Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСпикер Совфеда Валентина Матвиенко отмечает, что граждане жалуются на систему страховой медицины в РФ, которая оказалась неэффективной. Спикер предложила направлять средства на лечение граждан напрямую из федерального и регионального бюджетов, минуя фонд ОМС, а саму систему страхования сделать добровольной.

«Граждане критикуют страховую систему медицины, отмечая, что никакая она не страховая», — сказала спикер, выступая в четверг на заседании научно-экспертного совета по реализации задач, озвученных в послании президента.

«Давайте мы поинтересуемся, сколько средства граждан мы отдаем в ФОМС, сколько средств уходит на содержание страховых компаний. Это просто «прокладки» по перекачиванию средств граждан, просто конторки, которые перекачивают средства в медучреждения», — сказала парламентарий.

При этом, по словам спикера, страховые компании не занимаются контролем качества оказываемых медуслуг.

«Пусть система страхования будет добровольной для граждан. Пусть кто хочет, находится в частных страховых компаниях», — сказала законодатель. Она предложила комитету Совфеда по соцполитике изучить этот вопрос.

«Зачем мы эти фонды насоздавали, давайте напрямую деньги перечислять из федерального, регионального бюджета (на лечение пациентов). Все по-честному, все прозрачно», — сказала сенатор.

Матвиенко предложила изучить успешный зарубежный опыт в этой сфере.

«Тучи чиновников. Приезжаешь в регион — самые красивые здания у отделения ПФР, ФОМС, ФСС, ЦБ. Вот на это уходят средства», — возмутилась политик.

22.03.18 РИА Новости ria.ru

Страховщики будут разделены на компании с базовой и универсальной лицензией. О разработке соответствующих законодательных поправок сообщил журналистам председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на конференции по страхованию.

Сейчас в Госдуме рассматриваются поправки к принятому в первом чтении законопроекту о повышении требований к уставному капиталу страховых компаний со 120 млн до 300 млн руб.

«К законопроекту о «входном билете» было много замечаний, критики со стороны страхового рынка, — отметил Аксаков. — Многие критиковали, но в ходе дискуссии договорились, что для страхового рынка будет такое же регулирование, как для банков. То есть будут страховые компании с базовой лицензией, у которых размер капитала будет меньше, чем для тех компаний, которые оказывают универсальные услуги».

Для страховщиков с базовой лицензией будут введены определенные ограничения по видам деятельности, в то же время им не придется повышать размер своего капитала. «Но они остаются на рынке, и не надо им заморачиваться в этих непростых экономических условиях над вопросом увеличения размера капитала», — отметил Аксаков.

Парламентарий не уточнил, поддерживает ли поправки о разделении страховщиков на две группы Центробанк. Ожидается, что закон будет принят в весеннюю сессию Госдумы.

C 2018 г. российские банки разделены на кредитные организации с базовой и с универсальной лицензией. Минимальный размер капитала для первых составляет 300 млн руб., для последних — 1 млрд руб. К банкам с базовой лицензией применяется упрощенное регулирование, при этом они имеют ряд ограничений на финансовые операции по сравнению с банками с универсальной лицензией.

22.03.18 Ведомости vedomosti.ru

Типичная картина: человек хочет оформить, например, договор ОСАГО, а страховщик говорит, что автостраховка идёт «одним пакетом» со страхованием жизни автовладельца.

Без ОСАГО ездить никак нельзя. Что же делать? Разъясняет начальник ГУ Банка России по Центральному ФО Ильшат Янгиров.

Время на «подумать»

Навязывание клиентам страховых услуг обычно происходит при заключении договоров. Это нарушение законодательства. За навязывание страховки при заключении договора ОСАГО даже предусмотрена административная ответственность. Но беда в том, что доказать факт навязывания достаточно сложно.

Именно поэтому Банк России ввёл так называемый период охлаждения — срок, в течение которого клиент может расторгнуть договор страхования и получить назад уплаченную страховую премию без предъявления каких-либо обоснований, без обращения в суд и без административных процедур. Раньше этот период составлял 5 рабочих дней, но с начала 2018 г. был увеличен до 14 календарных дней. Страховая компания имеет право установить и более длительный срок, но никак не меньший.

Кстати, страхование жизни предлагают не только вместе с ОСАГО, но и с ипотечным кредитом, а полис КАСКО навязывают как дополнение к кредиту на покупку автомобиля. С помощью такой страховки банк снижает свои риски и потому может предложить клиенту более выгодные условия кредитования. Следует внимательно читать кредитный договор: в нём может быть пункт, по которому отказ от дополнительной страховки даже в «период охлаждения» вызовет рост процентной ставки по кредиту или расторжение договора.

