Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПленум Верховного суда предложил требовать со страховых компаний по ОСАГО кроме возмещения убытков оплаты расходов, например, затрат на эвакуацию и ремонт поврежденных дорог. Окончательное решение по этому вопросу суд примет в течение месяца

Пленум Верховного суда России (ВС) в четверг обсудил проект постановления по обобщению судебной практики рассмотрения страховых споров, касающихся выплат по ОСАГО. В документе высокие судьи предложили четко разграничить подсудность дел. По общему правилу споры разрешаются в судах общей юрисдикции. Исключения составляют дела автолюбителей, вытекающие из их коммерческой деятельности. По мнению пленума ВС, такие иски должны рассматриваться в арбитражных судах.

Недопустимо, отмечают судьи, включать в договор обязательного страхования такие пункты, которые в дальнейшем помогут страховой компании избежать выплат. Эти пункты договора должны признаваться судами ничтожными.

Высокие судьи отметили, что при начислении страховых выплат потерпевшие вправе потребовать не только возмещения расходов по восстановлению автомобиля, но и страхового возмещения. Например, расходы на эвакуацию автомобиля после ДТП, доставку пострадавших в больницу, ремонт дорожных знаков или покрытия.

К реальному ущербу пленум суда отнес также и утрату товарной стоимости автомобиля, а также убытки, вызванные в том числе повреждением груза.

Расчет страховых выплат, отмечает пленум ВС, должен проходить в строгом соответствии с Единой методикой определения размера расходов. Высокие судьи пришли к выводу, что в том случае, когда размер страховой выплаты и сумма претензий потерпевшего различается в пределах 10%, то эти цифры следует считать «находящимися в пределах статистической достоверности».

Если же автомобиль не подлежит восстановлению, то, по мнению ВС, следует определить его рыночную стоимость на момент аварии. В случае, если ОСАГО не может покрыть весь ущерб, то потерпевший вправе подать иск к виновнику аварии и потребовать у него недостающей части суммы.

В случае просрочки выплаты, отметил ВС, потерпевший вправе потребовать со страховой компании возместить 1% от суммы за каждый день просрочки. Пленум суда обратил внимание судей и на тот факт, что договор ОСАГО не действует за границей.

Пленум не стал в четверг принимать постановление и отправил его на доработку. Согласно обычной практике суду на это потребуется до месяца.

По мнению адвоката Марата Аманлиева, одна из главных проблем, связанных с ОСАГО, – это небольшой размер выплат. Несколько месяц назад сумма выплат была увеличена со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. И только сейчас, по мнению защитника, страховая сумма стала более-менее соответствовать стоимости ремонтных работ в Москве. Вторая проблема, отмечает Аманлиев, – это заниженная оценка ущерба страховщиками. «Сейчас мы судимся со страховой компанией, у клиентов разбили Land Rover, ремонт в дилерском центре обошелся в 600 тыс. руб., нам же выплатили всего 49 тыс. руб.», – приводит пример адвокат.

18.12.14 РБК rbc.ru

С 1 декабря страховщиков обязали пользоваться едиными справочниками для оценки ремонта. Однако новая система, которая была призвана уменьшить количество судебных разбирательств автомобилистов со страховщиками, с каждым днем теряет свою актуальность. Большинство официальных сервисов скорректировали цены на запчасти и расходные материалы с учетом курса рубля – цифры в каталогах уже существенно превышают расценки, приведенные в справочниках «Российского союза страховщиков» (РСА). Несмотря на то, что выплат по страховке не хватит и на половину ремонта, судиться со страховыми компаниями будет невозможно, говорят эксперты.

Согласно регламенту документа, перерасчет стоимости наименований могут осуществлять раз в полгода. Это значит, что новая версия справочника выйдет не раньше 1 июня 2015 года. Как заявил представитель РСА, столь длительный срок связан с большим количеством позиций в каталоге – там присутствует более 40 млн наименований.

