Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВ июле этого года Верховный суд внес в Госдуму законопроект, устанавливающий обязательную процедуру досудебного урегулирования споров по выплатам между страховыми компаниями. Он призван разобрать «завал» арбитражей исками от страховых компаний. Большинство экспертов уверены: поправки в закон об ОСАГО должны сработать, но некоторые полагают, что они могут привести к еще большему затягиванию споров между страховщиками.

В декабре прошлого года Владимир Путин назвал загруженность судов одной из самых острых проблем российской судебной системы. «Это, безусловно, сказывается на качестве судебных актов и может приводить судью к ошибкам», — отметил президент, выступая на XI Всероссийском Съезде судей.

Нельзя сказать, что эта проблему не пытаются решить различными способами. Так, например, в арбитражах, как раз для того, чтобы снизить нагрузку на судей, введены новые процедуры приказного производства, а также обязательный претензионный порядок по ряду споров. Эти поправки освободят арбитражные суды от долгого рассмотрения дел, задолженность по которым является бесспорной и не превышает 500 000 руб. Кроме того, в конце декабря судьи арбитражей получили право по ряду причин (например, при неподсудности спора или уже имеющемуся по нему решению) отказывать в принятии исковых заявлений. Раньше им приходилось прекращать производство по таким делам уже в процессе их рассмотрения.

Продолжая тенденцию перевода решения части арбитражных споров в досудебную стадию, Верховный суд прошлым летом предложил разгрузить суды от исков страховых компаний друг к другу. Разработанный им законопроект должен внести изменения в ст. 14.1 закона об ОСАГО. В новом п. 5.1 говорится, что если компания, которая застраховала гражданскую автоответственность не смогла договориться о сумме выплат со страховщиком, осуществившим фактическое возмещение ущерба, спор должен быть передан в комиссию Российского союза автостраховщиков (РСА). Та, в свою очередь, должна принять по нему решение в течение 20 календарных дней (за исключением праздников). Если вердикт комиссии не устроит какую-то из сторон, она может обжаловать его в арбитраже. ВС считает, что это поможет дисциплинировать страховщиков и существенно разгрузит судебную систему. Законопроект рекомендован к принятию в первом чтении, но точная дата рассмотрения его Госдумой пока не назначена.

Избавиться от «бесспорных» страховых исков

Необходимость в несколько раз сократить количество дел о суброгации, то есть, обязанности возместить сумму, выплаченную в порядке прямого возмещения убытков (такая ситуация возникает тогда, когда полис ОСАГО продает одна компания, а выплаты автовладельцу производит другая), вполне обоснована. Так, например, «Коммерсант Деньги» приводит следующую статистику ВС: за 2013-2015 годы дел о суброгации в арбитражах первой инстанции стало в полтора раза больше. И их количество продолжает расти, в 2015 году в арбитражные суды поступило 165 000 таких исков, а в первой половине 2016-го их было уже 106 000. Причем, в 2016 году порядка 15% таких споров инициировали именно страховые компании, добивающиеся выплат друг от друга. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Волгоградской и Свердловской областях примерно 20-26% от общего количества дел с участием страховщиков составляют именно суброгационные споры. Алексей Грядов, юрист фирмы Dentons подтверждает: ситуация со спорами между страховщиками действительно является критической. «Наглядным примером является то, что в АСГМ выделен специальный день (пятница), в который принимаются только исковые заявления страховых организаций. Иски по таким спорам зачастую заявляются на минимальные суммы (до 10 000 руб.), а если проигравшая сторона подает апелляционную или кассационную жалобу, от подобных споров «страдают» как суды первой инстанции, так и вышестоящие суды», — комментирует юрист.

Ольга Харламова, директор департамента суброгации, регресса и исполнительного производства СК «МАКС» также говорит о том, что в арбитражи действительно поступает множество мелких суброгационных исков. «Для истцов это способ получить возмещение в полном объеме, для ответчиков — потянуть время, либо отстоять свою позицию в суде», — объясняет она. «При этом в большинстве случаев представители сторон в таких спорах даже не являются на судебные заседания», — добавляет Юлия Карпова, руководитель судебной практики юрфирмы «Инфралекс».

Между тем, большинство таких исков являются «бесспорными», то есть, суд проверяет лишь обоснованность математических расчетов между страховыми компаниями по утвержденной Российским союзом автостраховщиков Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт. Она обязательна для применения всеми страховщиками, которые, в принципе, могут провести эти подсчеты самостоятельно, не перекладывая ответственность за это на плечи судей. Кроме того, пренебрегают страховые компании и предложенными им механизмами досудебного решения споров. Например, ст. 26.1 закона об ОСАГО устанавливает, что члены профообъединения страховщиков должны заключить между собой соглашение о прямом возмещении убытков и проводить взаиморасчеты на его основании. Но на практике участники рынка такими соглашениями пренебрегают и при малейших разногласиях «бегут» в суд. Такие иски «не стоят выеденного яйца», утверждает «Коммерсантъ Деньги»: судебные акты первой инстанции по искам о суброгации страховщиков обжалуются в 5,5%, тогда как по всем категориям споров этот показатель составляет в среднем 17,5-19%.

По данным системы Casebook, порядка 80% таких дел инициируют несколько крупных страховых компаний. В последние несколько лет в числе «лидеров» неизменно остаются «Росгосстрах» и «Ингосстрах», которые подают больше всего заявлений о возмещении в порядке суброгации.

