Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Падение метеорита в классике страхования является страховым случаем. Соответственно, при наличии полиса ущерб нужно заявлять страховщику. В рамках же обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) техногенные последствия от падения метеорита не покрываются.

«Это тот риск, упоминание которого всегда вызывало смех у представителей СМИ,— заявил “Ъ” заместитель гендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов.— Тем не менее разрушения от падения космических объектов, как правило, включаются во все страховые программы защиты имущества». Страховщики в настоящий момент готовятся принимать заявления об ущербе. «Уже известно, что убытки будут,— говорит господин Иванов.— В частности, пострадал фасад нашего офиса в Челябинске, в автосалоне, который является нашим клиентом, повреждено остекление и т. д.».

Пострадавшим гражданам при наличии полиса страхования от несчастного случая также положены выплаты. Страховщики напоминают, что падение метеорита и в этом виде страхования классический риск и он, соответственно, не подпадает под два известных исключения по такому полису — состояние алкогольного опьянения и намеренное нанесение себе увечий.

Тем временем глава администрации Челябинска Сергей Давыдов уже сообщил, что горадминистрация окажет материальную помощь жителям всех пострадавших от метеоритного дождя домов. «Горожан, чье жилище пострадало от этого природного явления, просим обращаться в управление жилищно-коммунального хозяйства города, в администрации районов, в управляющие компании. Мы окажем содействие в восстановлении остекления. Все будет сделано за счет городского бюджета»,— говорится в официальном обращении главы администрации Челябинска.

Подобное заявление властей идет в разрез с недавней инициативой экспертного управления администрации президента не оказывать помощь за счет бюджета в тех случаях, когда убытки можно застраховать. Таким образом планируется стимулировать страхование. «Я думаю, что власти разумно используют любое стихийное бедствие для убеждения населения страховаться,— говорит Игорь Иванов.— Это два не противоречащих друг другу посыла — “помогаем и поможем, но не привыкайте: рано или поздно придется самостоятельно страховать свои риски”».

В обязательном же страховании ОПО техногенные последствия от падения метеорита не покрываются. Как заявила “Ъ” вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар, «падение метеорита является форс-мажорным обстоятельством, то есть действием непреодолимой силы. Если произойдет техногенная авария, например утечка цинка из-за происшедших повреждений на цинковом заводе в Челябинске, по мнению НССО, в рамках договора обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов не возникнет обязательств по выплате возмещения».

15.02.13 Коммерсант kommersant.ru

Перестрахование является одним из немногих доступных для страховщиков механизмов гарантирования финансовой устойчивости страховой компании. Размещенные в перестрахование риски создают сбалансированность портфелей страховщиков, распределяют крупные риски между многими компаниями, высвобождают часть капитала страховщика для осуществления других операций по страхованию. С этой точки зрения экономика ничего не теряет, а только приобретает.

Кроме того, размещение рисков на международных рынках позволяет в случае убытков получить возмещение — обеспечить приток денег в экономику через получение возмещения по убыткам от перестраховщиков. Деньги возвращаются в экономику страны.

Настоящее беспокойство сегодня вызывают три проблемы: ограниченный рынок внутреннего перестрахования, использование этого механизма для вывода средств, а также недоверие российских клиентов к отечественным страховщикам.

В целом российские страховщики предпочитают размещать риски на международных рынках. Главная причина этого — боязнь конкуренции. В России очень мало перестраховочных компаний, которые не занимаются прямым страхованием и поэтому не представляют угрозы для других страховщиков. «Прямые» страховщики вызывают в этом смысле гораздо больше недоверия у коллег, так как могут использовать получаемую информацию о перестраховании рисков в конкурентной борьбе за клиента при возобновлении договора. Таким образом, перестрахование рисков в компаниях, которые занимаются и прямым страхованием, и перестрахованием, создает потенциальную угрозу для компании, размещающей риски. Кроме того, международные компании традиционно считаются более надежными, что повышает уверенность страховщика в получении сумм перестраховочного возмещения при наступлении убытков.

