Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieКомпания Root из США решила с помощью искусственного интеллекта выявить неумелых и психопатических водителей, отделив их от тех, чье вождение безопасно. Последним Root предложила страховку вдвое дешевле, чем в других агентствах.

Крупнейшие автостраховщики США уже несколько лет подряд балансируют на грани убытков: расходы на страховые выплаты начали превышать доходы от взносов. Одна из их главных бед: нет надежной оценки клиента. Страховщик чаще всего не понимает, кто перед ним — осторожный водитель или склонный к ненужному риску лихач, которому пока просто везло с тяжелыми ДТП. Алекс Тимм, сооснователь и гендиректор Root Insurance, стартапа из штата Огайо (США), увидел в этом возможность для бизнеса. Разработанный его командой искусственный интеллект оценивает, насколько опытен водитель и склонен ли он к рискованному вождению. Root экономит на агентах и выездах к клиенту — клиентура проходит тест-драйв с помощью мобильного приложения и в нем же через некоторое время покупает страховку по цене, назначенной ИИ.

Как уверяет создатель Root, его подход позволяет хорошим водителям приобрести полис вдвое дешевле, чем у обычного страховщика. В стартап поверили инвесторы: в конце августа оценочная стоимость Root ​достигла $1 млрд. Такого результата стартап достиг всего за два года работы.

В США страховые агентства — зачастую семейный бизнес. Будущий сооснователь Root Алекс Тимм с 14 лет работал в компании отца, обзванивая клиентов. «Когда у твоего соседа сгорел дом, страховая компания поможет ему заново отстроиться, — говорит Тимм. — Страхование — это очень сложная, математически выверенная индустрия, но что мне всегда в ней нравилось — в ней всегда есть место благородным побуждениям».

Набравшись опыта в отцовском бизнесе и окончив колледж, юноша перешел в страховые агентства, работавшие на федеральном уровне, — сперва в State Auto, затем в Nation-wide. Именно там Тимм впервые осознал, насколько архаичен этот бизнес. Уровень удовлетворенности клиентов от цифровых сервисов в крупных компаниях, как правило, был ниже, чем даже у государственных служб, которые традиционно считаются отстающими. Тимм задумался о том, чтобы открыть собственное агентство, которые предоставляло бы большинство стандартных услуг онлайн. Чуть позже замысел обогатился новой идеей: использовать большие данные для андеррайтинга — предварительной оценки рисков для каждого клиента.

Андеррайтинг — ключевая для страхового бизнеса функция: в частности, автостраховщик должен заранее понять, насколько высока вероятность, что новый клиент вскоре обратится с заявлением о выплате в связи с ДТП. По словам Тимма, главное зло, с которым он борется, — это перекладывание страховщиками своих потенциальных затрат на плечи хороших водителей. Из-за устаревшего андеррайтинга, который учитывает в основном историю клиента — как часто он попадал в ДТП до этого, — страховщики не могут достоверно высчитать шансы возникновения страхового случая для каждого, кто к ним обращается. Довольно большой процент водителей — это люди, которые водят опасно, но которым до поры до времени везет с крупными ДТП. Они настоящий бич для страховых агентств: вычислить таких обычными методами не получается.

В результате агентства практикуют своего рода коллективную ответственность: риски «размазываются» по всем клиентам, причем часто те, у кого риск ДТП в действительности низок, вынуждены оплачивать страховые случаи скверных водителей. «Выбор для потребителя ограничен двумя опциями — либо он должен перестать водить машину (и из-за этого, возможно, потерять заработок), либо платить цену, которая определяется факторами, на которые он не может повлиять»​, — поясняет Тимм.

Критерии, которые влияют на размер ставки страхования в США, порой действительно странные: например, людям с университетским образованием агентства часто предлагают более выгодную цену, рассчитывая на то, что поведение интеллектуалов является более взвешенным и мудрым. Тимм с таким подходом не согласен. «Проводя более точные измерения, мы можем сделать мир более справедливым», — решил он.

К собственному бизнесу его подталкивала и ситуация, в которой оказалась отрасль автострахования к середине 2010-х. Доходы большинства компаний падали год за годом — объемы страховых выплат постоянно росли, а существенно поднять ставки не удавалось. В 2015 году средний коэффициент убыточности среди десяти крупнейших компаний США, занимающихся страхованием автомобилей, составлял 99,7%, то есть разница между объемом полученных от клиентов взносов и объемом страховых выплат упала до крошечных 0,3%. А в 2016 году (последний год, за который есть сводные данные) коэффициент вырос до 107,1%, то есть многие компании стали убыточными.

