Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Страховщики ОСАГО в рамках действия системы повышения доступности услуг, утвержденной Российским союзом автостраховщиков (РСА), в июле увеличили свое присутствие в пяти проблемных регионах, рост количества договоров достигал 15%.

В частности, в Волгоградской области дополнительно начали осуществлять продажи 6 страховых организаций, в Краснодарском крае — 1 страховая организация, в Ростовской области — 3, в Мурманской — 6, в Челябинской – 1. Ранее они не занимались продажей ОСАГО в этих субъектах РФ.

По состоянию на 26 июля 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего месяца прирост заключенных договоров ОСАГО составил 9% в Волгоградской области (общее число проданных за это время полисов –37,393 тыс.), в Краснодарском крае — 15% (96,952 тыс.), в Ростовской области — 11% (72,056 тыс.), в Мурманской области – 0,4% (11,009 тыс.), в Челябинской области — 3% (68,205 тыс.).

РСА еще в конце мая утвердил принципы повышения доступности услуг ОСАГО в пяти указанных проблемных регионах, где вопрос нехватки полисов ОСАГО стоит особенно остро, напомнил президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс.

«Система вводится для устранения проблемы доступности полисов ОСАГО в ряде регионов, в первую очередь речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны автоюристы. Часть проблем в этих регионах с очередями за два месяца решена», — отметил И.Юргенс.

1 июня был запущен первый этап работы, суть которого заключается в увеличении числа точек продаж и количества продавцов полисов ОСАГО. «Страховщики в июне-июле в добровольном порядке могли самостоятельно нарастить продажи, открыть филиалы, а могли прибегнуть к заключению двухсторонних агентских договоров со страховщиками, которые уже работают в соответствующем регионе и имеют филиалы», — добавил президент страховых союзов.

Кроме того, президиум РСА рекомендовал членам союза нарастить с августа продажи в шестом регионе – Ивановской области, признав этот субъект РФ проблемным по предложению Банка России.

Второй этап работы системы – запуск многостороннего агента. Для этого РСА подготовил проект многостороннего соглашения, к которому присоединились 69 компаний. Союз направил документ на согласование в Федеральную антимонопольную службу.

28.07.16 autoins.ru

strahovanie«Ренессанс страхование» готовится к сделке

На страховом рынке готовится новая заметная сделка по продаже части страхового бизнеса «Ренессанс страхование» предпринимателя Бориса Йордана. Потенциальная сумма сделки — около 5 млрд руб. В качестве потенциальных покупателей доли в страховщике из топ-10 по сборам называют Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и фонды «Бэринг Восток». Впрочем, по мнению аналитиков, сейчас не самое лучшее время для продажи моторных страховщиков, а в портфеле «Ренессанс страхования» 63% приходится на каско и ОСАГО.

Как стало известно «Ъ», инвестбанк Sberbank CIB начал работу по поиску инвесторов для страховщика «Ренессанс страхование». Эту информацию подтвердили в банке: «Sberbank CIB является консультантом акционеров ГК «Ренессанс страхование» по вопросам привлечения финансирования для развития бизнеса». В самом страховщике «Ъ» подтвердили сотрудничество с Sberbank CIB. Как заявил член совета директоров «Ренессанс страхования» Сергей Рябцов, «группа «Ренессанс страхование» действительно привлекла Sberbank CIB в качестве инвестиционного консультанта для дальнейшего эффективного развития бизнеса компании». Детали не раскрываются.

По информации «Ъ», покупателю будет предложен «значительный миноритарный пакет кипрской Renins Nonlife Limited, которая, в свою очередь, контролирует ООО «Холдинг Ренессанс страхование»». Сумма сделки в презентации для покупателя указана в размере 5 млрд руб. в денежной форме. Средства планируется использовать для увеличения капитализации страховщика. Миноритарному покупателю обещаны и условия выхода, если на то будет его желание: согласно презентации, мажоритарный акционер обязуется «приложить разумные усилия для реализации сделки по продаже контрольного пакета бизнеса стратегическому инвестору или провести IPO в течение пяти лет в случае улучшения макроэкономической ситуации».

