Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВведение ремонтной «автогражданки» по всей России решено перенести на более поздние сроки

Введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России произойдет не с 1 марта 2017 года, как обсуждалась ранее, а только с 1 января 2018-го. Лишь в нескольких регионах с наибольшей убыточностью «автогражданки» реформа начнется раньше. Как заявил «Известиям» заместитель министра финансов Алексей Моисеев, это решение одобрили все заинтересованные стороны.

21 февраля предложение о переносе сроков будет рекомендовано к принятию во втором чтении на заседании профильного комитета Госдумы. Власти и ЦБ ожидают, что закон вступит в силу весной. Таким образом, длительная дискуссия о сроках проведения реформы «автогражданки», которой предусмотрено введение приоритета натурального возмещения перед денежным, выходит на финишную прямую.

Все заинтересованные стороны договорились, что вводить ремонтное ОСАГО на всей территории России надо с 1 января 2018 года, а в отдельных регионах — так называемых «токсичных» — механизм заработает раньше, как только будет принят и вступит в силу соответствующий закон. Об этом решении рассказал «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

Идею разбить проведение реформы на два этапа предложили депутаты, внесшие на прошлой неделе поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Известия» ознакомились с документом). Их рекомендуют к принятию во втором чтении законопроекта на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку 21 февраля, рассказали «Известиям» участники рынка. Планируется, что закон вступит в силу с 1 апреля.

Из слов Алексея Моисеева следует, что утвержденная конфигурация реформы позволит, прежде всего, хотя бы частично избавить страховщиков от «автоюристов». Последние через суды добиваются максимально возможных компенсаций, превышающих лимит страхового возмещения (400 тыс. рублей). Из-за этого страховые компании в ряде регионов несут внушительные убытки по программе ОСАГО.

По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), проблемных субъектов не менее 30. Список пилотных регионов, где новая система ОСАГО заработает весной, подготовит ЦБ. По словам источника, близкого к Центробанку, в их число попадут те, где действует система единого агента продажи полисов ОСАГО.

В ЦБ отказались от комментариев.

Как писали ранее «Известия», апробация ремонтной «автогражданки» может начаться с Волгограда, Ростова, Краснодара и Ставрополя.

По мнению главы РСА Игоря Юргенса, такой порядок даст массу лазеек автоюристам, при том, что введение приоритета ремонта задумывалось как раз для того, чтобы вытеснить недобросовестных игроков с этого рынка.

— Например, человек из проблемного региона — с натуральными выплатами — уехал в непроблемный, зарегистрировался сроком на один день и может спокойно обращаться в суд и получать денежные выплаты, — пояснил Игорь Юргенс. — Таким образом, сохраняются и судебные издержки компаний, пени, штрафы, плюс мы получаем дорогое натуральное возмещение.

По словам официального представителя «Альфа Страхование» Юрия Нехайчука, реформа ОСАГО в предложенном виде вновь поставит вопрос о целесообразности либо повышения страховых тарифов по ОСАГО, либо перехода к свободному формированию тарифов.

21.02.17 Известия izvestia.ru

Заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин после заседания комитета Госдумы по финансовому рынку заявил, что по итогам прошлого 2016 года сегмент ОСАГО может показать прибыль.

«ОСАГО относительно стабилизировалось, несмотря на то, что считалось, что принципиально это убыточный сегмент. Все таки нет — он выйдет в прибыль, если брать ситуацию в целом по рынку. Хотя у отдельных компаний ситуация не самая лучшая», — ответил зампред Банка России на вопрос об итогах минувшего года.

По его словам, продолжает показывать хорошие показатели страхование жизни, а вот по страхованию имущества цифры оказались менее значимые, чем хотелось бы.

«Если я не ошибаюсь, то, соответственно, нам бы хотелось лучших показателей по страхованию имущества в целом и юрлиц и физлиц», — заключил зампред ЦБ.

По предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА), страховщики ОСАГО в 2016 году увеличили сбор премий по этому виду страхования на 7% по сравнению с 2015 годом — до 235,6 миллиарда рублей, выплаты увеличились на 36% и составили 165,9 миллиарда рублей. При этом средняя премия в прошлом году составляла 6,03 тысячи рублей (+9%), а средняя выплата выросла на 40% и достигла 69,02 тысячи рублей.

21.02.17 Прайм 1prime.ru

В Москве будут отслеживать на дорогах водителей без полиса обязательной «автогражданки»

Российский союз автостраховщиков (РСА) почти договорился с московскими властями о реализации пилотного проекта по выявлению водителей без полисов ОСАГО с помощью камер фотофиксации нарушений, установленных на дорогах, контролируемых ГИБДД. Будет ли это работать?

Новая жизнь старой идеи

Идея не нова — она уже обсуждалась ранее, но сейчас, похоже, близка к реализации как никогда. В начале февраля проект РСА обсуждался на совещании у вице-мэра Москвы Максима Ликсутова. И хотя официального объявления о старте проекта пока нет, дело, по данным источников Банки.ру, сдвинулось с мертвой точки.

