Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieДаже водители с огромным безаварийным стажем рискуют оказаться на пути у того, кто либо не знает правил, либо не смотрит на дорогу. Как правильно действовать после ДТП его участникам, довольно подробно расписано в Правилах дорожного движения. А вот в новом регламенте по работе дорожно-патрульной службы, который на днях вступил в силу, прописаны действия сотрудников ГИБДД при аварии.

В случае если в аварии погибли или пострадали люди, вызов ГИБДД на место происшествия просто необходим. В остальных ситуациях это необязательно.

Например, в пробке два автомобиля притерлись друг к дружке. Есть несколько способов разойтись без вызова ГИБДД. Первый — самый простой. Если у водителей нет друг к другу претензий или повреждения настолько мизерны, что виновник готов тут же на месте их компенсировать, то и оформлять такую аварию не надо. Договорились между собой, на всякий случай обменялись расписками, что претензий друг к другу никто не имеет, и разъехались.

Второй случай, когда авария потяжелее и разойтись просто так довольно накладно. Но при этом пострадали только два автомобиля и оба водителя застрахованы по ОСАГО. При этом навскидку ремонт не будет стоить дороже 50 тысяч рублей. В этой ситуации можно оформить так называемый европротокол. То есть берется бланк извещения о ДТП, который выдается при покупке полиса ОСАГО. Одну его сторону заполняет один водитель, другую — второй. В центре рисуется схема происшествия. Оба водителя расписываются под своей стороной. Бланк состоит из двух листов. Эти два листа разделяются, и один остается у одного водителя, другой — у второго.

Важное условие: в свою страховую компанию подать свой вариант бланка должны оба участника аварии. В противном случае к виновнику ДТП страховщик может предъявить регрессные требования.

Если есть подозрения, что сумма ущерба будет больше 50 тысяч рублей, если оба водителя утверждают, что ехали на зеленый свет светофора, если столкновение произошло бамперами, а пострадавший утверждает, что ему полкузова снесли — тут без ГИБДД не обойтись.

В этой ситуации необходимо позвонить по «02». Довольно часто возникает вопрос: кто должен вызывать полицию? Да не важно. Любой из участников ДТП или даже случайный прохожий. Дежурному необходимо сообщить место, количество участников, какие машины столкнулись, есть ли пострадавшие, какого рода повреждения у машин.

После этого необходимо следовать указаниям дежурного. А он в соответствии с новым приказом, если нет пострадавших, может предложить оформить аварию самостоятельно по европротоколу и без вызова сотрудников. Если все-таки кто-то из участников ДТП на это не согласен, то дежурный может предложить проехать на ближайший стационарный пост или в подразделение полиции для оформления необходимых документов. При этом он сообщает адрес и время, когда водители могут туда подъехать.

Дежурный также напоминает, что перед тем, как покинуть место происшествия, водители должны зафиксировать на фото или видео положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, а также повреждения автомобилей. Необходимо в том числе нарисовать и схему происшествия.

Все эти действия водители должны произвести по указанию дежурного даже в том случае, если на место аварии отправлен наряд ГИБДД, чтобы как можно быстрее освободить дорогу другим автомобилям.

Ну и последний вариант — это ожидать прибытия сотрудников ГИБДД на место происшествия.

По завершении всех этих действий водители получают на руки либо определение об отказе в возбуждении административного дела, либо копию протокола, либо постановление о наложении взыскания, либо определение в возбуждении административного дела. Справок о ДТП ГИБДД больше не выдает. Однако во всех этих процессуальных документах теперь указываются все машины, участвовавшие в ДТП, приводятся данные их водителей, а также номера полисов ОСАГО. Ведь именно эти данные необходимы страховщикам для выплаты.

Напомним, что в правилах страхования до сих пор справка о ДТП — обязательный документ для страховой компании. Но крупные страховщики уже сообщили о том, что не будут ее требовать со своих клиентов. Им достаточно всех остальных документов из ГИБДД об аварии.

Но наверняка найдутся и такие, кто из-за отсутствия справки откажет в выплате. Тогда пострадавшему придется самому у независимого эксперта оценить стоимость восстановления автомобиля и обратиться с претензией в страховую компанию. Если компания не ответит или ответит отрицательно, то тогда придется подавать в суд. Как правило, в данном вопросе суды встают на сторону водителя. Тем более что такой документ, как справка о ДТП, не фигурирует больше ни в каких официальных актах, кроме правил страхования.

