Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Сердечно поздравляем всех посетителей портала insurance-info.ru с Новым годом!

Пусть в новом году Вас обойдут стороной неприятности и разочарования. Благополучия и уверенности в завтрашнем дне!

С Новым 2013 годом!

Замедление розничного кредитования не приведет к такому же падению темпов роста страховой отрасли, считает «Эксперт РА». Рынок в 2013 г. вырастет на 15-18% до 920-945 млрд руб., и его ключевым драйвером будет банковское страхование.

Совокупный объем премий на российском страховом рынке в следующем году достигнет 920-945 млрд руб. (прирост на 15-18% с прогнозных 800 млрд руб. в 2012 г.). Таков базовый прогноз аналитиков «Эксперт РА». Эти ожидания предполагают рост экономики в соответствии с базовым сценарием Минэкономразвития. Если реализуется негативный сценарий (при падении цены на нефть до $80-90/барр.), рынок вырастет на 5-10% до 840-880 млрд руб. Финансовый директор «Согаза» Ольга Крымова прогнозирует рост рынка в 2013 г. на уровне 10-12%.

Ожидаемое замедление темпов кредитования и продаж новых автомобилей не ударит сильно по страховщикам, полагают аналитики. По их мнению, в 2013 г. росту страховых взносов будет способствовать увеличение доли кредитных продуктов, включающих страхование, и развитие рынка страхования подержанных автомобилей. Еще один драйвер — развитие накопительного страхования жизни как результат выхода на рынок такого серьезного игрока, как «Сбербанк страхование». Топ-менеджеры Сбербанка заявляли о планах за четыре года занять 25% рынка накопительного и инвестиционного страхования жизни.

Небольшой прирост рынка обеспечат новые обязательные виды страхования. Наибольший прирост взносов ожидается в страховании жизни, от несчастных случаев, автокаско и др. (см.врез).

Ускоренный рост банкострахования с учетом крайне высоких комиссионных банкам будет способствовать дальнейшему росту расходов на ведение дела (РВД) страховщиков. Другие факторы — рост штрафов ФСФР, дополнительные расходы на организацию работы с единой базой ОСАГО и подготовку отчетности по МСФО. По данным «Эксперт РА», за девять месяцев 2012 г. средняя доля РВД достигла 45% от сборов, прогноз на 2013 г. — 46-47%.

Еще один тренд наступающего года — продолжающийся рост страховых выплат. К нему приведут ослабление рубля, распространение на страхование закона о защите потребителей. При этом страховщики, по мнению «Эксперт РА», вряд ли решатся на заметное увеличение тарифов. В итоге в 2013 г. следует ожидать роста убыточности в связи с увеличением расхода страховщиков. В следующем году аналитики ждут новую волну финансовых затруднений у страховщиков из-за роста убыточности. Концентрация рынка идет невиданными темпами и будет продолжаться, как и уход компаний с него, отмечает гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев.

В первом полугодии 2012 г. в условиях продолжающегося ускоренного роста взносов наблюдались достаточно высокие темпы прироста выплат: по сравнению с первым полугодием 2011 г. темпы прироста взносов и выплат составили 26,05 и 17% соответственно, что является максимальными значениями за сопоставимые периоды с начала 2008 г. Несмотря на высокие показатели выплат, большинство страховых организаций показали положительный финансовый результат за первое полугодие 2012 г. Доля убыточных организаций сократилась до 12,4% (с 16,5% к середине 2011 г.), говорится в обзоре Центробанка.

26.12.12 Ведомости vedomosti.ru

Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон, предусматривающие изменение порядка применения коэффициента «бонус-малус» в ОСАГО, говорится в сообщении, размещенном на сайте президента России.

Изменения вносятся в федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Федеральным законом устанавливается процедура выдачи страхового полиса страхователю, а также порядок действий страхователя и страховщика при заключении договора обязательного страхования.

Новый закон конкретизирует порядок применения коэффициента «бонус-малус» в ОСАГО. Согласно статьям закона, страховщик ОСАГО при заключении договора вносит данные в полис со слов страхователя, однако затем у страховщика ОСАГО есть право в течение 15 дней сверить полученные данные с данными АИС ОСАГО.