По данным ЦБ, универсальный страховщик «Ренессанс страхование» занял 10-е место по сборам в 2015-м году (20,8 млрд руб.), на 15-м месте его «дочка» — «Ренессанс жизнь» (13 млрд руб. премий). Универсальный страховщик занимает 7-е место по каско, 10-е по ОСАГО, совокупно моторные виды бизнеса перевешивают половину портфеля страховщика (44% каско, 19% ОСАГО). Активы «Ренессанс страхования» на 31 декабря 2015 года составляли 26,9 млрд руб., обязательства — 19,3 млрд руб., прошлый год компания завершила с прибылью в 2,8 млрд руб.

Вести предполагаемую сделку, по сведениям «Ъ», будет глава департамента инвестиционной деятельности Sberbank CIB Оскар Рацин, вознаграждение инвестбанка при сделке в 5 млрд руб. может составить 2%. Как говорит информированный собеседник «Ъ» на страховом рынке, именно господин Рацин консультировал сделку по покупке группой БИН 45% страховщика ВСК в конце мая. «Он понимает специфику крупных страховщиков»,— рассуждает источник «Ъ». В продаже страховых компаний действительно есть свои особенности. Покупатели, как правило, не ориентируются на активы и капитал, ставка делается на потенциальный денежный поток. Поэтому страховщиков приобретали с определенным мультипликаторам к годовым сборам. Удачной считается сделка по продаже французской AXA 36,7% «РЕСО-Гарантии» с мультипликатором к сборам больше двух.

В презентации для инвесторов «Ренессанс страхования» говорится об ожидании стабилизации рынка non-life-страхования «в связи с началом цикла обновления автопарка (обновляется каждые пять лет)», к 2020 году прогнозируется увеличение рынка премий в 1,5 раза — до 1,6 трлн руб., также упоминается о высоком росте рынка страхования жизни (+109% в первом квартале 2016-го). Впрочем, ожидания аналитиков на среднесрочную перспективу гораздо скромнее. «С учетом макроэкономических трендов и падения располагаемых доходов населения рынок страхования будет в лучшем случае стагнировать в 2016-2017 годах»,— говорит кредитный аналитик S&P Global Ratings Виктор Никольский. По его словам, локомотив роста рынка в прошлом и этом году — ОСАГО — себя исчерпал, и «очевидно, что ЦБ не будет в ближайшее время поднимать тарифы». С учетом таких неопределенностей инвесторы, скорее всего, будут очень консервативны в отношении оценки страховых активов, заключает аналитик.

Участники рынка в качестве потенциальных заинтересованных в сделке сторон называют предположительно РФПИ и фонды «Бэринг Восток». Представители этих фондов отказались комментировать свои намерения в отношении «Ренессанс страхования».

28.07.16 Коммерсант kommersant.ru

Депутат Госдумы Анатолий Выборный не исключает возможность введения дополнительного страхования тюнингованных автомобилей. Об этом он сообщил Агентству городских новостей «Москва» по итогам первой встречи рабочей группы по легализации автотюнинга.

«Автомобилистами были высказаны предложения, среди которых есть одно, касающееся страховых компаний. Страховая компания самостоятельно проводит экспертизу тюнинга, она берет на себя ответственность и страхует автомобиль. Такая практика международная есть, и я не исключаю, что мы также можем выйти на такое решение. Это довольно разумное предложение, и оно имеет право на жизнь. Будем работать над этим наряду с другими вопросами», — сказал А.Выборный.

Депутат также отметил, что члены рабочей группы предлагают легализовать изменения, совершенные до 2015 г., при условии их проверки и сертификации.

«Автомобилисты предлагают и ряд других решений: ввести амнистию (для тюнингованных автомобилей — прим. Агентства «Москва») при условии соблюдения сертификации таким учреждением как ФГУП «НАМИ» для автомобилей, измененных до 2015 г., создать другую лабораторию по сертифицированию продукции. Заключение этой лаборатории должно носить обязательный характер для ГИБДД, чтобы не было препятствий для регистрации транспортного средства», — добавил А.Выборный.