Основных причин было несколько. Число тяжелых ДТП на американских дорогах растет с 2011 года, а услуги медицинских компаний постоянно дорожают. Но одной из главных причин оставался именно плохой андеррайтинг — это признавали даже сами страховщики.

В марте 2015 года предприниматель создал стартап, который назвал Root — слово было созвучно route, «маршрут», и одновременно намекало на корень проблемы, которую Алекс Тимм считал главной для сферы страхования. Получив посевные инвестиции в размере $3 млн от активного в штате Огайо фонда Drive Capital, Тимм нанял команду программистов и стал разрабатывать приложение.

Страховщик-невидимка

Сервис начал работу лишь в конце октября 2016 года — основателю пришлось тщательно продумать бизнес-модель и функционал приложения. Тимм старался сделать его работу максимального необременительной для клиента. Скачав плагин Root, водитель далее не делает ничего необычного — просто продолжает ездить по своим делам. Работающее в фоновом режиме приложение отправляет в дата-центр информацию о том, сколько миль и с какой скоростью владелец машины проезжает в день, какие маршруты выбирает и т.п.

Как отмечает Тимм, никакой другой инструмент, кроме смартфона, не позволяет получать настолько детальные данные. Анализируя информацию, которую присылает программный спидометр приложения, следящий за автомобилем с помощью GPS, ИИ может не только вычислить среднюю скорость езды, но и понять, как водитель разгоняется, как тормозит, как совершает повороты.

Через две-три недели наблюдающий за ездой водителя искусственный интеллект выносит свой вердикт и называет сумму страховки. По словам Алекса Тимма, в среднем она на 20% ниже той, которую предлагают традиционные агентства. Для хороших водителей этот показатель может достигать даже 52%. Самая дешевая страховка стоит в Root $12 в месяц. Это очень скромные деньги — в среднем водители в США тратят на выплаты за страхование своих автомобилей $942 в год ($78,5 в месяц). Плюс сервис гораздо удобнее, чем работа с традиционными страховщиками: никаких выездов агентов и созвона с компанией — страховка приобретается прямо в приложении. Стартапу это позволяет сэкономить на агентах, офисе, телефонии и других расходах.

Такая простота позволила всего за год переманить у конкурентов несколько тысяч клиентов, причем основатель Root постоянно подчеркивает, что речь идет о лучших водителях, ведь плохим, которым ИИ предлагает невыгодную цену, нет смысла покупать страховку у компании. Рассуждая о мощи анализа больших данных, Тимм приводит такой пример: террорист Ахмад Хан Рахами, устроивший взрыв в нью-йоркском районе Челси в сентябре 2016 года, за два месяца до теракта попал под подозрение ФБР, но следователи сочли его безопасным и сняли слежку. Теракт можно было бы предупредить, если бы ФБР пользовалась искусственным интеллектом, собирающим досье на потенциальных террористов по открытым данным в интернете — за два дня до теракта Рахами покупал материалы для изготовления бомбы на eBay. Тимм проводит аналогию между террористом и опасными для окружающих водителями: ФБР перестала следить за Рахами, потому что он производил впечатление добропорядочного гражданина, а страховые компании предоставляют обычные страховки водителям, которые в действительности склонны к необдуманному риску и способны устроить масштабную аварию.

Умное страхование

Root не единственный американский стартап, который страхует клиентов, высчитывая риски с помощью искусственного интеллекта. Основанный в 2015 году нью-йоркский Lemonade занимается страхованием недвижимости. Особенность Lemonade — поразительная оперативность страховых выплат: как только клиент заявляет о проблеме с застрахованным домом, на его счет приходит оговоренная сумма. Основатели Lemonade считают, что ИИ, который они используют при оценке клиентов, позволяет заранее отсеять мошенников и оставить только честных людей, которые не станут поджигать собственный дом через неделю после того, как его застраховали.

Есть и другой стартап, назначающий цену страховки с помощью установленного у водителя мобильного приложения. Появившийся еще в 2011 году в Сан-Франциско Metromile назначает цену по гораздо более примитивной, чем у Root, модели — подсчитывает среднее количество миль, которое водитель проезжает в день: чем меньше он ездит, тем выгоднее цена.

