Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieМинфин написал проект закона о допуске иностранцев в российское страхование.

Минфин разработал поправки к законодательству, которые будут регулировать открытие рынка страхования для филиалов иностранных компаний после 22 августа 2021 года. Минфин ожидает прихода 30 международных игроков после снятия ограничений для работы филиалов. Страховое лобби менее оптимистично — санкции не позволят вернуться на российский рынок мировым страховым гигантам.

До открытия страхового рынка РФ для иностранных игроков без образования дочерних предприятий осталось чуть менее четырех лет — по протоколу о присоединении РФ к ВТО рынок страховых услуг открывается с 22 августа 2021 года. Для входа на него Минфин потребует от филиалов иностранных страховщиков опыта работы материнской компании в видах, которые иностранцы намерены развивать в РФ: от пяти лет в универсальном страховании и от восьми в страховании жизни. Также потребуется не менее чем пятилетний опыт работы с иностранной филиальной сетью и объем активов не ниже $5 млрд. Виды деятельности, в которых им можно будет работать, ограничены только доступом к гостайне (как страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц). Также иностранному филиалу потребуется разместить на спецсчете в ЦБ гарантийный депозит (в объеме минимального уставного капитала страховщика: 120 млн руб. для универсального страхования, 240 млн руб.— для страхования жизни и 480 млн руб.— для перестрахования) и представить гарантийное письмо от материнской компании — на случай нехватки депозита.

При этом квота иностранного участия на российском рынке будет сохранена на уровне 50%. В 2016 году она была выбрана на 19,8%, де-факто снизившись с уровня 2010 года (22,2%). Это «свидетельствует о незначительности интереса иностранных страховщиков в текущих геополитических и экономических условиях,— говорится в пояснительной записке Минфина,— даже несмотря на привлекательность страхования жизни и обязательного страхования». Впрочем, министерство рассчитывает, что расширение числа участников рынка «может привести к развитию конкурентной среды, сокращению стоимости страховых услуг и увеличению их доступности».

Минфин приводит оценку ведомственного научно-исследовательского института (НИФИ), по которой потенциальный интерес есть у 30 международных игроков (из них 11 — в сегменте страхования жизни), в частности — польской страховой группы PZU, австралийской QBE, перестраховщиков рисков из РФ, либо международных финансово-промышленных групп, как Hyundai Marine & Fire, NKSJ Holdings, Samsung Fire & Marine, Tokio Marine Holdings и др., чьи клиенты уже работают в РФ. Возможен и приход страховщиков из стран БРИКС, уже имеющих представительства в РФ (как General Insurance Corporation of India, People’s Insurance Company of China).

По данным вице-президента страхового брокера «Марш» в России Армена Гюлумяна, на отечественном рынке работает не менее 15 компаний с иностранным капиталом, причем девять из них — универсальные игроки, несколько работают только в страховании дебиторской задолженности. «Более сотни компаний из разных регионов мира принимают в перестрахование риски из РФ,— говорит господин Гюлумян,— они знакомы со спецификой местного бизнеса, им не нужна лицензия и прямое присутствие в России». По его словам, в корпоративном секторе ожидать большого притока иностранцев с открытием рынка не приходится. В рознице же, по его оценке, в первые три—пять лет захотят попробовать свои силы не менее десяти компаний из Восточной Европы и Азии.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает, что «рынок не в том состоянии, чтобы стать желанным для тех компаний, которые интересны отечественным страховщикам» из-за ухудшения инвестклимата и санкций. «Многие мировые гиганты — Swiss Re, Munich Re и проч.— ушли под политическим давлением — из-за санкций и невозможности отношений с российским рынком»,— говорит он. Примечательно, что в конце 90-х сам господин Юргенс на посту президента ВСС поддерживал отсрочку прихода иностранных страховщиков в рамках переговоров по присоединению к ВТО. «Тогда защитные меры были оправданны,— рассуждает сейчас он,— мы боролись за квоту иностранного присутствия, чтобы дать фору отечественным страховщикам, чтобы не повторился сценарий Польши и Чехии, где иностранные игроки смели местных — что, впрочем, вышло неплохо для потребителей». «Тогда был понятен протекционизм, а сейчас надо заманивать иностранных игроков — а не заманишь»,— сетует глава ВСС. В ЦБ проект не комментируют, обещая «изучить» его при официальном поступлении.

