Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПовышение тарифа по ОСАГО не имеет никакого смысла, поскольку разница осядет у посредников – недобросовестных автоюристов, а не у страховых компаний, полагает зампред Банка России Владимир Чистюхин.

На встрече с депутатами комитета Госдумы по финансовому рынку он напомнил, что тарифы повышались в октябре 2014 года и апреле 2015 года. Это стабилизировало ситуацию в субъектах РФ, поскольку «страховщики опять пришли в регионы и начали продавать». Однако в настоящее время, по словам зампреда ЦБ, этот эффект исчерпан и приблизительно в трети регионов наблюдаются проблемы с приобретением полисов ОСАГО.

«Сегодня это связано исключительно с тем, что коэффициент комбинированной убыточности (выплаты по ремонту, резервы под обязательства страховые, расходы на ведение дел) превышает 100%. То есть фактически страховые компании по этому виду собирают меньше, чем отдают обратно», — пояснил Чистюхин.

«По нашим прогнозам, если ситуация будет развиваться так дальше, особенно с электронным полисом ОСАГО, то коэффициент комбинированной убыточности может превысить 100%, что вообще всю систему ставит под угрозу», — уверен он.

Варианты

Выходов, по словам зампреда ЦБ, может быть несколько, и первый из них — отменить систему ОСАГО, «но тогда понятно, что завтра произойдет на дорогах». «Вторая тема – повышение тарифа — с нашей точки зрения, не имеет никакого смысла, потому что вся эта дельта, на которую тариф можно повысить, она мало того что перетечет посредникам, она не останется у страховых компаний, она вся перейдет туда. Самое неприятное, что мы получим физическую доступность, то есть граждане смогут купить полис, но мы получим ценовую недоступность полиса ОСАГО, потому что все-таки есть ограничения по возможности граждан покупать эти полисы», — отметил Чистюхин.

Третий выход состоит в том, что государство может передать весь этот бизнес в государственную компанию. «То есть фактически из рыночной среды уходим в некую государственную монополию, но надо понимать, что это достаточно серьезные бюджетные расходы. По нашим предварительным оценкам, это минимум 25 миллиардов рублей расходов бюджета в год, что тоже, наверно, не оптимальные условия», — допускает зампред ЦБ.

«Четвертый выход – это создание антистимулов для этого специального посреднического бизнеса (недобросовестных автоюристов – ред.). И вот здесь мы предлагаем перейти на систему приоритета материального возмещения ущерба в рамках ДТП, а также внедрить институт страхового омбудсмена», — заявил Чистюхин. Именно по этому пути и необходимо идти, считает он.

По экспертным оценкам, за первые полгода 2016 года потери, которые не связаны напрямую с выплатами, возмещением вреда в связи с ДТП, составили где-то от 5,6 до 9 миллиардов рублей, сообщил зампред ЦБ.

«Это все выплаты по юристам, по завышенной оценке, по специфическим штрафам и так далее», — добавил он. Чистюхин напомнил, что когда Банк России в 2012 году стал мегарегулятором, то столкнулся с двумя проблемами на рынке ОСАГО: недобросовестным поведением страховщиков и специфическим посредничеством автоюристов.

29.11.16 РИА Новости ria.ru

28 ноября СК «Альянс» сдала лицензию на обязательное страхование автогражданской ответственности в ЦБ РФ. Соответствующее решение было принято Советом директоров компании в июле 2016 г. В рамках процедуры имеющийся портфель действующих договоров и неурегулированных убытков СК «Альянс» по ОСАГО был передан в страховую компанию «Медэкспресс», входящую в Группу компаний Allianz.

Данный шаг стал завершающим этапом процесса выхода компании из сегмента страхования автогражданской ответственности, инициированного Allianz еще в конце 2014 года. В рамках утвержденной тогда бизнес-стратегии СК «Альянс» приняла решение сконцентрироваться на развитии корпоративного страхования имущества и ответственности, а также корпоративного и розничного страхования жизни и медицинского страхования, где компания всегда демонстрировала сильные позиции.

«Оценивая сложившуюся сегодня непростую ситуацию на российском рынке автострахования, мы в очередной раз убеждаемся в правильности принятого нами решения. В рамках утвержденной стратегии мы сфокусировали свои активности в тех направлениях, где компания всегда демонстрировала сильные позиции: корпоративное страхование имущества и ответственности, а также страхование жизни и медицинское страхование. Важным доказательством правильности принятого нами решения стали наивысшие возможные рейтинговые оценки Allianz. Так, например, рейтинг Allianz по международной шкале, присвоенный агентством Fitch Ratings, соответствует суверенному рейтингу России. В настоящее время на российском страховом рынке не существует страховых компаний, имеющих более высокий рейтинг финансовой устойчивости, – отметил Глава Группы компаний Allianz в России Николаус Фрай. – Еще одним фактом, свидетельствующим в пользу принятого нами решения, являются наши финансовые показатели. По итогам 9 месяцев 2016 года мы получили отличные финансовые результаты по всем линиям бизнеса. Операционная прибыль компаний Группы Allianz составила 1,9 млрд рублей, в 2,5 раза превысив результат за аналогичный период 2015 года. В наших планах – дальнейший прибыльный рост в выбранных сегментах».

