Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВступил в силу федеральный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой, который введен на всей территории РФ, но будет действовать только в отношении новых договоров обязательной «автогражданки», заключенных после 28 апреля 2017 года.

Разработать законопроект о преимущественном использовании ремонта автомобиля перед денежным возмещением по ОСАГО президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с ЦБ еще прошлой весной. Спустя почти год и после длительных дискуссий по данному вопросу Госдума приняла в третьем окончательном чтении соответствующий закон, который был подписан Путиным в конце марта.

Этот закон должен помочь российским страховщикам победить недобросовестных автоюристов, чья чрезмерная активность является причиной высокой убыточности ОСАГО в ряде российских регионов. Автоюристы отслеживают ДТП, выезжают на места аварий, скупают у их участников требования, выплачивая им небольшие деньги прямо на месте, а затем через суд взыскивают со страховщиков значительные суммы.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), из-за активной деятельности недобросовестных посредников-автоюристов отрасль уже потеряла около 50 миллиардов рублей.

Детали

Новый закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме. Так, возмещение деньгами можно получить в случае смерти потерпевшего, ущерба здоровью высокой или средней тяжести, полного уничтожения автомобиля, если стоимость ремонта оказывается больше суммы страхового возмещения (400 тысяч рублей), а также если потерпевший является инвалидом 1 или 2 группы.

Закон также устанавливает требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком. СТО должна находиться не дальше 50 километров от места происшествия или от места жительства потерпевшего за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта.

Восстановительный ремонт может осуществляться на станциях технического обслуживания (СТО), которые включены в реестр страховщика, а также на станциях, которые выберет сам автовладелец, но с разрешения страховой компании.

Законом установлен запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. Расчет суммы возмещения при «натуральном» ОСАГО производится без учета износа автомобиля и деталей.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту — 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.

Продолжительность ремонта — не более 30 дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки должен уплатить потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения.

При неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту Банк России вправе запретить ему осуществлять возмещение в натуральной форме на срок до одного года. В таком случае страховщик должен будет осуществлять выплаты в денежной форме.

28.04.17 РИА Новости ria.ru

Минфин до конца года подготовит законопроекты о либерализации тарифов и условий страхования по ОСАГО. Об этом на пресс-конференции сообщила замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.

По ее мнению, рынок страхования гражданской ответственности автомобилистов будет двигаться в сторону либерализации тарифов и условий страхования. Минфин предлагает, в частности, давать скидку на ОСАГО водителям, не нарушающим ПДД, для чего необходимо «отдать на откуп» страховщикам определение некоторых тарифных коэффициентов, которые могут стать дополнением к коэффициенту «бонус-малус» (КБМ).

Основным направлением готовящихся изменений должна стать ориентация на водителя, его опыт и стиль вождения (в частности, безаварийности и соблюдение правил ПДД), а не на автомобиль. «Пока мы обсуждаем возможность изменения подхода к коэффициентам страховых тарифов, которые в большей степени будут зависеть от навыков водителей, и в большей степени будут привязаны к водителям, возможности управления разными автомобилями, к категориям их (водительских) прав. И уйти от характеристик, которые привязаны непосредственно к транспортному средству», — сказала Балакирева.

У Минфина много вопросов к нынешней системе расчета КБМ — присвоение этих коэффициентов водителям часто является предметом спора. «Где можно — это (должна быть. — Прим. ред.) привязка к собственнику, где можно — привязка к водителю, но не привязка к транспортному средству», — пояснила представитель Минфина.

Минфин рассматривает возможность также либерализовать рынок в части установления различных сроков (предлагалось дать возможность страхователю заключать договор на срок до трех лет) договора, введения разных типов полисов, предоставления возможности автовладельцу выбирать страховую сумму (с соответствующим увеличением премии). Такие поэтапные изменения приведут к либерализации тарифа ОСАГО, но нужно определить итоговый барьер, чтобы цена полиса «не зашкаливала» на первых этапах, отметила Балакирева.

Одним из широко обсуждаемых изменений формата полиса для автовладельцев является идея объединить каско и ОСАГО в одной страховке. По мнению исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, это имело бы смысл при свободном тарифе на ОСАГО. Расширять срок действия полиса представитель союза автостраховщиков не считает нужным: «Большие сроки договоров нужны в страховании жизни, в автостраховании не будет спроса на такие полисы», — считает Уфимцев. Официальная позиция РСА по поводу либерализации тарифов, озвученная Уфимцевым в том, что нужно идти по европейскому пути и «уходить в свободный тариф по ОСАГО». Промежуточным решением, по мнению автостраховщиков, может стать существенное расширение тарифного коридора.

Перед либерализацией тарифов нужно решить проблему с автопосредниками и убыточностью ОСАГО, прокомментировал предложения Минфина директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, иначе освобождение тарифа приведет к его росту и недоступности для граждан.

Сейчас базовый тариф ОСАГО установлен Центробанком в коридоре 3 432—4 118 рублей, базовую ставку в пределах коридора каждый страховщик устанавливает самостоятельно на каждый регион. Для расчета окончательной стоимости полиса базовая ставка тарифа умножается на восемь коэффициентов («бонус-малус», коэффициент по возрасту и стажу водителя, территории, мощности автомобиля и т. д.).