Как отказаться от полиса?

Для начала убедитесь, что у вашей страховки есть «период охлаждения» и он ещё не прошёл. В противном случае деньги страхователю не вернут. Страховые компании принимают отказ от услуги только в письменном виде. Подать заявление можно в офисе или отправить по почте. Форма заявления свободная, но некоторые страховщики предлагают готовые бланки. В офис нужно приходить с документом, удостоверяющим личность. Если отказываться от страховки придёт не сам владелец, а его представитель, то у него должна быть нотариально заверенная доверенность. Также многие компании просят предъявить оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты.

В тот день, когда компания получает отказ, договор расторгается и страховка перестаёт действовать. Деньги обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного отказа. Если страховой договор ещё не начал действовать, клиенту вернут полную стоимость полиса. А если начал, из неё вычтут часть суммы, покрывающую прошедшие дни действия страховки. Клиент вправе выбрать, как получить деньги: наличными в кассе офиса или безналичным переводом. Однако если в «период охлаждения» по договору наступил страховой случай, деньги уже не вернут.

Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обратиться с жалобой в Банк России. Её можно направить в письменном виде по адресу ближайшего регионального подразделения ЦБ либо в электронном виде через раздел «интернет-приёмная» на сайте Банка России.

23.03.18 Аргументы и Факты aif.ru

Законопроект о финансовом уполномоченном согласован и почти готов ко второму чтению в Госдуме. Предметом обсуждения остаются лишь сжатые сроки, в которые финкомпаниям предписывается отвечать на запросы и решения омбудсмена.

Минфин, Центробанк, Госдума и участники финансового рынка подготовили ко второму чтению в Госдуме законопроект о статусе финансового омбудсмена и службы финансовых уполномоченных, которая должна решать споры между финансовыми компаниями и гражданами в досудебном порядке.

Подлинность законопроекта (есть в распоряжении редакции) РБК подтвердили в президиуме Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Почти все его положения согласованы, рассказал РБК глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. По его словам, еще возможны изменения в части сроков обжалования решений омбудсмена. Текст законопроекта согласован ЦБ без замечаний, и позиция регулятора касательно сроков определена в законопроекте, заявили РБК в Банке России.

Закон вступит в силу через 90 дней после публикации и сначала будет исполняться на добровольной основе, еще через 180 дней он станет обязательным для рассмотрения споров граждан со страховщиками по ОСАГО. К 2020 году к нему обязаны присоединиться микрофинансовые организации, а с 2021 года он будет распространен на всех участников финансового рынка.

Шесть лет согласований

Институт финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) — посредника в спорах между гражданами и финансовыми организациями (страховыми компаниями, банками, микрофинансовыми компаниями и т.д.) — вводится для упрощения и ускорения процедуры урегулирования споров с небольшими имущественными претензиями. Сейчас гражданам России приходится по таким вопросам обращаться в суд, что влечет за собой дополнительные судебные издержки, а само рассмотрение спора может затянуться на месяцы. Функции финансового уполномоченного на добровольных началах выполняет экс-депутат Павел Медведев, работающий финансовым омбудсменом при Ассоциации российских банков (АРБ). Он рассматривает споры только в отношении финансовых организаций, добровольно на это согласившихся.

Первая версия проекта закона об уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций​ была разработана еще в 2012 году, через два года законопроект прошел первое чтение в Госдуме, но до сих пор не принят, хотя в конце 2016 года президент Владимир Путин поручил правительству доработать проект закона до 1 февраля 2017 года.

Согласно нынешнему варианту, служба финансовых уполномоченных будет состоять из главного финансового уполномоченного (ГФУ) и подконтрольных ему уполномоченных в различных сферах финуслуг. ГФУ будет назначаться советом директоров ЦБ по представлению главы регулятора Эльвиры Набиуллиной и согласовываться президентом России сроком на пять лет. Финансироваться деятельность финансовых уполномоченных будет за счет взносов от ЦБ, самих финансовых организаций и иных способов.

Ограничения и процедура

Омбудсмен будет рассматривать только имущественные споры физлиц, не связанные с предпринимательской деятельностью, говорится в тексте законопроекта. Сумма требований по таким спорам не должна превышать 500 тыс. руб. В ведение омбудсмена также передаются жалобы, касающиеся нарушений страховщиком выплат по ОСАГО (лимиты требований — 500 тыс. руб. по вреду здоровью, 400 тыс. руб. — по имуществу). Сроки давности по спорам в обоих случаях не должны превышать трех лет. Документ предусматривает, что с финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать все финансовые организации, реестр которых ведет ЦБ.

