Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЛокомотивом страховой отрасли продолжает оставаться страхование жизни, однако ИСЖ достигло своего потолка, отметил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Этот сектор в первом полугодии 2017 года заметнее всех увеличил свою долю в структуре страховых премий. Но без учета премий по страхованию жизни страховой рынок практически не вырос — объем собранных премий увеличился всего на 0,8%, в I квартале 2017 года была отмечена даже отрицательная динамика, сообщил Юргенс. При этом в ОСАГО, по его словам, наметилась робкая тенденция к стабилизации. ВСС подготовил аналитический доклад о состоянии отрасли в первом полугодии 2017 года.

В среднем по рынку с учетом страхования жизни прирост составил 9,5% (по сравнению с 13,9% за первое полугодие 2016 года). Согласно данным ЦБ РФ, по итогам первого полугодия 2017 года общая сумма страховых премий, собранная страховщиками по всем видам страхования, составила почти 646 млрд рублей. Согласно прогнозу экспертов, прирост страхового рынка по итогам всего 2017 года может составить около 9—11%.

Снизилась средняя стоимость одного страхового полиса, а средняя выплата выросла.

Доля онлайн-продаж и банкострахования растет, снижается доля премий, собранная без посредников. Объем вознаграждений, выплаченный страховщиками посредникам, растет высокими темпами.

Лидером по сбору премий по итогам первого полугодия 2017 года стал «СОГАЗ».

Положительную динамику в сборе премий продемонстрировали 59 субъектов РФ, тогда как по итогам первого полугодия 2016 года таких субъектов было 77. Самую высокую положительную динамику сборов в рассматриваемом периоде продемонстрировал Камчатский край (рост премий на 81,3%). Самая высокая средняя стоимость одного страхового полиса была отмечена в Ненецком автономном округе — 18,1 тыс. рублей, самая низкая (2,4 тыс. рублей) — в Курской области.

Самый высокий уровень выплат зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике — 181,3%, самый низкий (7,3%) — в Республике Крым.

При этом были отмечены рост удельного веса добровольных видов страхования в общей структуре страховых премий и снижение доли обязательных видов. В структуре страховых премий 20,4% пришлось на необязательные виды страхования (в частности, 16,9% составили премии по ОСАГО, 3,5% пришлось на остальные виды обязательного страхования) и 79,6% — на добровольные виды страхования (в частности, 27,1% пришлось на страхование имущества, 23,7% — на личное страхование (кроме страхования жизни), 21,9% — на страхование жизни, 4,3% — на страхование гражданской ответственности, 2,6% — на страхование предпринимательских и финансовых рисков). В аналогичном периоде 2016 года удельный вес обязательных видов составлял 21,9%, на добровольные виды страхования приходилось 78,1%.

Доля страхования жизни в структуре премий выросла с 15,1% в первом полугодии 2016 года до 21,9% в первом полугодии 2017-го. Заметнее всего снизилась доля страхования имущества — с 32,2% до 27,1%. Доля ОСАГО уменьшилась с 19,3% до 16,9%.

ОСАГО продолжает оставаться наиболее проблемным сегментом страхового рынка, объем рынка сократился на 4%. В первом полугодии выплаты по ОСАГО выросли до 103,6 млрд рублей (на 33,7%). Эффект от повышения тарифов окончательно исчерпан, новых стимулов для развития сегмента мало, считают в ВСС.

Между тем в рассматриваемом периоде наметилась робкая тенденция к стабилизации сектора, что, по мнению Юргенса, связано с изменением модели бизнеса бывшего лидера этого рынка — «Росгосстраха». Если уровень выплат в ОСАГО в I квартале 2017 года составлял 108,6%, то по итогам первого полугодия он снизился до 94,9%. Однако в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда уровень выплат был на уровне 68,1%, этот показатель выглядит значительно хуже.

Одной из новых проблем ОСАГО стали электронные полисы с более низкими премиями и высокими выплатами. В эти продажи пошли клиенты из регионов, где установлены необоснованно низкие региональные коэффициенты к тарифам, куда страховщики не хотели идти, отмечает Юргенс. Кроме того, e-полисы предпочитают покупать владельцы недорогих и маломощных автомобилей, также не слишком желанные для страховщиков. С другой стороны, в удаленных продажах более свободно проходят манипуляции клиентов с ценами в сторону занижения из-за предоставления неточных данных страховщикам. В результате средняя стоимость полиса ОСАГО при электронных продажах на 17—30% ниже, чем при «физических» продажах ОСАГО. Но выплаты по таким полисам оказываются достаточно заметными.

