Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Крупнейшие российские страховщики пожаловались властям на критическую ситуацию на рынке ОСАГО и грозят крахом всей системы автострахования. Участники рынка просят повысить стоимость полисов «автогражданки» на 50%, а также отменить распространение закона «О защите прав потребителей» на закон об ОСАГО. Эксперт считает, что ситуация на рынке обязательного страхования пока не критична.

Во вторник Российский союз автостраховщиков (РСА), а также крупнейшие страховые компании на рынке ОСАГО подписали письмо о критической ситуации, сложившейся в сфере обязательного автострахования. «Крупные страховые компании подписали письмо, которое будет отправлено во все инстанции: Госдуму, ФСФР, Минфин, а также первому вице-премьеру (Игорю) Шувалову», — цитирует «Прайм» главу «Ингосстраха» Александра Григорьева, который первым сообщил о письме.

Страховщики настаивают, что если в законодательство не будет внесен ряд принципиальных изменений, то крупнейшие игроки бизнеса начнут сворачивать свой бизнес по ОСАГО.

Это чревато тем, что в отдаленных регионах потребители останутся без полисов автострахования, пояснили «Газете.Ru» в «Ингосстрахе».

Крупнейший участник рынка компания «Росгосстрах», на долю которой приходится около 40% договоров, уже заявил о намерении сократить объемы продаж ОСАГО на территории 28 субъектов РФ. Это напрямую связано с высокой убыточностью по ОСАГО в соответствующих регионах, утверждают в компании.

По мнению участников рынка, добровольное автострахование станет для них убыточным после повышения выплат по «автогражданке». В конце декабря прошлого года правительство направило в Госдуму поправки к закону об ОСАГО. Верхний лимит по «автогражданке» увеличат до 400—500 тысяч рублей, а потерпевшие получат право выбирать тип компенсации. Одновременно предлагаемые поправки повысят стоимость полисов ОСАГО на 25%.

«Считаем, что дискуссия относительно величины, на которую должны увеличиться страховые тарифы, должна носить сугубо экономический, но не социально-политический характер», — пишут страховщики.

В связи с этим страховщики настаивают, что тарифы полисов должны повыситься не на 25%, а на 50%. Сейчас базовая стоимость полиса ОСАГО составляет 1980 рублей, таким образом, она может вырасти до 2970 рублей.

Кроме того, страховщики пожаловались на закон «О защите прав потребителей» (ОЗПП), действие которого пока распространяется на ОСАГО. Дело в том, что 28 июня прошлого года вышло постановление пленума Верховного суда (ВС) № 17, согласно которому отношения между страховщиками и страхователями должны подпадать под действие закона ОЗПП. В итоге автовладельцы получили право судиться со своей страховой компанией по месту жительства, а не по месту регистрации компании, как раньше, при этом их освободили от уплаты госпошлины. Кроме того, в пользу автовладельцев стал взыскиваться штраф в размере 50% от присужденной суммы, а также компенсация за моральный вред за неправомерную задержку выплаты страховой суммы.

После этого решения Верховного суда пострадавшим автовладельцам стало заметно проще получать со страховщиков деньги. Те, предпочитая не доводить дело до суда, стали производить выплаты в полном объеме и вовремя. Кроме того, по ОЗПП страховщика обязали выплачивать моральный вред за несвоевременность страховой выплаты.

«Защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов, пени, морального вреда без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО», — пожаловались страховщики чиновникам и депутатам.

В итоге это привело к тому, что выплаты страховщиков по решению судов выросли в полтора-два раза по сравнению с нанесенным ущербом, а доля выплат страховщиков по решению судов стала доходить до 30% от общего количества выплат.

Проблема не в законе ОЗПП, а в его действии на рынок страхования, пояснил «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. По его словам, все суды в итоге стали руководствоваться толкованием Верховного суда. «Однако в самом законе ОЗПП есть сноска, что он не может распространяться на специальные законы, где условия приобретения этой услуги строго регламентированы государством», — сказал Соломатин. По его словам, ОСАГО как раз является специальным законом, на который нормы закона ОЗПП распространяться не могут. Эти нормы могут распространяться только на добровольное страхование – например, на каско.

«Распространение «Закона о защите прав потребителей» на ОСАГО — это по сути правовой нигилизм, который порождается судами, в том числе Верховным судом», — заявил «Газете.Ru» глава управления методологии обязательных видов «Альфастрахования» Денис Макаров. — Получается, что на страховщиков распространяются санкции сразу двух законов, так как в законе об ОСАГО существуют специальные нормы за некачественное предоставление услуг страховщиками. Получается, что мы наказываемся дважды: и законом об ОСАГО, и судами в рамках закона ОЗПП».

«В этой связи считаем крайне важным наличие в окончательной редакции закона об ОСАГО нормы, исключающей распространение закона о защите прав потребителей на правоотношения, вытекающие из договоров ОСАГО», — настаивают в коллективном письме страховщики.

В текущей ситуации, когда расходы страховщиков на страховые выплаты и судебные разбирательства растут катастрофическими темпами, страховые премии по ОСАГО уже не компенсируют растущие обязательства, говорится в письме.

«На наш взгляд, если не принять срочных мер, крах может грозить всей системе ОСАГО, сложившейся в России за последние десять лет», — прогнозируют ведущие страховые организации.

Письмо подписали президент РСА Павел Бунин, главы компаний «Ингосстрах», «Альянс», СОГАЗ, ВСК, «РЕСО-Гарантия», СГ МСК, «Альфастрахование» и «Росгосстрах».