Есть и проблема внутренней емкости. Риск, который по каким-то причинам нельзя разместить на международном рынке, можно разместить на российском с максимальной суммой 20—30 млн долл. Это очень небольшая сумма, которая свидетельствует о весьма ограниченной емкости российского рынка. Также существует проблема внутреннего и взаимного доверия: практически у всех крупных страховых компаний есть списки надежности (security list) — списки страховщиков, с которыми можно работать, потому что их финансовое положение на текущий момент не вызывает беспокойства. Так, получается, что для российских компаний предпочтительным рынком размещения собственных рисков является рынок континентальной Европы и Великобритании. В России размещаются только отдельные риски, которые разместить на международном рынке тяжелее, чем внутри. Рынок внутреннего перестрахования вот уже несколько лет неуклонно сужается.

Еще одной бедой российского рынка является то, что не всегда перестрахование используется по прямому назначению. Иногда эта операция производится не для распределения риска, а для вывода средств. Используются для этой цели не только отдельные страховые компании из России, но и из стран СНГ или компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях.

И уж совсем печальная ситуация — предпочтение, которое отдается крупным бизнесом международному перестрахованию. Порой владельцы крупных предприятий при заключении договоров выдвигают требования российским страховщикам. Те получают инструкции, в соответствии с которыми доминирующая часть рисков должна размещаться вне договоров перестрахования, которые страховые компании покупают для защиты собственных портфелей рисков (такие договоры называются облигаторным перестрахованием). Страховщики вынуждены, выполняя инструкции клиентов, размещать риски отдельно на международных рынках. Это ухудшает экономику договоров для российских компаний и сужает их возможности по удержанию рисков у себя. Клиенты выдвигают требования по отдельному размещению рисков (такое перестрахование называется факультативным), потому что считают, что международные страховщики в случае крупных убытков будут более лояльны, чем российские. Но это иллюзия — при убытке признавать или не признавать событие в качестве страхового случая должна российская компания, она же должна сначала выплатить возмещение и только после этого предъявить убыток к возмещению. Требования по факультативному перестрахованию — это демонстрация недоверия к российскому рынку, к надежности его игроков. Здесь, однако, не должно быть никаких законодательных ограничений, запрещающих или ограничивающих факультативное перестрахование, но очень важно доверие государства, бизнеса и граждан к собственному страховому рынку.

По сути, в размещении рисков на международном рынке нет ничего плохого. Со временем произойдет интеграция российского страхового рынка в международный. И это положительно отразится и на уровне доверия к отечественным игрокам, и на возможностях российских компаний по удержанию рисков внутри страны или в рамках облигаторных программ перестрахования.

Николай Галушин, заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ»

18.02.13 РБК daily rbcdaily.ru

Министерство транспорта России прорабатывает вопрос целесообразности внедрения страхования таможенной ответственности за доставку товаров, перемещаемых транзитом через территорию Таможенного союза, следует из письма направленного Минтрансом в адрес Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Система страхования может быть внедрена «в целях ускорения транзитных операций, а также внедрения нового механизма обеспечения уплаты таможенных платежей в интересах государств-получателей платежей при нарушении процедуры таможенного транзита», говорится в документе, который имеется в распоряжении агентства «Прайм».

Минтранс провел анализ действующих на территории Таможенного союза механизмов обеспечения уплаты таможенных платежей. Проведенный анализ не выявил наличия механизмов страхования таможенной ответственности, но, тем не менее, показал, что мировое сообщество уже применяет схожие системы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Обязанность по уплате таможенных платежей возникает в случае нарушения процедур транзита. Разрабатываемая схема страхования является альтернативным механизмом обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей. В ней декларант заключает со страховщиком договор, по условиям которого страховщик обязуется при нарушении процедуры таможенного транзита выплатить уполномоченному органу, на счет которого подлежат зачислению таможенные платежи, страховое возмещение в объеме, соответствующем взыскиваемой с декларанта сумме страховых платежей.

«Рассматриваемый механизм будет способствовать минимизации риска неуплаты таможенных платежей в результате совершения правонарушения», — говорится в письме.

«Мнение членов Всероссийского союза страховщиков, являющихся наиболее компетентными участниками рынка страховых услуг, будет принято во внимание при формировании итоговой позиции Минтранса касательно системы страхования таможенной ответственности», — отмечается в документе.

Минтранс предлагает ВСС представить обоснованное мнение о возможности и целесообразности внедрения этого вида страхования, а также прогноз относительно востребованности нового вида страхования на рынке страховых услуг. Если разрабатываемая система будет признана перспективной, Минтранс просит ВСС представить мнение о целесообразности закрепления ее добровольного или обязательного применения декларантами при осуществлении таможенного транзита.

15.02.13 Прайм 1prime.ru