Статистика Судебного департамента при ВС также свидетельствует об увеличении числа «страховых» споров. Так, если за весь 2015 год в арбитражи первой инстанции поступило около 166 000 исков, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам страхования, то только в первой половине 2016 года их было уже больше 106 000, что составляет примерно 13,6% от всех дел.

«При этом в судах вышестоящих и инстанций страховых споров гораздо меньше, например, за 6 месяцев прошлого года, апелляционные суды рассмотрели 5 731 спор, а кассационные суды – 775 споров. Видно, что решения судов первой инстанции по страховым спорам крайне редко обжалуются. Скорее всего, причина этого однозначность этих споров, иными словами, отсутствие собственно оснований для спора», — комментирует Максим Кульков, управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры».

Законопроект должен сработать

Эксперты полагают, что предложенный ВС законопроект действительно может способствовать снижению судебнйо нагрузки. Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс в интервью «Коммерсант Деньги» рассказал, что введение претензионного порядка решения споров со страховщиками для физлиц уменьшило число обращений в суды на 90%. Правда, он уточнил, что такая статистика касается именно граждан, а не автоюристов, которые «работают системно». «Моя оценка по числу снижения судебных споров между страховщиками будет не меньше, чем по физическим лицам, то есть, примерно в десять раз», — оценивает Юргенс перспективы законопроекта ВС.

При этом он делает оговорку относительно того, что есть вопросы, которые нельзя разрешить в досудебном порядке. «Споры ведь могут касаться не только стоимости возмещения по ОСАГО. Здесь могут возникнуть особенности, связанные с КАСКО, могут быть методологические споры», — уточняет эксперт.

Юристы также считают, что задача по частичной «разгрузке» судов от страховых исков вполне выполнима. Юлия Карпова из «Инфралекса» напоминает о том, что предыдущий опыт введения обязательного досудебного порядка разрешения споров в иных отраслях был достаточно эффективным и действительно снизил судебную нагрузку. «Сработает ли это в сфере страхования, покажет только практика, но не думаю, что она в этом смысле станет исключением», — говорит эксперт.

«Полагаю, что законопроект полезен, так как должен существенно разгрузить суды от ненужных споров, которые гораздо быстрее и эффективнее решать на уровне органов, созданных профессиональным сообществом», — комментирует Максим Кульков из «Кульков, Колотилов и партнеры». Также он отмечает, что на снижение количества суброгационных споров может повлиять более широкое применение медиации в этой области, а также увеличение негативных последствий для стороны, добровольно не выполняющей законные требования, включая возложение на нее судебных расходов в полном размере.

«Юридическому сообществу следует только приветствовать предложенный в законопроекте порядок досудебного урегулирования споров, поскольку, если цель законопроекта будет достигнута и число подобных споров, доходящих до арбитражных судов, существенно сократится, это освободит судебные ресурсы для рассмотрения всех иных споров», — согласен с коллегами Алексей Гряднов из Dentons. Вместе с тем, он отмечает, что механизм, предложенный законопроектом ВС, требует доработки, поскольку он не содержит ответов на многие важные вопросы. В частности, не указаны срок для обжалования решений комиссии в арбитражный суд, порядок обжалования, статус решений комиссии, возможность их принудительного исполнения и так далее. «Для ответов на указанные вопросы потребуется внесение изменений в целый ряд федеральных законов», — говорит юрист.

«Подводные камни» проекта

Некоторые эксперты говорят о том, что предлагаемая ВС мера не только не поможет сократить количество споров страховщиков, но и потенциально может привести к еще большему затягиванию споров между ними. Алина Братищева, партнер АБ «Казаков и партнеры» отмечает, что внушительная часть страховых компаний затевает судебную тяжбу для того, чтобы выиграть время и подольше не возвращать коллегам причитающиеся им деньги, бесплатно пользуясь средствами другого страховщика. «Алчный страховщик, по сути, получает беспроцентный кредит на тот срок, на который ему удается затянуть возмещение затрат страховщика, уже осуществившего выплаты по прямому возмещению убытков. И рассматриваемый законопроект, к сожалению, может содействовать в увеличении срока такого «кредитования»», — комментирует она.

Еще одну лазейку в законопроекте заметила Ольга Харламоваиз СК «МАКС»: она считает, что раз решения комиссии РСА можно будет обжаловать в арбитражах, страховщики не преминут этим воспользоваться, а значит, о существенном снижении нагрузки на судей говорить не приходится. Кроме того, по мнению Харламовой, одновременно увеличится период взыскания — от осуществления выплаты до фактического исполнения решения суда.

С ней не согласна Светлана Громадская, адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры», которая считает, что хотя решение комиссии РСА и можно будет обжаловать в арбитраж, этот спор будет носить иной характер, нежели сейчас. «Он будет проходить в рамках процедуры обжалования ненормативных актов, которая предусматривает сокращенный трехмесячный срок рассмотрения заявления. В сущности, обязанностью суда станет проверка соблюдения процедуры рассмотрения спора в комиссии РСА, а не рассмотрение спора по существу, что существенно упростит задачу суда», — объясняет она.

