России Владимир Чистюхин.

Это необходимо для того, чтобы в случае отказа страховщика продолжать страхование застройщик имел возможность получить гарантии фонда, необходимые для достройки дома.

07.12.18 ТАСС tass.ru

Страховой рынок в РФ за девять месяцев 2018 года вырос на 13,7% (годом ранее — 8,7%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем взносов достиг 1,094 трлн рублей, следует из статистики, опубликованной на сайте Банка России.

Рост страхования жизни замедлился до 40,7% (минус 15,8 процентного пункта), но остался фундаментальной основой развития рынка. В результате доля сегмента достигла 29,7% совокупных премий (плюс 5,7 п. п. за год). Взносы по страхованию жизни заемщика (13,2% от взносов по страхованию жизни) увеличились за девять месяцев 2018-го на 33,5% по сравнению со значением за аналогичный период 2017-го, что непосредственно связано с увеличением объемов кредитов, предоставленных физическим лицам.

Темпы прироста прочего страхования жизни, включающего страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика (ИСЖ), напротив, снизились до 42,0% (63,9% годом ранее), что стало причиной ухудшения совокупной динамики.

Рост кредитования оказал положительное влияние также на сегмент страхования от несчастных случаев и болезней (рост взносов на 30,3%). Темпы прироста добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования автокаско составили 7,4% и 2,9% соответственно.

В сегменте обязательного автострахования наблюдается стагнация (снижение премий на 0,1%). Одновременно произошло значительное падение выплат (на 30,8%), что может быть связано с расширением практики натурального возмещения вреда (восстановительного ремонта транспортного средства), а также более качественной работы по урегулированию убытков.

Совокупные выплаты по итогам девяти месяцев 2018 года уменьшились на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 369 млрд рублей. Страховые выплаты по страхованию жизни выросли на 94,2%, до 32,4 млрд рублей, что вызвано истечением срока действия заключенных ранее среднесрочных договоров.

07.12.18 Банки.ру banki.ru