«Если сведения базы показывают, что у водителя за истекший период случались ДТП и страховые выплаты, но он эту информацию утаил, чтобы избежать штрафного коэффициента за аварийную езду при расчете суммы премии по полису ОСАГО, страховщик имеет право направить ему уведомление об этом», — пояснил ранее агентству «Интерфакс-АФИ» смысл новых поправок представитель одного из страховщиков ОСАГО.

Он добавил, что «водители, которые вводят в заблуждение страховщиков и скрывают данные о произошедших авариях, автоматически заносятся системой в соответствующий список».

Неправильный расчет коэффициента «бонус-малус» за аварийную или безаварийную езду предусматривает, согласно поправкам, возможность потребовать после уведомления доплаты премии по полису ОСАГО, если она оказалась занижена. Если же сверка с системой выявила, что владелец полиса, напротив, переплатил при заключении договора, ему вернут разницу.

«Если, несмотря на уведомление о необходимости дополнить оплату премии, клиент его игнорирует, он попадает в «черный список», и при пролонгации договора на новый период ему все-таки выставят повышенные требования к расчету премии по полису ОСАГО на новый период страхования», — пояснил собеседник агентства.

«Если же при неполной оплате полиса случится ДТП, страховщик ОСАГО обязан полностью произвести выплату, но у него появляется право регрессного требования к нарушителю дисциплины: он потребует с него доплаты сэкономленной при заключении договора премии», — сказал он.

Как сообщалось ранее, со следующего года коэффициент «бонус-малус» начинает применяться в полную силу страховщиками ОСАГО. До сих пор из-за отсутствия полного сервиса в АИС ОСАГО с момента введения этого закона в 2003 году по большей части страховщиками применялась поощряющая часть коэффициента — «бонус». В настоящее время для безававарийных водителей с многолетним стажем максимальный накопленный коэффициент, понижающий цену договора — «бонус», уже составляет 0,55.

Одновременно в соответствии с федеральным законом до 30 июня 2014 года приостанавливается действие норм федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», касающихся представления сведений, указанных в договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (аналогичного рода изменение вносится в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральный закон, подписанный президентом, был принят Госдумой 14 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 19 декабря 2012 года.

27.12.12 Газета.ру gazeta.ru

Правительство внесло в Государственную думу законопроект о признании излишне удержанными сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов по договорам добровольного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008г.

Согласно действующему законодательству при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физлиц из средств работодателей либо других организаций. При этом согласно Налоговому кодексу РФ при начислении НДФЛ учитываются также выплаты, полученные по этим договорам страхования. Однако последняя норма вступила в силу только 1 января 2008г.

Предполагалось, что норма должна распространяться как на договоры, заключенные до 1 января 2008г., так и после этой даты.

В сопроводительных документах к законопроекту отмечается, что ранее Конституционным судом РФ этот пункт был признан несоответствующим Конституции РФ. Нарушение прав налогоплательщиков, по мнению КС РФ, состоит в «возможности налогообложения по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008г., страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме, как сумм страховых взносов, так и сумм страховых выплат, что приводит к несоразмерности налогообложения по сравнению со случаями, когда страховые взносы были уплачены в полном объеме до 1 января 2008г.».

Таким образом, согласно тексту законопроекта, «по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008г., страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателя не в полном объеме, суммы налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых налогоплательщику, удержанные налоговым агентом в связи с уплатой за налогоплательщика указанных страховых взносов, признаются излишне удержанными и подлежат возврату».

Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что рассчитать предполагаемую сумму расходов бюджета в связи с необходимостью возврата указанных сумм не представляется возможным.

28.12.12 РБК rbc.ru

С 1 января заработает в полную силу новая информационная система ОСАГО. Более того, она будет совмещена с информационной системой ГАИ «Техосмотр».

Все это уже разработано, подключено к друг другу, прошло тестовые испытания и ждет, как предписано законом, начала года, чтобы заработать в полную силу.