Вместе с тем, пока нельзя говорить о том, что предложенный порядок полностью исключит злоупотребления со стороны страховщиков, ведь порядок рассмотрения таких споров РСА еще не утвержден. Компании не смогут затягивать с выплатами только если процедура рассмотрения таких споров комиссией РСА будет строго регламентирована, а сроки вступления в силу принятого ею решения не будут привязаны к его обжалованию в суде, полагает Громадская.

30.01.17 Право.ру pravo.ru

В 2017 году Россию ждёт новая революция и новый социальный взрыв. Речь идёт о революции в сфере обязательного страхования автотранспорта, которая затронет интересы миллионов российских автомобилистов и затронет так, что протесты дальнобойщиков по поводу «Платона» покажутся детскими шалостями. Лайф решил выяснить, кто и зачем готовит новые потрясения для страны.

С Полиной Апариной из Волгограда беда случилась нежданно: заехала буквально на 15 минут в магазин «Пятёрочка» за молоком и хлебом, а когда выбежала с пакетами из дверей, увидела, что какой-то гад, выезжая со стоянки, зацепил крыло её новенькой «киюшечки-риюшечки».

— И, главное, они даже записку не оставили! — рыдала она в жилетку юристу Анатолию, которого ей присоветовали знакомые как человека, решающего все проблемы. — И что мне теперь делать?!

Анатолий слушал, кивал и успокаивал Полину: «Да не ревите вы так, найдём мы вашего обидчика, найдём, и страховку свою вы получите. Вы, главное, напишите в заявлении, что этот злодей вам не только крыло помял, но и фару разбил. А ещё лучше — обе фары».

Юрист Анатолий не обманул. Вскоре он представил Полине невзрачного пенсионера, который и сознался, что именно он ударил красную Kia Rio на парковке у «Пятёрочки».

— Но у меня белая машина.

— Ну, значит, белую, — охотно согласился пенсионер.

Ещё через две недели Анатолий выдал Юлии и отсуженные у страховой компании 20 тысяч на ремонт.

— А себе вы сколько взяли? — спросила женщина.

— На хлеб хватит, — только и успел усмехнуться Анатолий, как на его руках защёлкнулись наручники.

Полина оказалась оперативником Волгоградского управления Следственного комитета, где уже давно разрабатывали дело о банде мошенников, которые опустошали счета местных страховых компаний.

Так началось скандальное дело компании «Верный выбор», ниточки от которого привели следователей на самый олимп местной власти — как оказалось, настоящими хозяевами фирмы были вице-мэр города и два депутата городской думы. Мошенничества с документами о ДТП позволили им за прошлый год заработать более 150 миллионов рублей.

Именно это дело и стало той «последней каплей», после которой страховые компании и потребовали переписать закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО).

Закон об ОСАГО, принятый 15 лет назад, поначалу был с энтузиазмом воспринят автолюбителями, уставшими от криминальных разборок с бейсбольными битами после каждой аварии. Тогда же был создан и Российский союз автостраховщиков (РСА), куда в первый же год работы вошли 174 компании.

Однако вскоре восторги сменились скепсисом: страховые выплаты казались автовладельцам мизерными, часть компаний «по-английски» ушла с рынка, прихватив с собой и деньги клиентов. Полис ОСАГО всё больше напоминал некий налог, который автолюбители волей-неволей должны были платить государству.

В 2013 году для реанимации системы ОСАГО государство было вынуждено пойти на ряд серьёзных мер. Страховой рынок получил нового регулятора — Центральный банк РФ, гарантировавший стабильность страховых выплат даже в случае «самоликвидации» страховщика. Были повышены и максимальные размеры денежных выплат — со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Также был существенно увеличен и лимит выплат по «Европротоколу».

— В итоге 2014 год у страховщиков начался под знаком «автоюристов», — говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — Получила распространение такая ситуация: потребители — вернее, автоюристы — не дожидаясь, пока пройдёт 30 дней, в течение которых страховщик имеет право произвести выплаты, сразу стали обращаться в суд, где страховщикам присуждали не только максимально возможные выплаты, но и оплату всех судебных издержек.

Типичным примером деятельности таких мошенников и стал Волгоградский «Верный выбор»: автоюристы не только выкупали ДТП у его участников, но и пользовались липовыми «европротоколами», мошенники сами назначали дорогостоящие экспертизы в подставных мастерских, которые также требовалось оплатить.

И это вовсе не единичный случай. Например, в Махачкале была поймана группа мошенников, получавших миллионные компенсации по фиктивным «Европротоколам». В Москве ведётся расследование в отношении группы лиц, предоставлявшей поддельные договоры уступки прав и платёжные поручения в суд.

В ответ Центробанк и решил ударить по автоюристам в типично монетаристском духе, устроив «монетизацию» наоборот: то есть автолюбители теперь вместо денежных выплат на ремонт будут получать компенсацию «натурой» — страховщики сами будут ремонтировать пострадавшие автомобили.

И в конце 2016 года в Госдуму РФ был внесены поправки в Закон об обязательном автостраховании, устанавливающие приоритет восстановительного ремонта над страховой выплатой.