Между тем главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова рассказала «Газете.Ru», что пока положение страховщиков не критично. «Если будет принята норма, что старую деталь считают как новую, без учета износа, то выплаты страховщиков значительно вырастут. Степень убыточности страховых компаний и так находилась на грани, а в последние годы создавалось ощущение, что страховщики избегают полноценных выплат, ищут разнообразные лазейки. Было много обращений в надзорные органы, и появлялись жалобы на страховщиков. Многие стали говорить о том, что страховые компании нужно приструнить. При этом их положение не было чересчур радужным: ОСАГО – не прибыльный и достаточно тяжелый бизнес, — рассказала эксперт. — По всей видимости, они хотят принять предупредительные меры, чтобы этот бизнес не стал совсем убыточным».

«Вероятность того, что ведущие страховщики оставят бизнес ОСАГО из-за резкого снижения его рентабельности, не так уж и низка, — прокомментировал письмо страховщиков Денис Макаров. — Сейчас многие ведущие компании продают ОСАГО для привлечения клиентов, а не ради прибыли, да и сам продукт является публичной офертой».

Согласно реестру РСА, на сегодняшний день на рынке страхования ОСАГО работают 106 компаний. За десятилетнюю историю «автогражданки» в России обанкротились 78 страховых организаций. За январь-июнь 2012 года страховые компании заключили в России 19,1 млн договоров ОСАГО, за что им было начислено страховых премий в размере 56,7 млрд рублей. За этот же период участники рынка по страховым случаям выплатили 27,6 млрд рублей.

12.02.13 Газета.ру gazeta.ru

Правительству РФ необходимо представить в Госдуму расчеты, на сколько вырастут тарифы в связи с планируемым повышением страховых сумм по ОСАГО. Об этом сегодня на заседании экспертного совета по законодательству о страховании комитета Госдумы по финансовому рынку заявил председатель совета Александр Коваль.

По его словам, при этом сделать это необходимо до рассмотрения нижней палатой парламента соответствующего правительственного законопроекта в первом чтении.

Проект закона предусматривать поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего и изменение подходов к осуществлению страховых выплат по договору ОСАГО. Страховую сумму, в пределах которой страховщик возмещает причиненный жизни или здоровью вред, предлагается повысить со 160 тыс до 500 тыс рублей, имуществу потерпевшего – до 400 тыс рублей на каждого потерпевшего.

«Для автовладельцев факт, безусловно, позитивный, но и автовладельцам и страховщикам весьма небезынтересно, как это скажется на размере страхового тарифа», — сказал эксперт. Эти вопросы, по его словам, будут задаваться представителям правительства и на заседании профильного комитета, и на пленарном заседании. Поэтому экспертный совет намерен предложить комитету по финрынку попросить правительство представить к первому чтению «хоть какие-то расчеты с тем, чтобы было можно отвечать на этот вопрос».

Экспертов интересует, каким будет тариф и на сколько он увеличится. В СМИ даются разные оценки – от 25 проц до 50 проц. Коваль предположил, что «истина лежит где-нибудь посередине, тем не менее эти цифры нужно знать». Поэтому, по его словам, было бы неплохо, чтобы соответствующая информация была представлена до первого чтения. «Это будет и гуманнее, и честнее по отношению и к страховщикам, и к страхователям», — уверен эксперт.

В соответствии с законопроектом по выбору потерпевшего страховое возмещение по договорам ОСАГО может представлять двумя способами – организацией оплаты ремонта или осуществлением страховой выплаты. Коваль против такого подхода, поскольку ремонт несвойственная страховщикам функция. По его словам, если двигаться по заданной траектории, включающей сначала техосмотр, затем ремонт, то так можно дойти до ямочного ремонта на проезжей части.

Спорным эксперт считает и изменение, касающееся оформления документов без участия сотрудников полиции при ДТП в четырех регионах. Законопроект предусматривает увеличение максимального размера страховой выплаты при оформлении документов без участия сотрудников полиции в 2 раза до 50 тыс рублей, что не вызывает возражений у Коваля. Однако возмещение вреда, причиненного транспортному средству в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в этом случае увеличивается, по его словам, в 16 раз до 400 тыс рублей при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств. Эксперту непонятен принцип выбора именно этих регионов, и что будет в дальнейшем. В частности, будет ли эта норма исключена, если такой эксперимент окажется неудачным, или наоборот, ее распространят и на другие регионы, если эксперимент удастся. Коваль допускает, что финансовая устойчивость системы ОСАГО из-за подобных новаций может быть нарушена.

К дискуссионным эксперт относит и предложения правительства о невозмещении утраты товарной стоимости наряду с моральным вредом и упущенной выгодой, введении минимальных и максимальных страховых тарифов.

12.02.13 Бизнес-Тасс biztass.ru

Британская страховая компания Confused.com придумала шуточную страховку от неудачных свиданий, пишет Metro.

Как объяснили в компании, разработать такую программу решили после того, как выяснилось, что незамужние женщины тратят на страховку автомобилей на 400 фунтов в год больше, чем замужние. По мнению фирмы, страховка от плохих свиданий могла бы помочь одиноким женщинам сократить расходы. «Возможно, на самом свидании вы за себя не платите, но ведь деньги уходят на макияж и наряды», — отметили в Confused.com.

В рамках шуточной кампании по предоставлению услуги страхования неудачных первых свиданий компания занимается сбором данных о самых неудачных свиданиях, на которых побывали их клиентки. По имеющимся сведениям, 76 процентов первых встреч разочаровывают их участников.

Среди неудачных мест для первого свидания посетители сайта Confused.com назвали кафе при супермаркете, рынок домашнего скота, бойню, школьный концерт, водоочистную станцию и даже фабрику по производству гробов.

12.02.13 Лента.ру lenta.ru