Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСтраховщики вернут деньги за полисы, навязанные вместе с ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) ввел «период охлаждения» по добровольным полисам, купленным вместе с ОСАГО. В течение пяти дней после заключения договора страховщики вернут деньги передумавшему клиенту — при условии, что с ним за это время не произошло страхового события. Изначально ЦБ предлагал установить «период охлаждения» в размере 14 дней, но согласился с версией РСА. Юристы опасаются, что страховщики найдут массу способов, чтобы заставить потребителя отказаться от идеи вернуть свои деньги.

Вчера президиум РСА утвердил изменения в правила профессиональной деятельности на рынке, вводящие так называемый период охлаждения сроком пять дней при покупке добровольных полисов вместе с ОСАГО. По словам главы РСА Игоря Юргенса, этот период будет применим к договорам со сроком действия не менее 30 дней и расторгнуть их будет можно при отсутствии страховых случаев. Если эти условия соблюдены, премия будет возвращена в полном объеме в течение десяти дней с момента отказа автовладельца от добровольной страховки.

Напомним, проблема навязывания дополнительных продуктов при покупке ОСАГО была особенно распространена в 2014 году. Таким способом страховщики до повышения тарифов пытались снизить убыточность ОСАГО. По словам главы юрфирмы «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова, «цена навязанных страховок в стране составляла 2-5 тыс. руб., таким образом автовладелец дополнительно выкладывал страховщику от 50% до 100% средней стоимости ОСАГО». ЦБ для борьбы с навязыванием страховок предлагал ввести «период охлаждения» сроком 14 дней. «Страховое сообщество убедило регулятора, что достаточно и пяти,— говорит замглавы РСА Евгений Уфимцев.— При более длительном сроке могли активизироваться мошенники». Ряд компаний, не дожидаясь решений союза и регулятора, самостоятельно ввели такой период. «У нас он действует с января, сроком пять дней,— сообщил «Ъ» глава «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.— Несмотря на то что в страховании услуга считается оказанной даже при отсутствии страхового случая, мы возвращали передумавшим клиентам всю сумму уплаченной за полис премии». По оценкам источников «Ъ» на рынке, правом расторжения договора в «период охлаждения» захотели воспользоваться не более 10% клиентов.

«Даже добровольный «период охлаждения» не всегда оказывается легким в реализации,— поясняет Николай Тюрников.— У страховой компании есть масса трюков для того, чтобы клиент отказался от идеи вернуть свои деньги». По его словам, были случаи стояния клиентов в шестичасовой очереди или возвращения лишь части суммы. «Мы против навязывания продуктов и против «периода охлаждения»,— сказал «Ъ» замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин.— Этот инструмент характерен для банковского страхования, когда заемщик не понимает, зачем ему страховка, и у него есть время разобраться с этим. Неправильно, когда этот принцип начинает действовать в массовых видах страхования».

Тем временем ЦБ считает пятидневный период большим шагом вперед. Об этом вчера в Госдуме заявил зампред Банка России Владимир Чистюхин. По его словам, «период охлаждения» в страховании будет прописан и в нормативном акте ЦБ. «Через полгода посмотрим, как правила РСА и наш нормативный акт будут работать, и при необходимости либо ослабим, либо ужесточим практику его применения»,— заявил он.

08.10.15 Коммерсант kommersant.ru

Более 1,4 тыс. новых электронных полисов ОСАГО продано в России с 1 октября, сообщает пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА) со ссылкой на слова президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игоря Юргенса.

«С момента старта проекта 1 июля этого года до настоящего времени продано около 10,81 тыс. электронных полисов ОСАГО. С 1 октября в общей сложности было реализовано почти 2,35 тыс. полисов, из них более 1,44 тыс. — новые», — сказал И.Юргенс.

Он отметил, что после 1 октября, когда стало возможно не только пролонгировать online действующий полис, но и купить новый, количество покупок резко выросло. «Можно констатировать: если до 1 октября в день продавалось в среднем порядка 100 полисов, то сейчас этот показатель превышает отметку в 300 полисов и ото дня ко дню наблюдается тенденция к росту», — сказал И.Юргенс.

При этом, по данным РСА, с момента старта продаж 1 июля москвичи приобрели 542 электронных полиса ОСАГО.

