Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСтраховщики опасаются срыва реформы «автогражданки»

Банк России считает необходимым ввести обязательное рассмотрение финансовым омбудсменом споров по моторному страхованию — это выяснилось на последнем совещании главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной с главами крупнейших страховых компаний. Оно было посвящено поправкам о замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом. Страховщики опасаются, что введение с 1 января натурального возмещения в ОСАГО сорвется из-за сложностей создания института омбудсмена для таких споров, и надеются смягчить самые жесткие поправки Минфина.

В минувшую пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина провела встречу с представителями страхового лобби. По данным «Ъ», обсуждали самый болезненный в настоящее время для страховщиков вопрос — реформу ОСАГО. Напомним, по поправкам Минфина денежная выплата по ОСАГО может быть заменена ремонтом автомобиля по выбору потерпевшего, также у него будет право выбора станции техобслуживания по согласованию со страховщиком. При этом страховщик должен будет провести обязательный осмотр поврежденного автомобиля в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате. Это существенный для страховщиков момент — они уверены, что замена выплаты ремонтом и обязательный осмотр автомобиля остановят рост денежных выплат автоюристам в судах.

Как рассказали «Ъ» один из участников совещания и глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, все присутствовавшие «подтвердили срочность и необходимость принятия закона о выплате возмещения в ОСАГО ремонтом». По словам господина Юргенса, представители ЦБ пообещали, что дополнительным инструментом «успокоения автоюризма» станет страховой омбудсмен. Выплату ремонтом в ОСАГО и распространение института финансового омбудсмена на страхование, по его словам, регулятор видит «как парные вещи». «Из-за неожиданности такого поворота у нас появились вопросы,— говорят в ВСС,— и опасения, что непроработанность темы страхового омбудсмена может задержать принятие поправок в ОСАГО в эту осеннюю сессию». Господин Юргенс говорит, что для рынка важно получить введение в действие натуральной формы возмещения в ОСАГО уже с 1 января 2017 года — именно с этой даты страховщики обязаны будут заключать в электронном виде договоры ОСАГО и ждут усиления активности автоюристов.

По информации «Ъ», речь не идет об отдельном законе о страховом омбудсмене — по идее ЦБ такая глава должна быть вписана в законопроект «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» (внесен правительством в Госдуму весной 2014 года, тогда же прошел первое чтение). Как рассказывает собеседник «Ъ», знакомый с будущей конструкцией главы о рассмотрении споров по страхованию, предполагается, что участие омбудсмена будет обязательным в спорах по каско и ОСАГО. «Как и в универсальном законе,— говорит он,— омбудсмен должен стать инструментом защиты потребителей, его решения будут обязательными для страховщиков и могут быть оспорены гражданином. ЦБ будет проводить поведенческий надзор и наказывать страховщиков за несоблюдение сроков выплат по решениям омбудсмена». Предварительно введение такого института ожидается с 1 июля 2017 года. «Я уверен, это не сорвет процесс по введению выплаты ремонтом в ОСАГО»,— говорит собеседник «Ъ».

Однако эта инициатива ЦБ не последняя причина для беспокойства страхового рынка. В распоряжении «Ъ» оказалась версия поправок Российского союза автостраховщиков к предложениям Минфина. Страховое лобби предлагает существенно изменить и правила натуральной выплаты. Например, выбор «ремонт или деньги», как и выбор автосервиса, страховое лобби предлагает оставить за страховщиками, а ответственность за работы — за станцией техобслуживания. Кроме того, рынок настаивает на изъятии из поправок новеллы о запрете выплат ремонтом, который ЦБ может вынести страховщику в случае «неоднократного в течение года нарушения обязательств по восстановительному ремонту». Также компании надеются на отсрочку нормы увеличения выплаты по «европротоколу» (оформление ДТП без ГИБДД) с 50 тыс. до 100 тыс. руб.

О том, что обсуждение поправок со страховщиками идет непросто, говорил на прошлой неделе замглавы Минфина Алексей Моисеев. «Даже по простым вещам у нас прошли серьезные обсуждения,— цитирует замминистра агентство ТАСС.— В частности, тяжело идут обсуждения со страховщиками норм по натуральному возмещению и точно так же тяжело с ними идет обсуждение вопросов, связанных с повышением лимита по европротоколу. Нам бы с этим справиться, чтобы принять в осеннюю сессию»,— сетовал замглавы Минфина.

24.10.16 Коммерсант kommersant.ru

Пока неясно, кто будет выбирать автосервис для ремонта – страховая компания или ее клиент

Минфин направил на согласование в правительство законопроект о преимущественном возмещении ущерба по ОСАГО ремонтными работами. Но основной вопрос: кто будет выбирать автосервис для ремонта – страховая компания или ее клиент, пока не улажен.

Минфин получит замечания и предложения к документу и на этой неделе сведет их воедино, заявила замруководителя департамента финансовой политики министерства Вера Балакирева (цитата по «Интерфаксу»), но для утверждения законопроекта потребуется еще одно совещание.

Менять тарифы ОСАГО регулятор не готов, жалуется исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, а чтобы требования Минфина были исполнимы, страховщик должен иметь возможность сам выбрать станцию, куда направить поврежденный автомобиль.

