Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПолис должен быть привязан к водителю, а не к автомобилю

Минфин вынес на обсуждение новый пакет поправок в закон об ОСАГО, полностью меняющих ценообразование в автогражданке, Госдума рассмотрит их весной. Изменения («Ведомости» ознакомились с документом) настолько значительные, что Минфин ожидает сопротивления со стороны рынка.

Главное из них – цена полиса будет зависеть прежде всего от водителя, а не от автомобиля. Сейчас цена ОСАГО зависит от региона, возраста и стажа водителя, мощности двигателя машины и ее аварийности (коэффициент бонус-малус). В проекте отсутствуют коэффициенты, связанные с техническими характеристиками автомобиля и «территорией преимущественного использования». Зато появляется коэффициент, отражающий водительские навыки – не только стаж вождения, но и «профессиональную компетентность».

Страховщик сможет сам устанавливать коэффициенты, характеризующие автовладельца и лиц, которых он допустит к управлению автомобилем, следует из пояснительной записки к документу: насколько агрессивно они водят, привлекались ли к административной или уголовной ответственности за опасную езду. Также можно будет учитывать «коэффициент, предназначенный для выравнивания убыточности и формирования сбалансированного страхового портфеля с учетом региональных особенностей». Минфин предлагает реформировать систему бонус-малус: учитывать наличие и число страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине каждого водителя, «по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении», и по всем договорам ОСАГО.

Минфин хочет привязать стоимость полиса ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, подтвердил замминистра Алексей Моисеев. Он признает, что законопроект «дискуссионный», и допускает, что при обсуждении с другими ведомствами и участниками рынка он может сильно измениться.

Антимонопольная служба (ФАС) согласна с идеей Минфина, но страховщики встретили ее в штыки.

Моисеев не исключает, что в будущем можно будет вписывать несколько автомобилей в один полис, хотя в текущих поправках это не прописано: «Не вижу никаких проблем, если у нас будет бонус-малус на человека». «У нас вообще далекоидущие планы по либерализации, – продолжает он, – сделать так, чтобы человеку было удобно, но чтобы все это было контролируемо, поскольку ОСАГО – обязательный вид страхования».

Конечная цель поправок – «перевернуть все с ног на голову», объясняет Моисеев: так же, как сейчас, водитель категории В может управлять любым автомобилем этой категории, у него будет полис, «который позволит управлять любым автомобилем из данной категории и быть застрахованным». Однако это вызывает большие возражения, признает он.

«Поэтому за это [привязку полиса к водителю] в отличие от других новелл, которые [в поправках] прописаны, мы очень жестко бороться не будем», – признает Моисеев. Если идея не встретит поддержки со стороны надзора и участников рынка, Минфин отложит ее реализацию.

Недавно привязать стоимость полиса ОСАГО к водителю, а не к автомобилю предложил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Предложения ФАС и Минфина независимы и между собой не согласованы, подчеркивает он и добавляет, что такая реформа позволит более эффективно применять коэффициент бонус-малус: «Не упираться в количество нарушений правил дорожного движения, а привязываться к тому, кто виноват в ДТП». ЦБ рассматривает предложения Минфина, сообщил представитель регулятора.

Эта двойная инициатива Минфина и ФАС была неожиданной для рынка и в ее отношении обоснован определенный скептицизм, замечает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Концепция новая: ее риски, возможная стоимость полиса и влияние на коэффициенты пока не просчитаны РСА, добавляет он.

Сейчас ситуация на рынке позволяет делать точечные поправки, Минфин же предлагает совершенно новую конструкцию: чтобы ее проанализировать и прописать, нужен хотя бы год – изменения слишком масштабны, уверен гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков: «В стране 40 с лишним миллионов застрахованных по ОСАГО, а изменить нужно все: базы, системы, не говоря о технике полиса. Это просто невозможно». Пока не решена проблема убыточности ОСАГО, нововведения «приведут лишь к ухудшению ситуации в эпикризе», категоричен руководитель управления методологии обязательных видов «Альфастрахования» Денис Макаров: «Мало кто пока задумывается, что новые лимиты – это еще новые подходы к созданию резервов, для чего придется в любом случае менять тарифы, что сейчас вряд ли окажется популярной идеей».

09.11.16 Ведомости vedomosti.ru

В декабре Банк России планирует создать специальную рабочую группу, которая бы рассматривала вопросы противодействия страховому мошенничеству в рамках общего противостояния недобросовестным практикам на финансовом рынке, сообщила сегодня замруководителя департамента страхового рынка ЦБ Светлана Никитина на семинаре для региональных журналистов.