Кроме того, парламентарий допустил возможность изменения процесса выдачи сертификатов на тюнинг автомобилей. По его мнению, соответствующими полномочиями должен обладать либо государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ», либо ГИБДД, чтобы эти структуры не дублировали работу по проверке безопасности модификаций транспортных средств.

Он также отметил, что представителям ГИБДД и экспертам-автомобилистам следует проанализировать озвученные предложения, чтобы выйти на конкретные решения. Впоследствии разработанные инициативы будут рассматриваться депутатами Госдумы.

Ранее сообщалось, что в Москве по инициативе А.Выборного совместно со столичным управлением ГИБДД будет создана рабочая группа для обсуждения проблем и легализации тюнинга автомобилей. Также в рабочую группу вошли представители Федерации автомобильного спорта.

29.07.16 Агентство «Москва» mskagency.ru

Родственники россиян, погибших в ДТП на севере Казахстана, могут не получить возмещение по страховке, сообщил РИА Новости источник на страховом рынке.

Столкновение рейсового автобуса с грузовым автомобилем (фурой) произошло в среду в Карабалыкском районе Костанайской области на трассе Алма-Ата — Екатеринбург. Рейсовый автобус Челябинск — Житикара двигался по направлению в Житикару со стороны российской границы. В автобусе находились 44 пассажира и два водителя. В результате ДТП погибли шесть человек, в том числе 12-летняя девочка. Пострадали более 30 человек. Среди погибших — три гражданина Казахстана и три гражданина России.

«Казахстан не участник международной системы страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта», основная цель которой — урегулирование претензий пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранных автомобилистов, в соответствии с национальным законодательством страны происшествия. Поэтому в рамках нее не может быть выплаты. Кроме того, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), которое действует в РФ, не распространяется на иностранных перевозчиков», — сообщил источник.

Однако, по словам собеседника агентства, теоретически возможно, что погибшие могли иметь туристические страховки или полисы страхования от несчастного случая (НС) или страхования жизни.

Международная система страхования автогражданской ответственности «Зелёная карта» функционирует с начала 1950-х годов. Ее основная цель — урегулирование претензий пострадавших в ДТП, произошедших при участии иностранных автомобилистов, в соответствии с законодательством страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие. Страховой полис по ОСАГО, выданный в любой стране-участнице соглашения, действителен на территории другой страны. В неё входят 48 стран — европейские государства, Россия, Израиль, Марокко, Тунис и Иран.

28.07.16 РИА Новости ria.ru

Появление самоуправляемых автомобилей на дорогах США может резко снизить число аварий на дорогах и привести к сокращению премий страховщиков на 80% через несколько десятилетий, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на оценки экспертов.

В минувшем году страховые компании получили порядка $200 млрд премий от страхования автомобилей — примерно треть от всех премий в сегменте страхования имущества.

По оценке актуариев из KPMG, частотность автомобильных аварий в США может упасть на 80% к 2040 году. При этом эксперты ожидают появления полностью автономных автомобилей на дорогах страны уже к 2020 году и их широкого распространения к 2025 году.

Их коллеги из Deloitte чуть менее оптимистичны — по их мнению, на массовый рынок самоуправляемые машины выйдут в ближе к 2030 году. Они также считают, что к 2040 году премии в автостраховании упадут с текущих $200 млрд до $40 млрд. Однако порядка $100 млрд в год составят взносы на страхование ответственности автопроизводителей за качество продукции и за страховку услуг по совместному пользованию автомобилями.

Уже сейчас некоторые автомобили могут выполнять многие действия без участия водителей. Например, около 10% машин на дорогах США уже имеют функцию автоматического торможения в непредвиденной ситуации (предположительно с 2022 года эта функция станет обязательной для всех новых машин).

Согласно исследованию организации Highway Loss Data Institute (спонсируется страховыми компаниями США), использование определенных систем автоматического торможения на 10-15% сокращает объем страховых требований в связи с повреждением других автомобилей.

