Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЧем больше появляется мобильных приложений, тем больше происходит аварий

Полисы автострахования в США дорожают по двум причинам. Во-первых, из-за оживления экономики – машин на дорогах становится больше. Во-вторых, из-за использования смартфонов. «Это превращается в повальную болезнь в стране», – говорил недавно гендиректор State Auto Financial Майкл Ларокко.

По данным State Farm Mutual Automobile Insurance, в 2015 г. 36% участников ее опроса признавали, что пишут sms во время вождения, а 29% – что пользуются интернетом. В 2009 г. таких респондентов было 31 и 13% соответственно. В 2011 г. смартфоны были у 52% водителей, в 2015 г. – у 88%.

В IV квартале 2016 г. страховые компании Travelers, Hartford Financial Services и Horace Mann Educators сообщили о падении прибыли от страхования личного автотранспорта и все три отмечали, что отчасти в этом виноваты смартфоны, пишет WSJ. «Невнимательность водителя всегда была проблемой, но с ростом числа мобильных приложений она стала острее», – поясняет вице-президент Horace Mann Билл Колдуэлл. Эта компания планирует в 2017 г. повысить тарифы на 8% в дополнение к 6,5%-ному повышению в 2016 г.

В последние месяцы также повысили тарифы Travelers, Allstate и Geico (входит в Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта). По словам президента Allstate Мэттью Уинтера, связь между использованием смартфонов и аварийностью поразительна. Хотя мобильные телефоны появились много лет назад, проблемой стало распространение именно смартфонов, поскольку «водители начали в процессе вождения набирать текст, пользоваться интернетом, делать видеозаписи и т. д.», отмечает Уинтер. С 2014 г. Allstate в среднем повысила цены на полисы на 11%.

По оценке Insurance Information Institute, с 2011 г. средняя стоимость полиса в США выросла на 16% до $926 в 2016 г. По данным сайта thezebra.com, на котором сравниваются тарифы более чем 200 страховых компаний США, средняя стоимость полиса даже больше – $1323 по сравнению с $1194 в 2011 г.

Эта статистика противоречит прогнозам, прочащим сокращение страховых премий по мере развития умных автомобилей. «Дело в том, что 10–15 лет назад ремонт бампера после аварии обходился в $1500, а сейчас со всеми технологическими штуками это стоит $3500», – сказал Bloomberg президент Kulchin Ross Insurance Services Дерек Росс. Дорожает ремонт из-за видеокамер и других приспособлений, призванных снизить аварийность вождения.

В сентябре 2016 г. страховая компания Aon сообщила, что к 2035 г. размер премий, собираемых автостраховщиками США, сократится на 20%, а к 2050 г. – на 40%. «Поворотный момент наступит в следующем десятилетии», – сказал Bloomberg гендиректор Compare.com Эндрю Роуз: тарифы перестанут расти и начнут снижаться. По его словам, те страховые компании, которые правильно угадают наступление этого момента, смогут значительно увеличить долю рынка.

21.02.17 Ведомости vedomosti.ru

Введение натурального возмещения вместо денежной выплаты по автогражданке начнётся с регионов, где активничают автоюристы.

Первый заместитель руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам Владимир Чистюхин заявил, что натуральное возмещение по ОСАГО будет внедряться с проблемных регионов, сообщают «Ведомости». Центробанк самостоятельно определит список регионов, где велика доля убыточности ОСАГО из-за автоюристов.

Примерно в трети из числа проблемных регионов, которых по России около 30, натуральное возмещение по ОСАГО распространится на все полисы, включая те, что были приобретены до утверждения реформы. В других регионах приоритет ремонта над денежной выплатой будет вводиться только для страховых договоров, заключённых после вступления закона в силу.

Ранее Лайф сообщал о том, что Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте России жёстко раскритиковал готовящуюся реформу ОСАГО.

27.02.17 Лайф life.ru

Большинство водителей знают, что такое коэффициент «бонус-малус» или попросту говоря, скидка за безаварийную езду по полису ОСАГО. Если человек в течение года не попадал в аварии — автогражданка ему должна обходиться дешевле на 5%. Но далеко не все автомобилисты это знают и страховые компании не всегда говорят клиентам о возможности сэкономить.

