Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПо многочисленным жалобам автовладельцев Банк России начал масштабную проверку автостраховщиков — крупнейших продавцов электронных полисов ОСАГО. Глубина проверки зависит от количества жалоб на работу конкретных компаний. По результатам ревизии возможны санкции к нарушителям — от штрафов до аннулирования лицензии

О том, что Банк России начал проверку страховых компаний по вопросам осуществления продаж электронных полисов ОСАГО, рассказали РБК несколько источников на страховом рынке. «Проверяется топ-20 компаний по автогражданке, смотрят на алгоритм работы e-ОСАГО», — сообщил один из собеседников.

«Проверки начались в понедельник, похожи на контрольные закупки», — сказал один из источников. До сих пор этот сегмент бизнеса автостраховщиков не вызывал столь пристального внимания регулятора.

В Банке России подтвердили факт начала проверок. «Поскольку электронные продажи ОСАГО набирают ход (продано более 746 тыс. е-полисов за первый квартал 2017 года), Банк России целенаправленно проверит страховщиков по вопросам, связанным с осуществлением электронных продаж», — сообщил представитель пресс-службы ЦБ. Он отметил, что акцент будет сделан на работе сайтов страховщиков, выявлении фактов и причин переадресации клиентов на сайты других компаний.

Как ранее сообщал РБК, автовладельцы жаловались на невозможность купить полис на сайте выбранной ими страховой компании. По их словам, вместо этого они перенаправляются на сайт другого страховщика.

Источник, близкий к регулятору, добавил, что тщательность и глубина проверки продаж страховщиками e-полисов будет зависеть напрямую от количества жалоб пользователей продукта в каждой отдельной компании. «Мы предупреждали страховые компании, что такие проверки будут, но их сроки, глубина и форма им до сих пор не раскрывались», — уточнил собеседник РБК.

Понятные жалобы

Все страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО, обязаны с 1 января заключать договоры в электронном виде на всей территории РФ. При этом страховщики должны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов.

Как подтвердил представитель Российского союза автостраховщиков (РСА), жалобы от пользователей в основном связаны с невозможностью оформить электронный полис ОСАГО, что связано с нежеланием продавать электронные полисы в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам. Всего с начала года в РСА поступило 582 письменных обращения по поводу е-ОСАГО, или 22% от общего числа обращений. Клиенты не могут оформить е-полис в связи с возникающими ошибками в работе сайтов, постоянными перенаправлениями на сайты других страховщиков и т.п.

Прицел на IT

РБК опросил крупнейшие страховые компании, лидирующие по продажам ОСАГО, приходили ли сотрудники ЦБ с проверками к ним. Шесть из них подтвердили, что ЦБ начал на этой неделе такую проверку. При этом официально информацию раскрыли лишь три компании — «РЕСО-Гарантия», СК «МАКС», «Согласие».

Пожелавшие оказаться неназванными топ-менеджеры страховщиков уточнили, что в основном проверяются функциональность сайта страховщика, доступность пользователям сервиса по продаже полиса е-ОСАГО, работа серверов, готовность программного обеспечения.

В основном проверки ведутся в IT-отделе, пояснил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. «Представители ЦБ вместе с сотрудниками банка в реальном времени проводят продажи полисов е-ОСАГО», — говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

Страховщики указывают на то, что с введением е-ОСАГО появились новые виды мошенничества. «Тревожит стремительное развитие нового вида мошенничества: фальшивые сайты страховщиков; мошенники-посредники, которые продают фальсифицированные с помощью программ-редакторов электронные полисы е-ОСАГО; фальсификация клиентами и посредниками данных о месте жительства страхователей и других, которые влияют на стоимость полисов», — говорит Иванов.

Не только штрафы

В ЦБ уточнили, отказавшись раскрыть детали, что по результатам проверки страховщикам грозят меры надзорного реагирования. Кроме санкций регулятора штрафы есть и у самого РСА. Как уточнили РБК в РСА, наказания предусмотрены за незаключение электронного договора на сайте того страховщика, к которому напрямую обратился потенциальный страхователь, а также за незаключение электронного договора той компанией, к которой был перенаправлен страхователь в рамках системы замещения страховщика и др. Штраф по каждому такому случаю во всех составах нарушений составляет 20 тыс. руб., но не более 200 тыс. руб. за календарный месяц.

