Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПопавший в ДТП пассажир имеет право получить двойные компенсации: он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция указала, что автомобиль относится к источнику повышенной опасности и ответственность за попадание в ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виноват. Таким образом, при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, поясняет ВС РФ.

Суть дела

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в котором находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрахе отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница полагала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Позиция ВС

Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, не взирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый им вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.

Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.

Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».

В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.

«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.

Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.

Добровольные компенсации

Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.

«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.

Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.

Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.

Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.

Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.

«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.

Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.

03.09.18 РАПСИ rapsinews.ru

Автоматизированная информационная система (АИС) по страхованию жилья граждан от ЧС, которая в том числе будет содержать в себе данные о пострадавших от ЧС квартирах и домах, появится в России.

Нормы закона по страхованию жилья от ЧС, касающиеся создания АИС, вступают в силу 3 сентября. Сам же закон начнет действовать в августе 2019 года.

Оператором АИС определен Всероссийский союз страховщиков (ВСС).

ЗАКОН О СТРАХОВАНИИ ЖИЛЬЯ

Как сообщалось, президент России Владимир Путин подписал закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Региональные власти будут вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы возмещения ущерба, причиненного расположенным на их территориях жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Возмещение ущерба в случае утраты застрахованного жилья осуществляется по выбору его собственника: либо путем выплаты в установленных программой долях страхового возмещения страховщиком и части ущерба субъектом РФ, либо предоставлением регионом в собственность данному лицу другого жилья (в случае его наличия в жилищном фонде) при условии перечисления страховщиком в бюджет региона суммы причитающегося к выплате возмещения.

Обязательства страховщиков по выплате возмещения по договорам страхования жилья от ЧС подлежат передаче в облигаторное перестрахование в Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК): по риску утраты — в размере 95% от объема обязательств страховщика по данному риску, по риску повреждения — в размере 60%, если иной размер не предусмотрен договором перестрахования.

В целях информационного обеспечения организации страхования жилья от ЧС создается автоматизированная информационная система.

РАЗРАБОТКА АИС

«В ВСС создана рабочая группа по страхованию жилья, в задачи которой, в том числе, входит формирование бизнес-требований к создаваемой АИС страхования жилья», — сообщил РИА Новости президент ВСС Игорь Юргенс.

Участники рабочей группы обсуждают функционал АИС, исходя из положений закона, перечень хранимой информации и другие детали, отметил Юргенс.

Согласно закону, в системе будет содержаться информация о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения и другие данные. «Основным потребителем информации из АИС должны стать региональные органы власти и МЧС – эти данные будут использоваться для оперативного оказания помощи гражданам, чье жилье пострадало в результате ЧС», — отметил президент ВСС.

РАБОТА СИСТЕМЫ

Страховое сообщество подготовило свои замечания к проекту постановления правительства, разработка которого предусмотрена законом, сообщил РИА Новости президент Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Николай Галушин.

По его словам, АИС должна создаваться по аналогии с системой, которая действует в обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Ее простота заключается в том, что нет необходимости перегружать информацию из систем страховщиков в единое хранилище ВСС. Вся работа ведется участниками непосредственно в одной системе, которая эксплуатируется централизованно.

Галушин сообщил, что работа АИС позволит оперативно получать информацию и о жилье, которое пострадало, но не было застраховано.

«На основании чего каждый субъект федерации и Минфин централизованно в любой момент времени получает информацию по количеству обращений граждан, по которым помощь будет оказываться только субъектом, но не страховщиками — по причине отсутствия договора страхования», — пояснил он.

03.09.18 Прайм 1prime.ru

Всероссийский союз страховщиков взял ситуацию под особый контроль.

Пострадавшим пассажирам самолета, выкатившегося за пределы взлетно-посадочной полосы в Сочи, положены выплаты от страховой компании «Сургутнефтегаз». Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Игорь Юргенс.

«Всероссийский союз страховщиков взял под особый контроль ситуацию и будет оказывать всестороннюю помощь пострадавшим в получении выплат», — цитирует Юргенса пресс-служба ВСС.

«Пострадавшим в результате этого происшествия для получения страховой выплаты необходимо предоставить в страховую компанию документ, удостоверяющий личность, заявление на выплату, справку от перевозчика о происшествии и медицинское заключение с описанием травм и степени их тяжести, диагноза и продолжительности лечения. Все пострадавшие могут обратиться за страховыми выплатами после завершения лечения», — добавили в ВСС.

По закону об обязательном страховании ответственности перевозчика, выплата пострадавшим пассажирам на транспорте составляет до 2 млн рублей и зависит от полученных травм.

По информации на сайте UTair, у компании действует два договора со страховщиком — до 4 декабря 2018 года и 30 апреля 2019 года.

Самолет авиакомпании UTair, прибывший в ночь на субботу из Москвы, выкатился со взлетно-посадочной полосы в реку, в результате оказались разрушены крыло и шасси, загорелся левый двигатель. На борту находились 164 пассажира и шесть членов экипажа. 18 пассажиров пострадали. Один человек погиб — сотрудник аэропорта, который скончался в результате сердечного приступа.

01.09.18 ТАСС tass.ru