Чуть больше года действует упрощённый алгоритм исправления коэффициента «бонус-малус». И за это время, по данным Союза Автостраховщиков, пересчитали свою скидку более миллиона автомобилистов. Для этого нужно обратиться в страховую компанию, об этом Авторадио рассказала заместитель генерального директора юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Инна Жаврид:

«Вы пишете заявление, в котором указываете о своём несогласии примененного КБМ, и указываете мотивировку. Допустим: раньше у вас была скидка 15 процентов, аварий за предыдущий год не было, сейчас скидка исчезла. Если страховая компания самостоятельно не может оперативно устранить причины, то в течение 5 рабочих дней Российский союз автостраховщиков по запросу страховой компании проводит проверку. В РСА можно также написать заявление, но, вообще, страховая компания должна самостоятельно направлять запрос в РСА».

Причины, по которым коэффициент «бонус-малус» рассчитали неверно могут быть разные. Например, невнимательность самих водителей: не сообщили вовремя страховщику о замене паспорта или водительского удостоверения. В этом случае система РСА не находит сведений об автовладельце и распознаёт его как нового. Соответственно, применяется коэффициент без скидки. Ещё неточности могут допускать и сами сотрудники компаний.

Между тем пересчитать коэффициент можно и совершенно бесплатно, через сторонние ресурсы в Интернете, как это сделал наш слушатель Алексей Поляков:

«Мне в марте необходимо продлить полис ОСАГО, по разным ресурсам я по своему водительскому удостоверению проверил свой КБМ, он получился 0,9, так как я знал, что у меня все условия соблюдаются – стаж, безаварийная езда, у меня должен быть КБМ — 0,5. Нашёл в интернете сервис восстановление коэффициента, ну, думаю, попробую. На следующий день прислали уведомление, что сделали запрос в РСА, и мой коэффициент стал 0,5. Пришла бумага неофициальная без печати, безо всего. Думаю: какая-то ерунда. Проверил по разным ресурсам, смотрю – 0,5».

Здесь нужно понимать: если вам несколько лет указывали неверный коэффициент — сделать перерасчёт по закончившимся договорам ОСАГО нельзя. А вот по действующем можно! Деньги вернут на карточку. Ещё один интересный момент, если в страховом полисе указаны несколько водителей, к примеру муж и жена, коэффициент будет рассчитан по тому водителю, у кого больше аварий на счету.

23.02.17 Авторадио avtoradio.ru

strahovanieВведение ремонтной «автогражданки» по всей России решено перенести на более поздние сроки

Введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России произойдет не с 1 марта 2017 года, как обсуждалась ранее, а только с 1 января 2018-го. Лишь в нескольких регионах с наибольшей убыточностью «автогражданки» реформа начнется раньше. Как заявил «Известиям» заместитель министра финансов Алексей Моисеев, это решение одобрили все заинтересованные стороны.

21 февраля предложение о переносе сроков будет рекомендовано к принятию во втором чтении на заседании профильного комитета Госдумы. Власти и ЦБ ожидают, что закон вступит в силу весной. Таким образом, длительная дискуссия о сроках проведения реформы «автогражданки», которой предусмотрено введение приоритета натурального возмещения перед денежным, выходит на финишную прямую.

Все заинтересованные стороны договорились, что вводить ремонтное ОСАГО на всей территории России надо с 1 января 2018 года, а в отдельных регионах — так называемых «токсичных» — механизм заработает раньше, как только будет принят и вступит в силу соответствующий закон. Об этом решении рассказал «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

Идею разбить проведение реформы на два этапа предложили депутаты, внесшие на прошлой неделе поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Известия» ознакомились с документом). Их рекомендуют к принятию во втором чтении законопроекта на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку 21 февраля, рассказали «Известиям» участники рынка. Планируется, что закон вступит в силу с 1 апреля.

Из слов Алексея Моисеева следует, что утвержденная конфигурация реформы позволит, прежде всего, хотя бы частично избавить страховщиков от «автоюристов». Последние через суды добиваются максимально возможных компенсаций, превышающих лимит страхового возмещения (400 тыс. рублей). Из-за этого страховые компании в ряде регионов несут внушительные убытки по программе ОСАГО.

По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), проблемных субъектов не менее 30. Список пилотных регионов, где новая система ОСАГО заработает весной, подготовит ЦБ. По словам источника, близкого к Центробанку, в их число попадут те, где действует система единого агента продажи полисов ОСАГО.