Регулятор в целом достаточно жестко регулирует процесс продажи электронных полисов ОСАГО, начиная от штрафных санкций и заканчивая риском лишиться лицензии, добавила директор департамента автострахования САО «ЭРГО» Наталья Кубланова.

Повышенное внимание ЦБ к этому сегменту вполне оправданно, считают эксперты. ​Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин отмечает, что сама структура e-ОСАГО, направленная на обеспечение доступности этой продажи полисов автогражданки, делает возможность мошенничества в этом сегменте выше. «Формально у страховщиков нет возможности проводить селекцию клиентов, но эта возможность ими всегда применялась», — признает он. При этом Бредихин отмечает, что до сих пор регулятор не проводил таких проверок при запуске нового страхового инструмента. «Похоже на введение ручного управления в сегменте, в котором безусловную победу одержит регулятор. ЦБ уже доказал, что готов в автогражданке к крайним мерам, вплоть до национализации сегмента», — отмечает эксперт.

05.04.17 РБК rbc.ru

Минфин предлагает обязать медиков раскрывать компаниям врачебную тайну

Минфин подготовил законопроект о допуске страховщиков к сведениям о физлицах, составляющим врачебную тайну, чтобы прекратить отказы медиков представителям компаний. Новация может снизить и долю выплат по личным видам страхования, достающуюся мошенникам. Если бы такой закон действовал в 2016 году, компании сэкономили бы на выплатах до 25 млрд руб. Эксперты из медицинского сообщества, впрочем, опасаются, что страховщики будут злоупотреблять полномочиями.

Минфин направил на согласование в ведомства поправки к закону «Об организации страхового дела в РФ», обязывающие медиков передавать данные, составляющие врачебную тайну, страховщикам. В пояснительной записке (есть у “Ъ”) говорится, что медики уже вправе передавать страховщику данные о застрахованных с их письменного согласия, но, по статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 50% случаев компании получают отказы, а «невозможность своевременного установления факта наступления страхового случая приводит к существенному увеличению сроков выплат или отказам в них». Самостоятельные же расследования компаний до выплат ведут к увеличению расходов и удорожанию услуг.

Около года назад аналогичная инициатива Минфина до этапа межведомственного обсуждения не добралась. В этот раз поправки обсуждали на совещании в ЦБ 17 марта, и, по данным “Ъ”, регулятор их поддержал. 31 марта Минфин разослал проект в ведомства и до 10 апреля ждет замечаний к нему.

Врачебная тайна интересует компании, занимающиеся личными видами страхования (медицинское, от несчастного случая, жизни). Как говорит вице-президент ВСС Максим Данилов, в мире на личное страхование приходится более 80% мошенничеств. В РФ считаются сомнительными до 10% выплат — страховщики подозревают участие мошенников, но доказать это не могут. По данным ЦБ, по итогам 2016 года страховщики выплатили по личным видам с учетом страхования жизни 245,6 млрд руб., беспрепятственный доступ к врачебной тайне сэкономил бы им до 25 млрд руб.

Как говорит глава ВСС Игорь Юргенс, компаниям нужны хотя бы «сведения о наступлении факта смерти и инвалидности для минимизирования рисков мошенничества», также им важно иметь доступ к информации о критических заболеваниях, в первую очередь об онкологии, где доля мошенничеств максимальна. «Подделывают как документы о диагнозе, так и факты страхования граждан уже после того, как им поставлен такой диагноз (что также является мошенничеством)»,— говорят в союзе. Компании снижают риски, оговаривая, что полис вступает в силу спустя три—шесть месяцев после покупки, но медленно развивающиеся заболевания все равно привлекают мошенников и заболевших людей.