27.04.17 Банки.ру banki.ru

Автостраховщики отмечают, что одной из ключевых проблем является то, что требования, установленные к станциями техобслуживания, слишком жесткие

Договоры с 5,3 тыс. станциями техобслуживания (СТО) были заключены страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО в начале 2017 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), но после вступления в силу новых жестких требований к оказанию услуг ремонт по ОСАГО смогут осуществлять только 25% таких станций.

В конце марта президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о натуральных выплатах в ОСАГО, одобренный Госдумой и Советом Федерации. По данным РСА, закон вступает в силу с 28 апреля 2017 года.

Новый порядок получения страхового возмещения в натуральной форме будет применяться только к договорам страхования, заключенным после дня вступления закона в силу. ТАСС обратился к экспертам с вопросом, чего ждать участникам рынка автострахования и всем автомобилистам от новых правил. Cтраховщики ожидают значительное повышение затрат на возмещение по натуральной форме ОСАГО, владельцы СТО имеют два противоположных взгляда на существующие изменения: для одних новшества являются толчком к сотрудничеству со страховыми компаниями, вторые напротив имеют негативный опыт и не спешат заключать договоры. По мнению автовладельцев, о первых результатах работы можно будет судить спустя три месяца, когда в СТО появятся первые клиенты, попадающие под этот закон.

Мнение страховщиков

По данным пресс-службы РСА, стоимость ремонта по ОСАГО с введением приоритета натурального возмещения будет обходиться на 25% дороже, чем денежные выплаты из-за того, что при расчете размера ущерба не будет учитываться износ транспортного средства. Страховщики отмечают, что рост расходов будет связан в том числе с тем, что в новом документе установлен запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов — прим. ТАСС).

По данным РСА, одной из ключевых проблем является то, что требования, установленные к СТО, слишком жесткие. «Например, расстояние до СТО, либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору — прим. ТАСС) должно быть не более 50 км. Во многих регионах дилерские станции, отвечающие требованиям, находятся только в административных центрах субъектов РФ. Это создает для потребителей трудности, так как в этом случае воспользоваться натуральным возмещением по ОСАГО смогут только жители административных центров областей и ближайших городов, для жителей отдаленных городов и других населенных пунктов натуральная форма будет доступна только при дополнительной договоренности со страховщиком», — пояснили там.

Однако, по мнению начальника инженерного отдела «АльфаСтрахование» в Татарстане Дмитрия Павлова, требования к СТО достаточно жесткие, но выполнимые. «Реализация будет во многом зависеть от конкретной региональной специфики, в том числе и сложность реализации, но мы настроены оптимистично. Уже сегодня у нас отработаны процессы по организации ремонта и мы готовы развивать данное направление далее», — сказал он.

Мнение владельцев СТО

Мнение владельцев автостанций разделилось. Одни говорят о нежелании заключать договоры по новому закону, вторые оптимистично встречают открывающиеся возможности.

Так, владельцы СТО в Ставропольском крае негативно оценивают предыдущий опыт сотрудничества со страховыми компаниями по натуральной форме ОСАГО и не торопятся заключать новые договоры. В частности, компания «Реностарт» не намерена работать со страховщиками. «Мы с 2009 года сотрудничали с различными компаниями. Опыт отрицательный: страховщики деньги перечисляли с опозданием, считали меньше реальных затрат, даже приходилось покрывать издержки за свой счет, сотрудничать с автостраховщиками не будем», — сообщили в компании.

Есть и те, кто наоборот открывает новые горизонты благодаря введению закона. Как сообщили корр. ТАСС в пятигорском ООО «ТСС Кавказ», раньше они не работали со страховыми компаниями по натуральному возмещению ОСАГО. «Но теперь, с выходом закона собираемся заключить договоры со всеми, кто на нас выйдет», — рассказал старший кредитный специалист компании Петр Левушкин. В компании убеждены, что закон достаточно проработан и урегулирует все «тонкие моменты», мешавшие ранее сотрудничеству со страховщиками.

Владелец одного из новосибирских СТО Валерий Панщиков считает, что практика работы со страховыми компаниями повлияет на автосервисы скорее положительно. «Во-первых, новые клиенты — это всегда хорошо, для любого автосервиса. Новосибирск в этом плане достаточно конкурентный город. Во-вторых, уровень: чтобы соответствовать требованиям страховщиков, будут стремиться работать не в сараях, обшитых сайдингом, не с выпившими слесарями, а с нормальным инструментом, нормальными специалистами, это в целом для повышения качества услуги плюс», — сказал он ТАСС.

Мнение автовладельцев

У конечных потребителей данного закона остается множество вопросов, в том числе по качеству и по замене деталей. Многие общественники неоднократно заявляли о том, что мошенники начнут восстанавливать старые машины за счет страховщиков.

По словам члена координационного совета Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павла Стаброва, у владельцев остаются много вопросов в том числе на счет ремонта старых машин. «Половина, а то и более наших автомобилей являются «старыми» моделями, которые уже не выпускаются. Как искать новые запчасти для таких машин, сколько на это потребуется времени, сколько времени автовладелец будет оставаться без автомобиля и где во время ожидания и поиска запчастей будет находиться машина — непонятно», — сказал Стабров.

Автовладельцы сообщают, что первые результаты работы они смогут ощутить на себе через несколько месяцев, так как всем участникам нужно понять работу нового механизма. Кроме этого, они обеспокоены отсутствием СТО в маленьких населенных пунктах, где будет «провисать» данная норма.