Убыточность останется на высоком уровне, даже несмотря на принятие новой версии закона об ОСАГО, считает президент союза. Так, поправки ввели приоритет ремонта («натуральной выплаты») перед материальными выплатами, что (по замыслу законодателей) должно снизить катастрофически растущий уровень мошенничеств со стороны недобросовестных автоюристов. Тем не менее о результатах от данного нововведения говорить пока рано. Кроме того, несмотря на потенциальное снижение судебных издержек страховщиков, натуральное возмещение даже увеличивает убыточности сегмента, так как в этом случае возникает интерес к завышению стоимости ремонта у СТО.

Прогноз экспертов по сегменту пока неутешительный: уровень выплат будет находиться в пределах 90%.

04.10.17 Банки.ру banki.ru

Программа запущена в 11 регионах России

Интернет-агрегатор «Яндекс.Такси» запускает программу страхования жизни и здоровья пассажиров и водителей. Максимальная компенсация составит 2 млн руб., тестирование стартует с 11 пилотных регионов, в число которых не вошла столица. На все города и страны присутствия сервиса программа распространится до конца 2018 года.

«Яндекс.Такси» начинает тестировать программу страхования жизни и здоровья пассажиров и водителей в 11 регионах России, сообщили “Ъ” в компании. Страховка распространяется на поездки, заказанные в сервисе, максимальная компенсация составит 2 млн руб., на эту сумму застрахован и водитель, и каждый находящийся в машине пассажир на время поездки.

С четверга страховая программа стартует в Калининградской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской и Томской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Татарстане и Чувашии. Партнерами «Яндекс.Такси» по страхованию в этих регионах стали Allianz, «ВТБ Страхование» и «Ингосстрах». В компании рассчитывают, что во всех регионах России и странах, где работает сервис, программа заработает до конца 2018 года.

К «Яндекс.Такси» подключено более 200 тыс. активных водителей из партнерских таксопарков. Сервис работает в 127 городах в России, Грузии, Армении, Казахстане, Белоруссии и Молдавии. По статистике ГИБДД, в январе—июне в целом в России произошло 751 ДТП с пострадавшими с участием легковых автомобилей, обладающих разрешениями на пассажирские перевозки. По данным департамента транспорта Москвы, средняя стоимость поездки в городе в первом полугодии составила 450 руб., каждый день в столице перевозят около 715 тыс. пассажиров.

Запуск программы не приведет к росту тарифов на поездки или комиссии для водителей — все страховые взносы «Яндекс.Такси» оплачивает за свой счет, заверяют в компании. В какую сумму это обойдется агрегатору, в «Яндекс.Такси» не комментируют, но, по словам источника “Ъ”, знакомого с условиями договоренностей со страховщиками, за каждую поездку компания будет платить им 1–1,5 руб.

«Стандартная процедура получения страховых выплат по полису ОСАГО может показаться сложной и запутанной,— считает гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.— Насколько нам известно, в России сейчас нет столь комплексных страховых программ».

О том, что «Яндекс.Такси» ведет переговоры со страховщиками, “Ъ” сообщал 15 августа и 4 сентября. Недавно первым на российском рынке страховку для пассажиров запустил менее массовый сервис — Wheely. Партнером компании стал страховой дом ВСК, с 11 сентября каждый пассажир Wheely в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи застрахован на 2,5 млн руб.

05.10.17 Коммерсант kommersant.ru

Уже много лет антимонопольный орган заявляет о том, что практика аккредитации страховых компаний при банках нарушает закон о защите конкуренции – ведь такие компании обычно предлагают не самый выгодный тариф. На это страховщики и сами банки отвечают, что аккредитация дает дополнительную гарантию надежности. Обязательно ли страховать кредитное авто в конкретной компании? Как оценивать страховой договор, заключенный с неаккредитованной фирмой? Может ли банк повысить ставку по кредиту из-за неправильной страховки? На эти вопросы ответил Верховный суд.

Олег Жданов* 22 декабря 2012 года взял у АО «Металлургический коммерческий банк» кредит на 617 038 руб. для покупки машины под 20,25% годовых сроком на семь лет. При этом согласно кредитному договору, Жданов в течение одного рабочего дня с даты получения права собственности на транспортное средство, но не позднее десяти рабочих дней с даты получения кредита должен застраховать машину по КАСКО и предоставить банку договор страхования. Кредитным договором предусмотрено, что в случае нарушения этого обязательства банк вправе увеличить процентную ставку на пять пунктов, начиная с даты, следующей за днём нарушения требования, до даты, следующей за днём устранения нарушения (предоставления договора страхования).