Казалось бы, эти технические подробности — дело только ГАИ и страховщиков, но на самом деле они коснутся и миллионов автомобилистов. Вся эта система создавалась, чтобы страховщики не могли продать полис тому, кто не прошел техосмотр. Но у нее есть и побочный эффект. Каждая страховая компания теперь будет видеть всю аварийную историю клиента.

Раньше было так: попал водитель в аварию, страховщик за него рассчитался, на следующий год автовладелец страхуется в другой компании. Таким образом он избегает так называемого коэффициента бонус-малус. Новый страховщик редко мог найти в истории этого клиента аварийные дела. Потому стоимость полиса оставалась прежней. А при повторном заключении договора ОСАГО в прежней компании пришлось бы заплатить в несколько раз больше.

Этим несовершенством закона пользовались многие «аварийные» водители. Теперь не получится. Те, кто попал в ДТП, будут фигурировать в единой базе данных, доступ к которой получат все страховщики на рынке ОСАГО. Кроме того, эта автоматизированная база данных будет напрямую завязана с системой «Техосмотр», которую ведет МВД.

Напомним, что с 1 августа пункты техосмотра больше не выдают талоны ТО. Вместо них появились диагностические карты. Это простая распечатка на обычной бумаге. Внизу на обороте должны быть подпись технического эксперта и печать организации, которая эту проверку производила. Имея сканер и цветной принтер, подделать все это несложно. Но вот беда. Номер карты должен быть в реестре. И страховщик сможет по компьютеру перед продажей полиса проверить: а есть ли такой номер, а проходила ли эта машина техосмотр?

Кстати

Стоит напомнить, что ответственность за предоставление недостоверных данных несет страхователь. То есть если он сообщил, что ни разу не попадал в аварию, а по базам данных получается, что на нем три ДТП, то на следующий год ему будет начислен коэффициент 1,5. Точно также и с техосмотром. Принес поддельную карту, получил страховку, а потом выяснилось, что карты такой никто не выдавал. На следующий год придется платить в разы больше.

27.12.12 Российская газета rg.ru

Российский союз страховщиков (РСА) провел аналитические исследования страховых тарифов по ОСАГО и по-прежнему придерживается мнения, что при увеличении лимитов выплат по обязательной автогражданке, ожидаемых в 2013-2014 годах, базовые тарифы должны быть повышены более чем на 50%, сообщил журналистам президент союза Павел Бунин.

В декабре на рассмотрение Госдумы был направлен законопроект Минфина, предусматривающий поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу – со 120 тысяч до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

Планируется, что на первом этапе после принятия закона будут увеличены лимиты выплат в части причинения вреда имуществу, а через 15 месяцев после вступления в силу закона — в части причинения вреда жизни и здоровью пострадавших.

По оценке Минфина, вступление в силу поправок в закон об ОСАГО потребует увеличения страховых тарифов примерно на 25%.

Идея повысить тарифы была озвучена более двух лет назад. Еще тогда РСА говорил, что такие действия потребуют увеличения тарифов по ОСАГО на 50%. В июле 2011 года, правительство повысило ряд коэффициентов, которые учитываются при расчете стоимости полиса ОСАГО. Но и это не изменило мнения РСА.

АНАЛИЗ РСА

По словам Бунина, профобъединение страховщиков ОСАГО провело два исследования тарифов за трехлетний период – с 1 июля 2009 года по 30 июня 2012 года. «Результаты первого исследования показали, что действующие тарифы по ОСАГО необходимо увеличить в среднем на 1,12% для договоров, которые будут заключены в 2013 году», — отметил он.

Второе исследование было проведено в связи с законопроектом, поступившим в Госдуму. «В результате проведенных аналитических исследований можно сделать вывод о том, что в случае увеличения страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего базовые страховые тарифы по договорам ОСАГО, заключенным в 2013 году, следует увеличить на 29,7%», — отметил он.

Ранее РСА проводил исследование, касающееся повышение размера страховой суммы при причинении вреда жизни и здоровью до 500 тысяч рублей. По словам президента РСА, при использовании данных 2006-2009 годов для обеспечения стабильного функционирования системы ОСАГО такое повышение должно повлечь увеличение страхового тарифа дополнительно на 26%.