Так, мнению председателя правления Алтайской краевой общественной организации «Ассоциации защиты прав страхователей» Ольги Писановой, в переходный период перемены в ОСАГО грозят большим количеством проблем для автовладельцев, так как любой новый механизм требует отработки. Правозащитница отметила, что у автовладельцев наверняка начнут возникать вопросы по срокам и качеству ремонта. «Считаю, что может быть много проблем со сроками доставки запчастей — сейчас у нас есть такие дела, где новые автомобили повреждены, с января 2017 года они поставлены на СТО и ждем запчасти, а сейчас уже апрель», — сказала она.

Коллеги с Дальнего Востока считают, что вступление в силу закона может обернуться социальной напряженностью. В частности, в Амурской области это вряд ли поможет справиться с недобросовестными автоюристами, которые переключатся со страховых компаний на автосервисы. Такое мнение высказал в интервью ТАСС кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета Юрий Шатов.

Он привел в пример отдаленные районы Приморья, где нет качественного автосервиса. По его словам, развитые автосервисы действуют в крупных городах, во Владивостоке, Находке, Артеме, Спасске-Дальнем, Партизанске, а, например, жителю села Красный Яр на севере края, чтобы починить машину, придется ехать в Лучегорск за 150-200 километров по таежной дороге. В таких районах могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией новых правил и, как следствие, социальная напряженность. Вместе с тем он отметил, что в целом Приморский край готов к нововведениям, потому что регион близок к Японии, и система сервиса здесь развита достаточно хорошо.

Мнение юристов

По словам старшего юриста адвокатского бюро «Пучков и Партнеры» (Свердловская область) Николая Хмелевского, новые поправки в Закон об ОСАГО, входящие в цикл изменений, направлены прежде всего на защиту интересов страховых компаний. Кроме того, законодатель рассчитывает на существенное снижение судебных споров по взысканию страховых выплат, в первую очередь за счет снижения активности недобросовестных посредников и предприимчивых «автоюристов». «Не стоит ожидать исчезновения споров между страховщиками и потерпевшими из судов. Связано это с тем, что поправки в закон об ОСАГО ведут к существенному сокращению объема прав потерпевших за счет предоставления дополнительных привилегий страховщикам. Такая ситуация потенциально способна вызвать всплеск обращений в суды со стороны граждан», — сказал он.

Также он отметил, что многие вопросы, возникшие у юридического сообщества на стадии рассмотрения законопроекта, не нашли разрешения в тексте закона. «Неясен порядок вступления закона в силу: должны ли положения закона применяться в случае, если лицом, причинившим вред, договор обязательного страхования был заключен после дня вступления в силу поправок, а потерпевшим — нет, и наоборот. Из-за недостаточной юридико-технической проработки закона можно прогнозировать трудности в практической реализации норм о получении страхового возмещения в натуральной форме», — пояснил он.

В конце марта Путин подписал закон о натуральных выплатах в ОСАГО, согласно которому выплата по ОСАГО автовладельцам-физлицам по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях, в частности, при полной гибели автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. рублей), если потерпевший не согласится доплатить. Претендовать на денежную выплату могут инвалиды. Кроме того, денежные выплаты предусмотрены и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком. Также потерпевший сможет потребовать деньги, если страховщик не предложит ему станцию ремонта, соответствующую требованиям закона.

Во время рассмотрения закона в верхней палате парламента было принято решение вести мониторинг исполнения норм закона. Спикер палаты Валентина Матвиенко предложила дать протокольное поручение комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам «последить первые полгода за реализацией этого закона с тем, чтобы понять на практике, что мы не учли».

27.04.17 ТАСС tass.ru

strahovanieВы застраховали машину и уверены, что за любой ущерб своему авто сможете получить деньги. Однако не все так просто. Если автомобиль получил повреждения по неизвестным причинам, то это еще не означает наступление страхового случая. Многочисленные экспертизы тоже не всегда помогут. Верховный суд указал на все правовые тонкости рассмотрения таких случаев в судах.

Проблем, которые связаны с установлением страхового случая, очень много, отмечает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры», Владимир Старинский. По этой причине страховые споры всегда сопровождаются длительными и дорогими экспертизами, добавляет юрист. Подобная ситуация и возникла с автовладельцем Антоном Кориковым*.

Сомнительные повреждения

Он купил в ЗАО «МАКС» для своей машины КАСКО по риску «хищение» и «ущерб». Уже спустя два месяца после упомянутого соглашения клиент попросил страховщика выплатить ему возмещение. К обращению Кориков приложил заключение оценщика ИП Владимира Доронина. Последний утверждал, что автомобилю требуется восстановительный ремонт на сумму 874 600 руб., а утрата его товарной стоимости составляет 131 445 руб. О том, что произошло с машиной — документ от специалиста умалчивал. Не проливало свет на эту историю и постановление об отказе возбудить уголовное дело из полиции, копию которого Кориков тоже отправил в страховую компанию. В бумаге от правоохранителей значилась одна единственная формулировка: «не установлено какие события повлекли повреждение транспортного средства». Страховщика смутили столь скудные доказательства, и компания «МАКС» отказалась выплачивать своему клиенту деньги за ремонт.