Пресс-служба Allianz Россия

Министерство России заявило о том, что намерено страховать всех подопытных пациентов.

Этот закон принят на чрезвычайный случай или, если доброволец не смог выжить во время эксперимента с медицинскими препаратами. В таком случае семья испытуемого получит до 2 миллионов рублей.

Страховка будет оформляться на людей, добровольно согласившихся пробовать на себе инновационные медицинские препараты, и появится в РФ в ближайшем будущем.

29.11.16 Эксперт expertrt.ru

strahovanieВице-президент группы «Ренессанс страхование » Андрей Баринов побеседовал с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко в рамках программы «Цели и средства».

— Здравствуйте. И сейчас поговорим о такой набирающей популярность истории как телематика в автостраховании и «умных полисах» КАСКО, которые позволяют аккуратным водителям серьезно сэкономить. У нас в студии вице-президент группы «Ренессанс страхование » Андрей Баринов. Андрей, здравствуйте.

— Здравствуйте.

— Расскажите, пожалуйста, что такое телематика в КАСКО, и почему ее предлагают только молодым водителям, до 29 лет?

— Я начну, возможно, немножко издалека, расскажу о том, что в принципе происходит с рынком КАСКО сейчас, что это такое, для чего клиент интересуется разными способами для снижения стоимости КАСКО, в том числе используя телематические устройства. Вслед за падением рынка продаж новых автомобилей падает и рынок КАСКО. За полгода это падение составило больше 7,5%. Мы ожидаем, что за 9 месяцев эта тенденция сохранится. И это, наверное, под собой имеет множество причин.

Одной из причин является то, что люди пытаются экономить достаточно существенно, и стоимость КАСКО снижается. Второй фактор, который стоит упомянуть, — это продолжающийся рост стоимости запасных частей, что влияет негативно на рост стоимости уже в свою очередь. И перед клиентом достаточно сложная задача — обеспечить себя качественной страховой защитой, при этом заплатить ту сумму денег, которую он готов потратить на этот полис, получив максимально интересный именно для себя набор услуг.

Каким образом можно экономить на КАСКО? Давайте начнем как раз с телематических устройств. Это не новость для рынка абсолютно. Эти устройства используются достаточно активно во всем мире. И в Западной Европе, и в Восточной Европе, например, люди специально сами устанавливают себе телематическое устройство для того, чтобы показать страховой компании, что стиль их вождения, качество их вождения и тот результат, который страховая компания увидит по итогам года, лучше, чем те цифры, на которые страховщики обычно смотрят. То есть это способ снижения тарифа для аккуратного водителя.

Почему телематика не так широко была распространена в России? Одна из причин, наверное, — отсутствие у страховщиков какой-то базы для расчета эффекта от применения телематических устройств. Поэтому тот продукт, который «Ренессанс страхование» предлагает, он позволяет оценить в течение короткого периода времени качество эксплуатации автомобиля водителем, которым управляет в течение 3 месяцев, за телематическое устройство платит страховщик, он же его и устанавливает. И по итогам 3 месяцев клиент получает возможность отказаться от франшизы, которая установлена в договоре страхования на первые 3 месяца.

— Андрей, чтобы было понятно, расскажите, какие факторы учитывает телематическое устройство? Насколько я знаю, там порядка 20 позиций.

— Их действительно очень много. Телематическое устройство позволяет и самому водителю посмотреть на это в мобильном приложении, и передает эти данные в страховую компанию. Это средняя скорость движения, интенсивность разгона, интенсивность торможения. В приложении мобильном можно посмотреть даже на расход топлива, что позволяет дополнительно экономить, используя это устройство даже не для целей страхования. Факторы остальные, которые также мы рассматриваем, но пока не имеем достаточной базы данных для того, чтобы их оценить, оценить их влияние, — это перемещение по определенному маршруту, хранение автомобиля в определенном месте и в ночное время, и в дневное. Это все работает очень хорошо там, где телематические устройства используются давно. Но я думаю, что через некоторое время это будет и у нас достаточно широко распространено.

— Теперь, Андрей, расскажите нам, кому выгодно заключать такие «умные полисы » КАСКО, а кому, может быть, не имеет смысла, потому что дисконта этот человек не получит? Или нет таких категорий водителей?

— Вы упомянули молодых водителей, наверное, для них это предложение наиболее интересно. Потому что молодой водитель априори — человек с не очень хорошим опытом вождения. И страховщик обычно ожидает, что он будет управлять автомобилем хуже, нежели чем все остальные водители, по которым у нас есть довольно полная статистика. Что мы предлагаем молодым водителям, и как именно они могут сэкономить? Мы даем им дисконт при установке телематического устройства сразу при заключении договора страхования, и он может составлять до 50% от стоимости полиса, и устанавливаем франшизу, которая при условии вождения и набора определенного скорингового балла в телематической системе мы либо отменяем, либо уменьшаем вдвое, либо оставляем в том виде, в котором она была, если действительно молодой водитель оказался не очень хорошим водителем.