16.01.18 Коммерсант kommersant.ru

Страховщики и банки образовали симбиоз

По итогам III квартала 2017 года страховщики жизни продолжили бить рекорды – сегмент вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56,8%, перевалив за отметку 229 млрд рублей. Казалось бы, появился устойчивый драйвер роста всего страхового рынка, но почему-то должного оптимизма не наблюдается. Возможно дело в том, что сейчас рост сборов по страхованию жизни сильно зависит от поведения банков. По итогам полугодия, 87% всех сборов страховщиков жизни принесли банкиры, а традиционный для страхования жизни агентский канал не способен конкурировать с кредитными организациями — его доля едва превышает 6%.

Банки продолжают оставаться максимально эффективным каналом продаж, привлекая новых клиентов и недорого организуя сами продажи. Всего за 24,7 млрд рублей комиссионных они продали за полгода полисов на 123 млрд руб. Те 19-20%, что заплачены банкам за продажу, меньше, чем давали на старте ОСАГО страховщики своим агентам, когда в момент ажиотажа агентские подскакивали до 40-60% от стоимости полиса. И в ближайшие пару кварталов без существенных колебаний по депозитным ставкам эта картина скорее всего не изменится.

Банкострахование продолжит доминировать в структуре продаж страховщиков жизни, удерживая долю в районе 85-90%. Пожалуй, существенной угрозой для этого сегмента могут стать некачественные продажи, которые сильно подрывают уровень доверия к отрасли в целом и продукту ИСЖ в частности. Однако уже сейчас страховые компании начинают активно бороться с misselling, стараясь контролировать качество продаж через посредников, что должно минимизировать риски недовольства клиентов. Кстати, увеличение «периода охлаждения» до 14 дней с 1-го января 2018 года также позитивно скажется на решении этой проблемы.

В кредитном банкостраховании до сих пор сохраняется дисбаланс интересов: комиссия банка здесь может достигать 90%. Получается, что в связке страховой компании, банка и клиента больше всего страдает последний, для которого страховой полис становится значительно дороже. И в этом во многом виноваты сами страховые компании, которые в погоде за портфелем пренебрегали интересами клиентов, предлагая банкам высокое вознаграждение. Понимая это сейчас, страховщики стараются заинтересовать банки предложениями с более низкими комиссиями, но дается это непросто.

Если с банкострахованием на ближайшее время все в целом ясно, то с другими способами продаж все не так однозначно. По итогам полугодия банковский канал продаж продолжает занимать минимальную долю в общей структуре каналов продаж (0,1%!), но показывает шестикратный рост по сравнению с предыдущим годом. В других видах страхования онлайн канал уже доказывает уже свою эффективность на фоне классического ритейла за счет достаточно низких издержек на развитие и внедрение.

А вот если мы заглянем не на год, а на 3-4 года вперед, то картинка может быть совсем иной. Сколько банков к этому времени сохранят свои розничные сети? Сегодня мобильный и интернет-банкинг уже доступен практически у всех игроков рынка и, все новые банки, предоставляющие сервисов больше, чем просто РКО, появляются исключительно в онлайне. В случае, если банки будут переводить своих клиентов на онлайн-обслуживание, страховщики потеряют тот самый контакт с клиентом face-to-face, а клиент потеряет удобство закрывать свои потребности в одном месте, в банке.

Все это может раскрыть потенциал для альтернативных каналов продаж (агентского и онлайн) или станет причиной возникновения нового вида продаж через банки – онлайн-банкострахования. Рынку придется быстро адаптироваться под новые правила игры. Или же страховщикам жизни придется бросать все силы на усиление агентских сетей, которые сохранят эту традицию личных продаж. Что из этого в итоге будет эффективней покажет время.

15.01.18 Forbes | forbes.ru

При этом страховые компании хотят, чтобы стимулы были жесткими, отметил замглавы ведомства Алексей Моисеев.

Минфин предусмотрит в законопроекте о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций мягкие стимулы для граждан покупать страховку, чтобы она не стала «квазиналогом».

Соответствующие поправки ведомство готовит ко второму чтению законопроекта, сообщил журналистам в кулуарах Гайдаровского форума замминистра финансов Алексей Моисеев.

«Это главный вопрос, который обсуждается. Страховые компании хотят достаточно жестких стимулов, мы достаточно осторожно к этому относимся. Это ни в коем случае не должно стать каким-то квазиналогом. Было принято решение председателем правительства еще на раннем этапе, что это не будет обязательным видом страхования. Соответственно, эти стимулы должны носить мягкий характер. Вот эту грань мы сейчас пытаемся обсуждать», — сказал замминистра.

Первоначальный вариант законопроекта предусматривал, что стимулировать граждан страховаться будет условие о соцнайме — предполагалось, что в случае утраты жилья в результате ЧС новое помещение в собственность от государства получат лишь те, кто застраховал жилье, остальные — по договору соцнайма.