Тогда Кориков обратился в суд и потребовал взыскать со страховой фирмы возмещение, неустойку за отказ добровольного выплатить необходимую сумму и потребительский штраф на общую сумму 3 млн руб. Ленинский районный суд Краснодра по ходатайству ответчика назначил дополнительную экспертизу (дело № 2-13432/2015 ~ М-14026/2015). Ее результаты немного снизили стоимость ремонта авто, но в остальной части подтвердили выводы уже имеющегося заключения. Однако второе исследование тоже не дало ответа на вопрос — кто и как нанес ущерб машине. Установить причину вреда не удалось еще и потому, что истец отказался привозить авто на экспертизу. Тем не менее, первая инстанция удовлетворила иск Корикова, хоть и снизила его требования до 2,7 млн руб. Апелляция еще немного уменьшила эту сумму до 2,5 млн руб. (дело № 33-8306/2016).

Множество нарушений

Страховщик обжаловал акты нижестоящих инстанций в Верховный суд. ВС указал, что эксперты не смогли установить причину повреждений, а автомобиль на исследование истец так и не привез. Таким образом, в деле отсутствуют относимые и допустимые доказательства, на основании которых возможно сделать вывод о наступлении страхового случая, пояснили судьи ВС (дело № 18-КГ17-25).

Судебная коллегия по гражданским делам ВС обратила внимание и на то, что в спорном соглашении прописана только одна форма возмещения — оплата счетов за ремонт на СТО по направлению страховщика. Следовательно, Кориков не мог требовать деньги с фирмы «МАКС», опираясь на результаты сторонней экспертизы. «Тройка» под председательством Вячеслава Горшкова отменила решение апелляции и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Краснодарский краевой суд (прим. ред. — дело пока не назначено).

Мнение экспертов «Право.ru» об ошибках судов и натуральной форме возмещения

Адвокат АК «Павлова и партнеры», Константин Савин обращает внимание на то, что нижестоящие суды допустили целый «букет» нарушений. По словам эксперта, в спорном случае нужно было проверить — подлежит ли авто ремонту в принципе. Кроме того, суды так и не исследовали правила страхования, в которых раскрывается понятие «страхового случая». Для определения и фиксации последнего Екатерина Баглаева, юрист КА «Юков и партнёры», советует автовладельцам обязательно обращаться в правоохранительные органы. Установление страхового случая — это в конечном счете вопрос сбора необходимых документов, предусмотренных правилами страхования, подчеркивает Сергей Егоров, адвокат, управляющий партнер АБ ЕМПП. На практике редко доказывают ущерб авто именно экспертным путем, отмечает юрист: «Мошенники все равно чаще имитируют угон машины, а не наносят ей намеренно повреждения».

Условие «оплатить ремонт на СТО» вместо денежного возмещения пресекает мошеннические схемы, комментирует пункт договора в спорном случае Дмитрий Бушуев, адвокат ЮГ «Яковлев и Партнёры»: «Хитрый клиент не сможет обращаться в страховую компанию с одними и теми же повреждениями автомобиля несколько раз». Соглашается с коллегой и Оксана Петерс, управляющий партнёр юридической фирмы «Тиллинг Петерс». По ее мнению, возмещение ущерба автолюбителю в натуральной форме снижает простор для деятельности страховых мошенников. А вот Александр Павловский, партнёр юридической фирмы А.t.Legal считает, что лишение потребителя альтернативы ущемляет интересы гражданина: «Для начала ремонт нужно идеально стандартизовать, а экспертные оценки ущерба делать с математической точностью». Пока таких условий нет, автовладельцам нужно оставить свободу выбора, резюмирует юрист.
* – имена и фамилии изменены редакцией

26.04.17 Право.ру pravo.ru

Страховые компании РФ, работающие в сегменте обязательного автострахования (ОСАГО), по итогам января-марта 2017 года собрали 49,47 млрд рублей, что на 1% больше аналогичного показатели 2016 года, следует из предварительных сведений Российского союза автостраховщиков (РСА).

Сумма выплат по страховым случаям выросла на 39%, до 47,82 млрд рублей.

Средняя премия сократилась на 1%, до 6 тыс. рублей, средняя выплата выросла на 21%, до 72,6 тыс. рублей.

«Кризисные явления сохраняются в этом сегменте страхования: уровень выплат, то есть отношение суммы выплат к собранной премии, значительно вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года. Этот тревожный тренд «выстрелил» еще в январе и пока продолжается. В целом по итогам квартала уровень выплат составил 97%. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года этот показатель достигал 70%», — прокомментировал результаты президент РСА Игорь Юргенс, слова которого приводятся в сообщении.

Страховщики в январе-марте заключили 8,2 млн договоров ОСАГО, что на 2% больше, чем годом ранее. Количество заявленных страховых случаев выросло на 12%, до 730 тыс., урегулированных — на 15%, до 658,6 тыс.

25.04.17 Финмаркет finmarket.ru

Состояние рынка агрострахования в России сегодня определяется двумя основными факторами: первый имеет сугубо экономическую природу, второй связан с государственным регулированием и бюджетной политикой в области сельского хозяйства. Негативный экономический образ села остался в прошлом: доля убыточных организаций в сельском хозяйстве сократилась с 41,7 процента в 2005 году до 12,4 процента в 2015 году. В прошлом году сельское хозяйство показало прирост валового продукта выше прогнозов — на 4,8 процента. Объем произведенной за год сельхозпродукции составил около 5,6 триллиона рублей. Агропроизводство в России стало индустрией в полном смысле этого слова, поэтому растет потребность сельхозпроизводителей в страховой защите этого бизнеса..