28.01.17 Лайф life.ru

Депутаты критикуют ремонтную реформу

Правительственные поправки ко второму чтению законопроекта о замене денежной выплаты ремонтом в ОСАГО стали темой ожесточенных дискуссий депутатов и ЦБ. Парламентарии настаивают на переносе реформы с 1 марта этого года на 1 января 2018 года, на использовании при ремонте только новых оригинальных деталей и на гарантии на произведенные работы сроком до года. В противном случае, по словам защитников автмобилистов, водители получат ремонт «пылью и замазкой». Центробанк пока жестко настаивает на правительственной версии поправок.

На этой неделе правительство внесло свою версию поправок к проекту закона о приоритете ремонта в выплатах ОСАГО. Напомним, проект депутата Михаила Емельянова принят в первом чтении 14 декабря прошлого года. Правительственные поправки устанавливают срок ремонта в ОСАГО (не более 30 рабочих дней с момента представления потерпевшим автомобиля на сервис) и перечисляет варианты выплаты деньгами: при полной гибели авто; в случае если стоимость ремонта выше 400 тыс. руб.; при наличии у потерпевшего «тяжелых жизненных обстоятельств»; причинения вреда только имуществу, которое не является автомобилем. Предложено также, что станция техобслуживания выбирается пострадавшим из списка тех, с которыми у страховщика есть договорные отношения, минимальный гарантийный срок на результат восстановительного ремонта — два месяца. Если страховщик в течение года нарушал обязательства по восстановительному ремонту, ЦБ может обязать его осуществлять выплаты только деньгами. Старт ремонтной реформы намечен на 1 марта.

Сразу после внесения поправок в Госдуме состоялось заседание рабочей группы, на котором депутаты высказывали к ним свои претензии. Как рассказал «Ъ» депутат от КПРФ Алексей Куринный, думцы не согласны с тем, что перечень сервисов для автовладельцев ограничен. «Другие претензии — отсутствие в проекте указания производить ремонт только новыми запчастями, а не восстановленными и бывшими в употреблении. Кроме того, гарантийный срок на произведенные работы должен составлять шесть месяцев на детали, за исключением лакокрасочных работ — по ним год»,— говорит депутат.

По его словам, следует перенести срок старта реформы на 1 января 2018 года: «Надо обкатать технологию, накладки неизбежны».

Представители ЦБ, присутствовавшие на заседании рабочей группы, жестко отреагировали на депутатские инициативы. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что можно начать ремонтную реформу ОСАГО хоть с 2020 года — но в этом случае он ждет от депутатов рекомендации в три раза повысить тарифы. По его словам, перенос реформы обернется дефицитом полисов в регионах. Увеличение гарантийных сроков на ремонт ЦБ критиковать не стал, ремонт только новыми запчастями не поддержал. «Проект предложений, подготовленный Минфином и ЦБ, взвешенный и позволяет большому количеству автомобилистов получить выплату ремонтом,— сказал «Ъ» еще одни участник рабочей группы, замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.— Инициативы депутатов делают процесс сложным и сужают круг станций, которые захотят ремонтировать автомобили ОСАГО». Господин Уфимцев говорит, что автопарк РФ более чем на 50% состоит из автомобилей старше десяти лет, «на ряд автомобилей сложно найти новую запчасть».

Дискуссия продолжилась в ходе вчерашнего заседания Общественной палаты. Как рассказал «Ъ» присутствовавший на мероприятии вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, правительственные поправки раскритиковал финансовый омбудсмен Павел Медведев. «Когда представители страхового лобби утверждают, что ремонт не новыми запчастями успешно практикуется в каско и не вызывает ни у кого вопросов, они умалчивают, что в отличие от каско по ОСАГО ущерб авто рассчитывается по единой методике РСА,— говорит Антон Шапарин,— а она существенно отстает от рыночных цен на запчасти». Эксперт приводит в пример стоимость бампера Toyota Land Cruiser, который по методике РСА стоит 6,3 тыс. руб. при рыночной цене в 26 тыс. руб. «Нельзя устанавливать гарантийный срок на ремонт в два месяца,— продолжает Антон Шапарин.— Все дефекты покраски выявляются за больший срок и сейчас даже самый затрапезный сервис дает гарантию на такие работы в три месяца». По его словам, если будут приняты поправки в правительственной версии, автомобилисты получат ремонт «пылью и замазкой» и окажутся абсолютно не защищены из-за загруженности судов.

По словам главы банковского комитета Госдумы Анатолия Аксакова, депутаты вернутся к теме поправок ОСАГО после окончания региональной недели — с 6 февраля.

28.01.17 Коммерсант kommersant.ru

strahovanieСтраховая компания «Согласие» планирует во II—III кварталах 2017 года уйти от практики выдачи полисов добровольного страхования на бланках строгой отчетности и перейти на подписание договоров электронно-цифровой подписью. Об этом сообщила вице-президент компании Татьяна Бородкина.

«Планируем переводить договоры страхования на электронно-цифровую подпись: клиенты — физические лица будут подписываться простой ЭЦП, юридические лица — усиленной квалифицированной», — сказала она.

Клиент сможет распечатать полис, но он будет не на бланке, а на обычной бумаге, уточнила топ-менеджер. Для обязательных видов страхования (ОСАГО, ответственности перевозчиков и владельцев опасных объектов) бланки строгой отчетности останутся, так как этого требует закон (при этом по ОСАГО заключение электронного полиса допускается).

Подписание договоров с помощью ЭЦП — часть проекта «Согласия» по переходу на электронное взаимодействие с агентами, который реализуется с октября прошлого года.