Как говорит господин Данилов, на рынке понимают, что тема врачебной тайны «чувствительна» и для пациентов, и для врачей, поэтому компании на первом этапе согласны на доступ к ней после заключения договора с клиентом — при наступлении страхового случая. «Но в идеале страховщикам хотелось бы иметь такую информацию о клиентах “на входе” в договор»,— уточняет он. По его оценке, новая норма снизит тарифы по личным видам страхования: уйдя от принципа «здоровый платит за больного», страховщик сможет точнее настраивать тарифы под клиента.

Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович отмечает: «Страховщики хотят упростить себе жизнь, но инициатива допускает возможность злоупотреблений. Так, страховая компания может имитировать страховой случай и получить историю болезни без согласия застрахованного. Вопрос еще, как страховщики будут использовать эту информацию и как сможет защититься пациент». По ее словам, проблемы получения информации и сейчас нет, если пациент подписал согласие на использование персональных сведений и данных, составляющих врачебную тайну.

В Минздраве “Ъ” сообщили, что проект, «разработанный Минфином в инициативном порядке», в ведомство не поступал, но «при поступлении будет рассмотрен в установленном порядке».

04.04.17 Коммерсант kommersant.ru

Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) обнародовала свою программу по добровольному страхованию жилья от ЧС. Она опубликована в блоге президента РНПК Николая Галушина на портале АСН.

Планируется, что закон будет принят в весеннюю сессию, а облигаторное перестрахование в отношении жилья граждан от рисков ЧС (стихийных бедствий) начнет действовать с 1 июля 2017 года.

Доля участия РНПК в риске — 70%, премия при перестраховании в РНПК 300 рублей х 70% = 210 рублей по одному договору страхования, участие РНПК в убытке — 100%.

Под действие перестраховочной защиты подпадают все договоры в отношении имущества (жилья) граждан, заключенные страховщиками не ранее 1 июля 2017 года. Перестрахование осуществляется в отношении продукта, который в рамках законопроекта о страховании жилья граждан от ЧС назван федеральным минимумом (ФМ).

Федеральный минимум подразумевает защиту в рамках 300 тыс. рублей, страховая премия по этому виду страхования составит 360 рублей. Выплата возмещения осуществляется без учета износа.

Под страхование от ЧС попадают только дома, предназначенные для постоянного, круглогодичного проживания. Страхуется только конструктив, то есть «стены», но не имущество внутри дома и не его отделка. К страховым случаям относится лишь стихийное бедствие (землетрясение, наводнение, ураган) — по ГОСТ для ЧС.

Для констатации наступления страхового случая должна быть представлена справка из регионального Росгидромета о наступлении стихийного бедствия (паводок, наводнение, землетрясение, ураган, град и т. д.).

ФМ продается страховщиками отдельно или является частью заключаемых договоров страхования жилья. Во втором случае по договору страхования может быть установлен лимит ответственности страховщика в размере 300 тыс. рублей в отношении каждого и всех страховых случаев за период страхования (агрегатно) по риску «стихийные бедствия».

Отвечая на вопрос о перспективах законопроекта по добровольному страхованию жилья от ЧС и об отношении страховщиков к этому документу, Николай Галушин отметил, что отклик от страховщиков пока слабый — они хотят дождаться принятия закона. И предупреждает, что «ожидать быстрого результата, который видится в радикальном снижении нагрузки с федерального бюджета по устранению последствий стихийных бедствий, не стоит», даже если закон будет принят в весеннюю сессию, так как еще год уйдет на его вступление в силу. «Ведь еще и сами граждане должны начать заключать договоры страхования», — отмечает глава РНПК.

Некоторые участники страхового рынка заявляли ранее порталу Банки.ру, что этот вид страхования, если он будет популярен у населения, может стать драйвером роста для всего сегмента страхования имущества физлиц. Небольшая премия может быть привлекательна для клиента и позволит увеличить уровень проникновения. Других страховщиков смущает небольшое покрытие, которое может привести к разочарованию страхователей при наступлении страхового случая — некоторые называли законопроект «мертворожденным».

03.04.17 Банки.ру banki.ru