Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanie Стартовавшая в пятницу утром с Байконура ракета «Протон-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. «Экспресс-АМ4Р», изготовленный по заказу ФГУП «Космическая связь», стоил 150 млн евро и был застрахован в «Ингосстрахе» более чем на 7,8 млрд руб. Формально ни один руководитель отрасли не может быть наказан: производственный цикл в отрасли составляет два-три года, а все они назначены на свои посты в 2012-2014гг.

Причины аварии с «Экспресс-АМ4Р» Межведомственная комиссия обещает установить к середине июня. Эксперт, участвующий в подобных расследованиях, отметил, что уже через семь-десять дней могут появиться окончательные версии аварии. Несколько рассматривается и сейчас, наиболее вероятно, что к аварии привело нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени, передает РИА Новости слова руководителя Роскосмоса Олега Остапенко. Источник в Роскосмосе напомнил, что ракета с «Экспресс-АМ4Р» вывезена на стартовый комплекс 13 мая и три дня потребовалось на предстартовую подготовку.

«Страховая сумма (7,8 млрд руб. — Примеч. РБК) очень значительна, и если случай будет признан страховым, это серьезная финансовая нагрузка для компании, — признал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков. — Но большая часть риска перестрахована на международном рынке, основные участники перестрахования — синдикаты Lloyd’s, а также такие компании, как Allianz, SCOR и другие, которые занимаются страхованием космических рисков».

Однако страховщики опасаются, что зарубежные компании могут перестать страховать «Протоны». В 2013г. ситуация уже подошла к опасной черте, когда было неясно, будут ли западные перестраховщики и дальше участвовать в страховании пусков «Протонов», однако западные коллеги продолжали поддерживать российских страховщиков, но по тарифами, заметно превышающими тарифы для Ariane, основного европейского носителя, напомнил заместитель генерального директора, директор по авиационному страхованию группы «АльфаСтрахование» Илья Кабачник. Многочисленные аварии последних лет ясно продемонстрировали, что надежность российской техники сегодня очевидно ниже, чем в 1980-1990-е гг., добавил он.

Также страховщики признают, что авария существенно скажется на российском рынке космического страхования. Неудачный запуск увеличит стоимость последующих пусков: после такого события на период двух-трех удачных последующих запусков стоимость страхования возрастет на 30%, подсчитал первый заместитель председателя правления страховой группы «СОГАЗ» Николай Галушин.

Удар по связи

Потеря спутника «Экспресс-АМ4R» откладывает перспективные планы Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, говорится в официальном сообщении министерства. Авария при выводе спутника связи, который предполагался для организации цифрового телевещания для Дальнего Востока и Сибири, произошла уже во второй раз за год. Предыдущий неудачный запуск «Протона» был выполнен 2 июля 2013г., когда носитель с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен. Ущерб от аварии оценили в 4,4 млрд руб.

Минкомсвязь заявило, что после последней аварии будет перераспределен связной ресурс спутников, в частности изменится «плановая точка стояния» нового спутника «Экспресс-АМ6», который готовился к запуску в июле 2014г. На замену утраченного спутника, по информации министерства, понадобится три года.

13% аварийности

Падение ракеты «Протон» стало результатом системного кризиса в российской космонавтике: за четыре года аварийность выросла почти в три раза, считает историк космонавтики доктор технических наук Вадим Лукашевич. С 2000г. по 2009г. выполнено чуть более 80 запусков с аварийностью 4,9%, а с 2010г. по 2014г. — 40 запусков с аварийностью в 13%, пояснил он. Движение в промышленности есть: создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), но вот пока не видно реформы самого Роскосмоса, а она должна быть, сказал РБК эксперт по космосу из РОЭЛ «Консалтинг» Андрей Ионин.

ОРКК готова комментировать ситуацию только после завершения расследования. Помощник вице-премьера России Дмитрий Рогозин не был в пятницу доступен для комментария.

Привлекать к ответственности, по сути, некого: при производственном цикле два с половиной — три года руководство отрасли меняется каждые полтора-два года, рассуждает Лукашевич. Олег Остапенко возглавляет Роскосмос с октября 2013г., Александр Селиверстов руководит Космическим центром им.Хруничева с октября 2012г., Игорь Комаров работает на посту гендиректора ОРКК всего несколько месяцев. По большому счету надо дать отрасли нормально поработать, уверен эксперт.