«Таким образом, по совокупности тарифы, как мы и говорили ранее, должны быть увеличены более чем на 50%», — отметил глава союза.

По его словам, предложения РСА по изменению тарифов подготовлены Независимым актуарным информационно-аналитическим центром и направлены в Минфин.

27.12.12 Прайм 1prime.ru

Президент подписал закон, по которому иностранным страховым компаниям разрешается покупать до 50% акций российских страховщиков. Раньше можно было только 25%. Эксперты считают решение позитивным: оно поможет российским страховщикам приспособится к условиям ВТО. Кроме того, новый закон сулит инвестиции в финансовую систему России.

Владимир Путин подписал закон об изменениях в отдельных законодательных актах РФ. Самая существенная правка внесена в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» — максимальный размер участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций увеличен с 25% до 50%. Закон был одобрен Госдумой еще 14 декабря, а до президентского стола добрался 27 числа.

Поправка была предложена Минфином и является очередным условием вступления России в ВТО. Вторая причина — увеличенные с 2012 требования к уставному капиталу страховых компаний, которым на начало года не соответствовало около 31% российских страховых компаний. По словам экспертов, этот закон — большая удача для отечественных страховщиков, которым сложно выдержать те требования, которые практикует Евросоюз.

«Увеличение иностранного капитала страховых компаний — спасительная нить, переброшенная теми, кто прекрасно представляет будущее российских страховщиков после распространения на них стандартов Solvency, принятых в ЕС. Новые стандарты предъявляют требования намного выше принятых с 1 января 2012 года норм уставного капитала, которым и так не отвечала часть страховщиков», — считает Михаил Крылов, ведущий аналитик аналитического департамента «Альпари».

Вторым важнейшим плюсом эксперт считает улучшение инвестиционного климата в секторе. Иностранные инвестиции в страхование замедлились до 3,8 млрд рублей в год, почти на 21% по сравнению с уровнями середины нулевых годов. С этой точки зрения, возможность контролировать до 50% уставного капитала, естественно, оживит проблемное место, через которое капитал утекает из российской финансовой системы из-за нехватки инвесторского интереса. Согласен с ним Дмитрий Шевченко, заместитель председателя правления АКБ «Ланта-Банк».

«Увеличение квоты имеет цель привлечение именно прямых иностранных инвестиций и именно напрямую в уставный капитал страховой организации, что может быть интересно не только иностранным инвесторам, но и в целом российскому страховому рынку. Достижение предельного уровня квоты по закону означает прекращение выдачи страховых лицензий, что тормозит рынок», — отмечает эксперт. Однако участники рынка говорят о том, что иностранцы не очень заинтересованы в российском рынке.

«Определенный интерес имеет место в таких сегментах, как страхование беззалоговых заемщиков, накопительное страхование жизни, страхование торговых кредитов по экспортно-импортным сделкам, страхование имущества физлиц. В условиях продолжающейся неопределенности на глобальных финансовых рынках поток новых инвесторов в российский страховой сектор невелик», — уверен Максим Чернов, начальник отдела макроэкономических исследований СК «Согласие».

Впрочем, все эксперты считают, что на расстановке сил на рынке этот закон почти не отразится. Отечественные компании сейчас занимают прочные позиции на рынке и пользуются доверием российского клиента.

«Три крупнейшие компании (Росгосстрах, РЕСО и Ренессанс) контролируют сейчас свыше 2/3 рынка, при этом доля Росгосстраха составляет свыше 35%. Несмотря на то, что иностранные страховые компании уже довольно давно интересуются российским рынком (такие, как Allianz, AXA и другие), пока что завоевать свою долю на рынке у них получается плохо», — комментирует ситуацию аналитик финансовой компании «AForex» Нарек Авакян.

Эксперт отмечает, что сейчас общая доля иностранного капитала в отечественном страховании не превышает 20%, в денежном выражении это $2–2,5 млрд. Принятие такого закона определенно выгодно иностранным участникам рынка, которые хотят инвестировать в Россию, в особенности тем, кто уже присутствует на российском рынке. Однако пока что правила игры все равно в пользу отечественного страховщика.