25.10.17 Российская газета rg.ru

Как стало известно “Ъ”, в рамках правительственной программы «Цифровая экономика» готовится создание масштабного рынка страхования от киберрисков. Полис информационной безопасности может стать обязательным с 2020 года для всех стратегических отраслей — от банковской сферы до машиностроения. Примеров организации управления киберрисками в таком объеме нет ни в одной стране, и РФ может стать мировым лидером в этой отрасли, надеются авторы программы — работу по этому направлению возглавляет Сбербанк. Бизнес к идее обязательного киберстрахования отнесся прохладно и не видит такой необходимости. Не в восторге и страховщики — несмотря на ожидаемые сборы до 50 млрд руб. в год, они не хотят, чтобы тарифы устанавливало государство.

В распоряжении “Ъ” оказался план мероприятий программы «Цифровая экономика» по созданию обязательного киберстрахования в стране. Рабочую группу по этому направлению программы возглавляет Сбербанк. План предполагает к 2020 году введение индустриального стандарта по обязательному аудиту информационной безопасности (будет описывать условия страхования и сбора статистики, модели актуарных расчетов тарифов и т. д.) — и требование обязательного страхования таких рисков предприятиями отдельных отраслей экономики (включая банковскую сферу, аэропорты, вокзалы и стратегические отрасли промышленности — металлургию, машиностроение, судостроение, авиапром и др.). «В таком объеме перемены в управлении киберрисками и страховании не организованы ни в одной стране, то есть РФ становится мировым лидером в этой области»,— говорится в документе. Для реализации проекта предлагается внести поправки в закон об организации страхового дела (добавляется новый вид страхования). Расходы на него должны будут снижать налоговую базу — для этого предлагается внести поправки в НК.

Текущее положение дел в этой сфере документ описывает так: «Страхование информационных рисков является неизвестным и непонятным для большинства потребителей этой услуги». За всю историю страхования киберрисков в РФ заключено менее 20 договоров страхования, большинство из которых оформлено предприятиями с иностранным участием у иностранных страховщиков.

Напомним, программа «Цифровая экономика» — инициатива правительства по развитию «умного» госрегулирования, ориентированного на удовлетворение запросов бизнеса.

В рамках программы определены пять перспективных направлений, в работе над которыми участвуют российские компании цифровой сферы. Страхование от киберугроз — одно из них, рабочую группу в этой области возглавляет Сбербанк. В практической реализации проекта предлагается задействовать ЦБ, Минфин, Минкомсвязь, ФСТЭК, ФСБ, Всероссийский союз страховщиков (ВСС), перестраховочную «дочку» ЦБ — РНПК.

Отметим, что проблема потерь от кибератак бизнесу знакома. По оценке директора по развитию решений промышленной кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Андрея Суворова, средняя сумма убытка среди корпоративных заказчиков компании от кибератак составляет $497 тыс. По данным Group-IB для России и СНГ, в интернет-банкинге у юридических лиц с использованием вредоносных программ в день совершают две успешные атаки со средней суммой хищения 1,25 млн руб. За год с июля 2016 по июль 2017 года у юрлиц украли 622,5 млн руб. (на 35% меньше, чем годом ранее). Рынок страхования от хакерских атак в РФ только формируется, говорит Алексей Новиков, руководитель экспертного центра безопасности PT Expert Security Center. По его словам, страховщики не готовы брать на себя такую ответственность из-за сложной оценки потерь.

В первую очередь услуга киберстрахования востребована банками и финансовыми организациями, во вторую — провайдерами, в третью — компаниями, занимающимися обработкой персональных данных, говорит руководитель лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Валерий Баулин. При этом у компаний, в первую очередь технологичных, постепенно нарастает понимание того, что проблема есть и что можно страховаться от таких рисков. В страховой компании «Альянс», страхующей клиентов от киберрисков, отметили, что после распространения вирусов WannaCry и Petya зафиксировали рост спроса на услуги страхования от киберугроз — по оценке компании, мировой оборот этого рынка составляет $2,5 млрд.

Бизнес к идее страховой защиты киберрисков отнесся по-разному. В Абсолют-банке “Ъ” заявили, что сейчас банки такие риски не страхуют, но идею назвали своевременной. По мнению же зампреда правления банка «Хоум Кредит» Сергея Щербакова, обязательное страхование киберрисков нецелесообразно. «Каждая организация должна самостоятельно управлять своими рисками. Если организация посчитает, что риски повышаются, то она может их застраховать»,— говорит он, настаивая на том, что «это должно быть самостоятельное решение менеджмента». Глава департамента нефинансовых рисков и финансового мониторинга Росевробанка Марина Бурдонова относится к идее обязательного кибераудита банков положительно, а обязательное страхование также считает избыточным. Собеседник из правоохранительных органов, знакомый с позицией Банка России по этой теме, назвал аудит информационной безопасности «здравой идеей» — он «выявит проблемы в банках, которые необходимо закрывать». Страховку он также считает «лишней тратой денег».