Ракета-носитель «Протон» относится к тяжелому классу и предназначена для выведения космических аппаратов на орбиту. Она была разработана в 60-х гг. в ГКНПЦ им.Хруничева. С 2001г. ракета-носитель «Протон-К» была постепенно заменена на новый модернизированный вариант носителя -«Протон-М». Хотя в основном конструкции схожи, серьезные изменения были сделаны в системе управления. Разгонным блоком для «Протона-М» является «Бриз-М». С 2001г. по настоящее время было осуществлено 83 запуска ракеты этого типа, из которых семь были неудачными, в результате чего спутник либо терялся, либо оказывался на нерабочей орбите.

Таким образом, коэффициент аварийности «Протона-М» составил 8,4%. Еще два запуска были частично неудачными, то есть, несмотря на сбои, космическому аппарату удавалось частично или полностью выполнить свои функции. Основное назначение запусков «Протона-М» — коммерческое. Так, 57 запущенных ракет (69%) несли только иностранную нагрузку, в основном американские и европейские спутники. Cтоимость производства ракеты оценивается примерно в 1,5 млрд руб., а сопутствующих ее запуску услуг — еще примерно в 1 млрд руб.

РБК rbc.ru

Средняя стоимость ОСАГО следует повысить на 25,9-30,9 проц, чтобы покрыть убытки страховщиков. При этом сам базовый тариф на обязательное автострахование требует увеличения не более, чем на 11,8 проц, следует из заключения , подготовленного независимыми актуариями консалтинговой компании Towers Watson по заказу Банка России /есть в распоряжении ИТАР-ТАСС/.

Значительная часть отчета — анализ возможных влияний инфляции на ОСАГО. «Основываясь на инфляции убытков за последние три года, Towers Watson выбрала среднее значение инфляции в 7,1 проц», — говорится в отчете. Исходя из этого, приводятся рекомендации по увеличению стоимости полисов автогражданки. Чтобы ОСАГО не было убыточным для страховщиков среднюю цену полиса следует повысить на 25,9 -30,9 проц, следует из документа.

Towers Watson отмечает, что актуарии РСА рекомендовали повысить базовый тариф ОСАГО на 11,8 проц. «Принимая во внимание неопределённость инфляции, трендов и резервов, мы расцениваем этот результат как целесообразный, но отмечаем, что он выше нашей оценки», — сообщает Towers Watson, но не называет никаких цифрю

В середине апреля на очередном заседании по готовящимся законодательным изменениям в обязательное автострахование глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина заявила, что проект поправок в закон об ОСАГО не будет вынесен на второе чтение, пока комитет не получит обещанных актуарно обоснованных расчетов тарифов. На этой неделе депутаты в ответ на свой запрос получили отчет Towers Watson. Как сообщила Бурыкина ИТАР-ТАСС, документ будет рассматриваться экспертным советом по страхованию при Госдуме.

В свою очередь глава этого экспертного совета Александр Коваль, уже ознакомившийся с отчетом, подчеркнул в разговоре с ИТАР-ТАСС, что «комитет неоднократно запрашивал у ЦБ сами расчеты тарифов на ОСАГО, однако, в итоге Банк России прислал только оценку их адекватности». Он отметил, что заключение актуариев описывает методику расчетов и сами расчеты, сделанные актуариями РСА. «Не имея самих расчетов, невозможно понять, насколько они существенны», — сказал он. Кроме того Коваль отметил, что текст заключения Towers Watson свидетельствует о том, что статистика, на которой основывался сам союз автостраховщиков, не в полной мере достоверна. «Заключение бессмысленно было обсуждать на экспертном совете, не имея самого расчета, поэтому, думаю, что комитет по финрынку вновь запросит сами расчеты тарифов и все материалы по ним», — заключил Коваль.

ЦБ РФ поручал Towers Watson оценить адекватность расчетов страховых тарифов по ОСАГО, произведенных российскими актуариями АНО «Независимый Актуарный Информационно-аналитический Центр» /НААЦ/ по заказу Российского союза автостраховщиков /РСА/. Работа была завершена в конце марта, Банк России обещал официально объявить свою позицию по тарифам ОСАГО в апреле, однако до сих пор не сделал этого.

16.05.14 Прайм 1prime.ru

Наиболее частой жалобой на страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), в Свердловской области является навязывание дополнительных услуг при заключении договора страхования, сообщили эксперты на пресс-конференции в пятницу в пресс-центре агентства «Интерфакс-Урал» в Екатеринбурге.