Перед тем как обратиться с жалобой к омбудсмену, гражданин обязан сначала написать претензии в финансовую организацию, которая должна ему ответить в течение 10–20 дней (в зависимости от способа подачи жалобы и давности происшествия).​ Если ответ не получен в срок или его содержание не устраивает, гражданин получает право апеллировать к омбудсмену (через портал госуслуг, личный кабинет на сайте финуполномоченных, по почте).

Рассматривать обращения омбудсмен будет бесплатно, если заявление подано гражданином лично. Покупателям его требований придется платить. Взимание платы с лиц, которым переуступлено право требования, поможет в борьбе против недобросовестных автоюристов, объяснили логику этого подхода в ВСС.

Решение по жалобе уполномоченный должен вынести в срок до 15 рабочих дней, в некоторых случаях он может быть увеличен до 30 дней. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть мотивирован. Список поводов для отказа невелик: гражданин не пытался обратиться в финансовую организацию, к которой имеет претензии; дело уже рассматривается в суде; спор не является имущественным; омбудсмен уже выносил решение по этому делу.

Если служба на практике докажет свою эффективность, существенно снизив нагрузку на судебные органы, надо будет рассмотреть вопрос повышения лимита по суммам рассматриваемых ею дел, считает глава юридического департамента группы «Ренессанс страхование» Павел Лавренков. С ним согласен и старший вице-президент ВСК Алексей Чуб: «Указанные лимиты определены с учетом судебной практики, в дальнейшем в процессе развития института финансового омбудсмена установленный лимит может быть изменен».

Права уполномоченного

Финансовый уполномоченный вправе запросить у организации, в отношении которой заявлена жалоба, необходимые для рассмотрения документы, даже если те составляют коммерческую, служебную, банковскую или иную охраняемую законом тайну. В свою очередь финансовая организация обязана предоставить необходимые документы в течение пяти дней, следует из законопроекта.

Решение омбудсмена будет вступать в силу со дня подписания, финансовая организация обязана его исполнить в течение 30 дней после даты вступления в силу и проинформировать об исполнении решения либо об отказе. В случае несогласия с решением финансового уполномоченного гражданин вправе в течение 30 дней после вступления решения в силу обратиться в суд, а финансовой организации, не согласной с решением омбудсмена, на обращение в суд дается всего пять дней.

Если в установленный законом срок организация не исполнит решение омбудсмена, гражданин имеет право в течение трех месяцев обратиться к финуполномоченному за исполнительным документом. По своей силе исполнительный документ является фактически исполнительным листом — на его основании судебный пристав приводит решение омбудсмена в исполнение в принудительном порядке. Это серьезная новелла исполнительного производства, считают в Альфа-банке. «За рубежом подробных решений не встречается. В Германии, например, решения омбудсменов, должности которых занимают в том числе бывшие судьи Верховного суда, и то не получает такой юридической силы», — уточнили в банке. Решения российского омбудсмена получают ту же силу, что и решения налоговой службы по взысканию налоговой недоимки, полагают там.

Сроки поджимают

Главное, что не устраивает участник​ов финансового рынка в подготовленном законопроекте, — это предоставляемые им сроки для реагирования. «Считается, что в ряде случаев указанные сроки объективно не позволят страховщику полноценно подготовить материалы», — пояснил РБК президент ВСС Игорь Юргенс. По его словам, страховщики считают целесообразным увеличить срок на исполнение запроса омбудсмена с 5 до 15 рабочих дней после получения страховщиком запроса и увеличить срок на обжалование решения — как минимум до 15 дней с даты его получения страховщиком.

В части сроков законопроект еще обсуждается, рассказала РБК начальник управления претензионно-исковой работы «Ингосстраха» Татьяна Комарова. «Учитывая, что при обращении в суд надо, ознакомившись с обжалуемым решением, успеть оплатить государственную пошлину и получить подтверждающий документ, более оптимальным в данном случае представляется десятидневный срок на обращение в суд», — считает Павел Лавренков из «Ренессанс Страхования». Срок на обжалование решений финансового омбудсмена должен составлять не менее 10–15 рабочих дней, вторит старший вице-президент страховой компании ВСК Алексей Чуб. В «АльфаСтраховании» также уверены, что в этой части срок должен быть увеличен.

​Для исполнения жестких сроков предоставления документов службе финансового омбудсмена потребуется внедрение высокоэффективной системы электронного документооборота, причем каждой из финансовых организаций вне зависимости от масштаба бизнеса, отметили в Альфа-банке.

«Любые изменения сроков возможны только в случае их детального обоснования, обусловленного необходимостью исполнения требований закона», — ответили участникам рынка в ЦБ.

23.03.18 РБК rbc.ru