За полгода, учитывая рекордное падение рубля, стоимость запчастей может повыситься очень существенно, говорят игроки рынка. Речь идет как об официальных дилерах, так и о независимых поставщиках запчастей. Представитель автосалона Nissan, который входит в дилерскую сеть «АвтоСпецЦентр», сообщил, что пока новых прайс-листов на запчасти от представительства автосалон не получал, но, судя по всему, существенно подорожание состоится с 1 января. При этом назвать приблизительный рост стоимости собеседник не смог.

Ford за последние два месяца поднял цены на запчасти в среднем на 2%. Об этом сообщил представитель дилерского центра «Ford Север». Он также добавил, что вопрос дальнейшего повышения обсуждается, однако никакой конкретики по цифрам и срокам пока нет. Представитель дилерского центра «Автомир», который занимается реализацией автомобилей марки Hyundai, сообщил, что повышение цен на запчасти и расходные материалы уже произошло, однако привести конкретные цифры отказался, назвав подорожание незначительным.

Представитель официального дилера «Opel Кунцево» в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что за последнее время стоимость запчастей в среднем повысилась на 3%. Продавцы автомобилей премиальных марок также в большинстве случаев говорят либо о незначительном повышении цен, либо о скором росте. Так, представитель «Audi Центр Москва» отметил, что пока запчасти на автомобили немецкого бренда продаются по старым прайс-листам. «Скорее всего, вскоре будет какое-то подорожание запчастей, однако на сколько, сказать пока не может – еще не получали соответствующей информации», — сообщил собеседник.

Запчасти у неофициальных дилеров дорожают быстрее: оптовые продавцы уже работают не с рублями, а с условными единицами, поэтому стоимость запчастей меняется едва ли не в режиме онлайн. Так, представитель компании «АвтоОлимп», поставщика автокомпонентов, заявил корреспонденту Autonews.ru, что отследить динамику повышения цен на запчасти сложно, так как их стоимость привязана исключительно к курсу валют и меняется каждый день.

Крупный оптовый продавец запчастей компания «Автодемпинг» за последний месяц подняла цены на кузовщину в среднем на 50%. «Дальнейшая корректировка прайс-листов возможна, но все будет зависеть от курса», — пояснил представитель компании.

Между тем в пресс-службе РСА корреспонденту Autonews.ru заявили, что тариф на полис ОСАГО фиксированный и не зависит от курса доллара. «Именно поэтому и размер выплат по такому полису не может зависеть от курса. В этой ситуации справочники в зависимости от валютных колебаний невозможно», — отметил представитель РСА.

Эксперты убеждены, что такая методика расчета в корне неверная, из-за чего вся система ОСАГО в нынешнем виде обречена на провал. Данные в справочниках некорректны, прежде всего, из-за того, что они формировались еще около полугода назад, когда курс доллара и евро были совсем другими. «Нам всем будут предлагать выплаты, которые ничего с реальной действительности не имеют. В мае курс был 47 рублей за евро, сегодня – 84. Получается, что 70-80% нам не будут доплачивать, ведь все запчасти резко подорожали. Эти деньги теперь законно недополучат автовладельцы. Система ОСАГО будет дискредитирована», — заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.

Представитель пресс-службы РСА, между тем, отмечает, что в справочнике указаны средние стоимости, которые были получены в результате анализа всего рынка. Соответственно, получив выплату, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать, где и по какой стоимости ремонтировать свой автомобиль.

Однако авторы справочников, очевидно, не учли, что гарантийный автомобиль должен ремонтироваться исключительно у официальных дилеров – в противном случае машина досрочно сойдет с гарантии.

Это подтверждает и руководитель клиентской службы дилерского центра Ford группы «Авилон» Олег Самохин. По его словам, стоимость ремонта сильно зависит от того, находится автомобиль на гарантии или уже сошел с нее. «Условия, на которых страховые компании работают с сервисными станциями, оговариваются индивидуально. Хватит ли в каждом конкретном случае суммы выплат на ремонт у дилера, сказать пока сложно. Если автомобиль находится на гарантии, его ремонт обойдется дороже, а с постгарантийными машинами ситуация обратная», — пояснил Самохин.