— Андрей, насколько я знаю, вы с сентября уже заключаете такие договоры с использованием телематики, есть ли у вас какой-то опыт наблюдения уже? Какой дисконт получает среднестатистический водитель, который воспользовался этой функцией? Не 50% же, наверное, меньше?

— Среднестатистическая скидка составляет около 35% в данный момент.

— Немало.

— То есть люди все-таки, используя телематические устройства, следят достаточно активно за тем, каким образом они автомобилем управляют. Мобильное приложение — это интересная достаточно история для каждого водителя. И наблюдение за собственным стилем управления автомобилем, и обсуждение этого с друзьями, знакомыми позволяет достичь хорошего эффекта уменьшения аварийности, прямо на что телематика совершенно не влияет. Люди лучше ездят. Это так.

— Насколько сейчас популярно это предложение и насколько активно вы его продвигаете? Вам самим интересно продавать как можно больше «умных полисов»?

— Это действительно интересно. И мы планируем активно развивать это предложение для своих клиентов. Сейчас такой полис можно купить на сайте компании. Мы предлагать эти устройства собираемся и для других каналов продаж: люди, обратившиеся к агенту, или люди, обратившиеся к дилеру за установкой телематического устройства, смогут достаточно скоро все это получить и начать экономить. Это, пожалуй, некое начало пути. Потому что, набрав определенную статистику, мы сможем для тех клиентов, кто эксплуатирует автомобиль в каком-то понятном для нас режиме, пробег небольшой предложить, иные условия с ограничением по пробегу, например.

— Не может ли так случиться, что водитель, который оформил «умный полис», но ездящий неаккуратно, он заработает себе не скидку, а надбавку к базовой стоимости?

— Ответить на ваш вопрос достаточно легко. Никаких надбавок и доплат страховой премии в этой программе не предусмотрено. Мы можем лишь оставить франшизу либо уменьшить ее, либо убрать полностью. Поэтому полис будет стоить ровно столько же, сколько он стоил при покупке. При обращении по мелким убыткам до суммы франшизы как раз клиент будет нести вместе с компанией солидарную ответственность.

— Я знаю, что условия предоставления скидки по таким полисам у разных страховщиков отличаются. Какой вариант выбрал «Ренессанс страхование»? В какой момент водитель получает свои бонусы?

— Скидку на заключение договора мы предоставляем сразу, то есть клиент сразу получает полис по сниженной стоимости, но при этом в договоре всегда фигурирует франшиза. И как раз через 3 месяца, убедившись в том, что скоринговый балл, который клиент видит в мобильном приложении, мы видим, передается он в страховую компанию от телематических устройств. Глядя на этот скоринговый балл, мы убираем франшизу, сохраняем франшизу, либо уменьшаем ее вдвое. Сама стоимость полиса не меняется, и дисконт получается сразу при заключении договора страхования.

— Ваш прогноз, насколько популярной может быть такая услуга в будущем, в том числе у ваших клиентов? Есть анализ мировой тенденции, и 52% — вот такой прогноз исследовательских компаний, в мире 52% таких полисов от общего числа может быть заключено. Как вы думаете, насколько популярной может быть эта услуга в ближайшие 2-3 года у вас в «Ренессанс страховании»?

— Я думаю, что услуга эта будет пользоваться популярностью, особенно когда мы сможем предложить клиентам некоторые модификации страховых продуктов, которые для определенных категорий клиентов будут очень интересны. Есть люди, которые эксплуатируют свои автомобили не очень часто, от случая к случаю, и в год совершают их автомобили очень небольшой пробег. Мы сможем предложить таким клиентам полис, который будет стоить меньше, при этом в этом полисе условием договора будет определенное ограничение по пробегу, например, до 10 тыс. км в год. Если у клиента возникнет потребность больше эксплуатировать свой автомобиль, он сможет, увеличив стоимость своего полиса, увеличить и пробег, в течение которого этот полис будет действовать.

Наверное, страхование — это в очень значительной степени накопление данных, которые потом подвергаются достаточно тщательному анализу. Это позволит в дальнейшем учитывать, где клиент живет, по какому маршруту он ездит на работу обычно. Это тоже тарифные факторы, которые позволяют стоимость полиса снижать. Мы видим на примере Восточной Европы, где это достаточно активно развивалось после 1990-х годов, что экономия клиента может быть очень существенной, если он действительно живет в благополучном районе, работа его находится рядом с домом, и пробеги у него маленькие в основном. Это все должно привести к тому, что пользоваться эти полисы будут довольно большой популярностью, и то, что называется Pay-As-You-Drive, это еще достаточно долго будет популярно, хотя мы видим будущее рынка немножко не в этом.