В пилотной стадии ЭЦП получили 490 агентов в Москве, которые сдают в электронном виде отчеты и акты — около 200 документов в месяц. К концу 2017 года с помощью ЭЦП будет подписываться 800 документов в месяц — 95% от общего объема, рассчитывают в «Согласии».

В рамках перехода «в цифру» планируется оптимизировать до 30% подразделений, которые занимаются очными коммуникациями с агентами, отметила Бородкина.

При этом подписание договора в электронном виде не исключает процедуры предстрахового осмотра, если он необходим, уточнил заместитель гендиректора компании Дмитрий Кузнецов.

25.01.17 Банки.ру banki.ru

Страховщики ОСАГО, по предварительным сведениям, в 2016 году увеличили сбор премий по этому виду страхования на 7% по сравнению с 2015 годом, до 235,6 миллиарда рублей, сообщила пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА).

Средняя премия в ОСАГО в 2016 году составила 6,03 тысячи рублей, увеличившись на 9%, подсчитал также союз.

При этом сумма выплат по страховым случаям в сегменте ОСАГО за рассматриваемый период составила 165,9 миллиарда рублей, увеличившись на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя выплата по ОСАГО увеличилась на 40% и достигла 69,02 тысячи рублей.

РСА также сообщил, что средняя выплата в ОСАГО в декабре 2016 года выросла на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 76,8 тысячи рублей, а средняя премия снизилась на 2% и составила 6,05 тысячи рублей.

Кроме того, согласно предварительным данным РСА, в 2016 году значительно замедлилось снижение числа заключенных договоров ОСАГО. В прошлом году этот показатель уменьшился на 2%, при этом годом ранее снижение было на уровне 7%.

27.01.17 Прайм 1prime.ru

Отзыв обусловлен нарушениями страхового законодательства

Банк России приказами от 26 января отозвал лицензии у двух страховых компаний — СК «Вектор» и медицинской страховой компании «Максимус».

Это следует из материалов ЦБ РФ.

Решение в отношении СК «Вектор» было принято в связи с неустранением нарушений страхового законодательства, в частности, из-за несоблюдения требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств и средств страховых резервов.

Лицензия у «Максимуса» отозвана из-за неоднократного непредставления в Банк России отчетности, установленной страховым законодательством и другими федеральными законами.

СК «Вектор» — универсальная страховая компания с головным офисом в Симферополе, занимается преимущественно страхованием ОСАГО, а также добровольным медицинским страхованием.

Медицинская страховая компания «Максимус» — одна из страховых компаний в Ростовской области, специализируется на осуществлении обязательного и добровольного медицинского страхования.

27.01.17 ТАСС tass.ru

strahovanie С 1 января 2017 года вступили в силу требования к уставному капиталу медицинских страховщиков — «планка» повысилась с 60 млн до 120 млн рублей. С рынка уже ушли несколько компаний, а в предыдущем полугодии было несколько крупных покупок медстраховщиков. Как консолидация рынка ОМС отражается на пациентах, разбирался Банки.ру.

Входной билет

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения законодательства, которые повышают требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний, занимающихся обязательным медицинским страхованием, вдвое: с 60 млн до 120 млн рублей.

В результате ряд медстраховщиков покинули рынок. 11 января стало известно о прекращении деятельности ОМС-подразделения страховой компании «Согласие» («Согласие-М», 72 тыс. застрахованных). Компания приняла решение сконцентрироваться на рисковом и накопительном страховании в целях повышения эффективности, объяснили тогда в пресс-службе «Согласия». 19 января ЦБ лишил лицензии небольшую страховую медицинскую организацию (СМО) «Башкортостан» (9,1 тыс. застрахованных). Оба страховщика по состоянию на 1 декабря 2016 года имели уставный капитал в размере 60 млн рублей.

Основная часть страховщиков ОМС по состоянию на 1 января 2017 года привела свой уставный капитал в соответствие требованиям закона, сообщили в пресс-службе Банка России. «Незначительное количество страховщиков приняло решение об отказе от деятельности либо о слиянии с более крупными компаниями», — сказал представитель регулятора.

По оценкам президента Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрия Кузнецова, в результате увеличения требований к уставному капиталу и процессов слияния-поглощения сейчас на рынке осталось не более 48 страховщиков ОМС (по данным ЦБ на 1 июля 2016 года, их было 56).

M&A-хирургия

Во второй половине 2016 года на рынке ОМС активизировались сделки слияния и поглощения страховых медорганизаций (СМО). Одной из крупнейших стала покупка компании «РОСНО-МС» (17,7 млн застрахованных, второе место на рынке ОМС) «ВТБ страхованием». О завершении сделки стороны объявили в ноябре. До этого «РОСНО-МС» принадлежала компании «Альянс», «дочке» крупнейшей международной страховой группы Allianz SE.

Сделка не была связана с новыми требованиями закона: уставный капитал «РОСНО-МС» составляет 600 млн рублей. «Сейчас ведется много разговоров о трансформации системы ОМС, и мы, как иностранный акционер, хорошо понимаем, что для дальнейшего развития этого направления нужна сильная российская компания», — комментировал продажу генеральный директор группы компаний Allianz в России Николаус Фрай (цитата по отраслевому изданию Vademecum).