Вместе с тем пока страховщики находятся в затруднительном положении, поскольку самоуправляемые автомобили пока в новинку даже в США, и у исследователей нет возможности получить достаточные данные. Так, по статистике, один несчастный случай с летальным исходом приходится на 90 млн миль (145 млн км), проведенных автомобилистами на дорогах. При этом за все время автономные машины от Google наездили всего 1,5 млн миль, а машины Tesla с включенной опцией автопилота — чуть более 130 млн миль.

26.07.16 Интерфакс interfax.ru

AIG провела исследование опыта крупных компаний, которые внедряют технологии «Интернета вещей». В исследовании «Практические кейсы на передовой онлайн экономики» приняли участие клиенты AIG – компании, которые по многим показателям использования технологий «Интернета вещей» оказывают большое влияние на мировую экономику.

В отчете прогнозируется 20% рост рынка «Интернета вещей» ежегодно, к 2020 году вклад технологий «Интернета вещей» в мировую экономику составит 15 трлн. долларов США. К этому времени будет 50 млрд. подключенных к Интернету устройств.

Мировая экономика стоит на пороге новой, самой масштабной по скорости и охвату, волны технологической революции «Интернета вещей». Она существенным образом изменит устройство глобальной экономической системы. В 2015 году расходы на использование технологий «Интернета вещей» в объектах промышленности составили 870 млрд. долларов США, а для частных потребителей – $546 млрд. долларов. 205 000 новых гигабайт создаются ежесекундно.

В отчете подчеркивается, что «Интернет вещей» может улучшить бизнес-операции, создать множество новых услуг, преобразовать бизнес-модели, влиять на снижение издержек компаний и скорость обслуживания и, в конечном итоге, повысить безопасность и минимизировать риски.

Использование технологий «Интернета вещей», в свою очередь, требует фундаментальной перестройки подходов бизнеса и государства к взаимодействию, принятию решений, стимулированию инноваций и формированию законодательной среды. Результаты исследования обозначают область взаимодействия для компаний во всех секторах экономики, совместной разработки инициатив межотраслевого взаимодействия.

В ходе исследования было обнаружено, что компании, занимающиеся интернет-автоматизацией процессов, попадают под две большие категории, отличающиеся подходом к внедрению новых технологий. Первые оптимизируют собственные производственные процессы за счет новых возможностей мониторинга и диагностики и предоставляют своим клиентам новые продукты, позволяющие более эффективно расходовать ресурсы и оптимизировать их деятельность в целом. Вторые внедряют технологии «Интернета вещей» в целях трансформации их собственной бизнес-модели.

«Интернет вещей» повышает взаимозависимость отраслей, что стимулирует внедрение новых страховых решений в силу необходимости покрытия рисков, возникающих при использовании технологий. Исследование дает прогноз, что в скором времени качественно изменится работа по оценке риска. Страховые компании будут осуществлять не только количественный, но и глубинный качественный анализ данных о страхуемых объектах. Компании смогут не только опираться на статистические данные при оценке риска, но напрямую моделировать возможные риски. Внедрение технологий «Интернета вещей» будет способствовать развитию новых страховых продуктов, услуг и методов работы. Таким образом, страховая отрасль поможет предприятиям войти в новый мир технологий максимально защищенными.

Использование «Интернета вещей» приведет не только к формированию инновационных видов страхования, но также изменит модель взаимодействия внутри классических видов страхования. Многие страховые компании, в том числе и на российском рынке, уже начали внедрять системы мониторинга, сбора и обработки информации о своих клиентах в целях формирования детального образа клиента.

Важность подобного исследования, проводимого совместно с ассоциацией бытовой электроники и доктором Итоном Дюброваски с 2015 года (это уже вторая публикация доклада), AIG объясняет тем, что это позволяет ей анализировать современные тренды, возможности и риски, начиная от рисков кибер-безопасности до этики и ответственности.

