Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВ них страховщикам придется указывать данные о навязанных услугах

ЦБ вновь готовит полисы ОСАГО к замене: с 1 января 2018 г. в обращение поступят бланки нового формата.

Они будут содержать информацию обо всех коэффициентах, которые повлияли на конечную стоимость его страховки, в том числе о коэффициенте бонус-малус (сумма страховой премии будет указываться в рамке в правом верхнем углу бланка). Также на бланке будут указаны сведения о добровольных договорах страхования, заключенных при покупке ОСАГО, уточнил представитель ЦБ. Новые полисы получат долгожданный QR-код, который обеспечит онлайн-доступ к договору на сайте РСА.

С октября 2016 г. ЦБ и Российский союз автостраховщиков (РСА) уже меняли бланки ОСАГО: полисы обзавелись «сложным» цветовым фоном и водяными знаками, а также встроенной металлизированной нитью.

«Нам рассказывали, что рынок якобы заполонили фальшивые полисы ОСАГО, что проблема будет решена и что якобы 2–3 года невозможно будет подделать розовый бланк. И что мы слышим? Опять появляются новые бланки полисов», – удивляется президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

Подделки новых бланков уже появились, признает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов: ряд агентов и брокеров заявляют об утрате или краже полисов, а потом продают их, «заключая фальсифицированные договоры».

По словам директора по развитию страхования СК «МАКС» Сергея Печникова, проблемы с фальшивками возникают при оформлении ДТП: сотрудник ГИБДД лишь зрительно фиксирует наличие полиса, не проверяя его легитимность, а при оформлении ДТП по европротоколу проверять подлинность полиса, по сути, должен сам потерпевший.

С точки зрения обеспечения безопасности QR-код – хорошая новация, уверен заместитель гендиректора «Альфастрахования» Александр Горин, код можно считывать любым смартфоном – это удобно при верификации полиса. Сам по себе QR-код защиту полису не обеспечит, не согласен Печников.

При помощи нового полиса ЦБ надеется защитить автовладельцев от страховщиков: в бланке будут перечисляться договоры страхования, которые клиент заключил «в нагрузку» к ОСАГО. По задумке ЦБ это помешает страховщикам навязывать дополнительные услуги.

Если в полис включать информацию о дополнительных услугах, возможно, люди будут выбирать их более осознанно, резюмирует Тюрников.

Ефремов замечает, что страховщики могут легко обойти ограничение и навязать клиентам услуги, не связанные со страхованием: «например, технические либо связанные с покупкой нестраховых бумаг». «Нам кажется, что введение периода охлаждения и так полностью сняло вопрос навязывания каких-либо полисов», – замечает Горин. Случаи навязывания с введением нового полиса могут даже возрасти, рассуждает гендиректор «Либерти страхования» Сергей Ковальчук: «При наличии подписи в полисе ОСАГО клиенту и контрольным органам будет сложнее доказать факт навязывания».

13.11.16 Ведомости vedomosti.ru

Страхование заключенных проверят на признаки мошенничества

Всероссийский союз страховщиков проверит компании, занимающиеся страхованием заключенных, на соответствие этой деятельности закону: такое решение принял президент союза Игорь Юргенс после публикации в «Ъ» о таком виде страхования. По мнению ряда правозащитников, договоры в таких случаях составлены так, что получить страховую выплату пострадавший не в состоянии.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс заинтересовался статьей «Ъ» о страховании заключенных, в которой ряд экспертов высказали предположение о фиктивности таких договоров. «Это ложное страхование,— сказал господин Юргенс корреспонденту «Ъ».— Пока что это похоже на мошенничество. В течение ближайшей недели мы проанализируем ситуацию по страхованию заключенных, совместно с Центральным банком запросим документы по этому виду страхования — по порядку страхования и выплаты, проверим на соответствие закону. Тогда сможем более подробно сказать, в чем нарушение».