Как ранее сообщал ТАСС, законопроект о страховании жилья от ЧС может быть рассмотрен Госдумой во втором чтении в мае — июне 2018 года. В первом чтении законопроект был принят в феврале 2015 года, с тех пор его рассмотрение неоднократно переносилось.

«Главное отличие [новой] версии от первого чтения — это использование солидарного тарифа. Страховщики говорят, что если не ввести солидарный тариф, который будет за счет благополучных с точки зрения ЧС регионов субсидировать регионы, где ЧС случается регулярно, то это [страхование] не будет иметь никакого экономического смысла для собственников недвижимости», — рассказал Моисеев (так как стоимость страховки для жителей неблагополучных регионов будет сопоставима со стоимостью жилья — прим. ТАСС). При этом, по его словам, тариф для жителей таких регионов будет «приемлемым».

Базовая концепция, согласованная со страховщиками, которая ляжет в основу поправок ко второму чтению, будет легализовывать существующие практики в «серой» области страхования жилья от ЧС, отметил Моисеев.

Законопроект о страховании жилья от ЧС был разработан после масштабных наводнений на Дальнем Востоке в 2013 году. Основная цель — снять нагрузку с федерального бюджета по компенсации ущерба гражданам, потерявшим жилье в результате природных катаклизмов, и переложить часть затрат на страховые компании.

16.01.18 ТАСС tass.ru

В правительстве обсуждают введение обязательной страховки или финансовой гарантии для компаний, которые обрабатывают персональные данные. Такая инициатива обсуждается в рамках программы «Цифровая экономика». Окончательное решение по вопросу примут к июлю этого года. Эксперты оценили для «Право.ru» перспективы такого регулирования.

Предполагается, что все операторы персональных данных будут иметь страховку или финансовую гарантию за счет собственных средств или банковской гарантии, сообщают «Ведомости». Норма, в случае принятия, может коснуться практически всех компаний.

При работе с персональными данными предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность, а также дисциплинарная в рамках трудового законодательства, рассказывает Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридический группы «Яковлев и Партнеры».

Алексей Работягов, руководитель IT-практики КСК групп подчеркивает, что по действующему законодательству нарушения при работе с персональными данными связаны с незаконной обработкой (несоответствующей заявленным целям), обработкой без согласия субъекта, нарушением конфиденциальности и т. д. Штрафы при этом за нарушения для юридических лиц составляют 15 000–75 000 руб. за каждое нарушение. «В ходе проверок может быть выявлен целый ряд нарушений, в итоге сумма штрафов за нарушения может быть существенно выше», — отмечает Работягов.

Политика конфиденциальности и Правила обработки персональных данных, которые действуют в компаниях-операторах персональных данных, а также другие меры, защищающие от утечек информации, являются недостаточными, считает Никитова. Обязательное страхование было бы полезным для банков, интернет-магазинов, платежных систем, корпоративных сайтов коллекторских агентств, компаний, использующих CRM-системы (система управления взаимоотношениями с клиентами) и других компаний, на сайте или информационном портале которых посетители оставляют личную информацию (как минимум, для авторизации), отмечает она.

«Учитывая переход к цифровой экономике, логично, что персональные данные становятся одним из наиболее значимых активов. Более того, как уже свидетельствует судебная практика, неоднократно выявлялись факты нарушения установленных требований обработки персональных данных, что приводило к привлечению компанию к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ), а также персональные данные регулярно становятся способом совершения преступлений (например, кража средств с банковских карт)» – Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридический группы «Яковлев и Партнеры».

При этом эксперты предупреждают: обязательное страхование создаст дополнительную нагрузку на бизнес.

«Если будет введена обязательная страховка для всех компаний, обрабатывающих персональные данные, это создаст дополнительную нагрузку на бизнес. Страховка не отменяет необходимость соответствовать законодательству – компаниям по-прежнему нужно будет оплачивать рабочее время работников, ответственных за обработку персональных данных, оплачивать технические средства защиты. И дополнительно к этому придется выделять средства на финансовые гарантии или страховку» – Алексей Работягов, руководитель IT-практики КСК групп.

Нарушения при работе с персональными данными происходят постоянно, так, в конце ноября 2017 года под подозрения попала сотрудница «Вымпелкома», которая за вознаграждение разглашала персональные данные абонентов. Гораздо более распространенными случаями нарушения конфиденциальности персональных данных являются кражи средств с банковских карт и утечка персональной информации, связанной с банкингом: количество киберпреступлений только за 2017 год увеличилось на 26%.

15.01.18 Право.ру pravo.ru