В ЦБ отказались от комментариев.

Как писали ранее «Известия», апробация ремонтной «автогражданки» может начаться с Волгограда, Ростова, Краснодара и Ставрополя.

По мнению главы РСА Игоря Юргенса, такой порядок даст массу лазеек автоюристам, при том, что введение приоритета ремонта задумывалось как раз для того, чтобы вытеснить недобросовестных игроков с этого рынка.

— Например, человек из проблемного региона — с натуральными выплатами — уехал в непроблемный, зарегистрировался сроком на один день и может спокойно обращаться в суд и получать денежные выплаты, — пояснил Игорь Юргенс. — Таким образом, сохраняются и судебные издержки компаний, пени, штрафы, плюс мы получаем дорогое натуральное возмещение.

По словам официального представителя «Альфа Страхование» Юрия Нехайчука, реформа ОСАГО в предложенном виде вновь поставит вопрос о целесообразности либо повышения страховых тарифов по ОСАГО, либо перехода к свободному формированию тарифов.

21.02.17 Известия izvestia.ru

Заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин после заседания комитета Госдумы по финансовому рынку заявил, что по итогам прошлого 2016 года сегмент ОСАГО может показать прибыль.

«ОСАГО относительно стабилизировалось, несмотря на то, что считалось, что принципиально это убыточный сегмент. Все таки нет — он выйдет в прибыль, если брать ситуацию в целом по рынку. Хотя у отдельных компаний ситуация не самая лучшая», — ответил зампред Банка России на вопрос об итогах минувшего года.

По его словам, продолжает показывать хорошие показатели страхование жизни, а вот по страхованию имущества цифры оказались менее значимые, чем хотелось бы.

«Если я не ошибаюсь, то, соответственно, нам бы хотелось лучших показателей по страхованию имущества в целом и юрлиц и физлиц», — заключил зампред ЦБ.

По предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА), страховщики ОСАГО в 2016 году увеличили сбор премий по этому виду страхования на 7% по сравнению с 2015 годом — до 235,6 миллиарда рублей, выплаты увеличились на 36% и составили 165,9 миллиарда рублей. При этом средняя премия в прошлом году составляла 6,03 тысячи рублей (+9%), а средняя выплата выросла на 40% и достигла 69,02 тысячи рублей.

21.02.17 Прайм 1prime.ru

В Москве будут отслеживать на дорогах водителей без полиса обязательной «автогражданки»

Российский союз автостраховщиков (РСА) почти договорился с московскими властями о реализации пилотного проекта по выявлению водителей без полисов ОСАГО с помощью камер фотофиксации нарушений, установленных на дорогах, контролируемых ГИБДД. Будет ли это работать?

Новая жизнь старой идеи

Идея не нова — она уже обсуждалась ранее, но сейчас, похоже, близка к реализации как никогда. В начале февраля проект РСА обсуждался на совещании у вице-мэра Москвы Максима Ликсутова. И хотя официального объявления о старте проекта пока нет, дело, по данным источников Банки.ру, сдвинулось с мертвой точки.

В РСА уверены, что использование камер ГИБДД позволит вернуть в систему ОСАГО значительную часть «уклонистов» — автолюбителей, которые вообще не покупают полис или ездят с просроченным. По оценке Российского союза автостраховщиков, количество поддельных полисов ОСАГО на руках у водителей составляет свыше 1 млн штук, количество водителей, управляющих ТС без полиса, — 2—4 млн.

Ассоциация защиты страхователей (АЗС) считает, что число «уклонистов» почти вдвое больше и достигает 7 млн. Нынешние штрафы в 800 рублей за отсутствие полиса и 500 рублей за его просрочку особого страха нарушителям не внушают. А проблемы с покупкой полиса ОСАГО в некоторых регионах энтузиазма автовладельцам не добавляют. В РСА отмечают, что хотя увеличение суммы штрафа за езду без полиса пока не рассматривается, страховое сообщество поддержало бы такую инициативу.

Пилотный проект, по замыслу РСА, должен быть запущен в Москве. В основу будут положены технологии и схемы, опробованные Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО) при выявлении транспортных средств, не имеющих страховки по закону о страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В 2016 году НССО реализовал в автоматизированной информационной системе союза (АИС НССО) специализированные сервисы, предназначенные для интеграции внешних систем с базой данных союза.