28.07.16 Пресс-служба ЗАО «АИГ»

strahovanieКомпании завершили присоединение к убыткам

Вчера разрешилась главная интрига рынка ОСАГО последнего времени — присоединится ли «Росгосстрах» к системе продаж полисов «автогражданки» в убыточных регионах. Лидер рынка не стал рисковать лицензией на ОСАГО и одним из последних все же объявил о присоединении к соглашению о едином агенте. Тем не менее рынок намерены покинуть восемь компаний, среди которых участник топ-15 по сборам «автогражданки» «Уралсиб» и, возможно, «ВТБ Страхование». На рынке уверяют, что такой «исход» не ударит по автомобилистам.

Вчера истек срок подключения страховых компаний к системе агентских продаж Российского союза автостраховщиков (РСА) в шести проблемных регионаx (Краснодарский край, Ростовская, Мурманская, Челябинская, Волгоградская и Ивановская области). Соглашение о едином агенте запущено с 1 июня этого года для устранения дефицита полисов на убыточных для компаний территориях.

Как следует из материалов РСА «О ходе реализации приоритетных направлений деятельности союза по обеспечению доступности услуг по ОСАГО» (есть в распоряжении “Ъ”), члены союза были обязаны присоединиться к соглашению до 25 июля. За неприсоединение страховщика ожидает штраф от союза в размере 500 тыс. руб. или исключение из РСА. Между тем по закону об ОСАГО исключение из профобъединения означает автоматический отзыв Центробанком лицензии на «автогражданку».

Согласно соглашению, на этих шести территориях компании должны довести свою долю ОСАГО до общестранового показателя и на основе агентских соглашений продавать полисы друг друга. Для того чтобы снизить нагрузку на лидера рынка — «Росгосстрах», президиум РСА обсуждает установление верхней границы в 20% по доле в убыточных регионах. По данным РСА, по итогам первого полугодия 2016 года на компанию приходится 26,5% рынка ОСАГО (30,3 млрд руб. сборов и 31,3 млрд руб. выплат).

Представители «Росгосстраха» на президиуме РСА на прошлой неделе заявили о намерении не присоединяться к системе единого агента из-за нежелания и дальше увеличивать свою долю в проблемных регионах. Такая позиция страховщика чуть не стала причиной раскола на рынке: другие крупные игроки недоумевали, почему им в таком случае приходится присоединяться к системе. Лидер рынка распространил заявление о присоединении к соглашению лишь под вечер понедельника. «Мы уверены, что “Единый агент” — это правильный и важный шаг на пути преодоления кризиса на рынке ОСАГО»,— говорится в сообщении «Росгосстраха».

Еще одним игроком, отказавшимся на прошлой неделе разделить с рынком убытки по ОСАГО, стало «ВТБ Страхование». По итогам полугодия 2016 года эта компания занимает 44-е место по сборам — 185 млн руб. (выплаты — 130,1 млн руб.). Компания по состоянию на 21:00 мск не сообщила о присоединении к соглашению РСА. «“ВТБ Страхование” направило запрос в РСА об уточнении деталей предполагаемого агентского соглашения, однако пока не получила ответа»,— сообщили “Ъ” в компании. Там признают, что никогда не были активным игроком на рынке. «Собственная сеть продаж, особенно в регионах, никогда не являлась для нас значимой с точки зрения объемов. Доля ОСАГО в нашем портфеле составляет всего 0,5%»,— говорят в компании.

Всего, как следует из материалов РСА, «не намерены присоединяться к соглашению в связи с уходом с рынка» восемь игроков. Большинство из них уже куплены действующими компаниями и проходят процедуру слияния, например, ЖАСО и СК «Транснефть» вливаются в СОГАЗ, «БИН Страхование» — в ВСК, МСК — в «ВТБ Страхование».

