Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Пока же страховые компании могут безнаказанно выдавать полисы ОСАГО без проверки факта прохождения техосмотра

С января нынешнего года выдачу полисов ОСАГО законодательно привязали к прохождению техосмотра. Ежегодное получение полиса, по задумке законодателей, стало невозможным без предварительного прохождения этой процедуры (ст. 25 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств»). Это позволило освободить водителей от проверок наличия техосмотра авто со стороны сотрудников ГИБДД. Но страховщики в массовом порядке нарушают это правило: они выдают полисы ОСАГО без проверки факта техосмотра. Это подтвердили контрольные закупки МВД, сделанные по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. «Известия» выяснили, что Федеральная служба по финансовым рынкам не может ничего поделать с нарушителями — не позволяют законодательные пробелы.

За этот год ФСФР провела уже две проверки — но к наказанию нарушителей и исправлению ситуации они так и не привели. Источник «Известий» в ФСФР говорит, что в действующем законодательстве о техосмотре столько пробелов, что привлечь страховые компании к ответственности за нарушения практически невозможно.

«Мы приходим в компанию, а там заявляют, что не сохраняли документы, на основании которых страховщик выдавал полисы ОСАГО. Конечно, добросовестные участники рынка копии таких документов имеют, а те, кто мухлюет, — нет», — рассказывает источник. Проблема состоит в том, что страховщики и не должны хранить такие документы, такого требования в законодательстве нет.

Например, по итогам одной из проверок ФСФР оштрафовала на 500 тыс. рублей компанию «Росгосстрах», которая в ряде случаев не смогла подтвердить выдачу полисов ОСАГО с соблюдением требуемой процедуры. Однако московский арбитраж встал на сторону страховщика, поскольку счел, что в соответствии с законодательством талон ТО не является приложением к полису ОСАГО. Обязанность страховщика по копированию этого документа законом также не предусмотрена, отметил суд.

«Закон писал Минфин», — указал на автора законодательных прорех собеседник «Известий» в ФСФР.

Сейчас служба в спешном порядке пытается поправить ситуацию. «Мы зафиксировали обязанность компаний сохранять документацию, чтобы потом не было возможности оправдываться», — рассказывают в ФСФР. Это требование содержится в приказе «Об утверждении перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики». В перечень документов, которые участники рынка должны будут сохранять в течение нескольких лет, ФСФР включила копии бланков строгой отчетности, куда должны войти также диагностические карты, — на их основании (вместо талона техосмотра) с нынешнего лета страховщики выдают полисы ОСАГО.

Осталась только одна юридическая неувязка — действующие диагностические карты не являются бланками строгой отчетности. Но в Минтрансе, который должен сделать их таковыми, «Известия» заверили, что соответствующее постановление правительства уже прошло согласования и в ближайшее время должно быть подписано.

Новые указания ФСФР и Минтранса помогут в будущем году более действенно фиксировать нарушения. Кроме того, в 2013 году вступят в силу нормы закона о техосмотре, которые запретят страховщику выдачу полиса ОСАГО без факта проверки пройденного техосмотра в единой информационной базе данных ТО (ЕАИС ТО). Cтраховщик будет обязан вносить информацию о выданном полисе еще и в единую базу данных договоров страхования автогражданской ответственности (ЕАИС ОСАГО заработает в начале следующего года) .

При этом на сегодня база ЕАИС ТО содержит далеко не всю информацию о реально проведенных техосмотрах, значит, и требование сверяться с этой полупустой базой может опять стать формальностью. Поэтому сейчас даже рассматривается вопрос об объединении этих баз — ЕАИС ТО и ЕАИС ОСАГО — в одну.

Эксперты попытались спрогнозировать влияние нововведений на масштаб нарушений. «За неисполнение приказа службы на компанию могут накладываться штрафы», — объясняет заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. Кроме того, сейчас Российский союз автостраховщиков (РСА), например, применяет к участникам страхового рынка штрафные санкции, если было потеряно больше чем 1% выданных бланков ОСАГО (их отгружает компаниям РСА). Но пока неизвестно, кто будет выдавать техоператорам диагностические карты и как будет осуществляться контроль за ними.

Необходимо избавляться от мобильных, передвижных и всяких мошеннических пунктов техосмотра, которые занимаются профанацией этой процедуры, а также передать функции аккредитации операторов ТО в руки профессиональному объединению», — считают эксперты. «Страховщики, которые получили контроль над рынком техосмотра, превратили в профанацию саму эту идею, создавая какие-то липовые пункты ТО», — отмечает гендиректор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев.