Сначала Жданов застраховал автомобиль в ЗАО «ГУТА-Страхование», вовремя предоставил договор и никаких вопросов к нему не возникло. Однако спустя год, когда прежняя страховка закончилась, а ЗАО «ГУТА-Страхование» прекратило свою деятельность, Жданов заключил договор добровольного страхования автомобиля уже с ОАО «Тинькофф Онлайн Страхование» – компанией, которая не аккредитована для участия в кредитных программах АО «Металлургический коммерческий банк». Поэтому банк увеличил процентную ставку по кредиту до 25,25% годовых в связи с просрочкой пролонгации страхового полиса КАСКО. Заемщик посчитал это незаконным и обратился в суд.

Бутырский райсуд г. Москвы встал на сторону Жданова, признал незаконными действия банка по одностороннему увеличению процентной ставки, обязал банк произвести перерасчёт задолженности и платежей исходя из 20,25%, взыскал с него 10 000 руб. компенсацию морального вреда и 5000 руб. штрафа. Суд первой инстанции пришёл к выводу: истец ничего не нарушил, поскольку список аккредитованных страховых компаний не является частью кредитного договора и истец с ним не знакомился. При этом условиями кредитного договора не предусмотрено, что Жданов обязан согласовывать страховую с ответчиком.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении иска. Апелляция пришла к выводу, что Жданов не исполнил условие кредитного договора о страховании автомобиля, поскольку страховщик не входит в перечень компаний, соответствующих требованиям банка. Кроме того, банк предлагал истцу представить сведения о страховой компании, в которой он застраховал автомобиль, для рассмотрения вопроса об ее аккредитации, но Жданов этого не сделал.

Верховный суд пришел к выводу, что в этом деле надо выяснить, была ли у истца обязанность страховать приобретённое авто в определённой компании, аккредитованной банком, и знал ли он о такой обязанности (знакомился ли со списком компаний). Кроме того, ВС считает необходимым установить, имелась ли у Жданова реальная возможность сбора необходимых документов об ОАО «Тинькофф Онлайн Страхование» для рассмотрения банком вопроса о его аккредитации, и были ли каким-либо образом нарушены права банка от страхования в этой компании. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в апелляционный суд (№ 5-КГ17-113).

Руководитель арбитражной практики Национальной юридической компании «Митра» Ирина Шамилева считает спорным указание ВС на необходимость установить, мог ли заемщик собрать документы для аккредитации страховой компании. «Получается, если суд установит, что заемщик знал о перечне аккредитованных компаний и должен был страховаться именно у них, но объективно не смог предоставить документы для аккредитации ОАО «Тинькофф Онлайн Страхование», банк не вправе был увеличивать процентную ставку. На мой взгляд, суд не сможет обойти критерий добросовестности самого заемщика, который знал о необходимости застраховать авто в конкретной компании и должен был обратиться в банк с целью соблюдения этой процедуры», – отметила Шамилева. Старший юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Александр Янюшкин уверен, что банк неправ, если требования банка к страховщику не были определены в кредитном договоре. «У заемщика должна быть определенность в вопросе о том, с каким страховщиком можно заключать договор страхования, а с каким нельзя. При этом ВС правомерно отметил, что в подобных спорах следует особое внимание обращать на то, был ли причинен вред банку заключением договора с недопустимым страховщиком», – добавил Янюшкин. С ним согласен партнёр BMS Law Firm Денис Фролов: «Требования банков страховать имущество в конкретных компаниях являются незаконными. Очевидно, что страхование имущества, в том числе находящегося в залоге, должно обеспечивать основную цель: возмещение кредитору потерь в случае повреждения или гибели предмета залога. Страхование обеспечивает достижение этой цели, при этом никакого значения не имеет, в какой именно компании застраховано имущество».

На сегодняшний день судебная практика признает правомерным увеличение банком процентной ставки (№ 33-42188/2015, № 33-12532/2016, № 33-50074/2016, № 33-18485/2016). Юрисконсульт «КСК групп» Станислав Ляпцев считает, что подобная позиция является незаконной, ведь ст. 29 закона о банках и банковской деятельности предусматривает, что банк не вправе в одностороннем порядке увеличить процентную ставку. Поэтому, по мнению Ляпцева, это определение может стать отправной точкой по формированию практики, когда увеличение банками процентной ставки будет признаваться неправомерным.

05.10.17 Право.ру pravo.ru