Тенденцию подтверждают и итоги 2016 года: прирост объема рынка агрострахования по отношению к предыдущему году составил 25,1 процента. По темпам роста страховой премии рынок агрострахования заметно опередил рынок страхования России в целом, увеличившийся на 15 процентов.

Премии по страхованию сельхозрисков в 2016 году составили 9,8 миллиарда рублей, или 2,1 процента рынка имущественного страхования РФ. Из них на агрострахование с господдержкой приходится 8,5 миллиарда рублей. Основу рынка субсидируемого страхования по-прежнему составляет страхование рисков растениеводства, на которое приходится 7,5 миллиарда рублей, или 88 процентов объема премии в сегменте с господдержкой. Еще около миллиарда рублей составил объем страхования поголовья сельскохозяйственных животных — это направление поддерживается государством с 2013 года. По несубсидируемому страхованию сельхозрисков страховщики получили 1,29 миллиарда рублей: такие договоры аграрии часто используют в качестве дострахования к договорам с господдержкой для расширения страхового покрытия.

С 2016 года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое общероссийское объединение — Национальный союз агростраховщиков, который не только дает гарантию страховой защиты на случай ухода страховщиков с рынка, но и контролирует выполнение ими единых стандартов. Централизация привела к большей степени прозрачности и понятности страхования для аграриев: в переходный период 2014-2015 годов рынок покинули более 20 страховщиков, финансовое состояние и активы которых не соответствовали требованиям ЦБ по устойчивости и надежности. Их резкий уход привел к сокращению показателей объема рынка агрострахования в 2015 году, но последующий год подтвердил позицию НСА о том, что снижение было временным. В 2016 году услуги по страхованию с господдержкой оказывала 21 компания, при этом на агростраховщиков из НСА приходится 90 процентов рынка так называемого коммерческого несубсидируемого страхования сельхозрисков. Это подтверждение тому, что НСА объединяет в своих рядах практически всех квалифицированных поставщиков страховых услуг аграриям вне зависимости от того, какие услуги востребованы каждым сельхозпроизводителем.

Об оздоровлении рынка свидетельствует и рост выплат по агрострахованию в 2016 году. Несмотря на исключительно благоприятный для растениеводства в России год, выплаты увеличились на 48 процентов, при этом объем возмещений по агрострахованию с господдержкой увеличился по отношению к 2015 году более чем в два раза — на 139 процентов. Всего выплаты по агрострахованию за 2016 год достигли 4 миллиардов рублей: 2,1 миллиарда рублей по страхованию с господдержкой; 1,8 миллиарда рублей выплачено по коммерческим договорам. Уровень выплат в агростраховании составил 41 процент.

Сегодня агропромышленная отрасль располагает практическим инструментом, который можно отрегулировать в соответствии с задачами стратегического планирования в области управления рисками сельского хозяйства. Агрострахование находится под пристальным вниманием Банка России: в 2017 году планируется выпуск специального доклада по развитию этого направления страхования в РФ. Со своей стороны НСА постоянно инициирует улучшения действующей системы: союз еще в 2016 году разработал дорожную карту развития агрострахования с господдержкой и предложил проект изменений в профильное законодательство. Основные изменения касаются расширения страховой защиты: НСА предлагает отказаться от порога гибели 20% при страховании урожая, расширить диапазон франшиз и страховых сумм, резко повышающих доступность полиса даже для малых форм хозяйствования.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что переход с 2017 года к так называемой единой субсидии для организации господдержки сельхозпроизводства, сокращение ее совокупных объемов и включение в нее господдержки страховых расходов фактически разрушают уже работающий фундамент агрострахования с господдержкой. По данным НСА, в большинстве регионов, ранее активно применявшие инструменты страховой защиты, органы АПК в этом году вынуждены сокращать показатели по охвату агрострахованием, так как выделенных средств «единой субсидии» не хватает для выполнения задач, связанных с непосредственной организацией сельхозпроизводства. НСА будет и дальше работать с заинтересованными ведомствами и настаивать на решениях, позволяющих развивать агрострахование, в том числе по выводу господдержки агрострахования из состава «единой субсидии».

24.04.17 Российская газета rg.ru

strahovanie«Натуральное» возмещение по ОСАГО не отменяет денежную компенсацию автовладельцу


С 28 апреля вступят в силу новые правила в ОСАГО. В конце марта президент РФ подписал закон о натуральном возмещении убытков автовладельцам при ДТП. О том, что изменится для страховщиков и автомобилистов, «Российская газета» расспросила директора департамента страхового рынка Банка России Игоря Жука.

Всем ли автолюбителям будет назначена натуральная форма возмещения убытков?

Игорь Жук: Идея задумана, чтобы улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков в ОСАГО. Кроме того, мы рассчитываем, что ее реализация повысит доступность этого вида страхования в проблемных регионах.

Теперь приоритет отдается натуральному возмещению последствий аварий. Закон будет действовать для новых договоров ОСАГО. Но при этом есть четко прописанные случаи, когда ущерб автолюбителю будет компенсироваться только деньгами. К примеру, если машина полностью разбита и очевидно, что ее уже нет смысла ремонтировать. Либо, когда размер ущерба больше установленного законом лимита выплаты в 400 тысяч рублей.