Расплата за щедрость

Запуск прошел легко, но за два следующих года стартапу пришлось основательно поработать с ценовой политикой, чтобы не обрушить свой бизнес. Когда Root только запускался, Тимм собирался выплачивать по любому страховому случаю в среднем $1,5 с каждого $1, переданного клиентом компании. С помощью подобного великодушия он рассчитывал поскорее привлечь армию клиентов. Однако, просчитав риски, компания вынуждена была снизить суммы выплат.

Консервативная политика страхует сам бизнес стартапа и применяется даже в случаях серьезных аварий. Например, изначально Root планировала выплачивать водителям, чья машина пострадала при столкновении с другим автомобилем, в среднем около $4,7 тыс., но в действительности средняя выплата в 2017 году составила всего $2,6 тыс. Чтобы снизить риски, стартап пошел и на другую меру — стал работать с перестраховщиками, которые могли покрыть расходы Root, если та не сможет справиться с огромными суммами выплат (за это компания отчисляет перестраховщикам процент с каждого клиентского платежа, размер которого не раскрывает).

Несмотря на изменение ценовой политики, стартапу до сих пор так и не удалось выйти на прибыль, доказав, что он действительно лучше тех, кому бросил вызов. Но динамика снижения коэффициента убыточности Root не может не вдохновлять инвесторов — в первой четверти 2017 года этот показатель составлял 189%, в первой четверти нынешнего года сократился на 85%, до 104%.

Сам объем полученных Root взносов за тот же год вырос в несколько раз: с начала января по конец марта Root получил $7,9 млн ($2,9 млн дал Техас, по $1 млн заплатили клиенты из Огайо и Аризоны). ​Тимм объясняет, что невыгодный коэффициент убыточности продолжает сохраняться по двум причинам — неправильная ценовая политика, которую в итоге все-таки удалось скорректировать, и решение первые два года работать в убыток, чтобы отвоевать побольше рынка. В четвертом по счету инвестиционном раунде в конце августа нынешнего года Root смог привлечь $100 млн, увеличив оценочную стоимость до $1 млрд.

Взгляд за горизонт

За два года работы компании из Огайо удалось выйти в 20 других штатов — от Орегона до Пенсильвании. К концу 2019 года Root планирует охватить всю территорию США. Привлеченные в ходе последнего раунда средства он собирается потратить на территориальную экспансию и привлечение в штат инженеров, продажников, актуариев и специалистов отдела клиентской поддержки. Генеральный директор Root называет свою компанию в первую очередь технологической: когда стартап запускался, 12 из 20 его сотрудников были заняты в техническом отделе. Тимм считает это соотношение идеальным и придерживается его даже сейчас, когда штат Root вырос до 150 человек.

Root удалось договориться о партнерском продвижении своего продукта с несколькими известными компаниями. В марте 2017 года стартап предложил необычную услугу для владельцев электромобилей Tesla, которые пользуются технологией Autosteer, позволяющей переводить их в режим автопилота. Приложение Root соединяется с бортовым компьютером Tesla и считает, сколько времени машиной управляет компьютер. В результате водителю предлагают скидку на автостраховку. Размер скидки зависит от времени, которое Tesla находится под управлением автопилота: чем количество часов выше, тем ниже вероятность аварии, считают в Root.

Партнерство с Tesla не просто удачный маркетинговый ход, но и ранний симптом перемен, которые ждут автострахование в ближайшие годы. Представители Root ссылаются на выпущенный в январе 2017 года отчет Департамента транспорта США, в котором отмечалось, что оснащение автомобилей Tesla системой автономного управления позволило на 40% снизить число ДТП, в которые попадают их владельцы. Согласно прогнозу KPMG, к 2040 году рынок автострахования сократится примерно в 2,5 раза, и не в последнюю очередь это произойдет из-за распространения самоуправляемых автомобилей, чьи владельцы будут попадать в аварии реже, чем те, кто предпочитает быть за рулем сам. Root старается подготовиться к переменам гораздо раньше, чем традиционные страховщики. «Искусственный интеллект? Самоуправляемые машины? Мы готовы», — говорит Тимм.

13.09.18 РБК rbc.ru

Внесение соответствующего законопроекта в правительство РФ запланировано на IV квартал 2019 года.

Работодателей, предоставляющих сотрудникам полисы ДМС, предлагается обязать заново отбирать страховщиков не реже, чем раз в пять лет. Соответствующий законопроект планируют подготовить ФАС и Банк России. Эксперты расходятся во мнениях: с одной стороны, эти меры в некоторых случаях будут способствовать развитию конкуренции на страховом рынке, но с другой — приведут к дополнительной финансовой нагрузке на работодателей.