По оценкам президента ВСС Игоря Юргенса, отечественный рынок страхования киберрисков находится в «нулевой точке». Обязательность такому виду страхования не подходит, уверен он. «Как показал опыт ОСАГО, должна присутствовать некоторая гибкость в подходах,— говорит господин Юргенс.— Разумнее говорить о введении стимулов для бизнеса, которые бы побуждали страховаться, некоторая вмененность, как в США, на которые приходится практически 100% киберстрахования в мире». По предварительным оценкам ВСС, объем этого рынка составит порядка 10–50 млрд руб. в год. Защите от киберрисков не подходит форма обязательного вида страхования, заявил “Ъ” и вице-президент страхового брокера «Марш» в России Армен Гюлумян. Кроме того, по его словам, только промышленный сектор может потерять от хакерских атак сотни миллионов долларов — «а такой страховой емкости в РФ нет».

По словам главы РНПК Николая Галушина, «сейчас киберстрахование — это скорее игрушка или красивый маркетинговый ход. В РФ может получить развитие страхование имущества, затрат на восстановление поврежденных баз данных, информационных ресурсов, а также потерь от перерывов в деятельности компаний». Однако, как только начнется обсуждение обязательного страхования, возникнут вопросы тарифов и нагрузки на бизнес — «и идея благополучно умрет». Господин Галушин также поддерживает идею вмененного, а не обязательного страхования — когда государство требует наличия полиса, но объем покрытия и тарифы страховщики и бизнес определяют самостоятельно.

27.10.17 Коммерсант kommersant.ru

Заемщики могут получить право в течение определенного периода времени (так называемого периода охлаждения) после заключения договора потребительского кредитования отказаться от услуги коллективного страхования. Возможность распространения «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования обсуждалась на заседании экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг, которое 26 октября прошло в Банке России, сообщается на сайте регулятора.

Как констатируют в ЦБ, сейчас гражданин, желающий взять потребительский кредит, нередко получает от банка предложение оформить договор на дополнительную услугу за отдельную плату, например застраховать жизнь или здоровье в пользу кредитора. Это может быть оформлено индивидуальным договором страхования между заемщиком и страховой организацией, однако значительное распространение получила другая модель — когда заемщик включается в список застрахованных лиц по договору страхования между банком и страховой компанией. В последнем случае использовать «период охлаждения» и впоследствии отказаться от страховки заемщик не может.

Для того чтобы решить эту проблему, Банк России предлагает внести в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» изменения, согласно которым у заемщика появится возможность отказаться от страховки в течение 14 календарных дней после подачи заявки на кредит. «При этом заемщик должен быть проинформирован, что договором займа может быть предусмотрена зависимость процентной ставки от наличия страховки. При отказе от договора страхования в «период охлаждения» кредитор или страховщик обязаны будут вернуть гражданину уплаченную при подключении к программе коллективного страхования сумму в полном объеме», — указывают в ЦБ.

По мнению регулятора, данная мера поможет решить проблему скрытых платежей, которые не входят в полную стоимость кредита (займа) и становятся дополнительной нагрузкой для заемщика.

Напомним, что с 1 января 2018 года «период охлаждения» по договорам добровольного страхования увеличивается с пяти рабочих дней до двух недель. О поиске Центробанком механизма для распространения «периода охлаждения» на коллективные договоры заемщиков сообщалось еще в мае, а в сентябре Всероссийский союз страховщиков объявил, что намерен направить регулятору предложения по соответствующим законодательным поправкам.

По последним данным, четверть жалоб россиян в Центробанк в сегменте потребительского кредитования, на который, в свою очередь, приходится 41% всех жалоб граждан на банки, касаются навязывания дополнительных услуг при заключении договора.

В распространенном уже сегодня комментарии президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса вновь подчеркивается, что ВСС поддерживает распространение «периода охлаждения» на коллективные договоры страхования.

По мнению Юргенса, заемщик, подписываясь на страховку при заключении кредитного договора, как правило, «не отдает себе отчета в том, какой именно договор он заключил». При этом в случае коллективного страхования сторонами договора выступают не страховая компания и физлицо, а два юридических лица: банк и страховщик.

«Агрессивность политики банков заключается в том, что они не дают возможности отказаться от участия в таком договоре, ставя потребителя в дискриминационные условия. И страховая компания никак не может повлиять на ситуацию, однако от этого зависит имидж страхового сообщества в целом. Введение «периода охлаждения» позитивно скажется на взаимоотношениях всех заинтересованных сторон», — считает президент ВСС.

26.10.17 Банки.ру banki.ru