В большинстве сервисов, соответствующих критериям ЦБ, ремонтируют разные марки старых автомобилей, продолжает Уфимцев, на каком-то дешево чинить, к примеру, Mitsubishi, на другом – Nissan; страховщик должен иметь возможность выбрать выгодный сервис для ремонта и Mitsubishi, и Nissan. «Заключить со всеми станциями техобслуживания (СТОА) идентичные договоры невозможно – каждая будет в чем-то чуть лучше», – уверен Уфимцев, да страховщик и не может отвечать за качество ремонта на незнакомой СТОА.

Еще проблема – очереди, указывает Уфимцев. «Страховая компания заключила договоры с 20 станциями, все клиенты выбрали одну, ожидание ремонта может растянуться на месяц и страховщик нарушит закон», – говорит он. Клиенты выберут максимально качественную и дорогую СТОА и договориться с ней о выгодных условиях вряд ли получится, считает он. Но больше всего страховщики опасаются автоюристов, полагает Уфимцев. «Мошенник приедет на станцию, в последний день скажет страховщику, что там была очередь, срок ожидания прошел, и он идет в суд», – приводит пример он.

Страховщики сами предложили натуральное возмещение по ОСАГО, думая договориться с сервисами, что те за счет большого потока, а иногда не совсем качественного ремонта снизят цены, полагает управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков: многие страховщики обзавелись своими СТОА. Но если страховщикам навяжут СТОА, работающую не по их ценам, выплаты возрастут в разы, полагает он: ремонт станет невыгоден, они начнут искать возможности выплатить возмещение деньгами.

Проблему выбора СТОА можно решить в пользу и страхователей, и страховщиков, если ввести регулирование цен на ремонт и экспертизу повреждений, считает заместитель гендиректора «Либерти страхования» Александр Потитов. «Если оставить выбор за страхователем, то страховщик будет получать завышенные счета на ремонт», – утверждает он. Справедливое решение, по его мнению, – полная либерализация тарифов. «При таком переходе даже сегодня 60–70% водителей платили бы за полис меньше, чем платят сейчас, даже при условии компенсации в форме ремонта и без учета износа», – говорит Потитов.

Цены на СТОА в России не регулируются: если выбирать станцию будет страхователь, стоимость запчастей и нормочаса может быть любой, что не совсем корректно, рассуждает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. Полный выбор со стороны клиента невозможен, но список СТОА, из которых он может выбрать, должен решить проблему, полагает Скворцов, и приводит в пример добровольное медицинское страхование.

«Конечно, нам хотелось бы, чтобы клиент имел право выбора, будет ли его автомобиль отправляться к официальному дилеру или на СТОА по усмотрению страховщика, это особенно касается машин на гарантийном периоде», – говорит президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев. Любой кузовной ремонт связан со слесарным, продолжает он: «Мы иногда имеем проблемы, когда после кузовного ремонта при значимых повреждениях некоторые станции, грубо говоря, косячат, а исправлять нам, потому что клиент все равно считает, что он на гарантии».

Официальные дилеры используют оригинальные запчасти, не секрет, что они дороже неоригиналов, которые зачастую ввозят в Россию контрафактно, замечает Мосеев, оригиналы увеличивают затраты страховых компаний. Но машина с неоригинальной деталью рискует лишиться гарантии, предупреждает он. Автодилеры в ближайшее время намерены активно включиться в обсуждение поправок, говорит Мосеев, и договориться, чтобы гарантийные машины ремонтировались у официальных дилеров. «Мы готовы обсуждать ценообразование и подключать к этому производителей», – подчеркивает Мосеев: автодилеры – один из ключевых каналов продаж полисов, они рассчитывают взамен получить значительный клиентский поток.

23.10.16 Ведомости vedomosti.ru

Владельцы авто, которые пострадали в результате взрыва газа в жилом доме в Рязани, могут возместить ущерб только по каско, рассказал Лайфу исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

— В большинстве правил страхования риск покрывается по каско. По ОСАГО здесь нет никакой выплаты, потому что не застрахована ответственность, по опасным объектам нет никакой выплаты, — подчеркнул Уфимцев.

— Перед обращением необходимо сделать правильную оценку повреждённого автомобиля, поэтому лучше взять закон «Об ОСАГО», там чётко всё прописано, и по аналогии подготовить комплект документов, провести экспертизу, вызвать компетентные органы. Подавать либо на владельца квартиры, в которой произошёл взрыв, либо на ТСЖ или на организацию, которая занималась эксплуатацией газового оборудования. Сумма будет ограничена стоимостью автомобиля, — рассказал Уфимцев.

Автостраховщик посоветовал сделать это как можно быстрее. Кроме того, Уфимцев отметил, что если владельцы машин будут подавать иски на жильца квартиры, по вине которого могло произойти ЧП, то лучше это делать каждому индивидуально. Если на организацию, например, на ТСЖ, то коллективно.

Из-за взрыва бытового газа сегодня в Рязани произошло частичное обрушение жилого дома. Погибли три человека. Взрывом уничтожен последний этаж 10-этажного дома.

23.10.16 Лайф life.ru