В РСА уверены, что использование камер ГИБДД позволит вернуть в систему ОСАГО значительную часть «уклонистов» — автолюбителей, которые вообще не покупают полис или ездят с просроченным. По оценке Российского союза автостраховщиков, количество поддельных полисов ОСАГО на руках у водителей составляет свыше 1 млн штук, количество водителей, управляющих ТС без полиса, — 2—4 млн.

Ассоциация защиты страхователей (АЗС) считает, что число «уклонистов» почти вдвое больше и достигает 7 млн. Нынешние штрафы в 800 рублей за отсутствие полиса и 500 рублей за его просрочку особого страха нарушителям не внушают. А проблемы с покупкой полиса ОСАГО в некоторых регионах энтузиазма автовладельцам не добавляют. В РСА отмечают, что хотя увеличение суммы штрафа за езду без полиса пока не рассматривается, страховое сообщество поддержало бы такую инициативу.

Пилотный проект, по замыслу РСА, должен быть запущен в Москве. В основу будут положены технологии и схемы, опробованные Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО) при выявлении транспортных средств, не имеющих страховки по закону о страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В 2016 году НССО реализовал в автоматизированной информационной системе союза (АИС НССО) специализированные сервисы, предназначенные для интеграции внешних систем с базой данных союза.

«Мы предполагаем поэтапную реализацию проекта. На первом этапе автовладельцу не будет выписываться штраф, а будет лишь приходить информационное письмо об отсутствии полиса ОСАГО. В дальнейшем могут взиматься штрафы за езду без «автогражданки» в случае выявления таких фактов камерами», — рассказал журналистам президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Игорь Юргенс.

И сами страховщики, и защитники прав страхователей в целом позитивно относятся к проекту. Но у некоторых экспертов возникают сомнения по поводу реальности его осуществления. В частности, вызывает вопросы бесперебойность работы системы совмещения двух баз данных — ГИБДД и РСА. Введение с 2017 года обязательной продажи страховыми компаниями e-ОСАГО с огромным количеством сбоев при обращении к базе РСА только добавило сомнений.

Неясные моменты между тем остаются. Согласится ли ГИБДД проводить тотальную проверку всех автомобилей на дорогах? Как будут оспариваться неправомерно выписанные штрафы? В частности, никто пока не может ответить, как будет выписываться штраф, если водитель без полиса был неоднократно зафиксирован камерами ГИБДД. В соответствии с частью 5 статьи 4.1. КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. «Между тем страховщики полагают, что штраф должен выписываться за каждую фиксацию, даже если за один день он проехал десять раз под камерами», — отмечают в Ассоциации защиты страхователей.

Один из предлагаемых вариантов реализации проекта таков: проверка наличия полиса должна осуществляться не тотально, а только в отношении тех автовладельцев, которые уже нарушили ПДД и которых зафиксировала камера. Например, превысили скоростной режим. У такого автомобиля будет автоматически считываться госномер. Далее делается соответствующий запрос в ГИБДД, которая в свою очередь запрашивает данные в системе РСА. Проверка наличия полиса ОСАГО будет осуществляться по двум параметрам: государственный регистрационный знак транспортного средства (далее — ТС) и VIN ТС. Для подтверждения наличия полиса ОСАГО достаточно совпадения по одному из параметров.

При пилотном режиме фиксации планируется предусмотреть, что информация о проезде ТС будет обрабатываться с задержкой в семь дней, для исключения фактов отсутствия информации о полисах ОСАГО в АИС РСА, сообщили порталу Банки.ру в РСА. И подтвердили, что в ближайшее время начнет свою деятельность рабочая группа, которая определит нюансы всего проекта.

«Если штраф будет символическим, это вряд ли кого-то остановит»

Банки.ру спросил у экспертов и участников рынка автострахования, поможет ли эта мера вернуть автомобилистов-уклонистов на рынок ОСАГО, реально ли совмещение баз ГИБДД и РСА, нужно ли увеличивать штраф за отсутствие полиса.

«Порядка 7 миллионов автолюбителей ушло из системы ОСАГО»

Инна Жаврид, вице-президент Ассоциации защиты страхователей, заместитель генерального директора ООО «ГлавСтрахКонтроль»:

— По нашим подсчетам, порядка 7 миллионов автолюбителей ушло из системы ОСАГО и не имеют полиса либо имеют поддельный. Вернуть автомобилистов на рынок ОСАГО позволят только отлаженная система, направленная на обеспечение цивилизованного взаимодействия автовладельцев и страховых компаний, справедливые и своевременные компенсации, а также эффективное и быстрое урегулирование страховых случаев.

На наш взгляд, необходимо оптимизировать систему ОСАГО. Она по-прежнему требует внесения изменений, направленных на обеспечение цивилизованного взаимодействия автовладельцев и страховых компаний, а также на эффективное урегулирование страховых случаев.

Страховщики создали такую атмосферу, что без проблем, очередей, навязанных дополнительных услуг приобрести полис проблематично.

«Технологически это реально»

Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»:

— К идее я отношусь положительно, при условии выставления штрафов после отладки и проверки функциональности системы. Есть законодательное требование страховать ответственность — должен быть контроль. Технологически это реально. Наличие сбоев будет зависеть от подрядчика и реализации.