«Мы предполагаем поэтапную реализацию проекта. На первом этапе автовладельцу не будет выписываться штраф, а будет лишь приходить информационное письмо об отсутствии полиса ОСАГО. В дальнейшем могут взиматься штрафы за езду без «автогражданки» в случае выявления таких фактов камерами», — рассказал журналистам президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Игорь Юргенс.

И сами страховщики, и защитники прав страхователей в целом позитивно относятся к проекту. Но у некоторых экспертов возникают сомнения по поводу реальности его осуществления. В частности, вызывает вопросы бесперебойность работы системы совмещения двух баз данных — ГИБДД и РСА. Введение с 2017 года обязательной продажи страховыми компаниями e-ОСАГО с огромным количеством сбоев при обращении к базе РСА только добавило сомнений.

Неясные моменты между тем остаются. Согласится ли ГИБДД проводить тотальную проверку всех автомобилей на дорогах? Как будут оспариваться неправомерно выписанные штрафы? В частности, никто пока не может ответить, как будет выписываться штраф, если водитель без полиса был неоднократно зафиксирован камерами ГИБДД. В соответствии с частью 5 статьи 4.1. КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. «Между тем страховщики полагают, что штраф должен выписываться за каждую фиксацию, даже если за один день он проехал десять раз под камерами», — отмечают в Ассоциации защиты страхователей.

Один из предлагаемых вариантов реализации проекта таков: проверка наличия полиса должна осуществляться не тотально, а только в отношении тех автовладельцев, которые уже нарушили ПДД и которых зафиксировала камера. Например, превысили скоростной режим. У такого автомобиля будет автоматически считываться госномер. Далее делается соответствующий запрос в ГИБДД, которая в свою очередь запрашивает данные в системе РСА. Проверка наличия полиса ОСАГО будет осуществляться по двум параметрам: государственный регистрационный знак транспортного средства (далее — ТС) и VIN ТС. Для подтверждения наличия полиса ОСАГО достаточно совпадения по одному из параметров.

При пилотном режиме фиксации планируется предусмотреть, что информация о проезде ТС будет обрабатываться с задержкой в семь дней, для исключения фактов отсутствия информации о полисах ОСАГО в АИС РСА, сообщили порталу Банки.ру в РСА. И подтвердили, что в ближайшее время начнет свою деятельность рабочая группа, которая определит нюансы всего проекта.

«Если штраф будет символическим, это вряд ли кого-то остановит»

Банки.ру спросил у экспертов и участников рынка автострахования, поможет ли эта мера вернуть автомобилистов-уклонистов на рынок ОСАГО, реально ли совмещение баз ГИБДД и РСА, нужно ли увеличивать штраф за отсутствие полиса.

«Порядка 7 миллионов автолюбителей ушло из системы ОСАГО»

Инна Жаврид, вице-президент Ассоциации защиты страхователей, заместитель генерального директора ООО «ГлавСтрахКонтроль»:

— По нашим подсчетам, порядка 7 миллионов автолюбителей ушло из системы ОСАГО и не имеют полиса либо имеют поддельный. Вернуть автомобилистов на рынок ОСАГО позволят только отлаженная система, направленная на обеспечение цивилизованного взаимодействия автовладельцев и страховых компаний, справедливые и своевременные компенсации, а также эффективное и быстрое урегулирование страховых случаев.

На наш взгляд, необходимо оптимизировать систему ОСАГО. Она по-прежнему требует внесения изменений, направленных на обеспечение цивилизованного взаимодействия автовладельцев и страховых компаний, а также на эффективное урегулирование страховых случаев.

Страховщики создали такую атмосферу, что без проблем, очередей, навязанных дополнительных услуг приобрести полис проблематично.

«Технологически это реально»

Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»:

— К идее я отношусь положительно, при условии выставления штрафов после отладки и проверки функциональности системы. Есть законодательное требование страховать ответственность — должен быть контроль. Технологически это реально. Наличие сбоев будет зависеть от подрядчика и реализации.

«Иметь в наличии полис ОСАГО — святая обязанность каждого водителя»

Юрий Нехайчук, официальный представитель СК «АльфаСтрахование»:

— Инициатива РСА использовать камеры ГИБДД для отлавливания водителей без ОСАГО — прекрасная идея, которую уже обсуждали несколько лет назад.