С 1 июля 2015 г., в соответствии с поправками в закон «Об ОСАГО», автовладельцы могут оформлять договоры страхования (полис ОСАГО) через интернет. Для этого автовладельцу необходимо заполнить заявление на сайте страховщика, оплатить полис и получить документ в электронном виде. Сервис доступен как для пролонгации действующих договоров, заключенных гражданами ранее, а с 1 октября 2015 г. доступен также для заключения новых договоров.

08.10.15 Агентство «Москва» mskagency.ru

Из 42 млн полисов ОСАГО, которые находятся в обращении, около 1 млн – подделки. Такие данные приводит Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако эксперты уверены, что фальшивок на самом деле значительно больше. В страховых компаниях говорят, что доля поддельных или недействительных полисов доходит до 20%. При этом речь идет не только об обмане покупателей – во многих случаях граждане сознательно покупают фальшивую страховку, не желая платить за подорожавший полис.

Недавно в Татарстане задержали преступную группу, которая занималась сбытом поддельных ОСАГО. Мошенники продали на территории республики более сотни фальшивых бланков на общую сумму 500 тыс. рублей. Такие бланки полисов изготавливают в странах СНГ и Китае, где сохранилось оборудование «Гознака». Мошенники используют номера существовавших в действительности полисов ОСАГО и создают по ним высококачественную подделку. При этом такие полисы продаются чаще всего не в тех регионах, где ранее существовали оригиналы, а на других территориях.

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров утверждает, что бизнес по продаже поддельных полисов функционирует в России уже несколько лет: «С 2012 года мы регулярно обнаруживаем партии поддельных полисов, которые исчисляются тысячами. То есть можно однозначно сказать, что подделка полисов и их сбыт – это хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги». Но точно оценить объем средств, который проходит через мошенников, эксперт не берется: «Конечная стоимость поддельных полисов очень отличается – кто-то продает их за сумму в районе 1 тыс. рублей, кто-то умудряется гораздо дороже под видом настоящих. Можно сказать, что количество подделок, которые пытаются продать мошенники, точно превышает несколько десятков тысяч».

При этом автомобилист может ездить целый год, даже не подозревая о том, что имеет фальшивый полис. «Факт подделки чаще всего вскрывается на этапе урегулирования страховых случаев или при попытке клиента внести изменения в договор», – говорит Марков.

Все это касается только случаев, когда автомобилист был заведомо введен в заблуждение агентами страховой компании. Однако в последнее время все чаще используется схема с продажей настоящих, но нелегитимных бланков, когда клиент знает о том, что именно он покупает. Люди сознательно идут на подлог, поскольку не могут себе позволить купить настоящий полис из-за высокой стоимости, уверяет руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников.

В первом полугодии 2015 года в России было продано 19,06 млн полисов ОСАГО, что на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом за полгода страховщики собрали 93,91 млрд руб. премии – на 39% больше показателей первого полугодия 2014 года даже с учетом общего падения рынка ОСАГО. Этот скачок вызван увеличением тарифов на ОСАГО в октябре 2014 года и апреле 2015 года, когда менялись базовые тарифы, а также с 5 до 20% был расширен тарифный коридор. Взамен автомобилисты получили увеличенный со 160 тыс. до 500 тыс. рублей предел выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, а также возможность купить ОСАГО в любом регионе.

Согласно данным РСА, после повышения тарифов средняя стоимость полиса ОСАГО выросла на 42% и достигла в регионах суммы 5 170 рублей. В столице автомобилистам теперь приходится платить за полис по 12 – 14 тыс. рублей. В таких условиях многие отказываются от покупки полисов, либо недорого приобретают недействительные бланки только ради того, чтобы не иметь проблем с органами ГИБДД, отмечает Тюрников. Причем такие бланки можно купить в тех же самых местах, где продаются и официальные страховки, рассказывает юрист: «Человек заходит в вагончик рядом с МРЭО, где ему считают полис ОСАГО на 12 тыс. рублей. Он говорит, что это дорого. И тогда ему предлагают другой бланк – всего за 1,5 тыс. рублей».