— Андрей, не секрет, что полисы КАСКО — это сейчас довольно дорогое удовольствие. Какие еще возможности сэкономить вы предоставляете своим клиентам?

— Самый традиционный путь — это использование разных видов франшиз, это невосполняемая часть убытка, то есть участие самого клиента в каждом страховом событии. Франшиза позволяет экономить и экономить достаточно существенно. За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос втрое — с 20% до 60% примерно — то есть люди активно пользуются этой услугой. И варианты франшиз позволяют опытным водителям, кто в себе уверен, использовать франшизу, которая применяется только если виновен другой человек в дорожно-транспортном происшествии.

Франшиза может применяться не с первого страхового события. Есть полисы с усеченным покрытием, которые покрывают только крупные риски, и если люди задумываются о том, чтобы защитить свой автомобиль от угона или конструктивной гибели, то есть от очень больших расходов, есть продукт, который позволяет только эти риски покрыть без мелких ущербов и без каких-либо других страховых событий. Он очень экономичный, и даже некоторые банки принимают эти полисы в качестве страхового обеспечения для кредитных автомобилей.

— Андрей, меня всегда очень удивляло, почему у разных страховых компаний такие разные тарифы на один автомобиль, вот, предположим, Mazda 6 — где-то 50 тыс. руб. тариф базовый, где-то — 70 тыс. руб., где-то — 100 тыс. руб. Какой политики в этом смысле придерживает «Ренессанс страхование»?

— Мы абсолютно прозрачны в расчетах, и наш принцип — не перекладывать на хороших водителей ту историю, которую делают те водители, которые часто обращаются за выплатой страхового возмещения, поэтому базовая стоимость самого полиса для каждого конкретного автомобиля определяется тем, какие расходы на его ремонт обычно мы несем при ДТП, автопроизводители очень разную политику ведут в отношении стоимости запасных частей. Курс доллара по отношению к рублю или евро достаточно существенно изменился за последний период времени — запасные части эту тенденцию поддерживают и растут. В размере каждого ремонта больше 70% всех расходов приходится на запасные части. Именно поэтому стоимость базовая для базового клиента какого-то с коэффициентом 1, так его назовем, она определена автомобилем. А дальше история каждого клиента — это его персональное предложение. Он может использовать франшизу, чтобы снизить стоимость, он может не допускать молодых водителей к управлению, он может использовать телематическое устройство для того, чтобы снизить стоимость, он может выбрать определенные станции, где он будет ремонтировать свой автомобиль. И все это делает некое предложение для каждого конкретного клиента совершенно адресным и соответствующим тому, как он будет автомобилем управлять, и насколько ему нужно полное покрытие или неполное покрытие.

— Андрей, давайте заглянем в ближайшее будущее, каким вы видите его на рынке автострахования, в частности, страхования КАСКО?

— Это очень хороший вопрос. Наверное, в век технологий, в век большого объема данных мы точно увидим, как это все влияет на рынок страхования тоже. Мы предполагаем, что тот принцип, который исповедуется сейчас — Pay-As-You-Drive — немножко будет переосмыслен, и его можно будет сформулировать, как Pay-As-You-Are. То есть объем данных, который накапливает страховая компания, позволит делать, используя те технологии, которые в страховании есть, очень персональные предложения для каждого клиента, исходя из его потребностей, из его истории, исходя из того, какие полисы он когда-либо покупал. Мы сможем делать предложения интересные для клиента, не тратить время свое и время клиента на то, чтобы рассматривать массу всяких страховых продуктов, которые ему могут быть абсолютно не нужны.

И два ключевых фактора, которые будут очень актуальны — это как раз анализ данных, накоплением которых мы очень давно занимаемся, и второй фактор — это те технологии, которые мы используем для того, чтобы эти данные обрабатывать и формировать какие-то ценностные предложения. Поэтому будущее рынка за тем, чтобы у каждого было свое персональное предложение, которое сформировано для каждого клиента, исходя из его потребностей, истории потребностей его семьи, и в этом и есть будущее, с нашей точки зрения.

— Тогда намекните нам, когда это будущее наступит? Анализом данных вы уже сейчас начинаете заниматься, когда вы сможете использовать эти данные для того, чтобы предоставлять максимальные преференции своим клиентам?

— Я думаю, что это ближайшее будущее, я думаю, что это период 2 лет, не более того.

— Прекрасно. Напомню, у нас в гостях был вице-президент «Группы Ренессанс Страхование» Андрей Баринов. Андрей, спасибо.

— Спасибо большое.

25.11.16 Коммерсант kommersant.ru

НПФ взамен требуют позволить им продавать полисы страхования жизни

Продавать индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) смогут не только негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но и компании с лицензией на страхование жизни и другие финансовые компании, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Минфин переходит от субъектного регулирования к продуктовому, требования будут не к сектору, а к способу ведения бизнеса и касаться они будут создания резервов, поднадзорности ЦБ, наличия пруденциального надзора и проч., перечислил Моисеев.