Выбор в пользу денежного возмещения последствий аварий потерпевший может сделать и в силу жизненных обстоятельств. Например, если во время аварии человек получил увечье, и поэтому ему важнее израсходовать положенные деньги на восстановление здоровья, а не на железо.

Как это будет работать?

Игорь Жук: Любая страховая компания предлагает клиенту перечень станций техобслуживания (СТО) и оговаривает с ним вопрос ремонта еще до заключения договора ОСАГО. На самом деле автовладелец может сам посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант. И в своем заявлении автолюбитель его указывает.

В законе специально оговаривается, что станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 километров. Имеется в виду от места, где произошла авария?

Игорь Жук: Действительно, СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров либо от места жительства потерпевшего, либо от места аварии.

Важно, что за качество ремонта отвечает страховая компания. У потребителя могут возникнуть закономерные вопросы: мне навязали сервис на сайте компании, но услуга не была предоставлена или она была оказана некачественно, что делать?

В этом случае потребитель обращается с претензией в страховую компанию, и она обязана рассмотреть жалобу в соответствии с установленным регламентом.

Сейчас готовится новая редакция правил страхования, в которой эти требования по организации ремонта будут закреплены. При этом у компании появится возможность доказать, что она возместила клиенту ущерб с наилучшими для него сервисными возможностями.

Для автолюбителей важно, что по новым правилам при ремонте не будет учитываться износ автомобиля. Ведь сейчас, если бампер разбили, страховая компания считает его стоимость и потом из нее вычитает износ. При натуральном возмещении фактор износа в расчет не берется в отличие от денежной выплаты.

Страна у нас большая, к примеру, в Оленекском улусе Якутии, чтобы добраться до ближайшего населенного пункта, нужно порой ехать полдня. Вы учитывали этот территориальный фактор при определении, на каком расстоянии должна быть станция техобслуживания?

Игорь Жук: Все просто. Если компания не может обеспечить клиента сервисными пунктами на заданном расстоянии в 50 километров, он получит денежную компенсацию.

А если страховщик не соблюдает свои обязанности? Штрафные санкции к нарушителям предполагаются?

Игорь Жук: Если компания нарушила сроки выдачи потерпевшему направления на ремонт, может быть начислена неустойка в размере 1 процента от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. Нарушение сроков осуществления ремонта чревато для страховщика неустойкой в размере 0,5 процента от размера страхового возмещения.

Если же компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, мы имеет право отлучить ее от натурального возмещения.

Но мы, конечно, вводим новые правила не ради наказаний, и надеемся, что экономическая заинтересованность компаний в возможности осуществлять натуральное возмещение будет стимулировать страховщиков к добросовестному исполнению обязательств не меньше, чем нормы о неустойке.

При выполнении всех норм, прописанных в законе, издержки страховщиков могут вырасти на 25 процентов. Не приведет ли новшество к банкротству ряда компаний?

Игорь Жук: Да, есть экспертное мнение, что возрастут издержки страховщиков. «Натуральное» возмещение без учета износа предполагает увеличение стоимости расходов компании. Но, с другой стороны, страховщики будут меньше платить по исполнительным листам.

Ведь что происходило все последние годы: компании получали известия о произошедшем страховом событии постфактум, когда после судебного решения с их счетов списывались денежные средства. Причем сумма зачастую оказывалась в разы больше, чем та, которую страховая компания могла бы потратить, заплатив напрямую автовладельцу. Теперь участие страховых компаний в возмещении убытков по событиям ОСАГО будет прямым. По новому закону, информация о каждом ДТП должна изначально пройти через компанию. Кроме того, она еще получает возможность урегулировать вопрос в досудебном порядке. Из цепочки исчезают автомошенники и автопосредники, которые раскручивают компании на нестраховые издержки, а они, по мнению профсообщества, исчисляются десятками миллиардов рублей ежегодно.

Поэтому законопроект защищает как интересы автолюбителей, так и добросовестных страховщиков.

Стоит ли ждать, что тарифы на ОСАГО вырастут?

Игорь Жук: Мы не усматриваем взаимосвязи между введением «натурального» возмещения ущерба и изменением тарифов. В настоящее время какие-либо изменения тарифов не предполагаются. Мы будем мониторить, как изменится ситуация после вступления в силу закона, в первую очередь, что будет происходить с убыточностью страховых компаний, будут ли расти издержки, в том числе и судебные.

Все чаще эксперты говорят о том, что эффект от повышения тарифов по автогражданке уже исчерпан. Так у 60 страховщиков из топ-100 выплаты по ОСАГО превышают премии

Игорь Жук: К сожалению, мы наблюдаем исчерпание запаса, связанного с повышением тарифов на ОСАГО в 2014-2015 годах. Но в зону убыточности мы пока не перешли.

По нашим расчетам, комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) — это отношение убытков и расходов страховщиков к заработанной премии — пока не превышает 100 процентов в целом по рынку. Но в отдельных регионах ситуация с убыточностью гораздо хуже.

Например, оказалось, что в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Ивановской области средняя страховая выплата в два раза больше, чем по России в среднем. Ведь не могут же в этих регионах машины стоить дороже, чем в Москве? Или есть статистика, что в Волгограде машины в полтора раза чаще, чем в целом по стране попадают в ДТП. В этом же городе из 100 дорожных происшествий 67 попадают в суды (в среднем эта цифра по стране не превышает 17).