«Иметь в наличии полис ОСАГО — святая обязанность каждого водителя»

Юрий Нехайчук, официальный представитель СК «АльфаСтрахование»:

— Инициатива РСА использовать камеры ГИБДД для отлавливания водителей без ОСАГО — прекрасная идея, которую уже обсуждали несколько лет назад.

Осуществить совмещение системы наблюдения ГИБДД и базы РСА по ОСАГО реально, как и любые IT-системы. Вопрос в стоимости и оправданности стоимости подобных совмещений, а также времени, которое это займет. Есть аналогичные примеры, как, например, запуск е-ОСАГО или создание системы бонус-малус, которые также являются по своей сути агрегаторами данных из нескольких отраслевых, ведомственных и коммерческих баз данных.

Иметь в наличии полис ОСАГО — святая обязанность каждого водителя в стране, не исключая иностранных граждан или лиц без гражданства. Водитель обязан убедиться в наличии полиса, прежде чем начинать движение автомобиля по дорогам общего пользования. Отсутствие полиса ОСАГО ведет к эвакуации транспортного средства с места задержания.

Если кто-то не покупает полис ОСАГО, он уже изначально не думает о себе, своих рисках и рисках людей, кому он может, пусть и случайно, нанести вред.

«Мера будет действенной, если штраф за отсутствие полиса ОСАГО будет сопоставим с его стоимостью»

Наталья Кубланова, директор департамента автострахования страховой компании ЭРГО:

— Мы рассматриваем положительно любую инициативу, которая направлена на повышение уровня страховой защиты граждан и возможность получить страховое возмещение быстро и без судебных процедур. При этом необходимость дополнительного контроля не может не удручать, поскольку наличие ОСАГО — личная ответственность каждого гражданина.

Мера, на наш взгляд, окажется действенной, если штраф за отсутствие полиса ОСАГО будет сопоставим со стоимостью самого полиса или немного ее превышать. Если же штраф будет символическим, это вряд ли кого-то остановит.

ОСАГО — это социальный вид страхования, с которым к тому же в последнее время связано много негатива. Поэтому любые инициативы в этом виде страхования необходимо тщательно взвешивать, чтобы не вызвать очередную волну непонимания и негодования со стороны граждан.

Помимо запретительной политики надо параллельно вести и разъяснительную, что РСА и делает. Но один в поле не воин. Возможно, если страховщики совместно начнут более активно работать в этом направлении, а также в части улучшения клиентского сервиса, внедрения новых технологий, упрощающих процесс страхования, страхователи будут больше доверять страховым компаниям.

Совмещение баз РСА и ГИБДД вполне реально. В процессе любой интеграции возникают сложности, но при наличии желания и ресурсов, на наш взгляд, это преодолимо. В частности, в мире существуют примеры успешного взаимодействия разных баз данных. Например, в Эстонии оформление полиса ОСАГО осуществляется на основании данных Государственного авторегистра Эстонии. Данные для полиса берутся напрямую из базы поставленных на учет транспортных средств, доступ к которой имеют все полицейские. В случае ДТП им достаточно ввести госномер ТС, чтобы узнать полную информацию о договоре ОСАГО. В данном случае и камеры не нужны, чтобы сделать вывод о наличии полиса ОСАГО.

«Вероятность попасть в поле зрения камеры приближается к 100%»

Валерий Белый, начальник управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС»:

— Мы поддерживаем эту идею и думаем, что она сможет стать эффективной мерой по борьбе с «уклонистами». Вероятность попасть в поле зрения камеры приближается к 100%. А значит, в условиях тотального контроля и перед угрозой неотвратимого возмездия в конечном итоге повысится ответственность водителей.

При этом есть нюансы, которые должны быть учтены при реализации этой инициативы. Возможны ситуации, когда «под камеру» попадет новенький, недавно приобретенный автомобиль, который был застрахован в автосалоне до получения государственного регистрационного знака. То есть данные автовладельца в базе РСА есть, а номера автомобиля нет. Наверное, в этом случае наложение штрафных санкций несправедливо.

Во избежание недоразумений считаем, что попавшим под «всевидящее око» сначала надо направлять предупреждение-предписание с требованием в течение 30 календарных дней застраховать автомобиль или сообщить государственный регистрационный знак страховой компании для последующего ввода информации в АИС РСА. А в случае неисполнения предписания можно уже и штрафовать.

Что касается интеграции системы видеонаблюдения ГИБДД и АИС РСА, проблем тут не будет. ГИБДД пользуется сервисом РСА как минимум с 1 июля 2015 года, когда было введено электронное ОСАГО. Причиной неоправданных штрафов может быть только ошибка страховщика и только в случае, если полис ОСАГО оформлен вручную. Если полис напечатан на принтере из системы страховой компании, можно быть уверенным, что данные загружены в базу РСА. У страховщиков федерального уровня дело обстоит именно так. При этом рекомендуется проверить данные, указанные в заявлении на страхование, перед оформлением полиса и в самом полисе перед его оплатой.

21.02.17 Банки.ру banki.ru