Страхование заключенных в настоящий момент предлагают несколько компаний, самые известные из которых — «Опора» и «Росмед». В качестве посредника такие же услуги предлагает Православный центр духовной помощи и правовой защиты. Заключенным и их родственникам предлагается застраховаться от туберкулеза, а также насилия со стороны сотрудников ФСИН. Пока что не было ни одного случая выплаты по страхованию от насилия, и лишь несколько выплат по страхованию от туберкулеза. «Мы изучили договоры страховых компаний, пообщались с их сотрудниками. Проблема в том, что компании требуют после наступления страхового случая предоставить документы, которые получить крайне непросто или совершенно невозможно,— оригиналы или заверенные копии выписок из медицинских карт и другие документы, позволяющие проследить вину сотрудников ФСИН в наступлении страхового случая»,— пояснила «Ъ» координатор благотворительного фонда «Русь сидящая» Инна Бажибина. Игорь Юргенс отметил, что «никто из аварийных комиссаров не может попасть в места лишения свободы для установления страхового случая, поэтому деньги, которые собирают с заключенных и их родственников,— это просто обман, мошенническая схема». По его словам, ранее ВСС вместе с ЦБ смог закрыть две компании, которые занимались страхованием заключенных, хотя основания для их закрытия не назывались.

Представители страховых компаний и сторонники страхования заключенных говорят, что главная цель — защита осужденных, так как, по их мнению, сотрудники мест лишения колоний, увидев полис, стараются помягче относиться к его владельцу. «Тех, кто страхует родственников на зоне, деньги не интересуют,— ранее сообщил «Ъ» начальник отдела страхования от несчастного случая СК «Росмед» Михаил Шнейдерман.— Люди пытаются с помощью полиса спасти честь и достоинство осужденного». На это возражает член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин: «Когда мы были на прошлой неделе в карельской колонии ИК-7, где находится Ильдар Дадин (осужденный за участие в несанкционированных митингах, заявил о пытках в колонии 1 ноября.— «Ъ»), то в штрафном изоляторе мы увидели другого заключенного, у которого была такая страховка, его мать сделала. Посмеялись с ним над этим полисом, он тоже рассказал о побоях со стороны сотрудников колонии. О какой защите тут можно говорить?»

Страховые компании могут предлагать любые экзотические страховые продукты, отметила в разговоре с «Ъ» пресс-секретарь ВСС Вера Склярова. «Если клиент подписал договор о добровольном страховании, то это его право — у нас же свобода договора. К тому же некоторые компании даже не входят в наш союз, мы напрямую не можем на них повлиять»,— говорит она. В ближайшем будущем ВСС рассчитывает оперативно выявлять подозрительные страховые договоры. «Мы создаем саморегулируемую организацию (СРО), после чего все страховые компании будут обязаны войти в наш состав. Окончательно формирование СРО завершится через полгода. Затем в планах масштабная проверка всех правил страхования, договоров, премий выплат по всем ключевым видам страхования. А далее уже будем проверять все остальные виды страхования, все подозрительные операции. Будем запрашивать документы, анализировать их, будем жестко контролировать все эти моменты. У нас сформирована дисциплинарная комиссия, которая уже провела первое заседание»,— заявил «Ъ» Игорь Юргенс.

14.11.16 Коммерсант kommersant.ru

Алексей Кузнецов: «Согласно статистике, примерно 10% страховых выплат идут не на реальное покрытие ущерба, а в карман мошенников, однако доказать предумышленный характер действий судебной системе удается лишь в одном случае из ста».

Свежие тенденции в этом виде криминального бизнеса изданию «Эксперт Северо-Запад» прокомментировал генеральный директор ЗАО «СК «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.

– Какие виды мошенничества со стороны страхователя наиболее распространены и в каких сегментах?