С начала этого года начала работать система обязательного е-ОСАГО и «единого агента», в том числе электронного.Это повлияло на доступность полисов?

Игорь Жук: Сейчас около 10 процентов полисов ОСАГО продается в электронном виде. По данным на 10 апреля, таким способом было реализовано почти 900 тысяч полисов. Для сравнения: за предыдущие полтора года было продано чуть больше 300 тысяч полисов автогражданки. А в некоторых регионах сейчас через электронные сервисы оформляется даже больше 15 процентов договоров. Но мы также прекрасно понимаем, что кому-то удобнее и привычнее будет покупать полис через агента. В этом тоже есть свои плюсы, ведь если автолюбитель ничего не менял в своих документах, то перезаключение договора через агента происходит быстро — практически в автоматическом режиме. Так что и офлайн-продажи не исчезнут.

Мы как надзорный орган следим за тем, чтобы страховые компании продавали полисы ОСАГО, не нарушая закон. Сейчас идут целенаправленные проверки страховщиков, смотрим, как осуществляются электронные продажи, как работают сайты компаний.

Считаем, что мы на правильном пути. И если первое время к нам поступало большое количество жалоб на действия страховщиков по е-ОСАГО, то теперь их количество уменьшилось.

Сейчас примерно 60 компаний имеют лицензию ОСАГО, поэтому есть возможность купить по Интернету полис автогражданки в любой из них. Это и есть конкурентное преимущество рынка.

Какие могут возникнуть проблемы на практике, когда новый закон начнет работать?

Игорь Жук: Во-первых, уже сейчас чувствуется желание компаний максимально использовать возможности закона по приоритету ремонта. Я считаю, что это приведет к активизации работы с автосервисными станциями. Им, в свою очередь, также надо будет стремиться к тому, чтобы соответствовать требованиям по качеству ремонта, потребуется расширить существующую базу запчастей.

Безусловно, многое будет зависеть от информированности населения о нововведениях, о том, какие права есть теперь у потребителей и как ими пользоваться. Поэтому стараемся рассказывать гражданам об этом — в том числе и с вашей помощью.

Но мы надеемся, что в целом новация будет положительно воспринята и потребителем, и рынком, и в конечном итоге позволит снять ряд проблемных вопросов в сфере ОСАГО.

24.04.17 Российская газета rg.ru

Им помогают рост кредитования и спрос на инвестиционные страховки

Страховщики, традиционно отдававшие предпочтение агентским продажам, стали заметно больше страховок продавать через банки, свидетельствуют данные НАФИ. В структуре каналов продаж доля агентского канала (как правило, агенты-физлица) сократилась до минимума за последние три года (на него приходится 38,6%), а доля банков, наоборот, стремительно растет – только за 2016 г. прибавила 10 процентных пунктов до 35%. Доля онлайн-продаж составила лишь 0,5%.

Банки продают практически все виды страхования, следует из данных НАФИ, однако успешнее всего продаются имущественные страховки, защита от финансовых рисков, несчастных случаев, а также страхование жизни. Все то, что идет в нагрузку к розничным кредитам. Иногда страховка является обязательным условием получения кредита (например, ипотечного или автокредита) либо влияет на его ставку. Это одна из самых частых жалоб заемщиков на банки. И Центробанк отреагировал на жалобы граждан, желающих отказаться от навязанного банком страховщика или невыгодной страховой услуги и ввел «период охлаждения» – пять дней, в течение которых клиент может отказаться от страхового полиса и потребовать уплаченные деньги обратно – полностью или частично (если договор уже вступил в силу). Однако этой возможностью заемщики пользуются нечасто, что позволяет банкам неплохо зарабатывать на продаже страховок. До недавнего времени доходы от этих комиссий банкам можно было направлять в капитал.

По словам управляющего партнера НАФИ Павла Самиева, для роста банкострахования есть и еще одна причина: банковский канал является основным для продаж инвестиционного страхования жизни, а рынок страхования жизни, в свою очередь, в 2016 г. вырос на 66% до 215,7 млрд руб. – на него пришлась половина роста всего страхового рынка. Самиев рассчитывает на дальнейший рост продаж страховок жизни в 2017 г.: в этом году доля банкострахования сможет догнать агентские продажи.

В 2016 г. в «ВТБ 24» было оформлено вдвое больше кредитных страховок, чем в 2015 г., уточнили в его пресс-службе. «Мы не продаем ИСЖ – считаем, что это очень волатильный продукт и клиенты могут иметь завышенные ожидания по доходности», – говорит зампред Райффайзенбанка Андрей Степаненко: банк делает ставку на страхование жизни и здоровья, накопительное страхование и страхование недвижимости. Степаненко отметил, что комиссионный доход от продажи страховых продуктов в банке растет на 30% в год, аналогичный рост – на 30–40% в год – он прогнозирует и в следующие три года.

Комиссионное вознаграждение очень разное в зависимости от продукта, указывает Максим Чернин из «Сбербанк страхования». Из данных ЦБ следует, что продажа страховок заемщикам банкирам более чем выгодна. По итогам 2016 г. банки заработали на страховании заемщиков 14,6 млрд руб., свидетельствует статистика ЦБ, при том что размер собранных ими премий составил 35,5 млрд руб. То есть почти половину премий (42%) банкиры оставляют себе.