Система ИПК, по мысли Минфина и ЦБ, должна заменить государственную накопительную систему. Предлагается, чтобы граждане подключались к ИПК автоматически, по умолчанию взнос установят в 0%. В переходный период работник сам определит размер взноса, он не ограничен. У тех, кто этого не сделает, взнос начнет повышаться на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6%.

«Мы уже давно и без государства работаем в системе индивидуальных добровольных пенсий», – замечает президент Ассоциации страховщиков жизни Александр Зарецкий и сообщает, что страховщики жизни планируют подключиться к обсуждению системы ИПК. Пенсионная реформа будет успешней, если к ИПК будут допущены страховщики жизни, уверен гендиректор «ППФ страхование жизни» Сергей Перелыгин: у страховщиков большие сети дистрибуции, что позволит увеличить проникновение пенсионных продуктов. «Мы готовы вести раздельный учет и следовать тем же требованиям, что и пенсионные фонды», – убежден он.

Существует три типа пенсионных продуктов, рассказывает гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров: во-первых, обязательное пенсионное страхование, где контрагентом выступает застрахованное лицо, во-вторых, индивидуальное пенсионное обеспечение, когда человек сам формирует будущую пенсию, отчисляя взносы, в-третьих – негосударственное пенсионное обеспечение, где работодатель – вместе с работником или без него – формирует его дополнительную пенсию.

«Конкретные параметры [ИПК] пока не определены, понятно только, что он формируется из средств работодателя, но неизвестно, будет он дотироваться или нет», – рассуждает Сидоров. Управлять этими деньгами должны фонды, убежден он. «Деньги привлекаются и размещаются надолго, и именно у НПФ есть экспертиза и инфраструктура (в том числе риск-менеджмент) для долгосрочного размещения», – уточняет Сидоров.

Если страховщики получат доступ к ИПК, то НПФ должны получить право продавать страхование жизни, убежден президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов: «Первое – страхование от несчастного случая. Если нам не дадут [его продавать], страховщики сразу получают конкурентное преимущество». Страховщиков можно допустить к ИПК, когда они пройдут такую же проверку ЦБ, как и НПФ, уверен исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

ИПК изначально ориентирован на НПФ и с точки зрения нормативных требований сложен для страховых компаний, рассуждает Юрий Ногин из АКРА: ограничения на инвестирование в ИПК будут схожи с ограничениями на пенсионные накопления. Продукты инвестиционного страхования жизни более прибыльны, говорит он, а ИПК – сегмент массовый и не дает такой высокой маржинальности. Но для страховщиков это большой дополнительный рынок, продолжает Ногин, – 400–500 млрд руб. «Придет ограниченное количество страховщиков, только крупные компании, способные позволить себе эти издержки», – думает Ногин. Многие страховые компании входят в банковские и финансовые группы, где есть НПФ (к примеру, Сбербанк), и вопрос, стоит ли создавать конкуренцию, заключает он.

27.11.16 Ведомости vedomosti.ru

Страхование жилья на случай ЧС будет добровольным

Минфин подготовил поправки к законодательству о страховании жилья, утерянного в результате стихийного бедствия. Причем у граждан будет выбор — получить компенсацию деньгами или квадратными метрами.

Предлагается обязать страховые компании включать в договор страхования недвижимости положение о чрезвычайных ситуациях (ЧС). «Мы говорим о новом механизме, который был инициирован после серии наводнений в Крымске. Было дано поручение разработать законодательный механизм, который позволял бы снизить бремя федерального бюджета и бюджетов местных уровней на восстановление утраченного жилья», — говорит Илья Соломатин, замглавы «Ингосстраха».

Если собственник застраховал жилье и утратил его в результате стихийного бедствия, при котором на местном или федеральном уровне вводился режим ЧС, страховая компания должна возместить ему потери в пределах установленного минимума, сумма которого составляет 300 тысяч рублей. Но страховые компании уже сегодня говорят, что этот минимум был установлен давно и его нужно обновить, чтобы приблизить компенсацию к реальной стоимости имущества в стране.

Минимальная компенсация покрывает только катастрофические риски. За это собственникам придется заплатить 360 рублей в год. Если недвижимость стоит ощутимо больше минимума, то собственник может оформить полис на сумму большего возмещения с доплатой. К слову, страхование от ЧС будет добровольным.

За риски, не связанные со стихийными бедствиями, собственникам придется заплатить отдельно. К примеру, оформить страховку на случай бытовых пожаров и затопления соседями. При этом в процессе возмещения ущерба пострадавшим от стихийных бедствий будут участвовать регионы. Они должны утвердить «программы защиты жилищных прав граждан» и прописать, в каких долях страховщик и регион выплачивают средства собственникам квартир и домов.

«Застраховавшие свое жилье собственники будут получать определенную минимальную компенсацию из федерального бюджета и дополнительную, выделяемую из регионального бюджета, размер которой установят сами субъекты», — разъясняет Павел Ивченков, эксперт центра «Общественная Дума». Законопроект предполагает, что собственник утраченного жилья может отказаться от выплаты и получить недвижимость, имеющуюся в наличии у региона.