Руководитель «ГлавСтрахКонтроля» отмечает, что и без учета падения рубля система единых справочников вызывает вопросы. В том числе, по словам эксперта, цены, указанные в каталогах, должны быть средними по рынку, однако на самом деле оказывается, что расенки приведены в справочнике часто и по нижнему пределу. «Есть и очевидные ляпы, когда, например, модуль подушки безопасности стоит 3,45 копеек. То есть, совершенно законно страховые компании будут показывать нам справочники и говорить, что там указана такая сумма. Я считаю, что падение рубля показало всю абсурдность новой системы ОСАГО. Это поможет страховым компаниям узаконить недоплаты страховым клиентам. При этом она не имеет ничего общего с учетом интересов клиентов», — пояснил Тюрников.

Новый механизм получения выплат работает только две недели, поэтому примеров, когда автомобилисту не хватило бы денег на ремонт по страховке, официальные дилеры не приводят. По задумке РСА, таких ситуаций в будущем быть и не должно: справочники прорабатывались с учетом нескольких параметров. В том числе, стоимость запчастей и нормо-часов зависит от экономической зоны.

По большому счету, расценки, которые представлены в каталоге РСА, являются актуальными именно для постгарантийных машин. Так, стоимость передней фары Range Rover Sport у официального дилера составляет 46 300 рублей, тогда как в авторизованных сервисах такую же деталь продают по цене от 33 000 рублей. Купить деталь в интернете можно еще дешевле – за 28 000 – 30 000 тысяч рублей. Выплат по ОСАГО, согласно каталогам, не хватит на покупку детали даже на рынке – фару в РСА оценили в 26 700 рублей.

Стоимость запчастей для бюджетных моделей также занижена. Ни один из официальных или авторизованных сервисов в Москве из тех, в которые обратился корреспондент Autonews.ru, не предложил крыло для Hyundai Solaris по той цене, которая заявлена в каталогах РСА – она оказалась выше, чем в справочнике. В среднем разница в стоимости составляет 1 000 – 2000 рублей. Тем не менее, уложиться в сумму выплат по ОСАГО при ремонте недорого корейского седана можно, если, например, заказывать детали самостоятельно в интернете. В ряде случаев стоимость запчастей окажется даже ниже заявленной в каталоге.

По мнению исполнительного директора группы компаний «Рольф» Виталия Павловского, директивно зафиксированные цены на работы и запчасти фактически оставляют за скобками вопрос качества ремонта и ставят в одну плоскость гаражи и официальные дилерские станции технического обслуживания.

«На рынке каско именно натуральное возмещение является основной формой урегулирования убытков, и именно официальные дилеры осуществляют львиную долю ремонтов. Однако формирование тарифов каско – рыночное, и цены на ремонт по направлениям от страховых компаний – это всегда результат договоренности между дилером и страховщиком. В ОСАГО размер премий на порядок ниже, и государство выступает регулятором страховых тарифов. Из-за этого страховщикам практически невозможно предложить дилерам условия сотрудничества, которые были бы интересны обеим сторонам», — считает Павловский.

Николай Тюрников убежден, что цены в каталоге должны меняться значительно чаще, чем раз в полгода, но на текущий момент в каталогах не предусмотрено даже поправок на инфляцию и на изменение курса валют: «Необходимо сделать так, чтобы стоимость запчастей корректировалась каждый день. Здесь даже месячная периодичность не подойдет. На текущий момент система гарантирует недоплату практически каждому автовладельцу».

Судиться со страховщиками из-за недоплаты, по словам эксперта, будет бессмысленно: компании будут ссылаться на справочники. Это значит, что единственной гарантией получить полную компенсацию ремонта остается покупка полиса каско.