Банковский канал продаж обходится страховщикам дороже остальных, признают страховщики. Это подтверждает и статистика: доля комиссий к продажам страховщиков опять выросла, хотя до этого падала несколько лет подряд, указывает Самиев. В среднем по рынку комиссионное вознаграждение банка в 2016 г. страховщику обходилось в 20,8%, говорится в исследовании. Степаненко средний размер комиссий оценивает в 30%.

«У банков значительные суммы, большее количество договоров, и, если сейчас ипотека или автокредитование получит очередной импульс к развитию, доля банковского канала еще увеличится», – резюмирует заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Меньше всего комиссий (порядка 10%) страховщики платят при продаже ОСАГО, говорится в исследовании. По мнению Иванова, максимальные комиссии – в страховании имущества физлиц, где они превышают 30%.

Выгоднее всего страховщикам было бы продавать страховки онлайн, признают страховщики. В абсолютных цифрах интернет-продажи страховок растут: за 2016 г. этим способом страховщики собрали 5,5 млрд руб., говорится в исследовании НАФИ. Но в масштабах рынка продажи пока невелики и были бы еще меньше, если бы не было электронного ОСАГО, говорит Иванов: «Граждане не привыкли покупать через интернет, тем более добровольные виды страхования». Тем не менее ОСАГО достаточно для того, чтобы в текущем году онлайн-продажи увеличились, и наверняка в процентном выражении это будет самый большой рост среди страховых каналов продаж, убежден Самиев.

21.04.17 Ведомости vedomosti.ru

1. Введение безальтернативного ремонта по ОСАГО.

Теперь легковые ТС физлиц будут ремонтироваться на станциях техобслуживания (СТОА).

Допустима денежная форма возмещения, но только для определенных случаев:

· ТС не подлежит восстановлению (полная гибель)

· Потерпевший погиб в результате ДТП

· Здоровью Потерпевшего причинен тяжкий / средней тяжести вред

· Потерпевший является инвалидом

· Стоимость ремонта ТС выше максимального размера возмещения

· Страховщик и Потерпевший пришли к соглашению о возмещении ущерба в денежной форме

· СТОА Страховщика не соответствуют требованиям

2. Порядок выбора СТОА.

· При заключении договора ОСАГО, Страхователь вправе выбрать СТОА из списка Страховщика.

· Если ТС нельзя отремонтировать на выбранной СТОА либо иной СТОА из списка Страховщика, Потерпевший вправе согласовать иное СТОА или получить возмещение в денежной форме.

· Если ТС не старше 2-х лет, Потерпевший вправе получить направление на СТОА дилера.

3. Доступность СТОА.

Расстояние от места ДТП или места жительства Потерпевшего до СТОА не может превышать 50 км.

4. Сроки ремонта ТС.

Не более 30 рабочих дней, с даты приема ТС в ремонт на СТОА, если иной срок ремонта не согласован с Потерпевшим.

5. Порядок учета износа.

Ремонт осуществляется без учета износа, за исключением ТС юридических лиц и ТС с иностранной регистрацией. Если Потерпевший получает выплату по калькуляции, износ уменьшает размер выплаты.

6. Гарантия на выполненные работы.

Гарантия на кузовные работы / работы с использованием лакокрасочных материалов – 12 месяцев.

Гарантия на работы – 6 месяцев.

Изменения распространяются на договоры ОСАГО, заключенные с 28 апреля 2017 года.

Также обращаем ваше внимание, что с 25 сентября 2017 года изменяются критерии обращения по прямому возмещению ущерба (ПВУ) – теперь Потерпевший будет обращаться в свою компанию, если в ДТП пострадало 2 и более ТС (ранее было условие, что в ДТП участвует не более 2-х ТС). Остальные условия ПВУ остаются без изменений.

strahovanieЭксперты считают, что в случаях ДТП после 28 апреля 2017 года возможны конфликты между автовладельцами и страховыми компаниями

В вступающем в силу с 28 апреля 2017 года законе об ОСАГО обнаружена ошибка, он не уточняет, как будет возмещаться ущерб в случае ДТП между владельцем старого и нового полиса, сообщают «Ведомости».

По мнению издания, в законе ничего не написано по поводу того, какого образца должны быть полисы у участников ДТП, чтобы сработала схема натурального возмещения ущерба страховщиком.

Мнения по вопросу разошлись, замминистра финансов Алексей Моисеев предложил получить ответ на этот вопрос у Центробанка или Российского союза автостраховщиков (РСА).

Центробанк считает, что полис нового образца должен быть только у одного из участников ДТП, РСА пока не обладает внятной позицией, его представители признаются, что им самим не ясна формулировка закона.

Вице-президент Ассоциации защиты страхователей Инна Жаврид считает, что для законной работы схемы натурального возмещения оба участника ДТП должны иметь новые полисы. По её мнению, в иных случаях возможны конфликты между автовладельцами и страховыми компаниями.

Некоторые страховщики сообщают, что будут ремонтировать автомобили только в случае, если обладателем нового полиса является пострадавшая сторона.

Напомним, с 28 апреля 2017 года ступает в силу закон об ОСАГО, согласно которому должен соблюдаться приоритет ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля над выплатой автовладельцу денежных средств. Денежное материальное возмещение можно будет получить лишь в некоторых случаях.

21.04.17 ИА REGNUM regnum.ru