По данным чиновников, в России сейчас примерно 60 миллионов объектов недвижимости, но застраховано не более 10 процентов из них. Изменения подталкивают собственников к страхованию жилья. «Если квартира или дом не застрахованы, то вам предоставят жилье на условиях социального найма. Его нельзя продать и распорядиться им», — поясняет Илья Соломатин.

В законопроекте также прописываются права зарегистрированных жильцов, которые не являются собственниками. Если недвижимость не была застрахована владельцами и взамен ее регион предоставляет помещение, то проживать в нем имеют право и прописанные жильцы.

Со временем компенсации могут полностью лечь на плечи страховых компаний. Поправки, которые установят страховой механизм возмещения ущерба от ЧС, разрабатывают уже несколько лет. После наводнений в Крымске в 2012 году было решено разработать механизм добровольного страхования имущества. Госдума даже приняла в первом чтении законопроект минфина в феврале 2015 года. Однако его подготовка ко второму чтению затянулась из-за разных взглядов на идеальный механизм защиты жилья граждан. Альтернативный вариант в 2015 году предлагал минстрой.

27.11.16 Российская газета rg.ru

strahovanieСтраховщики пишут президенту Владимиру Путину с просьбой ускорить процесс

«Осенний» пакет поправок Минфина к закону об ОСАГО (о приоритете натурального возмещения) до сих пор не внесен правительством в Госдуму, а это значит, что она не успеет рассмотреть и принять его до конца года, заявил председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. «Правительство до сих пор не внесло, по регламенту они не успевают до конца года: если не внесли, значит, уже никак», – уточнил он. По его словам, дело в позиции спикера Госдумы Вячеслава Володина, который намерен повысить эффективность работы правительства. Связаться с представителем Володина не удалось.

«Межведомственные согласования [по законопроекту] слишком долго шли», – посетовал Аксаков. Единственный вариант решения проблемы, по его мнению, – доработать законопроект о переходе на натуральную форму оплаты ущерба по ОСАГО, внесенный в Госдуму в июле депутатом Николаем Емельяновым: документ должен выйти на рассмотрение в начале декабря, и в случае поддержки правительства его можно успеть доработать и принять во втором-третьем чтении до конца года. «Концептуально законопроект соответствует правительственному», – говорит Аксаков.

Страховое сообщество обратится к президенту России, заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс: «Письмо сегодня будет подписано <...> президенту Владимиру Путину, потому что это действительно уже последний рубеж». В ходе прямой линии 14 апреля 2016 г. Путин пообещал «вмонтировать» идею натурального возмещения по ОСАГО в компетенцию ЦБ (об этом сообщал «Интерфакс»). Он дал соответствующее поручение по итогам прямой линии. «Указания президента уже не выполняются в нашей стране по ряду каких-то несостыковок в правительстве», – возмущен Юргенс.

Если строго следовать процедуре, принять поправки до конца декабря действительно уже не удастся, рассказывает политолог Екатерина Шульман: законопроект необходимо разослать субъектам права законодательной инициативы за 30 дней до первого чтения и еще 30 дней должно пройти между первым и вторым чтением – это время на поправки. «Однако если это приоритетный законопроект, всегда можно ускориться», – говорит она: были примеры чрезвычайно скоростного рассмотрения, когда от внесения до финального одобрения проходили считанные дни. Но такую срочность нужно обосновать – например, острой необходимостью ввести законопроект в действие с 1 января 2017 г. Есть процедура принятия «в первом чтении и в целом», когда небольшой по объему законопроект сразу после первого чтения принимают в финальной версии. Однако проект поправок к закону об ОСАГО – большой проект, затрагивающий интересы участников рынка: «Если нет радикальной политической воли, провести его в спешке через Госдуму может и не получиться», – предполагает эксперт.

Поправки находятся на согласовании с заинтересованными ведомствами, говорит представитель Минфина: «Мы стараемся максимально ускорить процесс согласования, чтобы успеть в осеннюю сессию, при этом мы стараемся учесть все замечания, чтобы законопроект не нуждался в дополнительной доработке после его вступления в силу». Разногласий между Минфином и ЦБ нет, уверяет представитель ЦБ: «Нами предпринимаются максимальные усилия для того, чтобы законопроект был рассмотрен и принят в осеннюю сессию, мы также видим заинтересованность в этом профильного комитета Госдумы».

Если законопроект о натуральном возмещении не примут в этом году, ВСС будет требовать перенести обязательное введение электронного полиса ОСАГО с 1 января 2017 г., опасаясь всплеска мошенничества, сказал Юргенс. Е-ОСАГО решает проблему доступности полиса, а возмещение ремонтом должно сократить уровень мошенничества, согласен представитель «Альфастрахования»: «Если одного из элементов мы не увидим, это может привести к окончательной разбалансировке рынка ОСАГО». Наиболее вероятный выход, с его точки зрения, – предложение Аксакова об альтернативном законопроекте. Однако, по словам представителя ЦБ, переносить старт обязательных продаж полисов ОСАГО регулятор не планирует.