Особняком среди уходящих стоит «Уралсиб», который является самостоятельным игроком. По итогам полугодия компания занимает 13-е место по сборам ОСАГО — 1,5 млрд руб. (выплаты — 1,8 млрд руб.), на компанию приходится 1,3% доли ОСАГО в стране. Как сообщили “Ъ” в «Уралсибе», «ОСАГО не является целевым сегментом, и поэтому группа не планирует присоединяться к новым объединениям». О судьбе клиентского портфеля — будет ли он передан другому действующему страховщику, как это сделано компанией «Альянс», отказавшейся от ОСАГО в этом месяце,— пока ничего не известно. В любом случае, если компания не справится с долгами перед клиентами ОСАГО или не передаст клиентов другому участнику рынка, для погашения обязательств будут использованы компенсационные фонды РСА, в которых сейчас порядка 12 млрд руб.

По данным РСА, по итогам первого полугодия 2016 года средняя выплата в стране составила 67,6 тыс. руб. (рост на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в то время как средняя премия выросла лишь на 4% (до 6 тыс. руб.). Таким образом, ОСАГО теряет свою прежнюю привлекательность для страховщиков, и это вынуждает их пересматривать свои рыночные стратегии.

26.07.16 Коммерсант kommersant.ru

После ДТП владельцам автомобилей сложно получить всю полагающуюся им по закону компенсацию. Не спасают автолюбителей и страховки: страховщики предсказуемо не хотят тратить «лишние» деньги на автовладельцев. Самым проблемным является вопрос взыскания потребительского штрафа. Клиенты страховых компаний вынуждены обращаться в суды, но и там победы порой удается добиться, лишь дойдя до Верховного суда. Три таких дела – в обзоре «Право.ru”.

Скупой платит дважды…

В марте 2014 года Ольга Давыденко* попала в ДТП. Еще до происшествия пострадавшая застраховала свое авто в ООО «Страховая группа «АСКО», поэтому сразу после аварии она обратилась в компанию за страховой выплатой. Страховщик заплатил в июне 2014 года Давыденко 38 000 руб. Она решила, что сумма занижена и попросила экспертов из ООО «ФОН» оценить ущерб. Оценщики пришли к выводу, что ремонт с учетом утраты товарной стоимости составил 111 000 руб.

Тогда Давыденко обратилась в Альметьевский городской суд республики Татарстан. Она попросила взыскать с ответчика недостающие страховые выплаты, неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф (дело № 2-3279/2014 ~ М-3263/2014). По ходатайству страховой компании суд назначил еще одну экспертизу, чтобы определить величину ущерба автомобилю. Эксперт ИП Сауткин насчитал сумму, подлежащую возмещению, в 156 000 руб. Тогда «АСКО» в ходе процесса перечислили Давыденко еще 118 000 руб, таким образом, пострадавшей передали всю сумму начисленного ущерба. Судья Зульфия Талипова пришла к выводу, что заявительница получила полное страховое возмещение и отказалась удовлетворять исковые требования в этой части. Талипова взыскала в пользу Давыденко лишь компенсацию морального вреда – 500 руб., расходы по оплате услуг представителя – 5000 руб., расходы по оплате услуг оценщика – 5000 руб. и почтовые расходы – 835 руб. В требовании выплаты неустойки суд отказал, так как, по его мнению, в этом случае она должна рассчитываться по ст. 395 ГК («Ответственность за неисполнение денежного обязательства»), но такого требования истец не заявлял. А потребительский штраф Талипова вычислила только исходя из суммы компенсации морального вреда – он получился всего 250 руб. Верховный суд республики Татарстан оставил решение первой инстанции без изменений.

…А то и трижды

Давыденко обажаловала решения в Верховном суде РФ. ВС пояснил, когда страхователь заявляет требование о взыскании неустойки не по ст. 395 ГК, а по ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» («Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работы»), то оно подлежит удовлетворению и исчисляется в зависимости от размера страховой премии. В ВС не согласились и с тем, что сумму потребительского штрафа нижестоящие суды определили, опираясь только на размер возмещения морального вреда (дело № 11-КГ15-34). Судьи ВС уточнили, что предыдущие инстанции не учли наличия судебного спора о страховом возмещении, который сам по себе указывает на несоблюдение страховщиком добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Значит, должен иметь место штраф за ненадлежащее исполнение обязательств. «Тройка» под председательством Вячеслав Горшкова отправила дело на новое рассмотрение в апелляцию.