Осуществить совмещение системы наблюдения ГИБДД и базы РСА по ОСАГО реально, как и любые IT-системы. Вопрос в стоимости и оправданности стоимости подобных совмещений, а также времени, которое это займет. Есть аналогичные примеры, как, например, запуск е-ОСАГО или создание системы бонус-малус, которые также являются по своей сути агрегаторами данных из нескольких отраслевых, ведомственных и коммерческих баз данных.

Иметь в наличии полис ОСАГО — святая обязанность каждого водителя в стране, не исключая иностранных граждан или лиц без гражданства. Водитель обязан убедиться в наличии полиса, прежде чем начинать движение автомобиля по дорогам общего пользования. Отсутствие полиса ОСАГО ведет к эвакуации транспортного средства с места задержания.

Если кто-то не покупает полис ОСАГО, он уже изначально не думает о себе, своих рисках и рисках людей, кому он может, пусть и случайно, нанести вред.

«Мера будет действенной, если штраф за отсутствие полиса ОСАГО будет сопоставим с его стоимостью»

Наталья Кубланова, директор департамента автострахования страховой компании ЭРГО:

— Мы рассматриваем положительно любую инициативу, которая направлена на повышение уровня страховой защиты граждан и возможность получить страховое возмещение быстро и без судебных процедур. При этом необходимость дополнительного контроля не может не удручать, поскольку наличие ОСАГО — личная ответственность каждого гражданина.

Мера, на наш взгляд, окажется действенной, если штраф за отсутствие полиса ОСАГО будет сопоставим со стоимостью самого полиса или немного ее превышать. Если же штраф будет символическим, это вряд ли кого-то остановит.

ОСАГО — это социальный вид страхования, с которым к тому же в последнее время связано много негатива. Поэтому любые инициативы в этом виде страхования необходимо тщательно взвешивать, чтобы не вызвать очередную волну непонимания и негодования со стороны граждан.

Помимо запретительной политики надо параллельно вести и разъяснительную, что РСА и делает. Но один в поле не воин. Возможно, если страховщики совместно начнут более активно работать в этом направлении, а также в части улучшения клиентского сервиса, внедрения новых технологий, упрощающих процесс страхования, страхователи будут больше доверять страховым компаниям.

Совмещение баз РСА и ГИБДД вполне реально. В процессе любой интеграции возникают сложности, но при наличии желания и ресурсов, на наш взгляд, это преодолимо. В частности, в мире существуют примеры успешного взаимодействия разных баз данных. Например, в Эстонии оформление полиса ОСАГО осуществляется на основании данных Государственного авторегистра Эстонии. Данные для полиса берутся напрямую из базы поставленных на учет транспортных средств, доступ к которой имеют все полицейские. В случае ДТП им достаточно ввести госномер ТС, чтобы узнать полную информацию о договоре ОСАГО. В данном случае и камеры не нужны, чтобы сделать вывод о наличии полиса ОСАГО.

«Вероятность попасть в поле зрения камеры приближается к 100%»

Валерий Белый, начальник управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС»:

— Мы поддерживаем эту идею и думаем, что она сможет стать эффективной мерой по борьбе с «уклонистами». Вероятность попасть в поле зрения камеры приближается к 100%. А значит, в условиях тотального контроля и перед угрозой неотвратимого возмездия в конечном итоге повысится ответственность водителей.

При этом есть нюансы, которые должны быть учтены при реализации этой инициативы. Возможны ситуации, когда «под камеру» попадет новенький, недавно приобретенный автомобиль, который был застрахован в автосалоне до получения государственного регистрационного знака. То есть данные автовладельца в базе РСА есть, а номера автомобиля нет. Наверное, в этом случае наложение штрафных санкций несправедливо.

Во избежание недоразумений считаем, что попавшим под «всевидящее око» сначала надо направлять предупреждение-предписание с требованием в течение 30 календарных дней застраховать автомобиль или сообщить государственный регистрационный знак страховой компании для последующего ввода информации в АИС РСА. А в случае неисполнения предписания можно уже и штрафовать.

Что касается интеграции системы видеонаблюдения ГИБДД и АИС РСА, проблем тут не будет. ГИБДД пользуется сервисом РСА как минимум с 1 июля 2015 года, когда было введено электронное ОСАГО. Причиной неоправданных штрафов может быть только ошибка страховщика и только в случае, если полис ОСАГО оформлен вручную. Если полис напечатан на принтере из системы страховой компании, можно быть уверенным, что данные загружены в базу РСА. У страховщиков федерального уровня дело обстоит именно так. При этом рекомендуется проверить данные, указанные в заявлении на страхование, перед оформлением полиса и в самом полисе перед его оплатой.