23.11.16 Ведомости vedomosti.ru

Бренд медицинской страховой компании «РОСНО МС» прекратит свое существование после завершения процедуры присоединения к СК «ВТБ Страхование», которое ожидается в 2017 году, сообщил журналистам гендиректор «ВТБ Страхования» Геннадий Гальперин. По его словам, доля «ВТБ Страхования» на рынке ОМС после слияния с ней компании «РОСНО МС» составит 16% против 4% в настоящее время, количество регионов присутствия увеличится до 35 против 14, количество застрахованных лиц составит около 34-35 млн человек.

«Я смотрю с точки зрения коммерческой. Больше 17 млн клиентов на дороге не валяются (на 17 млн человек увеличится база застрахованных компанией лиц по ОМС после присоединения «РОСНО МС» — прим. ИФ). И мы очень хотим и построим абсолютно точно возможность каким-то образом монетизировать клиентскую базу через другие продукты, не только страховые, кстати, это в том числе и группа ВТБ. Поэтому это могут быть банковские продукты и так далее, — сказал Гальперин. — Это то преимущество, ради которого, в том числе, мы проводили сделку».

По словам главы «ВТБ Страхования», сумма сделки устроила как Allianz, которому принадлежала «РОСНО МС», так и «ВТБ Страхование», однако он не раскрыл конкретные цифры. Гальперин также не исключил дальнейшего возможного расширения бизнеса по ОМС.

Как сообщалось ранее, ВТБ 18 ноября через свою дочернюю структуру «ВТБ Страхование» стал владельцем 100% страховой компании «РОСНО МС». На покупку этой компании также претендовали «Ингосстрах», «СОГАЗ», «АльфаСтрахование».

24.11.16 Интерфакс interfax.ru

Бескомпромиссность в вопросах качества обслуживания клиентов позволила компании «МАКС» создать уникальную систему урегулирования страховых событий, когда во главу угла ставится своевременность и обоснованность выплат.

Об этом заявила генеральный директор СК «МАКС» Надежда Мартьянова, выступая на панельной дискуссии X ежегодного форума «Будущее страхового рынка», который прошёл в Москве 23 ноября 2016 года.

По ее словам, «такой подход позволил не только сделать процесс урегулирования максимально прозрачным для страхователя, но и выбить почву из под ног криминальных «автоюристов». «При этом страховщики в своей борьбе должны идти до конца. Отстаивая свои интересы в судах, необходимо обращаться во вторую, а если потребуется, то и в третью инстанцию», — сказала она. «Именно благодаря такому подходу нам удалось сдержать неоправданный рост убыточности. По итогам 10 месяцев этого года, объем инкассовых списаний уменьшился более чем на 30 процентов по отношению к аналогичному периоду 2015 года. А сумма и количество ежемесячных инкассовых списаний с января по октябрь 2016 года сократились в три раза, со 150 млн до 55 млн рублей в месяц», подчеркнула Надежда Мартьянова.

«В целом, ведение бизнеса в нынешних непростых условиях потребовало от компании мобилизации всех ресурсов, мониторинга процессов андеррайтинга, урегулирования убытков, юридического сопровождения , инвестиционной политики, сокращения аквизиционных и операционных расходов. В период кризисных явлений в банковском секторе, мы приняли стратегию умеренного наращивания объёмов и максимального сохранения денежных средств, размещая их в крупных системообразующих банках и банках с госучастием», — резюмировала генеральный директор СК «МАКС».

Пресс-служба СК «МАКС»

Проект поправок к закону о новом уполномченном может быть принят к апрелю 2017 года

Правительство и ЦБ наконец-то договорились о конфигурации службы финансового уполномоченного по правам граждан и подготовили ко второму чтению поправки в соответствующий законопроект. Планируется, что службу защитника потребителей финуслуг уже во второй половине 2017 года создаст Центробанк. Сначала общественный примиритель будет заниматься досудебным разрешением споров только между страховщиками и их клиентами, рассказал «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев. Действующий омбудсмен Павел Медведев по закону не сможет возглавить службу. Источники «Известий» на финрынке называют среди кандидатов на пост финансового защитника главу Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса и экс-главу страховой компании Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Андрея Языкова.

Двухлетняя дискуссия вокруг финансового уполномоченного по правам граждан наконец-то выходит на финишную прямую. После долгих концептуальных и детальных обсуждений законопроекта о финомбудсмене документ принял более или менее законченные очертания. Правительство и ЦБ внесли в нормативный акт очередные поправки, согласно которым служба финансовых омбудсменов будет заниматься досудебным урегулированием споров только между автостраховщиками и их клиентами. Речи о банках и микрофинансовых организациях (МФО) в законопроекте не идет, сообщил «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

— Было принято решение, что служба финансового омбудсмена будет заниматься проблемами страхования. В ходе обсуждения концепции законодатели пришли к выводу, что службу надо запускать сначала в лайт-режиме — тем более президент призвал поторопиться. Мы оценили все возможности и поняли, что в сжатые сроки реалистично ввести финансового омбудсмена на страховой рынок. На этом этапе в законопроекте не предусмотрено, что омбудсмен будет решать споры между клиентами банков и МФО, — сказал Алексей Моисеев.