При повторном рассмотрении Верховный суд Татарстана, ссылаясь на аргументы ВС и применяя ст. 333 ГК о снижении размера неустойки, взыскал в пользу Давыденко 10 000 руб. и потребительский штраф – 30 000 руб (дело № 33-4503/2016) кроме 10 500 руб., выплаченных ранее.

Правила страховой компании не должны противоречить федеральному закону

В похожую ситуацию попал житель Краснодара Самвел Погосян*. Он попал в ДТП, после которого его автомобиль уже не подлежал восстановлению. Погосян обратился в «СК «Согласие», где застраховал машину, но компания не стала выплачивать ему страховую сумму. Кроме того, страхователь отказался от прав на автомобиль, чтобы получить полную страховую сумму. Погосян после отказа страховщика обратился в Ленинский районный суд Краснодара. Суд удовлетворил большую часть требований, лишь незначительно снизив размер компенсации морального вреда и штрафа (дело № 2-19515/2014 ~ М-20421/2014).

Страховая компания обжаловала это решение в Краснодарском краевом суде, где добилась его изменения (дело № 33-3352/2015). Апелляция снизила размер страхового возмещения, а штраф взыскивать отказалась. Суд указал на то, что правила страхования «СК «Согласие» не предусматривают возмещения полной страховой суммы в случае гибели авто. Кроме того, ответчик заявил, что Погосян сам виноват в неполучении страхового возмещения: он не ответил на письмо страховщика о выборе способа выплаты денег и не снял авто с учета в ГИБДД.

В ВС не согласились с правильностью выводов апелляции. ВС пояснил, что в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона «Об организации страхового дела» («Страховая сумма, страховое возмещение, страховое обеспечение») страховщик должен выплатить страхователю полное страховое возмещение в случае гибели авто (дело № 18-КГ15-252). А правила страхования ООО «СК «Согласие» в спорной ситуации применяться не могут, так как противоречат федеральному закону. По мнению ВС, страховщик не предоставил доказательств о том, что посылал письмо истцу.

«Тройка» отправила дело на новое рассмотрение обратно в апелляцию, которая прислушалась к позиции ВС и оставила в силе решение первой инстанции (дело № 33-13815/2016). В соответствии с ним Погосян получил страховое возмещение в размере 473 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму 10 000 руб., штраф размером 243 000 руб. и компенсацию морального вреда в 3000 руб.

Было ли злоупотребление правом

Несколько иной случай произошел с Артемом Черновым* из Липецка. Заключая договор страхования с ОАО «ЖАСО», он вписал в страховой полис трех лиц, в том числе себя, которые имеют право на управление его автомобилем. В период действия соглашения в ДТП на машине Чернова попал Сергей Фролкин*, которого владелец не указывал в полисе. Страховая компания на этом основании отказалась выплатить деньги. Суды взыскали в пользу истца 203 000 руб. страхового возмещения, но отказались взымать штраф со страховой компании. Свое решение они обосновали тем, что истец злоупотребил правом (ст. 10 ГК), не поставив в известность ОАО «ЖАСО» об изменении степени страхового риска. То есть владелец авто должен был предупредить страховую компанию, что за руль его машины будет садиться человек, не вписанный в страховой полис (дело № 33-1266/2015).

ВС не согласился с такой логикой и пояснил, что штраф взыскивается всегда, когда законные требования потребителя не удовлетворили в добровольном порядке (дело № 77-КГ16-1). «Тройка» отправила дело на новое рассмотрение в Липецкий областной суд, который взыскал штраф, опираясь на вывод ВС (дело № 33-1271/2016). Таким образом, Чернов получил в общей сложности 334 000 руб., включая страховое возмещение на сумму 203 000 руб., штраф в размере 103 000 руб., компенсацию морального вреда 3000 руб. и судебные расходы 25 000 руб.