Максим Чернов, ссылаясь на реестр субъектов страхового дела, говорит, что на 30 сентября 2012 года иностранные инвесторы контролировали 30 российских страховщиков. Также иностранцы владели блокирующими пакетами в 2 компаниях. А общая доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков составила 10,4%.

28.12.12 Деловой Петербург dp.ru

Госбанк готовится к объединению СГ МСК и «ВТБ страхования»; розничный бизнес движется к прибыли

«По всей видимости, [мы] будем объединять две компании — “ВТБ страхование” и страховую группу (СГ) МСК. Этот проект будет запущен во второй половине 2013 г.», — рассказал «Ведомостям» президент банка «ВТБ24» и председатель совета директоров «ВТБ страхования» Михаил Задорнов.

Группа ВТБ будет крупным игроком на страховом рынке через год, говорит Задорнов, отмечая, что один из основных бизнесов «ВТБ страхования» — банковское страхование, а это сейчас самый растущий сегмент рынка. МСК — один из лидеров ОСАГО, одного из крупнейших по объему премии сегмента. Впрочем, по итогам девяти месяцев 2012 г. совокупные премии «ВТБ страхования» и СГ МСК составили 33,8 млрд руб. — этот результат позволил бы занять единой компании пятое место среди лидеров российского страхования.

«ВТБ страхование» стремительно растет, отмечает Задорнов: в начале года компания была 15-й по сборам, сейчас уже восьмая. Столь резкий скачок — результат победы компании в конкурсе на страхование сотрудников МВД. Премия «ВТБ страхования» по этому контракту превысила 8 млрд руб. (чуть менее половины сборов компании за девять месяцев).

До последнего времени топ-менеджеры ВТБ говорили, что страховые активы группы будут развиваться отдельно. «ВТБ страхование» активно не занимается розницей, ориентировано на страхование бизнеса банковской группы и ее клиентов, планирует расширять страхование инвестпроектов ВТБ и заработать в 2012 г. около 3 млрд руб. чистой прибыли, рассказывал гендиректор компании Геннадий Гальперин.

А СГ МСК, которая досталась ВТБ вместе с Банком Москвы, убыточна. Основной приоритет компании в 2013 г. — операционная эффективность и выход на безубыточность, подтверждает гендиректор МСК Сергей Савосин. Компания уже оптимизировала филиальную сеть, снижает расходы на ведение дел, повышает эффективность урегулирования убытков. «Мы удерживаем объемы продаж по автострахованию, значительно улучшая качество портфеля, — говорит Савосин. — Программа реализуется при активной поддержке акционеров. В декабре завершился процесс повышения капитала компании на 5,1 млрд руб.».

Объединение неизбежно, ведь содержание двух самостоятельных страховщиков для ВТБ нелогично с экономической точки зрения, рассуждает Гальперин. Но чтобы начать интеграцию и получить максимальный синергетический эффект, оба страховщика должны быть готовы с точки зрения бизнес-процессов, финансовых показателей и т.д. Для этого потребуется большая подготовительная работа, которой необходимо посвятить 2013 год, говорит Гальперин. К реализации разработанной стратегии группа приступит в 2014 г., отмечает Савосин. Уже сейчас объединенный страховой бизнес ВТБ входит в первую пятерку лидеров, в среднесрочной перспективе группа будет бороться за место в тройке, резюмирует он.

27.12.12 Ведомости vedomosti.ru

Эксперты прогнозируют повышение тарифов на автострахование в 2013 году

Вслед за ростом продаж автомобилей в 2012 году активно развивался и рынок страхования каско. Возросший уровень конкуренции и борьба за клиентов заставили некоторых игроков снизить тарифы по этому виду страхования. Однако уже в будущем году изменения в законодательстве могут заставить страховые компании вновь повысить стоимость полиса.