Действительно, больше всего потребители финуслуг жалуются именно на страховщиков (см. справку). Однако источник «Известий» на финансовом рынке пояснил, что такую конфигурацию законопроекта, которая не предполагает включение банков в компетенцию примирителя, пролоббировали крупные банки.

Омбудсмен по урегулированию споров между банками, МФО и их клиентами пока продолжит работать на добровольных началах при Ассоциации российских банков (АРБ), уточнил замминистра финансов.

Алексей Моисеев рассчитывает, что с учетом всех формальностей законопроект будет принят во втором и третьем чтениях к апрелю 2017 года. Сама служба должна начать работу с 1 июля 2017-го.

Представитель Центробанка рассказал, что в принципе все финансовые организации, заключив соответствующее соглашение, смогут добровольно присоединиться к создаваемой службе финансовых уполномоченных.

Работа финомбудсмена на первых порах будет строиться следующим образом. Гражданин может подать обращение в службу, а решения страхового омбудсмена будут обязательными для всех страховых компаний, но у них будет право обжаловать это решение в суде.

— При этом гражданин получит и право не обращаться к омбудсмену, а сразу же пойти в суд. Но это пока совсем версия лайт — чтобы запустить службу и она начала работать. Мы не хотим ограничивать граждан в правах обращаться в суд. Решение страхового омбудсмена будет иметь силу исполнительного листа для страховщиков, — сказал Алексей Моисеев.

Как писали ранее «Известия», служба финансовых уполномоченных будет создана при Центробанке в статусе автономной некоммерческой организации. На старте ЦБ внесет в капитал службы 300 млн рублей, в дальнейшем ее работа будет финансироваться за счет регулярных взносов страховых компаний, а также платы за каждую поступившую жалобу. Замминистра финансов заявил, что размер отчислений может составить порядка 10–20 млн рублей ежегодно, что не должно быть слишком обременительно для страховщиков. Кроме того, финансирование службы также обеспечат штрафы за неисполнение решения общественного примирителя. Для граждан рассмотрение жалоб и само обращение к уполномоченному сделают бесплатным.

В состав правления службы — наблюдательного совета — войдут представители ЦБ, правительства и профсообщества. Набсовет будет выбирать главного финансового уполномоченного, а тот, в свою очередь, выдвигать кандидатуры подчиненных ему омбудсменов. Вопрос о количестве финансовых уполномоченных и их специализации будет решаться позднее.

После запуска службы около 80% разногласий между страховщиками и гражданами будут разрешаться в досудебном порядке, рассчитывает глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Пока глава службы не выбран. Согласно законопроекту, им может быть гражданин в возрасте от 35 до 70 лет, не работающий в правительстве, Центробанке или коммерческих структурах. Таким образом, действующий финансовый омбудсмен Павел Медведев может остаться не у дел (сейчас общественному примирителю 76 лет).

По словам источника «Известий» на финансовом рынке, возглавит службу, скорее всего, представитель страхового рынка, которому доверяет профсообщество. Собеседник «Известий» не исключает, что им может стать глава РСА Игорь Юргенс. Последний заявил «Известиям», что поддерживает другую кандидатуру. Один из приближенных Игоря Юргенса объяснил это его занятостью.

Источник «Известий» на страховом рынке, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, говорит, что на пост общественного примирителя также претендует Андрей Языков, бывший генеральный директор страховой компании Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

Службу финансового омбудсмена пытаются создать уже более двух лет. Соответствующий законопроект был подготовлен по инициативе президента в 2014 году, тогда же документ внесли в Госдуму и даже приняли в первом чтении. Но потом его прохождение застопорилось. Возможно, дискуссии так и продолжались бы еще какое-то время, если бы вопрос недавно не поднялся на уровень главы государства. Президент Владимир Путин во вторник на форуме ОНФ поддержал идею законопроекта о финансовом уполномоченном, указав, что отношения между банками и вкладчиками, кредиторами и заемщиками сегодня нужно «самым внимательным образом регулировать и отслеживать в деталях».

Справка «Известий»

За первое полугодие в ЦБ поступило порядка 50 тыс. жалоб на некредитные финансовые организации. Из них 79% (39,5 тыс.) — на действия страховщиков. Чаще всего россияне предъявляют претензии, связанные с договорами обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), — 84%. Из них касающиеся применения коэффициента «бонус-малус» — 45%, отказа от заключения договора — 16%, навязывания услуг — 7%. Жалобы по каско составляют всего около 5%.

25.11.16 Известия izvestia.ru