18.12.14 Autonews.ru

Законопроект, который обяжет СМИ страховать своих сотрудников, работающих в горячих точках под угрозой приостановки деятельности, одобрен Советом Думы и может быть принят весной. Об этом «Газете.Ru» рассказал глава комитета Думы по информполитике Леонид Левин. Некоторые журналисты опасаются, что инициатива направлена на усложнение работы независимых СМИ, но авторы уверяют, что она лишь должна заставить редакции заботиться о своих сотрудниках.

Поправки в закон о СМИ внес в Госдуму депутат от ЛДПР Вадим Деньгин в июне, но они так и не были рассмотрены профильным комитетом по информационной политике. Новую же версию законопроекта о защите журналистов в горячих точках внесли единоросс Михаил Маркелов и представители остальных фракций. Необходимость в нем они объяснили частыми случаями гибели журналистов в Донбассе и других горячих точках.

Ранее с инициативой обязать страховать сотрудников СМИ в горячих точках летом выступил Союз журналистов России после гибели на востоке Украины корреспондентов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина.

Согласно поправкам, предложенным депутатами, работодатель должен обеспечивать корреспондентов, находящихся в горячих точках, средствами индивидуальной защиты, опознавательным знаком «Пресса» (Press) и международным удостоверением журналиста. Закон также предполагает обучение сотрудников на спецкурсах по безопасности и страховку их перед отъездом в зону конфликта.

В разговоре с «Газетой.Ru» один из соавторов документа, депутат Леонид Левин, отметил, что под сотрудниками подразумеваются и внештатные сотрудники, работающие по поручению редакции. Депутат уточняет, что отсутствие редакционных удостоверений у журналистов в горячей точке не должно освобождать СМИ от ответственности, если выяснится, что он выполнял задание редакции. Иначе говоря, если российский журналист едет в Донбасс через Киев, используя «легенду», чтобы не привлекать к себе внимание, работодатель все равно должен его страховать.

Вплоть до закрытия

При первом нарушении должностных лиц (редакторов) предполагается штрафовать на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юрлиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. При повторном первые платят 50–100 тыс. вторые — 200–400 тыс. руб.

Кроме того, за повторное нарушение СМИ грозит приостановка деятельности юридического лица до 90 суток. По сути, это равнозначно закрытию.

Такие поправки планируется прописать в новой статье КоАП 5.27.1 (неисполнение редакцией средства массовой информации обязанностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации по обеспечению профессиональной деятельности журналиста в особых условиях).

Один из ключевых вопросов — что будет считаться зоной боевых действий.

На Северном Кавказе, например, не всегда при столкновении с боевиками вводят режим КТО. Столкновения в Донбассе первое время также не имели никакого официального статуса, только позже Киев ввел режим антитеррористической операции.

Источник «Газеты.Ru» в комитете по информполитике уточнил, что закон будет касаться только случаев, определяемых законодательством РФ, таких как КТО, военное положение и чрезвычайная ситуация. Закон не будет иметь обратной силы и на уже погибших в конфликтах журналистов распространяться не будет.

Риски для независимых СМИ

Существует, однако, мнение, что новый закон станет инструментом для притеснения СМИ. Так, военкор-фрилансер Аркадий Бабченко, освещавший войну в Донбассе со стороны сил АТО, выразил мнение, что закон может быть направлен на «устранение неугодных». По его мнению, трудно спорить с тем, что журналист должен быть защищен страховкой. Но нельзя законодательно запрещать СМИ посылать людей без страховки и экипировки, так как многие независимые издания просто не могут себе этого позволить. «Это перекроет дорогу альтернативным, независимым СМИ», — заключил Бабченко. Схожее мнение высказывают и другие независимые эксперты и правозащитники.

К тому же наказание за повторное нарушение в виде приостановки деятельности на три месяца, как уже было сказано, фактически обрекает СМИ на исчезновение.

Депутат Левин подобный подход отвергает.