Тюрников полагает, что из-за повышения цен на ОСАГО в тень ушли минимум 5 млн человек, которые либо отказались от покупки полиса вовсе, либо сознательно выбирали недействительные бланки: «Еще до повышения цен мы проводили опросы, согласно которым к отказу от дорожающего ОСАГО были готовы 80-85% людей. Многие из них действительно стали покупателями фальшивых или недействительных бланков».

Строго говоря, бланки, которые продают представители страховых компаний, не являются поддельными. Как и действительные, они выпускаются на предприятиях «Гознака», имеют все необходимые степени защиты, а их номера находятся в базе данных РСА. Отдавая партию бланков на реализацию своим партнерам, страховая компания через некоторое время заявляет в полицию о том, что у нее украли партию документов и признает их недействительными. После обращения в полицию об утрате бланков с определенными серийными номерами страховщик не несет по ним никаких обязательств, поясняет Тюрников: «Компания продает своим агентам, скажем, партию из 100 тыс. полисов по тысяче рублей каждый, а потом заявляет о краже. Таким образом страховщик без каких-либо обязательств перед страхователями получает 100 млн руб. чистой прибыли».

Сами агенты, как правило, не пытаются ввести клиента в заблуждение, предлагая ему нелегитимный бланк в качестве действующего, поскольку в таком случае могут быть обвинены в мошенничестве. Клиент в момент покупки может даже проверить полис по базе данных РСА – на момент продажи «украденные» бланки чаще всего не успевают попасть в черный список. «До момента подачи страховщиком заявления о пропаже бланков полис легитимен, содержится в базах РСА и, как правило, уже продан. Но клиент в 95% случаев знает, что именно он покупает, и делает осознанный выбор в пользу полиса, который не будет действовать», – поясняет Николай Тюрников.

Случаев привлечения к ответственности за покупку подложного полиса в России пока не было, утверждает автоюрист. Проблемы у человека с подделкой начнутся тогда, когда владелец недействительного полиса попадет в ДТП. Если он стал виновником аварии, то пострадавший узнает о подлоге сразу после того, как попытается обратиться за возмещением ущерба в свою страховую компанию или компанию виновника. От страховщиков возмещения он не получит и пойдет в суд, после которого компенсацию за разбитый автомобиль виновнику ДТП придется выплачивать из своего кармана.

Впрочем, отказ в выплате может получить и владелец вполне легитимного полиса, который честно выложил за документ положенную сумму. Тюников рассказывает, что на подлог иногда идут сами сотрудники страховых компаний, регистрируя в базе РСА полисы на других людей: «Человек обращается к страховщику за возмещением, а там ему говорят, что этот полис выписан на другое лицо, и для вас не действует. Восемь из десяти развернутся и уйдут, и только двое начнут разбирательство, которое обязательно будет решено в пользу истца. В итоге страховщик не отвечает по всем страховым случаям. Поэтому любой отказ в выплате со стороны страховщика надо проверять». Труднее всего в этой ситуации придется покупателям электронного полиса, которые не удосужились получить оригинал документа в офисе страховой компании. Впрочем, в РСА уверяют, что все онлайн-сервисы по продаже полисов на сайтах страховщиков работают непосредственно с базой данных РСА, что исключает внесение изменений со стороны агента-продавца.

Тем, кто хочет быть уверен в легитимности полиса, в РСА советуют обращать внимание на стоимость полиса, соответствие регионов выдачи и продажи документа, а также обязательно проверять его номер на сайте РСА. «По номеру бланка можно определить, кому и какой страховой компанией он выдавался, не был ли отозван или аннулирован. Настоящий бланк не может иметь цену ниже утвержденной законодательством РФ. Если продавец предлагает купить полис ОСАГО по неоправданно низкой цене, скорее всего, это подделка», – отмечают в пресс-службе РСА.

Не рекомендует пользоваться услугами мошенников и автоюрист Николай Тюрников: «Зачем клиенту покупать фальшивый полис, который никак не гарантирует его от убытков? Лучше ездить вообще без ОСАГО, чем с фальшивкой. Не нужно платить жуликам даже скромные полторы тысячи рублей. Тем более, что сотрудники ГИБДД, имея доступ к базе данных РСА, смогут легко проверить любой полис».

06.10.15 autonews.ru