На подъеме

Представители страховых компаний отмечают значительный рост объемов страхования каско в течение большей части 2012 года. По данным ФСФР, объем взносов за 9 месяцев 2012 года увеличился на 19,2%, достигнув141,78 млрд руб. По словам вице-президента дивизиона «Юг» Группы Ренессанс страхование Константина Городецкого, автострахование остается самым популярным и востребованным видом страхования в России. «Главный тренд сегодня — это продолжающийся рост рынка,— считает Константин Городецкий.— Так, Группа Ренессанс страхование увеличила объем собранных премий на 29%».

По словам эксперта, это произошло, прежде всего, благодаря розничным продажам новых автомобилей. Так, по данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), за период январь – ноябрь 2012 года было продано 279 873 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 12% больше чем в тот же период 2011 года. При этом, по оценкам экспертов, около 30 – 40% автомобилей приобретаются россиянами в кредит.

Как рассказал заместитель генерального директора САО «Гефест» Николай Николенко, по итогам 9 месяцев портфель по страхованию каско увеличился на 88% и составил 316 млн руб. По словам заместителя директора ростовского филиала ОАО «Согаз» Татьяны Коноваловой, за 9 месяцев 2012 года компания успешно выполнила план по страхованию каско, динамика сборов по отношению к соответствующему периоду 2011 года составляет 171%. Ростовский филиал РЕСО-Гарантия за 9 месяцев 2012 года заключил 5,7 тыс. договоров на общую сумму около 260 млн руб. По сравнению с 2011 годом рост по количеству договоров составил 140%, по объемам страховых премий — 147%. Увеличения продаж каско в 2012 году удалось добиться и ОАО «Страховая компания „СОЮЗ“».

По количеству договоров, заключенных за 9 месяцев 2012 года, прирост составил около 40%, по суммам сборов — 35%.

Юг России по-прежнему остается одним из значимых регионов для развития каско. Так, заместитель директора краснодарского филиала ЗАО «Макс» Евгений Торопцев отметил, что отличительной характеристикой рынка каско в ЮФО являются более быстрые темпы роста, чем в большинстве других регионах. На это влияет высокая деловая активность в регионе, особенно в Краснодарском крае, который уже на протяжении ряда лет считается одним из лидеров в привлечении инвестиций среди регионов РФ.

Реальная защита

Основным стимулом для роста объемов страхования каско в России остаются требования банков при оформлении автокредитов. По оценкам экспертов, доля таких договоров в портфеле компаний может составлять 65% и более.

Впрочем, объемы каско, связанного с автокредитами, могли бы быть еще выше.

По мнению директора департамента автострахования ООО «БИН Страхование» Романа Воротилина, среди факторов, которые тормозят развитие этого направления, можно выделить высокую конкуренцию в этом сегменте, низкие страховые тарифы.

«Отдельно стоит отметить также невозможность продаж страховых продуктов с франшизой (заранее оговоренная

в договоре сумма ущерба, которая не возмещается страховой компанией — прим. Ъ), так как такие продукты не принимаются кредитными организациями,— подчеркнул Роман Воротилин.— Хотя интерес к ним со стороны клиентов страховых компаний уже есть».

Наряду со страхованием по требованию банков эксперты отмечают и рост количества добровольных сделок по страхованию каско. «Для многих граждан страхование уже считается нормой повседневной жизни, и тот, кто сталкивался со страховыми случаями и получил возмещение от страховой компании, не будет отказываться от страховой защиты в дальнейшем»,— считает Татьяна Коновалова.

В стремлении расширить круг клиентов страховые компании разрабатывают дополнительные продукты по каско. «В этом году мы предложили клиентам продукт „Каско без справок“,— рассказал начальник управления по работе

с агентской сетью и прямыми продажами Центра страхования автотранспорта физических лиц ОАО СК „Альянс“ Дмитрий Соколов.— Эта программа действует без ограничений по количеству обращений и по размеру компенсаций, распространяется на всю территорию России. Неважно, где куплен полис, где произошло страховое событие, главным условием акции является звонок с места события в компанию, что позволяет нашим клиентам в случае ДТП не тратить время на вызов и ожидание ГИБДД».