* – имена и фамилии изменены редакцией

27.07.16 Право.ру pravo.ru

Средняя выплата в ОСАГО в июне 2016 года выросла на 43% — до 67,604 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя премия увеличилась на 4% — до 6,024 тыс. рублей. Об этом свидетельствуют предварительные сведения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) по результатам января-июня 2016 года, подготовленные Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Средняя выплата в июне 2015 года составила 47,384 тыс. рублей, средняя премия – 5,813 тыс. рублей.

По итогам января-июня 2016 года средняя выплата достигла 62,364 тыс. рублей, что на 44% больше по сравнению с таким же периодом 2015 года. Средняя премия достигла 5,968 тыс.рублей, увеличившись на 21%.

В целом страховщики ОСАГО в январе-июне 2016 года увеличили сбор премий на 21% — до 114,519 млрд рублей к аналогичному периоду 2015 года.

Сумма выплат по страховым случаям в сегменте ОСАГО за полгода составила 74,793 млрд рублей, увеличившись на 34% по сравнению с первым полугодием 2015 года, когда этот показатель составил 55,726 млрд рублей.

«Мы фиксируем значительный рост выплат по страховым случаям, он опережает рост по премиям. Это результат комплексного изменения законодательства по ОСАГО. В частности, работают расширенные лимиты по «железу» и по жизни и здоровью, применяется новый упрощенный порядок получения выплат. Синхронное расширение лимитов и повышение тарифов, как видим, добавило баланса рынку ОСАГО», — пояснил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

РСА также зафиксировал рост числа заключенных договоров ОСАГО на 6%, то есть в июне было заключено 3,683 млн договоров.

«Рост числа заключенных договоров обусловлен в том числе реализацией комплекса мер по повышению доступности услуги ОСАГО в проблемных регионах. В прошлом месяце был запущен первый этап этой работы. Результаты не заставляют себя долго ждать – мы отметили значительный рост числа договоров в июне в этих субъектах РФ. Проблема доступности ОСАГО должна уйти в прошлое с запуском продаж электронных полисов в обязательном порядке для всех компаний с 2017 года», — добавил И.Юргенс.

25.07.16 autoins.ru

Обладателями полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) в большинстве случаев становятся более здоровые работники — такой вывод можно сделать из исследования «Добровольное медицинское страхование как фактор повышения доступности медицинской помощи для жителей Москвы», представленного Высшей школой экономики. Эмпирической базой для работы стали результаты обследования «Москва и москвичи». Используемые данные о ДМС относятся к взрослому населению столицы, объем выборки обследования — 3016 человек.

Подсчитано, что в Москве доля застрахованных в 2015 году составила 12,7%. По стране в целом доля взрослого населения, имеющего полис ДМС, еще меньше — 3,4%. 62,8% застрахованных пользуются страховкой, оплачиваемой работодателем, 30,1% приобрели полис за собственные средства. Владельцев полиса ДМС среди москвичей трудоспособного возраста вдвое больше, чем среди тех, кто из этого возраста уже вышел. Внесение страховых взносов за молодых клиентов в более чем половине случаев осуществляет работодатель. В то же время москвичам старше трудоспособного возраста в 42,1% случаев полис покупает семья. Жители столицы, имеющие высшее образование, приобретают полис ДМС в два раза чаще, чем москвичи с более низким уровнем образования.

Наличие страховки у работающих коррелирует с размером заработка: более высокооплачиваемые работники получают и более весомый социальный пакет от работодателя, в котором с большей вероятностью имеется полис ДМС. Максимальным является охват руководящих работников — 26%. Сравнительно велик он и среди работников с высшим уровнем квалификации — около 19%, в других квалификационных категориях полис имеют менее 10% работников.

Примечательно, что вероятность иметь полис ДМС и получать его оплату со стороны работодателя находится в обратной зависимости от состояния здоровья. Из данных ВШЭ следует, что чем более позитивно высказывается индивид о своем здоровье, тем больше вероятность, что у него есть полис ДМС. Такие данные опроса косвенно подтверждают предположение о том, что на рынке труда фактор здоровья является конкурентным преимуществом и способствует получению более высокооплачиваемых позиций.

25.07.16 Коммерсант kommersant.ru