О необходимости разработки соответствующего законопроекта говорится в «дорожной карте» по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на 2018–2020 годы (с документом ознакомились «Известия»). Внесение законопроекта в правительство РФ запланировано на IV квартал 2019 года. Среди ответственных исполнителей в документе значатся ФАС, Минфин и другие заинтересованные ведомства при участии Банка России.

С предложением менять страховщиков выступил Банк России, подтвердили в ЦБ. Основная цель инициативы — развитие конкуренции на рынке ДМС с учетом рисков, связанных с ограниченным количеством лидирующих страховых компаний в данном сегменте, сказано в аналитическом докладе Банка России «Конкуренция на финансовом рынке», подготовленном совместно с ФАС.

Обязанность производить отбор страховых организаций будет установлена только для отдельных категорий работодателей (в том числе в зависимости от количества работников), пояснила «Известиям» заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилия Беляева. Определение категорий будет прорабатываться при исполнении «дорожной карты», в том числе на заседаниях рабочей группы по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, добавила она.

В Минфине оперативно не ответили на запрос «Известий».

Инициатива может быть направлена на то, чтобы дать возможность менее крупным страховым компаниям принять участие в конкурсе и, соответственно, привлечь новых клиентов, в том числе среди более крупных заказчиков, предположил в разговоре с «Известиями» вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Нововведение мало коснется крупных компаний, так как во многих из них уже есть установленные процедуры по проведению тендера в среднем раз в два года, сообщили «Известиям» в пресс-службе СК «Альянс Жизнь». Для сегмента малого бизнеса данное требование может повлечь дополнительные административные расходы и наличие новых компетенций, что, в свою очередь, приведет к проникновению страховых брокеров в сегмент малого бизнеса.

Любой отбор подразумевает организационные и финансовые затраты, которые ложатся в конечном итоге на потребителя. И не очевидна необходимость менять поставщика услуг, если их качество работодателя устраивает, считает член президиума общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ирина Алехина. Если в силу вступит законопроект, ограничивающий постоянство клиента, это и будет ограничением конкуренции, считает она. Частный бизнес должен иметь возможность выбирать партнеров в наиболее удобном и наименее затратном формате, пояснила эксперт.

Ранее «Известия» писали о том, что россияне стали меньше терять здоровье из-за работы. По итогам 2017 года уровень профессиональной заболеваемости составил 1,31 случая на 10 тыс. работников, за пять лет показатель снизился почти на треть. Эксперты считают, что необходимо больше внимания уделять профилактике и совершенствовать систему страхования на производстве.

14.09.18 Известия izvestia.ru

Что ждет рынок страхования автогражданки.

В Госдуме прошли парламентские слушания по ОСАГО. Предложений по регулированию рынка много: от ЦБ, Минфина, РСА и депутатов. Гвоздь обсуждений — стоимость страхования автогражданки. Новые тарифы, предлагаемые ЦБ, должны оказать положительное влияние на конкуренцию между страховщиками, повысить возможности для возмещения вреда и поощрить аккуратных водителей низкой ценой полиса.

Ситуация с рынком ОСАГО остается проблемной, одна из задач проходящей реформы – повышение доступности полисов. Так, ЦБ получает десятки тысяч обращений в год. Основные жалобы касаются невозможности купить полис и неправильного расчета коэффициента бонус-малус, который характеризует аккуратность водителя, учитывая число аварийных ситуаций, рассказал в ходе слушаний в Госдуме зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

«Цель первая – это цель снижения недоступности полисов ОСАГО», — сказал Чистюхин, обратив внимание на большие очереди при попытке автовладельцев купить полис.

«На текущий момент у автомобилистов самая большая проблема – это доступность полисов ОСАГО. После глубокого изучения ситуации мы выяснили, что проблемы возникают у небольшой части автомобилистов, которые являются не самыми образцовыми или находятся в группах риска – это либо молодые водители, либо люди, которые засветились в авариях. Этих людей особенно в токсичных регионах страховые компании пытаются от себя отогнать», — сказал координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, необходимо рассмотреть возможность ужесточения штрафных санкций для автовладельцев, которые не имеют полисов. Однако такой шаг уместен только после разрешения проблемы с доступностью. «Общероссийский народный фронт» сообщал в августе, что в некоторых регионах до сих пор невозможно оформить полис через интернет — проблемы возникают в 60% случаев.

Освободить ОСАГО

Вторая цель ЦБ – это либерализация тарифов ОСАГО. Именно этот вопрос стал ключевым в рамках обсуждения.