21.02.17 Банки.ру banki.ru

strahovanieСамостоятельные роботы обретут электронную личность

Европарламент решил, что робототехника регулируется недостаточно, и в прошлый четверг принял резолюцию для Еврокомиссии (готовит законопроекты по решениям Европарламента). Европарламент предлагает подумать над специальным правовым статусом электронной личности для сложных роботов, принимающих самостоятельные решения, – тогда на них можно будет возложить ответственность за возмещение причиненного ими ущерба. Наиболее срочно в регулировании нуждается сектор беспилотных автомобилей, говорится в резолюции Европарламента.

Одно из предложений евродепутатов – по аналогии с автострахованием создать специальный фонд, из которого бы возмещался ущерб, когда нет привычного страхового покрытия. Европарламент призвал страховые компании разрабатывать новые продукты, соответствующие развитию робототехники. Сейчас автостраховка покрывает лишь человеческие действия и ошибки, а система страхования для роботов должна учитывать всю возможную ответственность.

В пояснительной записке Европарламента к заседанию Еврокомиссии отдельно оговаривается страховая схема и фонд для беспилотных автомобилей, но предложение касается не только автомобилей: страховать стоит деятельность автономных роботов в принципе. Предстоит решить, делать ли общий страховой фонд для всех автономных роботов или выделить индивидуальные фонды для каждой категории роботов; нужно определить также, как собирать страховую премию: сразу всю при введении робота в строй или периодическими платежами за все время его работы. Взносы в фонд смогут снижать ответственность производителей, программистов, владельцев или пользователей роботов, пишет Европарламент.

Предложение Европарламента страховать ущерб от действий роботов не будет распространяться на промышленных роботов на заводах, объясняет вице-президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Алиса Конюховская: они много лет работают по четко определенным процедурам и вопросов с ответственностью не возникает. Автономные же роботы работают в непредсказуемой среде, поэтому появление такой страховки Конюховская считает оправданным.

Беспилотные автомобили открывают новый юридический мир, уверена президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. В случае с обычными автомобилями ответственность за инцидент, скорее всего, будет нести сидящий внутри машины. Но беспилотный автомобиль – программно-аппаратный комплекс, на принятие решений которым влияет множество сторон, объясняет Ускова: и производитель самого автомобиля или специального оборудования, и разработчик системы искусственного интеллекта для него, и сервис, которым он обслуживается, и владелец автопарка, к которому он приписан. По мнению Усковой, найти среди них виновника будет непросто, поэтому страхование ответственности за решения беспилотника целесообразно как минимум до того, как наработается прецедентная база – а это займет не менее 10 лет.

В России над созданием беспилотного автомобиля одновременно трудятся несколько групп. В феврале 2015 г. «Камаз» анонсировал партнерство с IT-компанией Cognitive Technologies, которая должна была создать систему искусственного интеллекта, а «Камаз» бы доработал для нее автомобиль. Партнеры сообщали, что выпустят беспилотник к 2025 г. Западные аналоги рассчитаны на идеальные дороги, Cognitive Technologies обещала, что научит беспилотный «Камаз» ориентироваться на дороге и без разметки. «Яндекс» в партнерстве с тем же «Камазом» и ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный институт» с лета 2016 г. работает над проектом городского микроавтобуса без водителя – беспилотного транспортного средства для перевозки 10–12 человек, которое можно будет использовать и в индивидуальном порядке как такси.

19.02.17 Ведомости vedomosti.ru

Новые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) вступили в силу 18 февраля.

Ранее совет директоров Банка России утвердил указание, устанавливающее новые предельные тарифы при ОСГОП, которые зависят от вида транспорта и перевозок и факторов, влияющих на степень риска. Минюст в январе зарегистрировал данное указание. Постановление правительства РФ, отменяющее действие старых тарифов по ОСГОП, было размещено на официальном портале правовых актов 10 февраля.

В Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО) заверяют, что корректировка тарифа по ОСГОП не приведет к изменению стоимости проезда для пассажиров, так как расходы на ОСГОП не превышают нескольких процентов в общей структуре расходов перевозчиков, а их доля в цене билета составляет несколько десятков копеек.