В частности, по словам заместителя начальника управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Дениса Бурачевского, страхование является одной из самых актуальных сфер с точки зрения обращений.

Так, за 2012 год было порядка 1,2 тыс. обращений, за 2013 год — порядка 1 тыс. — 1,1 тыс. обращений. В первом квартале 2013 года и первом квартале 2014 года примерно по 200-250 обращений на действия страховщиков.

Автострахование, добровольное и обязательное, по его словам, традиционно более массовое в связи с распространенностью данных видов услуг. Доля жалоб по ОСАГО, исходя из количества обращений, составляет в общем объеме порядка 50-60%.

«Характер жалоб по ОСАГО. Первое — это нарушение сроков, второе — несогласие заявителей с размером выплат, третий вид наиболее сейчас актуальный — нарушения, связанные с заключением договора ОСАГО: навязывание дополнительных услуг, отсутствие полисов, недоступность филиалов в месте присутствия заявителя, неучет понижающих коэффициентов при заключении договоров», — сказал Д.Бурачевский.

Он уточнил, что если сравнивать характер жалоб в первом квартале прошлого года и текущего, то сейчас уменьшилось число жалоб, связанных с длительностью рассмотрения обращений в страховые компании, но при этом возросло число жалоб на навязывание допуслуг, а также на проблемы с заключением договора ОСАГО.

Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева отметила, что поступающие в надзорный орган жалобы можно разделить на две группы. Первое — это отказ от заключения договора ОСАГО в связи с отсутствием бланков полисов. Вторая группа — это попытка страховщиков обусловить заключение договора ОСАГО навязыванием предоставления иных услуг, в том числе добровольного страхования.

В данном вопросе, по ее словам, компетенция Роспотребнадзора усматривается, когда идет навязывание дополнительных услуг.

«В этом году нами было возбуждено два административных дела. Мы административные дела возбуждали не на основании одного обращения, а на основании нескольких обращений, для того чтобы собрать доказательства, обосновав их массовостью обращений граждан», — сказала она.

В рамках этих административных дел потребители вводились в заблуждение относительного того, что тариф на ОСАГО повысился и теперь он составляет не менее 5 тыс. рублей. «Второй блок нарушений — о том, что изменилось законодательство и теперь, кроме ОСАГО, обязательно заключать другой дополнительный договор. Третий блок — это частные вопросы, которые не носят массового характера», — сказала Н.Афанасьева.

В настоящее время, по ее словам, постановления по этим делам не вступили в законную силу, они обжалуются в Арбитражном суде Свердловской области. Дата судебного заседания пока не назначена.

«На сегодняшний день многое зависит от того, какую позицию займет арбитражный суд», — сказала она.

Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Уральском федеральном округе Вячеслав Тарасов, в свою очередь, сообщил, что в целом в Свердловской области в настоящее время насчитывается 1,3 млн договоров ОСАГО.

«Безусловно, какие-то проблемы возникают, сейчас возникают связанные с тем, что принуждают заключать договоры страхования, возникают проблемы с коэффициентом бонус-малус, когда страховые компании не учитывают эту скидку за безаварийное вождение. В целом закон ОСАГО работает, по Свердловской области полисы продаются», — сказал он.

Он отметил, что характер жалоб, поступающих в РСА, совпадает с обращениями граждан в надзорные органы. «Все те жалобы, о которых говорили коллеги, у нас тоже присутствуют, по ним идут разбирательства, регулирование. Но вопрос, конечно, можно перевести в область тарифов. Да, сегодня страховые компании в части ОСАГО подходят близко к своей убыточности. (…) Нас ждет в любом случае повышение страховых тарифов, вместе с этим, безусловно, будут повышаться и страховые выплаты», — сказал он.

Говоря о том, что некоторые страховщики отказывают в страховании ОСАГО из-за отсутствия полисов, В.Тарасов отметил, что каждая страховая организация, которых в России больше 100, заказывает в Госзнаке через союз полисы ОСАГО.

«На сегодняшнюю дату ни одного не исполненного заказа нет, все полисы получены. Что касается отсутствия полисов — это вопрос на совести, прежде всего, страховых организаций», — сказал он.

Д.Бурачевский также отметил, что в настоящее время надзорные органы столкнулись с проблемой доказывания фактов этих нарушений.

16.05.14 Интерфакс interfax.ru