«Тарифы, которые сегодня применяются к 39 млн владельцев договоров, полисов ОСАГО, являются не совсем справедливыми. Подавляющая часть нашего населения ездит добросовестно, не попадает в ДТП, но при этом платит примерно столько же, сколько платят те, кто постоянно в нарушениях и ДТП», — сказал Аксаков.

Обе цели можно достичь благодаря реформе тарифов, анонсированной регулятором весной, сказал зампред Банка России Владимир Чистюхин. «Если ты водишь аккуратно, то плати меньше», — сказал он.

ЦБ хочет расширить тарифный коридор, то есть максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО, на 20% в обе стороны. В пределах этого коридора (сейчас это 10% в обе стороны) страховые компании определяют стоимость полисов. Регулятор предлагает увеличение вилки базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4–4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб. Это значит, что владелец автомобиля может находить страховые компании, которые применяют минимальную ставку и продают полисы дешевле, и тем самым экономить. РСА пересмотр тарифов поддерживает — цена ОСАГО должна стать более справедливой и значительно снизиться для опытных и аккуратных водителей, заявил глава РСА Игорь Юргенс. Свободные тарифы должны стать благом для ценовой конкуренции – с изменением бизнеса «Росгосстраха» на рынке нет монополиста,

«Мы бы предполагали установить дополнительные полномочия Банка России, чтобы останавливать, ограничивать страховые компании в установлении чрезмерного тарифа», — добавил Чистюхин, указав, что некоторые аккуратные водители могут рассчитывать на небольшое снижение тарифа после либерализации ОСАГО.

Стоимость автострахования для конкретного автомобиля зависит не только от размера базовой ставки, но и коэффициентов. Учитываются, например, возраст и водительский стаж водителя, регион, тип транспортного средства. ЦБ предлагает расширить с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента возраста и стажа. Регулятор также настаивает на реформировании коэффициента бонус-малус, который рассчитывается в зависимости от количества аварий, в которых покупатель полиса был виноват.

Регулятор хочет привязать его к водителю, а не к договору и зафиксировать значение на год.

Последний раз ЦБ менял тарифы по автогражданке в два этапа осенью 2014 года (повышение на 30%) и весной 2015 года (рост на 40–60%). Последнее указание от апреля 2015 года принималось без широкого обсуждения. В связи с этим депутаты, считают, что ЦБ должен больше советоваться с парламентариями.

Участники обсуждения, включая страховые компании, достигли согласия по вопросу индивидуализации тарифов для водителей, тонкой настройки тарифа под каждого водителя. Добросовестные водители должны платить по низкому тарифу.

Возместить убытки

Замминистра финансов Алексей Моисеев назвал закон об ОСАГО многострадальным. Минфин предлагает законодательные изменения, по которым планируется отменить коэффициенты мощности и региона использования автомобиля. Согласно документу, на стоимость полиса должны влиять нарушения ПДД, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины — все это будут фиксировать специальные устройства на автомобиле.

Минфин также предлагает три вида наполнения полисов (с лимитами от 500 тыс. руб. до 2 млн руб.), сами полисы сделать трехлетними, а не на год.

Минфин рассчитывает, что окончательная либерализация ОСАГО произойдет к 2023-2025 году, говорил ранее замминистра.

Несмотря на наличие минимальных и максимальных значений базовой ставки ОСАГО, из которых страховщики могут выбирать, рынок страхования автогражданки остается убыточным. По данным регулятора, страховые компании получили 15 млрд руб. убытка от ОСАГО в 2017 году. По итогам первого полугодия 2018 года сборы страховщиков по ОСАГО сократились на 1,7%, до 107,3 млрд руб., а выплаты уменьшились на 35,8%, до 66,5 млрд руб. Страховщики вынуждены покрывать расходы за счет других направлений бизнесов, закрывать офисы в отдельных регионах. Некоторые серьезные страховщики отказались от ОСАГО по собственной инициативе («Альянс», «ВТБ страхование»).

Либерализация тарифов ОСАГО должна компенсировать рынку убытки, а также стать решением другой болезненной темы — широкое распространение страхового мошенничества в этом секторе рынка. Для борьбы с проблемой РСА предложил ограничить пятью днями срок сообщения в страховую компанию о ДТП — так невозможно будет заявить об убытке в аварии, которая произошла год-полтора назад. Минфин эту инициативу страховщиков не поддержал.

В конце сентября обсуждение тарифной реформы пройдет в Совете Федерации, сообщал ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

13.09.18 Газета.ру gazeta.ru