26.11.12 Известия izvestia.ru

В сфере страхования зреет скандал. До 1 января бюджетные организации обязаны застраховать находящиеся на балансе опасные объекты. Речь об обыкновенных лифтах или котельных. На сегодня застраховано 0%. Если 1 января произойдет несчастный случай, люди, работающие на объекте и понесшие ущерб, страховку не получат. Но право на нее у них есть. Либо распорядители региональных и местных бюджетов сумеют за оставшийся месяц совершить подвиг и все срочно застраховать, либо дождутся вала регрессивных исков и штрафов.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…». Согласно ему ответственность частных владельцев опасных производственных объектов должна быть застрахована. И в целом частные хозяева закон выполнили. Попробуй не выполни: впаяют огромный штраф. Государство позаботилось после ряда катастроф на частных шахтах и пожара в Перми в клубе «Хромая лошадь» (что инициировало ускоренное принятие данного закона).

Но с 1 января 2013 года действие закона распространяется на бюджетные организации. Эта мера вызвала вопли о нищете местных бюджетов и слезные просьбы об отсрочке. Она была дана на целый год, дабы расходы на страхование опасных объектов, частично или полностью финансируемые за счет средств федерального или муниципального имущества, успели включить в соответствующие бюджеты на 2013-й.

Не надо думать, что речь о сверхсекретном атомном или химическом производстве. Никак нет: к числу опасных предприятий относят котельные, обслуживающие больницы, школы, детские сады, дома престарелых и т.д. А также лифты и эскалаторы на объектах, финансируемых за счет бюджета, и лифты в многоквартирных домах и т.д.

На сей момент застраховано… 0% опасных объектов бюджетной сферы. Случаи строгого выполнения закона есть, но они единичны. Для 5% объектов подготовлено и передано страховщикам техническое описание. Часто возникают вопросы: например, страховщики не хотят принимать ответственность за давно украденное, но до сих пор числящееся на балансах оборудование.

По данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), 95% бюджетных собственников опасных производств вообще не чешутся. Видимо, чтут первую заповедь солдата Советской Армии: получив приказ, не спеши его выполнять — вдруг отменят.

Но закон никто отменять не собирается. И если 1 января 2013 года на какой-нибудь незастрахованной котельной, не дай Бог, случится авария, работающие там люди никаких выплат не получат. Но по закону у пострадавших есть право на выплату, причем даже если их страховщик лишен лицензии и обанкротился. НССО с 1 января принимает от пострадавших заявления для выплат из компенсационного фонда. Пострадавшие могут также обращаться в суд.

Но тогда собственников (то есть регионы и муниципалитеты), не застраховавших вовремя, ждет вал регрессивных исков. НССО по закону имеет право их подать. И, будьте уверены, страховщики не забудут включить в них судебные издержки, штрафы и пени. Кроме того, законом установлен штраф в 15–20 тыс. руб. на должностное лицо и 300–500 тыс. руб. на собственника в случае отсутствия договора страхования. Кому выгодно, чтобы бюджеты теряли деньги?

26.11.12 Московский комсомолец mk.ru

Российский союз автостраховщиков (РСА) в рамках ежеквартального пересмотра тарифов на страховые полисы «Зеленая карта» принял решение повысить стоимость «международного ОСАГО» на три месяца, начиная с 15 января 2012 года, следует из материалов союза.

«Зеленая карта» — международная система страхования автогражданской ответственности, в рамках которой выплаты осуществляются в соответствии с законодательством той страны, где случилось ДТП. В данную систему входят 44 государства, в том числе все страны Европы и ряд стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Молдавия).

РСА с учетом изменения курса рубля к евро ежеквартально пересчитывает стоимость «Зеленой карты», цена которой установлена в евро. Последний раз стоимость этих полисов пересматривалась в апреле текущего года. Тогда тарифы были снижены в среднем на 8,5%.

Согласно информации РСА, с 15 января 2012 года цена полиса для поездок по территории европейских стран на 15 дней для легковых автомобилей составит 1,55 тысячи рублей (ранее — 1,42 тысячи рублей), для грузовых – 2,58 тысячи рублей (2,36 тысячи рублей).

Для поездок на Украину, в Белоруссию и Молдавию для легковых автомобилей страховка на 15 дней будет стоить 530 рублей (480), грузовых – 900 рублей (820).

Максимальный срок, на который можно приобрести полис, — 12 месяцев. Стоимость годовой страховки для легковушек составит 14,05 тысячи рублей (ранее — 12,88 тысячи рублей) для поездок по Европе и 3,52 тысячи рублей для поездок по Украине, Белоруссии и Молдавии (ранее — 3,22 тысячи рублей). Для грузового транспорта цена полиса составляет 23,44 тысячи рублей по Европе (21,49 тысячи рублей) и 5,98 тысячи рублей по Украине, Белоруссии и Молдавии (ранее — 5,48 тысячи рублей).

В России «Зеленая карта» начала действовать с 1 января 2009 года. Она относится к добровольным видам страхования. Международные полисы ОСАГО имеют право продавать российские страховщики, которые являются членами российского бюро «Зеленая карта» РСА. Страховые тарифы различаются в зависимости от вида транспорта и срока действия полиса.

26.11.12 Прайм prime-tass.ru