В союзе уточнили, что новые тарифы снижены для городских автобусных регулярных перевозок примерно на 28,5%, для заказных городских автобусных перевозок — на 48,5%, для пригородных автобусных перевозок — на 49,5%, по туристическим маршрутам перевозок на внутреннем водном транспорте — на 37,5%.

Для железнодорожных пригородных перевозок тариф остался без изменений. По остальным видам транспорта и видам перевозок тарифы увеличены, но не более чем в два раза. В частности, в два раза вырос тариф для авиаперевозок, на 81% увеличился — для морских.

По прогнозам НССО, в связи с пересмотром тарифов сборы страховщиков по этому виду страхования сократятся примерно на 25%. Ожидаемые сборы в 2017 году — 2,7 миллиарда рублей.

18.02.17 Прайм 1prime.ru

Злоупотребление со стороны страховщика при заключении договора имущественного страхования может повлечь признание такого договора недействительным. К такому выводу пришла коллегия Верховного суда по гражданским делам в опубликованном обзоре судебной практики.

ВС разобрал дело, когда некто Б. приобрел автомобиль, который впоследствии был украден. Тогда он обратился к страховщику с заявлением о наступлении страхового случая, однако получил отказ. Компания сослалась на то, что машина была оборудована только штатным противоугонным устройством (ПУУ) и противоугонной системой. Направленная в адрес страховой компании претензия также была оставлена без удовлетворения.

Б. обратился в суд с иском к страховой компании о признании недействительными пункта договора страхования и ряда положений правил комплексного страхования автотранспорта, утвержденных приказом директора компании-ответчика. Заявитель просил взыскать страховое возмещение в пользу банка, с которым заключил смешанный договор купли-продажи и залога автомобиля, и в свою пользу, проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда, а также штраф и судебные расходы. Однако суд в удовлетворении иска отказал, отметив, что неустановление поисковой спутниковой системы определенного вида являлось недобросовестным действием истца, в связи с чем страховщик обоснованно отказал в выплате страхового возмещения. Апелляция это решение поддержала.

При обременительном условии – договор недействителен

ВС с этими решениями не согласился. Суд указал, что страховыми случаями признаны «ущерб» и «хищение». Каких-либо исключений относительно этих страховых рисков в полисе не содержится. Между тем страховщик, согласовав с истцом условие о страховом риске как об ущербе и хищении, существенно ограничил свои обязательства по договору страхования, исключив из числа страховых случаев в том числе хищение транспортного средства, в зависимости от его комплектации определенным видом ПУУ и поддержания его постоянно в рабочем состоянии, указав на непредусмотренные законом основания освобождения страховщика от выплаты возмещения.

Суды, придя к выводу о том, что хищение автомобиля было следствием недобросовестных действий страхователя, не учли, что умысла истца относительно наступления страхового случая по данному делу судом не установлено, и ответчик на умысел истца не ссылался, отметил ВС. Кроме того, апелляция, сославшись на то, что договор страхования по риску «хищение» не вступил в силу, не приняла во внимание, что в полисе стороны согласовали срок действия договора страхования без каких бы то ни было оговорок.

Коллегия ВС также обратила внимание, что, заявляя исковые требования, Б. ссылался на то, что договор добровольного страхования имущества содержал явно обременительное для него как потребителя условие об установке дорогостоящего ПУУ. Таким образом, судам следовало установить, являлось ли условие договора присоединения об установке конкретного ПУУ, навязанным потребителю страхователем, недобросовестным и могло ли это повлечь за собой отказ в защите права страховщика путем неприменения этого условия договора либо признания его недействительным (дело № 4-КГ16-18).

Страховщик поплатился за просрочку

Факт обращения потерпевшего к причинителю вреда в порядке прямого возмещения на определение подлежащего применению законодательства не влияет, пришел к выводу ВС.

В деле, о котором пишет ВС, некто К. попала в ДТП. Страховая компания по договору ОСАГО выплатила пострадавшей 76 500 руб. Согласно отчету независимого оценщика, сумма затрат на восстановительный ремонт машины с учетом износа составила более 145 000 руб. Тогда К. предъявила страховщику претензию о доплате страхового возмещения в размере 43 500 руб., возмещении расходов на оплату независимой экспертизы в размере 4000 руб., выплате компенсации морального вреда в размере 11 000 руб., возмещении расходов на нотариальные услуги в размере 1900 руб. Страховщик, в свою очередь, сделал доплату возмещения до суммы 120 000 руб. Тогда К. подала в суд, прося взыскать со страховщика неустойку в размере 51 765 руб., штраф, компенсацию морального вреда и судебные издержки.