«Эту интерпретацию оставляю на совести тех экспертов, которые такое мнение высказывают, — заявил парламентарий. — Независимые редакции СМИ, направляя журналистов и лиц, выполняющих их поручения, в соответствующие командировки, должны предвидеть не только общественный резонанс от представления добытой информации, но и возможные последствия пребывания данных лиц в горячих точках», — заявил Левин.

Кто и сколько будет платить

Законопроект также прописывает нижнюю планку страховых выплат. В случае смерти застрахованного журналиста его семье страховщик выплачивает не менее 2 млн руб. В случае тяжелого увечья, исключающего возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, — не менее 1 млн руб. Если вред здоровью не оценивается как непоправимый, то сумму определяет ЦБ.

Руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников рассказал «Газете.Ru», что все добровольные виды страхования исключают военные риски из страхового покрытия. Эксперт предложил властям воспользоваться практикой страхования в среде военных и госслужащих при работе в зоне военных действий.

«Можно ввести обязательное личное страхование всех журналистов по стране по одному контракту. Средства на страхование будут выделяться государством за счет обязательных взносов работодателя», — рассуждает эксперт.

По его словам, поскольку единичное страхование (одного или нескольких журналистов) невыгодно и его стоимость будет высокой, имеет смысл застраховать пул журналистов (несколько тысяч) по всей стране. Тогда раскладка риска будет предсказуемой, можно просчитать размер обоснованных тарифов и возможный убыток.

По его словам, какой-либо системной практики страхования журналистов в России нет: «Единичные случаи — скорее исключение и забота редакции о конкретном журналисте».

Главный редактор газеты «Московский комсомолец» и председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев участвовал в обсуждении закона и публично поддержал его с условием, что власти помогут СМИ деньгами для покупки бронежилетов и касок, а также страховки журналистов. Почти 85% СМИ принадлежат государству и аффилированным структурам, и в репортажах госканалов видно, что их военкоры всем обеспечены, говорит Гусев. Хотя сам МК правила обходит: конфликт в Донбассе освещают «МК-Киев» и «МК-Донецк» с местными сотрудниками, объясняет Гусев.

«Этот закон двоякий. Он может быть страшен для небольших интернет-СМИ, которые на свой страх и риск послали журналистов в места боевых действий. Сегодня на 30–40% власти уменьшили рекламный рынок, запретив рекламировать алкоголь, табак, БАДы, но при этом государство требует от журналистских коллективов обеспечить полное обмундирование. Власти должны на это кредиты выдавать или привлекать спонсоров и другие структуры. Но для спасения жизни журналистов в этом законе все же больше положительного», — говорит Гусев.

В финансовом обосновании законопроекта (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») отмечается, что дополнительных затрат из бюджета закон не потребует. Депутат Левин подтверждает, что финансовых вливаний ждать не стоит.

«Редакции СМИ, не имеющие финансовых возможностей обеспечения мер профессиональной деятельности, не имеют в том числе морального права подвергать указанных лиц опасности (смертельной)», — считает парламентарий.

По словам военкора «Аргументов и фактов» фотографа Владимира Сварцевича, который снимал первую войну в Чечне, сотрудничал с Reuters и немецким журналом Focus, редакции западных СМИ всегда стараются обеспечить журналистов страховкой и экипировкой.

«Пример контракта с Focus — 19-летний давности. Перед поездкой в Чечню по их заданию со мной заключили контракт, подписали командировку и страховку минимум на 50 тыс. марок. Это нормальная практика для всех мировых агентств. Если вы обратили внимание, все западные корреспонденты даже вне зоны обстрела и боев, но в горячей точке, они в бронежилетах и касках. В контракте прописано, что если корреспондент ранен или убит в зоне боевых действий, но при этом на нем не было каски и бронежилета, то он или его семья выплаты не получит», — рассказывает Сварцевич. Сам он последние 10 лет в горячие точки без страховки не выезжает, пролонгируя ее ежегодно.

17.12.14 Газета.ру gazeta.ru