СК «Союз» в этом году разработала сразу несколько новых программ. Так, «Каско за полцены» будет интересен водителям, которые при покупке автомобиля в кредит приобрели полис каско другой страховой компании. Программа «Разорилась страховая? — Спасем каско!» предназначена для клиентов разорившихся страховых компаний, у которых на руках есть полис каско с неистекшим сроком действия. Продуктом «Миникаско — надежный водитель» со стоимостью от 0,3% цены автомобиля в год могут воспользоваться водители с опытом безаварийной езды. Кроме того, в СК «Союз» в этом году была введена система ускоренного урегулирования убытков по договорам автострахования, которая позволила сократить сроки выплат до 24 часов.

В ЗАО «МАКС» запустили продукт «Без лишних трат». Этот полис гарантирует страхователю компенсацию износа заменяемых деталей, не покрываемых полисом ОСАГО в случае, если автовладелец не виновен в ДТП.

В ОАО «Согаз» была разработана новая продуктовая линейка, основным отличием которой стала ориентированность на потребителей разного уровня, например, АВТО-Классика, АВТО-Престиж и т.д.

Эксперты отмечают, что тенденция к сегментированию рынка каско продолжится и в следующем году. Роман Воротилин рассказал, что ООО «БИН Страхование» в 2012 году придерживалось консервативной политики в разработке новых продуктов: в компании действует только один продукт, имеющий широкое страховое покрытие.

«Однако реалии страхового рынка, конкурентное противостояние среди страховых компаний потребовали начать разработку новой продуктовой линейки по каско,— объяснил Роман Воротилин.— Новую линейку планируется запустить в начале 2013 года по всей филиальной сети компании».

Игры цен

Еще одной ключевой тенденцией года стало снижение тарифов на страхование каско, которое наблюдалось во многих СК. «В этом году в целях дальнейшего совершенствования продуктового ряда по каско была пересмотрена тарифная политика компании, произведен расчет тарифных ставок на каждую конкретную модель транспортного средств и регион, в котором заключается договор страхования. В итоге среднее значение тарифа было снижено»,— прокомментировал ситуацию Николай Николенко.

По словам Константина Городецкого, в Ренессанс страхование были пересмотрены тарифы на каско для владельцев внедорожников и универсалов. С 1 сентября компания снизила тарифы на 202 модели внедорожников и универсалов 2011–2012 годов выпуска.

Впрочем, тренд на снижение стоимости полисов каско затронул далеко не все компании. В ряде СК отметили, что несмотря на некоторые колебания тарифов каско в течение года, уровень цен остался прежним. «Средняя стоимость полиса в нашей компании в течение года оставалась на одном уровне, и составила около 50 000 руб.»,— рассказал Дмитрий Соколов.

Стабильность в тарифах по каско является также основной чертой политики РЕСО-Гарантия. «За последние три года наши тарифы не менялись,— отметили представители компании. — Система расчета основана на базовых стоимостях страхования по каждой марке и модели транспортного средства».

Однако уже в будущем году эксперты прогнозируют повышение тарифов на каско и в тех компаниях, которые оставили стоимость полиса неизменной, и в тех, где ранее цены для клиентов были снижены. Это связано с рядом законодательных инициатив, которые в перспективе окажут существенное влияние на рынок каско.

«Значимыми событиями для рынка каско в 2012 г. стали решения Верховного суда. Так, одно из них касается применения закона „О защите прав потребителей“ во взаимоотношениях страховщиков и их клиентов,— рассказал Николай Николенко.— Постановление ВС РФ дает возможность накручивать размер требований к страховщикам за счет штрафа, процентов, освобождения от уплаты госпошлины и т.д. Также еще одно решение ВС взбудоражило страховое сообщество: Верховный суд определил, что признание страхового случая должно зависеть только от факта наступления события. При этом исключения из страхового покрытия, связанные с действиями страхователя, например, отсутствие двух комплектов ключей от угнанного авто, свидетельство о регистрации, забытое в машине и т.п., он признал ничтожными. Можно предположить, что многие страховые компании отреагируют на эти решения увеличением тарифов на страхование».