С.Никитина считает важным формализовать критерии, по которым действия страхователей могли бы квалифицироваться как подозрительные. Она привела пример законодательного решения этой проблемы в Германии. «Там применяется подход, при котором страховщик имеет право, заподозрив заявление на выплату страхового возмещения как потенциально мошенническое, имеет право увеличить срок вынесения решения о возмещении до 6 месяцев. Однако если эти подозрения не оправдаются, компания обязана не только выплатить потребителю возмещение в полном объеме, но также все санкции и неустойки за этот период», — сказала С.Никитина.

По ее мнению, такая юридическая конструкция защищает и получателя выплат, и страховщика, но ее реализация в РФ потребует законодательных изменений. Банк России рекомендует страховщикам создание системы внутреннего контроля, противодействующей вовлечению сотрудников страховых компаний в мошеннические схемы. Кроме того, Банк России планирует информационную кампанию с участием страховщиков, в которой бы граждане информировали и о типовых мошеннических схемах, которые могут быть им предложены, и о последствиях их реализации.

Как подчеркнула С.Никитина, большие надежды регулятор возлагает на последние законодательные изменения, обсуждаемые в ОСАГО. Они касаются требования предоставления на осмотр поврежденного в ДТП автомобиля для оформления выплаты. В ближайшее время Банк России рассчитывает принятие депутатами поправок о переходе на выплаты в натуральной форме в ОСАГО (в виде ремонта автомобиля).

При этом Банк России продолжает подготовку к введению обязательных электронных продаж в ОСАГО с 1 января 2017 года. Для этого регулятор готовит ряд изменений в действующие нормативные акты, а также новые документы. В том числе, по словам С.Никитиной, потребуется внести изменения в правила страхования по «гражданке», также разрабатываются требования к непрерывности работы сайтов страховщиков, в которых организуются удаленные продажи. Страховщик ОСАГО имеет право на перерыв в доступности услуг покупки электронных полисов до 30 минут. Предусматривается «технологическое окно» для корректировки работы сайта с 22:00 до 8:00 утра по московскому времени.

09.11.16 Финмаркет finmarket.ru

Федеральная антимонопольная служба согласовала две сделки с медицинскими страховщиками — приобретение МСК «УралСиб» компанией «Согаз-Мед», а также покупку «Росно-МС» «ВТБ-Страхованием». Об этом сообщается на сайте ФАС.

Однако ходатайства удовлетворены с оговорками: так, ведомство установило, что вхождение «Росно-МС» в группу «ВТБ Страхование» ограничит конкуренцию на рынке обязательного медицинского страхования в Москве, Подмосковье и Калмыкии, поэтому «ВТБ Страхованию» одновременно предписано принять меры по обеспечению конкуренции в этих субъектах. Также там в течение трех лет должны сохраняться не менее одного пункта по выдаче полисов «Росно-МС».

Аналогичное предписание вынесено «Согаз-Мед»: в случае вхождения в группу медстраховщика «УралСиба» компания должна обеспечить конкуренцию в Республике Башкортостан.

«Росно-МС» на рынке ОМС заняла второе место среди российских страховщиков по численности застрахованных (доля рынка — 12%) и первое место — по количеству застрахованных граждан в Москве (доля рынка — 25,8%). МСК «УралСиб» на рынке ОМС находится на 13-м месте среди российских страховщиков по численности застрахованных, количество которых составляет 3,04 млн человек (рыночная доля — 2,2%). «Согаз-Мед» на рынке ОМС в 2015 году заняла третье место среди медицинских страховых организаций России по численности застрахованных граждан, количество которых составляет более 18 млн человек (доля рынка — 11,3%). «ВТБ Страхование» — крупная универсальная компания, входящая в международную финансовую группу ВТБ. В 2015 году компания заняла седьмое место среди крупнейших российских страховщиков по объему собранной премии и первое место по сборам в сегменте страхования от несчастных случаев и болезней. Основными направлениями деятельности компании в 2015 году являлись: страхование от несчастных случаев и болезней (41,58%) и государственное обязательное страхование жизни и здоровья (17,72%).

Кроме того, ФАС удовлетворила ходатайство о покупке «Согазом» небольшой компании «Регионгарант». При этом объединенная компания должна будет не позднее чем через два квартала после сделки снизить долю на рынке страхования ответственности владельца опасного объекта в Забайкальском крае, Омской и Томской областях, на рынке ДМС Томской области и на рынке страхования железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга.

08.11.16 Банки.ру banki.ru