В декабре 2016 года, по неофициальным данным, владельца сменила МСК «Уралсиб» (3 млн застрахованных), ОМС-подразделение одноименной страховой группы. В августе медстраховщик увеличил уставный капитал с 78 млн рублей до 156 млн.

Как сообщил Банки.ру источник на страховом рынке, новыми акционерами стали структуры, подконтрольные основному владельцу страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергею Саркисову (но не сама компания). «РЕСО-Гарантия» и СГ «Уралсиб» информацию о сделке не комментируют. Однако, по информации Vademecum, 22 декабря генеральным директором МСК «Уралсиб» стал Валерий Медведев, который до этого возглавлял подмосковный филиал «РЕСО-Мед» (ОМС-подразделение «РЕСО-Гарантии», 8 млн застрахованных).

На покупку МСК «Уралсиб» претендовал также «СОГАЗ» — его ходатайство о приобретении 100% акций компании согласовала Федеральная антимонопольная служба. Представители «СОГАЗа» также не ответили на запрос.

Кроме того, компания «МАКС-М» (лидер рынка ОМС, 18,4 млн застрахованных) купила самарскую «Астро-Волга-Мед» (1,7 млн застрахованных), о завершении сделки было объявлено 23 января. Интересовался региональными медстраховщиками и «Ингосстрах»: его «дочка» по ОМС «ИнВест-полис» согласовывала в ФАС покупку «Астро-Волга-Мед», которую в итоге приобрел «МАКС-М», а также курской компании «Росмедстрах-К». Состоялась ли в итоге сделка, неизвестно: представители «Ингосстраха» не стали это комментировать.

Небольшие медстраховщики искали инвесторов из-за отсутствия возможности увеличить уставный капитал, объясняет консолидацию рынка директор по рейтингам страховых компаний «Эксперт РА» Ольга Басова.

«ОМС — низкомаржинальный бизнес: чем меньше число застрахованных, тем ниже доход СМО, — добавляет Дмитрий Кузнецов. — А требования к функционалу страховых медорганизаций высокие: это затраты на персонал, его обучение и автоматизацию процессов. Это легче обеспечить в рамках сильной структуры, использовать ее IT-ресурсы, кол-центры и экспертов. Если у компании 100 тысяч застрахованных, держать адекватный штат специалистов достаточно тяжело — и финансово, и организационно».

А для покупателей приобретение страховщика по ОМС может означать выход в новые регионы и рост клиентской базы, считает Ольга Басова. «Страховые медицинские организации, входящие в финансовые группы, могут рассматривать клиентов ОМС для развития кросс-продаж», — говорит она.

К 2018 году на рынке останется около 35 медстраховщиков, прогнозирует Дмитрий Кузнецов. По его мнению, должны завершиться начатые процедуры слияния, и, кроме того, есть еще ряд компаний, «чьи судьбы будут меняться» — либо поменяется их владелец, либо они сами покинут рынок.

Пациентам без разницы?

Для пациентов нет разницы, кто собственник медстраховщика, считает глава общественной организации защиты прав потребителей медуслуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев. «Клиентоориентированных страховых компаний, на мой взгляд, на рынке уже не осталось. Конкуренции на рынке ОМС и так немного, и она давно уже переведена в плоскость того, кто быстрее выдаст страховой полис. Минус три-четыре компании ситуации уже не изменят», — объясняет он свою точку зрения.

Заставить конкурировать страховые компании в области защиты прав пациентов может только государство, усилив критерии оценки деятельности СМО, уверен эксперт. «А публичного анализа результатов этой деятельности нет, — констатирует Стародубцев. — Недавний спор между Счетной палатой и представителями ФОМС и СМО перешел лишь в плоскость того, насколько эффективно страховые компании штрафуют лечебные учреждения».

Как известно, в середине декабря Счетная палата заявила, что в 2015 году система ОМС потеряла 30,5 млрд рублей, которые не пошли на оплату медпомощи, а были направлены посредникам-медстраховщикам. Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс возразил, что цифра в 30,5 млрд рублей не находит реального обоснования, и напомнил, что в 2015 году СМО вернули в систему ОМС 67,5 млрд рублей, удержанных по результатам экспертиз по фактам неоказания или дефектного оказания медпомощи.

При этом Счетная палата установила, что 43% штрафов, наложенных страховщиками на клиники, касались неправильного оформления документов (связанного, например, с орфографическими ошибками или непонятным почерком) и лишь 0,1% нарушений были связаны с доступностью медпомощи. «Страховым интересны только те нарушения, которые не требуют больших усилий для выявления и приносят им наибольшую прибыль», — полагают аудиторы (медстраховщики получают 15—25% от наложенных на клиники штрафов).

«Штрафы — это всего-навсего заработок страховых компаний. Этот механизм держит в тонусе медицинские учреждения от совсем уж грубых приписок, но не определяет развитие здравоохранения, — продолжает Стародубцев. — А защита прав граждан — сугубо убыточное занятие, так как оно требует квалифицированных разбирательств, что, в свою очередь, заставляет держать юристов».

Чтобы избежать претензий в «съедании» бюджетных денег, страховые компании должны стать некоммерческими организациями, доход которых идет на развитие компании, а не приносить прибыль акционерам, уверен Стародубцев.