– Сегодня наиболее распространенными видами мошенничества являются преступления, совершаемые при страховании транспортных средств. По данным различных источников, их уровень составляет до 70% от общего количества всех преступлений в страховой сфере. Не менее 15-20% выплат по каско и ОСАГО приходится на долю мошенников. При этом в последнее время мошенничество в автостраховании становится все более организованным. Так, при совершении мошенничества с инсценировкой ДТП, соучастниками преступления могут выступать, помимо злоумышленников, отдельные недобросовестные сотрудники страховых компаний и ГИБДД. Обычно преступная группа не ограничивается постановкой одного ДТП. Для совершения преступлений ими приобретаются так называемые «тотальные» автомобили, наскоро восстановленные и рассчитанные для участия в нескольких эпизодах.

Значительно возросло количество фальсифицированных угонов. О мнимом характере угонов страховые компании, осуществляющие проверку, могут лишь догадываться по различным косвенным признакам. Так, инсценированный угон характеризуется отсутствием заинтересованности страхователя в сохранении объекта страхования, например, вследствие ареста приставом, при наличии значительного долга и требований кредиторов, вследствие потери бизнеса собственником грузового транспортного средства.

Возбуждение уголовных дел по таким фактам крайне редко, так как транспортное средство попадает на разборку или используется с перебитыми номерами и другими документами.

Кроме того, также значительно возросло количество преступлений, связанных с хищением застрахованного груза. Способы совершения хищений могут быть различными – от банальной инсценировки кражи до сложных мошеннических схем с использованием поддельных документов, безымянных сим-карт и прочих уловок. Сумма же похищенного организованной группой мошенников груза может достигать нескольких десятков миллионов рублей.

– Сегодня на фоне кризиса отмечается всплеск страхового мошенничества, модифицировался ли этот вид криминального промысла?

– Увеличивается количество договоров страхования имущества с завышенной страховой суммой. Цена страхуемого объекта искусственно завышается страхователем при заключении договора, а затем объект страхования умышленно уничтожается. Таким образом, мошенники пытаются «продать» застрахованное имущество дороже его реальной стоимости.

– Какие злоупотребления наиболее типичны в вашей практике?

– Один из характерных примеров злоупотребления, с которым нам пришлось столкнуться, это отказ страхователя в фактической передаче страховщику погибшего имущества, от прав на которое страхователь отказался в пользу страховщика, с целью получения полного страхового возмещения. Согласно установленному порядку, после гибели застрахованного имущества страхователь подает в страховую компанию заявление (абандон) об отказе от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика. При этом передавать имущество страхователь отказывается и обращается в суд с иском о взыскании недоплаченного страхового возмещения в размере стоимости годных остатков транспортного средства. В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, как правило, удовлетворяет исковые требования страхователя, а страховщику в судебном порядке приходится отсуживать это имущество.

– Выработаны ли на государственном уровне механизм защиты интересов страховых компаний и превентивные меры, которые могли бы воспрепятствовать незаконным действиям страхователей?

– Такие механизмы на сегодняшний день, увы, отсутствуют, в приоритете – права потребителей. Предотвратить неприятности страховая компания может только на стадии заключения договора, путем тщательной проверки страхователя и страхуемого имущества по его истории в других страховых компаниях, кредитной истории в банках, по базе исполнительных производств и т.д. Только выявив недобросовестного страхователя на стадии заключения договора и отказав ему в страховании, компания может защитить себя от незаконных действий.

– Могут ли сегодня страховщики рассчитывать на квалифицированную помощь со стороны правоохранительных органов и есть ли «узкие места» в этом взаимодействии?

– Основная часть действующих норм права, регулирующих отношения в области страхового дела, была принята в прошлом веке, когда страхование имущества частных лиц только зарождалось и о предотвращении мошеннических действий еще не думали. Конечно, правоохранительные органы способны защитить интересы страховщика, но только при наличии у последнего веских доказательств в совершенном преступлении.

13.11.16 Эксперт expertnw.ru