Это мнение разделяют и другие эксперты. Например, Роман Воротилин также подчеркнул, что изменения в Законе «О защите прав потребителей», который теперь распространяется на страховые услуги, скорее всего, повлечет увеличение стоимости полиса каско в страховых компаниях.

В условиях меняющегося рынка

Несмотря на ожидающиеся изменения в ценовой политике, представители страховых компаний прогнозируют дальнейший рост сегмента каско в будущем году. «Российский автомобильный рынок по своей насыщенности пока уступает многим странам,— рассуждает Константин Городецкий.— На 1 тысячу человек в России приходится 245 автомобилей, в Европе — 500, в США — более 750. Поэтому потенциал для роста автострахования, безусловно, еще очень большой. Мы прогнозируем рост рынка автокаско на 18–20%».

По мнению Татьяны Коноваловой, рынок автострахования в будущем году вырастет на 125–130%. «У нашей компании на 2013 год амбициозные планы — рост 170–200%», — рассказала госпожа Коновалова.

Вместе с тем эксперты отмечают, что, для того чтобы сохранить свои позиции на рынке страхования, многим СК придется внести коррективы в привычные схемы работы не только по страхованию каско, но и по другим направлениям страхового рынка. Это связано со вступлением России в ВТО, которое откроет дорогу на отечественный страховой рынок иностранным финансовым компаниям со своими, зачастую более высокими стандартами обслуживания клиентов. «В связи с вступлением в ВТО крупные компании в 2013 году начнут активно повышать качество сервиса, внедрять информационные технологии, оптимизировать бизнес-процессы, повышать рентабельность,— считает Евгений Торопцев.— Это позволит им быть конкурентоспособными к тому времени, когда закончится ограничение по приходу на внутренний рынок России прямых филиалов иностранных страховых компаний».

В числе других перспективных тенденций — рост прямого страхования и увеличение объемов онлайн-продаж. Например, в Группе Ренессанс страхование прирост прямого страхования составил 40% по итогам прошлого года. «Повышающийся год от года интерес к онлайн-продажам отмечается не только у клиентов, но и у игроков рынка,— подчеркнул Константин Городецкий.— Покупка международной страховой группой Liberty Mutual компании «КИТ финанс страхование» усилит конкуренцию в этом сегменте, благодаря чему клиенты выиграют и в качестве сервиса, и в цене».

26.12.12 Коммерсант kommersant.ru

Минэкономразвития выступило против ряда ограничений, содержащихся в законопроекте Минфина о продаже электронных страховых полисов. В частности, Минэкономразвития считает необоснованным запрет на продажу таких полисов агентами, говорится в отзыве ведомства. В поправках Минфина говорится, что реализацию электронных полисов могут осуществлять только сами страховые компании, для их заключения нужна простая электронная подпись (то есть регистрация пользователя на сайте). В Минэкономразвития сочли, что сами страховщики могут публиковать перечни аккредитованных агентов, на сайтах которых можно продавать полисы. Против запрета на продажу полисов брокерами ведомство не возражает.

Минфин также предлагает ограничить число видов страхования, по которым можно покупать полисы через Интернет. Это страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование наземного транспорта (кроме поездов), имущества (кроме транспорта), вреда третьим лицам, финансовых рисков, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (кроме ОСАГО). Речь идет только о тех видах страхования, где не нужен осмотр имущества или обследование гражданина. С тем, что полисы ОСАГО нельзя продавать через Интернет, в Минэкономразвития согласны. По ограничению других видов страхования есть вопросы.

«В отсутствии детальных обоснований целесообразности фактического сокращения перечня видов страхования, по которым в настоящее время имеется возможность заключение договоров страхования в электронной форме, установление соответствующей нормы в законопроекте представляется необоснованным», — говорится в отзыве Минэкономразвития. В ведомстве отвечают, что договоры в электронной форме уже сейчас можно заключать и по другим видам страхования.

Минэкономразвития предлагает Минфину внести уточнения в законопроект.

Законопроект о продаже электронных полисов был разработан Минфином в рамках реализации стратегии развития страхового рынка.

24.12.12 Газета.ру gazeta.ru