24.01.17 Банки.ру banki.ru

Хотя единая субсидия не гарантирует господдержки страхования

Основные агрорегионы сохранят в 2017 году практику страхования урожая. Из 52 определившихся территорий агрополис намерены сохранить 27. К такому выводу пришли страховщики по итогам опросов местных властей. Отказ от страхования планируют северные регионы и территории, ориентированные на производство кормов. Еще в 11 регионах запланировано снижение объема посевных площадей, защищенных агрострахованием.

Большая часть субъектов РФ, в которых аграрии были защищены полисом страхования с господдержкой, намерены сохранить эту практику. Это следует из данных Национального союза агростраховщиков (НСА), полученных в ходе обмена информации с регионами. По состоянию на 20 января уже определились с планами по страхованию 52 региона, из них 27 собираются осуществлять господдержку страхования в растениеводстве.

«Перечень еще не полон — ряд значимых сельскохозяйственных регионов еще не предоставили данные, однако уже сейчас можно сказать, что большая группа основных зернопроизводящих субъектов РФ рассматривает страхование как важный элемент защиты аграриев»,— говорит президент НСА Корней Биждов. По его словам в сохранении полиса заинтересованы Юг России и все Черноземье, ряд регионов Поволжья, Дальний Восток. В то же время не планируют развивать господдержку страхования урожая преимущественно северные регионы, а также субъекты РФ, ориентированные на производство кормов, такие как Архангельская, Челябинская, Курганская, Иркутская область, Камчатский край.

Напомним, с 2017 года в отношении аграриев действует принцип единой субсидии, в рамках которой можно игнорировать затраты на сельхозстрахование. «Вызывает озабоченность тот факт, что в 11 регионах органы АПК планируют снижение целевых показателей по застрахованным площадям, в некоторых субъектах вплоть до 70% площадей, которые были застрахованы в 2016 году,— продолжает президент НСА.— Это говорит в первую очередь о критическом несовершенстве системы господдержки, предлагаемой в рамках перехода к единой субсидии, когда планирование поддержки страховой защиты будет фактически осуществляться по остаточному принципу».

В целом, по наблюдениям НСА, страховые компании рассчитывают застраховать на условиях господдержки в совокупности не менее 6,2 млн га посевов в 46 субъектах РФ. Но прогноз местных сельскохозяйственных властей более консервативен — в 27 субъектах РФ они пока готовы запланировать страхование с господдержкой посевов на площади 1,6 млн га. Для сравнения, всего по итогам 2016 года, по данным НСА, площадь застрахованных посевов в 41 регионе РФ достигла 4,15 млн га.

24.01.17 Коммерсант kommersant.ru

Клиенты недовольны, что не могут приобрести полис ОСАГО на сайте выбранной компании. Страховщики могут таким образом прикрывать нежелание продавать электронные полисы в регионах с высокой убыточностью по выплатам, говорят эксперты

Банк России зафиксировал первые обращения по продажам электронных полисов ОСАГО. Как сообщил РБК представитель пресс-службы ЦБ, потребители, в частности, жалуются на невозможность купить полис на сайте выбранной ими страховой компании. Вместо этого они перенаправляются на сайт другого страховщика. Участники рынка не исключают, что страховщики могут пользоваться данным инструментом для прикрытия нежелания продавать ​электронные полисы в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сейчас обсуждают вопрос введения штрафов за отказ некоторых компаний реализовывать e-полисы.

«Электронное ОСАГО для большинства потребителей является новым сервисом, автовладельцы только привыкают к возможности общаться со страховщиком по интернету. Именно поэтому часть жалоб, поступивших в Банк России, касается вопросов коммуникации со страховой компанией, сложностей с заполнением заявления на страхование в электронном виде», — сказал РБК сотрудник пресс-службы ЦБ. При этом он отметил, что часть жалоб связана с невозможностью купить полис на сайте выбранной потребителем страховой компании, поскольку идет перенаправление на сайт другого страховщика.

Механизм замещающего страховщика, разработанный Российским союзом автостраховщиков (РСА), позволяет обеспечить бесперебойность продаж электронных полисов за счет подключения сайтов других членов союза. Если клиент из-за имеющихся технических неполадок не может оформить полис, он перенаправляется на сайт другого страховщика. Страховщик при этом выбирается случайным образом из общего числа страховщиков ОСАГО.

«Если подключается механизм замещающего страховщика, на экране компьютера появляется соответствующее сообщение с предложением перейти по ссылке на сайт замещающего страховщика», — пояснил сотрудник пресс-службы РСА, отметив, что соответствующие нормы закреплены в правилах профессиональной деятельности объединения, согласованных с Банком России.

В РСА сообщили, что также фиксируют жалобы граждан на трудности при оформлении электронного ОСАГО. «Обращающихся беспокоит то, что происходит перенаправление клиента с сайта одного страховщика на сайт иного страховщика; невозможно заключить е-полис в связи с возникающими ошибками; [есть] общие вопросы по порядку заключения договора ОСАГО в электронном виде», — сообщил сотрудник пресс-службы объединения. При этом он отмечает, что с начала 2017 года и по состоянию на 15:00 мск 24 января в РСА поступило 104 таких письменных обращения.