Суд первой инстанции в иске отказал, отметив, что истец не доказала факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных договором ОСАГО, поскольку после обращения К. с претензией страховщик сделал доплату возмещения. В связи с этим отсутствуют основания для применения гражданско-правовой санкции в виде неустойки. В удовлетворении иска о компенсации морального вреда было отказано, поскольку суд не установил нарушений прав истца страховой компанией. Апелляция с этим решением согласилась, указав, что обязанность по выплате возмещения исполнена в полном объеме. Кроме того, суд указал, что истец злоупотребила своими правами, поскольку самостоятельно произвела оценку ущерба в январе 2015 года, а с требованием о доплате страхового возмещения обратилась только в июне 2015 года, потребовав выплаты неустойки за указанный период.

Неустойке – быть

Однако коллегия ВС признала, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права. ВС отметил, что так как ответственность виновного в ДТП была застрахована, то при разрешении спора следовало исходить из тех сроков выплаты страхового возмещения, а также тех санкций за несвоевременность такой выплаты, которые были установлены законодательством на момент заключения договора ОСАГО виновным лицом. При этом факт обращения К. к ответчику в порядке прямого возмещения на определение подлежащего применению законодательства не влияет.

ВС отметил, что, так как страховщик своевременно не выплатил в полном размере сумму возмещения, то за просрочку исполнения обязательства подлежит взысканию неустойка, которая исчисляется со дня, следующего за днем, когда страховщик выплатил возмещение в неполном объеме, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору. Доводы же апелляции о том, что истец, заявив требование о взыскании неустойки, допустила злоупотребление правом, поскольку длительное время не обращалась за выплатой возмещения в полном размере, не обоснованы ссылками на доказательства (дело № 78-КГ16-58).

17.02.17 Право.ру pravo.ru

strahovanieУхудшение ситуации в российском ОСАГО произошло из-за роста цен на запчасти и деятельности недобросовестных посредников и автоюристов, сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в среду в Совете Федерации.

«Ситуация на рынке ОСАГО ухудшилась, когда падение курса рубля вызвало удорожание запчастей. Это объективно экономический фактор, который потребовал повышения тарифа по ОСАГО. Но одновременно на ситуацию на рынке негативно влияли и нерыночные факторы – деятельность автоюристов, которые буквально исказили ситуацию на рынке отдельных регионов», — пояснила Набиуллина, подчеркнув, что этот вид страхования является наиболее проблемным и, одновременно, наиболее социально-значимым.

Напомним, что ЦБ дважды повышал базовые тарифы по ОСАГО. Осенью 2014 года тариф был увеличен на 30%. Также был увеличен лимит выплат за имущественный ущерб — со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью — со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Весной 2015 года ЦБ снова повысил тариф, на этот раз на 40%, и расширил тарифный коридор.

«Проблемы на рынке ОСАГО, где тарифы не менялись в течение 10 лет, накапливались в течение долгого времени и в ряде регионов ОСАГО стало убыточным», — продолжила Набиуллина, но отметила, что, в целом, этот вид страхования не убыточен.

Глава ЦБ подчеркнула, что приоритет регулятора – интересы потребителей. «Мы применяли меры воздействия к страховщикам, чтобы восстановить доступность ОСАГО в проблемных регионах… Были введены продажи ОСАГО через «единого агента». С этого года обязательна продажа ОСАГО в электронном виде», — уточнила она.

Набиуллина также напомнила, что готовится закон о приоритетности урегулирования убытков в натуральной форме, который проходит сейчас через «серьезные и горячие обсуждения». «На наш взгляд, это сделает ОСАГО неинтересным для недобросовестных посредников и автоюристов… Необходимо прекратить выбивание средств из страховщиков автоюристами, чьей целью является не восстановление нарушенных прав потерпевшего, а максимизация штрафов, взыскиваемых со страховщика в свою пользу в судебном порядке», — заключила глава ЦБ.

15.02.17 Прайм 1prime.ru