Официально участники рынка не поясняют причины частых перенаправлений. Вместе с тем ​участник рынка, пожелавший остаться неназванным, рассказал РБК, что это верный способ для тех, кто не хочет продавать электронное ОСАГО, особенно если речь идет о так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность. «Некоторые компании сейчас так и делают. Например, после ввода всех данных клиента выпадает ошибка, и необходимо вписывать все заново. «Не знаю, как компании делают это технически, но некоторые сейчас этими активно пользуются», — сообщил другой источник на рынке.

Как ранее заявлял президент РСА Игорь Юргенс, в отдельных регионах, в отдельных компаниях наблюдается низкий уровень продаж электронных полисов. По статистике РСА, с 1 по 19 января менее 500 электронных полисов было продано в 32 регионах, менее 100 полисов в семи регионах (Чукотский, Ненецкий округ, Тыва, Магаданская и Еврейская области, Алтай и Якутия). При этом регионами-лидерами по продажам электронных ОСАГО стали Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская области, Ставропольский край, в каждом из которых за этот период продано более 4,5 тыс. е-полисов. Всего за первые 20 дней января на территории РФ реализовано около 100 тыс. полисов.

«Соответственно, необходимы санкции. Правление РСА приняло решение поручить профильным комитетам союза разработать систему таких санкций и попросило представителей Банка России принять участие в этой работе», — заявлял Юргенс. По его словам, предложения комитетов РСА будут рассмотрены на заседании правления РСА 2 февраля. Планируется, что 9 февраля они будут утверждены президиумом объединения.

Согласно поправкам в закон об ОСАГО, вступившим в силу с лета прошлого года, с 1 января 2017 года все страховые компании, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности, обязаны заключать договоры в электронном виде на всей территории РФ. При этом страховщики, заключающие такие договоры онлайн, должны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. Согласно действующему законодательству, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика в сутки не должна превышать 30 минут. При проведении плановых технических работ компания обязана не менее чем за сутки до их начала уведомить об этом на главной странице сайта, указав дату и время их окончания. При возникновении вопросов с покупкой е-полисов страхователи могут направлять обращения как в службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, так и в РСА.

24.01.17 РБК rbc.ru

strahovanieДистанционное взаимодействие с финансовым омбудсменом упростит порядок обращения и сократит очереди

Гражданам разрешат обращаться к финансовому омбудсмену с жалобами на страховщиков дистанционно. Такая поправка к законопроекту о финансовом уполномоченном будет подготовлена ко второму чтению, рассказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков. Возможность связи с уполномоченным в режиме онлайн сократит очереди и поможет развитию механизма внесудебного решения споров граждан со страховщиками.

Финансовый омбудсмен предположительно заработает с середины 2017 года и будет сначала заниматься урегулированием разногласий между физлицами и страховщиками. Через год уполномоченный сможет также примирять граждан с банками, микрофинансовыми и другими небанковскими организациями. В процессе работы над законопроектом депутаты решили наделить омбудсмена возможностью принимать официальные жалобы в режиме онлайн. Для этого гражданам понадобится лишь электронно-цифровая подпись.

— У сторон должен быть выбор, как именно подавать заявления — в бумажном или электронном виде, — убежден Анатолий Аксаков.

По его мнению, это позволит сократить время на рассмотрение досудебных страховых споров всем его участникам и устранит лишнюю волокиту.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс поддерживает поправки.

— Все новации, переводящие документооборот в электронную форму, можно оценить исключительно положительно, — говорит он.

Новация отвечает общему тренду на предоставление услуг населению дистанционно, отмечает юрист адвокатского бюро А2 Ксения Риф.

— Сейчас электронно-цифровая подпись есть в основном у индивидуальных предпринимателей и граждан, которым этот идентификатор необходим для работы, — поясняет юрист. — С учетом того, что обращения к омбудсмену вряд ли будут производиться на регулярной основе, нет уверенности, что граждане начнут активно заводить и использовать цифровые подписи. Куда логичнее и правильнее было бы использовать для обращений к омбудсмену портал госуслуг.

Электронно-цифровая подпись хранится на флешке, для работы с ней на компьютере нужна специальная программа. Созданная с использованием средств криптозащиты цифровая подпись позволяет идентифицировать личность подписавшего документ. Стоимость цифровой подписи составляет от 4 тыс. до 7,4 тыс. рублей, для взаимодействия с разными госорганами нужны разные цифровые подписи.

Не все эксперты считают идею с электронно-цифровой подписью удачной. Эксперт комитета Госдумы по финрынку, адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев напоминает, что составить и подать заявление в бумажном виде в общем-то не составляет труда, а получение электронно-цифровой подписи требует времени и стоит денег. Он не ожидает, что поправки активизируют дистанционное обращение граждан к финансовому омбудсмену.

Судьба поправки о дистанционном обращении решится в ходе второго чтения законопроекта в Госдуме, дата которого пока не определена.

Службу финансового омбудсмена пытаются создать уже более двух лет. Законопроект о ее учреждении был подготовлен по инициативе президента в 2014 году, тогда же документ внесли в Госдуму и приняли в первом чтении. Но потом его прохождение застопорилось — до момента, когда президент Владимир Путин в ноябре 2016 года на форуме ОНФ поддержал идею законопроекта о финансовом уполномоченном, указав, что отношения между банками и вкладчиками, кредиторами и заемщиками сегодня нужно «самым внимательным образом регулировать и отслеживать в деталях».

23.01.17 Известия izvestia.ru